Научная статья на тему 'Социальные оазисы'

Социальные оазисы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
322
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чернышев Алексей Сергеевич, Лунев Ю. А.

В статье анализируются некоторые итоги крупномасштабного формирующего эксперимента с подростками и юношами, в рамках которого кафедрой психологии Курского госпедуниверситета разрабатываются концепция и технологии помощи молодежи. Ведущей стратегией поиска новых педагогических технологий является стратегия построения развивающего образа жизни, создания развивающих социальных сред (социальных оазисов). Показано, что в результате пребывания в социальном оазисе формируются установка к позитивному изменению среды и социальной ситуации, достаточно развитое отношение к себе, умение увидеть самое существенное и сущностное в своей личности и жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Чернышев Алексей Сергеевич, Лунев Ю. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social oases

In this article some results of large-scale forming experiment with teenagers and young men are analyzed. Within the framework of this experiment the concept and technologies of the help of youth are developed at the chair of psychology at Kursk State Pedagogical University. Conducting strategy of search of new pedagogical technologies is the strategy of construction of developing way of life, creation of developing social environments (social oases). It is shown that as a result of stay in a social oasis installations to positive change of environment and the social situation, advanced enough attitude to oneself, the skill to see the most essential and intrinsic in the person and life are formed.

Текст научной работы на тему «Социальные оазисы»

А. С. Чернышев, Ю.А. Лунев СОЦИАЛЬНЫЕ ОАЗИСЫ

Формирование полноценной личности является задачей первостепенной важности как для государственной системы образования и социальной поддержки молодежи, так и для исследователей. Необходимо разработать новые научно-практические средства, обеспечивающие нормальную социализацию подростков и юношей.

Понимая социализацию не как усвоение, но как активное освоение социальных норм, мы считаем, что в основе социальных деформаций личности подростка и юноши лежит низкий уровень сформированное™ умения адаптироваться к изменениям социальной ситуации и, что более важно, неразвитая способность включаться в жизнь на уровне субъекта социальной активности. С нашей точки зрения, главным критерием формирования полноценной личности является ее умение активно и осознанно способствовать развитию социальных отношений [5; 15]. Позитивное самоопределение в личностном отношении означает формирование положительного образа Я и позиции конструктивного социального оптимизма. Причем в раннем юношеском возрасте складывается и готовность к самоопределению и одновременно развертывается сам процесс формирования. Становление положительного образа Я включает постепенное принятие своей индивидуальности и положительную оценку своего личностного потенциала.

Позиция конструктивного социального оптимизма может сформироваться, когда личность признает альтруизм исходным началом и конечной целью людей и содействует развитию межличностных отношений. Это мощный личностный мотиватор, который особенно эффективен в условиях социальной депривации личности (это показано в наших исследованиях детей из районов чернобыльского следа [ 17; 18]).

Положительная оценка именно потенциала, а не имеющихся личностных характеристик и опыта, дает эмоциональное состояние оптимистичности и в то же время не дает возникнуть самоуспокоенности, ограничивающей активность.

Эта позиция отражает желание гармонизировать социальные отношения. Конструктивность личностной позиции по сути есть проявление субъектности в социальных отношениях и выражается в направленности на социальное созидание. Самоопределение предполагает сознательный выбор личности, соотносящий ее желания, возможности и долженствования.

^ Конструктивность личностной позиции по сути есть проявление субъектности в соци-

«о; альных отношениях.

^ Понятие "субъектность" отражает способность личности самостоятельно творить свой

жизненный путь, реализовать все виды специфической человеческой активности — творче-

ской, свободной, нравственной [1; 3; 4]. В социальном обучении можно выделить три основных направления развития субъектности личности:

- рефлексивное — осознание положительного образа Я и своей социальной позиции. Личностная рефлексия является формой саморегуляции на высшем — ценностно-смысло-вом — уровне развития личности;

— поведенческое — расширение арсенала практических умений жить в гармонии с другими людьми;

^ — деятельностное — созидание материальных и духовных ценностей, основанное на

самодетерминации. Именно деятельность обеспечивает переход от статики размышлений и переживаний к процессу реализации своего Я, к реальным действиям.

