Научная статья на тему 'Состояние транса и его проявления в зависимости от специфики повседневной жизнедеятельности субъекта'

Состояние транса и его проявления в зависимости от специфики повседневной жизнедеятельности субъекта Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
5269
368
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Прохоров Александр Октябринович, Бехтерева В. Д., Киселев О. В.

В данной статье привлечено внимание к проблеме измененных состояний сознания (ИСС), так как она является наименее изученной в психологии. Особый упор сделан на наиболее встречающейся категории ИСС — трансовых состояниях. Рассматриваются особенности, признаки, микродинамика транса. Вместе с тем приводится описание исследования связи трансового состояния и личностных свойств индивида.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние транса и его проявления в зависимости от специфики повседневной жизнедеятельности субъекта»

СОСТОЯНИЕ ТРАНСА И ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СПЕЦИФИКИ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТА*

А. О. Прохоров, В. Д. Бехтерева, О. В. Киселев

В данной статье привлечено внимание к проблеме измененных состояний сознания (ИСС), так как она является наименее изученной в психологии. Особый упор сделан на наиболее встречающейся категории ИСС — трансовых состояниях. Рассматриваются особенности, признаки, микродинамика транса. Вместе с тем приводится описание исследования связи трансового состояния и личностных свойств индивида.

Измененные состояния сознания (ИСС) — класс психических состояний, привлекающий в последнее время внимание специалистов из разных областей человеко-знания: психологов, физиологов, биохимиков, лингвистов и др. Причина такого интереса заключается, прежде всего, в тех достижениях, которые демонстрируют люди, находящиеся в этих состояниях. Сюда относятся явления мнимоумирания, «огнехождения», эффекты телепатии, телесенсорики и др., которые связываются с актуализацией «резервных» возможностей человека.

Класс ИСС наименее изучен в психологии. У исследователей отсутствуют единые представления о природе измененных состояний, структуре и функциях, моделях исследования, особенностях переживания социальным субъектом (индивидуальным, групповым, массовым) этих состояний и др. В связи с этим описания разновидностей ИСС носят весьма условный характер, являются неоднородными и не имеют полной картины.

Проблемы изучения связаны также с трудностями постановки и проведения научных экспериментов в данном направлении (опыты людей в ИСС в большинстве случаев находятся за пределами досягаемости науки), отсутствием надежных и валидных методов измерения, психологического инструментария для анализа эмпирического материала (зачастую противоречивого), бедностью терминологии для описания различных видов ИСС и их компонентов, сложностью и многогранностью измененных состоя-

ний сознания, недостаточной разработанностью категорий «состояние» и «сознание», в целом.

Изучение измененных состояний сознания намечает пути к ответу на многие сложные вопросы теоретической психологии, например, к выяснению психологических механизмов, актуализирующих резервы психики и изменяющих соматическое функционирование организма или особенностей творческого мышления на бессознательном уровне и др. Тематика ИСС, являясь фундаментальной проблемой психологии, в то же время имеет междисциплинарный характер и представляет собой область науки, в которой тесно пересекаются интересы общей и клинической психологии, социальной психологии, психиатрии, психолингвистики, искусственного интеллекта и др.

Одной из часто встречающихся категорий ИСС являются трансовые состояния. Под понятием «трянс» понимается огромное количество состояний, характеризующихся той или иной степенью изоляции внимания обыденного сознания от восприятия внешних сигналов [4]. Так, трансом может называться состояние, при котором сознание является хрупким или отсутствует, произвольные действия — слабые или их нет вообще и нормальные телесные функции ослаблены, возможно, до такой степени, что индивид кажется находящимся в глубоком сне. После выхода из транса воспоминания о данном периоде оказываются недоступными, наступление транса начинается и оканчивается внезапно, поведение человека может

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект Л£ 09-06-00084а.

© А. О. Прохоров, В. Д. Бехтерева,

О. В. Киселев, 2011

казаться окружающим упорядоченным, он в состоянии отвечать на поставленные вопросы, выполнять привычные действия.

Под трансовыми состояниями понимается также отрешенность сознания, вызываемая произвольно или возникающая при «застревании» внимания на объектах интроспекции или качествах восприятия внешних предметов. Трансом также принято считать состояние сознания, характеризующееся переживанием отрешенности и экстаза.

