Научная статья на тему 'О проблемах подготовки специалистов технического профиля'

О проблемах подготовки специалистов технического профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
198
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Область наук
Ключевые слова
ИНЖЕНЕР / СОЦИАЛЬНО ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕЛИ / САМООЦЕНКА / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА / ТРЕБОВАНИЯ К СПЕЦИАЛИСТАМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Перескокова Т.А., Соловьев В.П.

Рассмотрена проблемаформирования социально личностных качеств выпускников вузов тех-нического профиля. Представлена модель эталонных требований к инженеру, которые могут использо-ваться как цели подготовки специалистов. Показаны особенности социально личностной подготовки ин-женеров различных направлений деятельности. Представлены результаты исследования самооценки сту-дентов по их личностным качествам. Проведен анализ приоритетных жизненных целей студентов.Наибольшую значимость для студентов различныхкурсов обучения представляют две цели: благополучиеи самосовершенствование.Рекомендовано использовать опросы студентов для диагностики их личностных качеств ижизненныхцелей, которые студенты будут реализовывать в своей жизни

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Перескокова Т.А., Соловьев В.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT PROBLEMS OF TRAINING OF SPECIALISTS OF TECHNICAL PROFILE

Considered is the problem of formation of social and personal qualities of graduates of technical profile.Presented is the model of reference requirements to the engineer which can be used as the purposes of training ofspecialists. The features of social and personal training of engineers of various activities are shown. The results ofthe study of students ’ self-esteem on their personal qualities are presented. The analysis of priority life goals ofstudents is presented. The greatest importance for students of different courses of study are two goals: well-beingand self-improvement. It is recommended to use surveys of students to diagnose their personal qualities and lifegoals that students will implement in their lives

Текст научной работы на тему «О проблемах подготовки специалистов технического профиля»

мoлoдi та спорту Украши. - К., 2011. - .№70. - C.72-80.

5. Thomas L., Hockings C., Ottaway J. and Jones R. Independent learning: Student perspectives and experiences Final report to the Higher Education Academy, York: Higher Education Academy. Date View November 15, 2017.

6. Kusurkar RA, Ten Cate TJ, Van Asperen M, Croiset G. Motivation as an independent and a dependent variable in medical education: a review of the literature. Med Teach. 2011;33(5):e242-e262.

7. Kim KJ, Hwang JY, Kwon BS. Differences in medical students' academic interest and performance

across career choice motivations. Int J Med Educ. 2016;7:52.

8. Kuriakose S, Revankar SKB, Viveka S, Shetty B, Rao CP. Why become a doctor? Evaluation of motivational factors for selecting medical profession as career. Engineer. 2015;16(14):30.

9. Schauber SK, Hecht M, Nouns ZM, Kuhlmey A, Dettmer S. The role of environmental and individual characteristics in the development of student achievement: a comparison between a traditional and a problem-based-learning curriculum. Adv Health Sci Educ Theory Pract. 2015;20:1033-1052.

О ПРОБЛЕМАХ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Перескокова Т.А.,

филиал Национального Исследовательского технологического университета «МИСиС,

к.п.н., доцент г. Губкин Соловьев В.П.

Старооскольский технологический институт (филиал Национального Исследовательского технологического университета «МИСиС»), к.т.н.,

профессор г. Старый Оскол

ABOUT PROBLEMS OF TRAINING OF SPECIALISTS OF TECHNICAL PROFILE

Pereskokova T.A.,

Branch of National Research Technological University "MISIS",

Ph. D.,associate Professor, Gubkin Soloviev V.P.

Starooskolsky Technological Institute (Branch of National Research Technological University "MISIS"),

Ph. D.,Professor, Stary Oskol

АННОТАЦИЯ

PaccMOTpeHa проблeмa формировaния соцшльно - личностных KaHecra выпускников вузов тех-HH4ecKoro профиля. Пpeдcтaвлeнa модeль этaлонныx тpeбовaний к инжeнepу, который могут использо-вaтьcя кaк дали подготовки cпeциaлиcтов. Покaзaны оcобeнноcти соцшльно - личностной подготовки ин-жeнepов paзличныx нaпpaвлeний дeятeльноcти. Пpeдcтaвлeны peзультaты иccлeдовaния caмооцeнки сту-дeнтов по их личностным кaчecтвaм. Пpовeдeн aнaлиз приоритетных жизданных цeлeй cтудeнтов. Нaибольшую знaчимоcть для cтудeнтов paзличныx курсов обучeния пpeдcтaвляют двe дали: блaгополучиe и caмоcовepшeнcтвовaниe.

