Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМ ЗАКРЕПЛЕНИИ ПОНЯТИЯ "ОБЩЕСТВЕННОЕ МЕСТО"'

К ВОПРОСУ О ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМ ЗАКРЕПЛЕНИИ ПОНЯТИЯ "ОБЩЕСТВЕННОЕ МЕСТО" Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
649
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК / ОБЩЕСТВЕННОЕ МЕСТО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иванова Елена Владимировна

Излагаются дискуссионные вопросы различных трактовок понятия «общественное место» и обосновывается необходимость его закрепления на законодательном уровне. Особое внимание обращено на рассмотрение данной дефиниции в контексте нормативных правовых актов Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCERNING THE PROBLEM ABOUT THE LEGISLATIVE DEFINITION OF THE CONCEPT "PUBLIC PLACE"

The debates about different interpretations of the phrase «public place» take place in this article. The necessity of attaching it to legislative standard is also proved there. The special attention is paid to the considering this definition in the context of legal acts the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМ ЗАКРЕПЛЕНИИ ПОНЯТИЯ "ОБЩЕСТВЕННОЕ МЕСТО"»

УДК 342

ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА ИВАНОВА,

преподаватель кафедры административного права ФГКОУ ВО «Санкт-Петербургский университет МВД России»

К ВОПРОСУ О ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМ ЗАКРЕПЛЕНИИ ПОНЯТИЯ «ОБЩЕСТВЕННОЕ МЕСТО»

Излагаются дискуссионные вопросы различных трактовок понятия «общественное место» и обосновывается необходимость его закрепления на законодательном уровне. Особое внимание обращено на рассмотрение данной дефиниции в контексте нормативных правовых актов Российской Федерации.

Ключевые слова: общественный порядок, общественное место, правонарушения, запреты, ограничения.

E. V. Ivanova, Lecturer of the department of administrative law, St. Petersburg University the Ministry of Internal Affairs of Russia; e-mail: elenavladimirovna_iva@mail.ru, tel.: 8 (812) 744-70-24.

Concerning the problem about the legislative definition of the concept «public place».

The debates about different interpretations of the phrase «public place» take place in this article. The necessity of attaching it to legislative standard is also proved there. The special attention is paid to the considering this definition in the context of legal acts the Russian Federation.

Key words: social order, public place, breach of the rights, bans and restrictions.

В правоприменительной деятельности не существует единой практики квалификации деяний, совершаемых в общественных местах.

Причиной этому является отсутствие законодательного закрепления понятия «общественное место». Так, в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (изм. от 5 апреля 2016 г.) (далее - КоАП РФ) данный термин используется применительно к ст.: ст. 20.1 КоАП РФ «Мелкое хулиганство», ст. 20.2.2 КоАП РФ «Организация одновременного массового пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка», ст. 20.20 КоАП РФ «Потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах либо потребление наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ и одурманивающих веществ в общественных местах», ст. 20.21 КоАП РФ «Появление в общественных местах в состоянии опьянения [7], а также в ст. 213 «Хулиганство» и ст. 214 «Вандализм» Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 (ред. от 30 марта 2016 г.) [26] (далее - УК РФ). Таким образом, место совершения правонарушения является одним из факультативных признаков объективной стороны перечисленных составов правонарушений и преступлений, поскольку оно включается в конструкцию состава и приобрета-

ет роль обязательного либо квалифицирующего признака.

Анализ действующего законодательства свидетельствует о том, что законодатель порой использует иные тождественные по объему слова и словосочетания, такие как «места общественного пользования», «помещения», «места общего пользования» и т.п., что ведет к узкому толкованию понятия «общественное место». Как правило, в действующем законодательстве и его официальных комментариях приводится примерный перечень общественных мест.