По мнению В. Ю. Завьялова, транс — необычное психическое состояние, переход от того, которое человек определяет для себя как «обычное», «нормальное», хорошо ему знакомое и управляемое», занимает промежуточное положение между снохМ и бодрствованием, и в общем виде может быть определено как ИСС [3]. Изменения могут происходить в любой психической функции, но, прежде всего, изменяется фокусировка внимания. Внимание концентрируется на внутренних психических процессах — мыслях, образах, воспоминаниях, представлениях, на тех способностях, которые игнорируются субъектом в обычном состоянии сознания. Внимание к внешним стимулам становится расфокусированным (рассеянным) либо селективным, выборочным. Переход от состояния бодрствования в сон совершается через состояние естественного транса, но оно бывает настолько коротким по времени, что многие люди «проскакивают» через это состояние, не заметив его, не использовав как средство самообновления.

Как считает М. Эриксон, транс это естественное состояние, переживаемое каждым в условиях повседневной жизни — например, при грезах, глубокой погруженности в размышления, при выполнении привычных действий, а также во всех остальных ситуациях, где человек более живо и ярко осознает внутренние ощущения, тогда как внешним стимулам придается меньшее значение. М. Эриксон находил также большое сходство состояний транса с психическими отклонениями у душевно-больных, но только по форме, содержание этих состояний совершенно различно: у психически больных — это боль и искаженная картина мира, а у здоровых — переживание удовольствия, расширение внутренней картины мира.

Э. Росси и М. Эриксоном описана микродинамика транса, состоящая из пяти стадий:

— фиксация внимания (сознание концентрируется на телесных ощущениях);

— «депотенциализация» сознательных

процессов (замедление хода мыслей или их полное отсутствие);

— запуск бессознательного поиска (появление иллюзий, воспоминаний);

— бессознательный процесс (усиление иллюзий, невозможность сознательно контролировать и отслеживать «всплытие» подсознательной информации);

— гипнотический ответ (реагирование на команды человека, осуществляющего гипнотическое воздействие).

В. Ю. Завьяловым [3] отмечается, что у каждого человека есть своя манера входить в состояние естественного транса: задумчивая сосредоточенность на собственных мыслях, уход в мир фантазий, курение сигареты, разглядывание себя в зеркале, рассматривание рекламы или стенки кабины лифта и т. д.

Естественное погружение в транс происходит и при длительных поездках в автомобилях и поездах, при просматривании кинофильмов, медитации, церковных богослужениях, массовых митингах и собраниях, посвященных реализации какой-то идеи. Переживание влюбленности, вдохновения, катарсиса, массаж, горячая ванна, воспоминание приятных ситуаций в жизни также могут приводить к состоянию транса.

Наиболее примечательной функцией транса является временное выключение общей защитной системы личности, в которую входят механизмы игнорирования или отрицания неприятных фактов, искажения смысла происходящего, «кодирования» информации и пр., когда вместо отчетливых представлений личность перерабатывает телесные симптомы (т. н. конверсия психического в телесное).

Современные исследования показывают, что возникновение транса происходит в контексте базового 90-минутного цикла изменения психофизиологической активности (регистрируемого не только ночью, но и в течение круглых суток). Этот базовый цикл регулирует все важнейшие парахметры и процессы организма, включая пищевое, познавательное, сексуальное и др. типы поведения и ритм работоспособности в целом. Погружение в транс в течение дня — не что иное, как своеобразный период «отдыха» — в силу того, что социальные условия не позволяют человеку подчиняться своим персональным ритмам и графику отдыха, конфликт между потребностью в отдыхе и социальной необходимостью продолжать быть активным и «провоцирует» возникновение трансового состояния.

Необходимо дифференцировать есте-

ственный транс, вызываемый обычными для человека условиями его повседневной жизни, и индуцированный транс, вызываемый для лечебных целей врачом, «индуктором», так как психотерапевт имеет больше возможностей управлять процессами, участвующими в создании транса, что делает процедуру наведения трансового состояния наиболее безопасной и продуктивной — его содержанием может быть только то, что приемлемо для пациента, невыполнимое и нежелательное воздействие по тем или иным соображениям просто отвергается или остается без ответа. При потере раппорта (коммуникативной связи между индуктором и реципиентом) реципиент либо выходит из транса самопроизвольно, либо входит также самопроизвольно в естественный транс. Так, индуцированные трансовые состояния включают в себя довольно безопасный, управляемый для личности опыт расширения своих возможностей, т. е. эти состояния имеют определенный контекст. Задача «индуктора» транса и состоит в таком построении контекста, при котором психические процессы клиента становятся механизмом, инструментом терапии. В этом кроется главное отличие от воздействия при экспериментальном или эстрадном гипнозе [3].

