ЭКОНОМИКА
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕН НА ЛЕСОПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
И.Н. НАЗАРЕНКО, доц. каф. экономики и организации Л/Х и Л/ПМГУЛ, канд. экон. наук
Цены на продукцию, работы и услуги являются основным элементом рыночной экономики. Процесс формирования цен предприятием (субъектом хозяйствования) и государством носит название ценообразования. Известны две системы ценообразования: рыночное ценообразование, строящееся на базе исследования спроса и предложения, при котором формирование цен осуществляют сами субъекты хозяйствования, и централизованное государственное ценообразование, при котором цены формируют государственные органы.
В условиях рынка предприятия подходят к формированию ценовой стратегии и проблемам ценообразования по-разному. При этом сущность ценовой политики предприятия заключается в том, чтобы установленные цены были гибкими в зависимости от ситуации на рынке для овладения его максимальной долей и привлекательными для увеличения спроса, чтобы величина полученной прибыли и стратегия производства давали возможность решать текущие и стратегические задачи с учетом государственной политики ценообразования.
Формирование цен на предприятии и методика ценообразования складываются под влиянием множества факторов, основными из которых являются:
- затраты предприятия на производство и реализацию каждого вида продукции (работ, услуг);
- стратегия развития предприятия и его ценовая политика;
- государственное законодательство в области ценообразования, налогов, таможенной и кредитной политики, инвестиций;
- полезность производимой продукции и спрос на нее;
- стратегия собственного экономического развития и конкурентов;
- социальные условия и занятость населения и др.
caf-elh@mgul.ac.ru
Эффективная ценовая стратегия, грамотная тактика формирования цен при использовании экономически обоснованных методов ценообразования составляют основу успешной деятельности любого предприятия, независимо от формы собственности.
Ведущее место в системе стоимостных показателей предприятия (себестоимость, заработная плата, прибыль и др.) занимает цена, так как отражает всю совокупность экономических отношений производителей и потребителей.
На уровень цен, который предприятие устанавливает на свою продукцию (работы, услуги), оказывают влияние ценовая стратегия и задачи, которые оно ставит перед собой на перспективу. К основным задачам современной ценовой стратегии предприятия относят:
- оценку затрат на производство и реализацию продукции;
- выбор методологии и стратегии ценообразования с учетом регулирования уровня цен;
- получение запланированной прибыли;
- выявление потенциальных конкурентов;
- занятие устойчивого положения на рынке и обеспечение конкурентоспособности;
- анализ внутренних и внешних факторов;
- совершенствование качества продукции;
- создание новых видов продукции и продвижение их на рынок.
Перечисленные задачи с изменением ситуации на рынке меняются и на предприятии корректируются. Регулирование уровня цен осуществляется применением различных ценовых стратегий. Это стратегия высоких цен, иллюстрирующих превосходное качес-
156
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 6/2011
ЭКОНОМИКА
тво товара при достаточно высоком уровне текущего спроса. Стратегия низких цен характерна для рынков с большими объемами производства; при этом снижение цен стимулирует спрос. Стратегия дифференцированных цен предусматривает применение скидок и надбавок к ценам на различных типах рынков.
Известно множество видов скидок к ценам на продукцию, работы и услуги. Чтобы заинтересовать покупателей, можно снизить цены на продукцию или сделать более привлекательными условия оплаты. Наибольшего эффекта можно достичь при сбалансированном сочетании того и другого. Предприятие может устанавливать систему скидок в зависимости от объема реализации продукции и одновременно варьировать цены в зависимости от сроков оплаты.
Формирование цен с учетом скидок для потребителей, покупающих значительные объемы продукции, позволяет производителю компенсировать это снижение получением экономии на хранении продукции. Кроме того, между поставщиком и потребителем устанавливаются долгосрочные устойчивые связи. Скидки, предоставляемые в зависимости от качества или стоимости приобретаемых товаров, могут быть как простыми - на отдельно взятую конкретную партию товаров, так и накопительными - на все товары конкретного наименования (или группы наименований, или без каких-либо ограничений по этому признаку), приобретенные в течение определенного периода или без ограничения по времени.