Помимо национального законодательства, международное право для регулирования определенных общественных отношений использует также выражения, аналогичные словосочетанию «общественное место», а именно «место общественного пользования», означающее те части любого здания, земельного участка, улицы, водного пути или других мест, которые доступны или открыты для населения, будь то постоянно, периодически или время от времени, и включают любой коммерческий, деловой, культурный, исторический, просветительский, культовый, государственный, развлекательный, рекреационный или аналогичный объект, который таким образом доступен или открыт для населения» (п. 5 ст. 1 Международной конвенции о борьбе с бомбовым терроризмом, заключенной в г. Нью-Йорке 15 декабря 1997 г.) [9, с. 5-14].

Ведущее место правового регулирования в сфере общественного порядка принадлежит конституционным нормам, которые закрепляют основные права и свободы человека и гражданина, возлагают на граждан обязанность уважать права и законные интересы других лиц, содействовать охране общественного порядка, а в случае нарушения - подвергаться мерам принудительного воздействия со стороны государственных органов.

В то же время общественное место имеет огромное значение и для нормального функционирования деятельности органов государственной власти и управления, особенно когда это связано с введением специальных административно-правовых режимов, таких как «режим чрезвычайного и военного положений», допускающих ограничение прав и свобод граждан, их объединений, прав юридических лиц, а также возложение на них дополнительных обязанностей, предусмотренных федеральными конституционными законами [11; 16], в том числе и в виде запрета на передвижение по территории в определенное время, где действует комендантский час, без специального разрешения. В названных законах рассматриваемая дефиниция указывается в контексте «находиться на улице и в иных общественных местах...». Предполагаем, что под возможным перечнем в данном контексте законодатель подразумевает те места нахождения людей, в которых при сложившихся обстоятельствах может быть причинен более значительный вред жизни и здоровью последних, чем в обычных условиях.

Общественные отношения в сфере обеспечения общественного порядка обладают определенным своеобразием, складываются в различных социальных сферах, регулируются специальными правовыми нормами, регулирующими различные виды общественных отношений, за которые законом предусмотрена возможность применения мер административного принуждения, в том числе и мер административной ответственности.

Так, п. 3 ст. 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ (с изм. от 30 марта 2016 г.) «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» указывает на перечень основных общественных мест, где не допускается употребление (распитие) алкогольной продукции [12]. В данном Законе понятием «общественное место» охватываются места массового скопления граждан и места нахождения источников повышенной опасности

[18]. За несоблюдение данных запретов применяются меры административной ответственности. Кроме того, при характеристике признаков (объективной стороны) составов правонарушений, предусмотренных ст. 20.20 и 20.21 КоАП РФ, к разновидностям общественных мест законодатель добавляет улицы, стадионы, скверы, парки, транспортные средства общего пользования, а также другие общественные места [7].

В Федеральном законе от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ (ред. от 30 декабря 2015 г.) «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», в ч. 1 ст. 12, установлен «Запрет курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах», а именно: 1) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры и учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта; 2) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг; 3) в поездах дальнего следования, на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров; 4) на воздушных судах, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в местах на открытом воздухе на расстоянии менее чем пятнадцать метров от входов в помещения железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, станций метрополитенов, а также на станциях метрополитенов, в помещениях железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров; 5) в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания; 6) в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания, помещениях рынков, в нестационарных торговых объектах; 7) в помещениях социальных служб; 8) в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления; 9) на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях; 10) в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов; 11) на детских площадках и в границах территорий, занятых пляжами; 12) на пассажир-

ских платформах, используемых исключительно для посадки в поезда, высадки из поездов пассажиров при их перевозках в пригородном сообщении; 13) на автозаправочных станциях» [21].

Одновременно согласно ч. 6 ст. 12 указанного Закона «Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения курения табака в отдельных общественных местах и в помещениях». Применительно к данным правовым установлениям законодатель использовал термины «общественное место» и «помещение».

Как представляется, такое разграничение проводится с точки зрения степени вредоносности воздействия окружающего табачного дыма на здоровье человека, а указанные термины использованы в контексте «открытое место» и «замкнутое пространство» (помещение).

Полномочиями по установлению дополнительных общественных мест с учетом культурных и иных местных традиций, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, и общественных мест, в которых в ночное время не допускается нахождение детей без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, наделены и субъекты Российской Федерации [19].

