Научная статья на тему 'К вопросу о реформировании деятельности Конституционного Суда Российской Федерации'

К вопросу о реформировании деятельности Конституционного Суда Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1251
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД / МОДЕРНИЗАЦИЯ СТАТУСА / КОНСТИТУЦИОННОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО / СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ / СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / СТАТУС СУДЕЙ / ПРЕДСЕДАТЕЛЯ И ЕГО ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ЗАЩИТЕ КОНСТИТУЦИОННО ЗАКРЕПЛЕННЫХ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН / THE CONSTITUTIONAL COURT / MODERNIZATION OF THE STATUS / THE CONSTITUTIONAL PROCEEDINGS / A SYSTEM OF PRINCIPLES / STRUCTURAL ORGANIZATION / THE STATUS OF JUDGES / THE CHAIRMAN AND HIS DEPUTIES / ACTIVITIES FOR THE PROTECTION OF CONSTITUTIONAL RIGHTS AND FREEDOMS OF CITIZENS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сердюкова И.Г., Ванян К.Д.

Актуальность вопроса модернизации статуса Конституционного Суда Российской Федерации, рассмотренного в статье, обусловлена необходимостью всестороннего и последовательного анализа законодательного реформирования его деятельности и выработки рекомендаций по совершенствованию правового регулирования его работы в условиях становления России как современного демократического правового государства. Цель статьи заключается в исследовании вопросов, связанных с организацией Конституционного Суда Российской Федерации, его деятельностью по защите конституционно закрепленных прав и свобод граждан и разработке предложений по совершенствованию законодательства на современном этапе. Методологической основой проведенного исследования служит общенаучный аналитический метод познания, включающий в том числе: технико-юридический, сравнительно-правовой, системно-структурный, что позволило автору проанализировать судебную практику, теоретические и нормативно-правовые источники и выявить особенности трансформации законодательного регулирования в конкретных общественных отношениях. Выявлена специфика правовой природы Конституционного Суда Российской Федерации, проведен анализ состава, порядка формирования и структуры Конституционного Суда, принципов конституционного судопроизводства, а также преобразований полномочий органа конституционного правосудия, нацеленных на совершенствование, развитие и модернизацию его статуса, совершенствование его деятельности по защите конституционно закрепленных прав и свобод граждан, рассмотрены вопросы гармонизации деятельности Конституционного Суда с другими судами, международно-правовые аспекты реализации его правомочий, проблема исполнения решений Конституционного Суда; вопросы конституционной безопасности, а также возможность решения актуальных проблем современного общества и государства посредством конституционно-правовой политики. Результаты исследования могут применяться в теоретических исследованиях, посвященных анализу полномочий высшего судебного органа конституционного контроля, законодательного реформирования его деятельности, проблем обеспечения конституционной безопасности современного Российского государства и его граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE QUESTION OF THE REFORM OF THE ACTIVITIES OF THE CONSTITUTIONAL COURT OF THE RUSSIAN FEDERATION

The relevance of the issue of modernization of the status of the constitutional Court of the Russian Federation, discussed in the article, is due to the need for a comprehensive and consistent analysis of the legislative reform of its activities and the development of recommendations for improving the legal regulation of its work in the conditions of the formation of Russia as a modern democratic state of law. The purpose of the article is to study the issues related to the organization of the constitutional Court of the Russian Federation, its activities for the protection of constitutional rights and freedoms of citizens and the development of proposals to improve legislation at the present stage. The methodological basis of the study is the General scientific analytical method of knowledge and the resulting private-scientific methods: system-structural, technical-legal, comparative-legal, which allowed the author to analyze the judicial practice, theoretical and regulatory sources and to identify the features of the transformation of legislative regulation in specific social relations. The specificity of the legal nature of the constitutional Court of the Russian Federation, the analysis of the composition, the order of formation and structure of the constitutional Court, the principles of constitutional justice, as well as the transformation of the powers of the constitutional justice aimed at improving, development and modernization of its status, improving its activities to protect the constitutional rights and freedoms of citizens, the issues of harmonization of the constitutional Court with other courts, international legal aspects of the implementation of its powers, the problem of execution of decisions of the constitutional Court; issues of constitutional security, as well as the possibility of solving urgent problems of modern society and the state through constitutional and legal policy. The results of the study can be used in theoretical studies on the analysis of the powers of the Supreme judicial body of constitutional control, legislative reform of its activities, problems of ensuring the constitutional security of the modern Russian state and its citizens.