К

о

«=3

о

и

Молодой человек должен учиться умениям:

— созидать жизненные ценности и достигать конкретных практических результатов;

— различать цели-результаты и промежуточные цели-средства;

— осознавать и соотносить свои желания, возможности с социальными требованиями;

— понимать природу социальных отношений и поведения;

— обладать широким репертуаром поведенческих навыков в различных сферах общения — в интеллектуальном, трудовом, досуговом, межполовом общении.

Создание благоприятных условий для позитивного личностного самоопределения является основным содержанием социального обучения, которое целесообразно выделить в качестве нового направления психолого-педагогической практики наряду с педагогическим воспитанием и предметным обучением.

Актуальность выделения этого направления обусловлена, прежде всего, крайне неразвитыми социальными умениями современных подростков и юношей. Неспособность конструктивно вступить в контакт, наладить гибкий диалог со сверстниками и, особенно, со взрослыми, определить свою личностную позицию в социуме, и в частности, в группе, отсутствие элементарных представлений о способах эмоциональной саморегуляции — все это порождает неадекватные защитные реакции молодых людей. Проблемы усугубляются при включении в новую социальную среду.

Наш опыт организации психологической помощи молодежи подтверждает необходимость и эффективность социального обучения в развитии личности. Только специальная подготовка поможет быстро и максимально бесконфликтно не только разбудить желание достигать высокие социальные ценности, но и сформировать достаточно широкий арсенал умений это делать.

Мы определяем социальное обучение как формирование знаний, умений и навыков конструктивного взаимодействия с людьми на межличностном и социальном уровнях, направленного на достижение разнообразных, общественно значимых целей.

По своему предмету и методам социальное обучение является одним из видов психологической помощи. Научить в социальном смысле — значит помочь человеку стать зрелой личностью, способной успешно жить в обществе. Частной задачей социального обучения является обучение общению как "организация целенаправленного овладения человеком средствами и способами коммуникации с другими людьми" [7, с. 243].

Цель социального обучения — создать благоприятные условия для обретения личностью качеств субъектности — самостоятельности, активности, ответственности и социа-бельности в самом широком значении этого слова. Социально обученный человек владеет искусством жить в обществе, созидая социальные отношения на основе своего неповторимого личностного потенциала.

. Можно выделить следующие особенности социального обучения по сравнению с другими видами психологической помощи:

— социальное обучение отличается более выраженным дидактическим характером. Оно строится на основе четкой организации учебно-воспитательных действий в пространстве и времени и направляется на конкретные практические результаты совместной деятельности обучаемых, соотнесенные с их естественной жизнедеятельностью;

— социальное обучение осуществляется в рамках специально созданного социума, который, с одной стороны, отличается организационной самобытностью (нормотворчеством), с другой стороны, вписан в реальное социально-нормативное пространство региона проживания обучаемых;

— объектом социального обучения должен стать по возможности каждый молодой человек. Объектом же психологической помощи становятся, как правило, люди, инициативно обратившиеся к специалисту.

Ведущим принципом эффективного социального обучения является создание развивающей социальной среды.

Развивающая социальная среда (социальный оазис) — это социум, отличающийся от обычной среды более высокими по содержанию и интенсивности характеристиками совместной деятельности и общения, эмоционально и интеллектуально насыщенной атмосферой сотрудничества и созидания.

В такой среде наиболее полно актуализируются и межличностные, и межгрупповые механизмы успешного саморазвития личности. Роль психологов-педагогов заключается в основном в том, чтобы задать единые "правила игры". Обучающий эффект обеспечивается прежде всего за счет социальной активности самих учащихся. Построение развивающей социальной среды как базовый принцип социального обучения обеспечивает и впечатляющую масштабность воздействия.

В настоящее время в рамках крупномасштабного формирующего эксперимента с подростками и юношами кафедрой психологии Курского госпедуниверситета разрабатываются концепция и технологии помощи молодежи, которые направлены на решение этой задачи [ 10; 13; 11; 16]. Ведущей стратегией поиска новых педагогических технологий является стратегия построения развивающего образа жизни, создания развивающих социальных сред.

