УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ
Нормативно-правовое определение общественного места объектов транспортной инфраструктуры как места совершения преступления
ТРУНЦЕВСКИЙ Юрий Владимирович, ведущий научный сотрудник отдела методологии противодействия коррупции Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор 117218, Россия, г. Москва, ул. Большая Черемушкинская, 34 E-mail: [email protected]
ПОЛТАРЫГИНРоман Владимирович, доцент кафедры уголовной политики Академии управления МВД России, кандидат юридических наук
125171, Россия, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, 8 E-mail: [email protected]
Сложность определения понятия «общественное место» как места совершения преступления заключена в том, что оно не имеет законодательной регламентации и определяется исходя из содержания правовых норм различных отраслей права, устанавливающих перечень общественных мест применительно к конкретным статьям закона.
Основной целью данного исследования является разработка предложений по повышению эффективности регистрационно-учетной дисциплины на объектах транспорта путем выделения сущностных характеристик общественного места, его видов в зависимости от нормативно-правовой регламентации.
Методами исследования выступили мониторинг, анализ статистики, обработка результатов исследования.
В работе обосновываются предложения, направленные на единообразие правил определения места совершения преступления в зависимости от его принадлежности к общественному, в том числе в целях повышения эффективности регистрационно-учетной дисциплины на объектах транспорта. На основе анализа сферы незаконного оборота наркотиков, а также оружия и боеприпасов предлагаются изменения в раздел III Инструкции о порядке заполнения и представления учетных документов, утвержденной приложением № 3 к межведомственному приказу от 29 декабря 2005 г. № 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений», в части определения преступлений, которые не должны подлежать учету как совершенные в общественных местах, за счет закрепления критериев исключения из транспортной инфраструктуры мест, которые при учете преступлений (оформления статистической карточки) нельзя относить к общественным. Кроме того, предлагается дать дополнительные разъяснения по разделению общественных мест на места постоянного и периодического пользования.
Ключевые слова: общественное место, транспортная инфраструктура, незаконный оборот наркотиков, незаконный оборот оружия и боеприпасов.
Normative and Legal Definition of a Transport Infrastructure Objects' Public Place as a Locus Delicti
Yu. V. TRUNTSEVSKY, leading research fellow of the Department of countering corruption methodology of the Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation, doctor of legal sciences, professor
34, Bolshaya Cheremushkinskaya st., Moscow, Russia, 117218 E-mail: [email protected]
R. V. POLTARYGIN, associate professor at the Management Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, candidate of legal sciences
8, Kosmodemyanskikh st., Moscow, Russia, 125171
E-mail: [email protected]
The complexity of defining the concept of a "public place" as the locus delicti is that it does not have legislative regulations and is determined on the basis of the content of legal norms of various branches of law that establish a list of public places in relation to specific articles of law.
The main objective of the study is to develop proposals for increasing the efficiency of the registration and accounting discipline at transport facilities by highlighting the essential characteristics of a public place and its sorts, depending on the regulation.
Methods of research were monitoring, analysis of statistics, processing of research results.
The work substantiates proposals aimed at uniformity of rules for determining the locus delicti, depending on its belonging to the public place, and also, in order to improve the efficiency of the registration and accounting discipline at transport facilities. Based on the analysis of the sphere of drug trafficking and weapons and ammunition, changes are proposed to Section III of the Instruction on the procedure for filling in and submission of recording documents approved by Appendix No. 3 of the Interdepartmental Order No. 39/1070/1021/253/780/353/399 "On the Single Record of Crimes" with regard to the definition of crimes that should not be considered as committed in public places by fixing in it the criteria for excluding from the transport infrastructure places, which in purpose to record a crime (execution of a statistical card) cannot be attributed to the public places. In addition, it is proposed to give further supplementary expositions of public places for permanent and periodic use.
Keywords: public place, transport infrastructure, drug trafficking, illegal circulation of arms and ammunition.
