34 (172) - 2013
Вопросы экономики
УДК 338.5.018.7
отечественный и зарубежный опыт
ИССЛЕДОВАНИЯ МЕхАНИЗМА ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
А. М. МУНАСЫПОВ,
магистрант факультета экономики и управления E-mail: [email protected] Башкирская академия государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан
В статье проанализированы результаты исследований отечественных и зарубежных ученых в сфере формирования экспортных цен. Выявлены преимущества и недостатки применяемых механизмов ценообразования, проведено сравнение применяемых моделей ценообразования на природный газ, уточнена дефиниция «механизм ценообразования», сформулированы направления дальнейшего исследования для разработки эффективного механизма ценообразования на экспортную продукцию.
Ключевые слова: механизм, ценообразование, экспортно ориентированная компания, модель.
Вступление Российской Федерации во Всемирную торговую организацию способствовало более масштабному вовлечению отечественных компаний в систему мировых экономических связей, что существенно усилило влияние динамично глобализирующегося рынка на эффективность деятельности российских экспортно ориентированных фирм.
Анализ внешней торговли Российской Федерации свидетельствует о значительном снижении объема экспорта продукции российских компаний. По данным Росстата, объем экспорта Российской Федерации в январе - феврале 2013 г. снизился по сравнению с аналогичным показателем 2012 г. на 4,5 % и составил 81 млрд долл. [12]. При этом,
по данным Федеральной таможенной службы, наибольшие темпы снижения экспорта РФ приходятся на природный газ (11 %) и минеральные калийные удобрения (35,1 %) [13].
Одной из причин сокращения экспорта продукции отечественных предприятий является значительное несовершенство применяемого ими механизма ценообразования, обусловленное несоответствием правил и методов формирования экспортных цен требованиям современных динамично развивающихся торговых отношений и методикам, используемым в данной сфере зарубежными фирмами. В результате цены, устанавливаемые российскими компаниями, значительно превышают цены фирм-конкурентов. Соответственно объемы реализации отечественных компаний сокращаются, снижается рентабельность, происходит потеря рынков сбыта.
Наиболее ярко риск потери рынков сбыта выражен в отношении российских предприятий топливно-энергетического комплекса, в частности, газовых экспортно ориентированных компаний. Так, по данным финансовой отчетности ОАО «Газпром», в 2012 г. чистая выручка от продажи газа в Европу и другие регионы возросла по сравнению с 2011 г. на 2 %. Причиной этому послужил рост средних цен на 6 %, при этом произошло снижение объемов реализации газа на 4 % по сравнению с 2011 г. [6].
Очевидно, что снижение объемов продаж природного газа свидетельствует о наметившейся тенденции постепенного отказа зарубежных потребителей от российского газа ввиду превышения цен на мировых газовых биржах над ценами, устанавливаемыми ОАО «Газпром» (рис. 1).
Аналогичная картина по сокращению объемов экспорта продукции российских компаний, вызванному несоответствием уровня применяемого механизма ценообразования требованиям современного рынка, наблюдается в отношении продукции других видов деятельности, что подтверждается данными Федеральной таможенной службы [13].
Очевидно, что для повышения конкурентоспособности, укрепления позиций на мировом рынке и достижения требуемых финансовых приоритетов в условиях обострения конкуренции российским экспортно ориентированным предприятиям необходимо совершенствовать действующие механизмы ценообразования, основываясь на последних результатах научных исследований в области ценообразования и богатом практическом опыте в сфере формирования цен, накопленном зарубежными компаниями. Этим объясняется актуальность анализа отечественных и зарубежных результатов исследований механизма формирования цен на экспортную продукцию для экстраполирования зарубежного опыта и адаптации его в практику внешнеэкономической деятельности российских компаний.