Разработанные в рамках эксперимента технологии являются универсальными по возможности переноса и применения в различных организационных условиях работы с молодежью. Технологии основаны на актуализации следующих механизмов построения развивающей социальной среды:

1. Формирование духовной культуры молодежного социума. Главные условия формирования мотивации: совместное переживание юношами чувства сопричастности к особой молодежной субкультуре, сочетающей в себе романтичность и высокую социальную активность; чувство принадлежности к престижной общественной организации региона; приобщение к высоким жизненным целям и ценностям. Для многих ребят обсуждение в широком круге сверстников вопросов личностного самоопределения и смысла жизни является первой и редкой возможностью осознать свое Я и свой потенциал.

2. Функциональное включение педагогов в совместную деятельность. Коллектив педагогов выступает не в декларативной форме "группы коллег-единомышленников", но в форме "коллектива созидателей", действующего в соответствии с организационным порядком, ритуалами и атрибутикой, принятыми в данной среде. Педагоги образуют свой отряд и наряду с другими отрядами участвуют в общих построениях, соревнованиях.

3. Включение участников в высокоорганизованную общность. Уровень организованности развивающей социальной среды резко контрастирует с обычной средой проживания. Организационные нормы, структура, процессы отличаются четкостью и упорядоченностью. Коллективные действия совершаются в быстром и согласованном темпоритме. Характерна высокая степень включенности индивидов в совместную деятельность.

4. Демократическое внедрение организационного порядка. Организационные нормы и структура представляются на общем собрании в самом начале смены не как "директивы педагогического совета", но как многолетние традиции, в создании которых участвовали и сами воспитанники. Таким образом, подчеркивается возможность и необходимость участия ребят в продолжающемся нормотворчестве.

5. Общая пространственная организация коллективных действий. Общеколлективные построения, спортивные состязания, конкурсы, художественное творчество, танцы, хоровые песни и другие групповые мероприятия совершаются в "зоне видимости" для каждого воспитанника. Дети воспринимают самих себя и друг друга через призму общеколлективной активности, что стимулирует созревание подлинной социальности в личности.

6. Социальное, духовное и предметное обогащение деятельности. Высокосодержательная социально и духовно разнообразная предметно деятельность является системообразующим фактором развивающей социальной среды, определяя ее направленность и качественное своеобразие. Воспитанники участвуют в групповых дискуссиях на социально и личностно значимые темы, готовят театрализованные представления, состязаются в спортивных и интеллектуальных конкурсах, в песенных и танцевальных фестивалях. Особое место занимает трудовая деятельность: помощь в восстановлении исторических памятников, участие в экологических акциях, помощь престарелым и инвалидам, труд по самообслуживанию. Ежедневно в расписание включены учебные занятия, основной задачей которых является обретение социальных умений (способы эффективной коммуникации, приемы эмоциональной саморегуляции).

7. Интенсификация интеллектуальных, эмоциональных и поведенческих компонентов совместной деятельности. Коллективные действия совершаются на вербальном (скандиро-

вание девизов, приветствий, пение песен) и сенсомоторном (игры, марши, танцы) уровнях. Мероприятия проходят в быстром темпе. Время и материальные ресурсы для их подготовки достаточно ограничены. Публичность представления результатов повышает ответственность и эмоциональную отдачу участников. Большинство мероприятий проходят в форме соревнований. Эмоциональная насыщенность, необходимость форсировать интеллектуальные и творческие усилия, высокие энергетические затраты — все это обеспечивает максимальное вовлечение каждого воспитанника в совместную деятельность, устраняет опасность возникновения пустых молодежных "тусовок" и создает эффект "огромной, продуктивной жизни".

При разработке технологий мы исходили из предположения о том, что периодическое включение группы в социально улучшенную среду типа "социального оазиса" при обязательном участии молодежной группы в ее организации (проектировании) будет способствовать формированию оптимальной структуры основных групповых интеграционных свойств и становлению групп как субъектов деятельности, общения и отношений, способных не только выбирать, но и проектировать для себя наиболее адекватные социальные среды. Предполагалось, что такая социально-психологическая динамика группы будет способствовать и личностному развитию ее участников [9].

С этой целью в качестве экспериментального полигона используется Психологический Центр подготовки молодежных лидеров (Центр "Комсорг", созданный Л.И. Уманским в 1961 г.), в котором ежегодно проходят подготовку 150-200 старшеклассников. Контингент формируется, прежде всего, из творческих и инициативных учащихся, способных после обучения самостоятельно сплотить детский коллектив, стать лидерами в своих школах.

