Научная статья на тему 'Налоговые поступления по НДФЛ как индикатор качества структуры экономики муниципального образования (на примере МО «Заиграевский район» Республики Бурятия)'

Налоговые поступления по НДФЛ как индикатор качества структуры экономики муниципального образования (на примере МО «Заиграевский район» Республики Бурятия) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
252
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НДФЛ / ИНДИКАТОР КАЧЕСТВА / НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ / PIT / INDICATOR OF QUALITY / TAX REVENUES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хамарханов Виталий Юрьевич

В статье проведен анализ качества структуры экономики муниципального образования в части налоговых поступлений по НДФЛ. Отмечено, что инвестиционная политика местной администрации объективно на сегодняшний день должна быть нацелена на привлечение крупных корпоративных бизнес-структур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Хамарханов Виталий Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAX REVENUES FOR PERSONAL INCOME TAX AS AN INDICATOR OF ECONOMIC STRUCTURE OF MUNICIPALITY (on the example of MO “Zaigraevsky district" of the Republic of Buryatia)

The article analyzes the quality of economic structure of municipality in the PIT tax revenues. It is noted that the investment policy of local administration today should be objectively aimed at attracting major corporate businesses.

Текст научной работы на тему «Налоговые поступления по НДФЛ как индикатор качества структуры экономики муниципального образования (на примере МО «Заиграевский район» Республики Бурятия)»

1) широкое информационное обеспечение, внедрение информационных технологий для местных сельхозтоваропроизводителей в размещении заказов;

2) разработать механизм подтверждения статуса местного сельхозтоваропроизводителя;

3) проработать вопрос о применении к победителям торгов требований по привлечению местных сельхозтоваропроизводителей в качестве соисполнителей государственных контактов;

4) организация специальных торгов для местных сельхозтоваропроизводителей;

5) введение квот и преференции для основных видов продукции сельскохозяйственного производства;

6) расширить информационно-консультационную поддержку местных сельхозтоваропроизводителей - потенциальных участников торгов (проводить активную пропаганду государственного заказа в федеральных и региональных СМИ, разработать специальные рекомендации для местных сельхозтоваропроизводителей для участия в торгах, формировать реестры «лучших практик» для стимулирования участия местных сельхозтоваропроизводителей в государственных закупках);

7) организовать систему мониторинга закупки продукции у местных сельхозтоваропроизводителей с участием представителей бизнес-ассоциаций, саморегулируемых организаций, общественных объединений. Перспективным направлением может стать разработка и формирование регионального рейтинга, оценивающее стимулирование местных сельхозтоваропроизводителей.

Итак, размещение заказа на закупку продукции у отечественного сельхозтоваропроизводителя для государственных нужд - это не только политический лозунг, но и элемент национальной политики и значительный источник материального обеспечения нужд сельского хозяйства региона и местных органов власти, создание новых рабочих мест, снижение социальной напряженности.

Литература

1. Манжуева Э.Д., Потаев В.С. Анализ показателей эффективности государственных закупок Республики Бурятия и способы ее оценки // Аграрная Россия. Научно-производственный журнал. - 2013. - C. 40-44.

2. Буров В.Ю., Потаев В.С., Суходолов А.П. Малое предпринимательство в России и Байкальском регионе. -Иркутск: Изд-во Иркутского госуниверситета, 2011. - 357 с.

3. Потаев В.С., Субанаков Г.Ю. Развитие семейных ферм в животноводстве. - Улан-Удэ: Изд-во БГСХА им. В.Р. Филиппова, 2012. - 126 с.

Потаев Виктор Сергеевич, доктор экономических наук, профессор кафедры организации производства, коммерции и предпринимательства Бурятской государственного сельскохозяйственной академии им. В.Р. Филиппова, e-mail: potaev@mail.ru

Манжуева Эльвира Дашиевна, аспирант Бурятской государственного сельскохозяйственной академии им. В.Р.Филиппова

Potaev Victor Sergeevich, doctor of economic sciences, professor, department of organization of production, commerce and entrepreneurship, Buryat State Agricultural Academy named after V.R.Filippov.

Manzhueva Elvira Dashievna, postgraduate student, Buryat State Agricultural Academy named after V.R.Filippov.

УДК 300 © В.Ю. Хамарханов

НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ ПО НДФЛ КАК ИНДИКАТОР КАЧЕСТВА СТРУКТУРЫ ЭКОНОМИКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(на примере МО «Заиграевский район» Республики Бурятия)

В статье проведен анализ качества структуры экономики муниципального образования в части налоговых поступлений по НДФЛ. Отмечено, что инвестиционная политика местной администрации объективно на сегодняшний день должна быть нацелена на привлечение крупных корпоративных бизнес-структур.

Ключевые слова: НДФЛ, индикатор качества, налоговые поступления.

