Научная статья на тему 'Курское отделение Российского психологического общества'

Курское отделение Российского психологического общества Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
104
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Курское отделение Российского психологического общества»

российское психологическое общество

Чернышев A.C., Иванова Н.В.

Курское отделение Российского психологического общества

Курское отделение Российского психологического общества организовано десять лет тому назад по инициативе кафедры психологии Курского государственного педагогического университета. В состав отделения вошли преподаватели кафедр психологии Курского педагогического университета, Курского медицинского университета, Курской сельскохозяйственной академии, студенты факультета повышения квалификации - отделение «Школьный психолог», а также практические психологии Курска и Курской области.

Основой отделения является кафедра психологии под руководством доктора психологических наук, профессора A.C. Чернышева. У истоков создания кафедры стояли профессора Ш.А. Френкель, ученик С.Л. Рубинштейна, Л.И. Уманский, ученик Б.М. Теплова, и A.C. Чернышев, ученик Л.И. Уманского (возглавляет кафедру до настоящего времени). В отдельные периоды кафедрой руководили доценты Е.И. Тимощук и A.C. Крикунов.

Огромную помощь курские психологи получали от выдающихся отечественных ученых - Б.Ф. Ломова, А.В. Петровского, A.A. Бодале-ва, Е.В. Шороховой, К.К. Платонова, A.B. Брушлинского, Д.Б. Пары-гина, A^. Журавлева, Г.М. Aндреевой, B.C. Мерлина, И.В. Дубровиной и др., которые неоднократно посещали кафедру с научными целями.

Большую роль в развитии кафедры сыграли крупные всесоюзные и всероссийские конференции психологов, проведенные в Курске в 1969, 1980, 2002 гг.

С 1975 г. началось активное сотрудничество с зарубежными коллегами, включающее обмен преподавателями, совместные научные исследования, публикации и т.д. Наиболее продуктивно кафедра сотрудничала с Кетенской высшей педагогической школой (Германия), Карловым университетом (Чехословакия), Ванкуверским университетом (C0A).

С 1971 г. при кафедре действует научная лаборатория по проблеме «Личность и коллектив школьников» и аспирантура, которая подготовила свыше 30 кандидатов наук, работающих в вузах и лабо-

www.pro.rsu.ru

раториях Воронежа, Киева, Костромы, Курска, Москвы, Орла, Смоленска, Чернигова и Хайфы (Израиль).

В сообществе психологов России признана научная школа Уман-ского-Чернышева по проблемам организации учебных групп и коллективов.

Параметрическая концепция коллектива и экспериментальные аппаратурные методики моделирования социально-психологических явлений, разработанные кафедрой, вошли в арсенал психологов в нашей стране и за рубежом (Германия, Болгария, США).

В состав лаборатории входили профессора, доктора наук Л.И. Уманский (руководитель), А.Н. Илиади, И.А. Френкель; доценты, кандидаты наук А.С. Чернышев, Л.Ф. Спирин, С.И. Шапиро; аспиранты Л.И. Акатов, А.С. Крикунов, И.С. Плонский, Л.Н. Свидерская, Е.И. Тимо-щук, Е.А. Шанин. В дальнейшем состав лаборатории расширялся и качественно обогащался: успешно защитились первые аспиранты, а затем вошло и новое поколение кандидатов наук - Е.И. Дымов, В.Я. По-дорога, Ю.А. Лунев, С.В. Сарычев, С.Г. Елизаров, Ю.Л. Лобков, И.Н. Логвинов, А.С. Силаков, А.В. Корнев, Н.В. Иванова, Т.А. Антопольская, Н.П. Сазонова и др.

Молодая лаборатория проводила многогранную работу по обобщению полученных экспериментальных и эмпирических данных, что в итоге завершилось созданием концепции групп и лидерства; разработкой теории и практики крупномасштабного формирующего эксперимента в социальной психологии; разработкой аппаратурных методик как моделей совместной деятельности.

Так создавалась Курская социально-психологическая школа.

Результаты теоретических и практических изысканий широко освещались в сборниках научных трудов, монографиях, статьях и тезисах, в докладах на различных научных форумах - международных конгрессах, съездах, конференциях, симпозиумах и т.д.