DOI: 10.12737/article 599d74424ef8d3.98556255
Одним из проявлений преступности, активно прогрессирующей в современных условиях, выступают преступления, совершаемые в общественных местах. В сферу общественных отношений, связанную с данным видом преступности, вовлечено большинство населения, что определяет ее общественную опасность. Так, по данным ГИАЦ МВД России за 2015 г., был отмечен некоторый прирост преступлений, совершенных в общественных местах на объектах транспорта, — 0,4% при абсолютном показателе 4858 преступлений. В решении коллегии МВД России также отмечалось, что на протяжении последних пяти лет наблюдается увеличение количества преступлений, совершенных в общественных местах, рост которых в указанный период составил 26,5%, в том числе на улицах — 17,2%.
Признание государством необходимости укрепления режима безопасного функционирования и повышения уровня антитеррористической защищенности объектов транс-
портной инфраструктуры, а также повышенный общественный резонанс, сопровождающий факты совершения подобного рода преступлений, являются одними из наиболее значимых факторов формирования общественного мнения о состоянии правопорядка в стране и деятельности правоохранительных органов в целом.
В контексте общественных интересов ученые указывают, что «право призвано внести в остро сложную социальную ситуацию, вызванную... личностными конфликтами, постоянные и твердые (определенные, обеспеченные, гарантированные) нормативные начала, построенные на принципах гражданского мира, умиротворения, согласия, соглашения, учета различных интересов, взаимных скоординированных уступок»1, поскольку на индивидуальном уровне свобода человека заканчивается там, где начинается сво-
1 Алексеев С. С. Теория права. 2-е изд. М., 1995.
бода другого человека. И здесь понятна важность регуляции складывающихся отношений индивидов в общественных местах.
Сложность определения понятия «общественное место» заключена в том, что оно не имеет законодательной регламентации и определяется исходя из содержания правовых норм различных отраслей права, устанавливающих перечень общественных мест применительно к конкретным статьям закона2.
Обращаясь к различным нормативным правовым актам, можно увидеть содержащиеся в них перечни общественных мест.
В сфере юриспруденции при определении того, что является общественным местом по закону, субъекты ссылаются на Кодекс РФ об административных правонарушениях и Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».
В статье 12 указанного Федерального закона перечислены места, в которых запрещено курение и собственники которых вправе выделить отдельные помещения или территории для этого: образовательные учреждения и учреждения культуры; медицинские, реабилитационные и санаторно-курортные учреждения; все виды общественного транспорта; вокзалы, порты, пассажирские платформы и остановки общественного транспорта, а также 15-метровая территория около входа на вокзалы; гостиницы и помещения по оказанию жилищных услуг; помещения для предоставления бытовых услуг, общественного питания и торговли; помещения социальных служб; помещения органов
2 См.: Амелин Р. В., Бевзюк Е. А., Волков Ю. В., Воробьев Н. И. и др. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ. Доступ из СПС «Кон-
сультантПлюс». 2014.
государственной власти и местного самоуправления; рабочие места; места общего пользования в многоквартирных домах; детские площадки и территория пляжей; автозаправочные станции.
Вышеперечисленные объекты не имеют единого наименования, и ст. 12 указанного Федерального закона косвенно относит их к общественным местам, разрешая органам государственной власти субъектов РФ самостоятельно вводить дополнительные ограничения для отдельных общественных мест. Так, лестничную площадку можно признать общественным местом, где запрещено курение, но закон дает право собственникам жилья самостоятельно решить, разрешено ли курить в местах общего пользования их дома.
В статье 20.20 КоАП РФ содержится запрет на потребление (распитие) алкогольной продукции, средств или психотропных веществ без назначения врача, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ в общественных местах, к числу которых отнесены улицы, стадионы, скверы, парки, транспортные средства общего пользования. Однако перечень общественных мест не является закрытым, поскольку законодатель расширил их количество, указав «а также в других общественных местах».
