УДК 331.5
DOI 10.17150/2072-0904.2015.6Г1).8
О. Ф. Занданова
Бурятский государственный университет, г. Улан-Удэ, Российская Федерация
РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ*
Аннотация. Статья посвящена актуальным проблемам международной трудовой миграции. Как показывает мировая практика, прямое квотирование импорта рабочей силы широко используется во многих государствах. В регионах России процедура квотирования применительно к иностранной рабочей силе из дальнего зарубежья проводится с 2003 г. Формирование трудовых ресурсов в любом регионе России регулируется федеральным законодательством, но предложения по потребности в привлечении иностранной рабочей силы на территорию отдельного субъекта могут поддаваться корректировке на региональном уровне с соответствующим обоснованием. Введением такого порядка была предпринята попытка ограничить численность въезжающих в Россию иностранных мигрантов емкостью локальных рынков труда принимающих регионов. На основе проведенного анализа внешней трудовой миграции на региональном уровне выявлена необходимость совершенствования системы квотирования иностранной рабочей силы в Российской Федерации.
Ключевые слова. Иностранная рабочая сила; региональный рынок труда; трудовая миграция; государственная миграционная политика.
Информация о статье. Дата поступления 11 сентября 2014 г.; дата принятия к печати 15 сентября 2014 г.; дата онлайн-размещения 20 января 2015 г.
O. F. Zandanova
Buryat State University, Ulan-Ude, Russian Federation
REGIONAL ASPECTS OF INTERNATIONAL LABOR MIGRATION
Abstract. The article deals with topical problems of international labor migration. As seen from the world practice, direct allocation of quotas for labor force import is widely used in many countries. In Russia's regions the quota allocation procedure in the context of foreign labor force from non-CIS states has been carried out since 2003. Formation of labor resources in any region of Russia is regulated by the federal legislation, but proposals for the need of attracting foreign labor to the territory of a specific entity can be subject to corrections at the regional level with appropriate substantiation. By introducing such a practice, an effort was made to limit the number of foreign migrants entering Russia by capacities of the local labor markets on part of the host regions. The analysis made of external labor migration at the regional level resulted in identifying the necessity of improving the system of foreign labor force quota allocation in the Russian Federation.
Keywords. Foreign labor force; regional labor market; labor migration; governmental migration policy.
Article info. Received September 11, 2014; accepted September 15, 2014; available online January 20, 2015.
* Материалы статьи обсуждены на международной научно-практической конференции «Международное сотрудничество, интеграция и современная геополитика», г. Иркутск, ФГБОУ ВПО «БГУЭП», 11-12 сентября 2014 г.
© О. Ф. Занданова, 2015
В настоящее время в условиях демографического кризиса, охватившего Российскую Федерацию, в том числе регионы Сибири и Дальнего Востока, роль миграции в формировании населения и трудовых ресурсов усиливается. С начала 90-х гг. XX в. миграция являлась единственным фактором, значимо сдерживающим убыль населения в результате отрицательного естественного прироста. Демографический кризис в сочетании с миграционной убылью в ряде регионов России приводит к дефициту трудовых ресурсов (например, в Дальневосточном федеральном округе). Согласно прогнозу численности населения, подготовленному Федеральной службой государственной статистики, с проблемой нехватки кадров скоро столкнутся все субъекты РФ. К 2030 г. численность населения в трудоспособном возрасте в России сократится примерно на 15 млн чел.1 Очевидно, что такие потери трудовых ресурсов могут привести к замедлению темпов экономического роста.
На современном этапе развития международная трудовая миграция в России выступает важным фактором, способствующим решению ее экономических и демографических проблем. Это вызывает необходимость разработки взвешенной государственной миграционной политики как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Ухудшение ситуации на рынке труда (нехватка квалифицированных рабочих) в регионах России привело к тому, что привлечение иностранной рабочей силы стало одним из источников пополнения убывающих трудовых ресурсов. Как показывает мировой опыт, международная миграция рабочей силы является одним из важнейших факторов в развитии мирового рынка труда. В настоящее время резко увеличилось число стран, принимающих трудовых мигрантов. Хотя в большинстве стран иностранные работники не составляют значительной доли в общей численности занятой в экономике национальной рабочей силы (их доля колеблется в пределах 3 %), но в отдельных отраслях и сферах занятости (строительство, горнодобывающие отрасли и др.) достигают более существенных величин.