Опубликовано 28 книг и монографий, 7 учебных пособий и ряд статей, изданных в России и за рубежом (Англия, Германия, Канада, Чехословакия). Монографии А.С. Чернышева, А.С. Крикунова и С.В. Сарычева вошли в каталог библиотеки Конгресса США.

Научная и учебно-методическая продукция кафедры апробировалась на региональных, всесоюзных конференциях и съездах психологов, публиковалась в местной и центральной печати, что в итоге и определило признание отдельных достижений кафедры в общественном сознании и отечественной науке. Доброжелательная, и в то же время - принципиальная внешняя оценка многоплановой деятель-

п

г

российское психологическое общество

ности коллектива кафедры является одним из важных стимулов ее дальнейшего развития.

Научные разработки внедряются в учебный процесс на 7 факультетах университета. Созданы оригинальные технологии по диагностике и формированию личности и коллектива школьников, психологическому просвещению, самовоспитанию.

Непосредственная практическая психологическая помощь кафедры населению идет по направлениям:

• коррекция речи (Е.А. Шанин);

• психологическая разгрузка (А.В. Корнев);

• консультирование (Т.И. Сурьянинова);

• психодиагностика (С.В. Сарычев, Ю.Л. Лобков, А.С. Силаков, И.Н. Логвинов);

• помощь семье (Ю.А. Лунев, Н.В. Иванова).

В наше время курская лаборатория (руководитель - профессор А.С. Чернышев), сохраняя старые традиции, стала продуктивно развивать новое направление - теорию и практику социального обучения, технологии создания развивающих социальных сред (социальных оазисов), разработку проблем надежности группы в напряженных и экстремальных ситуациях.

Особенно значимым направлением деятельности курской лаборатории явилось участие в государственных программах «Дети Чернобыля» и «Помощь», в ходе которого за 15 лет были получены теоретические и практические данные по проблеме защиты детей и населения в регионах Чернобыльского следа, а также оказана непосредственная психологическая помощь детям и населению, пострадавшим от Чернобыльской катастрофы.

Молодежное движение - традиционный объект научных исследований и непосредственной практической работы психологов. С 1961 г. идет эксперимент по работе с социально одаренными старшеклассниками (лидерами).

С 1967 по 1987 г. велась работа с девиантными (трудными) подростками в Центре «Романтик» (действовал при кафедре и Дворце пионеров г. Курска). Научным руководителем направления был доцент И.С. Полонский. Он разработал и реализовывал программы реабилитации личности молодых правонарушителей на базе Локнянской трудовой колонии. Сейчас кафедра систематически проводит судеб-но-психологические экспертизы, участвует в психологическом просвещении работников милиции (А.С. Чернышев, А.В. Корнев).

С 1985 г. существует Центр молодежных лидеров г. Курска «Вертикаль». Научные руководители - Н.П. Сазонова, Н.А. Шерер и А.А. Чертова.

www.pro.rsu.ru

В 1993 г. создана областная служба социальной поддержки молодежи с Центрами в г.г. Курске, Курчатове и Железногорске. Научный руководитель программы создания службы - доц. Ю.А. Лунев. При Центре социальной поддержки г. Курска существует первая в области психологическая консультация по проблемам семьи и личности (руководитель - доц. Ю.А. Лунев).

В 1995 г. сотрудниками кафедры был создан Центр помощи детям и подросткам из школ-интернатов и детских домов - «Летняя деревня содружества детей» (руководитель программы Т.А. Анто-польская, руководитель психологической службы С.Г. Елизаров, психологи Н.В. Иванова, В.М. Тарасова).

С 1995 г. осуществляется эксперимент по работе с социально одаренными детьми, входящими в разнообразные творческие объединения, на базе областного молодежного Центра «Монолит» (С.Г. Елизаров, С.В. Сарычев, Т.А. Антопольская, руководитель программы -А.П. Трубников). Особенностью эксперимента является работа с постоянными коллективами подростков, членов клубов по интересам.

