Научная статья на тему 'К проблеме измененных состояний сознания'

К проблеме измененных состояний сознания Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1934
304
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЗНАНИЕ / СОСТОЯНИЕ / СВЯЗНОЕ ДЫХАНИЕ / ТРАНС / ПСИХОДЕЛИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ СОЗНАНИЯ / РЕСУРС / ТВОРЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Козлов В.В.

Рассматривается проблема измененных состояний сознания, описываются их качественные характеристики, способы и методы их индукции. Дается определение измененных состояний сознания и их основных отличительных признаков, а также приводится авторская картография состояний сознания, анализ полных, обыденных, трансовых, расширенных, психоделических состояний сознания. Особое место занимает описание расширенных состояний сознания, индуцированных особыми жизненными ситуациями и творческими вызовами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF ALTERED STATES OF CONSCIOUSNESS

The article deals with problems of altered states of consciousness, description of their qualitative characteristics, techniques and methods of their induction. The article defines altered states of consciousness and their main distinguishing features. It provides the author's mapping of states of consciousness and an analysis of the complete, ordinary, trance, extended, psychedelic states of consciousness. Special attention is given to the description of extended states of consciousness induced by specific life situations and creative challenges.

Текст научной работы на тему «К проблеме измененных состояний сознания»

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2014, N° 3 (35), с. 226-234

Педагогические науки

УДК 378:001.891

К ПРОБЛЕМЕ ИЗМЕНЕННЫХ СОСТОЯНИЙ СОЗНАНИЯ © 2014 г. В.В. Козлов

Ярославский госуниверситет им. П.Г. Демидова

kozlov@zi-kozlov. т

Поступила в редакцию 03.06.2014

Рассматривается проблема измененных состояний сознания, описываются их качественные характеристики, способы и методы их индукции. Дается определение измененных состояний сознания и их основных отличительных признаков, а также приводится авторская картография состояний сознания, анализ полных, обыденных, трансовых, расширенных, психоделических состояний сознания. Особое место занимает описание расширенных состояний сознания, индуцированных особыми жизненными ситуациями и творческими вызовами.

Ключевые слова: сознание, состояние, связное дыхание, транс, психоделическое состояние сознания, ресурс, творчество.

В настоящее время в европейской психологической традиции нет общепринятой классификации состояний сознания. Определения состояний сознания чрезвычайно размыты и не позволяют выделить качественной разницы между ними. Это наблюдается не только в континууме «необычных» состояний обычного (нормального) сознания, но и в таких дуальных его составляющих, каковыми являются здоровое и патологическое состояния сознания. Термины необычные состояния сознания, неординарные состояния сознания, измененные состояния сознания представляются излишне широкими. В среде профессионалов они используются как синонимы при определении тех психических состояний, которые являются предметом этой статьи. Ими обозначается огромное число состояний, которые оказываются малоинтересны либо вовсе неинтересны с терапевтической или эвристической точки зрения.

Сознание может глубоко изменяться под воздействием самых разнообразных патологических процессов: мозговых травм, поражений химическими или биологическими отравляющими веществами, инфекциями, нарушениями мозгового кровообращения или злокачественными процессами в центральной нервной системе. Подобные явления, конечно же, могут приводить к глубоким изменениям в умственной деятельности, которые могли бы способствовать тому, чтобы отнести их к категории «необычных состояний сознания». Однако соответствующие повреждения, служащие причиной «обыкновенного бреда», или «органических психозов» - состояний, безусловно, важных с

клинической точки зрения, не являются предметом нашего рассмотрения. Люди, страдающие от подобных поражений, как правило, теряют пространственно-временную ориентацию, и их интеллектуальные возможности скудны.

В данной статье мы уделим внимание другой большой и важной подгруппе необычных состояний сознания, значительно отличающейся от остальных и представляющей собою неоценимый источник новых сведений о человеческой психике. Они обладают замечательными психотерапевтическими и трансформационными возможностями. Систематические включенные наблюдения, эксперименты, проводившиеся нами (а также нашими учениками) на протяжении двадцати пяти лет, позволили прийти к выводу об исключительной природе, эвристической ценности расширенных состояний сознания (РСС). Несмотря на то что в России уже двадцать пять лет широко распространены практики, использующие РСС, представители современной психологии и психотерапии не располагают достаточными сведениями об их специфическом характере.

В силу вышеуказанных причин мы хотим сразу же по возможности четко и однозначно обозначить понятие РСС.

Расширенное состояние сознания - особое состояние измененного сознания, которое возникает при связном дыхании. Даже в среде профессионалов термины «измененные состояния сознания» (ИСС) и «расширенные состояния сознания» применяются как синонимичные. На самом деле эти термины не идентичны как по объему, так и по содержанию. Понятие ИСС является родовым по отношению к поня-

тию РСС. К ИСС относятся медитативные, трансовые, гипнотические, психоделические и другие необычные состояния сознания. Процесс связного осознанного дыхания - это способ и средство достижения РСС. При этом возникающее РСС является естественным физиологическим и психологическим феноменом.

