дения о лицах и фактах, представляющих оперативный интерес, путем установления между ними причинно-следственных связей с целью подготовки дополнительных выводов и предложений о путях дальнейшего использования имеющейся информации об изучаемых лицах и фактах.
Список литературы:
1. Состояние преступности в России за 2009 год. - М., ГИАЦ МВД РФ.
2. Яковец Е.Н. Проблемы аналитической работы в ОРД ОВД: Монография. - М.: Изд. дом И.И. Шумиловой, 2005.
3. Кузнецов И.Н. Учебник по информационно-аналитической работе. -М., 2001.
4. Плэтт В. Стратегическая разведка. Основные принципы. - М.: Изд. дом «Форум»., 1997.
5. Труды ВИПК МВД России: Выпуск 20. Актуальные проблемы теории и практики оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел на современном этапе: Материалы межвузовской научно-практической конференции: в 2-х ч. - Ч. 2 / Сост. В.В. Савушкин, Л.А. Кочетова. -Домодедово: ВИПК МВД России, 2007. - 115 с.
К ПРОБЛЕМЕ ИСПОЛНЕНИЯ СУДЕБНЫХ АКТОВ МИРОВЫХ СУДЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
© Варламова В.Л.*
Петрозаводский городской суд Республики Карелия, Петрозаводский государственный университет, г. Петрозаводск
В статье анализируется проблема исполнения судебных актов мировой юстиции в Российской Федерации с позиции комплексного подхода, в части усиления конституционно-правового регулирования и расширения уголовной ответственности за неисполнение судебных актов.
Проблема исполнения судебных актов в России актуальна и значима, привлекает пристальное внимание главы государства, высшего руководства федеральных судов, общественности. Президент России Д. Медведев выступая 2 декабря 2008 года на VII Всероссийском съезде судей обозначил исполнение судебных актов нетленной темой, неисполнение каждого второго решения суда, судов как общих, так и арбитражных [1]. Ранее, в послании Президента Российской Федерации (РФ) Федеральному Собранию РФ 5 ноября 2008 года, Президент РФ Д. Медведев подчеркнул,
* Помощник судьи, соискатель кафедры Международного и конституционного права Петрозаводского государственного университета.
что исполнение судебных решений все еще огромная проблема всех судов, строгое исполнение судебных решений одной из первоочередных новаций развития судебной системы, важнейшей составляющей права граждан на справедливое судебное разбирательство, также отметил общую причину неисполнения судебных решений как отсутствие реальной ответственно -сти должностных лиц, и самих граждан, которые не исполняют решения суда, и необходимость введения такой ответственности [2]. Председатель Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькин затрагивая на VII Всероссийском съезде судей вопросы деятельности Верховного Суда РФ, отметил необходимость предусмотреть формы осуществления Верховным Судом РФ контроля за соблюдением исполнением судебных решений [3]. Председатель Верховного Суда РФ В.М. Лебедев подчеркнул, что сложившаяся ситуация с исполнением судебных актов подрывает веру в правосудие, вселяет уверенность в безнаказанность противоправных действий как отдельных граждан, так и должностных лиц. Неоправданно длительное исполнение судебных решений по конкретным делам служит поводом для обращения граждан в Европейский суд по правам человека. Верховный Суд РФ полностью разделяет и уверенность Президента РФ в необходимости разработки дополнительных мер ответственности должностных лиц и граждан за неисполнение судебного решения, а также поддерживает предложение Министерства юстиции о необходимости разработки и принятия соответствующей федеральной целевой программы, направленной на реформирование системы исполнения судебных актов [4].
Проблема исполнения судебных актов мировых судей в РФ безусловно значима и актуальна, реальное исполнение постановленных по делам судебных актов являясь итоговым компонентом конституционного права личности на судебную защиту вбирает в себя всю сущность процессуальной деятельности мировых судей в РФ по отправлению правосудия, итоговым результатом которой является обеспечение реализации конституционных прав человека и гражданина, восстановление нарушенных или оспоренных прав и законных интересов.
