Научная статья на тему 'О проблеме изменённых состояний сознания'

О проблеме изменённых состояний сознания Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2779
352
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗМЕНЁННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ / ALTERED STATES OF CONSCIOUSNESS / КЛАССИФИКАЦИЯ / CLASSIFICATION / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И КЛИНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ / PSYCHOLOGICAL AND CLINICAL ASPECTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сыропятов О.Г., Дзеружинская Н.А.

В статье рассматривается проблема и классификации изменённых состояний сознания (ИСС) и место этих состояний в клинической психологии и психиатрии. Изучение ИСС требует внимания со стороны психиатров, поскольку квалификация психологов, занимающихся этой проблемой, не позволяет им своевременно распознавать психические расстройства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PROBLEM OF ALTERED STATES OF CONSCIOUSNESS

In the article the problem and classification of altered states of consciousness (ASC) and the place of these states in clinical psychology and psychiatry is considered. The study of ASC claims attention on the part of psychiatrists, since the qualification of psychologists, involved with this problem, prevents them from diagnosing mental disorders in time.

Текст научной работы на тему «О проблеме изменённых состояний сознания»

5. Джонс Рон. Третья волна. Цит. по: Практикум по социальной психологии: Учеб. пособие /Под. Ред. Пайнс Э. Маслач К. СПб. 2000. С.260-276.

6. Светличная Л. В. Как мозг управляет поведением? URL: http://www.proza.ru/2009/06/18/1091 простой инстинкт

7. Светличная Л. В. Как мозг управляет поведением. Сознание и мышление. URL: http://www.proza. ru/2009/11/20/555

8. Светличная Л. В. Как мозг управляет поведением? Продолжение. URL: http://www.proza. ru/2009/06/21/543

9. Светличная Л. В. Неосознанное общение. URL: http://www.proza.ru/2009/12/12/6

10. Светличная Л. В. Неосознанное общение, заключение. URL: http://www.proza.ru/2010/01/07/1402

11. Светличная Л. В. Выбор лидера и образование социальной группы. URL: http://www.proza. ru/2012/04/06/233

12. Светличная Л. В. Влияние стадного инстинкта на сознание и мышление. URL: http://www.proza. ru/2009/06/04/1049.

13. Светличная Л. В. Анализ ситуации во время инстинктивного подчинения. URL: http://www.proza. ru/2012/06/26/1537

14. Светличная Л. В. Цель Жизни. URL: http://www.proza.ru/2007/05/07-294

15. Светличная Л. В. Цель Жизни, продолжение. URL: http://www.proza.ru/2007/05/21-178.

16. Светличная Л. В. Лидер и изгой. URL: http://www.proza.ru/2010/01/08/1171

NATURAL PREREQUISITES OF SOCIAL BEHAVIOUR

Larisa Viktorovna Svetlichnaya

Summary. In article it is shown that instincts of mammals, including the homo sapiens, work in the commonwealth with thinking. Especially human instincts and unconscious ways of mute communication are described: reflex, by brain radiation, and - any, by means of interspecific mute instinctive language. Physiological mechanisms of the natural processes which are cornerstone of thinking and social behavior of people, in particular are partially opened: belief mechanisms to the leader without critical analysis and independence of thinking (одног from genius signs). The nature of the leadership, natural hierarchy, instinctive persecution of the derelict is shown.

Keywords: communication reflexes, submission instinct, independence of thinking, genius, persecution of the derelict.

УДК 159.9-165.242 О ПРОБЛЕМЕ ИЗМЕНЁННЫХ СОСТОЯНИЙ СОЗНАНИЯ

О. Г. Сыропятов1 Н. А. Дзеружинская2 Украинская военно-медицинская академия1 Национальный медицинский университет имени А. А. Богомольца2

Резюме: в статье рассматривается проблема и классификации изменённых состояний сознания (ИСС) и место этих состояний в клинической психологии и психиатрии. Изучение ИСС требует внимания со стороны психиатров, поскольку квалификация психологов, занимающихся этой проблемой, не позволяет им своевременно распознавать психические расстройства.

Ключевые слова: изменённые состояния сознания, классификация, психологические и клинические аспекты.

Изучение сознания является «трудной проблемой» познания. Различают философские, психологические и психопатологические аспекты этой проблемы. Как отмечает А. Ревон-суо - один из ведущих мировых специалистов, изучающих проблему сознания: «Изучение

сознания равносильно постижению самой загадочной тайны о нас самих. Оно равносильно постижению природы нашего существования... Изучение сознания - это изучение фундаментальной природы нашего личностного существования, нашего субъективного существования и нашей жизни как череды субъективных переживаний. Сознание как центр наших субъективных переживаний - это тайна, которую науке ещё предстоит разгадать.» [1].

