Научная статья на тему 'Опыт изучения коллектива, коллективообразования и процесса формирования коллектива в социально-гуманитарном знании'

Опыт изучения коллектива, коллективообразования и процесса формирования коллектива в социально-гуманитарном знании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3096
317
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коллектив / коллективообразование / формирование коллектив / collective kollektivoobrazovanie / the formation of collective Tiwa

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ефремов Дмитрий Александрович

В данной статье на основе междисциплинарного анализа рассматриваются различные подходы к изучению коллектива, процессов коллективообразования и формирования коллектива. Акцент сделан на характеристиках сущности коллектива, механизмов коллективообразования, управления процессами, протекающими в группе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF STUDYING THE COLLECTIVE KOLLEKTIVOOBRAZOVANIYA AND THE PROCESS OF FORMING THE TEAM IN THE SOCIAL SCIENCES AND HUMANITIES KNOWLEDG

In this paper, based on an interdisciplinary analysis of various approaches to the study of collective processes kollektivoobrazovaniya and the formation of the team. Emphasis is placed on the characteristics of the essence of collective mechanisms kollektivoobrazovaniya, management processes in the group.

Текст научной работы на тему «Опыт изучения коллектива, коллективообразования и процесса формирования коллектива в социально-гуманитарном знании»

УДК 373.180.6 ББК 74.58

ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ КОЛЛЕКТИВА, КОЛЛЕКТИВООБРАЗОВАНИЯ И ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВА В СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОМ ЗНАНИИ

Ефремов Дмитрий Александрович,

соискатель (г. Воронеж)

Аннотация. В данной статье на основе междисциплинарного анализа рассматриваются различные подходы к изучению коллектива, процессов коллективообразования и формирования коллектива. Акцент сделан на характеристиках сущности коллектива, механизмов коллективообразования, управления процессами, протекающими в группе.

Ключевые слова: коллектив, коллективообразование, формирование коллектива.

EXPERIENCE OF STUDYING THE COLLECTIVE KOLLEKTIVOOBRAZOVANIYA AND THE PROCESS OF FORMING THE TEAM IN THE SOCIAL SCIENCES AND HUMANITIES KNOWLEDGE

Efremov D.A.

Abstract. In this paper, based on an interdisciplinary analysis of various approaches to the study of collective processes kollektivoobrazovaniya and the formation of the team. Emphasis is placed on the characteristics of the essence of collective mechanisms kollektivoobrazovaniya, management processes in the group.

Key words: collective kollektivoobrazovanie, the formation of collective Tiwa

Современная гуманитаристика сохраняет определенную предвзятость к исследованиям коллектива. На рубеже Х1Х-ХХ веков в центре внимания находилась проблема развития индивидуальности, на фоне которой проблематика коллективообразования, формирования коллектива отодвигалась на второй план. Желаемым результатом образования становится индивиду-

альность, коллективизм как приветствуемая личностная характеристика замалчивается, а порой и подвергается педагогическому остракизму. Приведем лишь несколько отрывков из программной разработки для студентов педагогического вуза: «Лекция 10. Величие и бессилие коллективистского воспитания. (Творческая личность и коллектив). «Воспитательный» коллек-

тив как основная категория формирующей педагогики. Обобществление личности и потеря индивидуальности - результат воспитания в коллективе.

У истоков коллективистского воспитания. Казарменный коллективизм подавления индивидуальности - основа социально-педагогических утопий.

Сравнительный анализ творческой результативности казарменного и гуманистического коллективизма. Марксистско-ленинская идеологизация коллективистского воспитания: 1) коллектив как условие всестороннего развития задатков личности: иллюзия личной свободы через «обогащение» личности чужим опытом -необходимость подчинения общественному опыту; 2) повышение общего тонуса индивида через коллектив, «возбуждающий жизненную энергию» - необходимость коллективных действий, девальвация личности; 3) «развитие индивида обусловлено развитием всех других индивидов» - безальтернативность, обречение на коллективизм. Использование коллектива как средства воспитания стадности в тоталитарной педагогике СССР и нацистской Германии [4].

Педагогическая традиция, учет социально-психологических закономерностей, анализ современной социокультурной ситуации развития подрастающего поколения убеждает нас в обратном: без надлежащей оценки опыта изучения коллектива и процесса его формирования, без движения вперед в изучении феномена коллек-тивообразования в малых группах невозможно адекватно решать актуальные задачи образования.

Квинтэссенцией генезиса представлений о коллективе и процессе коллективообразования выступают словарные определения данных понятий, что предопределило целесообразность анализа соответствующих статей основных словарей и энциклопедией.