Исследование механизма ценообразования на экспортную продукцию проводили многие оте-
450
400
350
300
250
200
И-Г
Январь Февраль
Март Апрель
Май
Июнь
Цена газа на границе с Германией
Наиболее ликвидный пункт торговли природным газом в Европе ^ВР)
Рис. 1. Мировые цены на природный газ в 2011 г., долл./тыс. м3
чественные и зарубежные ученые, выделяющие различные методы формирования цен и их долю в структуре механизма ценообразования. Для анализа отобраны работы, наиболее полно отражающие текущее состояние проработки вопросов, касающихся механизма формирования экспортных цен в зависимости от отраслевых особенностей ценообразования на экспортную продукцию.
Так, особенности механизма экспортного ценообразования на продукцию металлургических предприятий подробно описаны в работе А. М. Андреева [1], который сформулировал комплексный подход к ценообразованию на металлопродукцию, включающий применение затратного и рыночного методов формирования цен [1, с. 10]. Суть такого подхода состоит в формировании оптимальной цены на экспортируемую продукцию на основе определения баланса между реальным уровнем затрат на производство и реализацию продукции и текущей рыночной ценой с применением анализа возможности изменения рыночной конъюнктуры и управления затратами компании.
При разработке данного подхода исследователь уточнил понятие «механизм ценообразования». По мнению А. М. Андреева, механизм ценообразования -это неотъемлемый элемент системы управления предприятием, который должен включать в себя ценовую политику фирмы, методы и подходы установления и корректировки цены, систему управления процессом формирования цены, формирующим такие цены на продукцию, которые обеспечивают ее конкурентоспособность и эффективность ее производства и реализации в условиях ограничения рынков сбыта [1, с. 10]. Также А. М. Андреев предложил алгоритм мониторинга цен на металлопродукцию, позволяющий снизить риск признания демпинга [1, с. 13], разработал методику формирования оптимальных цен при неизменной величине затрат, состоящую из следующих этапов:
Июль
1-1-1-1
Август Сентябрь Октябрь
- формирование минимально допустимой цены, которая бы обеспечивала отсутствие демпинга на мировом рынке;
- определение зависимости спроса от уровня цен на зарубежных рынках;
- расчет оптимального уровня цены, обеспечивающего максимизацию прибыли компании при ее неизменном организационно-экономическом статусе [1, с. 15-17].
Безусловно, система затратного и рыночного методов ценообразования является необходимым условием для расчета оптимальной цены на экспортную продукцию. Так, затратный метод позволяет определить минимальный уровень цен, позволяющий компании покрывать издержки. Применение рыночного метода дает возможность рассчитать цену на экспортную продукцию исходя из уровня спроса и предложения на мировом (целевом) рынке. Недостаток предложенного подхода заключается в отсутствии учета многочисленных факторов ценообразования (геополитическая обстановка в мире, сведения о мировых запасах природных ресурсов, погодные условия и др.), влияние которых значительно возросло с вступлением Российской Федерации в ВТО, усилением процессов глобализации и трансформации мировой экономики.
Другим существенным недостатком предлагаемого подхода, по мнению автора, является недоработка внедряемого мониторинга уровня цен в механизм ценообразования. В современных условиях развития мирового хозяйства цены на различного рода продукцию меняются быстрыми темпами. Очевидно, что мониторинг их необходим, но помимо учета уровня самих цен, как предлагает А. М. Андреев, важен постоянный сбор и анализ информации о продукции фирм-конкурентов, ее качестве, уникальных свойствах и характеристиках. Поэтому, как считает автор, неоправданно применение мониторинга цен на продукцию фирм-конкурентов без анализа информации о факторах, побуждающих конкурирующие фирмы устанавливать определенные цены, об эффективности деятельности данных предприятий и условиях, в которых они осуществляют свою деятельность. В таком случае дополнение предложенного способа формирования цен параметрическим методом ценообразования позволит формировать оптимальные цены на основе данных о товарах-конкурентах и информации о среде, в которой функционируют данная фирма и ее соперники.