Развиваются научные и учебные связи с вузами г. Курска. На кафедре социологии и социальной работы медицинского университета (зав. кафедрой доцент Н.С. Степашов) в течение двух лет вели преподавательскую работу 8 психологов кафедры. С кафедрой философии технического университета (зав. кафедрой профессор П.Ф. Кравчук) проведен симпозиум «Личность и творчество» и подготовлена коллективная монография по этой проблеме. В течение ряда лет аспиранты сельхозакадемии и технического университета проходили при кафедре курс «Психология высшей школы». Совместно с профессором технического университета Н.А. Кореневским готовятся аспиранты.

С кафедрой психологии и педагогики Воронежского университета (профессор С.М. Годник, доценты В.И. Хлоповских, Г.И. Якушева, К.М. Гайдар и др.) готовятся совместно книги, монографии, аспиранты.

В 1995 г. по итогам Российского конкурса вариативных программ в сфере отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи экспертный совет Комитета Российской Федерации по делам молодежи присудил кафедре и руководству Центра «Комсорг» грант II степени.

В 2003 г. состоялась совместная научная сессия с профессором Д. Смитом (США) по проблемам эксперимента в социальной психологии, по итогам которой заключен договор о научном сотрудничестве.

Широкое включение кафедры в решение институтских, региональных и государственных проблем стало традицией, которую бережно сохраняет ее современный состав в лице сотрудников:

п

г

российское психологическое общество

1. Чернышев A.C., доктор психологических наук, профессор (19.00.05 - социальная психология);

2. Акатов Л.И., кандидат психологических наук, доцент (19.00.01 - общая психология);

3. Антопольская Т.А., кандидат психологических наук, доцент (19.00.05 - социальная психология);

4. Галкина H.A., ассистент;

5. Гребеньков H.H., доцент;

6. Дроздов C.B., кандидат психологических наук, старший преподаватель (19.00.07 - педагогическая психология);

7. Дымов Е.И., кандидат психологических наук, доцент (19.00.01 - общая психология);

8. Елизаров С.Г., кандидат психологических наук, доцент (19.00.05 - социальная психология);

9. Затолокина А.Д., кандидат биологических наук, доцент (03.00.11 - физиология);

10. Иванова H.B., кандидат психологических наук, доцент (19.00.05 - социальная психология);

11. Корнев A.B., кандидат технических наук, доцент (05.13.09 -управление в биологических и медицинских системах);

12. Лобков Ю.Л., кандидат психологических наук, доцент (19.00.05 - социальная психология);

13. Логвинов И.Н., кандидат психологических наук, доцент (19.00.05 - социальная психология);

14. Лунев Ю.А., кандидат психологических наук, доцент (19.00.05 - социальная психология);

15. Сарычев C.B., кандидат психологических наук, доцент (19.00.05 - социальная психология);

16. Сергеева Н.Е., ассистент;

17. Силаков А.С., кандидат психологических наук, доцент (19.00.05 - социальная психология);

18. Сурьянинова Т.И., кандидат психологических наук, доцент (19.00.07 - возрастная и педагогическая психология);

19. Тарасова B.M., старший преподаватель;

20. Шанин Е.А., кандидат психологических наук, доцент (19.00.01 - общая психология).

Кафедра имеет кабинет психодиагностики, комнату психологической разгрузки и коррекции речи, оснащенные современными 3BM и другой техникой.

B 2001 г. А.С. Чернышев стал лауреатом Общественной национальной премии имени Петра Bеликого и был признан Человеком

www.pro.rsu.ru

года в номинации «Наука», в 2002 г. - Человеком года в номинации «Лучший менеджер региона».

Министерство образования Российской Федерации отметило преподавателей кафедры Ю.А. Лунева и A.C. Чернышева за научный вклад в образование России (приказ № 36-55-110 ИН / 01-12 от 09.07.2001). Во Всероссийском конкурсе на лучший пакет психологических диагностических методик в системе образования Российской Федерации получил поддержку проект «Аппаратурная методика диагностики социально-психологических свойств групп школьников» Ю.Л. Лобкова, Ю.А.Лунева, C.B. Сарычева, A.C. Чернышева.

п

г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.