Согласно данным Росстата, иностранную рабочую силу привлекают практически во всех субъектах РФ. Наибольшее ее количество использовалось в 2010 г. в Центральном федеральном округе — 40,5 % от всей численности, Уральском — 12,8 %, Северо-Западном — 11,6 %, Сибирском — 11,1 % и Дальневосточном — 9,2 %. Во всех остальных федеральных округах иностранная рабочая сила привлекалась в менее значительных размерах2. При этом иностранная рабочая сила использовалась в различных видах экономической деятельности: строительство — 36 %; сфера торговли и общей коммерческой деятельности — 16,6 %; обрабатывающие производства — 13,5 %; сельское и лесное хозяйство — 9,1 %; транспорт и связь — 4,3 %; другие виды деятельности — 20,3 %3. Причем в настоящий период внешняя трудовая миграция имеет больше положительных, чем отрицательных последствий для принимающих иностранную рабочую силу регионов4.
Утвержденная Президентом России В. В. Путиным 13 июня 2012 г. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г. включает три этапа. При этом по итогам реализации второго этапа (2016-2020) к 2021 г. предполагается приостановить миграционный от-
1 Предположительная численность населения Российской Федерации до 2030 года : стат. бюл. М. : Росстат, 2009. 235 с.
2 Регионы России. Социально-экономические показатели. 2011 : стат. сб. М. : Росстат, 2012. С. 305-307.
3 Там же. С. 304.
4 Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года // Российская газета. 2012. 14 июня.
ток населения из районов Сибири и Дальнего Востока, а по итогам реализации третьего этапа к 2026 г. планируется обеспечить миграционный приток населения в эти регионы [3, с. 5]. В качестве одной из задач Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г. выдвинута задача рационального использования трудового потенциала, опыта хозяйственной деятельности и квалификации мигрантов. В связи с этим необходимо формирование разумной региональной политики, которая позволила бы структурировать процессы трудовой миграции, защитить региональные рынки труда от неконтролируемого притока трудящихся-иммигрантов и повысить эффективность использования иностранной рабочей силы.
В настоящее время миграционный отток населения усиливает воздействие международной трудовой миграции на рынки труда регионов Сибири. Основные каналы привлечения трудовых мигрантов таковы:
- квотирование иностранной рабочей силы на срок до 1 года по заявкам работодателей;
- добровольное переселение соотечественников из-за рубежа;
- привлечение высококвалифицированных специалистов.
Наиболее перспективным направлением пополнения демографических потерь регионов Сибири, по мнению Федеральной миграционной службы по Новосибирской области, является переселение соотечественников из-за рубежа. Республика Бурятия, Забайкальский край и Иркутская область вошли в число территорий приоритетного заселения, статус которых предусматривает 2-3-кратное увеличение для прибывших соотечественников размера единовременного пособия на обустройство. С начала реализации государственной программы содействие в переселении на территорию округа оказано 40,6 тыс. соотечественникам, до 2020 г. в рамках реализации региональных государственных программ на территорию Сибирского федерального округа предполагается переселить еще около 37 тыс. соотечественников. Только в 2014 г. в рамках новых программ переселения регионы Сибири приняли около 12 тыс. соотечественников, что почти в 2 раза больше, чем в 2013 г.1
Если в будущем Сибирь рассматривать не только как район с высоким при-родноресурсным потенциалом, но и как полигон для размещения высокотехнологичных наукоемких производств, то решение этих задач потребует большого числа специалистов самых разных областей знаний. Что касается притоку высококвалифицированных специалистов в сибирские регионы в наше время, то при весьма незначительных объемах их привлечения субъектами СФО, прослеживается тенденция увеличения их численности. Например, за 8 месяцев 2014 г. высококвалифицированным специалистам было оформлено 591 разрешение на работу, что в 2 раза больше, чем в соответствующем периоде прошлого года. Эти объемы несопоставимы с объемами привлечения временных иностранных рабочих. В текущем году потребность регионов Сибири в привлечении иностранных рабочих составила 93,3 тыс. Всего за 2014 г. разрешения на работу получили 77 967 иностранных граждан, к тому же было оформлено более 160 тыс. патентов представителями ближнего зарубежья.