Текст научной работы на тему «К вопросу о реформировании деятельности Конституционного Суда Российской Федерации»

УДК: 342.565.2

ББК: 67.400.1

Сердюкова И.Г., Ванян К.Д.

К ВОПРОСУ О РЕФОРМИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Serdyukova I.G., Vanyan GG.

THE QUESTION OF THE REFORM OF THE ACTIVITIES OF THE CONSTITUTIONAL COURT OF THE RUSSIAN FEDERATION

Ключевые слова: Конституционный Суд, модернизация статуса, конституционное судопроизводство, система принципов, структурная организация, статус судей, Председателя и его заместителей, деятельность по защите конституционно закрепленных прав и свобод граждан.

Keywords: the constitutional court, modernization of the status, the constitutional proceedings, a system of principles, structural organization, the status of judges, the Chairman and his deputies, activities for the protection of constitutional rights and freedoms of citizens.

Аннотация: актуальность вопроса модернизации статуса Конституционного Суда Российской Федерации, рассмотренного в статье, обусловлена необходимостью всестороннего и последовательного анализа законодательного реформирования его деятельности и выработки рекомендаций по совершенствованию правового регулирования его работы в условиях становления России как современного демократического правового государства.

Цель статьи заключается в исследовании вопросов, связанных с организацией Конституционного Суда Российской Федерации, его деятельностью по защите конституционно закрепленных прав и свобод граждан и разработке предложений по совершенствованию законодательства на современном этапе.

Методологической основой проведенного исследования служит общенаучный аналитический метод познания, включающий в том числе: технико-юридический, сравнительно-правовой, системно-структурный, что позволило автору проанализировать судебную практику, теоретические и нормативно-правовые источники и выявить особенности трансформации законодательного регулирования в конкретных общественных отношениях.

Выявлена специфика правовой природы Конституционного Суда Российской Федерации, проведен анализ состава, порядка формирования и структуры Конституционного Суда, принципов конституционного судопроизводства, а также преобразований полномочий органа конституционного правосудия, нацеленных на совершенствование, развитие и модернизацию его статуса, совершенствование его деятельности по защите конституционно закрепленных прав и свобод граждан, рассмотрены вопросы гармонизации деятельности Конституционного Суда с другими судами, международно-правовые аспекты реализации его правомочий, проблема исполнения решений Конституционного Суда; вопросы конституционной безопасности, а также возможность решения актуальных проблем современного общества и государства посредством конституционно-правовой политики.

Результаты исследования могут применяться в теоретических исследованиях, посвященных анализу полномочий высшего судебного органа конституционного контроля, законодательного реформирования его деятельности, проблем обеспечения конституционной безопасности современного Российского государства и его граждан.

Abstract: the relevance of the issue of modernization of the status of the constitutional Court of the Russian Federation, discussed in the article, is due to the need for a comprehensive and consistent analysis of the legislative reform of its activities and the development of recommendations for improving the legal regulation of its work in the conditions of the formation of Russia as a modern democratic state of law.

The purpose of the article is to study the issues related to the organization of the constitutional Court of the Russian Federation, its activities for the protection of constitutional rights and freedoms of citizens and the development ofproposals to improve legislation at the present stage.

The methodological basis of the study is the General scientific analytical method of knowledge and the resulting private-scientific methods: system-structural, technical-legal, comparative-legal, which allowed the author to analyze the judicial practice, theoretical and regulatory sources and to identify the features of the transformation of legislative regulation in specific social relations.

The specificity of the legal nature of the constitutional Court of the Russian Federation, the analysis of the composition, the order of formation and structure of the constitutional Court, the principles of constitutional justice, as well as the transformation of the powers of the constitutional justice aimed at improving, development and modernization of its status, improving its activities to protect the constitutional rights and freedoms of citizens, the issues of harmonization of the constitutional Court with other courts, international legal aspects of the implementation of its powers, the problem of execution of decisions of the constitutional Court; issues of constitutional security, as well as the possibility of solving urgent problems of modern society and the state through constitutional and legal policy.

The results of the study can be used in theoretical studies on the analysis of the powers of the Supreme judicial body of constitutional control, legislative reform of its activities, problems of ensuring the constitutional security of the modern Russian state and its citizens.

