Научная статья на тему 'Роль идеала в духовно-нравственном становлении современной учащейся молодежи'

Роль идеала в духовно-нравственном становлении современной учащейся молодежи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
490
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ / СОЦИАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ИДЕАЛ / НРАВСТВЕННАЯ РЕФЛЕКСИЯ / РАЗВИВАЮЩИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СРЕДЫ / СОЦИАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / spirituality / social self-determination / ideal / moral reflexion / developing social environments / social learning

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Орешина И. А.

В статье рассматриваются социально-психологические аспекты духовнонравственного становления личности современной учащейся молодежи. В качестве ведущей детерминанты формирования зрелой личности автор выделяет идеал как один из мотивов и ориентиров формирования личности. Важная роль отводится благоприятным условиям данного процесса развивающим социальным средам (социальным оазисам) и социальному обучению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Орешина И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDEAL’S ROLE IN PSYCHOSPIRITUAL FORMATION OF NOWADAYS STUDENTS

The socio-psychological aspects of psychospiritual formation of the nowadays students are considered in the paper. The author allocates ideal as a key determinant of formation of the mature person’s motives and reference points of its formation. The important role in psychospiritual formation of nowadays students is attached to developing social environments (social oases) and social learning.

Текст научной работы на тему «Роль идеала в духовно-нравственном становлении современной учащейся молодежи»

УДК 316.621

РОЛЬ ИДЕАЛА В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ СТАНОВЛЕНИИ СОВРЕМЕННОЙ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

© 2010 И. А. Орешина

аспирант каф. психологии e-mail kursk-ysvchol@narod.ru

Курский государственный университет

В статье рассматриваются социально-психологические аспекты духовнонравственного становления личности современной учащейся молодежи. В качестве ведущей детерминанты формирования зрелой личности автор выделяет идеал как один из мотивов и ориентиров формирования личности. Важная роль отводится благоприятным условиям данного процесса - развивающим социальным средам (социальным оазисам) и социальному обучению.

Ключевые слова: духовность, социальное самоопределение, идеал, нравственная рефлексия, развивающие социальные среды, социальное обучение.

Одним из перспективных направлений современной отечественной психологии в условиях глубоких социально-экономических изменений в современном мире стало обращение к духовно-нравственной сфере человека как самому «человечному в человеке». В связи со сложностью феномена «духовность» и интересом к его исследованию в различных науках представляется целесообразным обратиться к некоторым подходам в понимании духовности в психологии. А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский под духовностью понимают высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными мотивационно-смысловыми регуляторами её жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности. Под зрелостью личности понимается прежде всего социальная зрелость, выражающаяся в том, насколько адекватно понимает человек своё место в обществе, каким мировоззрением руководствуется [Петровский 1998].

Одной из ведущих психологических черт зрелой личности является рефлексия на свой духовный облик, служащая задачам самоорганизации. Цели такой самоорганизации достаточно разнообразны и широки - тут и нравственное самосовершенствование, и интеллектуальный рост, и эстетическое развитие и т.д. О значении нравственной рефлексии упоминает также и В.В. Знаков. По его мнению, важным источником духовности субъекта являются этические нормы, на которые он ориентируется в повседневной жизни. В этических, эстетических, юридических и прочих нормах закреплены высшие образцы человеческой культуры. И если субъект усваивает, переживает их как внутренне обязательные образцы поведения, то он приобщается к высшим духовным ценностям бытия. Духовное богатство человека возрастает, когда закрепленные в общественных нормах духовные ценности становятся неотъемлемой частью его духовного мира, субъективной реальности. В.В. Знаков рассматривает духовность как духовное состояние - это психологический феномен, характеризующийся тем, что человек временно «не замечает» внешнего мира, не ощущает своих органических функций, своей телесности, а сосредоточивается на осмысление духовных ценностей, то есть познавательных, этических или эстетических аспектов человеческого бытия. Иными словами, духовность противостоит материальной природе человека [Знаков 1999]. Согласно мнению А. Л. Журавлёва, А.Б. Купрейченко, смыслы и нравственные оценки окружаю-

щего мира, других людей, себя и систем отношений, в которые включён субъект, являются основой его жизнедеятельности и важнейшей составляющей самоопределения [Журавлев, Купрейченко 2008].

В последнее время в сознание и поведение молодежи активно внедряются сексуальные мотивы. Сексуальная революция, которая на Западе подошла к своему завершению несколько лет назад, сейчас добралась и до нас, даже применительно к школьному возрасту. Это способствовало отступлению современного общества от традиционного института семьи, когда двое людей вступали в брак для рождения и воспитания детей, с поддержкой друг друга на протяжении всей жизни, к сожительству с регистрацией брака.

