оценки численности занятых иностранных работников в таком балансе позволят научно определить размеры перспективной квоты на иностранную рабочую силу и усовершенствовать механизм квотирования, основанный в настоящее время на заявках работодателей.
Таким образом, привлечение и использование иностранной рабочей силы являются одним из возможных вариантов проблемы нехватки трудовых ресурсов, которому свойственны свои недостатки, различные социально-экономические риски и сложности. Поэтому вопрос о положительных и отрицательных последствиях действующего механизма квотирования иностранной рабочей силы для принимающих регионов целесообразно рассматривать, с одной стороны, в рамках более общей проблемы определения масштабов внешней трудовой миграции в стране, а с другой стороны - исходя из выбора приоритетов государственной социально-экономической политики Российской Федерации в целом (в том числе в комплексе с реализацией политики занятости и доходов местного населения).
Литература
1. Занданова О.Ф., Пильчинова Е.В. Иностранная рабочая сила на рынке труда Республики Бурятия // 200 лет российской государственной статистике: итоги и перспективы: сб. материалов науч.-практ. конф. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2011.
2. Занданова О.Ф. Оценка влияния привлечения иностранной рабочей силы на рынок труда Республики Бурятия // Приоритетные направления социально-экономического развития Байкальского региона и Востока России в условиях глобальных и региональных вызовов: сб. материалов междунар. науч. конф. (20-21 июня 2013 г.). - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2013.
3. Занданова О.Ф. Государственное управление внешней трудовой миграцией на региональном уровне // Вестник Бурятского государственного университета. - 2012. - №1. Экономика и менеджмент. - С. 57-58.
4. World Economic and Social Survey 2004. International Migration. - N.Y.: UN, 2004.
5. Официальный сайт Росстата [Электронный ресурс]. - URL: http: //www.gks.ru
6. Официальный сайт Министерства трудовых ресурсов и демографической политики Забайкальского края [Электронный ресурс]. - URL: http://xn--d1ahlfpli.xn--80aaaac8algcbgbck3fl0q.xn--i/trudovye_resursy/inostrannaya _rabochaya_sila.html
Занданова Ольга Францевна, доцент кафедры экономики Бурятского государственного университета, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а, e-mail: [email protected].
Zandanova Olga Frantsevna, associate professor, department of economics, 24a Smolin Str., Buryat State University, Ulan-Ude, 670000, e-mail: [email protected].
УДК 332.012 © В.С. Потаев, Э.Д. Манжуева
О ПРОБЛЕМАХ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ
В статье рассмотрены проблемы организации государственных закупок сельскохозяйственной продукции и продовольствия на региональном уровне. Предлагается использовать международный опыт, в частности формирование национальной политики обеспечения нужд сельского хозяйства региона
Ключевые слова: государственные закупки, сельскохозяйственная продукция, размещение заказа.
V.S. Potaev, E.D. Manzhueva
ON THE PROBLEMS OF ORGANIZATION THE STATE PURCHASES OF AGRICULTURAL PRODUCTS AND FOODSTUFFS IN THE REPUBLIC OF BURYATIA
In the article the problems of organization the state purchases of agricultural products and foodstuffs are considered at the regional level. The international experience is proposed to use, in particular the formation of national policy in provision the needs of the region's agriculture.
Keywords: state purchases, agricultural products, placement of order.
Одним из элементов государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей являются государственные закупки сельскохозяйственной продукции и продовольствия. Поэтому выявление проблем в организации государственных закупок, разработка предложений по их разрешению будут всегда актуальными для представителей агропромышленного комплекса.
Размещение заказа на закупки сельскохозяйственной продукции и продовольствия в Республике Бурятия для государственных и муниципальных нужд осуществляется 1073 заказчиками, из них государственных 237 (22%), муниципальных 836 (78%).
Рис. 1. Схема размещения регионального заказа сельскохозяйственной продукции
и продовольствия
Всего размещено за 5-летний период 4700 заказов для государственных нужд региона с начальной ценой контрактов 47 189,4 млн рублей. Основной формой торгов являются электронные аукционы, доля которых повысилась с 25,6 % в 2007 г. до 95,3 % в 2011 г. По результатам торгов получена экономия бюджетных средств 2 933,1 млн рублей (4%). Сумма экономии перераспределяется правительством Республики Бурятия на дополнительные неотложные нужды социальной сферы.
