Научная статья на тему 'О ПРОБЛЕМАХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МЕСТА В АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВЕ'

О ПРОБЛЕМАХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МЕСТА В АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
103
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
общественное место / безопасность / охрана общественного порядка / правонарушение / нормативный правовой акт / законодатель / государственная власть / общество.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Темботов Р.А.

В статье автором изучается одна из важнейших категорий административного права – «общественное место». Автор путем изучение различных правовых актов России пытается установить их исчерпывающий перечень и выявить само определение «общественное место» в законодательстве России. Главное внимание автором обращается на наличие в нормативных правовых актах России противоречий относительно перечня общественных мест. Автором подчеркивается, что установление данного перечня имеет большое значение, так как из-за нарушения правил поведения в общественных местах КоАП предусматривает административную ответственность и ограничивает права граждан. В статье анализируется противоречие законодательства в вопросе определения статуса лестничных площадок и подъездов многоквартирных домов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О ПРОБЛЕМАХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МЕСТА В АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВЕ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-2-232-234 ТЕМБОТОВ Руслан Абдулахович

NIION: 2018-0076-2/22-466 стажер по должности преподавателя кафедры

MOSURED: 77/27-023-2022-2-665 организации правоохранительной деятельности

Северо-Кавказского института повышения квалификации сотрудников МВД (филиал) Краснодарского университета МВД России, e-mail: rtembotov@inbox.ru

О ПРОБЛЕМАХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МЕСТА В АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВЕ

Аннотация. В статье автором изучается одна из важнейших категорий административного права - «общественное место». Автор путем изучение различных правовых актов России пытается установить их исчерпывающий перечень и выявить само определение «общественное место» в законодательстве России. Главное внимание автором обращается на наличие в нормативных правовых актах России противоречий относительно перечня общественных мест. Автором подчеркивается, что установление данного перечня имеет большое значение, так как из-за нарушения правил поведения в общественных местах КоАП предусматривает административную ответственность и ограничивает права граждан. В статье анализируется противоречие законодательства в вопросе определения статуса лестничных площадок и подъездов многоквартирных домов.

Ключевые слова: общественное место, безопасность, охрана общественного порядка, правонарушение, нормативный правовой акт, законодатель, государственная власть, общество.

TEMBOTOV Ruslan Abdulakhovich

trainee as a teacher of the Department of Law Enforcement Organization of the North Caucasus Institute for Advanced Training of Employees of the Ministry of Internal Affairs (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

ON THE PROBLEMS OF DEFINING A PUBLIC PLACE IN ADMINISTRATIVE LAW

Annotation. In the article, the author studies one of the most important categories of administrative law - "public place". The author, by studying various legal acts of Russia, tries to establish an exhaustive list of them and to identify the very definition of "public place" in Russian legislation. The main attention of the author is drawn to the presence of contradictions in the normative legal acts of Russia regarding the list of public places. The author emphasizes that the establishment of this list is of great importance, since due to violations of the rules of conduct in public places, the Administrative Code provides for administrative responsibility and restricts the rights of citizens. The article analyzes the contradiction of legislation in determining the status of stairwells and entrances of apartment buildings.

Key words: public place, security, protection of public order, offense, regulatory legal act, legislator, state power, society.

Введение

Причиной появления административного права большинство ученых считают решение вопросов, связанных с охраной общественных мест в крупных городах. Полицейские структуры появились и сами как прообраз охранников внутренней жизни города, его уклада, имущества, взаимодействия различных слоев общества.

Порядок в общественных местах имеет государственное значение, так как общественное недовольство государственной властью или наличие каких-либо социально-экономических проблем в первую очередь проявляется во взаимоотношениях между гражданами и их поведением в обществе[1].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2022

ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Основная часть.

В связи с особой важностью вопроса обеспечения правопорядка и безопасности в общественных местах, поведение граждан и пределы их проявлений регламентируются соответствующими нормативными правовыми актами. Даже в Основном законе нашего государства - Конституции России четко говорится о том, что поведение гражданина регламентируется законодательством страны, так как это имеет значение для самого конституционного строя России, защиты прав ее граждан и защиты основополагающих прав личности и государства[2].

В ч.3 ст. 17 Конституции РФ подчеркивается, что свобода одних граждан не должна ограничивать права других граждан страны. Соблюдение правопорядка в общественных местах регламентируется Конституцией как одно из условий существования любого правового государства, соблюдение прав его граждан, воспитание подрастающего поколения в рамках правильных нравственных и моральных установок.

Соблюдение общественного порядка и общественной безопасности является важнейшим условием предотвращения преступлений и правонарушений. Большинство правонарушений в общественных местах регламентируется нормами Кодекса об административных правонарушениях.

Именно в КоАП мы находим и само определение понятия «общественное место» пусть и недостаточно полное, как требовалось[3]. Здесь скорее представлены его признаки и общие характеристики.

В статьях КоАП РФ встречается перечисление признаков понятия «общественного места», конкретных категорий общественных мест и ряда характеристик, которые отличают его, от иных мест. Детальной формулировки понятия «общественное место» в нормативных правовых актах России нет, что является большим минусом при практическом применении статей КоАП.

Следует отметить, что совершение правонарушений в общественных местах должно быть разделено в соответствии с самим положением конкретного общественного места: сквер, жилой массив, город, село, рынок, пляж, парк и т.д.

Для каждой разновидности общественного места должны быть свои правила поведения и контроля, свои пределы допустимого поведения.