В государственном управлении экономической миграцией в развитых странах можно выделить три основных направления: регулирование потоков временных рабочих, специалистов и коммерческих мигрантов. Рассмотрим проблемы регулирования трудовой миграции временных рабочих на примере Республики Бурятия. В целом, автором данной статьи вопросы эффективного
1 О порядке определения потребности в привлечении иностранных работников и формировании квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Республике Бурятия : постановление Правительства Республики Бурятия от 5 апр. 2007 г. № 107.
государственного управления миграцией рабочей силы уже затрагивались ранее [1, с. 145-151; 4, с. 27-47].
Как показывает мировая практика, прямое квотирование импорта рабочей силы широко используется во многих государствах. В России процедура квотирования проводится применительно к иностранной рабочей силе из дальнего зарубежья с 2003 г. Так, в 2002 г. было принято постановление Правительства РФ «Об утверждении квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности», а в 2003 г. — постановление Минтруда России «Об утверждении порядка подготовки и рассмотрения предложений по определению квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности». На основе этих постановлений в регионах разработали свои нормативно-правовые акты, регламентирующие работу органов государственной власти по подготовке предложений по определению размеров трудовых квот.
В Республике Бурятия разработка и реализация мер, связанных с использованием иностранных работников преследует две основные цели:
- защиту рынка труда от неконтролируемого притока трудовых иммигрантов в целях недопущения обострения проблем занятости местного населения;
- обеспечение рационального использования иностранных рабочих и решение за счет иммиграции структурных проблем на республиканском рынке труда.
Для привлечения трудовых ресурсов из числа иностранных работников в экономику республики проводится процедура формирования предложений по определению квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в целях осуществления трудовой деятельности, а Правительственная комиссия по миграционной политике принимает решение о целесообразности предусматриваемых работодателями объемов привлечения иностранных работников.
В 2007 г. Правительством Республики Бурятия было принято постановление «О порядке определения потребности в привлечении иностранных работников и формировании квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Республике Бурятия»1. Данным постановлением упорядочили процедуру подготовки и рассмотрения территориальными органами федеральной исполнительной власти и органами исполнительной власти Республики Бурятия предложений по определению квоты на привлечение иностранной рабочей силы. В соответствии с постановлением Правительства РФ «О порядке определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации» от 22 декабря 2006 г. № 783 квота на привлечение иностранных граждан в целях осуществления трудовой деятельности определяется в республике на основе соблюдения принципа приоритетности трудоустройства российских граждан с учетом ряда различных факторов2. Таким образом, определение потребности экономики в иностранной рабочей силе и формирование квот осуществляется на основании заявок работодателей в целях поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов.
По данным Росстата, удельный вес иностранной рабочей силы в численности занятых в экономике по субъектам Сибирского федерального округа
1 О порядке определения потребности в привлечении иностранных работников и формировании квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Республике Бурятия : постановление Правительства Республики Бурятия от 5 апр. 2007 г. № 107.
2 Предположительная численность населения Российской Федерации до 2030 года : стат. бюл. М. : Росстат, 2009. 235 с.