«Чтобы идти вперед, динамично развиваться, мы должны расширить пространство свободы, укреплять институты демократии, местного самоуправления, структуры гражданского общества, судов, быть страной, открытой миру, новым идеям и инициативам».

В.В. Путин1

Высший орган конституционного правосудия Российской Федерации, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства, выступает одним из ключевых элементов системы правосудия и системы государственной власти Российского государства на современном этапе.

Предназначение Конституционного Суда и характер его деятельности определяются фундаментальными началами и духом Конституции, международно-правовыми нормами и принципами и циви-лизационными началами современного мира.

Как справедливо отмечается в юридической науке, «его деятельность и решения имеют существенное значение в формировании демократического общества и право-

1 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 01.03.2018 // Российская газета 02.03.2018. № 7509.

вого государства, в реализации конституционного принципа уважения прав и свобод человека, в достижении международно-правовых стандартов»2.

Как представляется, специфика правовой природы Конституционного Суда Российской Федерации заключается в его особом месте в системе разделения властей и судебной системе Российской Федерации, что позволяет определить ее как двойственную. Поскольку, с одной стороны, он выступает составной частью общей системы судебной власти, с другой, его можно отнести к высшим органам государственной власти, посредством которого осуществляется непосредственное участие судебной ветви власти в разделении властей и поддерживается баланс власти. Кроме того, все большую значимость и остроту в современных условиях приобретает компетенция Конституционного Суда Российской Федерации в сфере обеспечения и защиты прав человека.

В этой связи, хотелось бы акцентировать внимание на полномочиях Конституционного Суда Российской Федерации и законодательной модернизации его статуса в период с 2001 по 2018 гг. При этом важно

2 Витрук Н.В. Конституционное правосудие в России (1991-2001 гг.): Очерки теории и практики. - М.: Городец-издат. 2001. С.6.

отметить, что трансформация полномочий Конституционного Суда и законодательная модернизация его статуса в обозначенный период осуществлялась одновременно с развитием правового государства в России, повышением его роли и статуса в мире, а также в сфере правоприменительной практики и в вопросах защиты прав человека.

Следует подчеркнуть, что модернизация статуса Конституционного Суда осуществлялась путем внесения целого ряда изменений и дополнений непосредственно в Федеральный конституционный закон, причем попытки его преобразования предпринимались практически с момента принятия данного закона. Попытаемся проанализировать проведенные преобразования полномочий органа конституционного правосудия.

Итак, Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» практически, по своей сути, это первый конституционный закон, принятый в 1994 году, то есть сразу после вступления в силу Конституции России 1993 года, что подчеркивает его первостепенное значение, поскольку именно Конституционный Суд как орган конституционного контроля способен выступить гарантом охраны конституционного законодательства и Основного закона страны.

Очевидным и неоспоримым сегодня является осознание того, что сам факт принятия Конституции России на всенародном референдуме в 1993 году позволил сохранить суверенитет и государственность России, способствовал переходу России к рыночной экономике и демократическому политическому режиму.

Анализируя историю образования и учреждения Конституционного Суда в России, необходимо подчеркнуть, что сам момент создания Конституционного Суда РФ совпал с разгаром политического противостояния и раскола в обществе. Приходится констатировать, что на деятельность суда оказывалось сильное политическое влияние, которое видимо и привело к приостановлению его деятельности в период с 21 сентября 1993 года по 21 июля 1994 года.

В дальнейшем, несмотря на стабилизацию политических процессов в обществе, в Федеральный конституционный закон о

Конституционном суде неоднократно вносились всевозможные дополнения и уточнения, при этом процесс преобразований, нацеленный на совершенствование, развитие и модернизацию его статуса, продолжается.

Принципиально важно подчеркнуть, что с момента принятия и по настоящее время активно осуществлялась модернизация статуса Конституционного Суда путем внесения изменений и дополнений непосредственно в вышеуказанный закон. Однако, несмотря на все преобразования, происходящие в последние двадцать семь лет, высший судебный орган конституционного правосудия вынес большое число постановлений и определений, в большинстве своем связанных с решением вопросов обеспечения и защиты прав человека.

Анализируя решения Конституционного Суда, невозможно оставить без внимания проблемы исполнения решений Конституционного Суда, вопросы гармонизации его деятельности с другими судами, а также международно-правовые аспекты реализации его правомочий.

