Научная статья на тему 'О проблемах ценообразования в лесопромышленном комплексе'

О проблемах ценообразования в лесопромышленном комплексе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
452
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фетищева З. И., Назаренко И. Н.

Фетищева З.И., Назаренко И.Н. О ПРОБЛЕМАХ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ. В статье описаны основные методы и проблемы современного ценообразования, рассматриваются вопросы формирования, использования цен, их классификация и виды, факторы, влияющие на цены, рассмотрена роль ценообразования в рыночной экономике, взаимосвязь ценообразования с основными экономическими показателями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fetischeva Z.I., Nazarenko I.N. ABOUT PROBLEMS OF PRICING IN THE TIMBER INDUSTRY COMPLEX. In clause the basic methods and problems of modern pricing are described, questions of formation, use of the prices, their classification and kinds, the factors influencing the prices are considered, the role of pricing in market economy, interrelation of pricing with the basic economic parameters is considered.

Текст научной работы на тему «О проблемах ценообразования в лесопромышленном комплексе»

ЭКОНОМИКА

лесопромышленных стран мира. Величина стоимости лесопродукции, полученной с 1 м3 заготовленной древесины в Российской Федерации составляет 67 долл. США, а в странах с развитой лесопромышленной деятельностью этот показатель составляет 235-335 долл. США.

Реализация основных путей развития лесопромышленного комплекса позволит повысить объемы производства основных видов лесопродукции с одновременным освоением новых лесных массивов, их конкурентоспособность и восстановить позиции на мировых рынках.

О ПРОБЛЕМАХ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ

З.И. ФЕТИЩЕВА, проф. каф. экономики и организации л/х и л/п МГУЛ, канд. экон. наук, И.Н. НАЗАРЕНКО, доц. каф. экономики и организации л/х и л/п МГУЛ, канд. экон. наук

Методология формирования цен и ценообразования в условиях рыночных отношений является основой ценовой политики предприятия. В настоящее время общепринятой единой классификации ценовых методов и методики ценообразования не существует. В связи с этим каждому предприятию при выработке ценовой политики целесообразно учитывать типы рынков и систему государственного ценообразования. Ценовые методы - методы формирования цен на товары и услуги в рамках принятой ценовой стратегии. Независимо от применяемых методов методология ценообразования с учетом мировой и отечественной практики включает следующие направления:

- исследование процесса ценообразования и определение роли и функции цены на предприятии;

- оценка спроса на выпускаемую продукцию;

- анализ затрат на производство и реализацию продукции;

- информационная оценка, изучение и анализ деятельности конкурентов, выпускающих аналогичную продукцию;

- обоснование и выбор стратегии ценообразования на предприятии;

- исследование экономических рычагов по формированию и управлению ценообразованием на предприятии;

- определение методических основ проектирования цен на выпускаемую продукцию.

При одинаковом методологическом подходе методы ценообразования на различ-

ные виды продукции, вырабатываемые предприятием, могут быть различны и учитывать разные группы факторов.

Классификация методов ценообразования на предприятии может быть представлена в виде их группировки по следующим направлениям:

1) зависящие от ценовой стратегии предприятия;

2) зависящие от особенностей продукции;

3) влияющие на психологию потребителя.

Первая группа методов ценообразования связана с положением на рынке, со степенью монополизации данным предприятием рынка. Если предприятие является ярко выраженным монополистом, то его не интересуют методы ценообразования, так как ценовая стратегия сводится либо к поддержанию на рынке монопольно высоких цен на свою продукцию, либо, при возможности, к поднятию этих цен с целью получения монопольно высокой прибыли, не давая потребителям дополнительного количества продукции.

Предприятия-монополисты при монопольном положении на рынке наращивают свои доходы только за счет повышения цен без увеличения количества продукции; они не нуждаются в разнообразии и поиске методов ценообразования на свою продукцию.

Предприятия, не являющиеся монополистами, находятся в условиях конкуренции и не имеют возможности повышать цены на свою продукцию. Чтобы получать больше прибыли, они должны увеличивать объемы реализации

166

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2007

ЭКОНОМИКА

продукции. Однако при усилении конкуренции увеличение объема реализации продукции возможно только при снижении цен.