Закон Санкт-Петербурга от 31 мая 2010 г. № 273-70 (ред. от 18 декабря 2015 г.) «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» [17] в ст. 8-1 содержит одно из правил нарушения содержания собак - «допущение нахождения и (или) выгул собак гражданами в общественных местах без поводка...». Следует учитывать, что собака с точки зрения Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) является предметом одушевленным и рассматривается как имущество, а исходя из характеристик отдельных пород (бойцовых) может рассматриваться и как источник повышенной опасности, неправильное использование которого может повлечь неблагоприятные последствия для жизни и здоровья людей. Однако Закон не предполагает ограничения (допуска) входа в указанные места и возможности причинения вреда гражданам, который может быть значительным.

Употребляя термин «общественное место», законодатель в федеральных законах, как правило, ограничивается перечислением таких мест, которые являются наиболее типичными для конкретных видов административных правоотноше-

нии и выступают неотъемлемой составляющей общественного порядка, не раскрывая его признаков, при этом употребляется словосочетание «иные общественные места». Это дает право правоприменителю квалифицировать противоправные деяния по своему усмотрению. Зачастую общественные места сводятся к местам массового скопления людей (многолюдности).

Положительным является опыт законодателей Челябинской области: понятие «общественные места» раскрывается в Законе Челябинской области от 29 апреля 2004 г № 227-ЗО (ред. от 27 сентября 2012 г) «О соблюдении общественного порядка на территории Челябинской области» [15] в контексте понятия «общественный порядок». В данном Законе указанное понятие закреплено в норме-дефиниции и используется в следующем значении: «общественные места -территории и помещения, где находится большое скопление людей или такое скопление людей может образоваться. К ним относятся помещения и прилегающие территории больниц, диспансеров, санаториев, домов отдыха, пансионатов, детских садов, домов-интернатов для детей, престарелых и инвалидов; гостиницы и общежития; подъезды, кабины лифтов, лестничные клетки и другие места общего пользования жилых домов, больниц, санаториев, диспансеров, домов отдыха, пансионатов, гостиниц, общежитий, домов-интернатов для детей, престарелых и инвалидов; места отдыха граждан, иные общественные места».

Совсем по-другому учитываются общественные места применительно к совершенному преступлению в карточке учета статистического документа, утвержденной Инструкцией о порядке представления учетных документов п. 17 разд. III статистического документа № 1 [13].

Согласно данной Инструкции «Общественно опасное деяние будет относиться к категории преступлений, совершенных в общественных местах, если противоправное деяние осуществлялось на территории города либо иного населенного пункта, объектах транспорта, лесопарковых зон, водной акватории, предназначенных для общего пользования гражданами, в период реализации в указанных местах общественных функций».

Все общественные места, согласно данному документу, подразделяются на постоянные и периодического пользования. К числу мест постоянного пользования относятся места с открытым свободным доступом в любое время года и суток (проспекты, улицы, переулки, скверы, бульвары, набережные, площади, внутридворовые территории и тупики, проезды, а также круглосуточно

работающие предприятия торговли и общественного питания, культурные, развлекательные учреждения, вокзалы, аэропорты).

К числу мест периодического пользования относятся территории учреждений, предприятий, организаций, а также территории, охраняемые частными охранными предприятиями, предназначенные для обслуживания населения в установленные часы работы, и т.д.