Сравнение словарных определений рассматриваемого понятия позволяет утверждать, что под коллективом понимается группа людей, объединенных общими интересами, целями, деятельностью. Инвариантными являются следующие характеристики:

1) коллектив - группа высокого уровня развития;

2) группа людей, взаимно влияющих друг на друга;

3) групповые процессы в коллективе иерар-хизированы и образуют многоуровневую (стра-тометрическую) структуру, ядром которой является совместная деятельность, обусловленная личностно и социально обусловленными целями;

4) коллектив - группа людей, характеризующаяся чувством солидарности, самоопределением.

Понятие «коллективообразование» встречается в словарях и энциклопедиях значительно реже и представлено следующей совокупностью характеристик:

1) коллективообразование предполагает сплочение группы на основе принятия индивидами целей общественно значимой деятельности, связанных с нею ценностей, норм, установок, а также формирования ценностно-ориента-ционного единства;

2) главным фактором коллективообразова-ния является активное включение членов группы в социально значимую совместную деятельность, на основе развития которой в группе складываются характерные для коллектива межличностные отношения;

3) определенным фактором коллективооб-разования является руководство группой, в силу чего достигается более высокий уровень развития.

Значительно чаще в статьях, посвященных коллективу, встречается конструкция «формирование коллектива». В отличие от понятия «кол-лективообразование», в котором акцентируются внутренние ресурсы движения группы к высшей стадии - коллективу, формирование коллектива предполагает совокупность внешних условий, необходимых для достижения группой стадии развития коллектива.

Различие в содержании понятий «коллекти-вообразование» и «формирование коллектива» становится более очевидным в процессе анализа исследований коллектива в различных отраслях социально-гуманитарного знания. Принцип историзма определяет необходимость начать

215

теоретический анализ с трудов зарубежных исследователей малых групп.

В конце XIX века, с появлением социальной психологии, ученые вплотную занялись вопросами и проблемами, связанными с малыми группами (Н.Триплет, В.Меде, Ф. Олпорт, Г. Олпорт и др.). Данный период характеризуется началом экспериментальных исследований, в которых доказывалась эффективность группового действия над индивидуальным, однако группа рассматривалась не как определенная реальность, а как «совокупность идеалов, представлений и привычек, повторяющихся в каждом индивидуальном сознании и существующих только в этих сознаниях». [ЛПрог! 1924. Р. 9]

Следующий этап развития исследований малых групп за рубежом относился к периоду 30-х - началу 40-х гг. XX в. (М. Шериф, Т. Ньюк, В.Уайт, Ч. Барнард, Ф. Гальтон, К. Левин и др.). Он знаменовался рядом экспериментальных исследований, осуществленных в лабораторных и полевых условиях, а также попытками разработки теории группового поведения. Оформляется социометрическое направление исследования групп. Одновременно предпринимаются попытки отойти от упрощенного понимания феноменов лидерства и руководства, дать более сложное, многоплановое их описание в терминах социального влияния, внутригруппового взаимодействия, достижения групповых целей.

В послевоенный период оформились основные направления исследований малых групп, сложились важнейшие теоретические подходы, эксперименты в данной области достигли определенного высокого уровня. Именно в этот период изучаются закономерности группового поведения, эффективные методы управления группами. Р. Л. Кричевский и Е.М. Дубов-ская выделяют в рамках данного периода четыре этапа [3]:

- первый: середина 40-х - середина 60-х годов XX века (Л. Фестингер, X. Герард, Г. Хо-манс и др.). Оформились основные направления исследований малых групп, сложились важнейшие теоретические подходы, экспериментальные парадигмы достигли высокой степени совершенства;

- второй: середина 60-х - вторая половина 70-х годов XX века (А. Зандер, И. Стейнер, Д. Картрайт и др.). Активизировалась критика экспериментальных исследований. Отмечалось отсутствие теории, позволяющей адекватно интерпретировать и интегрировать гигантский массив разнородный эмпирических фактов. Кроме того, в этот период «исследования чаще фокусировались на поведении отдельных индивидов в группе, нежели на свойствах и результатах группы как целого» [Zander. 1979. P.447]. Группа рассматривалась как «один из аспектов жизненного пространства личности, а не целое, обладающее собственной динамикой» [Steiner. 1983.P.539]. Растет авторитет западноевропейских ученых в исследованиях социального влияния (С. Московичи), межгрупповык отношениях (Г. Тэшфел, Дж. Тэрнер), принятия решений (Г. Ламма);

- третий: вторая половина 70-х - 80-е годы XX века (Д. Макгрет, Д. Кравитц, Д. Ливайн, Р Морленд, И. Стейнер и др.). Данный этап отмечен продолжением ранее намеченных тенденций: в области теории - господство эклектики; в подходе к изучению группы - акцент на индивидуальном поведении в ней; больший интерес к диадным отношениям нежели к выявлению собственно групповых характеристик; в сфере конкретной эмпирической работы - преобладание лабораторного экспериментирования над работой с естественными группами в реальных жизненных ситуациях;

- четвертый: с начала 90-х XX века - по настоящее время (Дж. Xоманс, Д. Тибо, Г. Келли, Д. Абрамс, С. Тиндейл, М. Xогг и др.). Наблюдается рост интереса к исследованию малых групп. Активная разработка проблематики малых групп продолжилась за пределами социальной психологии, например, в сфере бизнеса. Об этом свидетельствует, в частности, растущий интерес исследователей менеджмента и организационной психологии к такому типу групп, как команда, различным аспектам их формирования, функционирования и управления ими.