В этой связи прежде всего хотелось бы привести высказывание В.Д. Зорькина: «правовые позиции Конституционного Суда, содержащиеся в решениях, фактически отражают его особое правотворчество. Решения Конституционного Суда с содержащимися в них правовыми позициями занимают особое место в общей системе источников права России»1, поскольку вправе признать закон неконституционным и тем самым лишить его действия.

Проведенный анализ показывает, что все большую значимость в условиях становления России как современного демократического правового государства приобретают решения суда, рассматривающие вопросы защиты конституционно закрепленных прав и свобод граждан и в наибольшей степени, конечно же, в социально-экономической сфере.

Говоря о современной России, следовало бы отметить, что сохраняют актуальность вопросы обеспечения и защиты прав

1 Зорькин В.Д. Прецедентный характер решений Конституционного суда Российской Федерации // Журнал российского права. 2014. № 12. С. 5.

человека, и в первую очередь экономических и социальных прав, позволяющих обеспечить достойный уровень жизни нашим гражданам. О первостепенном значении социального и экономического благополучия российских граждан свидетельствуют и слова главы нашего государства. В своих Посланиях Федеральному Собранию РФ уже неоднократно в качестве одной из главных целей он обозначал - повышение благосостояния граждан.

Безусловно, экономические и социальные права, предоставляемые государством своим гражданам, в сложившейся системе конституционных прав и свобод занимают наиболее значимое место, поскольку их реализация напрямую связана с усилиями государства и его позитивным вмешательством, без которого они просто не могут быть реализованы.

Здесь большим плюсом Российской Конституции и правового статуса самого органа конституционного правосудия является делегирование гражданам права на обращение с жалобами в орган конституционного контроля.

С учетом вышеизложенного нельзя не согласиться со справедливой позицией о том, что «выполняя поставленные перед ним задачи, Конституционный Суд по вопросам защиты прав человека не только действует параллельно с другими судами, но и процессуально с ними связан, в результате чего возникают некоторые вопросы гармонизации их деятельности»1.

Так, например, в случае обращения граждан России в высший орган конституционного контроля с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав законом, примененным в конкретном деле, в соответствии со ст. 98 Федерального конституционного закона «О Конституционном суде» соответствующий суд только может приостановить исполнение судебного постановления до принятия решения Конституционным судом РФ. В то же время возможен и факт не при-

1 Грипп Э.Х., Яхина Ю.Х. О роли Конституционного суда Российской Федерации в защите прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: конституционно-правовые аспекты // Правовое государство: теория и практика. 2015. Т. 3. № 41. С. 68 - 74.

остановления производства по делу, что ставит под сомнение качество защиты права гражданина, поскольку в этом случае закон допускает факт нарушения права.

В этой связи, очевидна необходимость внесения изменения в указанную ст. 98 закона «О Конституционном суде», в которой формулировку: «соответствующий суд может приостановить» автором предлагается заменить на формулировку: «соответствующим судом приостанавливается». Как представляется, это позволит избежать применения закона, не соответствующего Конституции РФ, повысит уровень судебной защиты и установление правосудия.

В настоящее время Конституционный Суд Российской Федерации эффективно справляется с выполнением весьма непростой задачи по охране Основного закона и конституционного порядка в целом, при этом процесс развития Конституционного Суда продолжается.

Проведенный анализ состава, порядка формирования и структуры Конституционного Суда Российской Федерации, а также принципов конституционного судопроизводства, позволяет сделать ряд выводов:

Во-первых, сложившаяся система принципов конституционного судопроизводства гарантирует и обеспечивает защиту прав граждан и соблюдение требований по защите прав, отраженных в Конституции РФ.

Во-вторых, регулирование отношений, связанных со структурной организацией Конституционного Суда, статусом самих судей, а также Председателя и его заместителей заметно трансформировалось, а именно:

- в целях снижения вероятности возникновения коллизий между решениями суда упразднены его палаты. Вместе с тем, как показал проведенный анализ, нововведение, связанное с возможностью рассматривать дела в порядке письменного производства, нацеленное на ускорение рассмотрения дел в Конституционном суде в то же время можно считать в определенной степени компенсационной мерой в связи с упразднением палат суда;

- полномочия самих судей теперь конкретным сроком не ограничиваются, хотя

сохранен предельный возраст пребывания в должности 70 лет. Изменения, затрагивающие статус конституционного судьи косвенно коснулись его права на особое мнение, поскольку изначально особые мнения судей публиковались в официальных изданиях одновременно с решением Конституционного Суда. Сейчас публикация осуществляется только в Вестнике Конституционного Суда РФ, имеющим соответственно меньший тираж;

- изменения затронули статус руководства Конституционного Суда, а именно Председателя суда и его двух заместителей. С учетом поправок, внесенных в Закон о суде в 2010 году, реформирующих саму процедуру наделения их полномочиями что, думается, связано с попыткой привести к единым правилам и создать единый порядок назначения на должность руководства всех высших судов России.