В то же время при заполнении показателя «преступление совершено в общественном месте» не отражаются сведения о преступлениях, совершенных: на охраняемых территориях частных земельных владений (со строениями или без таковых); на территориях частных домовладений (земельные участки частных жилых домов с постоянным проживанием граждан и временным (сезонным), т.е. дачные и садоводческие участки, кооперативы) и т.д. Возникает резонный вопрос, как будут квалифицированы действия лица, повредившего имущество, являющееся составной частью этого места в период, когда доступ для посетителей закрыт, к примеру: на танцевальной площадке, на территории парка (аттракционного парка). На наш взгляд, неприемлемо считать общественными эти места только в период осуществления в них какой-либо деятельности. Хочется также отметить, что такой признак объективной стороны правонарушения, предусмотренного ст. 20.1 КоАП РФ и ст. 213 УК РФ, как публичность, проявляется либо в совершении действий в присутствии людей, либо в их отсутствие, но при ознакомлении с результатом хулиганских действий (непристойные записи) именно членами общества, т.е. действия рассчитаны на массовую доступность самого места. Таким образом, хулиган, нарушая общественный порядок, затрагивает публичные интересы, что не тождественно многолюдности. Все это говорит о том, что хулиганство возможно не только в многолюдном месте, но и в отсутствие очевидцев, не только против многих лиц, но и против одного (представителя общества). Главным при оценке выступает то, какую роль виновный отводит этой обстановке в механизме нарушения общественного порядка.

Представляется, что отсутствие определения «общественное место» порождает противоречия при применении норм права и приводит к искажению статистической отчетности при регистрации и учете преступлений, совершенных в общественных местах. С учетом сказанного считаем необходимым уточнить места, которые в карточке статистической отчетности должны указываться как общественные.

Рассматриваемый признак публичности места также находит свое закрепление и в п. 6 ч. 2 ст. 1270 ГК РФ (ч. III) от 26 ноября 2001 г № 146-ФЗ (ред. от 9 марта 2016 г), согласно которому «публичное исполнение произведения будет рассматриваться как публичное, если оно осуществляется в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения» [3]. Таким образом, признаками публичности места выступают: многолюдность и открытость для свободного доступа неопределенного круга лиц (общественности).

Место - это некая ограниченная пределами территория, где могут сталкиваться те или иные интересы и реализовываться отношения. В связи с этим большое значение представляет интерес, который может как являться мотивом к действиям субъекта, благодаря которому претворяются в действительность желания и цели, так и иметь определенную основу в окружающих обстоятельствах.

Согласно толковому словарю русского языка С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой понятие «место» трактуется как «пространство, которое занято кем или чем-нибудь, на котором что-нибудь происходит, находится; как участок на земной поверхности; как помещение, пространство, предназначенное для временного пребывания кого-нибудь» [23]. В свою очередь, термин «общество» определяется как «совокупность людей, объединенных исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности; как круг людей, объединенных общностью положения, происхождения, интересов» [23].

Понятие «общественное место» подвергается критике в научной литературе.

Р. Б. Границкий определяет общественное место как «место публичного общения, взаимодействия (пребывания) людей для достижения жизненных целей и удовлетворения различных жизненных потребностей, которое свободно для доступа неопределенному кругу лиц, а также место, куда доступ людей ограничен» [4, с. 234].

Д. Н. Бахрах под общественным местом понимает места общего пользования, а также помещения учреждений, предприятий, обслуживающих население. Помимо этого, он приводит перечень таких мест: улицы, пляжи, привокзальные площади, вокзалы, выделяя помещения и территории зрелищных предприятий - стадионы, ипподромы, кинотеатры и т.д.

A.П. Коренев отмечает, что к общественным местам следует относить места общения людей в целях удовлетворения различных жизненных потребностей, отмечая связь общественного места с пребыванием в нем людей [1, с. 478].

Ю.П. Соловей считает, что к общественным местам следует относить места общения (нахождения) людей, в которых удовлетворяются их различные жизненные потребности, которые свободны для доступа неопределенного круга лиц: улицы, площади, транспорт общего пользования, аэропорты, вокзалы, парки, подъезды, жилые микрорайоны и др. В то же время он делает акцент на том, что общедоступность некоторых мест является относительным признаком и, наоборот, некоторые, по своей сути, общедоступные места (участок леса) могут быть признаны общественными лишь при наличии в них людей [8, с. 476].

B.В. Денисенко понимает под общественным местом «место общего пользования, публичного общения, пребывания людей вне зависимости от формы его собственности (государственная, муниципальная, частная, общественных объединений) в целях удовлетворения различных жизненных интересов и потребностей, постоянно, временно или эпизодически доступное для нахождения неопределенного круга лиц» [5, с. 43].