В Федеральном законе от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» указаны виды общественных мест, где запрещено распространение и употребление алкогольной продукции. В их числе: детские, образовательные, медицинские организации, объекты спорта, прилегающие к ним территории; организации культуры; все виды общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского
и пригородного сообщения, остановочные пункты его движения (в том числе станции метрополитена), автозаправочные станции; оптовые и розничные рынки, вокзалы, аэропорты, иные места массового скопления граждан и места нахождения источников повышенной опасности, определенные органами государственной власти субъектов РФ (указанные ограничения, кроме того, действуют также на прилегающих к таким местам территориях); а также другие общественные места, в том числе дворы, подъезды, лестницы, лестничные площадки, лифты жилых домов, детские площадки, зоны рекреационного назначения (в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом), места оказания услуг общественного питания.
Можно выделить основные сущностные черты общественного места: это место, где происходит общение достаточно большого количества людей, которым открыт туда доступ на равных основаниях; находящиеся там люди равноправны и независимы друг от друга, принимают решения самостоятельно, их поведение регламентируется одинаковыми правилами, эти люди незнакомы друг с другом, контакты случайны и непродолжительны3.
Использование общественных мест может быть постоянным и периодическим.
Общественные места постоянного пользования — это места с открытым свободным доступом в лю-
3 См.: Состояние деятельности органов внутренних дел по раскрытию грабежей и разбойных нападений в общественных местах г. Нижнего Новгорода (аналитический обзор — п. 9.12.1 плана НИР, 2006. ВНИИ МВД России). Н. Новгород, 2006. С. 23.
бое время года и суток. Общественные места периодического пользования — это помещения и территории учреждений, предприятий, организаций, предназначенных для обслуживания населения в установленные часы работы (зрелищные предприятия, городской транспорт, предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания, спортивные учреждения, лесопарковые зоны, берега открытых водоемов (озера, пруды, водохранилища), непосредственно водоемы и прилегающие к ним зоны отдыха и зеленых насаждений в черте городов и населенных пунктов, а также используемые во время проведения санкционированных массовых мероприятий территории, находящиеся за чертой населенного пункта)4.
Улицы наряду с площадями, проездами, набережными, скверами и бульварами относятся к территории общего пользования, пространства, которым беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц5, т. е. постоянного пользования.
Необходимо разделение сферы уличного пространства и иных общественных мест, что позволяет отграничить уличные преступления от противоправных деяний, совершаемых в каких-либо иных местах, и в итоге выявить признаки общественных мест.
В связи с этим к общественным местам нельзя относить: территории частных владений; квартиры (частные домовладения) граждан; чердаки, подвалы, не оборудованные для общего пользования граждан (спортивных, зрелищных и иных мероприятий); лестницы, межэтажные переходы, лифты, места общего пользования коммунальных квартир и т. д.; территории охраняемых объектов.
4 См.: Криминологическая обстановка в Российской Федерации и прогноз ее развития / под общ. ред. С. И. Гирько. М., 2006. С. 23.
5 См. п. 12 ч. 1 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ.
Существует классификационный подход к системе анализа признаков понятия «общественное место»6 по следующим направлениям:
1. Пространственность, или территориальность. Данный признак означает, что дефиниция «общественное место» имеет определенные масштабные привязки.
2. Временный характер, или временность. Временные особенности, которые отражают динамизм содержания дефиниции «общественное место», указывают на то, что общественное место не есть данность, оно способно изменяться в связи с развитием общественной жизни. В науке административного права выделяют общественные места постоянного (открытого в любое время года и суток), временного (или периодического) и эпизодического пользования (т. е. имеющего разовый, случайный характер).
3. Свобода доступа, или общедоступность. Указанный признак проявляется в открытом, свободном и беспрепятственном доступе лиц на определенную территорию, пространство или объект, «независимо от социальной, групповой либо иной принадлежности и без каких-либо специальных разрешений»7.
4. Неограниченность круга лиц, или всеобщность. Данный признак означает, что под общественными местами необходимо понимать места, где находится большое или незначительное скопление (концентрация) лиц или существует возможность такого скопления. В отдельных нормативных правовых актах устанав-
6 См.: Бредихин И. Д. К дискуссии о понятии и признаках дефиниции «общественное место» в административном законодательстве // Вестник Южно-уральского государственного университета. 2011. № 19. С. 87—88.