Вторая группа методов ценообразования показывает ценовую политику предприятия при выпуске товаров-новинок, при возможности учета товаров в параметрических рядах, при формировании цены с учетом потребительского эффекта.

Предприятие, выпуская товары-новинки, применяет высокий уровень цен путем «снятия сливок», то есть максимума прибыли, используя повышенный спрос на данный товар. Такую политику называют агрессивной ценовой политикой предприятия. Однако таким предприятиям, чтобы поддерживать спрос на товары-новинки, необходимо постоянно находиться в условиях быстрой обнов-ляемости ассортимента продукции (один товар «кормит» другой).

Метод расчета цены на новый товар путем корректировки цены базового, ранее выпущенного аналогичного товара применяется предприятием на такие товары, основные потребительские параметры которых поддаются четкому количественному определению, то есть выстраиваются в параметрический ряд. Такой метод формирования цены называется параметрическим; используется при расчете цен на телевизоры одной марки, но разных диагоналей; на холодильники одной марки, но разных объемов; находит применение на лесопромышленных предприятиях при производстве пиломатериалов, погонажных изделий, древесноволокнистых и древесностружечных плит, домостроения, мебели и т.п.

Третью группу методов ценообразования называют методами борьбы за потребителя, или психологическими ценовыми методами. В настоящее время известно несколько таких методов.

Метод дифференцированного ценообразования базируется на гетерогенности покупателей, в связи с чем одна и та же продукция может продаваться разным покупателям по разным ценам. При этом может применяться неявная дискриминация покупателей. Например, установление разных цен на продукцию (работы, услуги) в зависимости от времени

суток, дня недели. Деловые люди не ориентируются на эту дифференциацию. Однако низкооплачиваемые категории используют эту дифференциацию и значительно повышают общую выручку от реализации.

Метод комплексного ценообразования применяется в отношении продукции, которая может продаваться изолированно и в комплекте с какой-либо основной продукцией. Продукция, продаваемая изолированно, обычно имеет более высокую цену, чем при ее реализации в комплекте. Разница в цене может при этом учитываться в качестве дополнительных затрат, а значит, и цены основного товара. Потребителя же реклама более дешевой продукции может стимулировать к покупке целого комплекта, что значительно выгоднее продавцу.

Метод ценообразования с подарками основан на применении системы мелких подарков при покупке относительно дорогой продукции. Обычно это подарки мнимые, так как расходы на них учитываются в калькуляции основной дорогой продукции. Реже эти подарки являются действительными, когда замедляется процесс реализации основной продукции и требуется ускорение.

Метод дифференциации цен в зависимости от оформления товара основан на разработке разных цен на один и тот же товар в зависимости от места и формы его реализации (например, реализация продукции лесопромышленного комплекса в магазине, на ярмарке, в супермаркете). Эти завышения цен не всегда связаны с действительным удорожанием продукции.

Метод ценовой рекламы используется в местах, где совершаются не единичные покупки, а в наборах или в сочетаниях. Например, при входе размещена реклама: «У нас Вы приобретете самую дешевую продукцию (указывается вид) в районе». Все соответствует действительности, но вы покупаете не одну эту продукцию, а еще ряд других. А именно эти виды продукции оказываются дороже, чем в других местах реализации. Повышенные цены распределяются по ряду продукции. Чем больше число продукции с повышенными ценами, тем больше можно снизить цену на рекламируемую.

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2007

167

ЭКОНОМИКА

Метод правильного объявления цены основан на использовании психологии покупателя. Психологически правильное объявление цены заключается в том, чтобы не округлять цену до более высокого числового разряда; цена 999 руб. принципиально разумнее цены 1000 руб. на один и тот же товар, хотя разница небольшая. Психологически покупатель отдает предпочтение цене 999 руб.

Учет различных групп факторов и направлений исследования, оказывающих влияние на формирование и классификацию методов ценообразования, позволяют предприятиям совершенствовать ценовую политику в условиях рыночных отношений.