Рeкомeндовaно иcпользовaть опросы cтудeнтов для диaгноcтики их личностных кaчecтв и жизнeнныx цeлeй, котоpыe cтудeнты будут peaлизовывaть в cвоeй жизни.

ABSTRACT

Considered is the problem of formation of social and personal qualities of graduates of technical profile. Presented is the model of reference requirements to the engineer which can be used as the purposes of training of specialists. The features of social and personal training of engineers of various activities are shown. The results of the study of students ' self-esteem on their personal qualities are presented. The analysis of priority life goals of students is presented. The greatest importance for students of different courses of study are two goals: well-being and self-improvement. It is recommended to use surveys of students to diagnose their personal qualities and life goals that students will implement in their lives.

Ключевые слова: инжeнep, соцшльно - личностный кaчecтвa, жиз^нныи дали, caмооцeнкa, производительность тpудa, тpeбовaния к cпeциaлиcтaм.

Keywords: engineer, social and personal qualities, life goals, self-assessment, labor productivity, requirements to specialists

В послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному собранию (2018 год) поставлена задача: добиться ежегодного роста производительности труда на крупных и средних предприятиях не ниже 5%. Для этого в организа-

циях должна быть создана культура труда, основанная на ответственности, дисциплинированности, инициативности, исполнительности, самостоятельности всех работников.

Выпускники колледжей и вузов - это кадровый потенциал любой экономики. Именно они могут

стать катализатором формирования эффективных трудовых отношений и привития идеологии качества работникам сферы материального производства и сферы услуг. Это соответствует общепризнанному понятию: экономика и образование взаимосвязаны.

На схеме (рис.1) эта связь прослеживается через обеспечение кадрами научных, проектных и

строительных организаций, промышленных предприятий, конструкторских бюро, т. е. всех тех, кто создает и поддерживает экономический потенциал.

Образовательные организации обеспечивают также кадрами государственные органы, организации здравоохранения и образования.

Рис.1. Взаимосвязь образования и экономики

А сама экономика не только формулирует требования к системе получения образования, но и обеспечивает эту систему всеми ресурсами. Оптимальная взаимосвязь образования, науки и экономики обеспечивает устойчивое развитие общества. Для современной России подготовка кадров становится определяющим фактором дальнейшего развития.

В работе «Россия: виртуальные и реальные политические перспективы» М. Урнов (НИУ ВШЭ) отмечает, что ключевым фактором, тормозящим экономический рост и модернизацию страны, является дефицит квалифицированных кадров, прежде всего, инженеров, рабочих и управленцев [1].

По объему промышленного производства Россия занимает 4 место в мире (после Китая, США и Индии). Но то, что не добыто, а произведено обрабатывающей промышленностью не всегда находится на уровне мировых требований. В этой связи Президент страны в том же послании Федеральному собранию поставил задачу: добиться высокого (не ниже мирового) уровня качества производимой продукции, чтобы она была конкурентоспособна не только на внутреннем, но и мировом рынке.

Японские фирмы показали всему миру как приверженность качеству работников приводит к высоким экономическим показателям. Такие работники - «продукт разумной организации образования и воспитания, выверенной государственной политики, грамотного управления предприятиями и их стремления к самосовершенствованию» [2,с. 202].

Требования к специалистам

Впервые тема профессиональных стандартов в России возникла в 1997 году, когда этот термин был официально использован в Программе социальных реформ в Российской Федерации на период 19962000 годов.

В 2006 году на базе Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) создано Национальное агентство развития квалификаций (НАРК), которое разработало первый макет профессионального стандарта. Но только в 2013 году был утвержден окончательный макет стандарта и разработаны нормативные документы по их созданию. В реестре министерства труда России в настоящее время более 1000 профессиональных стандартов.