Основным психолого-педагогическим средством воздействия является особая организация жизнедеятельности юношей, основанная на предоставлении широкой автономии личности и группы, на стимулировании взаимозависимой формы совместной деятельности и придании ей большой социальной значимости. Именно такие условия обеспечивают высокий уровень мотивации достижения успеха и раскрытия творческого потенциала личности, актуализации ее лучших сторон, дают простор для позитивного самоутверждения личности.

Если в школе преобладает предметное обучение в ущерб социальному, то в Центре главным образом учат общению как социальному творчеству. Предметное же обучение носит свободный и широкий характер: школьников обучают правилам организаторской работы, практике эффективного общения, самопознания, подготовке и проведению художественных, трудовых и спортивных мероприятий, причем весь цикл действий — от разработки сценария до его реализации — совершают сами школьники. Обучение включает освоение элементов политической и экологической культуры: выпуск стенгазет, проведение различных акций и т.д.

"Социальный оазис" представляет собою относительно автономную систему, но за счет высокой организованности он способен сглаживать внешние деструктивные воздействия, направлять их в позитивное русло, и в этом плане его возможности воздействия на личность огромны.

Идеи Э. Фромма о социальных оазисах и их постепенном расширении на все общество как основном средстве "духовного оздоровления человечества" [ 14] в плоскости их практического применения сопряжены с проблемой мотивации людей, их готовности и способности к включению в социальные оазисы. Исследование проблем ценностей и мироощущения подростков и старшеклассников, проведенные C.B. Кривцовой, Е.Б. Фанталовой [8], И.В. Дубровиной [6], и наши данные показывают, что определенная часть молодежи отвергает саму перспективу жить полноценной жизнью в социально обогащенной среде; проявляется консервативная привязанность к привычному образу и месту жизни, удовлетворенность сложившимся, хотя и несовершенным, образом жизни. Определенная часть молодежи вполне счастлива "здесь и сейчас" даже в современных социально-экономических проблемных ситуациях. В значительной мере такое мироощущение складывается у подростков и юношей с отставанием в личностном развитии, особенно в сфере смыслообразующих качеств: ценностях, целях, содержании и стиле жизни. Если же представители такой категории молодых людей случайно попадали в реальные развивающие среды ("социальные оазисы"), то они испытывали психологический дискомфорт и трудности с адаптацией к новой среде,

и в первое время проявляли желание вернуться в обычные условия, их пугало то, что "здесь слишком все честно, правильно и умно".

Однако проблема мотивации на готовность и способность жить в социальном оазисе является актуальной для всех категорий молодежи.

Наш почти сорокалетний, опыт использования развивающих социальных сред для оказания психологической помощи подросткам и юношам в их личностном развитии высветил важную роль мотивированности молодежи жить и общаться в улучшенных социальных условиях.

В связи с этим мы провели исследование личностных характеристик молодежи в связи с ее готовностью и способностью жить в улучшенных социальных условиях и создавать их.

В качестве испытуемых выступили студенты 1 курса исторического факультета Курского государственного педагогического университета в количестве 100 человек, которые, по предварительным данным, проявили более выраженное, чем у их сверстников, желание жить в социальном оазисе.

Испытуемым в рамках учебного процесса демонстрировались научно-популярный фильм "На прицеле ваш мозг", раскрывающий опасные последствия неэтичного использования психологии в постиндустриальном обществе, и видеоматериалы о "Комсорге" под общим названием "Простая и непростая педагогика" (созданы под руководством профессора Л.И. Уманского). В первом случае была представлена социальная среда негативного характера, во втором — гуманного, альтруистического характера.

После просмотра каждого фильма испытуемым в качестве учебного задания предлагалось написать аннотацию. Аннотации оценивались и комментировались преподавателем (руководителем исследования).

С помощью контент-анализа текстов выявлялся образ "социального оазиса" в сознании испытуемых, его структура и функции, а также изучались смыслообразующие личностные качества испытуемых.

Кроме того, для выявления личностных проблем, мешающих личности нормально жить, использовалась методика А. Маслоу [ 16] а для выявления личностных проблем, которые можно решить благодаря включению в "социальный оазис" [9] — опрос по методике Ю.А. Лунева и A.C. Чернышева.