Действующие цены на отдельных предприятиях и в отраслях народного хозяйства взаимосвязаны единым подходом к формированию затрат на производство и реализацию продукции (работ и услуг), финансовых результатов и другими ценообразующими факторами. Повышение или снижение цен в одной отрасли может вызвать изменение в уровне цен других отраслей (капитальное строительство; лесная, целлюлозно-бумажная и деревообрабатывающая промышленность; машиностроение; металлургическая промышленность и др.). Особое влияние на ценообразование во всех отраслях народного хозяйства и на отдельных предприятиях оказывает изменение цен на продукцию естественных монополий.

Цена на любой вид продукции состоит из отдельных элементов, соотношение которых в процентах (долях) показывает ее структуру. По структуре цены можно определять влияние каждого из элементов на формирование цены.

Основным элементом в цене продукции является ее себестоимость, то есть все затраты предприятия на производство и реализацию этой продукции. Формируя цену, каждое предприятие стремится к тому, чтобы возместить все эти затраты и получить такую величину прибыли, которой было бы достаточно для расчетов с государством в виде налогов, уплаты других платежей, источником которых является прибыль для производственного и социально-экономического развития предприятия.

Особое место в элементах цены занимают косвенные налоги в виде акцизов и налога на добавленную стоимость, оплачиваемые потребителем. Закон устанавливает порядок обложения акцизами реализуемых товаров (это предметы не первой необходимости: винно-водочные изделия, легковые автомобили, ювелирные изделия, бриллианты, меховые изделия и т.п.). Ставки акцизов устанавливаются и утверждаются Правительством Российской Федерации. Суммы акцизов определяются плательщиками самостоятельно, исходя из объемов реализованных товаров и установленных ставок, и вносятся в бюджет.

Связующим звеном производителей с потребителями являются посреднические и торговые организации. Их участие в цене реализации выражается в виде учета надбавок, обеспечивающих им возмещение издержек по продвижению товаров и получение определенной величины прибыли.

Действующие в настоящее время цены можно условно классифицировать на договорные, государственные и мировые. Однако такая классификация считается укрупненной, так как она не показывает разновидности цен каждой группы в зависимости от множества факторов и признаков, оказывающих влияние на их формирование. Поэтому цены, действующие в рыночной экономике нашей страны, целесообразно классифицировать по следующим основным признакам.

1. В зависимости от сферы обслуживания:

- оптовые цены на продукцию различных отраслей промышленности, по которым предприятия реализуют произведенную продукцию крупными партиями другим предприятиям различных отраслей и снабженческо-сбытовым организациям;

- закупочные цены, по которым производители сельскохозяйственной продукции реализуют ее в значительных объемах промышленным предприятиям и другим организациям для дальнейшей переработки или посредникам в виде торгово-закупочных и снабженческих организаций;

- цены государственных заказов, по которым государственные органы для решения национальных задач приобретают продукцию

168

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2007

ЭКОНОМИКА

народно-хозяйственного, стратегического и социального значения. Это отдельные виды сырья, топлива, зерна, хлопка и др., направленные на формирование централизованных государственных фондов;

- цены на строительную продукцию, показывающие сметную стоимость объектов и удельную стоимость отдельных видов работ и конечной продукции, которые при заключении договоров подряда могут стать договорными (контрактными);

- розничные цены, по которым торговые организации реализуют продукцию населению, предприятиям, организациям;

- тарифы (цены на услуги) грузового и пассажирского транспорта и на платные услуги населению. Они могут быть оптовыми и розничными.

2. В зависимости от метода включения транспортных расходов в цену продукции, т.е. от вида франко.

В зависимости от возмещения транспортных расходов потребителями поставщики продукции устанавливают различные цены франко, показывающие место формирования цены и транспортные расходы, оплачиваемые поставщиком. Действуют цены: франко-склад поставщика, франко-станция отправления, франко-станция назначения, франко-склад потребителя, франко-граница, ФАС, ФОБ, КАФ, СИФ.