Величина скидок или надбавок к цене, устанавливаемая в зависимости от сроков оплаты в существующих условиях, не подвержена влиянию каких-либо внешних факторов, она устанавливается договором между поставщиком и потребителем.
При установлении скидок финансовые результаты предприятия не должны ухудшаться. В связи с этим процесс установления скидок должен носить исследовательский характер. Прежде всего анализируют рынок и выясняют, по каким ценам предлагают такую же или аналогичную продукцию другие
предприятия-конкуренты. При этом надо понимать, что потребитель, особенно приобретающий большие объемы продукции, меняя привычного поставщика, должен получить существенные скидки. Выяснив, при какой цене продукция становится конкурентоспособной, необходимо далее оценить, какие объемы предпочтительны для потенциальных покупателей. После этого можно предварительно рассчитать сумму дополнительной выручки, которая может быть получена за счет снижения цен и привлечения новых клиентов с определенными объемами.
Распространенным видом скидок являются сезонные, при которых продукция реализуется потребителю по сниженным ценам в период, не соответствующий сезону основной продажи. В этом случае предприятие-производитель имеет стабильный уровень продаж и прибыль в течение года.
Регулирование уровня цен на предприятии может осуществляться стратегией льготных цен для удержания потребителей своей продукции. Возможно применение и других ценовых стратегий. Однако их рациональное применение на практике должно основываться на уровне цен фактических сделок и договоров, биржевых цен, цен аукционов и торгов, цен крупных фирм и предприятий, а также статистических и справочных цен.
Предложение и спрос на продукцию определяют ее цену на рынке. Поэтому предприятия, устанавливая уровень цен на свою продукцию, сначала изучают спрос (который и определяет максимальную цену), затем регулируют объемы и затраты на производство продукции.
При формировании уровня цен предприятие учитывает государственное законодательство в области ценообразования, налогов, кредитной и таможенной политики, а также внутренние и внешние факторы, оказывающие влияние на себестоимость продукции, работ и услуг. Принимаются также во внимание специфика производимой продукции, длительность и особенности производственного цикла, организация рекламной деятельности, сервисное обслуживание при реализации товара и в последующее (гаран-
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 6/2011
157
ЭКОНОМИКА
тийное) время, уровень инфляции, имидж продукции и производителя.
Основными внутренними факторами, зависящими от деятельности предприятия и оказывающими влияние на себестоимость продукции и процесс ценообразования, являются: нормирование оборотных средств и степень использования производственных запасов товарно-материальных ценностей, использование производственных мощностей, производительность труда, формы и системы оплаты труда, организационно-технический уровень производства.
На издержки производства и реализации продукции оказывают влияние внешние по отношению к предприятию факторы, такие как стоимость сырья, материалов, топлива, смазочных материалов, энергии, тарифы на транспортные услуги. Увеличение их стоимости приводит к возрастанию себестоимости продукции и, как следствие, ее цены.
Изучение деятельности предприятий-конкурентов рассматривается с точки зрения их перспективного развития, оценки текущей стратегии, ценовой политики для оперативного реагирования на формирование цен и укрепление позиций на рынке. Конкуренция заставляет предприятие совершенствовать продукцию, улучшать ее качество, более обоснованно подходить к формированию уровня цен. Гибкая ценовая политика предприятия является одним из инструментов, позволяющих повысить конкурентоспособность продукции и предприятия.
В теории цены и ценообразования особое место занимает признание полезности товара (продукции), выдвинутое английским экономистом А. Маршаллом. Основополагающими принципами этой теории являются: рассмотрение спроса и предложения как равнозначных ценообразующих факторов; достижение равновесия на рынке; анализ соотношения спроса и предложения.
На основе обобщения различных теорий ценообразования можно дать определение сущности цены. Цена - это форма выражения ценности благ, проявляющихся в процессе товарно-денежных отношений. Цена товара,
его полезность проверяются рынком и окончательно формируются на рынке.
На формирование уровня цен оказывают влияние заемные средства предприятия, например в виде кредита. Непосредственная взаимосвязь цены и кредита прослеживается через существующий механизм кредитования, который осуществляется с учетом цен на реализованную продукцию. Поэтому очевидно, что объемы кредитных вложений напрямую связаны с уровнем цен.
