Л.А. СИТАК кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин филиала Ставропольского государственного педагогического института в г. Железноводске*
О проблеме готовности студентов педагогического вуза к формированию экологической культуры школьников во внеклассной работе
Кризисная ситуация в обществе привела к искажению взаимоотношений человека с природным окружением как средой его жизнедеятельности, что повлекло перемены в природном, социальном и культурном окружении. Такие изменения повлияли и на внутренний мир человека, разрушили его ценностные ориентиры, потребности и установки. Экологические проблемы стали предметом изучения в теории различных наук - естественнонаучных, философских, педагогических, психологических, культурологических.
Решение глобальных экологических проблем возможно на основе обращенности педагогической науки к вопросу воспитания экологической культуры личности. Многообразие аспектов развития экологического воспитания и образования свидетельствуют о качественно новом этапе в педагогической науке.
Экологические проблемы XXI в. делают актуальными экологическое образование и воспитание, процесс формирования экологической культуры как фактора единства и гармонии природы и общества.
Интерпретация культуры как вырастающей из культовых акций имеет корни в Греции, а затем прорисовывается в духовной жизни Рима. Впервые в литературе слово «культура» как теоретический термин встречается в работе
* Ситак Лариса Александровна, е-таН: [email protected]
«Тускуланские беседы» (45 г. до н.э.) римского оратора и философа Марка Галлия Цицерона. Этимологически она выходит к словам «возделывать», «обрабатывать». Функционировало вначале оно в живом языке и литературе той поры лишь как агротехнический термин (обработка земли, возделывание почвы). Цицерон впервые использовал его в переносном смысле применительно к воздействию на человеческий ум. Понимая философию как науку жизни и продолжая традицию философского человековедения, идущего от Сократа, он считал необходимым рассмотреть способы воздействия философии на жизнь человеческую, исследовать вопрос, поставленный ещё учеными и последователями Аристотеля: как хорошо жить?
В ответе на этот вопрос и был сформулирован тезис «культура ума есть философия». Удивительна прозорливость этого тезиса, в котором впервые был введен в литературный оборот термин «культура», сопрягаемый с философским знанием.
Философы эпохи Возрождения определяли культуру как средство формирования идеальной, универсальной личности - всесторонне образованной, воспитанной, благотворно влияющей на развитие наук и искусств, содействующей укреплению государства. Они поднимали и проблему цивилизации как определенного общественного устройства, отличного от варварства.
К XVII столетию в европейской и впоследствии в мировой теоретической терминологии лексема «культура» превратилась в содержательное понятие «Культура», получила ценностную окраску, трактовалась как нечто положительное, что возвышает человека, выступает как результат собственных человеческих свершений, дополняющих его внешнюю и внутреннюю природу.
В XIX в. сложилась теория эволюционного развития культуры. Ярким представителем этой культурологической концепции был выдающийся английский этнограф и историк Э.Б. Тайлор (1831-1917). В понимании Тайлора, культура - это только духовная культура: знания, искусство, верования, правовые и нравственные нормы и т. п. Тайлор подчеркивал, что культурное развитие совершается не прямолинейно. Однако, как эволюционист, он основное внимание сосредоточил на доказательстве культурного единства и единообразия развития человечества. Вместе с тем, он
не отрицал возможность регресса, попятного движения, культурной деградации. Существенно, что взаимоотношение культурного прогресса и регресса Тайлор решает как преобладание первого над вторым1.
Теория единой линейной эволюции Тайлора была подвергнута критике в конце века, с одной стороны неокантианцами и М. Вебером, с другой стороны, представителем «философии жизни» А. Тойнби.
Неокантианец Риккерт, например, предлагает рассматривать культуру как систему ценностей: истины, красоты, надличностной святости, нравственности, счастья, личной святости. Ценности образуют особый мир и особый вид деятельности, выражающий некоторый срез духовного освоения мира человека.
У разных авторов мелькают различные определения культуры. Один из выдающихся американских культурологов и социологов Нейл Смезлер понимает культуру как некоторую совокупность ценностей, норм, стандартов поведения. Она как бы регулятор поступков людей и их отношений друг к другу, к обществу и природе.
Примерно такой же подход к культуре у современного английского социолога Энтони Гидденса. Культура содержит ценности, созданные отдельными группами, нормы, которым они следуют в жизни и материальные вещи, которые производят люди. В качестве ценностей выступают абстрактные идеалы, в то время как нормы, отражая дозволенное и недозволенное, являются определенными принципами или правилами, которые люди должны выполнять в 2
течение всей жизни .
В русскую лексику термин и понятие «культура» вошли значительно позже, чем в Западной Европе. Языковеды отмечают его первую фиксацию лишь в 1846-1848 г.г. в «Карманном словаре иностранных слов» Н. Кириллова. К 1865 г. наш знаменитый отечественный лингвист В. Даль в своем толковом словаре характеризует это слово через понятие умственного и нравственного образования. И только к концу XIX в. оно прочно завоевало права гражданства.
1 Тейяр де Шарден. Феномен человека. М.,1965.
2 Ситак Л.А. Формирование экологической культуры студентов педагогического колледжа во внеклассной работе: Монография, Пятигорск, 2011.
^так Л.А. О проблеме готовности студентов педагогического вуза к формированию экологической культуры школьников во внеклассной работе. В статье приводится ретроспективный обзор эволюции понятия «культура» в мировой и в русской лексике. С позиции некоторых культурологических концепций. Определяется ход эволюционного развития культуры и содержание ценностей, которые определяют современные ученые.
Ключевые слова: взаимодействие человека и окружающей среды, биосфера, экология, экологическая культура человека и общества.
Sitak L.A. About problem of the readiness of the students of the pedagogical institute of higher education to form the ecological culture of schoolchildren out of-class work. The article provides a retrospective overview of the evolution of the concept of "culture" in the world and in the Russian vocabulary. With the position of some cultural concepts. Determines the course of evolution of culture and content tsennostei that define modern scientists.
Keywords: human interaction and the environment, the biosphere, environmental science, human culture and society.