В-третьих, высокие требования к кандидатам на должности Конституционных судей причем, не только к их профессиональным знаниям, но и к их моральным качествам, а также особенности структуры и работы Конституционного Суда Российской Федерации определяют высокую роль самого Конституционного Суда в системе правосудия в России.

На наш взгляд, сохраняет значимость и потребность совершенствования в дальнейшем работы высшего органа конституционного правосудия России, нацеленной на защиту конституционных прав и свобод граждан. Принимая во внимание продолжительность рассмотрения высшим органом конституционного правосудия России многочисленных дел по жалобам граждан -следует зафиксировать максимальный срок для рассмотрения таких дел, поскольку в настоящее время ограничение времени для окончательного вынесения решения отсутствует, а это позволило бы повысить эффективность работы Конституционного Суда Российской Федерации.

Как представляется, происходившую в последнее десятилетие законодательную модернизацию конституционно-правового статуса Конституционного Суда РФ невозможно оценить однозначно. С одной стороны, можно констатировать, что его различ-

ные элементы преобразовывались с позиций «вымывания» его качеств как самостоятельного конституционного органа государственной власти со всеми вытекающими последствиями возможности его влияния на конституционные процессы, происходящие в России. С другой стороны, с помощью законодательной модернизации вводились такие положения, как легализация письменного судопроизводства, установление правового порядка исполнения решений и другие, нацеленные на повышение эффективности деятельности Конституционного Суда.

Исходя из анализа проведенных преобразований полномочий Конституционного Суда в период с 2001 по 2018 годы, можно сделать следующие выводы: во-первых, полномочия Конституционного Суда и законодательная модернизация его статуса в рассматриваемый период развивались и расширялись одновременно с развитием правового государства в России, его роли и статуса в мире, в сфере правоприменительной практики в вопросах защиты прав человека; во-вторых, необходимо констатировать, что само предназначение Конституционного Суда и характер его деятельности находят опору в фундаментальных началах и духе Конституции, сопрягаясь при этом с общепризнанными принципами и нормами международного права и цивилизационны-ми началами современного мира.

Проведенный анализ принципов и форм защиты прав человека посредством конституционного контроля позволяет отметить, что в целях повышения уровня судебной защиты и установления правосудия необходимо внести соответствующие поправки в ст. 98 Федерального конституционного закона «О Конституционном суде Российской Федерации». Представляется необходимым, заменить формулировку: «соответствующий суд может приостановить» на формулировку: «соответствующим судом приостанавливается», что по-нашему мнению позволит избежать применения закона, не соответствующего Конституции Российской Федерации.

Сохраняет актуальность проблема исполнения решений Конституционного Суда, обусловленная не столько качеством, при-

нимаемых им решений, сколько сформировавшейся в настоящее время правовой культурой и правосознанием в современном обществе. Как представляется, для преодоления указанной проблемы необходимы совместные усилия прокуратуры и судов, органов законодательной и исполнительной власти.

Здесь следует подчеркнуть, что в соответствии с ч. 2 ст. 77 Закона о Конституционном суде в целях осуществления контроля постановления Конституционного Суда РФ в обязательном порядке направляются Генеральному прокурору РФ. В свою очередь, Генеральная прокуратура РФ дважды в год направляет информацию в Конституционный Суд о результатах надзорной работы, включая надзорную работу прокуратур субъектов федерации1. Таким образом, возможно говорить о роли и значимости прокуратуры в процессе приведения законодательства субъектов в соответствие с решениями Конституционного Суда.

Кроме того, в соответствии с Законом о прокуратуре органы прокуратуры призваны обеспечивать «неукоснительное соблюдение правоприменительными органами правовых позиций Конституционного Суда до внесения соответствующих изменений в правовое регулирование»2.