Одним из недостатков рассматриваемого исследования является неточность сформулированной дефиниции «механизм ценообразования». Акцент
смещен в сторону управления процессом формирования цены в системе управления деятельностью всем предприятием, не учитывая при этом влияние на ценообразование компании воздействия других субъектов финансовых отношений и факторов микро- и макросреды, не раскрывая их связей в структуре механизма формирования цены.
Российский ученый Ю. Д. Пастернак исследовал особенности механизма формирования и регулирования цен на транспортные услуги [11]. В данной работе значительное внимание уделяется системе гибких тарифов как неотъемлемому элементу эффективного механизма формирования цен на транспортные услуги.
Ученый выделил следующую группу факторов в механизме ценообразования зарубежных компаний, влияющих на установление цен:
- цели компании;
- маркетинговая стратегия;
- издержки;
- организация ценообразования;
- тип рынка;
- конкурентная среда;
- экономическая ситуация;
- государственное регулирование цен [11, с. 34]. Представленную группу факторов ценообразования необходимо включить в процесс формирования цен на экспортную продукцию при условии дополнения ее специфическими факторами, характеризующими сферу деятельности компании, и четком разделении на внутренние и внешние факторы ценообразования.
Также Ю. Д. Пастернак проанализировал три уровня в управлении ценами в механизме ценообразования зарубежных фирм, развивающихся в направлении от масштабных особенностей отраслевого ценообразования до специфических вопросов частных сделок и отдельных потребителей. К первому уровню относится отраслевая стратегия, ко второму - товарно-рыночная стратегия, к третьему -стратегия сделок [11, с. 6]. При этом все уровни управления ценами являются взаимосвязанными.
Очевидно, что подобные уровни управления ценообразованием способствуют образованию множества цен на мировом рынке, прогнозируют мировые тенденции уровня цен, их динамику, выявляют факторы ценообразования, благодаря анализу которых зарубежные экспортно ориентированные предприятия проводят эффективную ценовую политику и добиваются требуемых экономических приоритетов, повы-
шая свою капитализацию и долю на мировом рынке. Так, по данным Всемирной торговой организации, в 2011 г. по объемам экспорта продукции автомобилестроения лидером являлись компании стран ЕС (659,6 млрд долл.) [9] благодаря, по мнению автора, проведению более гибкой ценовой политики, основанной на быстрой адаптации к динамично меняющейся рыночной конъюнктуре [7, с. 460-462], что в очередной раз доказывает необходимость использования значительного опыта зарубежных компаний в вопросах формирования цен отечественными фирмами, перед которыми стоят важнейшие задачи по совершенствованию механизмов ценообразования на экспортную продукцию в связи со вступлением России в ВТО.
В целом Ю. Д. Пастернак концентрирует свое внимание на обобщении имеющегося теоретического материала, но при этом не раскрывает сущности механизма ценообразования как финансовой категории. Такое исследование не позволяет в полной мере экстраполировать его результаты на реальную практику формирования цен отечественными компаниями ввиду отсутствия установления объективных законов и правил взаимодействия компании с субъектами финансовых отношений, которое в системе факторов внутренней и внешней среды предприятия воздействует на процесс ценообразования, позволяя в результате устанавливать оптимальные цены.
Большой интерес в вопросах формирования экспортных цен представляют механизмы ценообразования на продукцию топливно-энергетического комплекса ввиду преобладания ее доли в структуре экспорта Российской Федерации.
Значительный вклад в исследование механизма формирования экспортных цен на продукцию 50-
45 40 35' 30 25' 20 15 10 5 0
47,6
36
25,2
20,7
13 13,2 13,8 17,6
2003 г. 2004 г.
2005 г. 2006 г. 2007 г.
Рис. 2. Доля спотовых торгов в структуре общего потребления природного газа
в странах ЕС, %
топливно-энергетического комплекса, в частности на природный газ, внес отечественный ученый А. А. Конопляник.