Для ориентации образовательного процесса в колледжах и вузах на реальную производственную деятельность их выпускников еще в 2012 году в федеральном законе «Об образовании в РФ» сформулировано требование:

«При формировании федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования учитываются положения соответствующих профессиональных стандартов» (статья11, п.7).

В действующем в настоящее время Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС) приведены должностные обязанности мастера участка без конкретизации производства.

Профессиональный стандарт производственного специалиста ориентирован на должность мастера конкретного участка (цеха). Например, утверждены профессиональные стандарты специалистов металлургического предприятия:

- по кислородно - конвертерному производству стали;

- по электросталеплавильному производству.

Трудовые функции этих специалистов вроде

бы одинаковы, ведь они связаны с выплавкой стали. Но производство стали в приведенном примере осуществляется в цехах с принципиально различающимися технологическими процессами. Необходимые знания и умения для осуществления всех трудовых функций этих специалистов совпадают лишь в организационной части, в технологической же части существенно различаются.

Именно профессиональные стандарты специалистов, в первую очередь, будут использоваться для формулирования профессиональных компетенций выпускников вузов. В связи с этим, считаем необходимым обратить внимание на содержание деятельности специалиста.

В ее основе:

- контроль действий работников,

- контроль выполнения производственного задания,

- анализ информации и принятие решений,

- контроль технологического процесса,

- контроль соблюдения правил техники безопасности,

- контроль выполнения требований экологической безопасности,

- оформление необходимой документации,

- проведение собраний и оперативок.

Это характеристика организатора производства, знающего технологию, оборудование, способы контроля. Базовые компетентности такого специалиста - способность руководить коллективом работников, анализировать технологический процесс и принимать решения, вести документацию.

Об инженерной деятельности

Общепризнано, что профессия инженера в своей основе заключается в приложении знаний и умений в практике строительства и индустрии.

В инженерной деятельности в общем виде можно выделить следующие направления: технологическое, конструкторское (проектное), исследовательское, организационное. Специалисты, работающие в этих областях, должны, прежде всего, обладать профессиональными компетентностями. Эти компетентности будут формироваться у студентов колледжей и вузов при теоретическом обучении, прохождении практик, выполнении научно - исследовательских работ. Но этого недостаточно для осуществления профессиональной деятельности. Должны быть сформированы социально - личностные характеристики, так как выпускники образовательных организаций вольются в трудовые коллективы предприятий и организаций.

В Исследовательском центре МИСиС еще в 2000 годы под руководством академика РАО Зимней И.А. был выполнен проект разработки эталонных требований к инженеру. Представим некоторые результаты проекта.

Личностные качества инженера (в идеале) следующие:

1. Внимательность 8. Дисциплинированность

2. Творчество 9. Инициативность

3. Деловитость 10. Решительность

4. Исполнительность 11. Ответственность

5. Организованность 12. Аккуратность

6. Работоспособность 13. Находчивость

7. Оперативность 14. Самостоятельность.

Инженеры должны обладать определенными

качествами ума. Такими как:

• аналитичность,

• гибкость,

• сообразительность,

• логичность,

• способность к синтезу,

• оригинальность мышления.

Специалисты должны обладать инженерными

знаниями и умениями:

• по специальности,

• по работе с литературой,

• по решению профессиональных задач,

• по созданию и внедрению нового,

• по анализу и принятию решений.

Важным считается также отношение к людям,

в том числе к коллегам по работе, и себе. Инженер, особенно став руководителем, должен проявлять такие черты, как:

• коллективизм,

• воспитанность,

• доброжелательность,

• уважение к людям,

• способность понимать,

• учитывать мнения,

• самокритичность,

• требовательность к себе.

Таким образом, обобщенными характеристиками личности - инженера являются:

• продуктивность профессиональной деятельности,

• авторитетность в коллективе,

• коммуникативность,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• социально-психологическая позиция.