РСС характеризуется максимальной мобилизацией резервных возможностей человеческой психики, когда человек при помощи полного расслабления и осознанного связного дыхания получает расширенные возможности управления центральной и периферической нервными системами, работы с бессознательным материалом, организмом в целом.

РСС, которое возникает в процессе связного дыхания, качественно отличается от состояний, возникающих при глубоком гипнозе, трансе, медитации и других способах достижения ИСС. РСС - качественно особое психологическое и психофизиологическое состояние, отличающееся от сна, бодрствования, патологических нарушений сознания, нарушений сознания при приеме алкоголя, наркотиков и психоделических препаратов.

Процесс связного дыхания как способ и средство достижения РСС обладает такими качествами, как осознанность, контролируемость, управляемость, присутствие воли, намерения и возможности в любой момент времени возвратиться в обычное состояние сознания (ОСС).

РСС обладает специфической феноменологией, отличается аутизацией сенсорной сферы, искажением восприятия времени, гипермнезией и некоторыми другими качественными изменениями психических процессов.

Наши исследования нейропсихологических механизмов индукции РСС при помощи связного (циклического) дыхания показывают, что оно может быть использовано сознательно для вызывания ресурсных («потоковых», творческих, эвристических) состояний сознания. Ресурсные, творческие состояния сознания спонтанно, неосознанно сопровождаются связным дыханием. Специальные настройки и осознанное использование связного дыхания (самого простого и доступного для человека инструмента) позволяют открыть доступ к эвристическому ресурсу и способны помочь реализоваться личности, самоактуализироваться.

Чтобы более подробно очертить границы РСС и вычленить его специфические качества, рассмотрим следующую карту уровней ИСС.

Сразу оговоримся, что термины «измененное состояние сознания» и «необычное состояние сознания» мы будем употреблять как синони-

мичные. Хотя понятие ИСС достаточно широко употребляется в науке, мы считаем, что сознание (индивидуальное свободное сознание) не меняется по существу. Можно корректно говорить об изменении содержания сознания в зависимости от среды идентификации. В этом отношении мы можем анализировать содержание самосознания, что в нашем понимании не одно и то же.

В соответствии с этой логикой, ИСС - специфическое психическое состояние, индуцированное различными физиологическими, психологическими или фармакологическими приемами, методами и средствами, которое субъективно, на уровне самосознания, распознается самим человеком (или его объективным наблюдателем) как достаточно выраженное отклонение субъективного опыта или психического функционирования от его общего нормального состояния, когда он бодрствует и пребывает в бдительном сознании. Степень отклонения в ИСС человека оценивается по неординарности, необычности изменений в интеллектуально-мыслительной, эмоциональной, сенсорно-перцептивной и поведенческой сферах.

При более подробном анализе мы можем вычленить следующие изменения.

1. Субъективное ощущение изменения мышления (проявляется в скорости интеллектуальных процессов от плотных мгновенных прозрений-переживаний в расширенных и психоделических состояний до вязкости, отрешенности и «невозможности мыслить», «соскальзива-ний», «потери мысли» или сложности в вынесении суждений в трансовых состояниях сознания).

2. Изменения в концентрации внимания, с потерей произвольности в трансовых состояниях сознания, спонтанности переключения в трансовых состояниях, расширения объема и возникновения феномена послепроизвольного внимания («захватывания» сюжетом переживания, непроизвольной фиксации) в расширенных и психоделических состояниях сознания.

3. Изменения мнемических процессов в сторону сужения в трансовых состояниях сознания и появления возможности ресурсных возможностей памяти в расширенных и психоделических состояниях сознания, особенно образной и эмоциональной составляющей.

4. Изменения в субъективном восприятии времени, которые сводятся к оценке длительных отрезков времени как коротких (присущи как полным, так и трансовым, расширенным и психоделическим состояниям сознания): «уплотнение» времени, когда

за короткий промежуток времени переживаются масштабные сюжеты, равные по субъективному содержанию годам жизни или всей жизни (расширенные и психоделические состояния), «остановка времени», когда малые промежутки времени ощущаются как весьма длительные.

5. Страх потери волевого контроля над телом, эмоциями, движениями, поведением (расширенные и психоделические состояния), страх утраты эго-идентичности), ужас - восторг в процессе диссоциации (психоделические состояния).

6. Изменения в эмоциональной сфере заключаются:

- в быстрой смене эмоционального тона ощущений;

- в инфантилизации эмоций (прилив эмоций особой силы и чистоты, накала, тотальности);

- в эмоциональной лабильности (быстрой смене эмоций по содержанию и интенсивности);

- в появлении сильных уникальных чувств (единения с миром, духовной любви, великого сострадания, радостности бытия -в расширенных и психоделических состояниях), биполярных и амбивалентных динамических аффектов (в психоделических состояниях);

- в трудности выражения и вербализации эмоций, чувств, в их непередаваемости.

