Научная статья на тему 'О проблеме коллектива в социальной психологии'

О проблеме коллектива в социальной психологии Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
4302
374
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛЛЕКТИВ / GROUP / СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАПРОС / SOCIAL INQUIRY / СУБЪЕКТ КОЛЛЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / THE SUBJECT OF THE COLLECTIVE ACTION / ЕДИНСТВО ЦЕЛИ И ДЕЙСТВИЯ / THE UNITY OF THE AIM AND THE ACTION / КОЛЛЕКТИВИЗМ / COLLECTIVISM / ИНДИВИДУАЛИЗМ / INDIVIDUALISM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Патрикеева Э. Г.

В статье рассматривается влияние исторического времени на возникновение и разработку научных идей, взглядов, теорий о коллективе в отечественной психологической науке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE PROBLEM OF THE GROUP IN SOCIAL PSYCHOLOGY

There is influence of historical time on the emergency and on the development of scientific ideas, the views, the theories of the group in the national psychological science in the article.

Текст научной работы на тему «О проблеме коллектива в социальной психологии»

УДК 316.454

Э.Г. Патрикеева

канд. психол. наук, доцент, кафедра психологии, ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», Арзамасский филиал

О ПРОБЛЕМЕ КОЛЛЕКТИВА В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Аннотация. В статье рассматривается влияние исторического времени на возникновение и разработку научных идей, взглядов, теорий о коллективе в отечественной психологической науке.

Ключевые слова: коллектив, социальный запрос, субъект коллективной деятельности, единство цели и действия, коллективизм, индивидуализм.

E.G. Patrikeeva, Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod

ABOUT THE PROBLEM OF THE GROUP IN SOCIAL PSYCHOLOGY

Abstract. There is influence of historical time on the emergency and on the development of scientific ideas, the views, the theories of the group in the national psychological science in the article.

Keywords: the group, the social inquiry, the subject of the collective action, the unity of the aim and the action, collectivism, individualism.

Проблема коллектива традиционно изучалась советской социальной психологией, являлась сферой и областью исследования только отечественной психологической науки. Но было бы наивно упрекать западных ученых в научной недальновидности. Часто встречаем высказывания, что социальная психология возникла и развивается по социальному запросу, то есть в ответ на потребности общества, порой социальную психологию обвиняют в служении тем, кто правит и платит.

Однако возникновение социально-психологических феноменов и теорий их изучающих, детерминировано жизненной реальностью, а именно обострением социальных проблем. В середине XIX века массовая миграция населения обусловила появление «психологии народов», социально-экономические проблемы и безработица в капиталистических странах вызвали появление социально-психологической теории «психология масс». Предполагаем, что возникновение новой социальной общности строителей коммунизма в бывшем СССР явилось важнейшей предпосылкой научной разработки проблем коллектива в психологической науке, началом изучения специфических факторов, которые обуславливают и регулируют формирование коллектива, закономерности его существования и развития. В рамках исторического времени существования Советского Союза справедливо звучало заявление о том, что коллектив - это новый предмет исследования социальной психологии, новое явление в политической и экономической жизни социалистического общества (А.С. Макаренко, К.К. Платонов, А.В. Петровский).

Термин «коллектив» встречался на страницах западных изданий по социальной психологии, тем более что по хронологическому происхождению он значительно старше понятия «группа», но использовался в иностранных психологических книгах редко, не обладал статусом научной дефиниции. Если углубиться в историю возникновения данного понятия, то происходит данный термин от латинского слова «collektivus», что означает «собирательный». В одном старом американском психологическом словаре указано, что слово «коллектив» возможно употреблять как синоним социальной группы [1]. В данном словаре отмечено, что «коллективом называется собрание человеческих субъектов, отличное от группы меньшим уровнем организации». Определения, встречающиеся в аналогичных изданиях, не отличаются конкретностью, научностью и обоснованностью.

Анализ общественных и профессиональных отношений является начальным этапом изучения психологических особенностей любой социальной общности. А.В. Петровский

характеризовал проблему коллектива следующим образом: «Выдвижение на первый план в социальной психологии в СССР проблемы коллектива связано с требованием времени..., с необходимостью искать и находить адекватные, научно-обоснованные пути формирования активной жизненной позиции человека путем воспитания его в коллективе и посредством коллектива» [5, с. 49]. Точное отражение сути социально-психологического явления. К.К. Платонов, Г.М. Андреева, Е.В. Шорохова, Е.С. Кузьмин, Б.Д. Парыгин и многие другие уважаемые исследователи в это искренне верили и сказать, что всему виной «идеологические шоры», будет несправедливо, так как разные взгляды могут быть близки к истине в конкретный исторический период, по отношению к конкретным задачам конкретного общества [4, с. 297].

