УДК 37.037.1
Л.А.Ситак1, Л.С.Головачева1, Е.Г. Побережная2
Филиал Ставропольского государственного педагогического института
в гор. Железноводске, Россия 2 ГБПОУ «Ставропольский строительный техникум», Ставрополь, Россия
Изучение научных представлений о культуре
Аннотация: В статье рассматриваются некоторые подходы к определению культуры, рассматриваются ее основные элементы, приводятся отличия предметов культуры от природных объектов, рассматривается взгляд культурологов на понятия культуры
Ключевые слова: культура, ценности, культурная деятельность, мораль, нравственные нормы
Языковеды отмечают его первую фиксацию в русской лексике термина и понятия «культура» лишь в 1846 - 1848 г.г. в «Карманном словаре иностранных слов» Н. Кириллова. До этого оно практически не попадалось в словарном составе живого русского языка. Даже у Пушкина оно никогда не встречается. Его нет ни у Добролюбова, ни у Чернышевского. К 1865 г. знаменитый отечественный лингвист В. Даль в своем толковом словаре характеризует это слово через понятие умственного и нравственного образования. И только к концу XIX века оно прочно завоевало права гражданства.
В современном мире знаний понятие культура стоит в ряду фундаментальных. Оно является столь же важным для анализа человеческой жизни, как понятия «гравитация» для физики или «эволюция» для биологии. У разных ученых в условиях плюралистической многоголосицы мелькают и различные определения. Основными элементами культуры выступают понятия (концепты) содержащиеся в языке, отношения и взаимосвязи, ценности, сообразно которым люди характеризуют собственные цели и правила, определяющие, что и как нужно делать и что нельзя. Один из выдающихся американских культурологов и социологов Нейл Смезлер понимает культуру как некоторую совокупность ценностей, норм, стандартов поведения. Она как бы регулятор поступков людей и их отношений друг к другу, к обществу и природе.
Примерно в этом же духе подходит к культуре современный английский социолог Энтони Гидденс, полагающий, что культура содержит ценности, созданных отдельными группами, нормы, которым они следуют в жизни, и материальные вещи, которые производят люди. В качестве ценностей выступают абстрактные идеалы, в то время как нормы, отражая дозволенное и недозволенное, являются определенными принципами или правилами, которые люди должны выполнять в течение всей жизни.
В нашей отечественной литературе имеется широкий спектр подходов к культуре, а следовательно и её определению. Очень многое в сфере осмысления культуры дало возвращение в актуальную жизнь и прочтение содержащих ценные идеи трудов российских философов «Серебряного века» (Н. Бердяев, А. Белый, В.
Иванов, В. Розанов, А. Шестов, П. Флоренский и др.) В их работах сформулировано самобытное, понимание культуры, богатое и продуктивное.
В разработанных современной наукой представлениях о культуре развиты различные понимания её специфичности как особой формы бытия. Познавая культуру, человек познает не некую независящую от него реальность, а по сути себя самого, свое собственное бытие, объективное в фактах культуры. В познании культуры человек использует техники и приемы общего, так и весьма специфического характера, проясняя смысл своего собственного бытия, своей деятельности и своей сущности. Так, исследуя сущность морали и нравственные нормы, человек, по пути уясняет себя как исследуя сущность морали и нравственные нормы, человек по пути уясняет себя как этическое существо. Обращаясь к эстетическим ценностям, он не только проникает в природу прекрасного вообще, но одновременно устанавливает один из главных мотивов своей жизнедеятельности и творчества - преобразование мира по законам совершенства и красоты.
Особая специфичность в познании культуры связана также с тем, что на него оказывают непосредственное влияние философские предпосылки мыслителя, исходя из которых формируются самые общие представления о ней. Культурфилософы религиозной ориентации утверждают, что всякая великая культура основывается на определенной религиозной или вероисповедной основе и служит способом их реализации. Следовательно, культуры различаются между собой, прежде всего по конфессиональному принципу или форме религиозности. Поэтому выделяют культуры, основанные на политеизме и монотеизме.
Среди последних выделяют культуру христианскую, исламскую, буддийскую и т.д. Философы идеалистической ориентации ищут в основе всякой целостной культуры либо духовный принцип, выражающий ее смысл, либо рассматривают ее как проявление космического жизненного порыва» или «волевого устремления» (Шопенгауэр, Ницше, Шпенглер). Исследователи с материалистическими установками склонны сущность культуры сводить к реальным, материальным основам жизни людей. Например, К. Маркс и его последователи рассматривали в общем виде культуру как результат их материально - преобразующей деятельности (производства), из которой вырастали духовные элементы культуры. Наконец, существует широкий спектр утилитаристско - прагматических теорий культуры, в которых развиваются идеи, что она есть только способ приспособления человека к природе, определяющий возможность его существования.
Одно из распространенных пониманий культуры состоит в том, что её рассматривают как мир воплощенных ценностей. С этой точки зрения, предметы культуры отличаются от природных объектов тем, что они являются наделенными каким - то особым свойством, которым не обладают естественные объекты. Эти свойства называют ценностями. Человек находит в природе много такого, что обеспечивает естественное существование, он и сам создает огромное количество вещей, полезных именно в том отношении, что они необходимы для его
62
Humanitarian scientific journal №1, 2017
биологической жизни. Как правило, это происходит в сфере материального производства.
Но это производство выступает хотя и важной, но все же только одной из форм культурной деятельности человека. Её же главное содержание подчинено созданию того предметного мира (материального, духовного, художественного), через который человек реализует свою особую сущность, в основе которого лежит особое дифференцированное использование способа деятельности, отношение к процессу деятельности и ее результатам. Эта дифференциация основана на различении добра и зла, истинного и ложного, прекрасного и безобразного, т.е. всего того, что мы называем ценностями. Культура возникает в стремлении человека утверждать ценности, воплощая их все более полно, совершенно и значимо.
Библиографический список
1.Ситак Л.А. Актуальные вопросы формирования экологической культуры студентов-будущих педагогов // Таврический научный обозреватель №1-3 (6), с.24-28.
2.Ситак Л.А. Развитие представлений о взаимодействии человека с природой// Социально-гуманитарные знания № 12- 2016, с70-78.
3.Ситак Л.А. Формирование экологической культуры студентов педагогического колледжа во внеклассной работе // Диссер. На соискание уч. ст. к.п.н. Москва,. 2004
LA.Sitak, L.S. Golovacheva, E.G.Poberezhnaya A study of scientific ideas about the culture
Abstract: This article discusses some of the approaches to the definition of culture, discusses its main elements are the differences of cultural objects from natural objects, cultural studies considered opinion on the concept of culture Key words: culture, values, cultural activities, ethics, morality