Психологи установили, что для различных

направлений инженерной деятельности должна быть определенная социально - личностная подготовка. Рассмотрим представленные выше типы инженерной деятельности с точки зрения требуемых социально - личностных качеств исполнителей [3, с.189].

Итак, для осуществления технологической (производственной) деятельности специалист должен обладать:

- склонностью к анализу, систематичностью и логичностью мышления,

- способностью к реконструктивной деятельности (т.е. переходу от абстрактного к конкретному мышлению).

Конструирование (проектирование) требует развития у исполнителей образного мышления, пространственного воображения, комбинаторных способностей, склонности к аналогиям, умения оперировать знаковой информацией.

А для исследователей требуется развитие формально - логического мышления, критичности суждений, способности прогнозировать, анализировать и обобщать полученные результаты.

Организаторы профессиональной деятельности должны обладать развитыми личностными эмоционально - волевыми и коммуникативными характеристиками. Преобладающий компонент мышления - вербальный. Самооценка и социальный статус - высокие. Организаторы отличаются общительностью, выраженной склонностью к лидерству, реалистичностью.

В российской высшей школе в соответствии с образовательными стандартами возможна разноплановая подготовка выпускников под типы (виды) их будущей профессиональной деятельности. В стандартах технических направлений типы (виды) профессиональной деятельности определены по максимуму и включают, как правило:

- производственно-технологическую (про-ектно - технологическую);

- организационно-управленческую;

- научно-исследовательскую (расчетно-анали-тическую);

- конструкторскую;

- проектную.

Стандарты предоставляют образовательной организации возможность определять совместно с обучающимся и работодателем содержание подготовки с учетом типа (вида) будущей профессиональной деятельности.

Требования к результатам освоения образовательных программ в виде профессиональных компетенций выпускников также сформулированы под

типы (виды) деятельности. Но это значит, что можно в рамках одной специальности подготовить технолога (конструктора, проектанта, исследователя) или организатора (менеджера, управленца). Знание предпочтения каждого студента может быть использовано для формирования образовательной программы. Но это предпочтение нужно выявить.

Нами неоднократно проводилась оценка соответствия личности типу профессии с использованием опросника Кабардиной Л.Н. [4, с.], который содержит вопросы, позволяющие оценить соответствие обучающихся различным типам профессий: технических (производственных), менеджерских (экономических), гуманитарных, информационных.

Полученные результаты показали, что только 50 - 60% студентов в каждой группе ориентированы на базовые типы профессий (наиболее высокий показатель в группе информатика и управление) [5,с.42 -43].

Примерно 25% студентов, из числа участвующих в исследовании, не проявляют склонности ни к одной из профессий.

Проводимые исследования наглядно показывают необходимость коррекции направления подготовки обучающихся в соответствии с их личностными предпочтениями.

Сформулированные требования к инженерам показывают, что продуктивность их профессиональной деятельности будет во многом зависеть от социально - личностных качеств. Следовательно, эти качества личности необходимо сформировать.

За длительный период обучения нужно научить студентов оценивать свои качества, прежде всего, через совершаемые поступки. Знание себя, своих нравственных и психических устоев дает возможность контролировать свои действия и поведение. Начальным этапом самопознания личности является его самооценка.

Самооценка предполагает анализ своих способностей, своих жизненных целей и возможностей их достижения, а также своего места среди других людей. Разумная самооценка своих особенностей и возможностей обычно обеспечивает соответствующий уровень притязаний, гибкость по отношению к поставленным целям. Такой человек более активен, энергичен и оптимистичен. Это очень важно для самовоспитания.

Провели исследование самооценки студентов III курса специальности «горное дело». Воспользовались методикой представленной в работе [3,с.132 -133].

В двух столбцах таблицы 1 приведены разнообразные положительные и отрицательные черты личности. Студенты отмечали в обоих колонках те черты, которыми они, как им кажется, обладают (независимо от степени их выраженности).