Психология изменённых состояний сознания (ИСС) в настоящее время является одной из динамично развивающихся областей психологического исследования во всём мире. Однако при колоссальном эмпирическом материале эта проблема в психологии остаётся мало разработанной на теоретическом и методологическом уровне. Одной из возможных причин несовершенности теории и методологии ИСС является наличие научных и бытовых предубеждений по отношению к феноменам ИИС, связанных с западным идеалом науки и рационализмом. В отечественной психологии препятствия в изучении ИСС были связаны с идеологическими соображениями, хотя эмпирический материал был широко представлен в авиационной и космической медицине, токсикологии, психологии экстремальных состояний [2].

Измененные состояния сознания (altered states of consciousness) возникают при воздействии на личность человека, пребывающего в обычном состоянии сознания, различных факторов: стрессовых, аффектогенных ситуаций; сенсорной депривации или длительной изоляции; интоксикации (психоделические феномены, галлюцинации на фоне высокой температуры и др.); гипервентиляции легких или, напротив, длительной задержки дыхания; острых невротических и психотических заболеваний; когнитивно-конфликтных ситуаций, выбивающих сознание субъекта из привычных форм категоризации (например, необычное поведение наставника в дзен-буддизме, применение коанов, т.е. парадоксальных изречений, используемых буддизмом), парадоксальных инструкций, не выполнимых в логике обычного состояния сознания и приобретающих осмысленность для субъекта лишь в «логике ИСС»; в гипнозе и медитации и др. [3].

В литературе ИСС определяется как психическое состояние, вызванное тем или иным физиологическим, психологическим или фармакологическим агентом, субъективно описываемое индивидом в терминах внутреннего опыта и при объективном наблюдении за ним характеризуемое как отклонение от определенной нормы функционирования психики. C. Tart определяет ИСС как качественную перестройку в индивидуальном паттерне психического функционирования [4]. По его определению состояние сознания есть общий паттерн субъективного (психического) функционирования. В отличие от феноменальных состояний динамика состояний сознания, или качественные сдвиги общего паттерна психического функционирования, гораздо труднее поддаётся непосредственному, феноменологическому наблюдению: скорее, непосредственно наблюдаются их продукты в виде вышеупомянутых феноменальных состояний [5].

По этой причине, с точки зрения субъекта, или индивидуума, осознание факта смены состояния сознания, как правило, происходит (если происходит вообще) вследствие когнитивной дедукции при наблюдении за изменением характера феноменальных состояний, доступных непосредственному феноменологическому наблюдению. То есть, с точки зрения субъекта для того, чтобы «увидеть» факт смены состояния сознания, ему нужно отойти от своей феноменологической методологии и объективизировать свои феноменальные состояния, чтобы понять, что дискретный переход в иное состояние сознания был совершён. Такое, например, иногда происходит при осознании себя спящим. K. Wilber следующим образом описывает это явление: «В некотором смысле, состояния сознания переживаются субъектами - например, состояние сновидения,- но, как правило, то, что на самом деле ими переживается, есть некое специфическое, если не отличное или изменённое, феноменальное состояние. Затем индивид сравнивает множество схожих феноменальных состояний и заключает, что все они принадлежат какому-то широкому состоянию сознания (такому, как сновидение, интоксикация или что-либо подобное)» [6].

Итак, наше сознание имеет свойство переживать определённые общие динамические паттерны организации феноменальных состояний (т.е. «состояния сознания»). Данное положение становится более понятным, если подробно остановиться на описании типов состояний сознания.

Во-первых, выделяются «нормальные», или «обычные», состояния сознания, которые знакомы каждому человеку от рождения. В число этих состояний входят три широких, естественных состояния сознания - бодрствование, сновидение и глубокий сон. Человек ежедневно погружается в каждое из них в цикле сна/бодрствования.

Во-вторых, выделяют изменённые состояния сознания (ИСС) - «качественные откло-

нения в субъективных переживаниях или психологическом функционировании от определенных генерализованных для данного субъекта норм, рефлексируемые самим человеком или отмечаемые наблюдателями» (классическое определение А. Ludwig [6]).

Согласно Л. И. Спиваку и Д. Л. Спиваку [8] ИСС можно подразделить следующим образом:

• искусственно вызываемые: индуцированные психоактивными веществами (например, психоделиками) или процедурами (например, сенсорной депривацией);

• психотехнически обусловленные: религиозные обряды, аутогенная тренировка по Шуль-цу, холотропная терапия по Грофу;

• спонтанно возникающие в обычных для человека условиях (при значительном напряжении, прослушивании музыки, спортивной игре), или в необычных, но естественных обстоятельствах (например, при нормальных родах [Спивак и соавт., 1994]), или в необычных и экстремальных условиях (например, пиковые переживания профессиональных атлетов [Murphy, White, 1995], присмертный опыт [near-death experience] различной этиологии [Van Lommel et al., 2001] и др.).