3. В зависимости от сферы регулирования:

- свободные цены, которые устанавливаются производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения. При этом покупатель и продавец не связаны никакими обязательствами;

- договорно-контрактные цены, устанавливаемые по соглашению сторон; покупатель и продавец, заключая договор-контракт, принимают на себя определенные обязательства. Договорная цена - это цена, устанавливаемая по соглашению сторон (продавца и покупателя) на определенный объем продукции и на определенные сроки; она учитывает предложение и спрос на данный товар. В системе применяемых цен договорные цены наибольшим удельным весом определяют рыночную экономику;

- цены в условиях частичной или полной монополизации рынка, которые вынуждают одну или обе стороны принимать какие-то принудительные меры;

- регулируемые цены, устанавливаемые под контролем государства или отдельных субъектов федерации.

Государственные цены в условиях рыночной экономики устанавливаются на продукцию предприятий-монополистов, базовые ресурсы страны и социально-значимые товары. При этом регулирование может быть прямым путем установления фиксированных цен, предельных коэффициентов изменения цен, надбавок, предельного уровня рентабельности к цене или косвенным путем влияния на цены через структуру налогов и изменение налоговых процентных ставок.

В России государственное регулирование ценообразования осуществляется в соответствии с Указом Президента от 28 февраля 1995 года № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», который предоставил право вводить федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов РФ регулируемые цены, тарифы и надбавки на определенные виды продукции производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги. Регулируемые цены в зависимости от территории действия различаются следующим образом. Регулируемые цены могут быть едиными (поясными), устанавливаемыми федеральными органами исполнительной власти на следующие виды продукции и услуг:

- газ природный (кроме реализуемого населению и жилищно-строительным кооперативам);

- электроэнергия и теплоэнергия;

- продукция оборонного производства;

- продукция ядерно-топливного цикла;

- драгоценные металлы и сплавы;

- перевозки грузов, погрузочно-разгрузочные работы на железнодорожном транспорте;

- перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты на железнодорожном транспорте (тарифы грузового и пассажирского транспорта), кроме пригородного сообщения и др.

ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 3/2007

169

ЭКОНОМИКА

Регулируемые цены могут быть также региональными (зональными), устанавливаемыми органами исполнительной власти регионов с учетом особенностей их отдельных территорий и географических, природных, климатических, социальных и экономических условий на следующие виды продукции и услуг:

- газ природный, реализуемый населению и жилищно-строительным кооперативам;

- электроэнергия и теплоэнергия;

- топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые населению;

- оплата населением жилья и коммунальных услуг (тарифы на платные услуги населению) и др.

4. В зависимости от времени действия:

- твердые (постоянные), которые не меняются в течение всего срока действия контракта;

- текущие, меняющиеся в рамках одного контракта и отражающие изменение ситуации на рынке;

- сезонные, действующие в пределах определенного периода времени;

- скользящие, устанавливаемые на изделия с длительным сроком изготовления (учитывают изменения в издержках производства за период изготовления продукции).

В классификации отдельно выделяются цены, используемые в статистике: текущие, средние, сопоставимые, неизменные. Статистические цены являются обобщенными, позволяют рассматривать динамику, изменения физических объемов производства и реализации продукции, осуществлять анализ стоимостных показателей и др.

Особой разновидностью являются мировые цены, применяемые в международной торговле. Мировая цена - это цена конкретного товара на данном мировом товарном рынке. Если мировой рынок - это сфера международного обмена, не связанная с определенным товаром, то мировой товарный рынок - это часть общего мирового рынка, где ведется торговля определенным товаром. Для него характерны следующие основные признаки:

- крупномасштабность сделок;

- регулярность обменных операций по данному товару между странами;

- ведение торговли в свободно конвертируемой валюте (СКВ).

Понятие мировой цены связывается с понятием мирового товарного рынка. Мировые цены оказывают активное влияние на внутренние цены всех стран в качестве оптимальных ориентиров. Однако в международной торговле может быть множество цен на один и тот же товар, так как в цене отражаются специфика региона, условия и время коммерческих сделок.