7 Сидорцов Р. В. Законодательное регу-
лирование субъектами Российской Федерации ответственности за административные правонарушения, посягающие на обще-
ственный порядок: дис. ... канд. юрид. наук.
М., 2005. С. 26.
ливается минимальное количество граждан для квалификации мероприятия как массового. Например, на территории муниципального района (городского округа) Ленинградской области такое количество должно составлять более 50 человек, на территории г. Омска — более 100 человек, на территории г. Рязани — более 500 человек. Однако такой количественный критерий не является обязательным, так как открытые места доступны для посещения неопределенного круга лиц.
5. Целенаправленность, или обусловленность интересами. В плане социального бытия пребывание человека в общественных местах (проезд на работу в общественном транспорте, посещение магазинов, культурно-зрелищных мероприятий, прогулки по улице, бульвару, парку) составляет одну из основ его существования — это места, используемые гражданами для передвижения, работы, учебы, отдыха, проведения массовых мероприятий и т. п. 8
Итак, совокупность и взаимосвязь указанных признаков позволяют охарактеризовать общественное место как пространство или территорию постоянного, временного либо эпизодического пользования, свободную для доступа неограниченного круга лиц, в целях удовлетворения различных жизненных интересов.
Анализ правоохранительной практики, основанной на применении совместного приказа Генеральной прокуратуры РФ, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСКН России от 29 декабря 2005 г. № 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений» (далее — межведомственный приказ «О едином учете реступлений»), а также статистических форм, в которых содержатся реквизиты, ха-
8 См., например: Лукиных И. Д. Уличная преступность и ее предупреждение: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009.
рактеризующие преступление как совершенное в общественном месте на объектах транспортной инфраструктуры, показал необходимость выработки единого понимания общественного места.
В статистической форме 1-А9, разд. 9 «Сведения о зарегистрированных и предварительно расследованных преступлениях в отчетном периоде, совершенных в общественных местах»10 указаны лишь следующие составы преступлений УК РФ: ст. 105, 106, 107, 111, 131, 158, 161, 162, 163, 213, 222, 228.
Данный перечень преступлений, которые должны находиться на особом контроле в правоохранительных органах, сформирован по признаку многократно возрастающей общественной опасности в силу совершения этих деяний в общественном месте, что представляется обоснованным и логичным.
Однако следует обратить внимание как минимум на два преступных деяния, которые могут быть совершены в рассматриваемых местах в условиях так называемой неочевидности происходящего для окружающих (лиц, находящихся в общественном месте), когда боеприпасы, части огнестрельного оружия, огнестрельное оружие или наркотические средства хранятся и переносятся непосредственно субъектом совершаемого запрещенного деяния «при себе» (находятся в кармане, складках одежды, сумке и т. д.). Очевидно, что если эти деяния будут совершаться скрытно, нарушения общественного порядка не произойдет, также они не смогут оказать преступного воздействия на присутствующих в общественном месте граждан.
9 Форма 1-А «Оперативная статистическая информация о состоянии преступности и результатах расследования преступлений».
10 Приказ МВД России от 23 января 2004 г. № 40 «Об утверждении формы статистической отчетности 1-А».
Несомненно, общественная опасность указанных составов преступлений повышается в случае, если это было сделано открытым способом. Например, если лицо с ружьем (либо с самодельным взрывным устройством) входит на территорию вокзала, возникает потенциальная угроза приведения его в действие11; если наркотики продают (расфасовывают) на привокзальной площади, «точки продаж» наркотических средств притягивают покупателей, которые, например, в состоянии абстиненции готовы украсть «за дозу»12.
Как показывает практика деятельности органов внутренних дел на транспорте, в большинстве случаев преступления, предусмотренные ст. 222, 228 УК РФ, учитываются как совершенные в общественных местах.
В связи с тем что сбыт и приобретение наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов фактически совершаются в общественных местах, однако, являющихся безлюдными, либо находящиеся там люди не осознают характер совершаемых действий преступников, так как преступления совершаются скрытно (в большинстве случаев бесконтактным способом путем закладок в почтовые ящики подъездов, сливные трубы домов, на козырьки балконов, крыши гаражей), целесообразно не учитывать преступления в сфере незаконного оборота наркотиков как совершенные в общественных местах, аналогично преступлениям экономической направленности.