Таблица 1

Тест для самооценки_

Мой идеал Антиидеал

1. Аккуратность 1. Беспечность

2. Вдумчивость 2. Грубость

3. Гордость 3. Завистливость

4. Жизнерадостность 4. Злопамятность

5. Заботливость 5. Капризность

6. Искренность 6. Медлительность

7. Легковерие 7. Мстительность

8. Мечтательность 8. Нервозность

9. Настойчивость 9. Несдержанность

10. Нежность 10. Обидчивость

11. Осторожность 11. Подозрительность

12. Обаяние 12. Презрительность

13. Радушие 13. Педантичность

14. Стыдливость 14. Развязность

15. Рассудочность 15. Непринужденность

16. Упорство 16. Уступчивость

17. Энтузиазм 17. Холодность

18. Непринужденность 18. Застенчивость

19. Мнительность 19. Терпеливость

20. Сострадательность 20. Увлекаемость

Число положительных и отрицательных черт, которые приписали себе студенты, соотносится с максимальным числом черт в соответствующем столбце таблицы 1.

Если результат положительных черт близок к единице, то, скорее всего, данная личность сильно переоценивает себя. Результат, близкий к нулю, свидетельствует о недооценке и повышенной самокритичности. При результате близком к 0,5 можно утверждать, что данный человек обладает нормальной (средней) самооценкой, он достаточно критически себя воспринимает.

Таким же способом делаются выводы на основании сравнения выделенных студентами отрицательных черт с приведенными в таблице 1. В этом случае результат, близкий к нулю, свидетельствует

1,0 - 0,8 0,8 - 0,6 0,6 0,4 0,4 - 0,2 0,2 0 О.Ч.

Рис. 2. Распределение студентов по результатам самооценки (п.ч.- положительные черты, о.ч. - отрицательные черты)

о завышенной самооценке, близкий к единице - заниженной, к 0.5 - нормальной.

На рис. 2 представлены результаты самооценки студентов.

Отклонениями от среднего (нормального) показателя самооценки можно считать значения положительных и отрицательных черт от 0 до 0,4 и от 0,6 до 1,0. Видно, что 37,5 % студентов недооценивают свои положительные качества, заниженная оценка отрицательных черт только у 25 % студентов.

Переоценивают себя по своим положительным качествам только 12,5 % студентов, а по отрицательным - 62,5%.

Человек с завышенной самооценкой часто становится жестким, агрессивным, неуживчивым. Такие специалисты плохо взаимодействуют в команде, становясь руководителями, проявляют подозрительность в отношении подчиненных. Им свойственен авторитарный стиль руководства, они не становятся лидерами сотрудников, их боятся и не уважают.

Но не менее опасна для развития личности заниженная самооценка. Такие люди не ставят перед собой высокие цели, преувеличивают значение неудач. Им свойственна нерешительность и боязливость. На производстве специалисты с заниженной самооценкой зачастую боятся брать на себя ответственность за работу коллектива, поэтому не стремятся стать руководителями, хотя и обладают потенциальными способностями.

Однако человек с заниженной самооценкой легче поддается влиянию и имеет больше шансов прийти к нормальной (адекватной) самооценке, чем человек с завышенной самооценкой.

А соответствуют ли приоритетные жизненные цели студентов ожиданиям общества и государства? Российский психолог Р.С. Немов считает, что под ценностными ориентациями нужно понимать то, чему человек придает особый положительный жизненный смысл [6,с.123]. Для оценки этого фактора воспользовались методикой американского психолога М. Рокича, который сформулировал гипотезу о двух видах человеческих ценностей: ценностях - целях и ценностях - средствах. Ценности

- цели он назвал терминальными (основными), а ценности - средства - инструментальными [7, с.44

- 45]. Ценности - средства свидетельствуют о приоритетности для человека определенного типа поведения, приводящего к достижению соответствующих терминальных ценностей. Вот здесь могут смыкаться результаты самооценки и приоритетные жизненные цели личности.

Распределение значимости целей (%

Студентам филиала НИТУ «МИСиС» города Губкин, обучающимся по специальности «Горное дело» (срок обучения - 5,5 лет), было предложено выбрать из восьми представленных ценностей - целей три и обозначить их по важности для них цифрами 1,2,3.