На основе многолетнего изучения развития воспитанников "социальных оазисов" был гипотетически сформулирован следующий комплекс смыслообразующих характеристик, обеспечивающих положительную мотивацию молодых людей по включению в "социальные оазисы" и способность усиленно действовать в них:

А — стремление осознать и реализовать личностный потенциал;

В — осознание (формирование) положительного образа Я\

С — стремление помогать другим как цель жизни;

G— сотрудничество как стиль жизни;

Е — созидательное действие как содержание жизни;

Р — стремление принадлежать к сообществу "Мы — сильные";

О — осознание личности как ценности.

Можно считать, что этот комплекс характеристик связан с проявлением субъектности личности в разных стилях и содержанием деятельности, общения, сознания и саморазвития, приводящих, соответственно, к разным уровням созидательности индивидов.

После количественной обработки результатов контент-анализа были получены следующие матрицы (табл. 1).

Таблица 1

ЗНАЧИМОСТЬ (УДЕЛЬНЫЙ ВЕС) СМЫСЛООБРАЗУЮЩИХ ХАРАКТЕРИСТИК В ОБЩЕЙ СТРУКТУРЕ ОБРАЗА "Я"

Смыслообразующие характеристики Ранг

А- стремление осознать и реализовать личностный потенциал 1

В- осознание (формирование) положительного образа Я 2

F — стремление принадлежать к сообществу "Мы - сильные" 3

О- осознание личности как ценности 4

С- стремление помогать другим как цель жизни 5

D— сотрудничество как стиль жизни 6

Н- созидательное действие как содержание жизни 7

Как следует из табл.1, наиболее значимыми оказались такие характеристики, как:

А—стремление осознать и реализовать личностный потенциал;

В — осознание (формирование) положительного образа Я\

V — стремление принадлежать к сообществу "Мы - сильные";

С— осознание личности как ценности.

К сожалению, на второй план уходят такие важные для "правильного выбора в жизни" (А. Маслоу) качества:

С - стремление помогать другим как цель жизни;

В — сотрудничество как стиль жизни;

Е — созидательное действие как содержание жизни.

Таким образом, у индивидов, положительно мотивированных на проживание в "социальных оазисах", тенденция на самореализацию и самосовершенствование преобладает над тенденцией "...быть источником света и тепла для других" (С.Л. Рубинштейн), хотя разрыв между тенденциями не велик. Главное же в том, что в структуру смыслообразующих личностных характеристик данной категории молодежи входит набор качеств и первой, и второй тенденций социальной ориентации индивидов.

При некоторых иерархических изменениях в структуре смыслообразующих качеств может сложиться оптимальный вариант как основа для принятия "правильного выбора", то есть сочетание стратегий на самосовершенствование и оказание помощи в самосовершенствовании другим людям.

Результаты опроса по методике А. Маслоу показывают, что абсолютное большинство испытуемых — около 85% — имеют проблемы, мешающие молодым людям нормально жить. Видимо, этот показатель является минимальным, так как определенное число испытуемых (более 7%) категорически заявили, что у них вообще "нет никаких проблем". Это является, скорее всего, психологической маскировкой.

Спектр личностных проблем оказался шире спектра проблем, которые молодые люди надеются решить в "социальном оазисе". Только 75% проблем, по мнению молодежи, решаемы в улучшенной социальной среде. Такое расхождение можно объяснить некоторой неопределенностью представлений о "социальном оазисе" и его возможностях; проблематичностью включения в реальный "социальный оазис"; уверенностью в своих силах, надеждой на то, что можно справиться с проблемами самостоятельно в условиях повседневной жизни.

Прослеживается установка на "социальный оазис" как на возможность для собственного решения жизненных проблем, а не как панацею от всех бед, как "скорую помощь", что способствует формированию (проявлению) субъектности личности.

Ведущее место заняли проблемы самоопределения, самосознания и самооценки, в частности: неуверенность в себе; неумение выбрать путь в жизни; неспособность измениться в лучшую сторону, отказаться от наивности и доброты к людям; неумение разобраться в себе; чувство неполноценности и неустроенности; — всего 34% от общего числа проблем.

На втором месте стоит проблема общения — 28%, которая сводится к следующему: грубость и невнимательность окружающих людей; несправедливость как спутник жизни; проблемы с родителями и друзьями; плохой контакт с людьми и т.д.