Предлагается признать, что общественным местом, находящим-
11 См.: Женщина в хиджабе держала отрезанную голову ребенка и обещала взорвать себя рядом со станцией метро «Октябрьское поле» в Москве. URL: http://etoonda. livejournal.com/1795369.html.
12 См.: Радина Н. К. Социальная психология городского образа жизни: город страха // Социальная психология и общество. 2012. № 1. С. 138.
ся на объекте транспортной инфраструктуры, является место, предназначенное для общего пользования гражданами, выполнявшее в момент совершения противоправного деяния общественные функции, где имеется объективная необходимость выставления патрульно-постовых нарядов13.
Указанное позволяет сделать вывод о необходимости внесения дополнений в разд. III Инструкции о порядке заполнения и представления учетных документов, утвержденной приложением № 3 к межведомственному приказу «О едином учете преступлений», в части определения преступлений, которые не должны подлежать учету как совершенные в общественных местах. Для этого необходимо установить в соответствии с результатами правоприменительной практики УТ МВД России критерии исключения из транспортной инфраструктуры мест, которые при учете преступлений (оформления статистической карточки) нельзя относить к общественным.
В этих целях из УТ МВД России была запрошена информация об учтенных преступлениях, которые не отражаются в статистической форме 1-А (разд. 9), но схожих по механизму совершения: ст. 146, 1711, 189, 2001, 2002, 220, 222, 2261 и 228 УК РФ.
Вместе с тем в отчетах территориальных подразделений в отдельных случаях (примерно 20%) зарегистрированные преступления (все указанные составы) в карточках (реквизит 21.1 разд. III «Порядок заполнения и представления статистической карточки формы № 1» Инструкции (приложение № 3), утвержденной межведомственным приказом «О едином учете преступлений»)14 учитывались
13 Управление на транспорте МВД России по Сибирскому федеральному округу (УТ МВД России по СФ 13 апреля 2016 г. № 45/20/364 на № 14/Т-101 от 31 марта 2016 г.).
14 См. межведомственный приказ «О едином учете преступлений».
как совершенные вне общественного места. В связи с этим практическими подразделениями в целях конкретизации мест совершения преступлений применительно к объектам транспорта, имеющим отношение к общественным местам, предлагалось внести некоторые изменения при заполнении реквизита 21.
Анализ поступивших из УТ МВД по федеральным округам предложений позволил выделить следующие направления совершенствования нормативных актов в части, касающейся ведомственного понимания сущности общественного места, например в реквизит 21.1 внести изменения:
1. «В показателе "преступление совершено в общественном месте" отражаются сведения о преступлениях, совершенных» добавить следующие места:
на железнодорожных вокзалах (станциях);
в зданиях пассажирских аэровокзальных комплексов;
на речных вокзалах, пассажирских платформах (перронах);
остановочных пунктах (в пределах пассажирских платформ);
причалах и пристанях по обслуживанию пассажирских судов речного (морского) флота;
пешеходных мостах и в тоннелях, служащих для перехода пассажиров на перроны (платформы);
в пассажирских поездах дальнего следования и пригородного сообщения, на воздушных судах, на речных (морских) судах и других плавательных средствах (за исключением маломерных);
помещениях морских, речных, аэро- и железнодорожных вокзальных комплексов, предназначенных для пассажиров.