7. Изменение схемы тела, в том числе образа я, кинестетические иллюзии, галлюцинации в восприятии:

- веса тела: легкость - тяжесть (тело легкое как перышко, ощущение парения и др. - тело чугунное, будто свинцом налитое и др.);

- температуры: жар - холод (тело «горит», жарко как в огне - космический холод, как лед);

- давления: распирание - сжатие;

- объема и границ тела: увеличение -уменьшение всего тела или частей и органов.

8. Искажения в восприятии и переживании реальности, представляющие собой иллюзии в различных сенсорно-перцептивных модальностях, галлюцинации и псевдогаллюцинации од-номодального и интермодального характера вплоть до истого переживания галлюцинаций в качестве базовой реальности, а также временное обострение остроты восприятия, синестезии (расширенные и в основном психоделические состояния сознания).

9. Появление новых бытийных смыслов, инсайтов разрешения задач жизни, а также изменение системы личностных значений и ценностей.

10. Трудности в вербализации переживаний ИСС.

11. Чувство обновления, возрождения, открывания новых просторов жизни (в расширенных и психоделических состояниях сознания) и при выходе из них.

12. Повышение гипнабельности, внушаемости, снижение критики в трансовых состояниях сознания, повышение автономности, поленеза-висимости (в расширенных и психоделических состояниях сознания), тенденция искажать или неверно интерпретировать различные стимулы (вербальные, звуковые, световые и образные, кинестетические, вкусовые, обонятельные) на основе личностных установок и страхов.

Для топологического обозначения РСС среди других ИСС мы предлагаем континуум уровней измененности сознания, в котором крайние шкалы следующие:

+1 - состояние четкого, ясного, полного сознания,

-1 - глубокое психоделическое состояние сознания.

У нас нет уверенности в том, что состояние четкого, ясного, полного состояния сознания

является приоритетом обычного состояния сознания. Более того, у нас есть предположение, что это состояние полноты осознания бывает не столь часто в обычном (обыденном) состоянии сознания (ОСС).

Полное, четкое, ясное осознание связано с состояниями сознания, подобными инсайту (от англ. insight - проницательность, усмотрение) в гештальттеории. В русском языке есть очень емкое слово «озарение», означающее сиюминутное охватывание сути, общих, существенных и необходимых свойств, отношений внутренней и внешней реальности. Это некое предельное, пиковое состояние сознания в смысле его полноты и ясности. Трудно даже предположить существование человека, который находится все время в состоянии «инсайта», или

озарения. Что касается творческих состояний сознания, то следует признать, что они обладают всеми признаками ИСС.

Для обычного, обыденного состояния сознания более подходит название «плавающего осознания», по глубине флуктуирующего в пределах от +1 до 0, т.е. в пространстве от полного осознания до «нулевого сознания», включая трансовые состояния сознания (ТСС). Обыденное состояние сознания в обывательском понимании связано с понятием «норма» (от лат. norma - правило, руководящее начало). Оно характеризирует образец поведения человека, с помощью которого осуществляются взаимосвязь и взаимодействие в системе «человек -общество - природа». При этом такое поведение трактуется и как вербальная активность (внятная осмысленная речь), адекватное поведение (соответствующее ситуации), эмоции допускаемой интенсивности и содержания, мимика, пантомимика и др. Человеческая активность в обыденном состоянии сознания обладает целенаправленностью, мотивацией, осознанностью, владением способами и приёмами действий, эмоциональностью в стабильном, линейном отрезке жизни, которую мы можем назвать зоной комфорта. В этой зоне ничего не происходит или просто происходит жизнь: время и пространство структурированы в соответствии с мотивационно-потребностной и ценностно-ори-ентационной системами личности. Смыслодея-тельностные структуры самодостаточны и стабильны. В этой зоне наблюдается налаженность социально-психологических коммуникаций. Жизнь в комфортной зоне связана с привычным образом, стилем существования. Жизнь в комфортной зоне А. Пятигорский называл профа-нической, обычной, обыденной.

