ЭКОНОМИКА
лью примера является не прогноз платежей, а расчет целевого остатка. Сумма платежей в месяц составит 677,7 млн долл. (6 099,5/9). Целевой срок оборота - 4 дня. Тогда целевой остаток денежных средств должен составить 90,36 млн долл. (677,7^4/30).
При анализе финансовой устойчивости следует учитывать влияние соотношения длительности операционного цикла и периода погашения обязательств. Если заемные средства предоставляются на срок, более короткий, чем длительность операционного цикла, то поддержание устойчивой платежеспособности может быть обеспечено лишь при условии, что предприятие располагает собственным оборотным капиталом, и он находится в определенном соотношении со средствами, привлекаемыми на заемной основе.
В деятельности компании могут возникать определенные затруднения, способные влиять на финансовую устойчивость организации. Данные затруднения необходимо выявлять не в стадии, когда оно уже возникло, а в стадии, когда появляется риск возникновения данного затруднения. Данные риски могут возникать на любом предприятии, в том числе и на предприятиях лесотехнического комплекса. Компания принимает оперативные действия для определения этих рис-
ков и их минимизации с целью поддержания уровня финансовой устойчивости.
Для обеспечения финансовой устойчивости необходимо выявлять и устранять следующие риски:
1. Риск нереализации профильной технологии предприятия из-за незаключения договора на поставку исходных продуктов.
2. Риск недополучения исходных материалов из-за срыва заключенных договоров о поставке.
3. Риск невозвращения предоплаты поставщиком.
4. Риск незаключения договоров на реализацию производственной продукции (риск нереализации произведенной продукции).
5. Риск неполучения или несвоевременного получения оплаты за реализованную без предоплаты продукцию.
6. Риск отказа покупателя от полученной и оплаченной им продукции (возврат).
7. Риск срыва собственных производственных планов или инновационных проектов.
8. Риск неверного прогнозирования ситуации и получения неправильных исходных данных.
9. Риск неполучения внешних инвестиций и кредитов.
ОСОБЕННОСТИ ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ В ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ
И.Н. НАЗАРЕНКО, доц. каф. экономики и организации л/х и л/п МГУЛ, канд. экон. наук
Цены как основной элемент рыночной экономики и механизм ценообразования образуют ценовую политику предприятия. Ценовая политика - это составная часть общей стратегии и тактики экономического и социального развития предприятия. В ней переплетаются и согласовываются государственные интересы и интересы производственных коллективов, производителей и потребителей, общества в целом и отдельных его слоев. Ценовая политика оказывает серьезное влияние на прибыль предприятия и его положение на рынке. В услови-
caf-elh@mgul.ac.ru
ях рыночных отношений каждое предприятие формирует под воздействием объективных и субъективных факторов наилучшую для него ценовую политику, пути снижения себестоимости продукции (работ, услуг) и возможности регулирования объемов реализации. Однако, если уровень затрат на производство и реализацию продукции в значительной степени зависит от деятельности самого предприятия, то объем реализации и цены на продукцию во многом зависят от положения данного предприятия на рынке и конъюнктуры рынка.
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2008
171
ЭКОНОМИКА
Ценовая политика предприятия как средство завоевания потребителей на рынке может формироваться на основе:
- анализа затрат на производство и реализацию продукции, работ и услуг;
- наличия, организации и эффективности работы маркетинговой службы и рекламной политики;
- изучения видов продукции, на которые устанавливаются государственные цены или осуществляется их государственное регулирование;
- исследования спроса на продукцию, производимую предприятием, и выбора рационального рынка сбыта;
- изучения цен и объемов реализации конкурентов на аналогичную продукцию;
- анализа методов ценообразования и выбора наиболее эффективного для каждого вида продукции;
- стратегии ценообразования и методики расчета цен на продукцию, производимую предприятием.
В ценовой политике предприятия отражается деятельность всех подразделений в части принятия согласованных производственно-экономических решений при формировании себестоимости каждого вида продукции, методики ценообразования и выпускаемого объема реализации. Однако ценовая политика предприятия не может быть постоянной и одинаковой; она изменяется и корректируется в зависимости от положения предприятия на внутреннем и внешнем рынках и от ситуации на них.
Спрос как потребность, выступающую на рынке в денежной форме, оказывает значительное влияние на формирование ценовой политики предприятия. Спрос и цена находятся в обратно пропорциональной зависимости, то есть чем выше цена, тем ниже спрос, и наоборот, чем ниже цена, тем выше спрос. Однако спрос как желание купить нельзя рассматривать без предложения как желание продать. Предложение - это масса продукции, работ и услуг либо находящихся на рынке, либо готовых к реализации на нем; оно определяется производителями, и тем выше, чем выше цена на них.
На конъюнктуру рынка оказывает влияние множество факторов: объем производс-
тва конкретных предприятий и его масштабы по однородной продукции, изменения цен, доходы предприятий, организация маркетинговой и рекламной служб. Рыночная цена устанавливается как уравновешивающаяся при равных объемах и структурах спроса и предложения, то есть предложение и спрос определяют рыночную цену и количество производимой и потребляемой продукции.