K. Wilber [6] предлагает сходную систематику и на основании экстенсивного литературного обзора подразделяет ИСС на экзогенные состояния (например, индуцированные психоактивными веществами) и эндогенные состояния (например, такие тренируемые состояния, как медитативные состояния, возникающие при практике йоги, буддийской медитации, христианской созерцательной молитвы). В отдельную категорию он выделяет пиковые переживания или повышенный, глубинный, духовный опыт, который может переживаться и в естественных, или обычных, состояниях сознания, и в ИСС. Таким образом, общий вывод заключается в том, что ИСС могут вызываться совершенно различными триггерами, и такие состояния могут иметь, а могут и не иметь отношение к патологии. Также такие состояния нередко возникают спонтанным и случайным образом.

A. Ludwig [7], не дифференцируя этиологически ИСС, выделяет следующие характерные признаки.

A. Изменения в мышлении. Общие находки представлены субъективными нарушениями концентрации внимания, памяти и суждений. Ведущей становится архаическая манера мышления (простое процессуальное мышление), и, по-видимому, в той или иной степени нарушается способность к проверке реальности.

Б. Нарушение чувства времени. Чувство времени и восприятие хронологии событий сильно меняются. Это выражается в виде общей дезориентации во времени и характерном субъективном чувстве безвременья, остановки, ускорения или замедления времени и т.д. Время также может восприниматься как бесконечное или не поддающееся измерению.

B. Потеря контроля. Человек, входя или пребывая в ИСС, обычно ощущает страх перед утратой власти над действительностью и самоконтроля. Во время фазы индукции он может активно сопротивляться ощущению ИСС (например, во время сна, гипноза, анестезии), тогда как в других состояниях он может фактически приветствовать ослабление воли и полностью отдаться экспериментированию (например, при употреблении наркотиков, алкоголя, ЛСД, во время мистического переживания).

Опыт «потери контроля» - весьма сложный феномен. Снижение сознательного контроля может вызвать чувства бессилия и беспомощности либо, что парадоксально, обеспечить еще большим контролем и силой через утрату контроля. Это также наблюдается в состояниях мистической или спиритической одержимости, когда человек фактически отказывается от контроля над своим сознанием - в надежде испытать божественную истину, ясновидение, «космическое сознание», единение с духами или сверхъестественными силами и пр.

Г. Изменения в эмоциональном выражении. С ослаблением сознательного контроля или запретов часто становятся заметными изменения в эмоциональном выражении. Происходят внезапные, неожиданные вспышки более примитивных и интенсивных, чем в нормальном состоянии, эмоций. Возникают крайние эмоциональные состояния - от экстаза и состояния, близкого к оргазму, до глубокого страха и депрессии.

Д. Изменение образа тела. В ИСС происходят многообразные искажения образа тела. Весьма распространенной также является склонность у индивидов испытывать глубокое чувство деперсонализации, разделения тела и души, потери самоосознания или размывание границ между собой и другими, миром или вселенной.

Имеются и другие общие характеристики, которые можно сюда отнести. Может не только показаться, что разные части тела увеличились, уменьшились, потеряли вес, потяжелели, отделились от тела, приняли необычный или смешной вид, но и появиться спонтанное ощущение головокружения, неясности зрения, оцепенения, потери чувствительности и ощущения покалывания тела.

Е. Искажения восприятия. Общим для большинства ИCC является наличие перцептивных аберраций, включая галлюцинации, псевдогаллюцинации, преувеличенную визуальную образность, гиперобострённость восприятия и самые многообразные иллюзии. держание этих перцептивных отклонений обусловливается культуральными, групповыми, индивидуальными или нейрофизиологическими факторами и представляет либо скрытые желания и фантазии, выражение базовых страхов или конфликтов, либо простые явления незначительной динамической важности, такие как галлюцинации света, цвета, геометрических форм или очертаний. В некоторых ИCC, вызванных, например, психоделическими наркотиками, марихуаной или при мистических переживаниях, могут проявляться синестезии, когда одни формы сенсорных ощущений переводятся в другие. Например, человек может сообщить, что видит или чувствует звуки или способен ощутить вкус того, что видит.

Ж. Изменения смысла или значения. При токсических и психотических состояниях это обостренное чувство понимания может проявляться в приписывании неверных значений репликам извне, идеях отношений и многочисленных случаях «психотических инсайтов».