значительно варьируется, что свидетельствует о различных подходах в этих регионах к привлечению иностранных мигрантов. Например, в 2011 г. наименьший удельный вес иностранной рабочей силы в численности занятых наблюдался в Омской области — 0,8 %, а наибольший показатель в Иркутской области — 4 % (на уровне г. Москвы, где удельный вес иностранной рабочей силы в численности занятых в 2011 г. составил 4,5 %). В Забайкальском крае и Новосибирской области также наблюдается активное привлечение иностранной рабочей силы, ее удельный вес в численности занятых в экономике составляет 3,7 % при среднероссийском уровне данного показателя — 2,0 Примерно такие же масштабы миграции сохранялись и в 2012 г., лишь в Иркутской области доля иностранной рабочей силы в численности занятых в экономике в 2012 г. снизилась и составила 2,3 % (табл.).
Удельный вес иностранной рабочей силы в численности занятых в экономике по субъектам Сибирского федерального округа в 2012 г.
Регион Среднегодовая Среднегодовая чис- Удельный вес иностран-
численность ленность иностранных ных работников в общей
занятых, работников, занятых численности занятых
тыс. чел. в экономике, чел. в экономике, %
Республика Алтай 90,3 932 1,0
Республика Бурятия 419,3 5 041 1,2
Республика Тыва 104,6 1 166 1,1
Республика Хакасия 235,6 1 832 0,8
Алтайский край 1 078,1 9 702 0,9
Забайкальский край 488,7 17 104 3,5
Красноярский край 1 439,0 28 782 2,0
Иркутская область 1 137,0 25 404 2,3
Кемеровская область 1 305,4 8 358 0,6
Новосибирская область 1 348,7 47 431 3,5
Омская область 944,7 3 959 0,4
Томская область 494,2 3 390 0,7
Республика Бурятия в 2011-2012 гг. входила в число регионов с наименьшими показателями (1,2 %), но так было не всегда. Возникает вопрос: откуда прибывают трудовые мигранты в Республику Бурятия? Анализ структуры иностранной рабочей силы, привлекаемой в экономику республики в разрезе стран- экспортеров за 2008-2012 гг., показывает, что на долю стран дальнего зарубежья приходится подавляющая часть трудовых мигрантов (в среднем за рассматриваемый период около 76 %), а удельный вес рабочих, прибывших из стран ближнего зарубежья, составляет в среднем 24 % от общего количества привлеченной иностранной рабочей силы [4].
Лидирующее положение в структуре иностранной рабочей силы занимают трудовые мигранты, прибывшие из Китая (в среднем 68,7 % от общего числа привлеченной иностранной рабочей силы). На втором месте находится Узбекистан (в среднем 14 % от общего числа иностранных мигрантов). При этом хотелось бы отметить, что в целом трудовая миграция в Россию из стран СНГ сокращалась до 2003-2004 гг., а потом опять пошла в рост, наивысшие темпы которого демонстрируют контингенты иностранных рабочих из Узбекистана и Таджикистана, а эмиграция из регионов России в страны ближнего зарубежья непрерывно сокращается.
Анализ основных сфер занятости мигрантов в регионах Сибири свидетельствует о том, что сибирский рынок труда структурируется так же, как и российский. Трудовые мигранты заполняют «непрестижные ниши», которые характеризуются в основном тяжелыми условиями работы и низким уровнем оплаты труда, на которые не всегда соглашаются местные жители. Как показано на диаграмме (рис. 1), в 2008-2013 гг. существенных структурных сдвигов по отраслям привлечения трудовых мигрантов не наблюдается.
40 30 20 10 0
-258
2008
2009
2010
2011
2012
2013
Строительство ■ Оптовая и розничная торговля
» Обрабатывающие производства ■ Сельское хозяйство, охота
Другие виды экономической деятельности
Рис. 1. Структура иностранной рабочей силы по видам экономической деятельности в 2008-2013 гг., %
По данным миграционной службы, подавляющая часть иностранных рабочих работала по трудовым договорам между российскими юридическими или физическими лицами, а остальные в рамках реализации иностранными юридическими лицами договоров подряда (привлекались на краткосрочную работу на определенный объем работ).
