Научная статья на тему 'Стратегии исследования «Измененных состояний сознания» в социально-гуманитарном познании'

Стратегии исследования «Измененных состояний сознания» в социально-гуманитарном познании Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
777
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЗНАНИЕ / ИЗМЕНЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СОЗНАНИЯ / ИСС / НАРКОТИКИ / ПАВ / НАРКОКУЛЬТУРА / КУЛЬТУРНЫЕ ФАРМАКОГРАФИИ / РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ / СONSCIOUSNESS / ALTERED STATE OF CONSCIOUSNESS / ASC / DRUGS / SURFACTANTS / DRUG CULTURE / CULTURAL PHARMACOGRAPHY / REPRESENTATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Вавилов П.С.

В статье рассматривается феномен измененного состояния сознания (далее исс) как социально-куль-турный феномен. Предлагается критический подход к исследованию. Разрабатывается «репрезентационная» типология исс. Автор полагает, что изучение культурных репрезентаций ИСС способствует пониманию сложной как теневой стороны духовной реальности человека, так и куматоидного общества как объекта изучения в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIES FOR RESEARCH OF «ALTERED STATES CONSCIOUSNESS» IN SOCIAL-HUMA-NITARIAN COGNITION

The article deals with the phenomenon of the altered state of consciousness (ASC) as an object of research of sociocultural space. The author believes that the study of cultural representations of the ISS contributes to an understanding of the "dark" side of a person's spiritual reality, and a cumatoid society as an object of study as a whole. The study focuses on the work of D. Boothroyd, "Culture on drugs: narco-cultural studies of high modernity", and in particular, to the concept of "cultural pharmacography." The cultural study of the material "basic" side of the SAW through the prism of cultural manifestations, as an element of public speech and practices of an esoteric nature, leads to an understanding of how individual household knowledge of the ASC correlates with the cultural environment. On the basis of this, it is necessary to talk about two mutually-comprehending types of ASCrepresentative and presentation. Here, the ASC research should be shifted to the field discourse studies. This will help to understand the forms of cultural manifestation of the transformations of consciousness and the motives of these manifestations. It is necessary to take into account the interdisciplinary nature of the study and the complexity of the explication of the phenomenon, along with the tendency of drug dependence and the emergence of new precursors of synthetic surfactants. For this, it is necessary to take into account the methods and achievements of the social, humanitarian and natural sciences, such as medicine, chemistry, botany, and clinical observations in psychotherapy and narcology.

Текст научной работы на тему «Стратегии исследования «Измененных состояний сознания» в социально-гуманитарном познании»

Теория и история

культуры и искусств

УДК 130.122

П.С.Вавилов

СТРАТЕГИИ ИССЛЕДОВАНИЯ «ИЗМЕНЕННЫХ СОСТОЯНИЙ СОЗНАНИЯ» В СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОМ ПОЗНАНИИ

В статье рассматривается феномен измененного состояния сознания (далее исс) как социально-культурный феномен. Предлагается критический подход к исследованию. Разрабатывается «репрезентационная» типология исс. Автор полагает, что изучение культурных репрезентаций ИСС способствует пониманию сложной как теневой стороны духовной реальности человека, так и куматоидного общества как объекта изучения в целом.

Ключевые слова: сознание, измененное состояние сознания, ИСС, наркотики, ПАВ, наркокультура, культурные фармакографии, репрезентация.

Pavel S. Vavilov STRATEGIES FOR RESEARCH OF «ALTERED STATES CONSCIOUSNESS» IN SOCIAL-HUMANITARIAN COGNITION

The article deals with the phenomenon of the altered state of consciousness (ASC) as an object of research of soci-ocultural space. The author believes that the study of cultural representations of the ISS contributes to an understanding of the "dark" side of a person's spiritual reality, and a cumatoid society as an object of study as a whole.

The study focuses on the work of D. Boothroyd, "Culture on drugs: narco-cultural studies of high modernity", and in particular, to the concept of "cultural pharmacography." The cultural study of the material "basic" side of the SAW through the prism of cultural manifestations, as an element of public speech and practices of an esoteric nature, leads to an understanding of how individual household knowledge of the ASC correlates with the cultural environment. On the basis of this, it is necessary to talk about two mutually-comprehending types of ASC- representative and presentation. Here, the ASC research should be shifted to the field discourse studies. This will help to understand the forms of cultural manifestation of the transformations of consciousness and the motives of these manifestations.