В своей работе А. А. Конопляник выделил три основных механизма формирования цен на природный газ [4]:
- метод «cost plus» («издержки плюс», нет-фор-вард). В основе данного метода лежит рента Рикардо (долгосрочная разница между издержками и предельными издержками). Такая модель ценообразования применяется на рынке физических товаров (природного газа); метод «нет-бэк». В данном случае цена формируется на основе стоимости замещения одного товара другим (природный газ замещает другой энергоноситель): рента Рикардо плюс рента Хотеллинга (долгосрочная разница между предельными издержками и стоимостью замещения конкурирующими видами топлива). Этот метод установления цены используется на рынке физических товаров (природного газа) аналогично с методом «cost plus»; метод биржевых цен (фьючерсы/опционы). Данный способ формирования цен осуществляется по следующему принципу: рента Рикардо плюс рента Хотеллинга плюс/минус непредвиденная прибыль/убытки (для покрытия краткосрочных дисбалансов спроса/предложения; разница между равновесной ценой спроса/предложения на газовые контракты и стоимостью замещения газа). Метод формирования цены на базе биржевых цен применяется на рынке «бумажных товаров» (газовых контрактов). В настоящее время в мировой практике ценообразования на природный газ преобладают модели формульного, спотово-го/биржевого и гибридного ценообразования [3, с. 12-15], причем доля спотового ценообразования в структуре общего потребления природного газа в странах ЕС имеет тенденцию к росту (рис. 2).
В связи с этим российской компании, экспортирующей природный газ, необходимо
2008 г. 2009 г.
2010 г.
учитывать возможность применения и адаптации в своей ценовой стратегии спотовой модели ценообразования наряду с моделью долгосрочных контрактов, т. е. переходить на гибридную модель формирования цен с постепенным ростом доли спо-тового ценообразования по мере истечения сроков действия долгосрочных контрактов, либерализации европейского рынка природного газа и обострения конкуренции на нем за счет увеличения предложения природного газа со стороны экспортеров из Норвегии, Алжира, Катара.
Анализ трудов А. А. Конопляника [4, 5] позволил выявить преимущества и недостатки формульной (по долгосрочным контрактам) и спотовой (биржевой) моделей ценообразования на природный газ. Сравнительная характеристика данных моделей представлена на рис. 3.
Анализ моделей ценообразования показывает, что в современных условиях развития и функционирования рынков природного газа ни одна из
рассмотренных моделей не позволяет газовым компаниям наиболее полно проводить эффективную, гибкую ценовую политику. Так, спотовые цены подвержены чрезмерным колебаниям и необоснованным спекуляциям, что накладывает дополнительные финансовые риски как на производителя/ экспортера природного газа, так и на потребителя. По словам председателя правления ОАО «Газпром» А. Б. Миллера, спотовая модель рынка природного газа не привязана к спросу и предложению, является несамостоятельной, неликвидной и в целом нежизнеспособна в отличие от модели, основанной на долгосрочных контрактах, которые будут обеспечивать основной объем экспорта природного газа в страны ЕС [10]. Одновременно с этим ОАО «Газпром», экспортирующее природный газ по ценам в рамках долгосрочных контрактов, в последнее время сталкивается со значительными рисками снижения выручки и потери рынков сбыта ввиду превышения цен, устанавливаемых компанией, над ценами на
Модель ценообразования
I
Формульная
Позволяет достигать максимальной реализуемой ресурсной ренты за счет долгосрочных, стабильных, непрерывных поставок
природного газа с минимальными рисками и затратами для _обеих договаривающихся сторон_
Рынок физического газа неликвидный, но более стабильный
Круг участников производства/торговли газом ограничен и устойчив
Контрактные цены предсказуемы, так как базируются на стабильных контрактных формулах
Формула цены и механизм ее пересмотра весьма прозрачны. Однако сама цена становится известна спустя некоторое время
ввиду зависимости ее от структуры формулы и наличия «положения о конфиденциальности» долгосрочных контрактов