Величина мировой цены, формирующаяся под действием мирового товарного рынка, зависит от особенностей товара, от формы его продажи и от наличия информационных источников. Так, для сырьевых и топливных продуктов мировая цена определяется по уровню цен стран-экспортеров, формируемых на месте их добычи (производства); это цены на нефть, газ и др.

Мировые цены для биржевых товаров, то есть для товаров, реализуемых через международные биржи, устанавливаются на основе биржевых котировок, привязанных к месту торгов (к бирже), а не к производителю. Это цены, например, на алюминий, электротехническую медь, рафинированный свинец и др.

Формирование мировых цен может осуществляться и на аукционах, если сохраняется масштабность и регулярность торгов. Например, мировыми называют цены чайных аукционов (Лондонский, Индийский), пушных аукционов и др. Эти цены рассматривают в качестве ориентира для объявления собственной цены на мировом товарном рынке.

По неоднородной продукции (обувь, парфюмерия и др.) источниками ценовой информации являются:

- цены предложений крупных фирм;

- прейскуранты и ценники, выпускаемые фирмами;

- рекламные проспекты и каталоги

фирм;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- цены фактических сделок (контрактные цены, которые являются труднодоступными).

Мировые цены служат главным ориентиром при формировании внешнеторговых цен.

170

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2007

ЭКОНОМИКА

Под внешнеторговыми ценами понимают цены на экспортируемую продукцию и импортируемые зарубежные товары и услуги.

Условия и принципы формирования внешнеторговых цен зависят от государственной внешнеторговой и таможенной политики, основные направления которой заключаются в создании условий по обеспечению конкурентоспособности продукции, реализуемой на внешнем рынке, поддержанию и защите отечественных производителей, совершенствованию и регулированию налогообложения и таможенных пошлин.

Основные правила формирования экспортной цены также зависят от характера товара (однородный или неоднородный).

Для однородной продукции, регулярно и в больших объемах продающейся на мировом товарном рынке, исходной информацией при установлении экспортной цены служат котировки международных бирж, а также цены аукционов, торгов. То есть для установления экспортной цены выполняют следующие задачи:

- выбор цены-ориентира;

- учет комплекса поправок по качественной характеристике товара, по условиям транспортировки, хранения, страхования;

- учет таможенной экспортной пошлины.

Ставки таможенных пошлин дифференцируются в зависимости от характера экспортируемой продукции: выше ставка по сырьевым товарам, энергоносителям; ниже - по готовой продукции, конкурентоспособность которой на мировом рынке поддерживается каждым государством.

Определение экспортной цены на неоднородную продукцию осуществляется с соблюдением следующих основных правил:

- в расчет должны приниматься цены минимум трех-четырех фирм - ведущих производителей и экспортеров данного товара (а не фирм-посредников);

- необходимо следить, чтобы используемые для ориентира цены не были внутрикорпорационными, отражающими не конъюнктуру мирового рынка, а решение задач внутри корпорации;

- учитывать комплекс поправок (по качеству, параметрам и т.д.).

Уровень контрактной внешней цены может устанавливаться путем прямых переговоров в процессе согласования интересов продавца и покупателя с учетом таможенных тарифов.

В составе цены на экспортную продукцию (однородную и неоднородную) могут учитываться поправки:

- за условия платежа (например, при оплате наличными и при досрочной оплате цена на продукцию снижается);

- за условия реализации (при покупке оптом цены могут быть снижены) и т.д.

Таким образом, экспортные цены - это цены, по которым производители или внешнеторговые организации реализуют отечественные товары и услуги на мировом рынке.

