УДК 314.74 © О.Ф. Занданова
КВОТИРОВАНИЕ ИНОСТРАННОЙ РАБОЧЕЙ СИЛЫ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
Основное внимание автор сфокусировал на актуальных вопросах квотирования привлечения иностранных рабочих. На основе проведенного анализа нормативно-правового обеспечения регулирования внешней трудовой миграции на федеральном и региональном уровнях выявлена необходимость совершенствования системы привлечения временных трудовых мигрантов в регион.
Ключевые слова: иностранная рабочая сила, региональный рынок труда, трудовая миграция, государственная миграционная политика.
O.F. Zandanova
QUOTING OF FOREIGN LABOR FORCE: REGIONAL ASPECT
The main attention is focused on the urgent issues of quoting to attract foreign workers. The analysis of legal regulation of external labor migration at the federal and regional levels has revealed the need to improve a system of attraction of temporary labor migrants in the region.
Keywords: foreign labor force, regional labor market, labor migration, state migration policy.
Как показывает мировая практика, прямое квотирование импорта рабочей силы широко используется во многих государствах. Процедура квотирования проводится в регионах России применительно к иностранной рабочей силе из дальнего зарубежья с 2003 года. С 2007 года механизм предоставления миграционных квот изменился: стали учитывать не только количественные, но и качественные характеристики (профессию, квалификацию, состояние здоровья трудовых мигрантов), а также региональные особенности российского рынка труда.
Привлечение иностранной рабочей силы на территорию любого региона полностью регулируется федеральным законодательством, но предложения по потребности в привлечении иностранной рабочей силы на территорию отдельного субъекта Российской Федерации могут подвергаться корректировке на региональном уровне, с обоснованием этих предложений и полным соблюдением федерального законодательства. Введением такого порядка была предпринята попытка ограничить численность въезжающих в Россию иностранных мигрантов емкостью локальных рынков труда принимающих регионов.
Иностранная трудовая миграция широко распространилась и в регионах Сибири. По данным Росстата, удельный вес иностранной рабочей силы в численности занятых в экономике по субъектам Сибирского федерального округа значительно варьирует, что свидетельствует о различных подходах в этих регионах к привлечению иностранных мигрантов [5]. Например, в 2011 году наименьший удельный вес иностранной рабочей силы в численности занятых в экономике наблюдался в Омской области - 0,8%, а наибольший показатель в Иркутской области - 4% (на уровне г. Москвы, где удельный вес иностранной рабочей силы в численности занятых в 2011 году составил 4,5%). В Забайкальском крае и Новосибирской области также наблюдается активное привлечение иностранной рабочей силы, ее удельный вес в численности занятых в экономике составляет 3,7%. Наша республика в 2011 году входила в число регионов с наименьшими показателями (1,26%). Но так было не всегда. Результаты проведенного нами анализа структуры иностранной рабочей силы из дальнего зарубежья и динамики объемов ее привлечения в Республику Бурятия показывают, что в последние годы в Республике Бурятия более интенсивно, чем в соседних регионах, проводилось снижение численности на рынке труда иностранных работников [1]. Например, на рис. 1 представлено сравнение численности привлекаемых иностранных мигрантов в Бурятии и Забайкальском крае [6]. Показатели обоих регионов свидетельствуют о целенаправленном и последовательном снижении квоты на привлечение иностранных граждан с 2009 года. В то же время если в 2008 году квота по Бурятии была немного меньше чем в два раза по сравнению с Забайкальским краем, то начиная с 2010 года - более чем в десять раз меньше. Принимаемые меры являются следствием общей федеральной политики по снижению уровня безработицы среди местного населения. В 2008 году председателем правительства Российской Федерации В.В. Путиным было дано поручение правительству о сокращении квоты на привлечение иностранной рабочей силы в Россию на 2009 год в два раза.