Кредитные учреждения тщательно учитывают ценовой фактор при проверке обеспеченности кредита, игнорирование которого может привести к серьезному искажению стоимостной оценки товарно-материальных ценностей, под которые предоставляется кредит. Если кредит был выдан до момента повышения цен, а при проверке его обеспеченности заемщики предоставляют в банк данные, оценивая товарно-материальные средства по новым повышенным ценам, то это может привести к необоснованному завышению обеспеченности кредитных ресурсов. Недоучет ценового фактора на практике приводит к неточным оценкам эффективности использования кредита.
Величина процента за кредит, реализующая один из принципов кредита - его платность, представляет собой специфическую цену за пользование заемными средствами. Ее формирование проходит в рыночной экономике на основе всех тех факторов, которые образуют систему цен. В данной цене учитываются затраты, связанные с реализацией конкретной услуги, спрос и предложение, качественные параметры услуги по предоставлению кредита. Здесь необходимо принимать во внимание особенности российской экономики. В связи с падением производства эффективность кредита резко снижена, возможности возврата заемных средств ограничены, а процентная ставка находится в тесной взаимосвязи с инфляцией.
В зависимости от экономической среды в условиях рыночных отношений цены выполняют следующие основные функции:
- информационную, ориентирующую поставщиков и потребителей продукции в условиях рынка;
158
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 6/2011
ЭКОНОМИКА
- стимулирующую, направляющую производителей снижать затраты на производство продукции, выполняемые работы и оказываемые услуги;
- учетную, позволяющую определять ресурсы производства и обращения, а также показатели эффективности хозяйственных решений;
- распределительную, а также функции сбалансирования спроса и предложения, рационального размещения производства.
Наряду с перечисленными функциями цен в качестве первичной выступает измерительная: цена дает возможность получить количественную оценку продукции (работ, услуг) при выполнении взаимных расчетов между поставщиками и потребителями.
Количественные и качественные показатели производственно-хозяйственной деятельности предприятия находят выражение в объеме товарной, валовой и реализованной продукции, выработке на одного работника (рабочего), затратах на один рубль товарной продукции и др. Очевидно, что измерительная функция цен становится учетной, благодаря которой осуществляются анализ, планирование и прогнозирование финансово-экономических показателей предприятия.
Особая роль в рыночных отношениях принадлежит информационной функции цены, позволяющей поставщикам и потребителям продукции ориентироваться в условиях рынка. Информация о ценах публикуется в прейскурантах, каталогах, статистических справочниках, экономической литературе и других специальных источниках информации. В качестве источника информации могут быть признаны цены аукционов и торгов, а также биржевые котировки в виде цен на однородную массовую продукцию и др.
Учетная функция цены призвана как можно точнее отражать уровень необходимых затрат на производство продукции. Чем точнее и объективнее будет обеспечен такой учет в ценах, тем эквивалентнее будет осуществлен процесс обмена натуральной и денежностоимостной массы товаров. Значительный отрыв цен от уровня необходимых затрат нарушает эквивалентность обмена. Тем самым
дестабилизируется денежное обращение и денежная единица, вносятся неоправданные корректировки в эмиссионные процессы.
Цена продукции (работ, услуг) своей учетной функцией показывает соотношение в ней себестоимости и прибыли; она является базой для исчисления производственной программы предприятия, капитальных вложений, производительности труда, показателей эффективности производства.
Важная роль принадлежит распределительной функции цены. Она проявляется в том, что государство с помощью ценовой политики предприятий имеет возможность перераспределить национальный доход между отраслями, регионами, различными фондами, слоями населения. Это осуществляется путем включения в себестоимость продукции прямых и косвенных налогов, отчислений во внебюджетные фонды и т.п. При этом государство поддерживает реализацию отдельных товаров по ценам, значительно превышающим их себестоимость (алкоголь, легковые автомобили, табачные изделия) для создания условий по снижению цен на товары первой необходимости.
В рыночной экономике цены используются в качестве инструмента регулирования экономических процессов и отношений; при помощи цен уравновешиваются спрос и предложение.