Анализ работ зарубежных исследователей позволяет сделать вывод о том, что зарубежные ученые не выделяют развитие группы в ка-

честве научной проблемы и очень редко обращаются к термину «коллектив». Если же этот термин ими используется, то не в том смысле, которым наделяют его отечественные исследователи. Под коллективом в западных социальных науках имеют в виду соединение людей, действующих в одном направлении, к коллективному поведению относят те или иные действия группы. В последнем Оксфордском словаре по социологии отмечается, что крайние пункты коллективного поведения могут быть представлены, с одной стороны, координированными и организованными социальными движениями, а с другой стороны - спонтанными вспышками совместных поведенческих реакций, например, эпизодами массовой истерии (Marshall, 1998).

История оформления теорий коллектива в нашей стране широко освещена в специальной литературе. Систематические исследования группы и коллектива в нашей стране появились в конце XIX века. Выделяется три основных периода в развитии теорий коллектива в отечественной педагогике и психологии.

Первый период «досоветский» - конец XIX в. - 20-е гг. XX в. (Г. А. Роков, В.Б. Бехтерев, А.С. Залужный, Г.Г. Шпет, Е.А. Аркин, В.А. Артемов, М.В. Ланге и др.). На начальном этапе исследования коллектива российскими учеными были определены следующие положения: сформулированы понятия коллектив и коллективность, коллектив выделен в определенную стадию развития малой группы; выдвинута идея о системной природе коллектива; базовым выступает утверждение о том, что коллектив выступает субъектом собственного развития. Естественно, что данные теории не были лишены недостатков. Однако во многом именно эти недостатки стимулировали дальнейшее изучение коллектива и поиск ответов на вопросы о закономерностях развития группы и влияние руководства на ее развитие.

Второй период - «советский». В данный период можно выделить два основных этапа:

- первый этап - начало 20-х - первая половина 50-х XX века (С.Т. Шацкий, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский). Начиная

с начала 30-х гг. XX века, тематика малых групп и коллективов фактически исчезла из поля зрения психологов. Исследования продолжились педагогами-практиками на основе описания, рефлексии, специального изучения собственной педагогической деятельности.

Большой вклад в изучение коллектива и процесса его формирования внес Антон Семенович Макаренко: описал стадии развития коллектива, подробно разработал технологию поэтапного формирования коллектива; определил принципы, законы и закономерности развития коллектива (движение, постановка перспектив, мажорного тона, параллельного действия и др.). Все последующие теории коллектива основывались непосредственно на учении А.С. Макаренко (А.Н. Лутошкин, Л.И. Новикова, А.В. Петровский, А.И. Донцов, А.Т. Куракин, Л.И. Уманский, В.В. Новиков и др.).

А.С. Макаренко четко показал динамику развития коллектива, выделяя три основные стадии развития.

- становление коллектива (стадия первоначального сплочения). Она завершена, если выделился и заработал актив, который берет вместе с руководителем на себя организацию деятельности;

- стадия стабилизации, на которой начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции. На данной стадии руководитель исполняет роль консультанта;

- коллектив является средством и инструментом индивидуального развития каждого его члена. Руководитель остается консультантом для отдельных членов коллектива.

А.С. Макаренко считал, что далеко не все коллективы (особенно детские) доходят до уровня третьей стадии. Но это закон и нормальная динамика развития группы.

Особую значимость для любого руководителя коллектива имеет положение А.С. Макаренко о трех видах перспектив (близких, средних и дальних), особенно если речь идет о первой стадии развития, где руководитель играет первостепенную роль.

Большое значение А.С. Макаренко придавал стилю внутриколлективных отношений (мажор, собственное достоинство, защищенность каждо-

217

го члена коллектива и др.) и формированию традиций.

Коллектив существует только в деятельности и общении. При этом деятельность имеет два аспекта - социальный и индивидуальный. Результаты деятельности коллектива имеют важное общественное значение и в то же время способствуют развитию и саморазвитию каждого члена группы. В процессе такой деятельности поднимается общий тонус жизнедеятельности группы, становятся более оптимистичными отношения, усиливается внутригрупповая защита от внешних негативных влияний. А.С. Макаренко рассматривал стадии развития коллектива, исходя их динамики общей деятельности и отношений, увеличения согласованных действий членов коллектива, возможности предъявления единых требований к его членам.