От З. Фрейда современная психология много знает о сексуальном влечении, патологии полового влечения, но человек в своей высшей иерархии ценностей стремится к большему, чем только удовлетворение физического желания. Для большого числа молодых людей остаются значимыми такие ценности жизни, как любовь, семья [Знаков 1999].

Что касается молодых людей, то они попадают в своего рода ножницы, когда знания, получаемые от учителя, из учебника, перекрываются потоком хаотичной информации, идущей прежде всего от СМИ, причем эта информация, не имеющая структурно-содержательной логической связи, подаваемая не системно, а бисерно, не просто не вписывается в рамки стационарного обучения, но представляет собой качественно иной тип, где, в частности, принципиально меняется сочетание зрительного и слухового восприятия [Фельдштейн 2005].

Стремясь за рейтингом и финансовыми потоками, СМИ не задумываются о духовно-нравственном становлении подрастающего поколения, ведь раскрутить передачу, где выставляются напоказ безнравственные поступки, безответственные половые отношения, легче и дешевле, чем предложить глубокое и настоящее творчество. При этом журналисты независимой прессы не задумываются о будущих последствиях, которые могут возникнуть под влиянием подаваемой ими информации; за «зелённые» потоки, текущие в их карман, они готовы пропагандировать безнравственный образ жизни, прикрываясь свободой. Таким образом, СМИ не только не закрепляют, а в ряде случаев даже разрушают высшие духовные ценности человечества [Петровский 2007].

В наше время СМИ часто не только свободны, но и безответственны. Они действительно совершенно независимы от тех организаций и лиц, которые их не финансируют. При этом запрет на пропаганду «откровенного» жанра, скорее всего, не будет эффективен. По мнению А.В. Петровского, общее повышение культуры позволит ориентироваться на лучшие образцы литературы и искусства, которые в состоянии по своей эстетической природе противостоять вульгарному отношению к интимной жизни человека. То есть нужен некий духовно-нравственный идеал, который будет способствовать развитию духовности [Там же].

Согласно С.Л. Рубинштейну, идеал может выступать в качестве совокупности норм поведения, иногда это образ, воплощающий наиболее ценные и в этом смысле привлекательные человеческие черты, - образ, который служит образцом. Идеал становится стимулом и регулятором развития человека. Идеалы формируются под непосредственным общественным влиянием и определяющим воздействием общественных оценок. Воплощаясь в идеале, через его посредство эти общественные оценки формируют общую направленность личности в духовно-нравственной сфере [Рубинштейн 2009].

Подробно рассматривает духовно-нравственный идеал в своих работах М.И. Во-ловикова. Однако она отмечает, что у подрастающего поколения наблюдается дифференциация социальных представлений в ориентации на идеал и в ориентации на «антиидеал». Последнее связано с присвоением норм, закрепившихся в массовом сознании

через образцы отрицательных героев книг, сериалов и т. п., в которых они выставлены как герои, вызывающие сочувствие. Таким образом, для подростков притягательными становятся аморальные черты и поведение.

Духовно-нравственное здоровье народа напрямую связано со стойкостью нравственного идеала. Представления о нравственном идеале передаются от поколения к поколению через образцы конкретных людей, в той или иной степени воплотивших этот идеал: исторических деятелей, героев, подвижников, значимых близких людей, -конкретизируются в современных представлениях об образцово-нравственной личности, в морально-правовых представлениях, представлениях о Родине [Воловикова 2005].

В экспериментальном исследовании влияния идеала на духовно-нравственную основу мироощущения и социального самоопределения современной молодежи, проведенном А.С. Чернышевым при нашем участии, установлено, что серьезные изменения на рубеже ХХ-ХХ1 столетий претерпел идеал как связующее звено мироощущения и социального самоопределения. Значительная (около 60%) часть молодежи оценивает субстанцию «идеал» как насилие над личностью и предпочитает прожить без идеала вообще. У некоторых молодых людей (около 10%) представления об идеале размыты до фрагментарных позиций («можно подражать отдельным свойствам отдельных лиц»); однако около 20% молодых людей (как правило, прошедших социальное обучение в развивающих средах) определились со своим идеалом, осознанно выбрав объект для подражания. Можно отметить широкий спектр оснований (критериев) для подражания, включающий более 10 групп: среди них более всего представлены отечественные певцы, актеры, шоумены (30%); затем идут их зарубежные коллеги (20%); учителя (в основном практические психологи) занимают третье место (15%); есть и исторические личности (Цезарь, князь Владимир, Петр 1, Колумб, княгиня Ольга, Г. Шелихов); герои войны (Первой и Второй мировой - 6%); политики (В.И. Ленин, В.В. Путин, Д. А. Медведев); поэты, писатели (А. Пушкин, С. Есенин, Ю. Лермонтов); спортсмены (Д. Сычев, А. Аршавин, Т. Татьмянина) избраны реже (по 3%), а из ученых назван только один человек - Д.И. Менделеев. Таким образом, структура представлений об идеалах во многом отражает направления современных СМИ, тем не менее есть некоторое оздоровление духовно-нравственных оснований для определения идеалов [Чернышев, 2008].