Цели - ценности

1. Завоевание признания в обществе

2. Реализация своих творческих возможностей

3. Высокое материальное положение

4. Развитие себя, своих возможностей

5. Духовное удовлетворение

6. Установление благоприятных отношений в различных сферах социального взаимодействия

7. Постановка и решение определенных жизненных задач (главных жизненных факторов)

8. Сохранение собственной индивидуальности

При обработке результатов опроса выбранной

цели №1 присваивали 3 балла, цели №2 - 2 балла, цели №3 - 1 балл. Сумма баллов каждой цели характеризует ее значимость для студентов данной группы. Для удобства сравнения баллы пересчитали в проценты.

По смыслу предложенные цели - ценности представляют собой следующее:

1 - собственный престиж;

2 - креативность;

3 - благополучие;

4 - самосовершенствование;

5 - преобладание духовных потребностей над материальными;

6 - реализация своей социальной роли;

7 - достижения;

8 - защита своей неповторимости и независимости.

В таблицах 2 и 3 представлены результаты оценки значимости жизненных целей (по сумме баллов) для студентов дневного и заочного отделения.

Таблица 2.

Курс Номера целей

1 2 3 4 5 6 7 8

I 5 8 20 29 4 15 15 4

II 6 12 44 12 6 10 4 6

III 6 7 35 37 6 0 3 6

V 2 6 36 21 4 2 25 4

Таблица 3

Распределение значимости целей (% баллов) студентов заочного отделения

Курс Номера целей

1 2 3 4 5 6 7 8

I 7 8 23 26 1 6 25 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

III 0 21 17 38 4 12 8 0

V 0 2 34 31 5 2 19 7

Представленные результаты показывают, что студенты различных курсов и формы обучения не озабочены будущим собственным престижем (цель №1), не стремятся к духовному удовлетворению (цель № 5), сохранением своей индивидуальности

(цель №8). Только студенты III курса заочного обучения в числе значимых целей назвали цель №2 -реализация своих творческих возможностей, т. е. креативность. Также не является значимой цель №6 - реализация своей социальной роли.

Наибольшую значимость для студентов различных курсов обучения представляют две цели: благополучие (3) и самосовершенствование (4).

На рис. 3 представлено распределение студентов I и V курсов дневной и заочной форм обучения по выбранным приоритетным (обозначенным №1)

целям.

1 2 3

Номера целей

Рис.3. Распределение студентов I курса (в %) по приоритетным целям

Результаты показывают, что почти треть студентов I курса дневной и заочной форм обучения самыми значимыми целями считают цель №4 - развитие себя, своих возможностей, т.е. они хотят самосовершенствоваться.

Но при этом более 20 % студентов самым главным в жизни считают достижение высокого материального положения (цель №3).

По мере приобретения жизненного опыта, уже 37 % студентов дневного отделения и 57% студентов заочного отделения считают материальное благополучие самым важным в их жизни (рис.4).

Номера целей

Рис.4. Распределение студентов Vкурса (в %) по главной (приоритетной) цели

Распределение студентов по их приоритетным жизненным целям на рис. 3 и 4 представлено в виде полигона, так как цели являются дискретными величинами.

Результаты опросов студентов служат инструментом для диагностики преобладания определенных жизненных целей, которые студенты будут ре-ализовывать в своей жизни. Вступление российского общества в рыночные отношения привело к повышению значимости для людей более высокого уровня материального благосостояния, который

может оказаться основанием для чувства собственной значимости и повышенной самооценки.

Заключение

Кардинальная смена общественной системы и произошедшие за последние десятилетия изменения в российском обществе привели к переоценке значимости отдельных фундаментальных ценностей. Но отказ от господствующей коммунистической идеологии не означает, что российские граждане не имеют общественных интересов, не проявляют гражданственность и патриотизм. Во время

обучения в вузе происходит формирование мировоззрения, становление личности молодых людей, поэтому воспитательная компонента образовательной деятельности не должна быть утеряна.

И это происходит в то время, когда мировая экономика уже ощущает веяния четвертой индустриальной революции. Она приведет к тому, что число работников в сфере материального производства будет сокращаться и большая часть их будет связана с интеллектуальным трудом (разработки, исследования, проектирование). Можно сказать, что экономика знаний становится одним из основных вызовов XXI века.

