Научная статья на тему 'Измененные состояния сознания - основа формирования жизненных стратегий в неравновесных состояниях микросоциальной среды'

Измененные состояния сознания - основа формирования жизненных стратегий в неравновесных состояниях микросоциальной среды Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
437
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Измененные состояния сознания - основа формирования жизненных стратегий в неравновесных состояниях микросоциальной среды»

© 2003 г. М.Б. Маринов

ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ -ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ В НЕРАВНОВЕСНЫХ СОСТОЯНИЯХ МИКРОСОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ

Обыденное сознание формируется в процессе роста и развития личности. Оно состоит из функциональных блоков, каждый из которых представляет собой алгоритм для обработки определенного типа информации, принятия решения и контроля за действиями по его выполнению. Обладая устойчивым набором функциональных блоков, человек способен существовать в столь же устойчивом наборе жизненных ситуаций.

Дискурсивное мышление как способ участия человека в информационном обмене отличается тем, что, воспринимая мир через описание, человек тратит энергию и время не только на подгонку бесконечно насыщенных информацией входных потоков к упрощенному и удобному для восприятия виду, но и на многократное «прокручивание» принятых сигналов в полосе обыденного сознания, часто не сопровождающееся принятием решения.

В неравновесных состояниях микросоциальной среды личность очень часто не справляется с описанием поступающей информации или из-за отсутствия соответствующего функционального блока, или из-за невозможности для имеющегося функционального блока вырезать из мощного входящего потока требуемое для успешного решения задачи количество информации. Сильно мешает при этом многосвязность обыденного сознания, его тяга к самозащите и обороне самоописания, следствием которого является ощущение оцепенения, безмыслия, охватывающее сознание при резком возрастании интенсивности поступающей информации.

Формирование жизненных стратегий в неравновесных состояниях микросоциальной среды на уровне обыденного сознания приводит к появлению новых способов обработки информации, к фомированию новых функциональных блоков для управления действиями в зависимости от создавшейся ситуации. Человек расширяет свои возможности адаптации к неравновесным состояниям микросоциальной среды. Однако его сознание остается дискурсивным, т.е. выделяющим сбя из ситуации, обладающим описанием и действующим через него. В ситуации, превосходящей напряженностью возможности обыденного сознания, адаптационные навыки могут оказаться невостребованными. Обыденное сознание «может вспомнить» более обычный для него способ решения экстремальных проблем, не справиться с ситуацией и просто оцепенеть. Вероятность этого значительна, так как продолжительность осознанного обу-

чения научно разработанным способам адаптации несравнимо меньше общей продолжительности периода формирования обыденного сознания.

Для решения этой проблемы может быть предложен качественно иной способ информационного обмена с окружающим миром - непосредственное переживание.

Аппарат обыденного сознания такого человека остается практически неизмененным, но роль его в работе всей области сознания совершенно иная. Три уровня сознания: обыденное сознание, подсознание и надсозна-ние - становятся равнозначными и слитными, а фокус внимания разворачивается на всю эту область. Описание, а особенно самоописание личности у такого человека совершенно не используется. Отказ от использования обыденного сознания и дискурсивного мышления как основного инструмента для оценки ситуации и последующего объяснения себе программы ответных действий приводят к тому, что реакция на воздействие превращается в слияние с этим воздействием [1].

Здесь уместно поднять вопрос о такой мало исследованной в академической психологии области, как измененные состояния сознания. Говорить о том, что это абсолютно неизвестный феномен, неверно. Психотерапия, психофармакология, этнография, антропология и другие научные направления вскрывают огромный пласт новой феноменологии, условно называемой измененными состояниями сознания. Эта новая феноменология требует систематизации, осмысления и рефлексии с позиций академической науки.