В этот же период Н.К. Крупская, одна из первых, подчеркнула роль коллектива в воспитании личности; С.Т. Шацкий разработал систему управления и самоуправления детского коллектива; Е.А. Аркин дал собственную характеристику понятия «коллектив», в числе ведущих признаков которого он выделял совместную деятельность, однородность среды, степень организованности или «по крайней мере, тенденцию к ней».

Личностный подход в изучении коллектива наиболее полно в советский период нашел отражение в трудах В.А. Сухомлинского. Исследователи педагогического наследия В.А. Сухомлинского (Ю.А. Азаров, А.М. Борисовский, К.Н. Григорьев, А.Г. Дзеверин, Е.Г. Родчанин, И.А. Зязюн, Б.С. Тартаковский, Г.П. Туюкина, М.И. Мухин, С.А. Соловейчик, Г.Б. Медынский, М.В. Богуславский и др.) отличают следующие базовые положения его теории:

- коллектив следует рассматривать в качестве ведущего средства развития ребенка и личности, а не как самоцель;

- детский коллектив - сообщество детей, в котором есть идейная общность, интеллектуальная общность, эмоциональная общность, организационная общность;

- коллектив должен быть авторитетным для ребенка: если он в нем ничего не находит для своей духовной жизни и не приобщается к

218

высшим интересам, коллектив для него перестает выступать средством личностного развития;

- коллектив является воспитывающей силой, но только в том случае, если он управляется административным органом, имеющим истинный авторитет среди воспитанников. Это положение относится, прежде всего, к руководителю, так как он обязан хорошо знать психические, духовные, интеллектуальные особенности каждого ребенка;

- одна из главных задач деятельности коллектива - духовное обогащение воспитанника. Являясь составляющей компонентой воспитания, духовное обогащение воспитанников составляет сущность воспитания;

- правильное духовное взаимодействие коллектива и личности предполагает чуткость, тактичность, деликатность коллектива по отношению ко всему сугубо интимному. Свобода личности подразумевает ответственность перед коллективом, которая воспитывается не словами, а делами;

- коллектив является важным средством социализации воспитанников.

Работа с коллективом как средством личностного развития, с точки зрения В.А. Сухомлинского, требует от педагога мастерства: «Каким бы сильным инструментом ни было воздействие его на личность, он не всемогущ. Более того, именно потому, что этот инструмент сильный, зачастую он оказывается опасным в руках не только невежды, но и мастера» [9 ].

В 1950-е гг. проблема организации и организованности коллектива разрабатывалась в работах А.Л. Шнирмана, Т.Е. Конниковой. Главное внимание в их работах было уделено отношениям ответственной зависимости, рассмотрены проблемы формирования детского коллектива, содержание его деятельности, основные черты, характеризующие первичный и общешкольный коллективы;

- второй этап - вторая половина 50-х - конец 80-х годов XX века (С.Л. Рубинштейн, Л.И. Уманский, И.П. Волков, Я.Л. Коломинский, H.A. Березовин, Л.В. Артемова, А.Н. Лутошкин, Л.И. Новикова, А.В. Петровский, А.И. Донцов, А.Т. Куракин и др.). В данный период в нашей

стране активно развивается социальная психология, и на этом фоне происходит внедрение экспериментальных методов в изучение социально-психологических проблем первичных коллективов.

Важнейшие проблемы теории коллектива рассмотрены в трудах Людмилы Ивановны Новиковой, которая определяла коллектив как «социальный организм, в котором люди объединены не только системой объектных взаимоотношений, но и возникающими на их основе прочными психологическими связями» [7]. Новым в работах Л.И. Новиковой стало:

- определение понятия «поле коллектива». Основу отношений в коллективе составляют принятые в нем ценности, то есть то, что признается наиболее важным и значимым;

- определение сущностных характеристик формальной и неформальной структур коллектива. Важнейшим показателем зрелости коллектива является их сориентированность;

- утверждение о том, что каждый член коллектива является объектом и субъектом складывающихся в коллективе отношений: он испытывает на себе их влияние и, в свою очередь, сам влияет на них;

- утверждение о том, что истинным можно назвать такой коллектив, в котором формальная и неформальная структура не противоречат друг другу, когда официальные лидеры коллектива имеют высокий статус в сфере эмоционально-психологических отношений, а лидирующие группы являются носителями позитивных ценностей.

Опираясь на теоретические положения, выдвинутые А.С. Макаренко, А.С. Залужным, сотрудники Курской социально-психологической лаборатории Л.И. Уманский, И.А. Френкель, А.С. Чернышев, А.Н. Лутошкин, А.С. Крикунов, И.С. Полонский, Л.Ф. Спирин, Е.И. Дымов, В.Я. Подорога, Е.И. Тимощук, Л.И. Акатов, Г.И. Якушева и др. рассматривают проблему лидерства в тесной связи с уровнем развития группы (коллектива) и уровнем ее организованности.