It is necessary to take into account the interdisciplinary nature of the study and the complexity of the explication of the phenomenon, along with the tendency of drug dependence and the emergence of new precursors of synthetic surfactants. For this, it is necessary to take into account the methods and achievements of the social, humanitarian and natural sciences, such as medicine, chemistry, botany, and clinical observations in psychotherapy and narcology.

Key words: ransciousness, altered state of consciousness, ASC, drugs, surfactants, drug culture, cultural pharmaco-graphy, representation

Постановка проблемы. Сознание есть естественный атрибут человеческого существа. В философском понимании понятие «сознание» связано с духовной реальностью человека, его способностью отражать/переживать /конституировать действительность. Однако имеет место быть феномен, при котором способность отражать/переживать/конституировать действительность отличается от «базовой» бодрствующей установки сознания. Эти феномены закреплены в науке как «измененные состояния сознания». По классическому определению это «любое психическое состояние(я), индуцированное различными физиологическими, психологическими или фармакологическими приемами или средствами, которое субъективно распознается самим человеком (или его объективным наблюдателем) как достаточно выраженное отклонение субъективного опыта или психического функционирования от его общего нормального состояния, когда он бодрствует и пребывает в бдительном сознании. Такого рода отклонения могут быть представлены большей, чем обычно, озабоченностью внутренними ощущениями или мысленными процессами, изменением формальных характеристик мышления и ослаблением способности проверки реальности различной степени» [18, c.9]. Однако на сегодня помимо эндогенных признаков, имеются весомые экзогенные показатели.

Итак, учитывая эндогенные и экзогенные критерии, в многообразии исс можно выделить следующие типологии. По естественности и неестественности большинство из них подразделяются на: 1) естественные (головокружение, сон (лишение сна), обморок, оргазм, нарушение температурного и кислородного баланса, «околосмертные» состояния, дежа-вю); 2) неестественные (гипноз, суггестивные состояния, транс, медитации, состояния, вызванные приемом психоторопных, наркотических веществ и препаратов, пребывание в сенсорных депривациях, мистические и религиозные переживания). По

способам продуцирования эти состояния разграничится на: 1) искусственно вызываемые 2) психотехнически обусловленные 3) спонтанно возникающие. Зачастую эти состояния сопровождаются зрительными и слуховыми галлюцинациями.

По культурному коду на сегодня также можно выделить исс экзистенциальные [8], нейрофило-софские [15], институциональные [4], трансперсональные (С.Гроф), лингвистические [11], семантические [13], культурологические [5;16], антропологические (М.Добкин де Риос, Э. Бургиньон, Т. Маккена) [5]. Исследователи понимают, что, имея богатейшую сумму накопленных знаний, характеристик феномена исс, вкупе с клиническими и бытовыми наблюдениями, изучение исс вырастает до такого состояния, когда может и сущностно должно носить междисциплинарный характер. Проблемная ситуация состоит в том, что исследователей исс часто объединяет, во-первых, особая мистическая интонация («пвсевдосверхъествественный душок» (Ф.Джексон)), во-вторых, уважение к сакральной и иррациональной стороне, характеризуемой способностью субъекта к рекреации, активному творчеству, инсайту, раскрытию личности [1;2]. Мы же, в свою очередь, будем рассматривать феномен исс через призму критической теории, как объект теоретического конструирования. Это подводит нас к видению специфической функциональной роли исс, которое объективируется субъектом не для поддержания традиционной культурной идентичности, налаживания механизмов аккультураций, рекреации, встречи с Абсолютом, а для иных целей. Цель нашего исследования - выделить феномен исс как объект исследования социокультурного пространства и, таким образом рассмотреть аспекты социально-культурной деятельности субъекта, тем более, если в социуме этот субъект несет за собой социально-клинический маркер «зависимого» человека. Предметом исследования для нас является - крайне важно ответить на вопрос, что же человек как событие мироздания ищет в такого рода "экстремальных" состояниях? чего он достигает? чего лишается?; для исследователя необходимо понять, отчего именно в зависимости зависит субъект, какие стороны его бытия вынуждают и/или помогают находиться в подвешенном состоянии в ожидании «экстатических благ», что, в конечном счете, ему суждено висеть на волоске от смерти или ожидать откровения смыслов, или тайн жизни.