А.В. Петровский справедливо констатировал в свое время, что выделение коллектива, где групповые процессы опосредованы содержанием совместной общественно-ценной деятельности, выводит новый объект и предмет изучения, которого не знала и не знает традиционная зарубежная психология» [5, с. 55]. Однако ещё в 1959 году, задолго до

A.В. Петровского термин «коллектив» широко употреблялся в отношении воинских подразделений США в книге Нормана Коупленда «Психология и солдат». Данная дефиниция интерпретировалась данным изданием в соответствии взглядам А.С. Макаренко, а сам Антон Семенович определялся как основоположник современной мировой социальной психологии.

В отечественной социальной психологии понятие «коллектив» трактуется как высшая стадия развития организованной общности людей, которая обязательно направленна на достижение социально-значимых целей. Подчеркивается, что коллектив возникает и развивается в процессе совместной деятельности, особую роль отводится изучению организации и системы стимулирования совместной деятельности в коллективе. Сам же термин «коллектив», с одной стороны, обозначает статус и организационное положение группы людей в обществе, с другой - качественно характеризует межличностные отношения в этой группе. В Западной социальной психологии данная проблема не могла возникнуть, ибо коллективизм - социально-психологическое явление, возникающее только в социалистической общественно-экономической формации, совершенно чуждое капиталистическому обществу. «Коллективом может быть названо только социальное единство, построенное по социалистическому принципу», - подчеркивал А.С. Макаренко.

Проблемой групп и коллективов в первые ходы советской власти занимались М.А. Рейспер, В.А. Вагнер, Л.Н. Войтоловский, К.Н. Корнилов, В.А. Артемов, Б.В. Беляев,

B.М. Бехтерев, М.В. Ланге, А.С. Залужный и др.

Многие отечественные и зарубежные социально-психологические исследования показывают, включение человека в социальную группу приводит к формированию у него новых личностных свойств, детерминированных специфическими социально-психологическими механизмами взаимодействия, которые не проявляются в личности на уровне индивидуальной субъективной психологии.

Проблема коллектива, как предмета социально-психологического исследования, как собирательного субъекта или «субъекта коллективной деятельности» предлагается в работах В.М. Бехтерева. В теории Бехтерева находит отражение естественнонаучный взгляд на социальные группы и явления. Коллектив рассматривается, не как механистическая система, а как на нечто единое и целостное. Данный взгляд соответствует современным представлениям о природе сложноорганизованных живых объектов.

Термин «коллектив» В.М. Бехтерев употребляет для обозначения любой общности вообще. И в настоящее время используется классификация коллективов, разработанная Бехтеревым, где коллективы различаются по степени организованности и сплочённости. Основной системообразующий признак коллектива, по мнению автора, совместная деятельность для достижения общей цели: «Любой нарождающийся самостоятельный коллектив начинает

свою жизнь с самоопределения, он устанавливает и выясняет свои собственные задачи и цели...» [2, с. 19].

В противоположность взглядам Р. Лебона и Г. Тарда, Н. Михайловского и др., Бехтерев утверждал, сто необходимо дифференцировать понятия «толпа» и «организованная общность». По В.М. Бехтереву важным стимулом объединения в группы является необходимость людей друг в друге, а в ситуации совместной деятельности для взаимного дополнения для достижения поставленной цели. В основе объединения людей в социальные группы лежит полезность, нужность друг другу в общественном смысле.

Особенный интерес представляют попытки В.М. Бехтерева дать определение понятия коллектив, впервые взяв за основу единство цели. Ученый писал: «Коллектив имеет две основные особенности его характеризующие: единство и взаимодействие... Коллектив людей..., в основе своей, всегда имеет связывающее нечто, как, например, общее настроение, общее сосредоточение, общее обсуждение, общее решение или постановление, или единство цели и действия...» [2, с. 20]. В.М. Бехтерев в основу классификации коллективов предлагает критерий единства цели.

Выделение в социальной психологии проблемы коллектива имеет большое методологическое значение для развития этой отрасли психологической науки в нашей стране и за рубежом. Утверждение, что коллектив - это особый уровень развития малой группы послужило толчком к разработке совершенно новых классификаций групп. А.С. Залужный предлагал судить об уровне организованности группы по следующим основаниям: во-первых, насколько группа самостоятельно и эффективно распределяет общественные обязанности среди своих членов; во-вторых, какова дисциплина при выполнении решений коллектива и своих функций членами группы; в-третьих, насколько группа в результатах коллективной деятельности. Позднее в основу классификации автор добавил время существования коллектива, выделив 1) длительные и кратковременные самовозникающие коллективы, 2) простые и сложные организованные коллективы. Над классификацией коллектива плодотворно работали К.К. Платонов, Е.В. Шорохова, Л.И. Уманский.