3. Чувство невыразимости. Чаще всего из-за уникальности субъективного переживания, связанного с ИCC (например, трансцендентального, эстетического, творческого, психотического, мистического состояний), люди говорят, что бессмысленно или невозможно передать природу или сущность опыта тому, кто не испытывал подобных переживаний. Отдаваясь чувству невыразимости, люди доходят до той или иной степени амнезии в отношении своего опыта в состоянии глубокого изменения сознания, такого, например, как гипнотический или сомнамбулический транс, припадки одержимости, сновидческие состояния, мистические переживания, делириозные состояния, наркотическая интоксикация, предвестники припадков, оргиастические и экстатические состояния и т.п. Амнезия имеет место отнюдь не во всех случаях, о чем свидетельствуют ясные воспоминания, остающиеся после психоделического опыта, курения марихуаны или некоторых состояний откровения или озарения.

И. Чувства возрождения. Хотя характеристика «возрождение» имеет лишь ограниченное применение к богатому одеянию ИCC, она включена как общий знаменатель, поскольку проявляется во многих случаях подобных состояний и достойна того, чтобы обратить на нее внимание. Таким образом, многие, выйдя из некоторых состояний глубокого изменения сознания (например, после психоделического опыта, абреактивных состояний, вторично возникающих при применении закиси углерода, метамфитамина (метедрина), эфира или амитала, гипноза, религиозных обращений, трансцендентальных и мистических состояний, терапии инсулиновой комы, приступов спиритической одержимости, примитивных обрядов инициации и даже после некоторых случаев глубокого сна), заявляют о переживании нового чувства надежды, возрождения или перерождения (LaBarre, 19б2; ^е, 191б; Виске, 19б1; Ludwig & Levine, 19бб; James, 1929; Blood, 1874; Ebin, 19б1; Huxley, 1954; LaBarre, 19б4; Pahnke, 19б7).

К. Гипервнушаемость. Исходя из более широкой перспективы, в качестве проявления гипервнушаемости в ИCC рассматриваются не только различные случаи «первичной» и «вторичной» внушаемости, но и возрастающая впечатляемость и предрасположенность людей некритично принимать и/или автоматически реагировать на конкретные высказывания (например, команды или инструкции лидера, шамана, вождя или гипнотизера) или неконкретные сигналы (например, культурные или групповые ожидания в отношении некоторых типов поведения или субъективных переживаний). К гипервнушаемости также можно отнести возрастающую склонность человека к ошибочному восприятию или пониманию различных стимулов или ситуаций, основанных на его внутренних страхах или желаниях.

Очевидно, что феномен внушаемости, связанный с ИCC, можно понять, проанализировав сами субъективные состояния. В последнее время теоретики, по-видимому, стали намного лучше осознавать важность субъективного состояния для объяснения многих феноменов, наблюдаемых у загипнотизированных людей. Одни, например, утверждают, что «необходимый атрибут гипноза - это возможность субъекта пережить в гипнотическом состоянии как субъективно реальные внушенные перемены в окружающей обстановке, не соответствующие реальности» (Meitzer, 195б, р. 237).

Стремясь компенсировать свои ослабленные критические способности, человек сильнее доверяет внушениям гипнотизера, шамана, лидера, оратора, религиозного целителя, проповедника или доктора, которые представляются ему всемогущими, авторитетными фигурами. Кроме того, обычно с «размыванием границ себя», что является еще одним важным качеством ИСС, у человека появляется склонность идентифицироваться с авторитетной фигурой, чьи желания и указания воспринимаются как свои собственные.

Когда срабатывают все эти факторы, достигается мономотивационное или «надмоти-вационное» состояние, в котором человек стремится реализовать в поведении мысли и идеи, которые он переживает как субъективную реальность.

Наиболее ранней формой фиксации и развития в человеческой культуре сознательного индуцирования ИСС и их активного применения с различными целями является шаманизм. В этнографии описаны измененные состояния, известные под названиями «шаманская болезнь», «шаманский транс», состояния коллективного транса, например, в процессе проведения шаманского обряда камлания и т.д. В дальнейшем ИСС и приемы их наведения нашли свое место как в различных религиях, так и в «народной» культуре: в знахарстве, гаданиях, деревенской магии, карнавалах и др. Привлечение внимания науки к феноменам ИСС и способам их регуляции связывается с эпохой месмеризма, когда Ф. А. Месмером (1733-1815) были заложены основы гипноза и начато его активное терапевтическое использование.

В современной психологии разрабатываются различные модели, описывающие ИСС: дискретные, континуальные и дискретно-континуальные. Наиболее ярким представителем первого подхода является Ч. Тарт. Основываясь на представлении о сознании как о сложно организованной, системной конструкции, он развивает концепцию прерывных или дискретных состояний сознания. Именно резкий характер изменения состояния сознания, наблюдаемый во многих случаях вместе с феноменом «разрывной памяти» (Спивак, 1988), позволил Ч. Тарту говорить о дискретности состояний сознания.