Переход к информациональному обществу и интенсивное развитие информационных технологий усиливают роль творческих личностей, участвующих в производственной деятельности. В таком обществе знания становятся источником производительности, инноваций и конкурентных преимуществ, а роль интеллектуального капитала - все больше и больше возрастать.

В настоящее время эта цель становится особенно актуальной, поскольку цикл жизни совре-

менных технологий, а вместе с ними, соответствующих профессий и профессиональных компетенций в различных областях человеческой деятельности становится короче времени обучения студентов в университете.

Литература

1. Урнов М.Ю. Россия: виртуальные и реальные политические перспективы. URL: www.hse.ru/pubs/share/direct/document/

2. Пшенников В.В. Японский менеджмент. Уроки для нас. М.: Япония сегодня, 2000. - 334 с.

3. Тутушкина М.К. Практическая психология. С.-Пет.: Дидактика Плюс,1997. - 335с.

4. Сизанов А.Н. Тесты и психологические игры. Минск: Харвест, 2004. - 567с.

5. Перескокова Т.А. Мониторинг в системе обеспечения качества образования. // Sciences of Europe. 2016.том 4, №11.С. 41 - 47.

6. Немов Р.С. Психология.- М.: Владос, 1998.- 360с.

7. 17. Машарова Т.В., Сырцова Е.Л. Интеллигентность как ведущее качество будущего специалиста. Киров. Изд. - во ВятГТУ, 2006.- 99с.

РОЛЬ УРОК1В РОЗВИТКУ ЗВ'ЯЗНОГО МОВЛЕННЯ У ФОРМУВАНН1 ДЕМОКРАТИЧНОЦ1НШСНО1 КОМПЕТЕНТНОСТ1 СТАРШОКЛАСНИК1В

Султова Л. О.

ВКНЗ «Володимир-Волинський педагоггчний коледж M. А.Ю. Кримського» Володимир-Волинський

THE ROLE OF LESSONS OF CONTIGUOUS SPEECH DEVELOPMENT FOR THE FORMATION OF SENIOR STUDENTS' D EMOCRATIC COMPETENCE

Sulimova L.O.

VKNZ "Vladimir-Volyn Pedagogical College namedA.Yu. Krymskoho"

Vladimir-Volynskyi

АНОТАЦ1Я

У статп проаналiзовано ефективнють шновацшних титв занять i3 вивчення украшсько! романютики у формуванш демократичних цшностей старшокласнишв. Визначено особливу роль занять i3 розвитку зв'язного мовлення. Запропоновано тематику для написання есе в демократичному аксюлопчному аспект!

ABSTRACT

In the article efficiency of innovative types of employments is analysed in the studying of Ukrainian novels in formation of democratic values of senior students. The special role of employments is certain of contiguous speech development. Subjects are offered for writing essay in the democratic aspect of axiology.

Ключовi слова: демократичний аксюлопчний аспект, розвиток зв'язного мовлення, есе.

Keywords: democratic aspect of axiology, contiguous speech development, essay.

Постановка проблеми. Ниш Украша розгля-дае свш розвиток у сучасному свт в загальному контексп европейсько! штеграцп. Суспшьно-поль тична ситуащя, що склалася в держаы, передбачае необхщшсть глибоких внутршшх трансформацш-них процеав на користь европейських цшностей.

Мотив демократичних цшностей е одним iз провщних у творчосп укра!нських романiстiв. За допомогою високохудожшх романiв укра!нсько1 ль тератури доцiльно формувати демократичнi вдеали сучасно! молодi.

Аналiз останнiх дослщжень та публiкацiй.

До проблеми формування демократичних цiнностей зверталися ще давньогрецькi фiлософи Арiстотель, Демокрiт, Першл. Окремi аспекти вчення про демократичш цiнностi знаходимо у сучасних захвдних науковцiв, зокрема, Х. Аренд, Р. Арона, Ж. Деррщи, К. Поппера, Ю. Хабермаса, К. Ясперса та ш.

Проблемi формування демократичних цшностей молодi присвячена також значна шльшсть наукових i науково-методичних

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.