Но реально квоту правительство Российской Федерации в целом по стране снизило только на 16,4%. Все это свидетельствует:
- во-первых, о том, что регионы уже не могут отказаться от использования труда внешних мигрантов, тем более такими быстрыми темпами;
- во-вторых, о различиях в региональной миграционной политике.
Рассмотрим процесс квотирования привлечения иностранной рабочей силы на региональном уровне на примере нашей республики. В Республике Бурятия разработка и реализация мер, связанных с привлечением и использованием иностранных работников, должна преследовать, на наш взгляд, две основные цели: защиту рынка труда от неконтролируемого притока трудящихся-иммигрантов в целях недопущения обострения
проблем занятости и обеспечение рационального использования иностранных трудящихся и решение за счет иммиграции структурных проблем на рынке труда.
В целях организации и координации работы по определению потребности республики в привлечении иностранных работников и подготовке предложений по объемам квот в республике создана и функционирует Правительственная комиссия по миграционной политике, которая осуществляет свою деятельность в соответствии с положением, утвержденным постановлением правительства Республики Бурятия от 03.05.2005 г. №152 «О Правительственной комиссии по миграционной политике». В состав комиссии входят представители республиканских исполнительных органов государственной власти и федеральных органов исполнительной власти, контролирующих пребывание и осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности на территории республики.
105 %^1ма№м1нфж
2013«цеяна 11568
«Н5В
2012 Ш!75
_] 1643
2)011 18087
1740
2010 ЯЯ51
злга 22720
200» Ь^ЗБЬ
0 эООСЗ 10000 15000 20000 25000 30000
Рис. 1. Динамика утвержденных квот на привлечение иностранных работников в Забайкальском крае и Республике Бурятия в 2008-2013 гг., чел.
Для привлечения квалифицированных трудовых ресурсов из числа иностранных работников в экономику республики проводится процедура формирования предложений по определению квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в целях осуществления трудовой деятельности. А Правительственная комиссия по миграционной политике принимает решение о целесообразности предусматриваемых работодателями объемов привлечения иностранных работников.
В 2007 г. правительством Республики Бурятия было принято постановление «О порядке определения потребности в привлечении иностранных работников и формировании квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Республике Бурятия». Данным постановлением была упорядочена процедура подготовки и рассмотрения территориальными органами федеральной исполнительной власти и органами исполнительной власти Республики Бурятия предложений по определению квоты на привлечение иностранной рабочей силы.
Квота на привлечение иностранных граждан в целях осуществления трудовой деятельности определяется в республике на основании заявок работодателей с целью поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов и соблюдения принципа приоритетности трудоустройства российских граждан с учетом различных факторов
[3].
В то же время вопрос о привлечении и использовании иностранной рабочей силы по-прежнему остается одним из наиболее проблематичных и противоречивых в сфере государственного регулирования рынка труда. Так, проведенная нами оценка влияния привлечения иностранной рабочей силы на рынок труда Республики Бурятия не подтверждает опасения органов государственной власти об ее отрицательном влиянии на рынок
труда и о том, что иностранные работники, занимая рабочие места в экономике Республики Бурятия и других регионов Сибирского федерального округа, способствуют росту безработицы среди местного населения [2]. Эти результаты подтверждают факт, что иностранные работники занимают такие рабочие места на рынке труда, которые не являются особо привлекательными для местного населения.
Сокращение квот не решает проблему напряженности на рынке труда, региональные органы власти снизили квоты на привлечение иностранной рабочей силы в республику, опираясь главным образом на субъективные подходы, не приняв во внимание мнение работодателей, для которых резкие ограничения объемов привлечения иностранной рабочей силы создало большие проблемы. Работая в условиях высоких тарифов на электроэнергию и значительных экологических ограничений, снижающих конкурентоспособность предприятий республики и увеличивающих их издержки, местные предпринимательские структуры не были готовы к таким внезапным переменам. Многие организации в поисках замены иностранной рабочей силы или временно прекратили свою деятельность, или в результате увеличения своих расходов повысили цены на товары (работы, услуги), а некоторые все же привлекают иностранную рабочую силу, как легальную (используя различные схемы, например, услуги субподрядных организаций соседних регионов), так и нелегальную.