Интенсивность жизненных обстоятельств такова, что личность своей деятельностью стремится только поддерживать некую фоновую активность существования. Нельзя сказать, что в этой зоне нет проблем, напряжений, конфликтов. Они, вне сомнения, существуют, но имеют обыденный характер и являются некими характеристиками привычных способов взаимодействия с внутренней и внешней реальностью. В комфортной зоне нет вызова, ситуаций, фрустрирующих личность. У личности есть запас прочности, запас опыта, система знаний, умений, навыков, чтобы линейно прострукту-рировать смыслодеятельностное поле и при этом не встречаться с неразрешимыми ситуациями. В зоне комфорта доминирует обыденная мудрость с ее серой логикой «умный в гору не пойдет, умный гору обойдет», «тише едешь -

дальше будешь». Именно такова основная стратегия личности как сложной системы, стремящейся к гомеостазису. Более того, многие психологические структуры на уровне восприятия жизни таким образом устроены, чтобы сохранить существование в комфортной зоне. Любая сложная система может функционировать, только имея порог чувствительности. Мы не хотим вовлечься в эмоциональные состояния с ситуациями, грозящими комфортному гомео-стазису. Все защитные механизмы устроены в соответствии с этой логикой. Порог чувствительности часто специально снижается именно нашим стремлением к жизни в зоне комфорта.

Существование в зоне комфорта и в ОСС обеспечивается несколькими переменными.

1. Бесконфликтность между основными глобальными структурами Я-материальное, Я-социальное, Я-духовное. Вне сомнения, без всякого напряжения и конфликтов внутри этих сфер и между ними существование личности невозможно. Конфликты и противоречия являются источником функционирования личности. Важно, что эти конфликты не обладают травмирующей интенсивностью, не имеют стрессо-генного заряда. Существование внутри комфортной зоны всегда связано с идеей правильности жизни, с идеей стабильности Я.

2. Тотальная отождествленность с Я и табу на взаимодействие с не-Я.

3. Снижение порога чувствительности и высокая селективность по отношению к выражениям не-Я за счет увеличения внутренней жесткости и ригидности Я.

4. Активность личности. Отличается реактивностью как обусловленностью предшествующей ситуацией, полезависимостью, ограниченностью действий рамками заданного, пассивностью как тенденцией непротивления обстоятельствам.

С одной стороны, мы должны признать, что для характеристики «плавающего осознания» более подходят метафоры Н. Гурджиева, который предполагал, что элемент неосознания в жизни людей велик. По его мнению, почти все люди представляют из себя «машины», не осознающие себя. Поведение и деятельность их автоматизированы, алгоритмизированы, заданы социальными программами и генетическим потенциалом. Признавая некоторую метафорическую точность Гурджиева, мы полагаем, что-требования к «нормальному» состоянию сознания достаточно жестки и однозначны: определенность в самоидентичности, четкая пространственная и временная ориентация, предметность и осмысленность взаимодействия лично-

сти с окружающими миром и с самой собой (осознанность).

С другой стороны, мы должны признать естественность «плавающего осознания» и его самодостаточность в потоке обыденной реальности, в которой приобретенные навыки, автоматизмы социального взаимодействия и внутренней работы имеют положительный смысл в аспекте экономии психической и физической энергии.

Чтобы более конкретно обозначить карту пространства «плавающего осознания», следует более подробно описать те состояния сознания, которые мы обозначили как «трансовые» (ТСС) и «нулевое» (НСС).

Трансовые (франц. transe - оцепенение) состояния сознания - необычные состояния обычного сознания. В психотерапии и психиатрии транс понимается как вид сумеречного помрачения сознания с нарушением ориентировки в окружающем мире.

Трансовые состояния сознания точнее мы можем обозначить как особую отрешенность сознания, вызываемую произвольно (при аутогенных тренировках, с помощью разнообразных ритуалов (мистерии, религиозные обряды, камлания шаманов), сеансов самовнушения и гипнотического воздействия, направленных визуализаций, медитации) или возникающую спонтанно при «застревании» внимания на объектах интроспекции или качествах восприятия внешних предметов. К спонтанным трансовым состояниям мы можем отнести также суженные состояния сознания, возникающие в результате развития психического заражения (коллективных трансов, массовидных психических явлений), состояния под влиянием частичной сенсорной депривации и монотонии.

В трансовом состоянии повышается внушаемость, происходят перераспределение внимания и спад функций планирования. Как при целенаправленном вызывании транса, так и при спонтанном «выпадении» в транс происходит усиление репродуктивной активности сознания, могут возникать яркие зрительные образы прошлого, проявляется повышенная способность к фантазированию, усиливается тенденция к устойчивому искажению реальности. При этом человек может не замечать перехода от ОСС к ТСС и обратно к нормальному.

В ТСС сужение сознания особенно заметно в психотерапевтических сессиях (сеансы релаксации, направленных визуализаций, настроек, эроксонианского и прямого гипноза), особенно при фиксации на каком-либо ощущении, символе, образе, т.е. при ограничении круга воспроизводимых ситуаций, цикличности воспро-

изведений, а также при регулярном возврате к ним. Вне сомнения, если технология отработана хорошо, сужение сознания усиливается, снижается количество и качество осознаваемых явлений, уменьшается число анализируемых вариантов, возникает феномен «буквализма» и заметно увеличивается суггестивность.