Как правило, «общественное место - это территория или объект, имеющие открытый доступ, на которых постоянно либо временно реализуются общественные отношения между людьми в бытовой, культурной, рекреационной либо в иных сферах социальной жизни» [28, с. 69-73].

В юридической литературе под общественным местом понимается место постоянного, периодического или разового (эпизодического) общения людей в целях удовлетворения их различных потребностей, а также и всякое другое место, где должен поддерживаться общественный порядок [24, с. 12].

И.В. Иванько общественные места подразделяет на три группы [6, с. 209-213]:

1) общественные места постоянного пользования - улицы, площади, скверы и т.п., куда доступ людям открыт в любое время суток;

2) общественные места временного пользования - магазины, театры, стадионы и т.д., куда доступ открыт в определенное время;

3) эпизодические общественные места - лес, горный склон, озеро, река, т.е. места за пределами населенного пункта.

Таким образом, в самом общем виде термин «общественное место» может означать:

1) конкретный перечень мест, где причинен-

ный вред общественным отношениям будет более значительным;

2) обобщенное понятие, характеризующееся определенными признаками, позволяющими относить к нему места, где реализуются общественные отношения.

К примеру, Р.В. Сидорцов выделяет признаки, позволяющие отграничить общественные места от иных мест. Он полагает, что общественными следует считать:

территории и объекты, на которых реализуются общественные отношения из бытовой, культурной, рекреационной сфер социальной жизни, а также транспортные помещения;

территории и объекты, которые призваны служить для реализации указанных общественных отношений временно;

территории и объекты, к которым есть возможность доступа всех людей независимо от их социальной и групповой принадлежности и без каких-либо специальных разрешений, т.е. территории и объекты общегражданского доступа [25].

И.Д. Мотрович предлагает закрепить в КоАП РФ в качестве понятия «общественное место» «тотальное» перечисление возможных объектов [10, с. 10].

Вместе с тем существует устоявшаяся формулировка рассматриваемого понятия, которой чаще всего руководствуются практические работники правоохранительных органов. Согласно ей общественным называют место регулярного, частого и единовременного посещения граждан. Однако при данном подходе может теряться ряд мест, отвечающих признаку публичности.

Кроме того, общественными местами предлагается считать места, «в которых происходит пребывание и общение людей при удовлетворении ими материальных, культурных потребностей, в сфере управления, во время отдыха» [2, с. 72]. Подобная трактовка, по мнению Е.А. Федяева [27, с. 77-79], «.позволяет понимать под общественным местом квартиры и иные места, которые таковыми явно не являются». В связи с этим возникает вопрос в отношении квартир на праве общей долевой собственности или по поводу конфликта интересов частного и общественного характера между жильцами многоквартирного дома, т.е. о месте частного и публичного интересов.

Так, согласно ч. 1 ст. 290 ГК РФ (ч. 1) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 13 июля 2015 г.) собственникам квартир на праве общей долевой собственности в многоквартирном доме принадлежат общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое,

санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

Одновременно ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ (ред. от 29 декабря 2015 г.) (далее -ЖК РФ) закреплено, что к общему имуществу в многоквартирном доме относятся, в частности, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, находящиеся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающие более одного помещения.

В соответствии с п. 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 июля 2009 г. № 64 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания» «к общему имуществу здания относятся, в частности, помещения, предназначенные для обслуживания более одного помещения в здании, а также лестничные площадки, лестницы, холлы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном здании оборудование (технические подвалы), крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции этого здания, механическое, электрическое, санитар-но-техническое и иное оборудование, находящееся за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения». Согласно п. 1 рассматриваемого постановления «собственнику отдельного помещения в здании во всех случаях принадлежит доля в праве общей собственности на общее имущество здания».

Верховный Суд РФ в своем определении от 17 января 2012 г. № КАС11-789 подтвердил позицию о том, что «балконные плиты, отнесенные к ограждающим несущим конструкциям, включаются в состав общего имущества как конструктивные части здания, обеспечивающие его прочность и устойчивость. С учетом технических особенностей этих конструкций балконные плиты отвечают основному признаку общего имущества как предназначенного для обслуживания нескольких или всех помещений в доме» [20].

Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что несущая стена одной квартиры является одновременно стеной другой квартиры, плиты перекрытий в виде потолка и пола являются тоже потолком и полом для других квартир и находятся в общей долевой собственности. Физическое же лицо, по сути, является лишь собственником пространства, заключенного в сте-

нах. Собственность квартиры - это юридическая фикция, дающая простоту понимания. В свою очередь, квартира предназначена для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении. Поэтому курение на балконе, который включен в список общего имущества, будет подпадать под нормы Федерального закона от 23 февраля 2013 г. № 15 «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».

Таким образом, при проживании в квартире на правах частной собственности лицо фактически находится в месте, на которое распространяются действия норм права, охраняющих как частный, так и общественные интересы.

На данные объекты распространяются нормы Федерального закона от 30 марта 1999 г № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях и Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы [22].

В большинстве субъектов Российской Федерации установлено время проведения ремонтных работ, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.

Полагаем, что разграничение общественного места по видам собственности будет неверным, поскольку фасад многоквартирного здания можно использовать для публичного высказывания и формирования общественного мнения путем установки рекламной конструкции, что будет подпадать под признаки общественного места. Однако при этом следует помнить, что не всякое общественное место открыто для свободного доступа.

Согласно п. 5 ст. 19 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», в случае если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме, полученного в порядке, установленном ЖК РФ. Заключение такого договора осуществляется лицом, уполномоченным на его заключение общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме. Кроме того, данная норма закрепляет за субъектами Российской Федерации право на установление предельных сроков, на которые могут заключаться договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, в зависимости от типов и видов ре-

кламных конструкций и применяемых технологий демонстрации рекламы, но не менее чем на пять лет и не более чем на десять лет. Конкретные сроки договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, устанавливаются соответственно органом исполнительной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа в зависимости от типа и вида рекламной конструкции, применяемых технологий демонстрации рекламы в границах соответствующих предельных сроков [14].

В связи с этим места свободного доступа или массового посещения должны быть кем-то открыты или дано разрешение на их использование или нахождение в них, что должно быть отражено в законодательстве, в уставных документах лица либо в форме решения государственных органов управления или местных органов власти в силу их компетенции. При этом следует также помнить, что не любое общественное место может быть доступно для посещения. Например, посещение производственных помещений заводов может быть открыто в определенные дни. Водоем, парк, площадь, пляж могут быть открыты для массового посещения с учетом обеспечения требований безопасности в местах скопления людей.

Иногда в практической деятельности правоохранительных органов могут возникнуть ситуации, когда место само по себе не является публичным, к примеру квартира многоэтажного дома, но при этом могут быть ущемлены права других граждан, такие как несоблюдение санитарных норм, норм тишины и покоя в ночное время.

Анализ имеющихся норм позволяет признать, что в отношении каждого типа общественного места могут действовать определенные наборы требований, ограничений и запретов. Кроме того, выделяются также места, куда доступность граждан ограничивается в силу распорядка дня.

Подводя итог можно сделать вывод, что законодатель, указывая основные общественные места, не раскрывает иные или ограничивается перечислением основных общественных мест, руководствуясь регулируемыми нормами права отношениями, которым может быть причинен существенный вред. Что не всегда верно, поскольку подобная практика может привести к тому, что определение понятия «общественное место» будет излишне громоздким и неудобным в исполь-

зовании. На наш взгляд, необходимо выделять признаки видов общественных мест, ориентируясь на сферу применения действующего закона, подлежащую правовому регулированию, поскольку от этих признаков будет зависеть возможность привлечения к ответственности за нарушение норм, регулирующих данные общественные отношения.

Исходя из вышеизложенного под общественным местом следует рассматривать территорию, предназначенную для многолюдного доступа неопределенного круга лиц, либо иное место, доступное для проведения законных мероприятий, где удовлетворяются различные жизненные потребности людей.