Под дискретным ИСС понимается новая по отношению к базисному дискретному состоянию (например, обычному бодрствованию) система, обладающая присущими только ей характеристиками, своей хорошо упорядоченной, целостной совокупностью психологических функций, которые обеспечивают ее стабильность и устойчивость даже при значительных изменениях отдельных подсистем или определенной перемене внешних условий. Переход от дискретного состояния сознания к дискретному измененному состоянию, называемый Ч. Тартом процессом наведения дискретного ИСС, происходит скачкообразно, с полным разрывом специфических взаимосвязей психических подсистем и их последующей перестройкой в новую, стабильную структуру сознания. Аналогично происходит переход к следующему (например, к более глубокому) дискретному измененному состоянию.

Все дискретные ИСС, по Ч. Тарту, представляют собой качественно различные динамические структуры, непрерывно изменяющиеся только внутри самих себя. К созданию теории дискретных состояний сознания его привели исследования динамики изменения сознания при погружении индивида в гипнотический сон. Он обратил внимание на то, что переход от обычного бодрствования к гипнотическому состоянию происходит по типу «квантового скачка». Основные подсистемы при этом резко перестраиваются и организуются в новую, стабильную системную конструкцию, характеризуемую, в отличие от прежней, относительной пассивностью большинства структур сознания, слабым функционированием ряда важнейших психических процессов.

Противоположной Ч. Тарту точки зрения придерживается К. Мартиндейл, являющийся представителем континуального подхода к моделированию ИСС. В своей теории непрерывных состояний сознания он основывается на предположении о том, что по мере постепенной регрессии сознания, происходящей при воздействии совершенно различных факторов, основные психологические показатели меняются плавно, без скачков, и ИСС непрерывно переходят одно в другое [9].

Так, например, при приеме психоделических препаратов (например, ЛСД), при гипнотическом или медитативном воздействии, при сенсорной депривации или постепенном засыпании индивид, погружаясь во все более глубокие состояния, плавно проходит не различные, а идентичные ИСС. При этом индуцирование ИСС при действии таких различных процессов происходит практически по одному и тому же механизму - постепенной регрессии от обычного, базового состояния сознания (бодрствования) к измененным состояниям, характеризующимся активизацией более древних, архаичных структур сознания. В подтверждение своего подхода К. Мартиндейл ссылается на психоанализ, в котором утверждается, что, например, при углублении психического заболевания происходит регрессия от

обычного, «вторичного» способа мышления к пралогическому, «первичному».

К. Мартиндейл предлагает одномерную ось: вторичный процесс - первичный процесс, являющуюся основным измерением, вдоль которого изменяется не только мышление, но и все другие аспекты сознания. Так как ось одномерная, то различные ИСС отличаются только одним значимым параметром - положением на оси регрессии, а разные воздействующие факторы, приводящие к одному и тому же состоянию сознания, приравниваются друг к другу. Верхняя точка такого одномерного измерения соответствует обычному, исходному состоянию сознания, а все остальные точки прямой - всевозможным ИСС, непрерывно переходящим одно в другое. Ниже верхней точки по оси регрессии располагаются состояния, возникающие при сенсорной депривации или монотонии, дальше располагаются неврозы, еще ниже - уровень, достигаемый при применении медицинских препаратов или слабых психоделиков, ниже - ИСС, индуцированные применением различных техник трансперсональной психологии, еще ниже - сны, за ними - глубокие гипнотические состояния, дальше -психозы и ИСС, вызываемые действием сильных психоделических препаратов типа ЛСД.

Здесь обозначены только самые глубокие уровни ИСС, вызываемые тем или иным способом, но по мере постепенного углубления состояния от обычного к предельному индивид в той или иной степени может проходить все остальные, менее глубокие ИСС. Например, с помощью медитативной практики, во всяком случае, теоретически, может быть достигнуто любое ИСС, характеризующееся своей точкой на оси регрессии. К. Мартиндейл ссылается также на новое, интенсивно развивающееся направление в психофизиологии, в рамках которого для объяснения ИСС привлекается межполушарная асимметрия, и появляются работы, описывающие изменение состояния как следствие изменения степени асимметрии мозга, и показывающие, что любое отклонение асимметрии от нормы приводит к регрессии мышления и языка к более древним структурам.

