российское психологическое общество
Чернышев A.C., Иванова Н.В.
Курское отделение Российского психологического общества
Курское отделение Российского психологического общества организовано десять лет тому назад по инициативе кафедры психологии Курского государственного педагогического университета. В состав отделения вошли преподаватели кафедр психологии Курского педагогического университета, Курского медицинского университета, Курской сельскохозяйственной академии, студенты факультета повышения квалификации - отделение «Школьный психолог», а также практические психологии Курска и Курской области.
Основой отделения является кафедра психологии под руководством доктора психологических наук, профессора A.C. Чернышева. У истоков создания кафедры стояли профессора Ш.А. Френкель, ученик С.Л. Рубинштейна, Л.И. Уманский, ученик Б.М. Теплова, и A.C. Чернышев, ученик Л.И. Уманского (возглавляет кафедру до настоящего времени). В отдельные периоды кафедрой руководили доценты Е.И. Тимощук и A.C. Крикунов.
Огромную помощь курские психологи получали от выдающихся отечественных ученых - Б.Ф. Ломова, А.В. Петровского, A.A. Бодале-ва, Е.В. Шороховой, К.К. Платонова, A.B. Брушлинского, Д.Б. Пары-гина, A^. Журавлева, Г.М. Aндреевой, B.C. Мерлина, И.В. Дубровиной и др., которые неоднократно посещали кафедру с научными целями.
Большую роль в развитии кафедры сыграли крупные всесоюзные и всероссийские конференции психологов, проведенные в Курске в 1969, 1980, 2002 гг.
С 1975 г. началось активное сотрудничество с зарубежными коллегами, включающее обмен преподавателями, совместные научные исследования, публикации и т.д. Наиболее продуктивно кафедра сотрудничала с Кетенской высшей педагогической школой (Германия), Карловым университетом (Чехословакия), Ванкуверским университетом (C0A).
С 1971 г. при кафедре действует научная лаборатория по проблеме «Личность и коллектив школьников» и аспирантура, которая подготовила свыше 30 кандидатов наук, работающих в вузах и лабо-
www.pro.rsu.ru
раториях Воронежа, Киева, Костромы, Курска, Москвы, Орла, Смоленска, Чернигова и Хайфы (Израиль).
В сообществе психологов России признана научная школа Уман-ского-Чернышева по проблемам организации учебных групп и коллективов.
Параметрическая концепция коллектива и экспериментальные аппаратурные методики моделирования социально-психологических явлений, разработанные кафедрой, вошли в арсенал психологов в нашей стране и за рубежом (Германия, Болгария, США).
В состав лаборатории входили профессора, доктора наук Л.И. Уманский (руководитель), А.Н. Илиади, И.А. Френкель; доценты, кандидаты наук А.С. Чернышев, Л.Ф. Спирин, С.И. Шапиро; аспиранты Л.И. Акатов, А.С. Крикунов, И.С. Плонский, Л.Н. Свидерская, Е.И. Тимо-щук, Е.А. Шанин. В дальнейшем состав лаборатории расширялся и качественно обогащался: успешно защитились первые аспиранты, а затем вошло и новое поколение кандидатов наук - Е.И. Дымов, В.Я. По-дорога, Ю.А. Лунев, С.В. Сарычев, С.Г. Елизаров, Ю.Л. Лобков, И.Н. Логвинов, А.С. Силаков, А.В. Корнев, Н.В. Иванова, Т.А. Антопольская, Н.П. Сазонова и др.
Молодая лаборатория проводила многогранную работу по обобщению полученных экспериментальных и эмпирических данных, что в итоге завершилось созданием концепции групп и лидерства; разработкой теории и практики крупномасштабного формирующего эксперимента в социальной психологии; разработкой аппаратурных методик как моделей совместной деятельности.
Так создавалась Курская социально-психологическая школа.
Результаты теоретических и практических изысканий широко освещались в сборниках научных трудов, монографиях, статьях и тезисах, в докладах на различных научных форумах - международных конгрессах, съездах, конференциях, симпозиумах и т.д.