Так, по мнению Л.И. Уманского:

- коллектив - это высокий уровень социально-психологической зрелости, который превра-

щает группу в качественно новое социальное образование, новый социальный организм (всякий коллектив - группа, но не любая группа -коллектив);

- коллектив является контактной группой и объектом организаторской деятельности. Для управления и руководства коллективом и первичным коллективом в процессе организаторской деятельности организатор должен глубоко понимать его и постоянно отслеживать процессы, происходящие в нем;

- коллектив подчиняется общему закону развития систем:

1) этап возникновения;

2) этап развития;

3) этап стабилизации;

4) преобразование, после которого система вновь начинает возникать на ином уровне своего существования. Система может преобразовываться не только со знаком «плюс», но и со знаком «минус».

Л.И. Уманский также определил стадии развития малой группы, где коллектив - это крайняя верхняя точка континуума (группа-конгломерат - номинальная группа - группа-ассоциация - группа-кооперация).

А.В. Петровский выделял три слоя групповой активности, проявляющихся в коллективе. Каждый слой характеризуется определенным принципом, по которому в нем строятся отношения между членами группы. В первом слое реализуются непосредственные контакты между людьми, основанные на эмоциональной приемлемости или неприемлемости; во втором слое эти отношения опосредуются характером совместной деятельности; в третьем слое (ядро группы) развиваются отношения, основанные на принятии всеми членами группы единых целей групповой деятельности. Главная идея данной концепции состоит в том, что «деятельностное опосредование выступает как системообразующий признак коллектива» [8].

А.В. Петровский выделяет два вида групп:

- диффузные группы, которые характеризуются непосредственными отношениями между членами группы, симпатиями, антипатиями и т. п.;

219

- группы типа коллективов, объединенные общей деятельностью и ценностями.

В отечественной социально-психологической науке в данный период были определены пять основных подходов к разработке проблематики групп и коллектива (Р. Л. Кричевский, Е.М. Дубовская, 1991):

1) деятельностный подход (Г.М. Андреева, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский) основывается на принципе деятельности. Идеи данного подхода реализованы в изучении отдельных феноменов социальной группы: ее интеграции и эффективности, руководства и лидерства, межгрупповых отношений, социально-перспективных процессов в группе;

2) социометрическое направление (Я.Л. Коломинский) - использование в конкретной эмпирической работе в качестве основных методических средств тех или иных вариантов социометрического теста;

3) параметрическая концепция (Л.И. Уман-ский). Основная идея данного подхода состоит в предположении, что поэтапное развитие малой группы осуществляется благодаря развитию ее важнейших социально-психологических параметров;

4) организационно-управленческий подход (А.Л. Свенцицкий, Е.В. Шорохова, Е.С. Кузьмин). В основу данного подхода положены представления о социальной организации и управленческой деятельности.

5) тренингово-терапевтическое направление (Л.А. Петровская, Е.Н. Емельянов, С.С. Либих). Данное направление сложилось в основном как прикладная область групповой психологии, ставившая своей целью развитие психологической компетентности личности и осуществление комплекса психотерапевтических воздействий на нее в условиях пребывания в малой группе.

Таким образом, на данном этапе развития отечественной педагогики и социальной психологии малую группу и коллектив определяли, как:

1) относительно устойчивое образование, определенная система социального взаимодействия;

2) форма социального объединения, при которой ее члены взаимодействуют лично;

»4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) социальное взаимодействие между индивидами в группе на основе объединения их для совместного участия в определенной социальной деятельности, которому присущи общность целей, интересов, установок, мотивов поведения, системы ценностей, общность сознания, организующего групповое действие.

Третий период - «постсоветский» (Г.М. Андреева, А.В. Мудрик, И.П. Подласый, В.В. Новиков, Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская, Ю.А. Лунев, А.В. Сидоренков, Е.Д. Божович, М.Е. Пи-танова и др.). В данный период интерес к проблематике развития малых групп и коллективов значительно снизился. В 1990-е гг. были определены основные разделы исследования: педагогическое руководство, различные аспекты межличностных отношений в спортивных и ученических коллективах, коммуникативные процессы в малых экспериментальных группах, лидерство в детских группах, подбор и формирование управленческих команд.

На современном этапе развития социально-гуманитарного знания, которому присущи активные интеграционные тенденции и влияние постнеоклассических философских концепций, наибольшее влияние оказывают идеи системности, саморазвития, информационно-коммуникационных основ динамики группы.

В современной философии процесс развития коллектива рассматривается, как:

- развитие социального организма, основные критерии которого - целеустремленность, сплоченность, эффективность деятельности (В.Г. Иванов);

- система, которая должна иметь несколько относительно самостоятельных, иерархически согласованных, обладающих специфическими функциями подсистем управления различных уровней. Изменение характера функционирования подсистем управления ведет к изменению режима функционирования узлов, функциональных модулей или целостных систем (И.Г. Осадчий).