Проведенный анализ структуры иностранной рабочей силы, привлекаемой в экономику Республики Бурятия по демографическим признакам, показал, что в период с 2008 по 2011 гг. наибольший удельный вес в структуре иностранных работников приходился на лиц мужского пола (в среднем удельный вес мужчин составлял за этот период свыше 90 %). Однако в дальнейшем наблюдается снижение данного показателя: если в 2008 г. доля мужчин в общей численности иностранной рабочей силы составляла 95,6 %, то в 2011 г. она снизилась до 84,8 % Ч
По данным Федеральной миграционной службы по Республике Бурятия, в половозрастной структуре привлекаемых иностранных работниках наибольший удельный вес приходится на мужчин в возрасте 40-49 лет (в среднем 37,3 %), а у женщин в возрасте 30-39 лет (в среднем 32,4 %).
В целом из проведенного анализа структуры иностранной рабочей силы можно сделать следующие выводы. Во-первых, основной поток трудовых мигрантов в Бурятию, как и в другие регионы Сибирского федерального округа, идет из
соседнего Китая, при этом достаточно высок удельный вес приезжих из стран Средней Азии. Во-вторых, основными сферами приложения труда мигрантов являются строительство, обрабатывающее производство, сельское хозяйство и торговля. Среди иностранных работников преобладают люди с низкой и средней квалификацией. Изучение разрешений на привлечение иностранных работников показывает, что мигранты приглашаются по различным специальностям, среди них доминируют строители. В-третьих, наибольшая часть трудовых мигрантов, привлекаемых в экономику республики, это лица мужского пола, но при этом из года в год наблюдается увеличение численности женщин.
Результаты анализа динамики объемов привлечения иностранной рабочей силы из дальнего зарубежья в Бурятию (рис. 2) показывают, что в последние годы в республике более интенсивно, чем в соседних регионах проводилось снижение численности на рынке труда иностранных работников. Например, сравнение численности привлекаемых иностранных мигрантов в Бурятии и в Забайкальском крае (рис. 3) свидетельствует о целенаправленном и последовательном снижении квоты на привлечение иностранных рабочих с 2009 г. В то же время, если в 2008 г. квота по Бурятии была меньше почти в 2 раза по сравнению с Забайкальским краем, то начиная с 2010 г. — более чем в 10 раз меньше. Принимаемые меры являются следствием общей федеральной политики по снижению уровня безработицы среди местного населения.
14 000-,
12 000
10 000 8 000 6 000 4 000 2 000 0
2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Рис. 2. Динамика объемов иностранной рабочей силы в Республике Бурятия в 2005-2013 гг., чел.
2013 2012 2011 2010 2009 2008
■ 1 105 11 568
468
16 875
643
740
18 951
740
22 720
13 535
25 355
■ Республика Бурятия Забайкальский край
Рис 3. Динамика утвержденных квот на привлечение иностранных работников в Забайкальском крае и Республике Бурятия в 2008-2013 гг., чел. (Источник: Управление Федеральной миграционной службы по Республике Бурятия. URL: http://www.ufmsrb.ru)
Однако несмотря на поручение, данное еще в 2008 г. Председателем Правительства РФ В. В. Путиным о сокращении квоты на привлечение иностранной рабочей силы в Россию на 2009 г. в 2 раза, реально квоту Правительство РФ в целом по стране снизило только на 16,4 %. Все это, на наш взгляд, свидетельствует, во-первых, о том, что регионы России, в том числе регионы Сибирского федерального округа, уже не в состоянии отказаться от использования труда внешних мигрантов, тем более такими быстрыми темпами; во-вторых, о различиях в подходах к региональной миграционной политике.
Вопрос о привлечении и использовании иностранной рабочей силы по-прежнему остается одним из наиболее проблематичных и противоречивых в сфере государственного регулирования рынка труда. Так, проведенная нами оценка влияния привлечения иностранной рабочей силы на рынок труда Республики Бурятия не подтверждает опасения органов государственной власти об ее отрицательном влиянии на рынок труда, а также о том, что иностранные работники, занимая рабочие места в экономике Республики Бурятия и других регионов Сибирского федерального округа, способствуют росту безработицы среди местного населения [2]. Эти результаты подтверждают тот факт, что иностранные работники занимают такие рабочие места на рынке труда, которые не являются особо привлекательными для местного населения. Результаты корреляционно-регрессионного анализа зависимости безработицы от привлечения иностранной рабочей силы в Республике Бурятия также подтверждают незначительное ее влияние на рынок труда.