Кроме того, на сегодняшний момент внешняя трудовая миграция превратилась в наиболее дешевый способ развития инфраструктуры, так как основная масса привлекаемых в республику иностранных мигрантов из КНР работает в строительстве. Строительство стало главной сферой их занятости на протяжении последнего десятилетия. Например, в 2012 году 76 процентов выделенной квоты в Бурятии приходилось на строительную отрасль. Строительные компании привлекают иностранную рабочую силу для снижения собственных издержек производства при возведении различных объектов инфраструктуры, дорог, вводе жилья, тем самым обеспечивая получение прибыли с меньшим уровнем риска и без дополнительных инвестиционных вложений в капиталовооруженность труда. А рост производительности труда достигается через повышение его капиталовооруженности.
В то же время продуктивность и рентабельность труда китайских рабочих выше, в силу того, что они более дисциплинированны, не подвержены вредным привычкам, законопослушны и трудолюбивы, непритязательны по отношению к жилищным и бытовым условиям. В китайской среде считаются нормальными двенадцатичасовая, пятнадцатичасовая продолжительность рабочего дня и один выходной день в неделю. Возникает вопрос, зачем тогда бизнесу вкладываться в затратные мероприятия по совершенствованию производственных процессов и сокращению потерь рабочего времени, по охране труда, по поддержанию высокого уровня дисциплины труда и т.д.? К тому же строительная отрасль не может сразу же переключиться на местные трудовые ресурсы, так как на рынке труда республики попросту не хватает рабочих строительных специальностей, имеющих необходимую квалификацию.
По нашему мнению, в республиканской миграционной политике целесообразно исключить подобные субъективные меры. Как показывают результаты анализа эффективности использования иностранной рабочей силы в экономике республики в целом, ежегодно проводимого Республиканским агентством занятости, иностранные мигранты не только не оказывают негативного влияния на рынок труда, но и вносят определенный вклад в валовой региональный продукт.
Основными причинами низкой эффективности существующей системы квотирования иностранной рабочей силы, на наш взгляд, являются излишняя централизация процессов регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы, свойственная директивной, а не рыночной экономике, недостаточный учет конкурентных преимуществ иностранных работников и недостаточная региональная дифференциации в определении условий их привлечения. Следствием этого является увеличение нелегальных миграционных потоков в российские регионы и увеличение масштабов практики нелегального использования иностранных работников.
Необходимо совершенствовать как саму систему привлечения временных трудовых мигрантов в регион, так и методику определения потребности экономики региона в иностранной рабочей силе. Механизмы квотирования трудовой миграции должны быть в большей степени адаптированы к меняющимся потребностям экономики и рынка труда регионов.
Оценка перспективной потребности в иностранной рабочей силе, на наш взгляд, должна определяться в рамках баланса трудовых ресурсов. В настоящее время прогнозный баланс трудовых ресурсов для Российской Федерации в целом и по ее субъектам разрабатывается в соответствии с постановлением правительства Российской Федерации от 3 июня 2011 г. №440 с 2012 года в разрезе 16 видов экономической деятельности. Методика его разработки, утвержденная приказом Минздравсоцразвития РФ №178н от 29 февраля 2012 г., предусматривает предоставление Федеральной миграционной службой сведений о численности иностранных трудовых мигрантов за отчетный период, текущий год и на прогнозный текущий период. Поскольку прогнозная оценка численности иностранных трудовых мигрантов определяется перспективными потребностями экономики регионов страны и видов экономической деятельности, то закономерно возрастает необходимость согласования получаемых оценок. Кроме того, возникает потребность в разработке прогнозного баланса трудовых ресурсов и на долгосрочную перспективу, так как согласование перспективных потребностей экономики и возможностей системы профессионального образования требует опережающего обучения и упреждения в 5-6 лет. Прогнозные
оценки численности занятых иностранных работников в таком балансе позволят научно определить размеры перспективной квоты на иностранную рабочую силу и усовершенствовать механизм квотирования, основанный в настоящее время на заявках работодателей.