Контрактные положения и фиксированная формула не дают возможности манипулировать ценами. Адаптация формулы цены происходит на двусторонней основе в рамках юридически обязательных процедур
Возможность сужать коридор ценовых колебаний, что способствует стабилизации газового рынка
Биржевая/спотовая
Позволяет максимизировать краткосрочную прибыль путем «игры» на колебаниях цен
Рынок бумажного газа ликвиден, но менее устойчив и стабилен
Круг участников открыт и нестабилен, сопровождается непрерывным притоком/оттоком финансовых игроков -_торговцев газовыми контрактами_
Спотовые цены непредсказуемы ввиду базирования на динамично меняющихся ожиданиях/допущениях участников _«игры» на глобальных финансовых рынках_
Информация о цене доступна, прозрачна и базируется на биржевых котировках. Однако механизм принятия решения участниками торгов в отношении уровня цен является непрозрачным в силу базирования его на допущениях и ожиданиях большого количества неустойчивых биржевых игроков
Существует возможность манипулирования ценами: как прямое воздействие на цены, так и опосредованное путем влияния на ожидания (допущения) игроков
Усугубление ценовых пиков (расширение коридоров ценовых колебаний) ведет к дестабилизации газового рынка
Рис. 3. Сравнительная характеристика моделей формирования цен, действующих на мировом рынке природного газа
основных пунктах торговли природным газом в Европе (см. рис. 1). Соответственно, российской газовой компании необходима оптимизация действующего механизма ценообразования на природный газ путем включения в него особенностей как долгосрочных контрактов, так и спотовой модели ценообразования. Это позволит компании оперативно реагировать на изменения биржевых котировок и других факторов ценообразования без снижения выручки и потери доли на рынках сбыта.
В исследованиях А. А. Конопляника наиболее полно описаны модели ценообразования на природный газ. Автор рассмотрел эволюцию механизмов формирования цен на природный газ, привел основные модели ценообразования, применяющиеся в современных условиях развития рынков природного газа. Однако он рассматривает механизм ценообразования как модель формирования цены, т. е. объединяет данные понятия, что не совсем корректно. Так, механизм ценообразования является системой научно обоснованных правил, принципов формирования цен и методов управления ценообразованием, в то время как модель ценообразования -это модель, отражающая механизм формирования цен [14, с. 344] и показывающая основу ценообразования (долгосрочные контракты либо спотовые сделки - на примере экспорта природного газа). В отличие от модели ценообразования механизм формирования цены раскрывает особенности и законы, по которым происходит формирование и корректировка цен под влиянием взаимодействия компании с другими субъектами финансовых отношений, а также факторов микро- и макросреды, показывает систему связей компании с данными субъектами и факторами. Следовательно, модель ценообразования является некоторым частным случаем механизма формирования цены и не учитывает фундаментальных основ механизма.
Следует отметить, что в рассмотренных работах А. А. Конопляника не приводится последовательность этапов ценообразования, позволяющих формировать оптимальные цены: анализ факторов микро- и макросреды деятельности компании, прогнозирование, корректировка и страхование цен.
Среди работ зарубежных исследователей в области механизма ценообразования на экспортную продукцию большой интерес представляет труд Г. Армстронга и Ф. Котлера [2]. Они выделили факторы внутренней и внешней среды, влияющие на ценообразование, анализ и учет влияния кото-
рых позволит компаниям проводить более гибкую ценовую политику.
Анализ трудов российских и зарубежных ученых, посвященных особенностям процесса формирования цен, выявил применение ставшей уже классической последовательности этапов ценообразования: выбор цели, определение спроса, анализ издержек, анализ цен конкурентов, выбор модели ценообразования, установление окончательной цены [8, с. 297; 14, с. 64].