В современных теориях в отечественной педагогике и социальной психологии коллектив рассматривается как высшая форма социальной организации, основанная на идейной общности и отношениях товарищеского сотрудничества и взаимопомощи его членов.

220

Формирование и развитие коллектива, подчеркивает психолог В.В. Новиков, принадлежит к числу организованных групповых процессов. В.В. Новиков выделяет основные факторы формирования коллектива, определяет виды коллектива, выделяет три главных условия, которые характеризуют наличие в группе коллектива:

1) внешняя формализация группы (документальная оформленность);

2) явно полезная обществу (по крайней мере, не противоречащая) деятельность;

3) достаточно высокий уровень позитивных межличностных отношений, опосредованных конкретной деятельностью.

Обобщая теоретические положения предыдущих авторов, В.В. Новиков дает определение коллектива как контактной группе, трудового, творческого, учебного объединения, в котором люди находятся в непосредственном деловом общении. Такое общение обеспечивается благодаря единому процессу деятельности, творчества, организации труда.

Несмотря на непопулярность проблем воспитания, на данном этапе продолжаются единичные педагогические, психологические, социологические исследования вопросов теории и практики формирования коллектива. В указанный период были выполнены и защищены диссертации по проблемам:

- первичных коллективов в образовательных учреждениях, их роли в процессах социализации, воспитания, обучения (например, Разумовская Т.В. Взаимодействие первичных коллективов в воспитательной системе школы (М., 1994); Капустин И.В. Первичный коллектив курсантов как средство социального воспитания (Кострома, 2003); Ашихмина Г. А. Организационно-педагогические условия жизнедеятельности ученического коллектива сельской школы (Липецк, 2004));

- специфики педагогических коллективов, их влияния на различные аспекты образовательного процесса (например, Утешева Т.П. Педагогический коллектив как субъект управления образовательным учреждением (М., 2004));

- особенностей влияния учебных, производственных, досуговых и т. п. коллективов на формирование отдельных личностных качеств и

свойств, межличностных отношений в группе (например, Машляковская А.В. Педагогические условия саморазвития подростка в детском коллективе (М., 1999); Филиппенко А.Н. Оптимизация организационных отношений в спортивном коллективе (М., 2009));

- процесса коллективообразования (Шаповалов И.С. Технология коллективообразования студенческих групп технического вуза (Белгород, 2000));

- основ управления, руководства коллективом (например, Глушнёв Н.В. Психолого-педагогические основы управления трудовыми коллективами (М., 2001); Павлова Л.Н. Педагогическое управление развитием школьного детского коллектива (Челябинск, 2007); Купцов А.И. Совершенствование педагогического руководства курсантскими коллективами высших военно-учебных заведений : на опыте Ульяновского высшего военно-технического училища (Ульяновск, 2006); Медведева А.В. Управление развитием взаимоотношений в школьном коллективе на основе идеи культуры мира (М., 2003); Долганина В.В. Психологическое сопровождение формирования коллектива учащихся профильного класса : на примере гимназии педагогического профиля (Ставрополь, 2007));

- подготовки педагогов, менеджеров и т. п. к управлению, руководству коллективом (например, Салахов М.Н. Подготовка командиров подразделений МЧС к деятельности по формированию коллектива (Казань, 2006); Картошкин С.А. Социально-педагогические условия подготовки организаторов студенческого коллектива в воспитательной системе колледжа (Смоленск, 2005));

- разновозновозрастных коллективов, временных детских коллективов (например, Полит-нева Н.Э. Социализация школьников в разновозрастном коллективе учреждения дополнительного образования детей (М.. 2009); Аджиева Е.М. Этнокультурные взаимодействия подростков в условиях временного детского коллектива (М., 1996));

- преодоления конфликтов в коллективе (например, Григорьева Г.Е. Предупреждение и разрешение конфликтов в подростковом коллективе средней общеобразовательной школы (Пермь,

221

2003); Литвиненко Т.Ю. Технология педагогического управления конфликтами в коллективе старшеклассников : на материале сельских школ (Белгород, 2005));

- истории изучения коллектива (например, Моргаевская А.Н. Развитие теории коллектива в отечественной педагогике (СПб., 2009); Зуева И.В. Теория воспитательного коллектива в отечественной педагогике 1946-1991 гг. (Пятигорск,

2004).

Так, еще одну периодизацию развития педагогической теории коллектива предложила А.Н. Моргаевская [6], которая определила три основных направления в развитии теории коллектива: психологическое, системологическое, праксеологическое.

Психологическое направление исторически формировалось первым. Существенное влияние на развитие знания о коллективе в педагогике оказали исследования, выполненные в области психологии, социологии и педологии. «Многие идеи и положения оказались заимствованы непосредственно из психологии, а позже из развивающейся социальной психологии». Основы психологического направления были заложены в 20-30-е гг. XX века в трудах таких ученых, как Е.А. Аркин, М.Я. Басов, В.М. Бехтерев, П.П. Блонский, Н.И. Иорданский, А.П. Нечаев, М.М. Пистрак, Г.И. Россолимо, С.М. Ривес, А.С. Со-колянский, В.Н. Сорока-Росинский, Н.М. Шуль-ман.