Перспективным направлением в решении проблем формирования нравственно ценного идеала является проектирование социальных сред с большими воспитательными возможностями. Этим требованиям соответствуют развивающие социальные среды (социальные оазисы). Развивающую социальную среду можно понимать как социум, отличающийся от обычной среды более высокими по содержанию и интенсивности характеристиками совместной деятельности и общения, эмоционально и интеллектуально насыщенной атмосферой сотрудничества и созидания. В такой среде наиболее полно актуализируются и межличностные, и межгрупповые механизмы успешного саморазвития личности. Роль психологов-педагогов заключается в основном в том, чтобы задать единые «правила игры». Обучающий эффект обеспечивается прежде всего за счет социальной активности самих учащихся. Однако эксперимент выявляет проблему адаптации молодежи к необычной социальной среде и необходимости определенной подготовки к полному использованию ее возможностей. Проблема снимается благодаря введению «социального обучения». Поэтому в «социальных оазисах» целесообразно, наряду с существующими направлениями психолого-педагогической практики - педагогическим воспитанием и предметным обучением, выделить новое направление - «социальное обучение».

Социальное обучение - это формирование знаний, умений и навыков конструктивного взаимодействия с людьми на межличностном и социальном уровнях, направ-

ленного на достижение разнообразных, общественно значимых целей. По своему предмету и методам оно является одним из видов психологической помощи. Научить в социальном смысле - значит помочь человеку стать зрелой личностью, способной успешно жить в обществе. Частной задачей социального обучения является обучение общению как организация целенаправленного овладения человеком средствами и способами коммуникации с другими людьми. Цель социального обучения - создать благоприятные условия для обретения личностью качеств субъектности - самостоятельности, активности, ответственности и социабельности в самом широком значении этого слова. Социально обученный человек как субъект владеет искусством жить в обществе, созидая социальные отношения на основе своего неповторимого личностного потенциала [Чернышев, Гребеньков, Сарычев, Елизаров 2005; Чернышев, Сарычев, Лобков, Скурятин 2006].

Результаты. Периодическое включение индивидов и групп подростков и юношей в качестве субъектов совместной деятельности и общения в специально созданные реальные улучшенные социальные среды («социальные оазисы») на основе актуализации принципа сочетания социального знания и социального действия ведет к значительным личностным изменениям индивидов («социальному обновлению» личности) и повышению уровня социально-психологической зрелости групп [Чернышев, Сарычев 2008]. Вышеуказанные тенденции социально-психологической динамики личности и группы имплицитно ведут к актуализации роли идеала в нравственном становлении молодежи.

Библиографический список

Воловикова М.И. Представление русских о нравственном идеале. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. 331 с.

Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. Самоопределение личности и группы: основные признаки и принципы организации исследования // Профессиональное и личное самоопределение молодежи в период социально-экономической стабилизации России: материалы Второй всерос. науч.-практ. конф. Самара: Самар. гумат. акад., 2008. С. 3-10

Знаков В.В. Психология понимания правды. СПб.: Алетейя, 1999. 281 с.

Краткий психологический словарь / ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. Ростов-н/Д: Феникс, 1998. 512 с.

Петровский А.В. Психология и время. СПб.: Питер, 2007. 448 с.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2009. 713 с.

Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления развития психологопедагогических исследований // Бюллетень ВАК Министерства образования Российской Федерации. 2005. № 6. С. 1-11

Чернышев А.С., Гребеньков Н.Н., Сарычев С.В., Елизаров С.Г. Проектирование психологической помощи подросткам и юношам в личностном развитии. Курск: Курск. гос. ун-т, 2005. 162 с.

Чернышев А.С., Сарычев С.В., Лобков Ю.Л., Скурятин В.И. Социально одаренные дети: путь к лидерству (экспериментальный подход). Воронеж: Кварта, 2007. 210 с.

Чернышев А.С. Мироощущение подростков и юношей в изменяющейся России (на рубеже ХХ-ХХ1 вв.): динамика, условия актуализации и формирования // Психология и современное Российское образование: материалы IV съезда психологов образования России. Москва, 8-12 декабря 2008 г. М., 2008. С. 532-534.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.