Сокращение квот не решает проблему напряженности на рынке труда, региональные органы власти снизили квоты на привлечение иностранной рабочей силы в республику, опираясь главным образом на субъективные подходы, не приняв во внимание мнение работодателей, для которых резкие ограничения объемов привлечения иностранной рабочей силы создало большие проблемы. Работая в условиях высоких тарифов на электроэнергию и значительных экологических ограничений, снижающих конкурентоспособность предприятий республики и увеличивающих их издержки, местные предпринимательские структуры не были готовы к таким внезапным переменам. Многие организации в поисках замены иностранной рабочей силы временно прекратили свою деятельность или в результате увеличения своих расходов повысили цены на товары (работы, услуги). Некоторые предприятия все же привлекают иностранную рабочую силу, используя различные схемы, как легальную (например, услуги субподрядных организаций соседних регионов), так и нелегальную.
К тому же на сегодняшний момент внешняя трудовая миграция превратилась в наиболее дешевый способ развития инфраструктуры в финансово неблагополучных регионах, так как основная масса привлекаемых иностранных мигрантов как в Бурятии, так и в Забайкальском крае работает в строительстве. Кроме того, как показывают результаты анализа эффективности использования иностранной рабочей силы в экономике республики в целом, ежегодно проводимого Республиканским агентством занятости по действовавшей до августа 2014 г. методике1, иностранные мигранты не только не оказывали негативного влияния на рынок труда, но и вносили определенный вклад в валовой региональный продукт. Таким образом, проведенный анализ внешней трудовой миграции на региональном уровне выявляет необходимость со-
1 Об утверждении Методики оценки эффективности использования иностранной рабочей силы : приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 сент. 2007 г. № 604.
вершенствования системы квотирования иностранной рабочей силы в Российской Федерации.
Основными причинами низкой эффективности существующей системы квотирования иностранной рабочей силы, на наш взгляд, являются излишняя централизация процессов регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы, свойственная директивной, а не рыночной экономике, недостаточный учет конкурентных преимуществ иностранных работников и недостаточная региональная дифференциации в определении условий их привлечения.
Необходимо совершенствовать как саму систему привлечения временных трудовых мигрантов в регион, так и методику определения потребности экономики региона в иностранной рабочей силе. Механизмы квотирования трудовой миграции должны быть в большей степени адаптированы к меняющимся потребностям экономики и рынка труда регионов.
Оценка перспективной потребности в иностранной рабочей силе, на наш взгляд, должна определяться в рамках баланса трудовых ресурсов. В настоящее время прогнозный баланс трудовых ресурсов для Российской Федерации в целом и по ее субъектам разрабатывается в соответствии с Постановлением Правительства РФ «О разработке прогноза баланса трудовых ресурсов» от 3 июня 2011 г. № 440 с 2012 г. в разрезе 16 видов экономической деятельности. Методика его разработки, утвержденная приказом Минздравсоцразвития РФ от 29 февраля 2012 г. № 178нх, предусматривает предоставление Федеральной миграционной службой сведений о численности иностранных трудовых мигрантов за отчетный период, текущий год и на прогнозный текущий период. Поскольку прогнозная оценка численности иностранных трудовых мигрантов определяется перспективными потребностями экономики регионов страны и видов экономической деятельности, то закономерно возрастает необходимость согласования получаемых оценок. Кроме того, возникает потребность в разработке прогнозного баланса трудовых ресурсов и на долгосрочную перспективу, так как согласование перспективных потребностей экономики и возможностей системы профессионального образования требует опережающего обучения и упреждения в 5-6 лет. Прогнозные оценки численности занятых иностранных работников в таком балансе позволят научно определить размеры перспективной квоты на иностранную рабочую силу и усовершенствовать механизм квотирования, основанный в настоящее время на заявках работодателей.