Важным представляется то обстоятельство, что на третье место выходят проблемы, связанные с деятельностью, точнее, с веером деятельностей, ее широтой и разнообразием — 26%. Это — трудность найти хорошую и интересную работу; страх оказаться никому не нужным после учебы; неподготовленность к сдаче экзаменов и зачетов; неудовлетворенность недостаточно глубокой и активной учебной деятельностью и т.д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Остальные сферы проблемного поля — самореализация, любовь, хорошие друзья и др. — представлены в более свернутом виде.

Вызывают тревогу проблемы, связанные с самореализацией: чувство собственной неудовлетворенности жизнью; обесценивание и девальвация духовных ценностей; лень, скука и т.д.

Поражает достаточно осмысленное и глубокое видение молодыми людьми их собственных проблем, выделение наиболее существенных и значимых. О личностной зрелости испытуемых можно судить и по их способности дифференцировать свои проблемы на два класса: проблемы вообще и проблемы, которые специфичны для "социальных оазисов" и могут

быть в них решены. Характерно глубокое восприятие любви: не только в контексте эмоциональной привязанности к противоположному полу, но и как нравственной категории.

Значительная часть подростков и юношей не имеет опыта проживания в "социальных оазисах", за исключением небольшого числа тех индивидов, которым повезло жить в благополучной семье, учиться в дружном классе, иметь сплоченную дружную компанию.

Поэтому очень важно сформировать у молодежи образа улучшенной социальной среды ("социального оазиса") как фактор мотивации включения в такие среды.

Опыт работы современных практических психологов и социальных педагогов, работающих над созданием центров отдыха и развития подростков и юношей, показал, что наиболее перспективными в этой связи являются три тенденции:

— Непосредственное включение значительного числа подростков и юношей в реальные "социальные оазисы", созданные в центрах отдыха и развития. Уже в 1995 году в России насчитывалось около 200 таких "социальных оазисов", 118 из них были представлены на конкурсе авторских программ и отмечены грантами 1, 2, 3 степени (грантом 2 степени отмечены наши психологические центры "Комсорг" и "Монолит") [12]. Опыт, приобретенный воспитанниками в "социальных оазисах", активно пропагандируется ими среди сверстников в школах, на улице и т.д., что способствует зарождению общественного мнения в регионе.

— Пропаганда "социальных оазисов" в средствах массовой информации. Наиболее эффективными (в рамках нашего опыта) представляются кинофильмы, сделанные журналистами молодежных газет, теле- и радиопередач, которые периодически (как правило, в начале и конце лета) показывают по местному телевидению. Кроме того, полезны периодические газетные публикации и передачи по местному (областному, районному) радио. Но наиболее сильным средством представления жизни в "социальных оазисах" оказались рейды воспитанников по окружающим населенным пунктам (в основном по селам и хуторам), в ходе которых оказывалась помощь престарелым и одиноким, а прежде всего — ветеранам войны; одновременно устраивались праздники народных обычаев; проводились демонстрации старинной одежды, театрализованные представления, конкурсы песен, танцев и т.д. Хорошо организованные, эстетически выразительные акции оставляли неизгладимое впечатление у населения, а у местных подростков и юношей вызывали чувство хорошей зависти к своим сверстникам, — как к пришельцам из иного, "прекрасного мира". Эффективно внедрение различных форм организации коллективных творческих дел, взятых из арсенала "социальных оазисов", в учебно-воспитательный процесс школ, ПТУ, техникумов и даже вузов.

—Продолжение деятельности "социальных оазисов", но в иных формах и в других местах. Стало традицией проведение встреч воспитанников осенью (в дни "золотой осени"), весной и зимой в дни каникул. Как правило, встречи проводятся на базе педуниверситета с приглашением большого числа гостей. Встречи носят радостный, эмоциональный характер и имеют насыщенную творческую программу (концерты, конкурсы, обмен опытом, неформальное общение и т.д.). Переписка подростков и юношей с психологами и педагогами университета, работавшими в "социальных оазисах", поднимает авторитет ребят среди сверстников, чему способствуют специальные выезды психологов и педагогов в школы для проведения консультаций, бесед со школьниками.