Характеризуя прецеденты и акты толкования, создаваемые Конституционным судом, Б.С. Эбзеев отмечает, что они «являются высшими по своей юридической силе правовыми нормами, распространяются на неопределенно большой круг случаев и субъектов конституционно-правовых отно-шений»3. Рассматривая роль актов толкования, Л.В. Лазарев отмечает, что ее предназначение видится в том, что «итоговое решение как правовой вывод, содержащийся в резолютивной части, выступает в качестве нормативного предписания (нормы), кото-

1 См.: Ульянов А.Ю. Роль органов Прокуратуры в исполнении решений Конституционного суда России // Законность. 2017. № 4. С. 21-24.

2 Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (ред. от 29.07.2017) // www.consultant.ru.

3 Эбзеев Б.С Толкование Конституции Кон-

ституционным судом Российской Федерации: теоре-

тические и практические проблемы // Государство и

право. - 2014. - № 5. - С. 7.

рым нормативный акт или его отдельные положения признаются неконституционны-

4

ми» .

Сказанное означает, что решения Конституционного Суда и содержащиеся в них правовые позиции выполняли и продолжают выполнять важную роль в правовом регулировании, в особенности в части соблюдения конституционных прав граждан.

Важно отметить, что статья 6 Закона о судебной системе Российской Федерации закрепляет обязательность вступивших в законную силу постановлений судов5. Между тем Конституционный Суд РФ в течение длительного периода времени с момента своего создания отмечает тенденцию роста числа его неисполненных решений.

Как представляется, посредством внесения изменений в 2016 году в Закон о Конституционном суде законодателем была предпринята попытка расширить юридическую силу решений Конституционного Суда РФ. В частности, «с момента вступления в силу постановления Конституционного Суда не допускается применение либо реализация каким-либо иным способом нормативного акта или отдельных его положений, признанных таким постановлением не соответствующими Конституции Российской Федерации»6.

Таким образом, суды общей юрисдикции, арбитражные суды при рассмотрении дел после вступления в силу постановления Конституционного Суда не вправе руководствоваться нормативным актом или отдельными его положениями, признанными этим постановлением Конституционного Суда не соответствующими Конституции Российской Федерации. Думается, что подобные изменения призваны существенно оптимизировать процесс реализации принятых актов конституционного правосудия.

Лазарев Л.В. Комментарий к Конституции Российской Федерации / под общ. ред. Л.В. Лазарева. -М.: 2009. С. 73.

5 Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (ред. от 05.02.2014) // Российская газета. -1997. - 6 января.

6 Федеральный конституционный закон от 28.12.2016 №11-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном суде Российской Федерации» // www.consultant.ru.

На наш взгляд, юридическая сила всех видов решений Конституционного Суда определяет высокую степень их роли в правовой системе Российской Федерации. Игнорирование или затягивание исполнения решений Конституционного Суда ставит под сомнение саму суть конституционного контроля. Таким образом, их исполнение является важнейшим критерием авторитета Конституционного Суда и правосудия в России в целом, причем, как внутри государства, так и на международном уровне.

Опираясь на проведенный анализ международно-правовых аспектов реализации правомочий Конституционного Суда, следует подчеркнуть, что его правовые позиции выполняли, выполняют и будут выполнять большую и значимую роль в правовом регулировании, в особенности в части соблюдения конституционных прав граждан.

Однако здесь важно отметить, что конституционное судопроизводство не относится к тем внутригосударственным правовым средствам, использование которых должно рассматриваться в качестве обязательной предпосылки для обращения в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.

Более того, нельзя не согласиться с мнением о том, что «Конституционный Суд России, используя правовые позиции Европейского суда, ориентирует законодательный процесс, судебную и иную правоприменительную практику на то, чтобы она соответствовала современному пониманию прав и свобод человека и гражданина»1.

Сказанное означает, что орган российского конституционного правосудия является важным проводником между двумя звеньями - российской правовой системой и международной правоприменительной практикой, ориентированной на защиту конституционных прав и свобод граждан.

Вместе с тем, как уже отмечалось выше, Конституционный Суд наделен правом разрешать вопрос о возможности исполнения решения межгосударственного органа

по защите прав и свобод человека в том случае, если такое решение, основанное на положениях международного договора Российской Федерации, в истолковании приводит к расхождению с Конституцией Российской Федерации2.

Здесь необходимо подчеркнуть, что российская правовая система уже сталкивалась с различным истолкованием содержания конституционных прав и свобод человека и гражданина в практике Конституционного Суда и Европейского суда по правам человека.