Представитель дискретно-континуального подхода А. Дитрих [11] в своей теории смежных состояний сознания опирается на работы В. Вундта, схематично описывавшего психику в виде круга, в центре которого бодрствующее сознание, на окружности - бессознательное, а внутри круга - переходные структуры сознания, качественно различающиеся (разные радиусы), но сравниваемые друг с другом (принадлежащие одному концентрическому кольцу, т.е. равноудаленные от центра). С точки зрения В. Вундта, по мере удаления от центра к периферии отдельные психические состояния постепенно теряют свойство сознательности. А. Дитрих описывает обычное, бодрствующее сознание как исходное, наиболее отчетливое состояние, существующее при заданных качественно различающихся начальных условиях (например, состояние нормы и состояние патологии).

В свою очередь, каждое из обычных состояний сознания является центром своего собственного круга (модель В. Вундта), внутри которого располагаются ИСС, выражающиеся в градациях, степени выраженности исходного базового состояния. А. Дитрих показывает, что, хотя обычные состояния сознания бывают разные, наборы переменных, характеризующих ИСС различных кругов, часто линейно коррелируют друг с другом и, следовательно, ИСС, различающиеся по интенсивности, глубине, средствам вызывания, принадлежности к тому или иному начальному обычному состоянию сознания, имеют большую степень смежности друг с другом.

Таким образом, в соответствии с моделью А. Дитриха, состояния сознания прерывны, так как ими управляют разные закономерности, но и одновременно в большой степени смежны, что устанавливается их корреляцией между собой. В связи с этим А. Дитрих предлагает новый взгляд на патологию: по данным эмпирических обследований влияния психофармакологии на больных шизофренией и на здоровых людей, измененные состояния патологии обнаруживают значительную смежность с измененными состояниями нормы. Метафорически это можно представить следующим образом: у кругов патологии и здоровья центры различные, а периферия соприкасается.

Применение этих теорий для осмысления современных исследований продемонстрируем на примере критического анализа трансперсональной психотерапии. В ИСС, индуцированных интенсивным дыханием, возникают разнообразные переживания, которые, по утверждению С. Грофа, аналогичны феноменам психоделического опыта и могут быть полностью описаны с помощью модели (расширенная картография психики), построенной для объяснения результатов исследований воздействия сильных наркотических препаратов на психику человека.

Каких-либо доказательств адекватности такого расширения объяснительного потенциала своей модели С. Гроф не приводит. Однако обращение к теории дискретных со-

стояний сознания (СС) Ч. Тарта, теории непрерывных СС К. Мартиндейла, теории смежных СС А. Дитриха, показывает, что такой подход возможен (по К. Мартиндейлу), неверен (по Ч. Тарту) и может привести к деструктивным последствиям (по А. Дитриху). С точки зрения теории непрерывных СС одно и то же ИСС может вызываться воздействием совершенно различных факторов (например, дыханием и психоделиками). Анализируя способность различных технических приемов индуцировать ИСС той или иной глубины с точки зрения континуальной модели, можно отметить, что отсутствие качественных различий между разными формами трансовых состояний предполагает и отсутствие качественных различий между существующими средствами их достижения. В этом случае они представляют собой лишь различные пути, разные «входы» в мир ИСС.

Например, воспроизведение пережитых ранее ИСС возможно при использовании гипноза. Феноменология состояний, возникающих в результате использования ЛСД (С. Гроф), при рассуждениях с позиций континуальной модели, полностью воспроизводится и при применении дыхательных техник и т.д.

Прямо противоположный результат дает анализ проблемы с позиции теории дискретных СС: состояния сознания, индуцированные разными причинами, качественно отличаются друг от друга. Из теории дискретных состояний сознания следует, что при использовании разных способов наведения ИСС будут обнаруживаться качественные различия между разными формами и ступенями индуцированных ИСС. Каждый прием имеет свой определенный «радиус действия», т.е. позволяет попасть лишь в определенную область сферы ИСС. Чтобы попасть в другую область, следует использовать другой технический прием. Поэтому описание ИСС, индуцированных интенсивным дыханием, с помощью модели С. Грофа, построенной для объяснения результатов воздействия сильных наркотических препаратов на психику человека, с позиций дискретного подхода не совсем адекватно.

В соответствии с дискретно-континуальной моделью рабочая зона каждой психотехники определяется ее количественными и качественными характеристиками. Качественная характеристика отражает направленность приема, его релевантность определенной области континуума ИСС, соответствие качественным характеристикам доступных ему видов или форм ИСС. Количественная характеристика - сфера охвата, размеры области континуума ИСС, доступной при использовании данной техники. В соответствии с теорией смежных СС, измененные состояния патологии могут обнаруживать значительное сходство с измененными состояниями нормы.

Изучение феноменологии ИСС позволяет переосмыслить проблему сознания, расширить границы традиционного понимания личности. Трансперсональными психологами предложен ряд классификаций, систематизирующих и описывающих необычные переживания личности в ИСС, и модели психики, на них основывающиеся (самые известные из них: спектр сознания К. Уилбера; картография внутренних пространств С. Грофа; модель холодвижения (Holomovement - от греч. hobs - цельный, movement - движение) Д. Бома (1980); основанная на философии буддизма модель личности Р. Уолша и Ф. Воган.