Целью проведенного исследования - выявление уровня конкуренции и эффективности в анализируемой сфере деятельности, позволяющих выделить долю участия местных товаропроизводителей в государственных закупках. Уровень эффективности закупок определяется рядом показателей, одним из основных является экономия бюджетных средств, а уровень конкуренции определяется по показателю количества поданных заявок на проводившиеся торги.
Таблица 1
Структура закупок сельскохозяйственной продукции и продовольствия для республиканских нужд за 2009-2011 годы
Показатели 2009 г. 2010 г. 2011 г.
1.Всего проведено торгов, количество 1457 2488 1303
Начальная цена контракта, всего (млн руб.) 430,4 391,3 245,5
Заключенная цена контракта, всего (млн руб.) 423,9 373,2 233,4
Сумма экономии от торгов, всего (млн руб.) 6,5 18,1 12,1
Экономия в относительном выражении (%) 1,5 4,6 4,9
в том числе:
2. Открытый аукцион в электронной форме, кол-во 357 1655 242
Доля размещенных заказов по количеству контрактов, % 24,5 66,5 18,5
З.Запрос котировок (количество) 254 537 745
Доля размещенных заказов по количеству контрактов, % 17,4 21,6 51,1
4. Открытый аукцион, кол-во 840 296 316
Доля размещенных заказов по количеству контрактов, % 57,6 11,9 24,3
5. Открытый конкурс (количество) 6
Доля размещенных заказов по количеству контрактов, % 0,4
На основании анализа автором определено, что большинство республиканских заказчиков предпочитают выбрать способ размещения заказа без торгов - запрос котировок (с суммой до 500 тыс. рублей) и гражданско-правовые договоры (с суммой до 100 тыс. рублей), разделив годовой объем финансирования по кварталам. Основным достоинством процедуры запроса котировок является оперативность, удобно для заказчика в случае экстренной необходимости, условно сокращается время размещения заказа (от 4 дней - сумма до 250 тыс. рублей, до 7 дней - 500 тыс. рублей).
На основании анализа использованных данных с официального сайта автором определено, что крупными поставщиками по мясу в республике за последние годы являются ИП Болдонов Б.Б., ООО «Мясной двор плюс», ООО «Мухоршибирское подворье», яйцу - ООО «Улан-Удэнская птицефабрика», ОРЦ «Окинский», молоку - ООО «Светлый путь», ТД «Молоко», хлебу - ООО «Бурятхлебпром», овощам и фруктам - ИП Бут-ковский С.М., бакалеи и кондитерским изделиям - ИП Чекризова О.П., ИП Николаева Т.Д. (ООО «Стам»), колбасам, мясу птицы - ИП Баданов А.М., ИП Алажинов М.А. Основными поставщиками являются субъекты малого предпринимательства - индивидуальные предприниматели. Участвуют непосредственно в торгах и местные товаропроизводители - ООО «Улан-Удэнская птицефабрика», ООО «Светлый путь», ООО «Мухоши-бирское подворье», ООО «Бурятхлебпром», ТД «Молоко». Все остальные поставщики являются «перекупщиками», практически не принимают участие в торгах фермерские и крестьянские хозяйства, подсобные и личные хозяйства.
Таблица 2
Информация о закупке сельскохозяйственной продукции и продовольствия с учетом доли закупки приобретения у местных товаропроизводителей (МП) за 2009-2011 годы
Наименование продукции 2009 г. 2010 г. 2011 г.
объем поставок объем поставок объем поставок
т тыс. руб. т тыс. руб. т тыс. руб.
1 Молоко и молочные продукты 574 11750,2 322 11215,6 406 13920,6
2 Хлеб 1 сорт 473 12426,7 490 12684,8 473 12682,0
3 Картофель 621 8215,3 523 7588,4 613 8693,4
4 Овощи 420 7238,8 479 8618,7 479 8478,6
5 Мясо и мясопродукты 284 36236 255 42161 299 51482
6 Яйцо, тыс. шт. 924 3438,8 1049 4053,6 1112 4788,4
7 Макаронные изделия 23 899 22 877,5 25 970,7
Автором проведен анализ закупок основных видов продуктов питания для 42 республиканских учреждений здравоохранения с учетом доли продукции местных сельхозтоваропроизводителей.