Критериями общественного места, по нашему мнению, являются следующие.

1. Возможность доступа (открытости) для неопределенного круга лиц или нахождения в нем представителей общества.

2. Как правило, связь с реализацией различных жизненных потребностей граждан.

3. Соответствие критерию коллективного пользования гражданами.

4. Квалификация этого места в зависимости от времени посещения (доступа) как места постоянного, временного(периодического) и эпизодического пользования.

5. Наличие признаков и категорий мест, ранее прямо указанных в законодательстве в качестве общественных.

Список использованной литературы

1. Административное право. Общая и Особенная части [Текст] : учебник / под ред. А. П. Коренева. - М., 1986.

2. Бархатов, И. С. Этимология понятия «общественное место» как места совершения преступления и его значение в системе учета преступлений [Текст] / И. С. Бархатов // Вестник Самарского юридического института. - 2011. - № 3 (5).

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26 нояб. 2001 г. № 146-ФЗ [Электронный ресурс] : [в ред. от 9 марта 2016 г.] // СПС КосультантПлюс.

4. Границкий, Р. Б. К вопросу о проблеме определения понятий «общественный порядок» и «общественное место» в правоприменительной деятельности полиции, деятельность правоохранительных органов по обеспечению законности и правопорядка в Дальневосточном регионе [Текст] : сб. мат. науч.-практ. конференции, 29-30 мая 2014 г. / Р. Б. Границкий. - Хабаровск : РИО ДВЮИ МВД России, 2014.

5. Денисенко, В. В. Детерминизм категорий «общественный порядок» и «общественное место» [Текст] / В. В. Денисенко // Философия права. - 2012. - № 2 (51).

6. Иванько, И. В. Нормативное закрепление понятия «общественное место» [Текст] / И. В. Иванько // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права : мат. ежегодной всероссийской науч.-практ. конференции. - СПб. : СПб ун-т МВД России, 2011. Ч. 1.

7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 дек. 2001 г № 195-ФЗ [Электронный ресурс] : [с изм. от 5 апр. 2016 г.] // СПС КосультантПлюс.

8. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях [Текст] / под ред. В. В. Черникова и Ю. П. Соловья. -М. : Юрайт-Издат, 2002.

9. Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (Заключена в г. Нью-Йорке 15 декабря 1997 г.) [Электронный ресурс] : бюллетень международных договоров. - 2001. № 11. Конвенция была открыта для подписания с 12 января 1998 г. по 31 декабря 1999 г Конвенция вступила в силу 23 мая 2001 г. Россия подписала Конвенцию 12 января 1998 г. с заявлением (распоряжение Президента РФ от 11 января 1998 г. № 4-рп), ратифицировала с заявлениями (Федеральный закон от 13 февраля 2001 г. № 19-ФЗ). Конвенция вступила в силу для России 7 июня

2001 г // СПС КосультантПлюс.

10. Мотрович, И. Д. Предупреждение и пересечение органами внутренних дел (полицией) административных правонарушений в сфере общественного порядка, связанных с потреблением алкогольной и спиртосодержащей продукции и появлением в состоянии алкогольного опьянения в общественных местах [Текст] : автореф. дис. . канд. юрид. наук : 12.00.14 / Мотрович Иван Дмитриевич. - Хабаровск, 2015.

11. О военном положении [Электронный ресурс] : [Федер. конституционный закон от 30 янв.

2002 г № 1-ФКЗ : ред. от 12 марта 2014 г.] // СПС КонсультантПлюс.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции [Электронный ресурс] : [Федер. закон от 22 нояб. 1995 г. № 171-ФЗ : с изм. от 30 марта 2016 г.] // СПС КосультантПлюс.

13. О едином учете преступлений (вместе с Типовым положением о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообще-

ний о преступлениях, Положением о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений, Инструкцией о порядке заполнения и представления учетных документов) (Зарегистрировано в Минюсте России 30 декабря 2005 г. № 7339) [Электронный ресурс] : [приказ Генпрокуратуры России № 39, МВД России № 1070, МЧС России № 1021, Минюста России № 253, ФСБ России № 780, Минэкономразвития России № 353, ФСКН России № 399 от 29 дек. 2005 г. : в ред. от 20 февр. 2014 г.] // СПС КосультантПлюс.