В отечественной психологии в рамках психосемантического подхода ИСС рассматриваются через изменения форм категоризации сознания субъекта, трансформации его семантических пространств. В результате исследований влияния эмоций на процессы категоризации при построении семантических пространств в измененных состояниях сознания были выделены следующие критерии ИСС. В измененных состояниях сознания происходят изменения:

1) формы категоризации субъекта, сопровождающиеся переходом от социально-нормированных культурой форм категоризации к иным «точкам сборки» (нестандартным способам упорядочения внутреннего опыта и переживаний); этот процесс включает переход от преимущественной опоры на вербально-логические, понятийные структуры, к отражению в форме наглядно-чувственных (до-вербальных) образов;

2) эмоциональной окраски отражаемого в сознании внутреннего опыта (например, возникают интенсивные эмоциональные переживания новизны, необычности, ирреальности, сопровождающие переход к новым формам категоризации);

3) процессов самоосознания, рефлексии, проявляющиеся в том, что некоторые элементы феноменологии ИСС переживаются субъектом не как продукты собственной психической активности, а как нечто объективное и независимое от него, например, интерпретация внутреннего опыта как откровения свыше: «было мне видение», «слышал я голос» и т.п.;

4) восприятия времени, последовательности происходящих во внутренней реальности событий, частичная или полная их амнезия, обусловленная трудностью, а иногда и невоз-

можностью перевода внутреннего опыта, полученного в измененных состояниях, на язык социально-нормированных форм категоризации, например сложность воспроизведения последовательности событий сновидения в бодрствующем состоянии.

Новый пласт психической реальности вскрывается при изучении осознаваемых сновидений и анализе взаимоотношений сознательного Я и «сновидческого Я» в исследованиях, проводимых А. В. Брушлинским [12], А. В. Россохиным [13], М. В. Егоровой [14]. В настоящее время экспериментально показана возможность активизации рефлексивной способности в сновидно-измененных состояниях сознания, изучены некоторые условия ее формирования, проведен качественный анализ полученной в этих состояниях феноменологии и выделены типы рефлексивных (осознаваемых) сновидений.

Исследования ИСС не только дают богатую феноменологию для психотерапии и клинической психологии и позволяют разрабатывать новые, высокоэффективные методы терапии, но и намечают пути к ответу на многие сложные вопросы теоретической психологии, например к выяснению механизмов функционирования творческого мышления на бессознательном уровне. Тематика ИСС, являясь фундаментальной проблемой психологии сознания, в то же время имеет междисциплинарный характер и представляет собой область науки, в которой тесно пересекаются интересы общей психологии, клинической психологии, психиатрии, области искусственного интеллекта, социальной психологии и др.

Теоретические и экспериментальные исследования ИСС находят отражение в многочисленных обобщающих монографиях и в научных статьях, печатающихся в психологических журналах. Периодически проводятся симпозиумы и конференции по ИСС. На многих международных конгрессах по психологии есть секции ИСС. Осуществляются крупномасштабные программы, направленные на изучение ИСС (проект ISASC, ряд проектов Эсален-ского института, США, и др.).

Изучение проблемы ИСС требует внимания со стороны психиатров, поскольку квалификация психологов, занимающихся этой проблемой, не позволяет им своевременно распознавать психические расстройства.

Литература

1. Ревонсуо А. Психология сознания / Пер с англ.- СПб: Питер, 2013.- 336 с.

2. Гордеева О. В. Основные проблемы и направления теоретических исследований в психологии изменённых состояний сознания // Изменённые состояния сознания: Природа, механизмы, функции, характеристики: Хрестоматия.- М.: Изд-во «Когито-Центр», 2012.- С. 10-35.

3. Гордеева О. В. Изменённые состояния сознания и культура: Хрестоматия.- СПб.: Питер, 2009.336 с.

4. Tart C. States of consciousness and state-specific sciences // Science.- 1972.- Vol. 176.- P. 12031210.

5. Tart C.T. States of consciousness.- N.Y., 1975.

6. Wilber K. Waves, streams, states and self: Further considerations for an integral theory of consciousness // Journal of consciousness studies.- 2000.- Vol. 7, N. 11-12.- P. 145-176.

7. Ludwig A. W. Altered states of consciousness // Altered states of consciousness: A book of reading / Ed. By C. T. Tart.- New York, 1969.- P. 9-22.

8. Спивак Л. И., Спивак Д. Л. Изменённые состояния сознания: типология, семиотика, психофизиология // Сознание и физическая реальность.-1996.- Т. 1, N. 4.- С. 48-55.