Таким образом, определение транса варьируется от достаточно редко встречающегося расстройства сознания или состояния субъекта во время гипноза, основанных на автоматическом выполнении сложных актов поведения без осознания окружающей ситуации и целей своих поступков, до естественного, часто возникающего в повседневной жизни каждого человека психического состояния, характеризующегося изменением фокусировки внимания и концентрацией на внутренних психических процессах с ослаблением отчетливости восприятия «внешнего» мира. Степень глубины транса зависит и измеряется степенью концентрации внимания на восприятии или каком-либо виде деятельности; транс дает возможность максимально сконцентрировать усилия на выполнении поставленной задачи (повышение творческого потенциала, улучшение памяти, отработка двигательных навыков или достижение различных уровней ИСС в целях их исследования или духовного совершенствования) [4].

Анализ работ, посвященных исследованию и описанию трансовых состояний, позволяет выявить их признаки, которые не вызывают противоречий у большинства исследователей в данной области:

— расширение зрачков (иногда морга-

ние и слезоточивость в случаях сопротивления наведению транса);

— неподвижность (фиксация) взгляда (словно смотрят вдаль или внутрь себя);

— замедление мигательных движений;

— замедление глотательных движений;.

— замедление движений/неподвижность

позы;

— изменение дыхания (в легком трансе дыхание становится медленным и поверхностным, в более глубоком — шумным, глубоким, ритмичным, диафрагмальным, свободным);

— снижение частоты пульса и сердцебиения, кровяного давления, повышение температуры тела, изменение окраски кожных покровов;

— спад функции планирования, перераспределения внимания, проявление повышенной способности к фантазированию, толерантность к устойчивому искажению реальности, повышенная внушаемость, посттрансо-вая амнезия;

— уплощение черт лица, свидетельствующее о снижении мышечного тонуса (лицо разглаживается, щеки, нижняя челюсть немного отвисают, губы слегка утолщаются);

— изменения чувствительности (восприятие внешних звуков приглушается, внешний мир блекнет, становится менее интересным, притупляется чувствительность к боли и к раздражению кожи, к жаре, голоду, жажде, т. е. происходит ослабление реакции на окружающий мир в целом);

— увеличение латентного периода реакций (запаздывающие моторные, вербальные реакции);

— изменение голоса (громкость уменьшается, интонации становятся невыразительными, «плоскими», тембр голоса низким, мо-^ нотонным, глубоким);

— изменения в речи (замедление темпа, обеднение словарного состава — в основном глаголы и наречия, междометия, больше аграмматизмов);

— появление спонтанных идеомоторных реакций, таких, как подрагивание рук, дрожание век, вздрагивание;

— ощущение комфорта, расслабления

[1-2; 5-6].

Примечательно, что все представленные выше признаки характерны и для состояния релаксации.

Круг ситуаций, где возможно возникновение измененных (трансовых) состояний, широк: ситуации сенсорной изоляции, сенсорной перегрузки, одновременное выполнение двух сходных видов деятельности, ситуации интимной близости, ритуальные танцы, мо-

литвы, прослушивание музыки с выраженным ритмическим компонентом, творческая работа, ситуации, связанные с опасностью для жизни, с затрудненной адаптацией, физическим и умственным перенапряжением, информационной неопределенностью [2].

Состояния транса варьируются от состояния субъекта во время гипноза, проявляющемся в автоматическом выполнении сложных актов поведения без осознания окружающей ситуации и целей своих поступков, до естественного, часто возникающего в повседневной жизни каждого человека психического состояния, характеризующегося изменением фокусировки внимания и концентрацией на внутренних психических процессах с ослаблением отчетливости восприятия «внешнего» мира. Глубина транса зависит и измеряется степенью концентрации внимания на восприятии или каком-либо виде деятельности («погруженность» сознания); транс дает возможность максимально сконцентрировать усилия на выполнении поставленной задачи (решение проблемы или актуальной задачи, повышение творческого потенциала, улучшение памяти, отработка двигательных навыков и пр.).

Чаще всего трансовые состояния анализировались и описывались в контексте особых условий: в медицинской проблематике при терапии и лечении больных или при создании экспериментальных условий для решения специальных задач (например, при гипнозе). В то же время транс — это естественное состояние, переживаемое каждым в повседневной жизни, например при глубокой погруженности в размышления; при выполнении привычных действий, при грезах и пр., а также в ситуациях, где человек более живо и ярко осознает внутренние ощущения, тогда как внешним стимулам придается меньшее значение.