Опубликовано 28 книг и монографий, 7 учебных пособий и ряд статей, изданных в России и за рубежом (Англия, Германия, Канада, Чехословакия). Монографии А.С. Чернышева, А.С. Крикунова и С.В. Сарычева вошли в каталог библиотеки Конгресса США.
Научная и учебно-методическая продукция кафедры апробировалась на региональных, всесоюзных конференциях и съездах психологов, публиковалась в местной и центральной печати, что в итоге и определило признание отдельных достижений кафедры в общественном сознании и отечественной науке. Доброжелательная, и в то же время - принципиальная внешняя оценка многоплановой деятель-
п
г
российское психологическое общество
ности коллектива кафедры является одним из важных стимулов ее дальнейшего развития.
Научные разработки внедряются в учебный процесс на 7 факультетах университета. Созданы оригинальные технологии по диагностике и формированию личности и коллектива школьников, психологическому просвещению, самовоспитанию.
Непосредственная практическая психологическая помощь кафедры населению идет по направлениям:
• коррекция речи (Е.А. Шанин);
• психологическая разгрузка (А.В. Корнев);
• консультирование (Т.И. Сурьянинова);
• психодиагностика (С.В. Сарычев, Ю.Л. Лобков, А.С. Силаков, И.Н. Логвинов);
• помощь семье (Ю.А. Лунев, Н.В. Иванова).
В наше время курская лаборатория (руководитель - профессор А.С. Чернышев), сохраняя старые традиции, стала продуктивно развивать новое направление - теорию и практику социального обучения, технологии создания развивающих социальных сред (социальных оазисов), разработку проблем надежности группы в напряженных и экстремальных ситуациях.
Особенно значимым направлением деятельности курской лаборатории явилось участие в государственных программах «Дети Чернобыля» и «Помощь», в ходе которого за 15 лет были получены теоретические и практические данные по проблеме защиты детей и населения в регионах Чернобыльского следа, а также оказана непосредственная психологическая помощь детям и населению, пострадавшим от Чернобыльской катастрофы.
Молодежное движение - традиционный объект научных исследований и непосредственной практической работы психологов. С 1961 г. идет эксперимент по работе с социально одаренными старшеклассниками (лидерами).
С 1967 по 1987 г. велась работа с девиантными (трудными) подростками в Центре «Романтик» (действовал при кафедре и Дворце пионеров г. Курска). Научным руководителем направления был доцент И.С. Полонский. Он разработал и реализовывал программы реабилитации личности молодых правонарушителей на базе Локнянской трудовой колонии. Сейчас кафедра систематически проводит судеб-но-психологические экспертизы, участвует в психологическом просвещении работников милиции (А.С. Чернышев, А.В. Корнев).
С 1985 г. существует Центр молодежных лидеров г. Курска «Вертикаль». Научные руководители - Н.П. Сазонова, Н.А. Шерер и А.А. Чертова.
www.pro.rsu.ru
В 1993 г. создана областная служба социальной поддержки молодежи с Центрами в г.г. Курске, Курчатове и Железногорске. Научный руководитель программы создания службы - доц. Ю.А. Лунев. При Центре социальной поддержки г. Курска существует первая в области психологическая консультация по проблемам семьи и личности (руководитель - доц. Ю.А. Лунев).
В 1995 г. сотрудниками кафедры был создан Центр помощи детям и подросткам из школ-интернатов и детских домов - «Летняя деревня содружества детей» (руководитель программы Т.А. Анто-польская, руководитель психологической службы С.Г. Елизаров, психологи Н.В. Иванова, В.М. Тарасова).
С 1995 г. осуществляется эксперимент по работе с социально одаренными детьми, входящими в разнообразные творческие объединения, на базе областного молодежного Центра «Монолит» (С.Г. Елизаров, С.В. Сарычев, Т.А. Антопольская, руководитель программы -А.П. Трубников). Особенностью эксперимента является работа с постоянными коллективами подростков, членов клубов по интересам.