Как сообщает «Всемирный доклад о наркотиках за 2016 год» [6] ООН 247 млн. человек употребляли наркотики в течение 2014 года. Пугает здесь прежде всего не глобальная цифра, а уникальность современной ситуации, когда каждый 29-й человек сталкивался с опытом исс. Этот человек может представлять тот или иной социальный класс, представлять различную социальную группу, быть представителем и носителем разных культур и вероисповедания. Этот (зависимый?) человек может находиться в состоянии нищеты и голода, изнеможен, но и быть счастливым, успешным, богатым.

На сегодня в общественном сознании проблема употребления наркотических средств, в том числе алкогольных напитков остается актуальной по умолчанию. Однако в социально-гуманитарном плане актуализация проблемы сужена до этико-дидактических, юридических рамок, не затрагивая тот уровень решения и постановки проблемы, которая может развить философская и культурологическая мысль. Философская мысль, которая в свою очередь, может предложить расставить точки над i, на наш взгляд, пока не обладает решимостью глубже исследовать природу человеческого существа, особенно изнаночную сторону повседневного бытия его как субъекта. Здесь прерогатива исследований отдана частным наукам, таким как психиатрии, медицине, нейрофизиологии, наркологии. «В настоящее время мы имеем отрасль медицины, занимающуюся исправлением речи и поведения, с использованием повреждающих методов, однако мыслится этот вид занятий совершенно иначе: как попытка объективными методами балансировкой корковых и подкорковых структур или процессов возбуждения и торможения и т. п. - достичь коррекции состояний сознания субъекта. Субъект - носитель патологии (или изнаночной стороны бытия - П.В.) - полностью исключается из процесса терапии, и это при том, что в данном случае именно субъект и подлежит коррекции, - такой подход выглядит тупиковым именно как терапевтический подход» [14, с. 104]. В этом случае самое главное деятельное существо (agents) в этом процессе - человек с опытом исс - отчужден как от своей болезни, так и от понимания того, что происходит в его сознании, что снижает возможность и эмпатии как метода для исследователя и включенного в этот процесс микро, макро, мега социума.

В контексте употребления психоактивных веществ (ПАВ) исследование феномена исс затрагивает две области, которую можно назвать «материальной» и «духовной». В «материальную» часть включены конкретные психоактивные химические соединения (метамфетомины, фентиламаины, ДМТ, ЛСД, ТГК и пр.), которые способны изменять в той или иной степень отношение субъекта к «внутреннему» и «внешнему» миру. Если говорить о «духовном» измерении (трип, экстаз, опьянение, транс экстрасенса или шамана и пр.), то, что же (или кто?) определяет границу, отделяющую бытовое и сакральное использование ПАВ, с его вытекающими мистико-религиозными прозрениями?

В дополнение к дискуссиям «философов сознания» в попытках разобраться в «трудной проблеме сознания», мы полагаем, что следует задаваться не только прагматическими вопросами о роли исс для субъекта в целом, а исследовать и понять «теневую сторону» сознания исключительно как феномен особого антропологического плана, как факт бытия культуры («culture studies»). Под «теневой стороной» можно понимать общее для ИСС обстоятельство, что субъект ИСС сокрыт в поле зрения субъекта-наблюдателя, находящемся в обычном состоянии сознания. Однако здесь важно учитывать самого наблюдателя, его, можно сказать, герменевтический вход - его философско-мировоз-зренческие основания, каких ценностей и взглядов он придерживается. «Лейтмотивом cultural studies является рассмотрение культурных феноменов в аспекте организующих их отношений господства и подчинения, связанных с тендерными, классовыми, расовыми и т. п. различиями» [12, с.13].