Судья, доктор юридических наук А.Ф. Изварина подчеркивает, что реальное исполнение судебных решений есть проявление высшего уровня защиты прав граждан в России, защиты судебной властью, от качественной деятельности органов судебной власти, способных своими силами и средствами реально защитить на высочайшем уровне права граждан, зависит спокойствие граждан, сила государственной власти в целом и величие государства [5].
Разрешение проблемы исполнения судебных актов всей судебной системы, в том числе мировых судей в РФ представляется возможным с позиции комплексного подхода к исследуемой проблеме: 1. совершенствование конституционно-правового регулирования как усиление положений ст.
120 Конституции Российской Федерации [6]; 2. анализ и оптимизация норм материального права, в том числе расширение уголовной ответственности, посредством дополнения общим субъектом и квалифицирующими признаками преступления ст. 315 Уголовного Кодекса РФ [7] (УК РФ) устанавливающей уголовную ответственность за неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта; 3. совершенствование административной ответственности, посредством изменения ст. 17.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях [8] (КоАП РФ) устанавливающей административную ответственность за нарушение законодательства об исполнительном производстве; 4. совершенствование механизма контроля федеральными судами и судами субъектов РФ, в частно -сти мировыми судьями, за исполнением вступивших в законную силу судебных решений и иных судебных актов.
В рамках настоящей статьи будут рассмотрены первые два компонента комплексного подхода к исследуемой проблеме.
Обращаясь к первому компоненту разрешения проблемы необходимо отметить, что действующим законодательством, а именно ст. 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» [9], установлена обязательность судебных постановлений, так, вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации (п. 1), неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом (п. 2).
Вместе с тем острота проблемы, и детальный анализ ряда конституционных положений позволяет сделать вывод о необходимости усиления ст. 120 Конституции Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации устанавливает статус актов Президента РФ (ч. 2 ст.90) определяя, что указы и распоряжения Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории РФ, а также статус актов Правительства РФ (ч. 2 ст. 115) устанавливая, что постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению в РФ. Вместе с тем аналогичная статья, либо часть статьи об итоговых актах судебной власти, в том числе положение о том, что судебные акты - вступившие в законную силу решения суда обязательны к исполнению на всей территории России, в Конституции Российской Федерации отсутствуют.
В этой связи, учитывая значимость проблемы исполнения судебных актов, и мировой юстиции в частности, исходя из признания человека, его прав и свобод в России высшей ценностью, в целях обеспечения конституционных прав личности, эффективного восстановления нарушенных или оспариваемых прав личности, повышения в обществе авторитета судебной власти, и мировой юстиции в частности, укрепления законности и правопорядка, усиления России как правового государства в целом, представляется возможным разрешением исследуемой проблемы (без дополнения ст. 46 Конституции Российской Федерации в части вменения в обязанность каждого находящегося на территории РФ исполнить вступившие в отношении него в силу судебные решения и иные судебные акты), конституционно-правовое закрепление обязательности вступивших в законную силу решений суда и иных судебных актов на всей территории РФ, дополнив ст. 120 Конституции Российской Федерации частью 3 следующего содержания, использовав при этом в том числе собирательное, для итоговых актов судебной власти, существующее понятие «судебный акт»:
«3. Вступившие в законную силу судебные решения и иные судебные акты обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации. Уклонение от исполнения вступившего в законную силу судебного решения и иного судебного акта не допускается».
Обозначенное дополнение ст. 120 Конституции России также будет соответствовать ст. 7 Всеобщей декларации прав человека, устанавливающей равенство всех людей перед законом и право каждого, без всякого различия, на равную защиту закона, а также ст. 8 Всеобщей декларации прав человека, провозглашающей право каждого человека на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом, а также ст. 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, провозглашающей право каждого, чьи права и свободы нарушены, на эффективное средство правовой защиты в государственном органе.
