A.C. Чернышев РОЛЬ ОПТИМАЛЬНОГО СОЧЕТАНИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО И ПРИКЛАДНОГО ЗНАНИЯ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОГО
ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ
Работа поддержана грантом РГНФ, проект 05-06-06210а.
Проблема. В 1960-е годы в нашей стране сформировался государственный заказ на подготовку учителей, способных к успешному проведению предметного и социального обучения. Появление заказа объяснялось не только идеологическими, но и психолого-педагогическими мотивами. В частности, тем, что, по мнению академика А.Д.Бодалева, в рамках традиционного учебно-воспитательного процесса в средней школе в деятельности учителей установка на усвоение знаний детьми заметно превосходила установку слежения за их личностным развитием [2].
Изначально допускалось преимущество исторических факультетов педагогических институтов для проведения эксперимента, т.к. сочетание в одном лице учителя истории и специалиста по социальному
В качестве экспериментальной площадки были выбраны исторические факультеты Костромского, Челябинского, Новосибирского, Воронежского и Курского госпединститутов, вкоторых работали высокопрофессиональные, инициативные и творческие психологи и педагоги З.М. Миценгендлер, К.А. Воронина, С.А. Шмаков, Л.Я. Меерович, И.А. Филиппова, Т.Н. Калечиц, Л.И. Уманский, Л.Ф. Спирин, A.C. Чернышев, А.Н. Лутошкин, И.С. Полонский, Е.А. Шанин, Е.И. Дымов и др. Предстояла задача невероятной трудности: за небольшое время надо было изменить структуру и содержание деятельности устоявшихся, авторитетных в вузах крупных исторических факультетов, чтобы создать новый тип факультетов - воспитанию органически объединит патриотическую миссию истории и гуманизм психолого-педагогической науки.
Непосредственное исполнение легло на плечи даже не кафедр педагогики и психологии, а небольших творческих групп психологов и педагогов, не имеющих административного ресурса (это были рядовые преподаватели!) для преодоления активного сопротивления консерваторов, но обладавших большим жизненным опытом и опытом непосредственной работы с детьми. Так, например, доцент кафедры педагогики и психологии Курского госпединститута Л.И. Уманский, в прошлом военный летчик, офицер,
ежегодно в отпускное время работал пионервожатым и начальником в летних пионерских лагерях и считался лучшим пионеовожатым Курской области. Вместе с ним трудились преподаватели кафедры - A.C. Чернышев, в прошлом - офицер-артиллерист, В.А. Миргород -военный моряк, Б.А. Зарытовский - офицер-танкист, участник войны и т.д.
Теоретические основы решения проблемы. Однако, одного, даже большого опыта оказалось недостаточно и его пополнили обращением к фундаментальному методологическому принципу, вытекающему из работ Б.Ф. Ломова о единстве теории, эксперимента и практики. В работах С. Милграма,
B.Н. Дружинина, А.Л. Журавлева отмечается, что только формирующий крупномасштабный эксперимент обеспечивает эффективное использование психологического знания в практической работе с молодежью. Б.Ф. Ломов полагает, что психологические знания использовать напрямую, по принципу «короткого замыкания», неэффективно, а надо на основе этих знаний создать такие условия жизнедеятельности для людей, такой образ жизни, в рамках которого и сформируются у человека заданные психологические качества (в соответствии с полученными знаниями) [3]; [5]; [7]; [8]; [10]. В этой связи плодотворными оказались также идеи A.C. Макаренко о необходимости проектирования формирования личности воспитанника и роли совместного социального действия для формирования жизнеспособности коллектива [4].
Из многочисленных теорий личности была выбрана субъектно-деятельностная парадигма
C.Л. Рубинштейна, согласно которой личность обладает способностью выделять себя из окружающей среды и выявить те ее элементы, которые необходимы для совершения поступка. Перспективным оказалось антропологическое утверждение С.Л. Рубинштейна об оценке человечного в человеке не по его отношению к самому себе, а по тому, насколько он стал «источником света и тепла для других» [9].