Качественной характеристикой «нулевого» состояния сознания является полное отсутствие всякого осознания. При этом наблюдается полная аутизация сенсорной сферы, воспоминания о периоде «нулевого» состояния сознания отсутствуют. Это «выпадение» осознания по ощущениям очень похоже на глубокий сон.

Еще раз подчеркнем, что рассмотренные состояния сознания являются нормой для ОСС. В любой момент времени возможен быстрый переход к состояниям, близким в континууме к +1 с адекватной оценкой и взаимодействием с внешним и внутренним миром в «здесь и сейчас».

Об особенностях РСС мы уже говорили выше. Дополнительно отметим, что в РСС также достаточно нередко встречаются «нулевые» состояния сознания.

Под психоделическими состояниями сознания (ПдСС) мы понимаем изменения сознания, вызываемые введением в организм психоделиков или глубокими психофизиологическими сдвигами, которые появились в результате большой длительности, а также высокой интенсивности применения других способов вхождения в ИСС. ПдСС могут быть индуцированы реальными жизненными обстоятельствами. Таковыми являются предсмертные состояния, описанные Р. Моуди, состояния, характеризующиеся повышенными психическими и физическими возможностями (сверхбодрствование, сатори, проявления различных сидхи), траспер-сональные переживания, вызванные болевым или психологическим шоком и др. К естественным психоделическим состояниям мы можем отнести также осознаваемые (ясные) эмоционально насыщенные сновидения, «просоночные состояния сознания».

Расширенные и психоделические состояния составляют особую группу глубоких изменений в сознании, граничащих с множеством патало-гических состояний, являющихся областью деятельности психиатрии (но не включающих их).

Психоделические и расширенные состояния характеризуются особыми трансформациями сознания, связанными с изменениями во всех сферах восприятия, с сильными и зачастую необычными эмоциями, а также с глубокими переменами в мыслительных процессах. Нередко

они сопровождаются множеством сильных психосоматических проявлений и неординарным поведением. В сознании происходят чрезвычайно глубокие качественные изменения, но в отличие от ситуаций с бредовыми состояниями в нем не наблюдается грубых нарушений. В психоделических состояниях мы переживаем вторжение других измерений бытия, которые могут быть очень интенсивными и даже ошеломляющими. Но при этом мы все же не теряем пространственно-временной ориентации и отчасти остаемся в контакте с повседневной реальностью. Как пишет С. Гроф, мы одновременно присутствуем в двух разных реальностях.

Весьма важным и характерным аспектом психоделических состояний являются необычные изменения в чувственном восприятии. Если глаза открыты, формы и краски внешнего мира обычно резко преображаются, а когда мы закрываем глаза, у нас могут возникать и видения различных природных явлений, космоса, мифологических сфер. Иногда все это сопровождается широким диапазоном переживаний, в которых задействованы различные звуки, запахи, физические и вкусовые ощущения.

Эмоции, связанные с психоделическими и расширенными состояниями, охватывают очень широкий спектр переживаний и простираются далеко за пределы нашего повседневного опыта - от чувств экстатического восторга, небесного блаженства и непостижимого покоя до чудовищного ужаса, неудержимого гнева, бездонного отчаяния, гложущей вины и других крайних проявлений эмоционального страдания. Интенсивность этих переживаний сопоставима с интенсивностью адских мук в великих религиях мира.

Аналогичным образом поляризованы и сопутствующие физические ощущения. В зависимости от содержания переживания это может быть как ощущение необычайного здоровья и благополучия, оптимального физиологического функционирования и необычайно сильного сексуального оргазма, так и крайний дискомфорт, например мучительные боли, давление, тошнота или чувство удушья.

Особенно интересным аспектом расширенных и психоделических состояний является их воздействие на процессы мышления. Как показывает наш экспериментальный опыт, интеллект не получает повреждений, но работа его весьма отличается от обычного функционального режима. Как отмечает С. Гроф, хотя в таких состояниях мы не можем положиться на свои суждения по обычным практическим вопросам, на нас может буквально обрушиться поток уди-

вительной новой информации, касающейся великого множества других моментов. Нас могут посетить глубокие психологические прозрения, проливающие свет на нашу личную историю, на бессознательные силы, которые движут нами, на наши эмоциональные затруднения и межличностные проблемы. Мы можем также испытать необычайные откровения, затрагивающие различные аспекты природы и космоса и намного превосходящие нашу образовательную и интеллектуальную подготовку. Большинство этих интереснейших прозрений, которые открываются в холотропных состояниях, сосредоточено вокруг философских, метафизических и духовных проблем.

Мы можем перечислить несколько переменных, которые адекватно отражают качество глубины измененности сознания:

уровень аутизации сенсорной сферы:

- min - +1;

- max —1;

время выхода из ИСС:

- 0 или несколько секунд, минут - ТСС;

- несколько минут или часов - РСС;

- несколько часов или суток - ПдСС;

степень психологической «включенности»,

«проживания», эмоциональной вовлеченности в происходящее:

- max - +1 - в хилотропную или объективную реальность;

- max - -1 - в холотропную реальность или реальность «истых галлюцинаций».