Развиваются научные и учебные связи с вузами г. Курска. На кафедре социологии и социальной работы медицинского университета (зав. кафедрой доцент Н.С. Степашов) в течение двух лет вели преподавательскую работу 8 психологов кафедры. С кафедрой философии технического университета (зав. кафедрой профессор П.Ф. Кравчук) проведен симпозиум «Личность и творчество» и подготовлена коллективная монография по этой проблеме. В течение ряда лет аспиранты сельхозакадемии и технического университета проходили при кафедре курс «Психология высшей школы». Совместно с профессором технического университета Н.А. Кореневским готовятся аспиранты.
С кафедрой психологии и педагогики Воронежского университета (профессор С.М. Годник, доценты В.И. Хлоповских, Г.И. Якушева, К.М. Гайдар и др.) готовятся совместно книги, монографии, аспиранты.
В 1995 г. по итогам Российского конкурса вариативных программ в сфере отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи экспертный совет Комитета Российской Федерации по делам молодежи присудил кафедре и руководству Центра «Комсорг» грант II степени.
В 2003 г. состоялась совместная научная сессия с профессором Д. Смитом (США) по проблемам эксперимента в социальной психологии, по итогам которой заключен договор о научном сотрудничестве.
Широкое включение кафедры в решение институтских, региональных и государственных проблем стало традицией, которую бережно сохраняет ее современный состав в лице сотрудников:
п
г
российское психологическое общество
1. Чернышев A.C., доктор психологических наук, профессор (19.00.05 - социальная психология);
2. Акатов Л.И., кандидат психологических наук, доцент (19.00.01 - общая психология);
3. Антопольская Т.А., кандидат психологических наук, доцент (19.00.05 - социальная психология);
4. Галкина H.A., ассистент;
5. Гребеньков H.H., доцент;
6. Дроздов C.B., кандидат психологических наук, старший преподаватель (19.00.07 - педагогическая психология);
7. Дымов Е.И., кандидат психологических наук, доцент (19.00.01 - общая психология);
8. Елизаров С.Г., кандидат психологических наук, доцент (19.00.05 - социальная психология);
9. Затолокина А.Д., кандидат биологических наук, доцент (03.00.11 - физиология);
10. Иванова H.B., кандидат психологических наук, доцент (19.00.05 - социальная психология);
11. Корнев A.B., кандидат технических наук, доцент (05.13.09 -управление в биологических и медицинских системах);
12. Лобков Ю.Л., кандидат психологических наук, доцент (19.00.05 - социальная психология);
13. Логвинов И.Н., кандидат психологических наук, доцент (19.00.05 - социальная психология);
14. Лунев Ю.А., кандидат психологических наук, доцент (19.00.05 - социальная психология);
15. Сарычев C.B., кандидат психологических наук, доцент (19.00.05 - социальная психология);
16. Сергеева Н.Е., ассистент;
17. Силаков А.С., кандидат психологических наук, доцент (19.00.05 - социальная психология);
18. Сурьянинова Т.И., кандидат психологических наук, доцент (19.00.07 - возрастная и педагогическая психология);
19. Тарасова B.M., старший преподаватель;
20. Шанин Е.А., кандидат психологических наук, доцент (19.00.01 - общая психология).
Кафедра имеет кабинет психодиагностики, комнату психологической разгрузки и коррекции речи, оснащенные современными 3BM и другой техникой.
B 2001 г. А.С. Чернышев стал лауреатом Общественной национальной премии имени Петра Bеликого и был признан Человеком
www.pro.rsu.ru
года в номинации «Наука», в 2002 г. - Человеком года в номинации «Лучший менеджер региона».
Министерство образования Российской Федерации отметило преподавателей кафедры Ю.А. Лунева и A.C. Чернышева за научный вклад в образование России (приказ № 36-55-110 ИН / 01-12 от 09.07.2001). Во Всероссийском конкурсе на лучший пакет психологических диагностических методик в системе образования Российской Федерации получил поддержку проект «Аппаратурная методика диагностики социально-психологических свойств групп школьников» Ю.Л. Лобкова, Ю.А.Лунева, C.B. Сарычева, A.C. Чернышева.
п
г