Обобщая, отметим следующее. Исследователями измененных состояний сознания (Т. И. Ахмедов, С. В. Дремов, И. Р. Семин, С. В. Кардаш, А. В. Россохин, В. Л. Изма-гурова, Д. Л. Спивак, М. Эриксон и др.) показана специфика трансовых состояний и их роль в актуализации резервных и «новых» возможностей человека. Трансовые состояния выделены в отдельную категорию измененных состояний сознания. Выявлены внешне фиксируемые признаки трансовых состояний, рассмотрены трансовые состояния в особых условиях (например, при приеме галлюциногенов, марихуаны, ЛСД и др., в ходе лечения больных при специальной терапии, при гипнотических воздействиях и пр.).

В то же время как в мировой, так и отечественной психологии практически не изучены трансовые состояния, характерные для повседневной жизнедеятельности человека, возникающие в различных ситуациях его бытия: феноменология, состав, структура, функции, специфика проявлений, динамика и переходы от «нормы» к трансу, не раскрыты психологические механизмы возникновения и влияния транса на «особую продуктивность», связанную с актуализацией резервных психических возможностей, связь этих состояний с другими психическими явлениями: процессами и свойствами, а также с составляющими сознания и др.

В этом мы исходим из следующих концептуальных представлений. На наш взгляд, возникновение трансовых состояний обусловлено отношениями между ситуацией, личностными свойствами и смысловой организацией сознания, включенными в социальный контекст и группы, членом которой является субъект. Возникающее трансовое состояние характеризуется спецификой, проявляющейся в «особенных» функциях.

В когнитивном плане возникшее трансовое состояние представляет собой семантическое пространство, включающее в себя «накопленные» следы переживаний осуществленных ранее («прошедших») деятель-ностей, поведения, физиологических реакций и др. Это следы «сцепления» семантического пространства с предметами, ситуациями и обстоятельствами жизнедеятельности субъекта. Каждая составляющая, входящая в семантическое пространство тран-сового состояния, может являться своего рода «ключом» к возникновению состояния: закрепившаяся за определенным оперантом система психологических, физиологических, поведенческих и других характеристик «развертывается» при актуализации состояния. Совокупность данных характеристик и их интеграция обеспе-чивают проявление «особенных» функций транса. В этом смысле семантическое пространство трансового состояния являет собой как бы представленные на поверхности сознания (осознаваемые) сочетания или комплексы определенных пусковых элементов (оперантов), актуализация которых при возникновении транса приводит к генерализации и «развертыванию» связанных с определенным оперантом, системы различных личностных, поведенческих, индивидных, организменных и других признаков трансового состояния, приводя к актуализации резервных психических возможностей человека и особых проявлений психики.

В качестве иллюстрации рассмотрим результаты исследования особенностей тран-совых состояний, возникающих в ходе повседневной жизнедеятельности субъекта.

В пилотажном исследовании, проведенном в группе священнослужителей (чаще всего при описании факторов, вызывающих транс, речь идет о чтении молитв, ведении богослужений, ритуальных танцах и т. д.), нами сравнивались характеристики транса, выделяемые в литературных источниках, и данные, полученные эмпирическим путем на основании самоотчета испытуемых. Для этого был проведен опрос священников до службы и после службы в церкви. Схема проведения обследования была следующей: священников просили составить самоотчет о своем психическом состоянии: первый — перед службой, второй — непосредственно после службы. В исследовании приняли участие семь служителей церкви, которые практически каждый день участвовали в богослужениях. Исследования показали, что практически все священники отметили изменение чувства времени, субъективного разделения души и тела, искажение восприятия, появление образа святых или световых галлюцинаций, чувство возрождения, иллюзорную интерпретацию событий, снижение мышечного тонуса и снижение интонационной окраски голоса.

На наш взгляд, причиной отсутствия отдельных характеристик транса, перечисленных выше, могла являться специфика жизнедеятельности испытуемых, т. е. проявление трансового состояния связано с особенно-

стью бытия субъекта, поэтому транс специфичен в зависимости от основного модуса жизни человека. Для подтверждения этого предположения было проведено исследование на выборке из 70 человек в возрасте от 20 до 60 лет. Вся выборка была разделена на четыре экспериментальные группы. Основанием для разделения, на группы была активность субъекта в течение обычного дня. Диагностика и измерение трансового состояния проводились по разработанной нами оригинальной методике. Личностные показатели диагностировались по методике Кеттелла.