Расширенные состояния сознания могут возникать в различных формах активности человека спонтанно и имеют непостижимое великолепие эмоционального состояния. Само понятие наслаждения не настолько точно раскрывает содержание состояния. Мы можем выделить две возможные версии эмоциональных паттернов, сопровождающих «поток»:

- творческий экстаз, который связан с сильным возбуждением, часто безудержной энергией и восторгом, неуправляемостью, мощными эмоциями, граничащими с безумием и социальной неадекватностью (аналог религиозного экстаза);

- инстаз - более дисциплинированное, систематическое психическое состояние и потому сохраняющееся во внутреннем сознании более длительное время и обеспечивающее внутренний покой созерцательности, тишины и умиления.

В ресурсном состоянии сознания мы всегда можем дифференцировать мыслящего субъекта, мышление как процесс и мыслимое как содержание деятельности. Когда эти три составляющие сливаются друг с другом и растворяются в

единстве - это и есть ресурсное состояние сознания. Инстаз, на наш взгляд, можно определить как глубокую медитацию на истину. А в эмоциональном состоянии - это тихое умиление-восторг-радостность и созерцательность.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В любом случае происходит глубокое постижение мира, самого себя и преображение-обогащение сознания человека. Это и есть блаженство человеческой деятельности. Вообще говоря - это и есть Деятельность Человека.

Такая деятельность позволяет человеку выходить за пределы своих программ к высшим смыслам, позволяет выявлять и формировать в себе новые способности одухотворения окружающей его и целесообразно преобразуемой им реальности, в том числе и собственного бытия.

Именно с такими действиями человека (Н.А. Бернштейн и В.П. Зинченко называют их «живыми движениями») связано рождение всего нового и прекрасного в мире и в самом человеке, в выходе за пределы известного, за границы предустановленного, простирании субъекта в новые пространства знаний, способностей и умений.

Предмет деятельности (предмет познания, оценки и преобразования) у разных людей может быть один, ракурсы его видения взаимодо-полнительны, а пути личного «восхождения» к нему, «вращивания» в него или «взращивания» в себе - различны и индивидуальны.

В расширенном состоянии сознания человек «творит себя» - не только «образовывается» (т.е. приобретает знания, умения, навыки), но и сам «образует мир»: создает свое понимание, свое видение мира, проектирует и строит собственную жизнь, решает, куда ему идти, о чем думать, с кем взаимодействовать и общаться.

Но, доказывая оптимальность РСС, почему мы так редко испытываем это состояние в повседневной жизни? Почему оно знакомо нам главным образом в форме так называемого досуга: игры в шахматы, альпинизма, танцев, медитации, религиозных ритуалов? Почему мы до сих пор не владеем этим оптимальным состоянием при выполнении повседневной работы? Сложность заключается в условиях возникновения состояния «потока», но это, как правило, зависит исключительно от самого субъекта.

Если анализировать спонтанные условия возникновения РСС, то мы можем вычленить следующие.

1. Интенсивная и устойчивая концентрация внимания на ограниченном стимульном поле. Наши эксперименты с частичной сенсорной депривацией и различными статическими и динамическими медитациями, которые связаны с

произвольной концентрацией внимания, показали, что это условие часто является базовым для ресурса. Исследования Михая Чиксентми-хайи представляют для нас особый интерес именно потому, что автор выявил «внешние ключи», которые способствуют концентрации и тем самым обеспечивают состояние «потока». Ими являются определенные требования деятельности («вызовы ситуации») и определенная структура деятельности. Рассмотрим их более подробно.

2. «Вызовы ситуации». Экспериментально показано, что войти в РСС оказывается легче в ситуациях, которые обеспечивают следующие возможности: исследование неизвестного и открытие нового, решение проблем и принятие решений, соревнование и появление чувства опасности, появление чувства близости или потери границ эго. В целом это ситуации, способствующие изучению субъектом своих возможностей, попытке расширения их, выходу за пределы известного, творческим открытиям и исследованиям нового. Иначе говоря, это ситуации, которые удовлетворяют «центральную человеческую потребность» в трансцендировании - в выходе за пределы известного, простирании субъекта в новые пространства навыков, способностей, умений.

3. Структура деятельности. Во-первых, вхождению в расширенные состояния сознания способствуют те виды деятельности, где есть ясные, непротиворечивые цели, точные правила и нормы действования для их достижения и где есть ясная (прямая, точная, мгновенная) обратная связь с результатом действия. Эти условия помогают удерживать концентрацию на процессе. Полное, тотальное включение в деятельность невозможно, если неизвестно, что надо делать и насколько хорошо ты это делаешь.