Измененные состояния сознания (altered states of consciousness) возникают при воздействии на личность человека, пребывающего в обычном состоянии сознания, различных факторов: стрессовых, аффектогенных си-туациий; сенсорной депривации или длительной изоляции; интоксикации (психоделические феномены, галлюцинации на фоне высокой температуры и др.); гипервентиляции легких или, напротив, длительной задержки дыхания; острых невротических и психотических заболеваний; когнитивно-конфликт-ных ситуаций, выбивающих сознание субъекта из привычных форм категоризации (например, необычное поведение наставника в чань-буддизме, применение коанов, т.е. парадоксальных изречений, используемых буддизмом), парадоксальных инструкций, не выполнимых в логике обычного состояния сознания и приобретающих осмысленность для субъекта лишь в «логике ИСС»; в гипнозе и медитации и др.

В современной психологии разрабатываются различные модели, описывающие измененные состояния сознания: дискретные, континуальные и дискретно-континуальные. Наиболее ярким представителем дискретного метода является Ч. Тарт, К. Мартиндейл - представитель континуального подхода к моделированию измененных состояний соз-

нания, а В. Вундт и А. Дитрих - представители дискретно-континуального подхода [2].

В современной западной культуре применение измененных состояний сознания связано с трансперсональной психологией и трансперсональной психотерапией - направлениями, разработанными и практикуемыми С. Грофом и его последователями [3].

Измененные состояния сознания являются тем звеном, которое соединяет воедино принципы западной психотерапии и восточные учения. И в первом, и во втором случае имеют место изменения в том, как мы ощущаем наше существование, наше отношение к человеческому обществу и миру природы. Психотерапевт в основном заинтересован в изменении сознания личностей с нарушенным душевным равновесием. Учения же буддизма и даосизма направлены на изменение сознания нормальных, социально приспособленных людей. Буддизм, вместе с элементами индуизма, ведантой и йогой, а также даосизмом в Китае, являются не культурой, а скорее критикой культуры, продолжительной ненасильственной революцией или «лояльной оппозицией» культуре, частью которой они являются [4]. Именно такие практики были направлены на решение задачи выхода человека из тупика повседневности. В плане нашего исследования наибольший интерес представляют феномены психофизических практик, использовавшихся в чань(дзен)-буддизме.

Широкий интерес к чаньской психотехнике в ее прикладном аспекте был обусловлен тем, что она давала очень эффективные методы решения различных чисто практических задач, особенно в экстремальных условиях. В частности, важное практическое значение имели своеобразные чаньские методы решения проблемы субъектно-объектных отношений. Процесс регуляции деятельности в обычном состоянии осуществляется субъектом прежде всего по отношению к объекту, поэтому первым необходимым условием регуляции является переживание определенного феномена как отдельного, относительно изолированного и локализированного объекта, его вычленение из суммы окружающих объектов и более или менее четкое отделение от субъекта происходящего акта восприятия и действия (воздействия). Причем субъект здесь играет более активную, а объект — относительно пассивную роль, будучи иерархически подчиненным субъекту.

Такое расширение возможностей регуляции имеет для субъекта то преимущество, что увеличивает степень свободы личности, раздвигает рамки проявления ее свободной воли, увеличивает возможность контроля над ситуацией и т.д. [5]. Именно эти качества приобретают особую значимость при выработке жизненной стратегии личности в неравновесных состояниях микросоциальной среды.

Литература

1. Титов В.В. Радужный поток. Тверь, 1991. С. 54.

2. Кучеренко В.В., Петренко В.Ф., Рассохин A.B. Измененые состояния сознания: психологический анализ //Вопросы психологии. 1998. № 3. С. 70 - 71.

3. Трансперсональная психотерапия // Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б. Д. Карвасарского. СПб., 1998. С. 642.

4. Уотс А. Психотерапия: Восток и Запад. Львов, 1997. С. 11 - 12.

5. Абаев Н.В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. Новосибирск, 1989. С. 143.

Институт по переподготовке и повышению квалификации

преподавателей социальных и гуманитарных наук при РГУ 1О июля 2003 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.