2. «При заполнении показателя "преступление совершено в общественном месте" не отражаются сведения о преступлениях, совершенных... » включить следующие места:
на объектах железнодорожного, водного (речного и морского) и авиа-
ционного транспорта, в местах, не разрешенных законодательством Российской Федерации к свободному пребыванию граждан, а также закрытых для свободного доступа граждан, в том числе в которых установлен пропускной режим (режимных помещениях);
в служебных помещениях предприятий и организаций железнодорожного, воздушного и водного транспорта, поездах дальнего следования и пригородного сообщения;
моторовагонных и локомотивных депо;
служебных купе проводников пассажирских вагонов, начальника поезда, поездного электромеханика, директора и сотрудников вагона-ресторана, а также купе, предназначенных для нарядов полиции, осуществляющих сопровождение пассажирских поездов;
технических помещениях на пассажирских судах речного (морского) флота; на перегонах;
судовом ходу акватории реки (озера, моря);
в кабинах машинистов поездов и воздушных судов;
на пунктах досмотра багажа, багажных отсеках воздушных судов; в комнатах матери и ребенка; багажных и складских помещениях;
товарных конторах, почтовых и сортировочных отделениях, расположенных вне границ железнодорожных платформ;
купе пассажирских поездов дальнего следования, каютах теплоходов (в связи с тем, что на момент поездки пассажир имеет право и возможность временно ограничить либо полностью изолировать себя от окружающих путем закрытия двери в купе (каюте), что невозможно сделать в общественном месте, т. е. общедоступном для окружающих);
в дежурных частях территориальных органов МВД России.
3. «Не учитываются как совершенные в общественных местах, в том
числе на улицах, преступления, совершенные в местах общественного пользования, не выполнявших в момент совершения противоправного деяния никаких общественных функций... » добавить следующие места:
пассажирские поезда дальнего следования и пригородного сообщения, находящиеся в парках отстоя; туалетные комнаты; борт воздушного судна после полета;
самолеты, находящиеся на технологических площадках;
вагоны-рестораны, буфеты, закрытые в определенное время суток;
остановочные платформы, предназначенные для посадки/высадки пассажиров в период отсутствия пассажирских поездов дальнего следования и пригородного сообщения (в соответствии с графиком движения пригородных поездов).
Предложения представлены УТ МВД России по Дальневосточному, Центральному, Южному ФО и Забайкальским ЛУ.
4. «Не подлежат учету как совершенные в общественных местах... » добавить следующие сведения:
хищения деталей верхнего строения путей, постельных принадлежностей, получаемых пассажирами в поездах дальнего следования, аварийно-спасательных жилетов с различных транспортных средств;
разоборудование средств сигнализации, централизации и связи;
в случаях отсутствия в уголовном деле доказательств, указывающих на осуществление в месте совершения противоправного деяния общественных функций;
оказание услуг по прокату гидроциклов, катамаранов, водных аттракционов «Банан», «Таблетка» и т. п., а также происшествий, связанных с их предоставлением;
незаконное приобретение или сбыт наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов.
Кроме этого, в рассматриваемой Инструкции предлагается закре-
пить разделение общественных мест на места постоянного и периодического пользования. Так, «к числу мест периодического пользования, применительно к объектам железнодорожного транспорта, относятся остановочные платформы, предназначенные исключительно для обслуживания пассажиров пригородных поездов в установленные часы работы (в соответствии с графиком движения пригородных поездов). Соответственно, если местом совершения противоправного деяния является посадочная платформа, однако время совершения такого деяния не установлено либо установлено, что время его совершения не совпадает с установленными часами работы по обслуживанию пассажиров (в соответствии с графиком движения пригородных поездов), реквизит 21 не за-полняется»15.
Анализ признаков нормативно-правового определения общественного места с точки зрения борьбы с правонарушениями на объектах транспортной инфраструктуры позволил сформулировать следующие выводы.
1. В правоприменительной практике (соответственно, и в статистической отчетности) отсутствует единообразное применение правил определения места совершения преступления в зависимости от его принадлежности к общественному, поэтому преступления, предусмотренные ст. 222 и 228 УК РФ, подразделениями Главного управления на транспорте МВД России в одних случаях учитываются как совершенные в общественном месте, а в других при аналогичных по механизму совершения противоправного деяния обстоятельствах — не учитываются.
Предлагается при выяснении принадлежности места совершения преступления к общественному в случае
15 Забайкальское ЛУ МВД России на транспорте. 12 апреля 2016 г. № 5/324 на № 14/Т-101 от 31 марта 2016 г.