Фактическое соотношение спроса и предложения постоянно меняется под воздействием различных факторов; количественное измерение этих колебаний определяется эластичностью, которая показывает, в какой степени изменение цены воздействует на уровень спроса. Оценка влияния приобретаемого количества продукции на изменение цены выражается коэффициентом эластичности спроса, определяемым как отношение процента изменения количества продаж к проценту изменения цен. При эластичном спросе, то есть незначительном изменении цены и значительном изменении спроса, значение коэффициента эластичности больше единицы. При эластичном спросе выручка возрастает и продавцу можно подумать о снижении цены, которая принесет больший объем общего дохода (при неизменной себестоимости продукции). При неэластичном спросе, когда изменение цены не вызывает значительных отклонений в спросе на данную продукцию, коэффициент эластичности менее единицы; при неэластичном спросе снижение цены вызывает настолько незначительный рост продаж, что общая выручка падает.
Маркетинговая служба предприятия занимается изучением спроса продукции на рынках; однако, если данное предприятие своей продукцией не влияет на спрос на рынке, то задачи маркетинговой службы сводятся к нулю. В этом случае ценовая политика предприятия основывается на внутренних возможностях предприятия и на выявленном спросе на производимую продукцию.
Анализируя затраты на производство и реализацию продукции, необходимо учитывать тот факт, что рыночная цена на аналогичную продукцию показывает средние общественные затраты производства и реализации и величину средней нормы прибыли на
172
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2008
ЭКОНОМИКА
эту продукцию, которая из-за различий между предприятиями в организационно-техническом уровне отличается по каждой продукции, в каждой отрасли. Поэтому у предприятий, затраты которых равны общественным или ниже их, имеется прибыль, а где выше - сначала убыток, а затем банкротство. Следовательно, величина затрат на производство и реализацию продукции на предприятии является нижним пределом устанавливаемой цены, а верхним пределом - рыночная цена, складывающаяся под влиянием спроса и предложения и конкуренции предприятий
- производителей аналогичной продукции.
Ценовая политика предприятий зависит от государственного регулирования цен, которое в определенных условиях может усиливаться. В противном случае, если государство не будет вмешиваться в процесс ценообразования, предприятия и общество в целом не будут иметь рычагов воздействия на цены отраслей и предприятий-монополистов, население лишится социальной поддержки. Следовательно, очевидна необходимость совершенствования и законодательного обоснования установления цен и тарифов в отраслях естественных монополий.
Необходимость государственного регулирования подтверждается тем, что темпы прироста цен и тарифов на продукцию естественных монополий (электроэнергетика, газ естественный природный, грузовой железнодорожный транспорт, услуги связи для юридических лиц и др.) значительно выше, чем в целом по промышленности. Только по этой причине доля прибыли естественных монополий в общей прибыли по России по оценкам специалистов выше почти в 2 раза.
Цены на продукцию естественных монополий несопоставимы с ценами на продукцию лесопромышленного комплекса: за годы рыночных реформ увеличение тарифов на топливо и электроэнергию составило
2,5 раза, а на железнодорожные перевозки
- 4 раза по сравнению с увеличением на лесопродукцию.
Учет всех перечисленных и ряда других факторов позволяет предприятию ориентироваться в условиях рыночных отношений и создавать свою рациональную ценовую по-
литику. Однако более 60 % предприятий остро нуждаются в анализе ценовой политики и разработке предложений по ее совершенствованию.
Задача эффективного ценообразования становится особенно актуальной в связи с проводимой реформой лесопромышленного комплекса. Мировой опыт ценообразования показывает, что успеха добиваются лишь те предприятия и фирмы, которые рассматривают цены как инструмент стратегический, а не как средство для оперативного устранения недостатков. Например, не следует принимать ценовое решение лишь для привлечения дополнительных покупателей или для немедленного роста продаж в связи с тем, что основной задачей предприятия является обеспечение прибыльности на длительную перспективу. Психологически это не сразу воспринимается, так как цены влияют на объемы продаж быстрее, чем все другие факторы, поэтому при трудностях со сбытом прежде всего стремятся к изменению ценообразования. Однако сначала надо выяснить, какова будет реакция покупателей и чем на это ответят конкуренты.
Реакция покупателей на снижение цен может быть неоднозначной. Так, покупатель, оценивая качество продукции через цену, считает, что дешевая продукция хорошей быть не может. Возможно также, что рост продаж, вызванный снижением цен, будет меньшим по масштабу, чем нужно для компенсации потерь, связанных с ценообразованием. Отсюда вытекает немаловажная задача ценообразования: цены устанавливаются и меняются не для увеличения объема продаж, а для улучшения финансовых результатов предприятия, так как высокий объем продаж не всегда плод удачной ценовой стратегии.
Методы ценообразования и ценовая политика предприятия должны обеспечивать ценность продукции для покупателей. Однако цена не может быть выше, чем цена лучшего товара-аналога конкурентов плюс ценность (с точки зрения потребителя).
Ценовая политика предприятия, конечно, не должна опираться только на информацию о затратах на производство и реализацию продукции, хотя без анализа этих затрат невозможно эффективное ценообразование.
ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 5/2008
173