V.Yu. Khamarkhanov

TAX REVENUES FOR PERSONAL INCOME TAX AS AN INDICATOR OF ECONOMIC STRUCTURE OF MUNICIPALITY (on the example of MO “Zaigraevsky district" of the Republic of Buryatia)

The article analyzes the quality of economic structure of municipality in the PIT tax revenues. It is noted that the investment policy of local administration today should be objectively aimed at attracting maior corporate businesses.

Keywords: PIT, indicator of quality, tax revenues.

Одна из основных задач, которая стоит перед органами муниципального управления, - это увеличение налоговых доходов местных бюджетов. При существующих бюджетно-налоговых условиях основным налогом местных бюджетов муниципальных районов является налог на доходы физических лиц (далее - НДФЛ). Его доля в структуре налоговых доходов консолидированного бюджета рассматриваемого муниципального района в течение последних лет составляет порядка 80%.

Такая роль НДФЛ позволяет использовать показатели объемов поступлений по данному налогу как своеобразный индикатор качества развития экономики территории, который, в свою очередь, может служить одним из критериев принятия управленческих решений по регулированию развития отдельных отраслей местной экономики.

Динамика и структура поступлений по данному налогу имеют достаточно устойчивую корреляцию с масштабами, содержанием и организационно-правовыми формами, в которых реализуются виды экономической деятельности (далее - ВЭДы), осуществляемые на территории муниципального образования.

Попытаемся оценить «эффективность» различных ВЭДов с точки зрения их «налоговой отдачи» по НДФЛ.

Проанализируем структуру поступлений по НДФЛ в разрезе видов экономической деятельности за период 2009-2013 гг. (данные за 2013 год являются оценочными). В приведенных таблицах ВЭДы представлены в укрупненном виде.

В целом экономическая и социальная деятельность на территории района осуществляется по 41 виду (1 приходится на неизвестный код ОКВЭД). Среди этих ВЭДов по их доле в структуре поступлений НДФЛ можно выделить лишь 2 основные группы. Их состав представлен в следующей таблице.

Таблица 1

Вклад в формирование НДФЛ по основным ВЭДам, %

Группа Виды экономической деятельности Средняя доля в общем объеме поступлений НДФЛ за период 2009-2013 гг., %

1 Деятельность сухопутного транспорта 19,5

Образование 10,6

Деятельность, связанная с обеспечением военной безопасности 21,3

Г осударственное управление 11,9

Итого 63,3

2 Производство машин и оборудования 5,7

Здравоохранение и предоставление социальных услуг 8,4

Производство, передача и распределение электроэнергии, газа и воды; операции с недвижимым имуществом 6,7

Итого 20,8

Как видно из таблицы 1, более половины всех поступлений НДФЛ за рассматриваемый период приходится лишь на 4 ВЭДа, формирующих первую группу. В совокупности по данным ВЭДам за период 2009-2013 гг. формировалось от 58,6 до 67,7% всего объема поступлений НДФЛ.

Также значительная доля поступлений приходится на ВЭДы, составляющие вторую группу. При этом необходимо отметить, что совокупная доля в объеме НДФЛ по ВЭДам 2-й группы за период 2009-2012 гг. снизилась с 25,1 до 18,4% с оценкой до 16,2% в 2013 г. Такая динамика обусловлена значительным снижением объемов НДФЛ по ВЭДу «производство машин и оборудования» с 24 млн руб. в 2009 году до, оценочно, 10 млн руб. в 2013 году.

Доли каждого их остальных 33-х ВЭДов за рассматриваемый период не превышают 1% всего объема поступлений по НДФЛ. Перечень всех ВЭДов и объемы поступлений НДФЛ по ним приведен в таблице 2.

Таким образом, основная доля поступлений по НДФЛ формируется за счет 7-ми ВЭДов. При этом необходимо отметить, что 4 из них финансируются за счет бюджетных средств, 2 ВЭДа представляют инфраструктурные отрасли и 1 ВЭД представлен специфичным предприятием - ОАО «1019 ВРЗ», работающим только на исполнение гособоронзаказа.

Высокая доля этих ВЭДов обеспечивается за счет стабильного роста фонда оплаты труда на железнодорожном транспорте, в сфере госуправления, а также за счет интенсивного роста фонда оплаты труда военнослужащих и вольнонаемных войсковых частей в 2010 г. и 2012 г.

Основной чертой описанной структуры поступлений НДФЛ по ВЭДам является чрезвычайно низкая доля ВЭДов, представляющих, собственно, экономику муниципального образования. Это в равной степени относится как к материальному производству, так и к сфере потребительского рынка и услуг.

Основной причиной этого является низкий уровень заработной платы при высокой степени ее «серости». Это явление характерно, прежде всего, для субъектов малого предпринимательства, которые являются основной организационной формой экономической деятельности в упомянутых отраслях экономики. Данную проблему рассматривает В.Ю. Буров в своих исследованиях.