Значимым вкладом в развитие теории коллектива внесли психолого-педагогические и литературные труды А.С. Макаренко. Особое значение для разработки проблемы коллектива имела практическая работа известного педагога, которому принадлежит, на наш взгляд, наиболее точное определение коллектива: «Коллектив есть контактная совокупность, основанная на социалистическом принципе объединения. Коллектив объединяет людей не только в общей цели и в общем труде, но и в общей организации этого труда... Коллектив есть социальный организм, следовательно, он обладает органами управления и координирования, уполномоченными, в первую очередь, представлять интересы коллектива и общества... »

А.С. Макаренко впервые написал о стадиях развития коллектива: «Этот путь от диктаторского требования организатора до свободного требования каждой личности от себя на фоне требований коллектива» [3]. Можно не соглашаться с мнением о том, что А.С. Макаренко первым создал целостное учение о коллективе, но конкретные результаты педагогической деятельности этого ученого стали легендой, нашли признание его человеческий и педагогический подвиг, труд воспитателя. В учении Макаренко нашли отражение идеология и социальные условия времени, когда оно создавалось, но мысль о важности коллектива в воспитании молодежи актуальна и бесспорна и в наши дни.

Важная значение коллектива для личности в том, что именно в коллективе личность получает возможность для осуществления своего саморазвития и самоопределения. Эти идеи активно развивали Л.И. Уманский, А.В. Петровский, К.К. Платонов и многие другие ученые-исследователи. По мнению А.В. Петровского, именно в коллективе проявляется групповая активность индивидов: в первом слое - возникают непосредственные эмоционально-

окрашенные контакты между людьми; во втором слое - эмоционально-окрашенные контакты и отношения опосредуются особенностями совместной деятельности; в третьем - возникает ценностно-ориентационное единство коллектива, основанное на единых целях групповой деятельности для всех её членов. Именно третий слой, по утверждению А.В. Петровского, соответствует уровню развития коллектива как социальной группы.

В.В. Новиков акцентировал внимание исследователей на особенностях социально-демографической структуры, официального строения и профессионального уровня производственного коллектива, изучал психологические механизмы воздействия на своих членов в направлении формирования общественно-одобряемых потребностей, интересов, идеалов, ценностных ориентаций. Особое внимание автор уделял психологическим проблемам управления и социально-психологическим аспектам функционирования трудового производственного коллектива. В.В. Новиков поднял дискуссионную проблему сохранения «верности» коллективу в теории и практике социальной психологии как субъекту социального развития, автор справедливо подчеркивал, что проблема коллектива в психологической науке должна решаться не идеологическим путем, а собственно научно-исследовательским [4].

В заключении отметим, что преобладание идеологии коллективизма или индивидуализма в значительной степени зависит от реальных личностных ценностных ориентаций и мировоззренческих позиций, преобладающих в нашем обществе. Индивидуалистические тенденции в современном российском обществе не могут быть приравнены к индивидуализму в его западноевропейском и американском понимании. Тенденциям индивидуализации, связанным с социально-экономическим расслоением российского общества противостоят православные традиции общности, «соборности» россиян, «русский дух» единения и общинности, поэтому теоретические и экспериментальные исследования социально-психологических аспектов коллектива и его влияния на личность остаются актуальными.

Список литературы:

1. A dictionary of Psychology bel James Drever. - London, Penguin Bouks. - 1956.

2. Бехтерев В.М. Предмет и задачи общественной психологии как объективной науки [Текст] // [Соч.] акад. В.М. Бехтерева / Психоневрол. ин-т. - СПб. Тип. «Т-во худож. печати», 1911. - 19 с.

3. Макаренко А.С. Педагогическая поэма [Текст] / А.С. Макаренко. - М.: Гослитиздат, 1935. - 511 с.

4. Новиков В.В. Социальная психология: феномен и наука [Текст]: (субъективные очерки о природе, и особенностях социальной психологии, её жрецах и искусниках) / В.В. Новиков. - Изд. второе, испр. и доп. - М.: Междунар. акад. психол. наук, 1998. - 464 с.

5. Петровский А.В. Психологическая теория групп и коллективов на новом этапе // Вопросы психологии. - 1977. - № 5. - С. 48-60.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.