Во-вторых, вхождение в ресурсное состояние сознания облегчается в такой деятельности, которая все время бросает вызовы способностям субъекта. Субъект должен уметь их замечать и отвечать на них соответствующими умениями и навыками. Необходимым условием ПСС является баланс между требованиями деятельности и индивидуальными способностями субъекта. Однако существенную трудность создает тот факт, что это не простое соответствие навыков вызовам: породить ПСС может лишь такой баланс, в котором вызовы и навыки оказываются выше определенного уровня.

У каждого субъекта существует так называемый «личный средний уровень», т.е. некий баланс навыков и вызовов. Когда и навыки, и вызовы ниже этого уровня, что обычно для

стандартной, хорошо отлаженной деятельности, нечего ожидать опыта ПСС даже в условиях баланса. Когда возможности для действий ниже среднего уровня, а личные возможности недоиспользованы, возникает состояние апатии и скуки.

Когда задача не обеспечена соответствующими навыками, появляется состояние тревоги. И только деятельность, навыки и вызовы которой превышают «личный средний уровень», не содержит точек для релаксации и поэтому заставляет субъекта быть непрерывно внимательным, требует от него высокого уровня концентрации. Только такая деятельность создает все условия для полного, тотального включения субъекта, которое сопровождается чувством глубокого удовлетворения, наслаждения.

Иначе говоря, вхождение в ресурсное состояние сознания случается в таких условиях, которые понуждают субъекта к полному выявлению своих способностей, к полной мобилизации себя. Когда есть баланс, все внимание субъекта собрано исключительно на деятельности. Чтобы человек оставался в ресурсном состоянии сознания по мере развития своих способностей, необходимо нарастание вызовов. Для этого не обязательна смена деятельности -важно уметь находить новые вызовы в той же самой деятельности, уметь замечать их.

Это глубоко индивидуальное свойство (У. Джеймс назвал его свойством гения), но и ему можно научиться, можно развить его в себе. Именно с такой особенностью вчувствования в вызовы Бытия и подтягивании себя к ним связано рождение всего нового и прекрасного в мире и в человеке. Так творческая деятельность становится источником внутреннего роста.

Не может быть совершенным общество, в котором наслаждение получают от наркотиков, относятся к работе как к беспощадной и неприятной обязанности и противопоставляют её досугу. Длительные исследования по данному вопросу привели нас к следующим выводам:

- любой труд и любая форма материальной, социальной, духовной реализации могут доставлять глубокое удовлетворение;

- необходима переориентация общества на то, что серьезная работа может приносить больше наслаждения (как экстатического, так и инстатического характера), чем любая форма досуга;

- необходимо переоценить дихотомию «работа - досуг»;

- расширенные состояния сознания не только эвристичны по сущности, но и содержат

огромный потенциал исследования глубинной сущности человека;

- расширенные состояния сознания по своим признакам имеют интегративный и трансперсональный характер.

Анализ условий спонтанного возникновения РСС позволяет нам ставить вопрос о возможности его формирования в любой деятельности, что, в свою очередь, может углубить и расширить наши представления о её роли в развитии субъекта труда как личности.

Итак, феноменология расширенного состояния сознания показывает нам, что люди, которые переживают это состояние, оказываются целиком поглощены своим занятием; испытывают глубокое удовлетворение от того, что они делают - и это чувство приносит сам процесс деятельности, а не его результат; они забывают личные проблемы, видят свою компетентность, обретают опыт полного управления ситуацией; они переживают чувство гармонии с окружением, «расширения» себя; их навыки и способности развиваются, личность растет.

Насколько эти элементы опыта присутствуют, настолько субъект получает наслаждение от своей деятельности и перестает беспокоиться о внешней оценке. Естественно, что такой опыт является оптимальным для человека. Он позволяет упорядочить случайный поток жизни субъекта, дает базовое чувство опоры: в каждый данный момент субъект может сконцентрировать все своё внимание на осознанно выбранной «задаче в руках» и мгновенно забыть то, что его разрушало.

При самом общем приближении в РСС мыслящий субъект, мышление как процесс и мыслимое как содержание деятельности сливаются друг с другом и растворяются в единстве, что и позволяет проникнуть в демиургово качество индивидуального свободного сознания - души, проявлять ее интенцию к творчеству и созиданию.

В этом ключе осознанное использование РСС для индукции ресурсных, потоковых состояний является чрезвычайно важным и перспективным направлением не только эвристической психологии и психологии труда, но и теории и методологии исследования самого предмета психологии - psyche.

Список литературы

1. Гордеева О.В. Измененные состояния сознания и культура: Хрестоматия. СПб.: Питер, 2009. 336 с.

2. Гроф С. Области человеческого бессознательного: опыт исследований с помощью ЛСД / Пер. с англ. М.: МТМ, 1994. 240 с.