Ярким примером, в котором Европейский суд по правам человека впервые крайне негативно оценил выводы Конституционного Суда РФ, стало дело «Маркин против России»3: было признано наличие дискриминации заявителя и нарушение его конвенционных прав. Надо отметить, что при рассмотрении «Дела Константина Маркина» Конституционной суд РФ оказал прямое влияние на объем своих полномочий. Поскольку в постановлении от 6 декабря 2013 г.4 Конституционный Суд РФ фактически закрепил за собой исключительное право по решению вопроса о применимости норм, которые препятствуют исполнению постановлений Европейского суда по правам человека.

С учетом сказанного представляется актуальным и своевременным внесение изменений в 2015 году в Федеральный конституционный закон «О Конституционном суде Российской Федерации», поскольку позволяет сегодня на законных основаниях подвергнуть сомнению справедливость решений, принимаемых Европейским судом

1 Волчанская А.Н. Защита прав человека: основные направления и пути развития // Вестник Волгоградского государственного университета. 2012. №1. С. 195. //new.volsu.ru/struct/generalservices/ publish/vestniki.

Федеральный конституционный закон от

14.12.2015 №7-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном суде Российской Федерации» // www.consultant.ru.

3 Постановление Большой Палаты Европейского суда по правам человека от 22 марта 2012 г. по делу «Константин Маркин против России» (Konstantin Markin v. Russia, жалоба №30078/06). URL: http://europeancourt.ru.

4 Постановление Конституционного суда РФ от 6 декабря 2013 г. №27-П по делу о проверке конституционности положений статьи 11 и пунктов 3 и 4 части четвертой статьи 392 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом президиума Ленинградского окружного военного суда // Российская газета. 2013. 18 декабря.

по правам человека.

На наш взгляд, все большую актуальность приобретает проблема обеспечения конституционной безопасности современного Российского государства и его граждан. Острота проблемы обусловлена прежде всего тем, что конституционные нормы наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права выступают основными источниками формирования правовой политики современной России. Следовательно, в основе правовой политики государства как широкоформатного и многогранного правового явления лежит конституционно-правовая политика, составляющая ее неотъемлемую, базовую часть.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Именно в Конституции Российской Федерации находят закрепление такие ключевые институты, как права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство нашего государства, институт президента, законодательная, исполнительная и судебная власть, основы конституционного строя, вопросы соотношения национальной правовой системы и международного права.

Нельзя не отметить, что в отдельных областях влияние международного права на национальное законодательство постоянно возрастает, например, в части обеспечения основных прав и законных интересов человека, защиты окружающей среды, обеспечения безопасности. При этом, наиболее тесная взаимосвязь и взаимовлияние прослеживается между правом международным и конституционным.

Возможность решения актуальных проблем современного общества и государства посредством конституционно-правовой политики видится в расстановке приоритетов в международно-правовой сфере. Один из таких актуальных ориентиров видится в обеспечении совместимости международной и национальной правовых систем. Другим, не менее важным приоритетом выступает сохранение суверенитета государства и верховенства права как на внутринациональном, так и на международном уровне.

Именно здесь первостепенное значение приобретает эффективная работа высшего органа конституционного контроля, а значит, «буквальное понимание конституционной безопасности в большей степени

применимо к деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, как высшего арбитра в вопросах соответствия конституционному тексту всего внутреннего законодательства»1.

Подводя итог сказанному, необходимо сделать ряд выводов, а именно:

во-первых, предназначение Конституционного Суда и характер его деятельности определяются фундаментальными началами и духом Конституции, международно-правовыми нормами и принципами и циви-лизационными началами современного мира;

во-вторых, трансформация полномочий Конституционного Суда и законодательная модернизация его статуса в период с 2001 по 2018 гг. осуществлялась одновременно с развитием правового государства в России, повышением его роли и статуса в мире, а также в сфере правоприменительной практики и в вопросах защиты прав человека;

в-третьих, специфика правовой природы Конституционного Суда Российской Федерации заключается в его особом месте в системе разделения властей и судебной системе Российской Федерации, что позволяет определить ее как двойственную, поскольку, с одной стороны, он выступает составной частью общей системы судебной власти, с другой, его можно отнести к высшим органам государственной власти, посредством которого осуществляется непосредственное участие судебной ветви власти в разделении властей и поддерживается баланс власти;

в-четвертых, модернизация статуса Конституционного Суда осуществлялась путем внесения целого ряда изменений и дополнений непосредственно в Федеральный конституционный закон, причем попытки его преобразования предпринимались практически с момента принятия данного закона;

в-пятых, проблема исполнения решений Конституционного Суда обусловлена

1 Конституционно-правовая политика современной России: идеи, приоритеты, ценности, направления: монография / П.П. Баранов, А.И. Овчинников, А.Ю. Мамычев и др.; под ред. П.П. Баранова, А.И. Овчинникова. - М.: РИОР: ИНФРА-М, 2018. С. 95.