Список использованной литературы
1. Занданова О. Ф. Оценка влияния привлечения иностранной рабочей силы на рынок труда Республики Бурятия / О. Ф. Занданова // Приоритетные направления социально-экономического развития Байкальского региона и Востока России в условиях глобальных и региональных вызовов : сб. материалов междунар. науч. конф. (20-22 июня 2013 г.). — Улан-Удэ : Изд-во БГУ, 2013. — С. 145-151.
2. Красова Е. В. Иностранная рабочая сила в мировой и региональной экономике: современные аспекты государственного регулирования / Е. В. Красова. — Владивосток : Изд-во ВГУЭС, 2012. — 212 с.
3. Макаренко Т. Д. Использование иностранной рабочей силы в лесопромышленном комплексе Забайкальского края / Т. Д. Макаренко // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2012. — № 2 (82). — С. 137-140.
4. Социально-экономическое развитие региона: факторы, проблемы, тенденции, перспективы / под ред. Н. М. Полянской. — Улан-Удэ : Изд-во БГУ, 2013. — 190 с.
1 Об утверждении Методики разработки прогноза баланса трудовых ресурсов : приказ Минз-дравсоцразвития России от 29 февр. 2012 г. № 178н.
References
1. Zandanova O. F. Evaluating the impact of attracting foreign labor force on the labor market of the Buryat Republic. Prioritetnye napravleniya sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Baikal'skogo regiona i Vostoka Rossii v usloviyakh global'nykh i regional'nykh vyzovov. Mezhdunarodnaya nauchnaya konferentsiya (20-22 iyunya 2013 g.) [Priority directions of socio-economic development of the Baikal Region and Russia's East in terms of global and regional challenges. International Scientific Conference (June 20-22, 2013) Ulan-Ude, Buryat State University Publ., 2013, pp. 145-151. (In Russian).
2. Krasova E. V. Inostrannaya rabochaya sila v mirovoi i regional'noi ekonomike: sovre-mennye aspekty gosudarstvennogo regulirovaniya [Foreign labor force in the world and regional economy: today's aspects of governmental regulation]. Vladivostok, VGUES Publ., 2012.212 p.
3. Makarenko T. D. Foreign labour utilization in timber processing complex of the Zabaikalye Territory. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii = Iz-vestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2012, no. 2 (82), pp. 137-140. (In Russian).
4. Polyanskaya N. M. (ed.). Sotsial'no-ekonomicheskoe razvitie regiona: faktory, prob-lemy, tendentsii, perspektivy [Regional socio-economic development: factors, problems, trends, prospects]. Ulan-Ude, Buryat State University Publ., 2013. 190 p.
Информация об авторе
Занданова Ольга Францевна — кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономики, Институт экономики и управления, Бурятский государственный университет, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Ранжурова, 6а, e-mail: [email protected].
Библиографическое описание статьи
Занданова О. Ф. Региональные аспекты международной трудовой миграции / О. Ф. Занданова // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). — 2015. — Т. 6, № 1. — URL : http://eizvestia.isea.ru/reader/article.aspx?id=19958. — DOI: 10.17150/2072-0904.2015.6(1).8.
Author
Olga F. Zandanova — PhD in Economics, Associate Professor, Chair of Economics, Institute of Economics and Management, Buryat State University, 6a Ranzhurov St., 670000, Ulan-Ude, Russian Federation; e-mail: [email protected].
Reference to article
Zandanova O. F. Regional aspects of international labor migration. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii (Baykalskiy gosudarstvennyy universitet ekonomiki i prava) = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy (Baikal State University of Economics and Law), 2015, vol. 6, no. 1. Available at: http://eizvestia.isea.ru/read-er/article.aspx?id=19958. DOI: 10.17150/2072-0904.2015.6(1).8. (In Russian).