В системологическом направлении коллектив рассматривается как система и подсистема других систем (общественной, воспитательной). «Коллектив изучается как среда развития или инструмент педагогического влияния. Интересы исследователей оказываются сосредоточены именно на коллективе как целостном социально-педагогическом феномене». Здесь можно отметить работы таких ученых, как Л.И. Новикова, В.А. Караковский, А.В. Мудрик, Н.Л. Селиванова и др.

В рамках праксеологического направления изучаются такие вопросы, как организация, эффективность, результативность, продуктивность деятельности коллектива. «Проблемная область направления включает аспекты, связанные, во-первых, с содержанием и целями деятельности

коллектива. Во-вторых, с процессуальной стороной организации деятельности коллектива: формами, методами, методиками, средствами, приемами и др. В-третьих, с воспитательными возможностями и эффективностью коллективной деятельности». К данному направлению относятся следующие ученые: И.П. Иванов, Б.В. Куприянов, Е.В. Титова, Н.Е. Щуркова и др.

Однако, как подчеркивает в своем исследовании А.Н. Моргаевская, существует ряд ученых, которые затрагивают довольно широкий спектр проблем, не сводимых только к одному конкретному направлению (А.С. Макаренко, Л.И. Уманский, А.В. Петровский).

На современном этапе существенное влияние на развитие представлений о сущности коллектива и процесса формирования коллектива, коллективообразования оказывают исследования феномена команды (в рамках социологии и менеджмента) и общности (в рамках психологии и педагогики).

Применительно к групповой проблематике многие исследователи используют термин «команда», который обрел научное звучание в последнее десятилетие (Е.Ю. Безрукова, Д.В. Беспалов, Т.М. Гарбенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигне-ева, Ю.К. Стрелков, Д.Ф. Фролов и др.). Будучи во многом сформулирован практикой эффективного менеджмента, он используется для обозначения малых групп с выраженной целевой направленностью, интенсивным взаимодействием членов и высокой продуктивностью.

Отдельные ученые (Т.М. Гарбенко, Т.Д. Зин-кевич-Евстигнеева, Д.Ф. Фролов) отождествляют понятия «коллектив» и «команда». По их мнению, «команда - это автономный самоуправляемый коллектив, способный оперативно, эффективно и качественно решать поставленные перед ним задачи» [2]. Одним из важнейших условий эффективности команды является форма управления, которая зависит от следующих показателей:

1) специфика сферы деятельности команды;

2) условия поставленной перед командой задачи;

3) уровень сработанности команды;

4) уровень индивидуального профессионализма членов команды;

222

5) наличие конструктивных лидерских качеств у руководителя команды;

6) характер межличностных отношений в команде;

7) равнозначность мотивации всех членов команды;

8) численность команды.

Е.Ю. Безрукова в своем диссертационном исследовании различает понятия «коллектив» и «команда» По ее мнению: «команда - есть группа людей, взаимодополняющих и взаимозаме-няющих друг друга в ходе достижения поставленных целей. Она выступает в качестве особой формы организации людей, основанной на продуманном позиционировании участников, имеющих общие видения ситуации и стратегических целей команды и владеющих отработанными процедурами воздействия» [1]. Если в команде предполагается активное овладение ее членами процедурами взаимодействия, основанное на современных обучающих технологиях, то в коллективе сама по себе деятельность обеспечивает коллективообразование. «Под ко-мандообразованием понимается процесс целенаправленного формирования особого способа взаимодействия людей в команде, позволяющего эффективно реализовывать их энергетический, интеллектуальный и творческий потенциал сообразно стратегическим целям команды» [1].

По мнению Р.Л. Кричевского и Е.М. Дубов-ской, «команда» как группа высокого уровня развития, в сравнении с пониманием коллектива, более реалистична, прагматична, лишена идеологических ярлыков. Членам команды присуща высокая степень владения важными прикладными умениями (техническими или функциональными; умениями принимать решения и решать проблемы; интерперсональными умениями). «Команду фактически можно рассматривать как высокопрофессионального субъекта совместной деятельности» [ 3].

Другим смежным направлением в психолого-педагогических исследованиях является изучение общностей. Впервые в педагогике понятие детско-взрослой общности представлено в работах Л.И. Новиковой и А.Т. Куракина, рассматривавших ее в контексте детского воспита-

тельного коллектива. Авторы отмечают, что любой воспитательный коллектив имеет двоякую структуру - выступает, с одной стороны, как организация, как система формальных связей и отношений, с другой - проявляется как общность (социально-психологическая общность), система эмоционально-психологических связей и отношений.