Наше многолетнее исследование показывает, что развивающие социальные среды позитивно влияют на различные аспекты социального самоопределения подростков и юношей. В частности, формируются:

— установка к позитивному изменению среды и социальной ситуации ("...Я становлюсь активнее, общительнее, исчезает закомплексованность ...Я научилась находить выход из конфликтных ситуаций ...Моя жизнь повернулась в русло новой реки. Я начну новую жизнь" и т.д.);

— достаточно развитое отношение к себе, умение увидеть самое существенное и сущностное в своей личности и жизни. ("...Теперь я не такая вспыльчивая, раньше я была разочарована в жизни, а теперь я снова научилась любить и доверять. В общем, я научилась жить. Я поняла, какое место я занимаю в этом мире. А главное, я почувствовала себя здесь взрослым человеком. Я больше не буду распыляться по пустякам, буду искренней, постараюсь научить своих друзей тому, чему меня научили здесь").

Самооценка изменяется с пониженной и неполной до прибытия в "оазис" - на адекватную (с элементом завышения) и более развернутую - после пребывания в "оазисе".

И, наконец, свои личностные приобретения (продвижения) подростки и юноши воспринимают не только как данность, как нечто само по себе свершившееся, а прежде всего как возможность для обеспечения своей будущей жизни, для социального творчества, и в том числе — для совершенствования социальной ситуации.

Наши данные в целом совпадают с результатами исследования личностного развития подростков в молодежных организациях России аналогичного типа, в которых отмечается, что за сравнительно короткий срок происходит "социальное обновление" подростков и юношей [19] и выводами К.А. Абульхановой-Славской о моральном сознании как ведущей детерминанте в российском менталитете [2]. Эксперимент подтвердил ранее выявленный факт сохранения и даже усиления полученного личностного "импульса" в последние месяцы (и даже годы), т.е. проявление отсроченного эффекта воздействия [ 17].

ЛИТЕРАТУРА

1. Абульханова-Спавская КА. Деятельность и психология личности. М., 1980.

2. Абульханова-Спавская КА. Субъект — символ российского самосознания // Сознание личности в кризисном обществе. М., 1995. С. 10—27.

3. Бруишинский A.B. Проблема субъекта в психологической науке // Сознание личности в кризисном обществе. М„ 1995. С. 28-41.

4. БуеваЛ.П. Человек, деятельность, общение. М., 1978.

5. Выготский JI.C. Проблемы развития психики. Собр. соч.: В б тт. Т.З. М., 1983.

6. Дубровина И.В., Андреева А.Д., Данилова Е.Е., Толстых H.H., Юфеева Т.Н. Психологический мониторинг. Вып. 1. Мироощущение подростков и старшеклассников. М„ 1996.

7. Краткий психологический словарь (Под ред. A.B. Петровского и М.Г. Ярошевекого). М., 1998.

8. Кривцова C.B. и др. Подросток на перекрестке эпох. М., 1997.

9. Лунев ЮА., Чернышев A.C. Социальное обучение молодежи: оптимальные условия, принципы, технологии Курск, 1999.

10. Лунев Ю.А., Кошкина Т.А. Центру подготовки молодежных лидеров - 30 лет // Психол. журнал. 1991. Т. 12. №6. С. 179.

11. ЛутошкинА.Н. Эмоциональный потенциал коллектива. М„ 1988.

12. Рубцов В.В. Основы социально-генетической психологии. М.— Воронеж, 1996.

13. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. М., 1980.

14. Фромм Э. Психоанализ и этика. М„ 1992.

15. Чернышев A.C. Теоретические аспекты социально-психологической помощи группам старшеклассников в условиях депривации // Актуальные проблемы психологии: традиции и современность. Киев, 1992. С. 209-2110.

16. Чернышев A.C., Белянский Ю.В., Лунев ЮА., Сарычев C.B. и др. Программа подготовки молодежных лидеров и социально-психологической помощи подросткам и юношам. Курск, 1994.

17. Чернышев A.C., Лунев ЮА., Мягков И.Ф., Панок В.Г. Программа мониторинга социально-пси-хологических ситуаций в регионах, пострадавших от Чернобыльской катастрофы. Курск, 1991.

18. Chernyshev A.S., Lunev VA. Working with the Chernobyl children 11 Bridges: A New Journal For North European Teachers. Vol. 3. № 1. 1995. P. 25-26.

19. Moscovici S. Social Change and Social Influence. L.: Academic Press, 1976.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.