Рис. 2. Экономия средств по результатам закупок сельскохозяйственной продукции и продовольствия за 2009-2011 годы
По итогам проведенных торгов и запроса котировок (открытых конкурсов и аукционов) экономия финансовых средств, при закупке данной продукции составила за анализируемый период 2009 г. - 1,5%, 2010 - 4,6% и 2011 - 4,9%. Аналогичные показатели усредненных для всех объектов торгов составляет в 2009 г. - 5,5%, 2010 - 15,1% и 2011 - 3,4 %. Результаты электронных аукционов доказали преимущества данного способа размещения заказов. По данным из табл. 1 экономическая эффективность от снижения начальной цены контрактов при проведении электронных торгов на поставку сельскохозяйственной продукции и продовольствия составила в 2009 г. - 8,5%, 2010 - 12,4%, 2011 - 11,9%, что позволило достичь экономии бюджетных средств за анализируемый период в размере 23 млн рублей.
| ' запрос котировок
■ открытый аукцион в электронной форме
Среднее количество поданных заявок на один лот, ед.
Рис. 3. Среднее количество поданных заявок на один лот по поставке сельскохозяйственной продукции и продовольствия
При этом среднее число участников торгов достигло максимальной отметки среди прочих способов размещения заказов (4 участника). Число участников по запросам котировок составляет 1,7, что свидетельствует о невысокой активности предпринимателей в данном сегменте рынка. Таким образом, рассматривая закупочную деятельность в сегменте поставки сельскохозяйственной продукции и продовольствия республики, можно отметить, что показатели эффективности в целом соответствуют среднему уровню, как уровню конкуренции (1,9), так и уровню бюджетной экономии (10,9%). За аналогичный период в Иркутской области уровень экономии по результатам торгов по поставке сельскохозяйственной продукции и продовольствия составляет около 7,5%, среднее количество поставщиков, участвующих в торгах, - 3,5 [1].
На основе анализа торгов сельскохозяйственной продукции и продовольствия можно сделать следующие выводы:
- с начала реализации Федерального закона № 94-ФЗ о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд всех участников процесса размещения заказа волновали вопросы приоритета отечественных товаропроизводителей. Для республики особо значимыми явились бы такие преимущества при поставках сельскохозяйственной продукции. Однако, согласно первым редакциям данного закона, преференции могли получить только следующие категории участников: организации инвалидов, учреждения уголовно-исполнительной системы наказаний и субъекты малого предпринимательства в части организации отдельных торгов [2];
- проблема значительного снижения цен в ходе торгов (как в бумажной, так и в электронной форме). Нередко стоимость лота снижается в ходе торгов на 50-70%, что автоматически делает исполнение заказа убыточными. Например, добросовестному поставщику, знающему цены продукции, ни к чему демпинговать, так как основная продукция имеет срок годности, скоропортящаяся. Сельхозтоваропроизводитель больше дорожит именем и репутацией, а посредник может ликвидировать свой бизнес и открыть фирму позже под другим именем, особенно если деятельность не лицензируется, как в нашем случае, поставки продовольствия [3];
- низкий уровень подготовки сельхозтоваропроизводителей для участия на электронных торговых площадках, данный вид торгов является прозрачным и предоставляет возможность дистанционного участия в них в режиме online. Однако теоретический уровень, не говоря уже о практической подготовке, на сегодняшний день оставляет желать лучшего. В малых городах и сельской местности многие сельхозтоваропроизводители, а также предприниматели даже не знают, что такое электронная цифровая подпись;
- отсутствие статистического учета доли отечественных товаропроизводителей в государственном и муниципальном заказе. Существующая система статистического учета и мониторинга закупок на официальном сайте не позволяет оценить реальный вес отечественных товаропроизводителей в общем объеме заказа;
- отсутствие определенных квот и преференции для поддержки и стимулирования местных товаропроизводителей, регламентированных федеральными нормативно-правовыми актами. В ряде регионов приняты и действуют региональные целевые программы, где определены индикаторы эффективности размещения заказа, в том числе участие местных товаропроизводителей в торгах;
- потенциал поддержки местных сельхозтоваропроизводителей также снижается по причине отсутствия механизмов привлечения в качестве соисполнителей государственных контрактов по поставке сельскохозяйственной продукции и продовольствия у крупных поставщиков;
- низкая доступность информации о государственных и муниципальных закупках. Предполагалось, что размещение заказов на едином официальном сайте обеспечит значительное расширение информационного поля системы государственных закупок, позволит единый формат предоставления информации. Пока же сложности с доступом к информации, особенно в сельской местности, продолжают возникать;
- невысокий уровень осведомленности и низкий уровень доверия сельхозпроизводителей к государственному и муниципальному заказу, могут ничего не знать о госзаказе либо не верить в возможность выигрыша. Участие в торгах может ассоциироваться с большими сложностями и даже с усилением контроля за их производством и реализацией продукции.