В диссертационном исследовании И.Ю. Шустовой рассматривается детско-взрослая общность как фактор развития субъектности юношества. Развитие и воспитание в общности происходит в двух аспектах: через вхождения в различные общности; через смену базовых для развития субъектности общностей на каждом возрастном этапе. Базовой для развития субъективности юношества является референтная общность со сверстниками и значимыми взрослыми. Значимыми взрослыми могут выступать педагоги, психологи, другие взрослые, увлеченные работой с юношеством.

В исследовании подчеркивается, что социально-психологическая общность в коллективе рождается, складывается непроизвольно, через добровольное объединение взрослых и детей, их эмоциональную открытость друг к другу. Источником возникновения общности является эмоциональное «Я» субъекта, присоединение субъектом себя к другому, другим. Педагог может создать определенные условия, порождающие общность, содействовать возникновению и функционированию детско-взрослой общности, где он выступает как равный другим. Развитие общности идет от эмоциональной включенности людей в общее переживание или деятельность к формированию ценностно-смыслового пространства общности, к самоопределению в ней каждого субъекта (позиции, направлений и способов деятельности), проявлению и реализации авторских инициатив ее участников.

Таким образом, общность можно рассматривать как структурную единицу любого воспитательного коллектива, отражая его социально-психологическую характеристику, систему связей и отношений в нем.

Подводя итог анализа исследований коллектива, коллективообразования и процесса формирования коллектива в социально-гумани-

223

тарных отраслях научного знания, выделим основные инвариантные положения:

- коллектив - высшая стадия развития малой группы, достижение которой можно рассматривать как процесс коллективообразования. Ведущей сущностной характеристикой коллектива выступает наличие общей деятельности (не противоречащей общественным целям) и ценностей;

- процесс коллективообразования включает процесс саморазвития и формирования коллектива. Педагогически значимым является вторая составляющая процесса коллективообразо-вания, при этом закономерности саморазвития необходимо учитывать, стимулировать и по возможности использовать;

- формирование коллектива предполагает создание внешних условий, стимулирующих и направляющих развитие малой группы в коллектив:

а) активное включение членов группы в совместную деятельность, на основе которой в группе складываются межличностные отношения, характерные для коллектива;

б) создание системы функциональной, материальной, информационной, организационной, управленческой взаимосвязанности и взаимозависимости членов группы;

в) обеспечение компетентного управления коллективом;

г) целенаправленное формирование самосознания коллектива, ориентация его на самосовершенствование и превращение в субъект управления и воспитания;

- коллектив имеет двоякую структуру - выступает, с одной стороны, как организация, как система формальных связей и отношений, с другой - проявляется как общность (социально-психологическая общность), система эмоционально-психологических связей и отношений. Как следствие, в процессе коллективообразования можно выделить сопряженные процессы формирования формальных связей и отношений и формирование общности. Управление педагогом процессом коллективообразования должно осу-

ществляться с учетом выделенных составляющих и возможных противоречий, возникающих между формальной и неформальной структурами коллектива;

- значимой с точки зрения коллективообразования и управления данным процессом является структура групповой активности: в первом слое реализуются непосредственные контакты между членами группы, основанные на эмоциональной приемлемости или неприемлемости; во втором слое эти отношения опосредуются характером совместной деятельности; в третьем слое (ядро группы) развиваются отношения, основанные на принятии всеми членами группы единых целей групповой деятельности.

Литература:

1. Безрукова, Е.Ю. Информационно-методическое обеспечение процесса командообразования: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05 / Е.Ю. Безрукова. - М., 1998. - 289 с.

2. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Теория и практика командообразования / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Д.Ф. Фролов, Т.М. Грабенко. - Спб.: Речь, 2004. - 289 с.

3. Кричевский, Р.Л. Социальная психология малой группы / Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская. - М.: Аспект пресс, 2001 - 220 с.

4. Кулъневич, C.B. Новая педагогика: тезисная конспект-программа : учебное пособие для студентов педвузов / С.В. Кульневич, В.И. Лещинский. -Воронеж: ВГПУ, 1992. - С. 25-27.

5. Макаренко, A.C. Коллектив и воспитание личности / А.С. Макаренко. - М.: Педагогика, 1972 -262 с.

6. Моргаевская, A.H. Развитие теории коллектива в отечественной педагогике: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.Н. Моргаевская. - СПб., 2009. - 22 с.

7. Новикова, Л.И. Педагогика детского коллектива / Л.И. Новикова. - М.: Педагогика, 1978. -142 с.

8. Петровский, A.B. Личность. Деятельность. Коллектив / А.В. Петровский. - М.: Политиздат, 1982. - 255 с.

9. Сухомлинский, B.A. Мудрая власть коллектива / В.А. Сухомлинский - М.: Молодая гвардия, 1975. - 239 с.

224

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.