Активно использовались идеи В.М. Бехтерева, К.К. Платонова, Е.В. Шороховой и др. [I]; [6]; [13].
Одновременно разрабатывались и собственные
Вест и к КГУ им. H.A. Некрасова ♦ 2007. Том 13
© A.C. Чернышев, 2007
Роль оптимального сочетания фундаментального и прикладного знания.
концепции: параметрическая концепция групп и коллективов, лидерства, эксперимента в социальной психологии, аппаратурных методов изучения личности и группы в совместной деятельности и т.д. [11]; [12]. В итоге сформировался методологический принцип формирования и функционирования историкопедагогических факультетов: оптимальное сочетание фундаментального и прикладного знания во всех сферах жизнедеятельности новых факультетов: учебной, научной, воспитательной, организационной, общественно-политической и др. при ведущем методе формирующего эксперимента.
Студенты совместно с преподавателями принимали самое активное участие во всех сферах жизнедеятельности факультета, что формировало высокий «дух» организации - дух коллективизма, гуманизма, ответственности, большого творческого труда. Так сформировались благоприятные социальнопсихологические условия, особая среда, стимулирующая интеллектуальное и личностное развитие и студентов, и преподавателей, которая включала следующие признаки:
Формирование духовной культуры молодежного социума
Главные условия формирования мотивации: совместное переживание юношами чувства сопричастности к особой молодежной субкультуре, сочетающей в себе романтичность и высокую социальную активность; чувство принадлежности к престижной общественной организации региона; приобщение к высоким жизненным целям и ценностям. Для многих юношей обсуждение в широком круге сверстников вопросов личностного самоопределения и смысла жизни является первой и редкой возможностью осознать свое «Я» и свой потенциал.
Функциональное включение педагогов в совместную деятельность
Коллектив педагогов выступает не в декларативной форме «группы коллег-единомышленников», но в форме «коллектива созидателей», действующего в соответствии с организационным порядком, ритуалами и атрибутикой, принятыми в данной среде.
Включение участников в высокоорганизованную общность
Уровень организованности развивающей социальной среды резко контрастирует с обычной
средой проживания. Организационные нормы, структура, процессы отличаются четкостью и упорядоченностью. Коллективные действия совершаются в быстром и согласованном темпоритме. Характерна высокая степень включенности индивидов в совместную деятельность. Высокая организованность жизнедеятельности истпеда изменяет соотношение факультета и внешней среды: уменьшается зависимость факультета от нее, зато зависимость среды от факультета повышается [12].
Демократическое внедрение организационного порядка
Организационные нормы и структура представляются на общем собрании в самом начале смены не как «директивы педагогического совета», но как многолетние традиции, в создании которых участвовали и сами воспитанники. Таким образом, подчеркивается возможность и необходимость участия студентов в продолжающемся нормотворчестве.
Общая пространственная организация коллективных действий
Общеколлективные построения, спортивные состязания, конкурсы, художественное творчество, танцы, хоровые песни и другие групповые мероприятия совершаются в «зоне видимости» для каждого воспитанника. Студенты воспринимают самих себя и друг друга через призму общеколлективной активности, что стимулирует созревание подлинной социальности в личности.
Социальное, духовное и предметное обогащение деятельности
Высокосодержательная и в социальном, и в духовном отношении, разнообразная в предметном плане деятельность является системообразующим фактором развивающей социальной среды, определяя ее направленность и качественное своеобразие. Студенты участвуют в групповых дискуссиях на социально и личностно значимые темы, готовят театрализованные представления, состязаются в спортивных и интеллектуальных конкурсах, в песенныхи танцевальных фестивалях. Особое место занимает трудовая деятельность: помощь в восстановлении исторических памятников, участие в экологических акциях, помощь престарелым и инвалидам, труд по самообслуживанию. Ежедневно в расписание включены учебные занятия, основной
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика * Спецвыпуск, 2007
25
задачей которых является обретение социальных умений (способы эффективной коммуникации, приемы эмоциональной саморегуляции).