3. Гроф С. Путешествие в поисках себя. М.: Изд-во Трансперсонального ин-та, 1994. 342 с.

4. Гурджиев Г.И. Беседы с учениками. К.: Преса Украши, 1992. 176 с.

5. Козлов В.В. Теоретические и экспериментальные основы интенсивных интегративных психотехнологий в социальной психологии: Дис. ... д-ра психол. наук. Ярославль: ЯрГУ, 1999. 337 с.

6. Козлов В.В. Психотехнологии измененных состояний сознания: Личностный рост: Методы и техники. М.: Ин-т психотерапии, 2001. 384 с.

7. Козлов В.В., Бубеев Ю.А. Измененные состояния сознания: системный анализ. М.: РПФ «Титул», 2005. 396 с.

8. Кучеренко В.В., Петренко В.Ф., Рассохин А.В. Измененные состояния сознания: психологиче-

ский анализ // Вопросы психологии. 1998. № 3. С. 70-78.

9. Мазилов В.А. Методология современной психологии: актуальные проблемы // Сибирский психологический журнал. 2013. № 50. С. 8-16.

10. Мазилов В.А. Актуальные методологические проблемы современной психологии // Ярославский педагогический вестник. Научный журнал. 2013. Т. 2 (психолого-педагогические науки). № 2. С. 149-155.

11. Мазилов В.А. О предмете психологии // Методология и история психологии: Научный журнал. 2006. Вып. 1. Т. 1. С. 55-72.

12. Тарт Ч. Измененные состояния сознания / Пер. с англ. Е. Филиной, Г. Закарян. М.: Эксмо, 2003. 288 с.

13. Чиксентмихаи М. Поток. Психология оптимального переживания. М.: Альпина Нон-фикшн, 2013. 464 с.

THE PROBLEM OF ALTERED STATES OF CONSCIOUSNESS V.V. Kozlov

The article deals with problems of altered states of consciousness, description of their qualitative characteristics, techniques and methods of their induction. The article defines altered states of consciousness and their main distinguishing features. It provides the author's mapping of states of consciousness and an analysis of the complete, ordinary, trance, extended, psychedelic states of consciousness. Special attention is given to the description of extended states of consciousness induced by specific life situations and creative challenges.

Keywords: consciousness, state, connected breathing, trance, psychedelic state of consiousness, resource, creativity.

References

1. Gordeeva O.V. Izmenennye sostojanija soznanija i kul'tura: Hrestomatija. SPb.: Piter, 2009. 336 s.

2. Grof S. Oblasti chelovecheskogo bessozna-tel'nogo: opyt issledovanij s pomoshh'ju LSD / Per. s angl. M.: MTM, 1994. 240 s.

3. Grof S. Puteshestvie v poiskah sebja. M.: Izd-vo Transpersonal'nogo in-ta, 1994. 342 s.

4. Gurdzhiev G.I. Besedy s uchenikami. K.: Presa Ukraini, 1992. 176 s.

5. Kozlov V.V. Teoreticheskie i jeksperimental'nye osnovy intensivnyh integrativnyh psihotehnologij v so-cial'noj psihologii: Dis. ... d-ra. psihol. nauk. Jaroslavl': JrGU, 1999. 337 s.

6. Kozlov V.V. Psihotehnologii izmenennyh sos-tojanij soznanija: Lichnostnyj rost: Metody i tehniki. M.: In-t psihoterapii, 2001. 384 s.

7. Kozlov V.V., Bubeev Ju.A. Izmenennye sostojanija soznanija: sistemnyj analiz. M.: RPF «Titul», 2005. 396 s.

8. Kucherenko V.V., Petrenko V.F., Rassohin A.V. Izmenennye sostojanija soznanija: psiholog-icheskij analiz // Voprosy psihologii. 1998. № 3. S. 70-78.

9. Mazilov V.A. Metodologija sovremennoj psi-hologii: aktual'nye problemy // Sibirskij psihologicheskij zhurnal. 2013. № 50. S. 8-16.

10.Mazilov V.A. Aktual'nye metodologiche-skie problemy sovremennoj psihologii // Jaro-slavskij pedagogicheskij vestnik. Nauchnyj zhurnal. 2013. T. 2 (psihologo-pedagogicheskie nauki). № 2. S. 149-155.

11. Mazilov V.A. O predmete psihologii // Me-todologija i istorija psihologii: Nauchnyj zhurnal. 2006. Vyp. 1. T. 1. S. 55-72.

12. Tart Ch. Izmenennye sostojanija soznanija / Per. s angl. E. Filinoj, G. Zakarjan. M.: Jeksmo, 2003. 288 s.

13. Chiksentmihai M. Potok. Psihologija opti-mal'nogo perezhivanija. M.: Al'pina Non-fikshn, 2013. 464 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.