Таким образом, привлечение и использование иностранной рабочей силы являются одним из возможных вариантов проблемы нехватки трудовых ресурсов, которому свойственны свои недостатки, различные социально-экономические риски и сложности. Поэтому вопрос о положительных и отрицательных последствиях действующего механизма квотирования иностранной рабочей силы для принимающих регионов целесообразно рассматривать, с одной стороны, в рамках более общей проблемы определения масштабов внешней трудовой миграции в стране, а с другой стороны - исходя из выбора приоритетов государственной социальноэкономической политики Российской Федерации в целом (в том числе в комплексе с реализацией политики занятости и доходов местного населения).
Литература
1. Занданова О.Ф., Пильчинова Е.В. Иностранная рабочая сила на рынке труда Республики Бурятия // 200 лет российской государственной статистике: итоги и перспективы: сб. материалов науч.-практ. конф. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2011.
2. Занданова О.Ф. Оценка влияния привлечения иностранной рабочей силы на рынок труда Республики Бурятия // Приоритетные направления социально-экономического развития Байкальского региона и Востока России в условиях глобальных и региональных вызовов: сб. материалов междунар. науч. конф. (20-21 июня 2013 г.). - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2013.
3. Занданова О.Ф. Государственное управление внешней трудовой миграцией на региональном уровне // Вестник Бурятского государственного университета. - 2012. - №1. Экономика и менеджмент. - С. 57-58.
4. World Economic and Social Survey 2004. International Migration. - N.Y.: UN, 2004.
5. Официальный сайт Росстата [Электронный ресурс]. - URL: http: //www.gks.ru
6. Официальный сайт Министерства трудовых ресурсов и демографической политики Забайкальского края [Электронный ресурс]. - URL: http://xn--d1ahlfpli.xn--80aaaac8algcbgbck3fl0q.xn--i/tmdovye_resursy/inostrannaya _rabochaya_sila.html
Занданова Ольга Францевна, доцент кафедры экономики Бурятского государственного университета, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а, e-mail: zand.olga@gmail.com.
Zandanova Olga Frantsevna, associate professor, department of economics, 24a Smolin Str., Buryat State University, Ulan-Ude, 670000, e-mail: zand.olga@gmail.com.
УДК 332.012 © В.С. Потаев, Э.Д. Манжуева
О ПРОБЛЕМАХ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ
В статье рассмотрены проблемы организации государственных закупок сельскохозяйственной продукции и продовольствия на региональном уровне. Предлагается использовать международный опыт, в частности формирование национальной политики обеспечения нужд сельского хозяйства региона
Ключевые слова: государственные закупки, сельскохозяйственная продукция, размещение заказа.
V.S. Potaev, E.D. Manzhueva
ON THE PROBLEMS OF ORGANIZATION THE STATE PURCHASES OF AGRICULTURAL PRODUCTS AND FOODSTUFFS IN THE REPUBLIC OF BURYATIA
In the article the problems of organization the state purchases of agricultural products and foodstuffs are considered at the regional level. The international experience is proposed to use, in particular the formation of national policy in provision the needs of the region's agriculture.
Keywords: state purchases, agricultural products, placement of order.
Одним из элементов государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей являются государственные закупки сельскохозяйственной продукции и продовольствия. Поэтому выявление проблем в организации государственных закупок, разработка предложений по их разрешению будут всегда актуальными для представителей агропромышленного комплекса.
Размещение заказа на закупки сельскохозяйственной продукции и продовольствия в Республике Бурятия для государственных и муниципальных нужд осуществляется 1073 заказчиками, из них государственных 237 (22%), муниципальных 836 (78%).