обнаружения запрещенных предметов (оружие, наркотические средства и т. п.) при пресечении преступного деяния, носящего продолжаемый характер, применять следующее правило:
в части незаконного хранения, перевозки или ношения оружия, его основных частей, боеприпасов, а также взрывчатых веществ или взрывных устройств предусмотреть, что если данные предметы находились при виновном и в таком виде они могли быть приведены в действие и тем самым причинить вред здоровью неограниченному кругу лиц, находящихся в этом общественном месте, то такие действия считаются совершенными в общественном месте. Общественная опасность совершения подобного деяния в указанных местах заключается в возникновении реальной угрозы посягательства на дополнительный объект преступления, не указанный в диспозициях ст. 222 и 2221 УК РФ — общественный порядок (безопасность общественных мест, в том числе на транспорте);
в части незаконного хранения или перевозки наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов подобные действия могут рассматриваться как совершенные в общественном месте, только если лицо, находясь в общественном месте, уже предприняло попытку сбыта данного наркотического средства, например при публичной оферте, либо осуществило его сбыт. Общественная опасность совершения деяния, связанного с хранением или перевозкой наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в подобных местах заключается в возникновении реальной угрозы безопасности граждан в общественном месте, в том числе на транспорте, когда неограниченный круг лиц может быть вовлечен в незаконный оборот наркотиков.
2. В связи с тем что в действующем законодательстве отсутствует единое понимание термина «обще-
ственное место», в том числе применительно к объектам транспорта, на ведомственном уровне необходимо закрепить такое понятие в Инструкции «О едином учете преступлений».
3. Так как форма статотчетности и реквизит 21.1 отражают не полную информацию о совершенном преступлении, что не позволяет иметь представление о конкретном месте его совершения, а также дифференцировать такие места на общественные и необщественные, реквизит 21.1 предлагается дополнить соответствующими кодами (определениями), отражающими виды мест совершения преступлений.
4. Исходя из того, что транспортная инфраструктура, а также организационно-правовые меры обеспечения ее безопасности, в том числе УТ МВД России, имеют существен-
ные особенности, предлагается в целях повышения эффективности ре-гистрационно-учетной дисциплины перечислить места совершения преступлений на объектах транспорта в отдельной (специальной)карточке статистической отчетности. Иными словами, предлагается утвердить отдельную для УТ на транспорте табличную форму, отражающую все места совершения преступлений, учитывающую специфику транспортной инфраструктуры. В межведомственном приказе «О едином учете преступлений» необходимо внести изменения в порядок заполнения данной формы подразделениями УТ МВД России с учетом специфики общественных мест на объектах транспортной инфраструктуры, в числе которых: тамбуры, охраняемые помещения, режимные объекты, перроны и проч.
Библиографический список
Алексеев С. С. Теория права. 2-е изд. М., 1995.
Амелин Р. В., Бевзюк Е. А., Волков Ю. В., Воробьев Н. И. и др. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ. Доступ из СПС «КонсультантПлюс». 2014.
Бредихин И. Д. К дискуссии о понятии и признаках дефиниции «общественное место» в административном законодательстве // Вестник Южно-уральского государственного университета. 2011. № 19.
Женщина в хиджабе держала отрезанную голову ребенка и обещала взорвать себя рядом со станцией метро «Октябрьское поле» в Москве. URL: http://etoonda.livejournal. com/1795369.html.
Криминологическая обстановка в Российской Федерации и прогноз ее развития / под общ. ред. С. И. Гирько. М., 2006.
Лукиных И. Д. Уличная преступность и ее предупреждение: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009.
Радина Н. К. Социальная психология городского образа жизни: город страха // Социальная психология и общество. 2012. № 1.
Сидорцов Р. В. Законодательное регулирование субъектами Российской Федерации ответственности за административные правонарушения, посягающие на общественный порядок: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005.
Состояние деятельности органов внутренних дел по раскрытию грабежей и разбойных нападений в общественных местах г. Нижнего Новгорода (аналитический обзор — п. 9.12.1 плана НИР, 2006. ВНИИ МВД России). Н. Новгород, 2006.