К сожалению, в гуманитарной отечественной науке исследования исс в русле culture studies отсутствуют. В то время как «narco-cultural studies» («исследования наркокультуры») как направление уже появилось. По замечанию основателя данной научной исследовательской программы ДБутройда, направление затрагивает то, что «отражено во всех культурных продуктах и событиях, а также социальные и политические практики, порожденные или организованные ими» [17, с.9]. Для исследований такого плана следует, как указывает автор, «narcoanalysis», критический подход к культуре с точки зрения ее взаимодействия с лекарствами (drug). По принципу «культурных фармакографий» расширяется исследовательское поле от бытового до естественнонаучного применения лекарственных средств и ПАВ.

«Культурные фармакографии», по словам ученого, охватывают как минимум три аналитических измерений культуры: 1) образ жизни, 2) творчество, а также 3) исторические, политические, социальные, экономические и иные процессы. «Предмет гуманитарных наук, - пишет В.Л.Махлин - исторический (социально-исторический) опыт, «бытие», или «мир жизни», включающий в себя - опыт личности и опыт социальности, опыт политический и опыт «повседневности», опыт традиции и опыт «революции» (обращения традиций), опыт биографический, эстетический, религиозный, сексуальный, по-коленческий, космический, профессиональный т.п.» [9, с.7-8]. Следовательно, стратегии исследования исс должна проходить через регистры опыта, или «мир жизни».

Исс есть то, что происходит с сознанием, а не только за его пределами (Здесь нужно опровергнуть тенденции усматривания у человека двух-трех типов сознания, «третьего» глаза). Для того чтобы уловить эти изменения можно выделить два подхода. Первый диагностируется по психофизиологическим признакам предполагаемого носителя опыта исс: сужение, расширение зрачков (мидриаз), нарушение координации, внимания. Второй подход, базируется на репрезентации этих состояний, будь это литературные эксперименты ранних авангардистов, визионерские опыты художников 60-x, импровизационные джем-сейшены джаз и рок исполнителей, контр-культурные, эзотерические и рейв-движения и пр. С этих позиций ИСС, как особый аффект, вызываемый наркотическими веществами следует рассматривать как «репрезентации измененного сознания», как то, что представлено в другом и посредством другого. Такое замещение обеспечивается культурным материалом, продуктами массовой и элитарной культуры (кино, литература, музыка, медиа), объектами повседневного мира субъекта. Также здесь необходимо учитывать, что некий опыт исс можно почувствовать при повышенной температуре тела, что также влияет на отношение субъекта к миру; настроенность к сущему, организует определенный способ высказывания: «ну, а чуть заболел, чуть нарушился нормальный земной порядок в организме, тотчас и начинает сказываться возможность другого мира, и чем больше болен, тем и соприкосновений с другим миром больше, так что, когда умрет совсем человек, то прямо и перейдет в другой мир» [7, с. 235]. Благодаря данному подходу можно вывести культурологические механизмы концептуализации опыта исс.

В специфике репрезентаций измененного сознания стоит видеть за намерением высказывания субъекта, область публичного высказывания, будь это акт искусства или высказывание по поводу астральных путешествий в социальных сетях. Отсюда, необходимо понимать то, что субъект говорит об этом опыте, что он хочет этим сказать, даже если его не испытывал, или ему показалось, что осознал некое «трансгрессивное» измерение. Поэтому стратегии исс также смещается в поле discourse studies, что поможет разобраться в формах культурной манифестации трансформаций сознания. В этом отношении имеет место говорить не об измененном сознании субъекта, а о субъекте сознания (субъект речи), или в частности, субъекте измененного сознания. Кто он? Другой? Сверх-Я или Оно? [3]. Таким образом, следует различать исс как на презентируемые (то, что дано непосредственно) и репрезентируемые (то, что воспроизводимо, вторично).