не столько качеством, принимаемых им решений, сколько сформировавшейся в настоящее время правовой культурой и правосознанием в современном обществе и для ее преодоления необходимы совместные усилия различных органов власти, и прежде всего прокуратуры и судов;

в-шестых, юридическая сила всех видов решений Конституционного Суда определяет высокую степень их роли в правовой системе Российской Федерации, их игнорирование или затягивание исполнения ставит под сомнение саму суть конституционного контроля, следовательно, их исполнение является важнейшим критерием авторитета Конституционного Суда и правосудия в России в целом;

в-седьмых, опираясь на проведенный анализ международно-правовых аспектов реализации правомочий Конституционного

Суда, следует подчеркнуть, что его правовые позиции выполняли, выполняют и будут выполнять большую и значимую роль в правовом регулировании, в особенности в части соблюдения конституционных прав граждан.

Проведенный анализ показал, что, несмотря на активное проведение модернизации статуса Конституционного Суда, он продолжает выполнять сложнейшие задачи по охране конституционного порядка в России. Предназначение Конституционного Суда и характер его деятельности определяются фундаментальными началами и духом Конституции нашей страны, соответствуют сложившимся и признанным в России и в мире нормам и принципам международного права и цивилизационными началами современного мира.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Витрук, Н.В. Конституционное правосудие в России (1991-2001 гг.): Очерки теории и практики. - М.: Городец-издат, 2001. - С. 6.

2. Волчанская, А.Н. Защита прав человека: основные направления и пути развития // Вестник Волгоградского государственного университета. - 2012. - №1. - С. 195 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://new.volsu.ru/struct/generalservices/ publish/vestniki (дата обращения: 11.06.2018).

3. Грипп, Э.Х., Яхина, Ю.Х. О роли Конституционного Суда Российской Федерации в защите прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: конституционно -правовые аспекты // Правовое государство: теория и практика. - 2015. - Т. 3. № 41. - С. 68-74.

4. Зорькин, В.Д. Прецедентный характер решений Конституционного Суда Российской Федерации // Журнал российского права. - 2014. - № 12. - С. 5.

5. Конституционно-правовая политика современной России: идеи, приоритеты, ценности, направления: монография / П.П. Баранов, А.И. Овчинников, А.Ю. Мамычев и др.; под ред. П.П. Баранова, А.И. Овчинникова. - М.: РИОР: ИНФРА-М, 2018. - С. 95.

6. Лазарев, Л.В. Комментарий к Конституции Российской Федерации / под общ. ред. Л.В. Лазарева - М., 2009. - С. 73.

7. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 01.03.2018 // Российская газета. - 02.03.2018. - № 7509.

8. Постановление Большой Палаты Европейского суда по правам человека от 22 марта 2012 г. по делу «Константин Маркин против России» (Konstantin Markin v. Russia, жалоба №30078/06) [Электронный ресурс]. - URL: http://europeancourt.ru (дата обращения: 14.06.2018).

9. Постановление Конституционного Суда РФ от 6 декабря 2013 г. №27-П по делу о проверке конституционности положений статьи 11 и пунктов 3 и 4 части четвертой статьи 392 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом президиума Ленинградского окружного военного суда // Российская газета. - 2013, 18 декабря.

10. Ульянов, А.Ю. Роль органов Прокуратуры в исполнении решений Конституционного Суда России // Законность. - 2017. - № 4. - С. 21-24.

11. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской

Федерации» (ред. от 29.07.2017) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 15.06.2018).

12. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (ред. от 05.02.2014) // Российская газета. - 1997, 6 января.

13. Федеральный конституционный закон от 14.12.2015 №7-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном суде Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 18.06.2018).

14. Федеральный конституционный закон от 28.12.2016 №11-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном суде Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 21.06.2018).

15. Эбзеев, Б.С Толкование Конституции Конституционным судом Российской Федерации: теоретические и практические проблемы // Государство и право. - 2014. - № 5. -С. 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.