Были выделены следующие группы:

1. Группа лиц, занятая учебной деятельностью (студенты IV курса, в процессе лекционного занятия). Количество респондентов — 25 человек.

2. Лица, выполняющие на протяжении всего рабочего дня монотонную деятельность разного характера: офисные служащие, водители и диспетчера. Количество респондентов — 15 человек.

3. Лица, занятые активным трудом, преимущественно физическим, такие как официанты, курьеры, спортсмены. Количество респондентов — 15 человек.

4. Лица, с переменной степенью активности, с ненормированным рабочим днем, люди творческих профессий. Количество респондентов — 15 человек.

Обратимся к результатам исследования. Рассмотрим обобщенные данные проявлений транса в ходе повседневной жизнедеятельности (табл. 1).

Феноменологические особенности переживания состояния транса

Таблица 1

Группа испытуемых Частота встречаемости транса в течение рабочего дня '4 ч Личностные свойства Время проявления 1

Студенты 19% сдержанность — экспрессивность практичность — мечтательность консерватизм — радикализм робость — смелость реализм — чувствительность расслабленность — эмоциональная напряженность ♦ Через 80-90 и 130-150 минут после начала занятий

Монотонная деятельность 39% спокойствие — тревожность сдержанность — экспрессивность замкнутость — общительность С 8 до 11 часов и с 16 до 19 часов

Активная деятельность 15% прямолинейность — дипломатичность подозрительность — доверчивость сдержанность — экспрессивность С 12 до 16 часов и с 22 до 23 часов

Переменная активность 27% прямолинейность — дипломатичность подозрительность — доверчивость сдержанность — экспрессивность С 8 до И часов, с 13до 15 часов и в вечернее время — с 18 до 20 часов

Как следует из таблицы, офисные служащие, водители, диспетчеры и лица творческих профессий в большей степени подвержены вхождению и пребыванию в трансовом состоянии по сравнению со студентами, официантами, курьерами и спортсменами. Другими словами, большая активность субъекта в течение дня снижает частоту возникновения и длительность пребывания в состоянии транса.

В группе студентов наибольшая частота встречаемости трансового состояния наблюдалась в конце первой и второй пары (исследование проводилось в течение двух пар — 160 минут), т. е. через 80 — 90 и 130 — 150 минут после начала занятий. В группе испытуемых с монотонической деятельностью динамика возникновения трансового состояния была следующая: признаки трансового состояния наблюдались у испытуемых в начале дня, многие отмечали временной промежуток с 8 до 11 часов. В дальнейшем транс регистрировался респондентами в конце дня: с 16 до 19 часов. В группе испытуемых с активными формами жизнедеятельности динамика возникновения трансового состояния следующая: наибольшее число испытуемых отмечали возникновение транса во временной промежуток с 12 до 16 часов в послеобеденное время. Так же следует отметить, что в данной группе некоторыми респондентами был обозначен временной промежуток с 22 до 23 часов. В группе испытуемых со смешанным видом деятельности трансовые состояния возникали в утренние часы с 8 до 11 часов, в обеденное время — с 13 До 15 Часов и в вечернее время — с 18 До 20 часов.

Исследование связи трансового состояния и личностных свойств позволило выявить специфику данных отношений. Так, в группе студентов с трансовыми состояниями оказались связаны такие личностные характеристики, как сдержанность — экспрессив-

ность; практичность — мечтательность; консерватизм — радикализм; робость — смелость; реализм — чувствительность; расслабленность — эмоциональная напряженность. В группе испытуемых с низкой активностью: спокойствие — тревожность; сдержанность — экспрессивность; замкнутость — общительность. Для лиц, жизнедеятельность которых связана с высокой | активностью, были выявлены связи состояния транса с прямолинейностью — дипломатичностью; подозрительностью — доверчивостью; сдержанностью — экспрессивностью. В группе испытуемых с переменной активностью в течение дня состояние транса достоверно коррелировало с прямолинейностью — дипломатичностью; подозрительностью — доверчивостью; сдержанностью — экспрессивностью.

Результаты демонстрируют, что показатели «сдержанности — экспрессивности» являются «сквозными» для всех респондентов. Другими словами, эмоциональная окрашенность и динамичность общения в большей степени влияют на актуализацию транса независимо от форм и видов жизнедеятельности субъекта. Для лиц с активной и переменной деятельностью (официанты, курьеры, спортсмены, представители творческих специальностей) общими коррелятами транса являются прямолинейность — дипломатичность; подозрительность — доверчивость; сдержанность — экспрессивность.