9. Martindale C. Cognition and Consciosness. Homewood. Ill. The Dorsey Press., 1981.- Ch. 13.- P. 311338. (Перевод с англ. О. В. Гордеевой).

10. Гроф С. Холотропное сознание.- Пер. с англ. С. Цветковой.- М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1996.- 248 с.

11. Психология сознания / Сост. и общая редакция Л. В. Куликова.- СПб.: Питер, 2001.- 480 с.: ил. (Серия «Хрестоматия по психологии»).

12. Брушлинский А. В. Проблемы психологии субъекта.- М.: РАН Институт психологии, 1994.- 109 с.

13. Россохин А. В. Рефлексия измененных состояний сознания в психоанализе // Вестник МГУ, серия 14, психология, 2010.- № 3.- С. 88-104.

14. Егорова М. В. «О некоторых закономерностях трансформации образов в осознаваемых сновидениях» // М. В. Егорова, И. Е. Любитов Возвращение души: Шаманские техники и психодрама. 6 с.

ЩОДО ПРОБЛЕМИ ЗМ1НЕНИХ СТАН1В СВ1ДОМОСТ1

О. Г. Сиропятов1 Н. О. Дзеружинська2 Украшська вшськово-медична академ1я 1 Надюнальний медичний ушверситет iMeHi О. О. Богомольца2

Резюме: у статп розглянуто проблему i класифшади змiнених сташв свiдомостi (ЗСС) та мюде дих стaнiв у клшчнш психологи й псих1атрИ. Вивчення ЗСС потребуе уваги з боку психiaтрiв, оскiльки квал1ф1кад1я психологiв, яш займаються даною проблемою, не дозволяе 1м своечасно розтзнавати психiчнi розлади.

Ключовi слова: змшет стани свiдомостi, класиф1кад1я, психологiчнi та клiнiчнi аспекти.

ON THE PROBLEM OF ALTERED STATES OF CONSCIOUSNESS

O. G. Syropyatovi, N. А. Dzeryuzhinskaya2 Ukrainian Military Medical Academy 1 Bogomolets National medical university 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Abstracts\: in the article the problem and classification of altered states of consciousness (ASC) and the place of these states in clinical psychology and psychiatry is considered. The study of ASC claims attention on the part of psychiatrists, since the qualification of psychologists, involved with this problem, prevents them from diagnosing mental disorders in time.

Keywords: altered states of consciousness, classification, psychological and clinical aspects.

УДК 159.9.01; 159.923.5 СКЛАДОВ1 КОМУН1КАТИВНО1 КОМПЕТЕНТНОСТ1 Л1КАРЯ

О. А. Фтатова Харшвська медична академ1я тслядипломно! освгги МОЗ Украши

Резюме. В статп розглянуп основш аспекти комуншативно! компетентносп лшаря, яка передбачае як наявшсть певних психолоичних знань, так i деяких спещальних навичок: вмiння встановлювати контакт, вислуховувати, «читати» невербальну мову тiла, будувати бесiду, формулювати питання. Важливими також е: високий рiвень саморефлекси, емпати, вмiння володiти власними емоцiями, здатшсть зберiгати впевненiсть i зовнiшнiй спокш, мати фiлософське ставлення до будь-який життевих подiй.

Ключовi слова: комуншативна компетентнiсть, психологiчний комфорт, медичний дискурс, афШащя.

Комунiкативна компетентнiсть лшаря е професшно значущою якiстю. Професiя лiкаря передбачае в тiй чи шшш мiрi iнтенсивне, диференцiйоване i тривале спiлкування з хвори-ми, !х родичами, медичним персоналом - вщ медичних сестер i сангтарних працiвниць до головних лiкарiв, керiвникiв медичних установ. Вiд умiння спмкуватися, встановлювати i розвивати взаемини з людьми, багато в чому залежить професiйна успiшнiсть лiкаря та його психолопчний стан. Психологiчний комфорт при контактах з хворими, впевнешсть у собi як у фахiвцi та людиш, панорамне мислення при вщсутносп жорстких шаблонiв, допомагае точнiше зiбрати анамнез, отримати бiльш повне i глибоке уявлення про пацiента. Вмшня спiлкуватися, або комунiкативна компетентнiсть, забезпечуе взаеморозумшня, довiру у вiдносинах, ефектившсть у вирiшеннi поставлених завдань [1]. Якщо пацiент довiряе своему лшарев^ не сумнiваючись у правильностi дiагностики i адекватностi терапii, то вш буде ретельнiше виконувати призначення, без побоювань пройде всi необхiднi дiагностичнi та терапевтичнi процедури. За вщсутносп психологiчного контакту пацiент, здебiльшого,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.