Для того чтобы косвенно оценить масштабы «серого» фонда оплаты труда и, соответственно, формирующиеся объемы НДФЛ в отраслях, в которых функционирует малый бизнес, рассмотрим баланс трудовых ресурсов территории в разрезе ВЭДов.

Таблица 2

Распределение занятых по видам экономической деятельности, чел.

№ п/п ВЭД Год Доля ВЭДа в общей занятости за период 2009-2013 гг., %

2009 2010 2011 2012 2013 (оценка)

1 Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 198 220 265 322 450 2,6

2 Добыча полезных ископаемых 291 198 210 218 185 1,8

3 Обрабатывающие производства 1171 1101 1095 966 940 7,6

4 Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 910 890 890 650 650 5,8

5 Строительство 0 40 110 150 175 1,2

6 Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 1350 1358 1360 1400 1400 10,1

7 Г остиницы и рестораны 114 122 126 155 165 1,4

8 Транспорт и связь 1348 1250 1260 1206 1202 9,1

9 Финансовая деятельность 48 48 48 50 60 0,7

10 Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 260 265 265 263 268 2,2

11 Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение 3627 2887 2676 2503 2504 19,1

в том числе:

Деятельность, связанная с обеспечением военной безопасности 2402 1700 1530 1430 1430 11,1

12 Образование 2069 1620 1517 1803 1809 12,3

13 Здравоохранение и предоставление социальных услуг 1147 1146 885 1149 1149 8,0

14 Предоставление прочих коммунальных и персональных услуг 125 136 148 147 148 1,4

Итого 12658 11259 10788 10858 10853 100,0

Анализируя структуру занятых в разрезе ВЭДов и структуру ВЭДов по их доле в общем объеме поступлений НДФЛ, можно выявить следующее.

Отсутствует прямая зависимость между численностью занятых по различным видам экономической деятельности и поступлениями НДФЛ по ним, которые были отнесены нами к двум «налогоформирующим» группам. Это факт отражен на следующей диаграмме.

Соотношение занятых и поступлений НДФЛ во ВЭДам

О

г- X rf О

О п а из г-

X ф О Ч

О ^ * и л

о' | 1 о I

«э Г £ со t

Н ъ Н ^ 5

и т s о

«2^0 9г

s *§ а о- б

о о VO CZ

X Я о

I Доля занятых по ВЭДу в общей численности занятых, % (среднее значение за 2009-2013

гг.)

ш Доля ВЭДа в общем объеме НДФЛ, % (среднее значение за 2009-2013 гг.)

Диаграмма 1

Такие ВЭДы, как деятельность сухопутного транспорта (железная дорога) и деятельность, связанная с военной безопасностью, обеспечивают в среднем за рассматриваемый период более 40% всех поступлений НДФЛ при том, что в данных отраслях было занято в среднем за период только 20,2% всех работающих.

При этом по такому ВЭДу, как «оптовая и розничная торговля», наблюдается обратная картина, когда фонд оплаты труда 10,1% занятых обеспечивает в среднем за период лишь 2,3% всего объема поступлений НДФЛ.

Данное обстоятельство ярко демонстрирует масштабы нелегальной занятости и «серой» оплаты труда в сфере потребительского рынка и диктует необходимость повышения качества социально-трудовых отношений в данной сфере.

Основные выводы можно сформулировать в следующих двух тезисах:

1. Значительная масса занятых в таких ВЭДах, как «Ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования», «Деятельность гостиниц и ресторанов», «Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство», «Предоставление прочих коммунальных и персональных услуг» в которых в основном функционируют субъекты малого предпринимательства, являются «низкоэффективными» с точки зрения отдачи по НДФЛ. Следовательно, развитие малого предпринимательства как самоцель может решать лишь социальные задачи занятости либо «самозанятости» населения, и то лишь в краткосрочном периоде, что фактически имеет место в сегодняшней практике управления территориями.

2. Инвестиционная политика местной администрации объективно на сегодняшний день должна быть нацелена на привлечение крупных корпоративных бизнес-структур, что обусловлено очевидным экономическим тезисом, гласящим о том, что малый и крупный бизнес являются взаимодополняющими друг друга формами хозяйственной деятельности.

Литература

1. Буров В.Ю. Уклонение от уплаты налогов субъектами малого предпринимательства как форма проявления теневых экономических отношений // Налоги и финансовое право. - 2012. - №9. - С. 118-124.

Хамарханов Виталий Юрьевич, кандидат экономических наук, зам. руководителя Администрации муниципального образования «Заиграевский район», e-mail: vx1976@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Khamarkhanov Vitaly Yurevich, candidate of economic sciences, deputy chief, municipality administration of “Zai-graevsky district”, e-mail: vx1976@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.