Недостатком такой последовательности, по мнению автора, можно считать:
- отсутствие этапа прогнозирования цены с учетом различных факторов и динамики рыночной конъюнктуры, что особенно актуально при функционировании компаний на мировом рынке;
- неприменимость цикличности этапов ценообразования, обусловленной постоянным мониторингом и корректировкой цены для ее оптимизации и проведения максимально гибкой ценовой политики.
Выявленные преимущества и недостатки механизмов ценообразования представлены в таблице.
В целом на современном этапе развития экономической науки исследованию особенностей механизма формирования экспортных цен по-прежнему уделяется недостаточное количество внимания. Это заключается в отсутствии четкого определения механизма ценообразования как финансовой категории, что является теоретико-методологической недоработкой и не позволяет в полной мере раскрыть сущность механизма ценообразования как неотъемлемого элемента хозяйственной деятельности экспортно ориентированных корпораций. Поэтому при совершенствовании действующего механизма формирования цен необходимо уточнение определения данной категории для определения его места в структуре управления производственно-финансовой деятельностью предприятия.
В связи с этим, по мнению автора, под механизмом ценообразования следует понимать совокупность научно обоснованных правил, принципов, методов ценообразования, действующих в системе управления процессом формирования цен с учетом внутренней и внешней среды деятельности предприятия и его общей бизнес-стратегии.
Помимо нечеткого определения механизма формирования цен как финансовой категории, анализ результатов исследований показывает отсутствие принципиальной схемы механизма ценообразова-
Преимущества и недостатки механизмов ценообразования в российских и зарубежных экспортно ориентированных компаниях
Компания Преимущества Недостатки
Российская Относительная простота процесса формирования цен Неточность в определении понятия механизма ценообразования. Чрезмерное ориентирование ценообразования на издержки. Слабая приспособленность к изменению рыночной конъюнктуры. Отсутствие связей ценообразования с маркетинговыми мероприятиями. Ограниченное структурирование цен по различным видам продукции и сегментам рынка. Не учитывается должным образом влияние на ценообразование факторов микро- и макросреды. Незначительный опыт работы предприятий на мировом рынке. Отсутствие прогнозирования и страхования цен в последовательности этапов ценообразования. Отсутствие законодательной базы, позволяющей компаниям в полной мере отвечать правилам ВТО
Зарубежная Эффективное сочетание затратного и рыночного методов ценообразования. Ориентирование ценообразования на потребителя, на рынок в целом. Быстрая адаптация к динамично меняющимся условиям рынка. Ценообразование является неотъемлемым элементом общей бизнес-стратегии компаний и тесно связано с маркетинговыми мероприятиями. Подробный анализ деятельности конкурентов и эффективная ответная реакция изменения ими цен. Богатый опыт функционирования компаний в условиях ограничения рынков сбыта и риска внешней среды. Наличие нормативно-правовой базы, позволяющей фирмам функционировать в условиях ВТО Процесс формирования цен относительно сложен и емок по времени. Неточность в определении понятия механизма ценообразования. Не учитывается должным образом влияние на ценообразование факторов микро- и макросреды. Отсутствие прогнозирования и страхования цен в последовательности этапов ценообразования
ния, что не позволяет раскрывать функциональные связи, возникающие в процессе формирования цен между компанией и другими субъектами финансовых отношений, составляющих, соответственно, систему локальных (внутренняя среда) и глобальных (внешняя среда) факторов ценообразования.
Таким образом, механизм ценообразования можно представить в виде схемы (рис. 4).
Формирование цены в компании происходит под влиянием факторов внутренней и внешней среды деятельности предприятия. Внутренняя среда представлена производственными и организационно-управленческими процессами внутри компании, внешняя среда обусловлена конкуренцией, политико-правовыми отношениями, влиянием государства, на территории которого компания осуществляет свою деятельность. При этом локальные факторы
управляются организационной системой предприятия, в то время как изменение глобальных факторов неподконтрольно менеджменту фирмы. В свою очередь, состояния внутренней и внешней среды являются взаимозависимыми, причем, влияние внешней среды на внутреннюю более ощутимо.