Для решения указанных проблем нужно учесть международную практику разнообразного подхода к расширению и стимулированию участия местных сельхозтоваропроизводителей в выполнении государственных заказов. Для этого требуется:
1) широкое информационное обеспечение, внедрение информационных технологий для местных сельхозтоваропроизводителей в размещении заказов;
2) разработать механизм подтверждения статуса местного сельхозтоваропроизводителя;
3) проработать вопрос о применении к победителям торгов требований по привлечению местных сельхозтоваропроизводителей в качестве соисполнителей государственных контактов;
4) организация специальных торгов для местных сельхозтоваропроизводителей;
5) введение квот и преференции для основных видов продукции сельскохозяйственного производства;
6) расширить информационно-консультационную поддержку местных сельхозтоваропроизводителей - потенциальных участников торгов (проводить активную пропаганду государственного заказа в федеральных и региональных СМИ, разработать специальные рекомендации для местных сельхозтоваропроизводителей для участия в торгах, формировать реестры «лучших практик» для стимулирования участия местных сельхозтоваропроизводителей в государственных закупках);
7) организовать систему мониторинга закупки продукции у местных сельхозтоваропроизводителей с участием представителей бизнес-ассоциаций, саморегулируемых организаций, общественных объединений. Перспективным направлением может стать разработка и формирование регионального рейтинга, оценивающее стимулирование местных сельхозтоваропроизводителей.
Итак, размещение заказа на закупку продукции у отечественного сельхозтоваропроизводителя для государственных нужд - это не только политический лозунг, но и элемент национальной политики и значительный источник материального обеспечения нужд сельского хозяйства региона и местных органов власти, создание новых рабочих мест, снижение социальной напряженности.
Литература
1. Манжуева Э.Д., Потаев В.С. Анализ показателей эффективности государственных закупок Республики Бурятия и способы ее оценки // Аграрная Россия. Научно-производственный журнал. - 2013. - C. 40-44.
2. Буров В.Ю., Потаев В.С., Суходолов А.П. Малое предпринимательство в России и Байкальском регионе. -Иркутск: Изд-во Иркутского госуниверситета, 2011. - 357 с.
3. Потаев В.С., Субанаков Г.Ю. Развитие семейных ферм в животноводстве. - Улан-Удэ: Изд-во БГСХА им. В.Р. Филиппова, 2012. - 126 с.
Потаев Виктор Сергеевич, доктор экономических наук, профессор кафедры организации производства, коммерции и предпринимательства Бурятской государственного сельскохозяйственной академии им. В.Р. Филиппова, e-mail: [email protected]
Манжуева Эльвира Дашиевна, аспирант Бурятской государственного сельскохозяйственной академии им. В.Р.Филиппова
Potaev Victor Sergeevich, doctor of economic sciences, professor, department of organization of production, commerce and entrepreneurship, Buryat State Agricultural Academy named after V.R.Filippov.
Manzhueva Elvira Dashievna, postgraduate student, Buryat State Agricultural Academy named after V.R.Filippov.
УДК 300 © В.Ю. Хамарханов
НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ ПО НДФЛ КАК ИНДИКАТОР КАЧЕСТВА СТРУКТУРЫ ЭКОНОМИКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(на примере МО «Заиграевский район» Республики Бурятия)
В статье проведен анализ качества структуры экономики муниципального образования в части налоговых поступлений по НДФЛ. Отмечено, что инвестиционная политика местной администрации объективно на сегодняшний день должна быть нацелена на привлечение крупных корпоративных бизнес-структур.
Ключевые слова: НДФЛ, индикатор качества, налоговые поступления.
V.Yu. Khamarkhanov
TAX REVENUES FOR PERSONAL INCOME TAX AS AN INDICATOR
OF ECONOMIC STRUCTURE OF MUNICIPALITY (on the example of MO "Zaigraevsky district" of the Republic of Buryatia)
The article analyzes the quality of economic structure of municipality in the PIT tax revenues. It is noted that the investment policy of local administration today should be objectively aimed at attracting maior corporate businesses.
Keywords: PIT, indicator of quality, tax revenues.