Подытоживая, важно подчеркнуть, что каждый час, каждую минуту какой-нибудь человек, насильственно или нет, находится в состоянии измененного сознания. На сегодня для нескольких мил-

лионов людей измененные состояния сознания являются панацеей от гнета социальной несправедливости, экспресс-доступом к счастью, эйфории, сказке. Но в то же время опыт исс может предстать последним в жизни человека. В России, с появлением на рынке все новых перкурсоров наркотических веществ («дизайнерские наркотики») и, к сожалению, растущей тенденции к наркозависимости, исследования разряда «narco-cultural studies» особо актуальны. Понимание процессов, происходящих в «тени молчаливого большинства», непременно приблизит нас к ответу на одну из глобальных проблем человечества. Странно, но некоторые люди в исс настойчиво стремятся к смерти, забывая о ценности жизни! Как справедливо полагают исследователи, поскольку жизнь есть перводанность бытия, она не может быть средством, есть высшая самоценность бытия; «жизнь - это служение и доверие жизни, ...жить - это облагораживать и творить жизнь, помогать жизни, сохранять, охранять ее и помогать расцвету жизни» [10, с.17]. Таким образом, исследуется не просто маргинальный (а то и криминальный) мир, а сама жизнь, в ее сложном политическом и социальном русле.

Резюме. Стратегии исследования феномена измененных состояний сознания в социально-гуманитарном познании должны располагаться в таких неразрывно предметных областях социальных (юриспруденция, экономика, политология), гуманитарных (литературоведение, искусствоведение, культурная и социальная антропология, психоанализ), философских (социальная философия, философия культуры, медиафилософия) наук. Для полноценного исследования ИСС естественно необходимо учитывать и достижения естественнонаучных наук, таких как медицина, химия, ботаника, а также клинические наблюдения в психотерапии и наркологии, но не сводя все к ним и лишь к клинике объективно существующих измененных состояний сознания.

Литература

1.Бабина В.Н. Мистический опыт древних культур как способ постижения иррационального (ВАК) / / Вестник Тамбовского университета (Выпуск 12(116), 2012 год, Серия: Гуманитарные науки).

2.Булекбаев С.Б., Хайруллаева В.Х. О понятии измененное состояние сознания / / Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2010. № 12.

3.Вавилов П. С. От "культуры психоанализа" к "психоанализу культуры": проблемы Сверх-Я от Фрейда к Ла-кану. Часть 1 // Вопросы культурологии. - 2017. - № 1. .

4. Гордеев П.А. Институциональное измерение измененных состояний сознания / / Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики Тамбов: Грамота, 2014. № 1 (39): в 2-х ч.- - Ч. I.

5.Гордеева О.В. Измененные состояния сознания и культура: Хрестоматия. — СПб.: Питер, 2009. — 336 с.

6. Доклад Международного комитета ООН по контролю над наркотиками за 2016 год. 2017. Январь. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.unodc.org/doc/wdr2016/WDR_2016_ExSum_russian.pdf

7. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. Л.: Наука, 1973. Т. 6. 476 с.

8.Красиков В. И., Пивень И. А. Экзистенциальные особенности измененных состояний сознания // Вестник НГУ. Серия: Философия. 2009. Т. 7. вып. 2.

9. Махлин В. Л. Второе сознание: Подступы к гуманитарной эпистемологии / В.Л.Махлин. - М.: Знак, 2009. - 632 с.

10. Меньчиков Г.П. Жизнь как философская категория / /Вестник МГУКИ. -М., 2008. №5.

11. Спивак Д.Л. Язык при измененных состояниях сознания. - Л.,: Наука, 1989. - 88 с.

12. Фурс В. Н. Социальная философия в непопулярном изложении. — Вильнюс: ЕГУ, 2006. — 183 с.

13. Щенникова Е. В. Анализ текста на предмет наличия в нём лексики, относящейся к семантическому полю «наркотики» / / Теория и практика судебной экспертизы. - М., 2011. - № 2 (22). .

14. Ярославцева А.В. Паталогически измененные состояния сознания: эпистемологический и этический анализ // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2013. - № 5 (133).

15. Ярославцева А.В. Измененные состояния сознания как предмет нейрофилософии // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2015. № 6.

16. Ярославцева А.В. Роль измененных состояний сознания в формировании вербального культурного кода // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2009. № 1 (2).

17. Boothroyd D. Culture on drugs: narco-cultural studies of high modernity, (New York Manchester University Press, 2007). - 240 pp.

18. Ludwig A.W. Altered states of consciousness // Altered states of consciousness: A book of reading/ Ed.by C.T.Tart New York, 1969. - 313 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.