Особую роль сьирало то, что эксперимент по преобразованию исторического факультета в историкопедагогический был дополнен крупномасштабным формирующим экспериментом по той же самой логической схеме, но с социально одаренными детьми с целью подготовки молодежных лидеров в психологической школе «Комсорг» [12].
В этом эксперименте принимали участие и преподаватели, и студенты, но студенты составляли основную группу исследователей: около 25-40 человек ежегодно. Так органично фундаментальные знания соединялись с прикладным психолого-педагогическим действием студента.
Результаты. Наиболее значимые результаты проявляются в обогащении сознания в рамках феномена «личностный рост», воплощённого в желании проявлять активность в личном
самосовершенствовании, работе над своими недостатками, комплексами, развитии у себя лидерских качеств, поиска возможности к самореализации в рамках учебной и внеучебной деятельности.
Наметились позитивные тенденции в системе социальных установок. Наиболее приоритетными оказались следующие установки: стремление найти смысл жизни и объяснение собственных поисков; осознание собственной значимости: достаточно развитое отношение к себе, умение увидеть самое существенное и сущностное в своей личности и жизни; установка к позитивному изменению среды и социальной ситуации; чувствительность к позитивным изменениям в социальной среде; установка на готовность включения личности в трудную социальную среду; чувство причастности к социальному творчеству, побуждение к созданию нового; установка на успешность в деятельности; опыт правового поведения и т.д.; удовлетворенность жизнью.
Эксперимент обеспечил сохранение и даже усиление полученного личностного «импульса» в последние месяцы (и даже годы), т.е. проявление отсроченного эффекта воздействия.Произошли позитивные изменения и на поведенческом уровне; в деятельности, поступках. Юноши приобретают способность к быстрому включению в организацию совместной деятельности по достижению принятых целей. Успешно реализуют защиту собственных
интересов и интересов других, используя при этом культурные способы дискуссии и общения, умение отстоять свою позицию, разрешать конфликты, адекватно оценивать себя и других.
В ходе эксперимента значительно вырос уровень социально-психологической зрелости студенческих групп, которые по всем параметрам приблизились к своему высшему состоянию -коллективу. И как главный результат - успешное вхождение выпускников истпеда в жизнь. Многие из них стали крупными руководителями в различных сферах народного хозяйства, учеными, педагогами-новаторами.
Библиографический список
1. Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии. - М., Наука, 1994.
2. Бодалев A.A. Личность и общение: Избр. психол. тр. 2-е изд. - М.:Межд. пед. акад., 1995.
3. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М., 1984.
4. Макаренко А. С. Трудовое воспитание: отношение, стиль, тон в коллективе. // Соч. - М., 1966.
5. Милграм С. Эксперимент в социальной психологии. - СПб.: Питер, 2000.
6. Платонов Ю.П. Психология коллективной деятельности. - Л., 1990.
7. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории / под ред. A.B. Брушлинского. - М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 1997.
8. Психология XXI века: Учебник для вузов / под ред. В.Н.Дружинина. - М.: ПЕР СЭ, 2003.
9. Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии. М., 1973.
10. Совместная деятельность: методология, теория, практика/отв. ред. А.Л. Журавлев и др. - М., 1988.
11. Уманский Л. И. Психология организаторской деятельности школьников. - М., 1980.
12. Чернышев A.C., Сарычев C.B., Лунев Ю.A., Лобков Ю Л. Психологическая школа молодежных лидеров. - М., 2005.
13. Шихирев П.H., Шорохова Е.В. Социальная психология //Тенденции развития психологической науки. - М., 1989.
26
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова ♦ 2007. Том 13