Анализируя второй компонент возможного разрешения исследуемой проблемы необходимо отметить, что существующая мера уголовно-правовой ответственности за неисполнение судебных актов не совершенна, в полной мере не позволяет разрешить проблему исполнения судебных актов физическими лицами, не обладающими как субъект преступления специальным статусом, а именно ввиду отсутствия в ст. 315 УК РФ «Неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта» общего субъекта преступления.
Действующий УК РФ устанавливает состав преступления против правосудия, непосредственно относящийся к проблеме исполнения судебных решений и иных судебных актов статьей 315 УК РФ «Неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта», с обозначением
именно злостного неисполнения судебного акта признаком преступления. Детальный анализ ст. 315 УК РФ позволяет сделать вывод о необходимости расширения субъектного состава и дополнения ст. 315 УК РФ общим субъектом, не обладающим специальным статусом - физическое лицо, с указанием достижения таковым 16 летнего возраста как минимального возрастного критерия признания лица субъектом преступления и привлечения к уголовной ответственности, а также расширением квалифицирующих признаков преступления. Расширение объективной стороны преступления с указанием кроме уже имеющегося признака преступления (злостное неисполнение вступивших в законную силу приговора, решения суда или иного судебного акта), квалифицирующим признаком как неисполнение (то есть не злостным) вступивших в законную силу приговора, решения суда или иного судебного акта, по мнению автора настоящей статьи, не требуется. В связи с чем предлагается дополнить ст. 315 УК РФ частью 1 и частью 2 следующего содержания:
«1. Неисполнение вступившего в законную силу приговора суда, решения суда или иного судебного акта, воспрепятствование их исполнению, а равно злостного уклонение от исполнения, - наказываются штрафом до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов.
2. Те же деяния, совершенные:
а) в отношении малолетнего несовершеннолетнего, или иного лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии либо в материальной или иной зависимости от виновного;
б) в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности, а также в отношении малолетнего, несовершеннолетнего, другого беззащитного или беспомощного лица либо лица, находящегося в зависимости от виновного, - наказываются штрафом до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов».
Список литературы:
1. Выступление Президента Российской Федерации Д.А. Медведева (редакционный материал) // Российская юстиция. - 2009. - № 1. - С. 4.
2. Российская газета. - 06.11.2008.
3. Выступление Председателя Конституционного Суда Российской Федерации В.Д. Зорькина (редакционный материал) // Российская юстиция. - 2009. - № 1. - С. 8.
4. Выступление Председателя Верховного Суда Российской Федерации В.М. Лебедева (редакционный материал) // Российская юстиция. -2009. - № 1. - С. 17.
5. Изварина Ф.А. Исполнение судебного решения судом должно быть неотъемлемой частью судебной защиты // СПС Консультант плюс.
6. Российская газета. - 21.01.2009.
7. Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.
8. Российская газета. - 31.12.2001.
9. Российская газета. - 06.01.1997.
ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАЛОГОВЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ: ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
© Данина В.А.*
Уссурийский филиал Дальневосточного юридического института МВД России, г. Уссурийск
В статье анализируется освобождение от уголовной ответственности за налоговые преступления в зарубежных странах. Рассмотрены последние изменения законодательства, касающиеся института освобождения от наказания за налоговые преступления в России.
В последние несколько лет российские законодатели внесли ряд поправок в уголовное законодательство, касающиеся налоговых преступлений, в том числе изменения коснулись института освобождения от уголовной ответственности за уклонение от уплаты налога. С 2004 года было отменено деятельное раскаяние, которое позволяло лицу, впервые совершившему преступление, избежать уголовного преследования при условии сотрудничества со следствием и полного возмещения причиненного ущерба. С этого времени государство стало на путь ужесточения наказания за налоговые преступления. В 2009 году встал вопрос о смягчении санкций за уклонения от уплаты налогов, так, по мнению председателя Госдумы, Бориса Грызлова «в налоговой сфере законодательство и правоприменительная практика имеют существенный перекос в сторону уголовной репрессии» [1].
Федеральным законом от 29 декабря 2009 г. № 383-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», внесены по-
* Старший преподаватель кафедры Криминалистики