Законодатель вместе с понятием «общественное место» упоминает и такое понятие как «запрещенное место», при нахождении в котором гражданин обязан соблюдать правила поведения.

Изучая проблему установления общих характеристик понятия «общественное место», выделим его главные характеристики. Прежде всего, это отсутствие на данной территории какой-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2022

либо частной собственности. Внедрение данной характеристики уже выделяет из категории «общественное место» частные дома и квартиры, как частную собственность.

Важнейшим признаком общественного места является наличие права находиться здесь всех без исключения лиц, а не только собственников. Исходя из этого, законодатель в качестве общественных мест называет стадионы, парки, улицы, общественный транспорт и в продолжение перечисления употребляет термин «и другие общественные места». Данная формулировка относительно других общественных мест вызывает некоторые спорные вопросы, так как перечень общественных мест остается открытым.

В продолжение определения понятия «общественного места» необходимо изучить Федеральный закон « Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции»[4].

Данный Федеральный закон продолжает перечень общественных мест, указывая в качестве таковых следующие места:

- медицинские, санаторно-курортные, образовательные учреждения, реабилитационные центры и их территории;

- поезда дальнего следования, в том числе и их вагоны;

вагоны поездов дальнего следования пассажирского назначения;

- различная техника по перевозке людей на

воде;

- территории и помещения социальных служб и учреждений, спортивные и культурные учреждения;

- сами АЗС и их территории;

- государственные и муниципальные учреждения, места совместного пользования жилых домов;

- места совместного отдыха, такие как кемпинг, общежитие и т.д.;

- магазины, рынки, ларьки, места общественного питания, территории детских зон отдыха и площадок, места пляжного или иного отдыха;

- любые виды общественного транспорта для перевозок людей и т.д.

Многие виды общественных мест из данного Федерального закона вполне понятны, но вопросы возникают относительно причисления лестничных площадок к общественным местам, так кА они являются частью квартир, то есть частью частной собственности в соответствии с Постановлением Правительства «Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме»[5].

Мы видим, что с одной стороны подъезды и лестничные площадки многоквартирных домов

защищены от проникновения посторонних лиц. С другой стороны, они обозначаются как общественное место, открытое для всех посторонних лиц.

Мы видим, что хотя законодатель предпринимает много попыток определения понятия «общественное место» и пытается дать их исчерпывающий перечень, до сих пор остается очень много пробелов в данном вопросе.

Установление четкой формулировки «общественное место» и формулировка их исчерпывающего списка очень важно, так как именно за правонарушения, совершенное в общественном месте законодательство предполагает применение административной ответственности и наличие данных недоработок в столь важном вопросе не приемлемо[6].

Вывод.

Общественное место выступает одним из важнейших характеристик для применения административного законодательства и наличие в нормативных правовых актах страны пробелов в данном направлении негативно отражается на соблюдении прав граждан страны и существовании самого правового государства.

Список литературы:

[1] Никаноров Е.А., Никаноров А.А. Понятие общественного места в Российском законодатель-стве.//Вестник экономической безопасности.2018. № 2. С. 222-227.

[2] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.)// Российская газета от 25 декабря 1993 г. N 237.

[3]Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // [Электронный ресурс]. Доступ из справ. - прав. Системы «Консультант Плюс».

[4] Федеральный закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсо-держащей продукции». // [Электронный ресурс]. Доступ из справ. - прав. Системы «Консультант Плюс».

[5] Постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартир-

ном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность».//Собрание законодательства Российской Федерации от 21 августа 2006 г. N 34 ст. 3680.

[6] Иванова Е.В. К вопросу о законодательном закреплении понятия «общественное место».// Научный портал МВД России.2017. № 3. С. 89-97.

Spisok literatury:

[1] Nikanorov E.A., Nikanorov A.A. Ponyatie obshchestvennogo mesta v Rossijskom zakonod-atel'stve.//Vestnik ekonomicheskoj bezopas-nosti.2018. № 2. S. 222-227.

[2] Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12 dekabrya 1993 g.)// Rossijskaya gazeta ot 25 dekabrya 1993 g. N 237.

[3]Kodeks Rossijskoj Federacii ob administra-tivnyh pravonarusheniyah ot 30.12.2001 N 195-FZ // [Elektronnyj resurs]. Dostup iz sprav. - prav. Sistemy «Konsul'tant Plyus».

[4] Federal'nyj zakon ot 23.02.2013 N 15-FZ «Ob ohrane zdorov'ya grazhdan ot vozdejstviya okru-zhayushchego tabachnogo dyma, posledstvij potre-bleniya tabaka ili potrebleniya nikotinsoderzhashchej produkcii». // [Elektronnyj resurs]. Dostup iz sprav. -prav. Sistemy «Konsul'tant Plyus».

[5] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 13 avgusta 2006 g. N 491 «Ob utverzhdenii Pravil soderzhaniya obshchego imushchestva v mnogokvartirnom dome i Pravil izmeneniya razmera platy za soderzhanie zhilogo pomeshcheniya v sluchae okazaniya uslug i vypolneniya rabot po upravleniyu, soderzhaniyu i remontu obshchego imushchestva v mnogokvartirnom dome nenadlezhashchego kachestva i (ili) s pereryvami, prevyshayushchimi ustanovlennuyu pro-dolzhitel'nost'».//Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii ot 21 avgusta 2006 g. N 34 st. 3680.

[6] Ivanova E.V. K voprosu o zakonodatel'nom zakreplenii ponyatiya «obshchestvennoe mesto».// Nauchnyj portal MVD Rossii.2017. № 3. S. 89-97.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.