Кроме того, на современном этапе развития экономической науки недостаточно изучено влияние на ценообразование факторов эффективности деятельности компании, внутренней и внешней среды функционирования фирмы. В работах ученых [2, 11] эти факторы приводятся в обобщенной форме. По мнению автора, приводимые классификации факторов формирования цены необходимо значительно дополнить. Помимо дополнения и систематизации, целесообразно провести выявление факторов ценообразования в зависимости от профиля деятельнос-
Рис. 4. Принципиальная схема механизма ценообразования
ти фирмы ввиду их специфичности и обосновать включение их в процесс формирования цены для прогнозирования, корректировки и установления оптимальной цены на экспортную продукцию.
Таким образом, при совершенствовании действующего и разработке нового эффективного механизма ценообразования необходимо устранить выявленные недостатки и адаптировать преимущества механизма формирования цен зарубежных фирм в отечественную практику ценообразования. Это позволит российским экспортно ориентированным компаниям устойчиво функционировать и развиваться в условиях глобализации, обусловленной высоким уровнем конкуренции на мировом рынке и возрастанием риска внешней среды.
Список литературы
1. Андреев А. М. Совершенствование механизма ценообразования в условиях ограничения рынков сбыта продукции металлургических предприятий. СПб, 2009.
2. Армстронг Г., Котлер Ф. Введение в маркетинг, 8-е изд.: пер. с англ. М.: Вильямс, 2007. 832 с.
3. Комлев С. Л. Газовое моделирование// Газпром. 2012. № 3. С. 12-15.
4. Конопляник А. А. Российский газ в континентальной Европе, СНГ, Евразии: эволюция контрактных структур и механизмов ценообразования. URL: http://www.konoplyanik.ru/speeches/121115-Konoplyanik-Gubkin %20Academic %20Lecture. pdf.
5. Конопляник А. А. Эволюции рыночных моде-
лей ценообразования на газ. URL: http://www. dagda. com. ua/data/upload/RUSFIN/02_Konoplyanik. pdf.
6. Консолидированная финансовая отчетность ОАО «Газпром» по Международным стандартам финансовой отчетности. URL: http://www. gazprom. ru/f/posts/21/499896/gazprom-ifrs-12m-2012-ru. pdf.
7. ЛипсицИ. В. Ценообразование: учеб. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Магистр, 2008. С. 460-462.
8. Маркетинг: учеб./А. Н. Романов, Ю. Ю. Кор-люгов, С. А. Красильников [и др.]/ под ред. А. Н. Романова. М.: ЮНИТИ, 1996. 560 с.
9. Международная торговая статистика 2012. URL: http://www. wto. org/english/res_e/statis_e/ its2012_e/its2012_e. pdf.
10. Миллер заявил о нежизнеспособности спотового рынка газа. URL: http://ria. ru/economy/2 0120921/756010451.html.
11. О состоянии внешней торговли в январе -феврале 2013 года URL: http://www. gks. ru/bgd/free/ b04_03/IssWWW. exe/Stg/d01/78.htm.
12. Пастернак Ю. Д. Зарубежный опыт и российская практика формирования механизма ценообразования. М., 2007. 171 с.
13. Экспорт России важнейших товаров в январе - феврале 2013 года. URL: http://www. customs. ru/index2.php?option=com_content&view=article&id =17359&Itemid=1978.
14. Цены и ценообразование: учеб./ И. К. Са-лимжанов, О. В. Португалова, В. Е. Новиков [и др.]/ под ред. И. К. Салимжанова. М.: ТК Велби, Проспект, 2006. 360 с.
dilib
Вы всегда можете приобрести последние номера и отдельные статьи всех журналов Издательского дома «Финансы и Кредит» в формате PDF на сайте электронной библиотеки dilib.ru. Также доступен электронный архив журналов с 2006 года.
www.dilib.ru