Выполняя функцию сбалансирования спроса и предложения, цена выступает связующим звеном между производством и потреблением, предложением и спросом. Она является инструментом для завоевания лидерства на рынке товаров и услуг, преодоления диспропорций между спросом и предлагаемым объемом продаж.
Выполняя стимулирующую и регулирующую роль, цена выражает условия товарообмена и сам обмен, обеспечивает воспроизводство основных средств и развитие производства. В цене отражаются затраты на производство и реализацию продукции, ее потребительские свойства и качество, платежеспособный спрос. В условиях рыночной конкуренции производитель стремится увеличить объем производимой продукции (ра-
ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 6/2011
159
ЭКОНОМИКА
бот, услуг), улучшить качество и впоследствии цену.
На предприятии цены являются мощным рычагом и условием успешной реализации продукции. Они стимулируют спрос и в отличие от других применяемых для этих целей методов не требуют дополнительных денежных средств. В цене продукта потребитель находит больше привлекательности, чем в рекламе на этот продукт. И даже если предприятие стимулирует реализацию продукции через организацию персональных продаж и рекламы, цена вырастает как средство их поддержания.
В рыночной экономике стимулирующая функция цены может направлять производителей продукции на снижение издержек производства. При определенных условиях это возможно и за счет внедрения научнотехнического прогресса. На лесозаготовках именно цены стимулируют эффективное и рациональное использование отведенного в рубку леса и всей его биомассы с оптимальной структурой потребления.
Цены на предприятии, конечно, не должны устанавливаться только на основе информации о затратах на производство и реализацию продукции, хотя без анализа этих затрат невозможны эффективная ценовая политика предприятия и ценообразование. Предприятие должно ставить перед собой задачу минимизации затрат, чтобы получить прибыль при тех же рыночных ценах и при той же ценности своей продукции, чтобы покупатель был убежден в том, что назначенная продавцом цена соответствовала предъявленной ценности. Считается, что ценность товара - это субъективно воспринимаемая его полезность, и если она для покупателя не оправдывает его цену, то предприятие не должно манипулировать ценообразованием, предлагая покупателям скидки и добиваясь этим соотношения цены и полезности продукции (при этом может произойти сокращение продаж).
Формирование цен на лесопромышленных предприятиях имеет определенные особенности как по сравнению с другими
отраслями промышленности, так и на отдельных предприятиях. Уровень себестоимости товарной продукции лесозаготовок значительно отличается по отдельным предприятиям, областям, регионам из-за действия объективных причин, не зависящих от самих предприятий (лесосечный фонд, таксационные показатели, природно-производственные факторы и т.п.). На уровень цен как при одинаковых затратах на производство, так и при разных значительное влияние оказывает различный спрос на древесину хвойных и лиственных пород с учетом объемных характеристик. Этот спрос зависит также от развития структуры потребления деревоперерабатывающих производств. Поэтому эту зависимость в перспективе необходимо постепенно сокращать, увеличивая на местах заготовки древесины уровень ее переработки.
На лесопромышленных предприятиях на формирование цен существенное влияние оказывает сезонность лесозаготовок и условия транспортной поставки древесины (вид транспорта, сплав, лесоперевалки), а также удаленность потребителей от поставщиков древесного сырья и лесопродукции (естественное размещение лесозаготовок в многолесных районах, а концентрация потребителей - в малолесных районах). Поэтому, решая задачи ценообразования, предприятия должны учитывать все многообразие факторов. В лесозаготовительном производстве цена должна стимулировать рациональное использование лесосечного фонда и всей биомассы дерева, сокращение транспортных расходов путем совершенствования структуры потребления древесного сырья.
Библиографический список
1. Шуляк, П.Н. Ценообразование: учебно-практическое пособие / П.Н. Шуляк. - М.: Дашков и К, 2007. - 196 с.
2. Слепов, В.А. Ценообразование / В.А. Слепов. - М.: Переплет, 2007. - 572 с.
3. Войнов, А.Г. Деньги: учебное пособие / А.Г. Войнов. - М.: Переплет, 2007. - 237 с.
4. Фетищева, З.И. Ценообразование на предприятии: учеб.-методич. пособие / З.И. Фетищева, И.Н. Назаренко. - 2010. - 50 с.
160
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 6/2011