14. О рекламе [Электронный ресурс] : [Фе-дер. закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ : ред. от 8 марта 2015 г. : с изм. и доп., вступ. в силу с 1 окт. 2015 г.] // СПС КосультантПлюс.

15. О соблюдении общественного порядка на территории Челябинской области [Электронный ресурс] : [Закон Челябинской области от 29 апр. 2004 г. № 227-ЗО : ред. от 27 сент. 2012 г.] // СПС КосультантПлюс.

16. О чрезвычайном положении [Электронный ресурс] : [Федер. конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ : ред. от 12 марта 2014 г.] // СПС КосультантПлюс.

17. Об административных правонарушениях в г. Санкт-Петербурге [Электронный ресурс] : [Закон Санкт-Петербурга от 31 мая 2010 г. № 273-70 : ред. от 18 дек. 2015 г.] // СПС КосультантПлюс.

18. Об определении органами государственной власти субъектов Российской Федерации мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, а также определении органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции (вместе с Правилами определения органами государственной власти субъектов Российской Федерации мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, Правилами определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции) [Электронный ресурс] : [постановление Правительства РФ от 27 дек. 2012 г. № 1425] // СПС КосультантПлюс.

19. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации [Электронный ресурс] : [Федер. закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ : ред. от 28 нояб. 2015 г.] // СПС КосультантПлюс.

20. Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 9 ноября 2011 г. № ГКПИ11-1727, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим подпункта «в» пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме [Электронный ресурс] : [определение Верховного Суда Рос. Федерации от 17 янв. 2012 г. № КАС11-789 : утв. постановлением Правительства Рос. Федерации от 13 авг. 2006 г. № 491] // СПС КосультантПлюс.

21. Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака [Электронный ресурс] : [Федер. закон от 23 февр. 2013 г. : в ред. от 30 дек. 2015 г. № 15-ФЗ] // СПС КосультантПлюс.

22. Об утверждении СанПиН 2.1.2.264510 (вместе с СанПиН 2.1.2.2645-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы) (Зарегистрировано в Минюсте России 15 июля 2010 г. № 17833) [Электронный ресурс] : [постановление Главного государственного санитарного врача Рос. Федерации от 10 июня 2010 г. № 64 : в ред. от 27 дек. 2010 г.] // СПС КосультантПлюс.

23. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений [Текст] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - 4-е изд. - М. : Высшая школа, 1993.

24. Рябов, Ю. С. Административные правонарушения, рассматриваемые ОВД [Текст] / Ю. С. Рябов. - М., 1981.

25. Сидорцов, Р. В. Законодательное регулирование субъектами Российской Федерации ответственности за административные правонарушения, посягающие на общественный порядок [Текст] : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.14 / Сидорцов Роман Валерьевич. - М., 2005.

26. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ [Электронный ресурс] : [в ред. от 30 марта 2016 г.] // СПС КосультантПлюс.

27. Федяев, Е. А. О закреплении в законодательстве дефиниции «общественное место» [Текст] / Е. А. Федяев // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права : мат. ежегодной всероссийской науч.-практ. конференции (Сорокин-ские чтения), 20 марта 2015 г. : в 3 ч. / сост. Ю. Е. Аврутин, А. И. Каплунов. - СПб.: СПб ун-т МВД России, 2015. - Ч. III.

28. Чмырев, С. Н. К вопросу о понятии «общественное место» в административном праве [Текст] / С. Н. Чмырев, Т. И. Губарева, М. С. Чмы-рев // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права : мат. ежегодной всероссийской науч.-практ. конференции (Сорокинские чтения), 20 марта 2015 г. : в 3 ч. / сост. Ю. Е. Аврутин, А. И. Каплунов. - СПб. : СПб ун-т МВД России, 2015. - Ч. III.

V

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.