Формирование цен на импортную продукцию предопределяется конъюнктурой не внешнего, а внутреннего национального рынка и правилами внутреннего ценообразования. Цены на импортную продукцию устанавливаются на базе контрактных цен с учетом таможенных пошлин, валютного курса и расходов, связанных с реализацией импортируемой продукции внутри страны. Помимо этого в структуре цены импортируемой продукции всегда присутствуют косвенные налоги, как и по аналогичной продукции отечественного производства. Цену на импортируемую продукцию можно представить в следующем виде

Ц= Ц х К+ Ц х К х т + Ц X К х Т +

+ Ц х А х К + НДС(Ц х К + Ц х К х т +

'к в Г' 4 'к в 'к в сб

+ Ц х К х т + Ц х А х К), где Ци - расчетная цена на импортируемую продукцию, р;

Цк - контрактная цена, S, DM ....;

Кв - валютный курс Центрального банка России, действующий на дату принятия грузовой таможенной декларации к таможенному оформлению р (S, Р\ DM ...);

Тсб - ставка таможенных сборов, %;

ти - ставка импортной таможенной пошлины, %;

А - ставка акцизного налога, %;

НДС - ставка налога на добавленную стоимость, %.

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2007

171

ЭКОНОМИКА

Цены на импортируемую продукцию (импортные цены) учитывают затраты предприятий и фирм на приобретение зарубежных товаров и услуг. В них учтены, наряду с контрактной ценой, внутренние косвенные налоги; ставки импортных таможенных пошлин регулируются в зависимости от цен на отечественную аналогичную продукцию и услуги, а также на наиболее дефицитные товары.

5. В зависимости от ценовой информации:

цены биржевые - цены, формируемые на биржевом товарном рынке при совершении сделок на бирже. Характерными признаками такого рынка являются: множество продавцов и покупателей, регулярность сделок, однородность, массовость и стандартность товаров, конкуренция без вмешательства государства, свидетельствующие об объективности цен.

Цены международных бирж (международные биржевые котировки) публикуются в биржевых бюллетенях, в массовых периодических изданиях, а также информационными агентствами. Официальные биржевые котировки международных товарных бирж показывают цены фактических сделок, отражают рыночную конъюнктуру и поэтому являются наиболее объективным источником информации о мировых ценах.

Цены аукционные формируются на аукционных торгах, для которых характерным является превышение спроса над предложением. Аукционные товары в основном нестандартны. Цена на аукционе складывается из стартовой цены и цены аукционного шага, объявляемого каждым последующим потенциальным покупателем. Фактической аукционной ценой является максимальная цена, предложенная покупателем.

Цены международных товарных аукционов зависят от их уровня и репутации на мировом рынке. На величину аукционных цен влияют частота проведения аукционов, профессиональные и предпринимательские способности продавцов и работников, осуществляющих проведение торгов на аукционе.

Цены торгов - цены, формирующиеся на рынке покупателей, являющихся заказчи-

ками на поставку товаров или выполнение определенных видов работ. Продавцы, являясь потенциальными, дают свои предложения (оформленные по требованиям заказчика), из которых заказчик выбирает наиболее экономичное. На цену торгов оказывают влияние устанавливаемые государством правила проведения определенных видов работ.

Цены контрактные (цены фактической сделки) - цены, закрепленные контрактом и согласованные между продавцом и покупателем. В документах отражаются условия соглашения - сроки поставки продукции, объем и качество, гарантийные обязательства по платежам и пр. Контрактные цены являются коммерческой тайной предприятия. Они подразделяются на:

- твердые цены фактических сделок, которые не изменяются в течение всего срока действия контракта; они используются при поставках продукции в течение короткого времени;

- цены фактических сделок с последующей фиксацией показывают момент (время) и принцип фиксации, то есть фиксирование цен, например, каждого вида продукции перед началом поставки и в начале каждого квартала;

- цены скользящие (подвижные) используются при заключении договора-контракта, в котором оговаривается возможность их пересмотра за время действия контракта при изменении отдельных элементов цен или факторов (параметров), влияющих на конъюнктуру рынка;

- цены справочные показывают информацию о реализации продукции производителем; отличаются от цен фактических сделок; являются ориентиром (базой) при формировании цен-предложений поставщиками и цен-сделок для потребителей. Справочные цены доступны, публикуются в открытой печати в виде прейскурантов (каталогов, проспектов) и цен предложений:

- цены прейскурантов (каталогов, проспектов) выпускаются производителями массовой продукции с указанием ее техникоэкономических параметров;

- цены предложений формируются и публикуются производителями по специаль-

172

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.