Подводя итог, отметим, что представленные данные свидетельствуют о специфике проявления трансового состояния, зависящей от особенностей повседневной жизнедеятельности субъекта. Выделены личностные свойства, связанные с актуализацией и феноменологией трансовых состояний: «сквозные» и свойства, характерные только для групп, жизнедеятельность которых характеризуется определенной спецификой.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Ахмедов Т. Практическая психотерапия. Внушение, гипноз, медитация / Т. Ахмедов. —

М. : ACT, 2005. - 447 с.

2. Дремов С. В. Измененные состояния сознания. Психологическая и философская проблема в психиатрии / С. В. Дремов, И. Р. Семин. — Новосибирск : СО РАН, 2001. - С. 17 — 18.

3. Завьялов В. Ю. Необъявленная психотерапия / В. Ю. Завьялов. - М. : Акад. проект ; Екатеринбург : Деловая книга, 1999. - 250 с,

4. Кардаш С» В. Измененные состояния сознания / С. В. Кардаш. - Донецк : Сталкер,

1998. - 416 с.

5. Прохоров А. О. Феноменология трансовых состояний субъекта / А. О. Прохоров, О. Г. Блинова // Психология психических состояний : сб. ст. — Казань ; Набережные Челны, 2001. - Вып. 4. - С. 149-152.

б. Прохоров А. О. К проблеме измененных состояний созиания / А. О. Прохоров, В. Д. Ко-лушсва // Психология психических состояний : сб. ст. / под ред. А. О. Прохорова. — Казань,

2006. - Вып. 6. - С. 97-108. Поступила 23.03.10.

ХАРАКТЕРИСТИКА МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНЫХ ИЛЛЮЗИЙ

Л. В. Шукшина

В статье анализируются составляющие модели социальных иллюзий. Дается характеристика когнитивного, эмоционального, волевого компонентов. Автор подчеркивает, что когнитивный компонент отражает деятельность человеческого разума по осмыслению бытия через иррациональное знание. Эмоциональный компонент выступает как совокупная характеристика переживаемых человеком эмоций и чувств. Волевой компонент обеспечивает возможность индивида саморазвиваться в соответствии с его стремлениями, потребностями и ценностями.

Проведен анализ научной литературы и рассмотрено множество подходов в интерпретации социальных иллюзий. Данная ситуация вызвана целым рядом обстоятельств, среди которых, на наш взгляд, можно выделить как сложность самого феномена, так и фактор того, что на современном этапе развития науки отсутствуют объективные методы исследования данного феномена, а также анализ многообразия его проявлений и составляющих. Это говорит о том, что социальные иллюзии как социально-психологи-ческий феномен требуют дальнейшего теоретического осмысления, на что указывает обилие определений.

Проблема изучения социальных иллюзий осложняется отсутствием научной теории, потребность в которой не просто очевидна, а жизненно необходима с целью адекватного понимания сущности данного феномена и рассмотрения его оснований и составляющих. Поэтому одним из первых шагов на пути решения данной проблемы должно быть построение теоретической модели социальных иллюзий на основе принципа преемственности и с учетом достижений научной мысли. Данная теоретическая модель должна обосновать и проинтерпретировать как можно более широкий круг явлений, а также содержать указание на способы получения знаний об исследуемом феномене.

Принцип преемственности знаний с целью получения достоверных сведений о со-

циальных иллюзиях в единую систему представлений кажется обоснованным и актуальным, так как историко-философский анализ данного феномена показал, что уже в древней философии сложились истоки к пониманию данного феномена, а идея необходимости познания социальных иллюзий была основным мотивом в исследованиях многих ученых. Было бы большой ошибкой отбросить те оригинальные идеи, которые помогают нам осмыслить, понять и объяснить феномен социальных иллюзий. Социальные иллюзии — это не только философская категория, но и категория психологическая. Поэтому мы полагаем, что не только основные положения философских, но и психологических школ и направлений должны являться той базой, на которую необходимо опираться при исследовании феномена социальных иллюзий. Принцип преемственности не исключает, а наоборот, делает еще более важным определение тех философских оснований, которые в свою очередь являются важнейшим условием для создания теоретической модели социальных иллюзий.

Основными методологическими положениями в исследовании социальных иллюзий являются следующие:

— социальные иллюзии являются особой формой отражения объективного мира, его специфики и особенностей и выступают дополнительным средством ориентации и взаимодействия с ним индивида;

© Л. В. Шукшина, 2011

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.