Научная статья на тему 'Обстановка совершения преступлений как ключевой элемент криминалистической характеристики преступлений, совершаемых на железнодорожном транспорте'

Обстановка совершения преступлений как ключевой элемент криминалистической характеристики преступлений, совершаемых на железнодорожном транспорте Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
753
285
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / ОБСТАНОВКА СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / RAILWAY TRANSPORT / CRIME SITUATION / CRIMINALISTICAL CHARACTERISTICS / LAW ENFORCEMENT / TRANSPORT INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Грибунов Олег Павлович

В статье проводится краткий анализ состояния преступности на железнодорожном транспорте, исследуется обстановка совершения преступлений как элемент криминалистической характеристики преступлений, совершенных на объектах железнодорожного транспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIME SITUATION AS A KEY ELEMENT CRIMINALISTICAL CHARACTERISTICS OF CRIMES COMMITTED ON THE RAILWAY TRANSPORTE

The article gives a brief analysis of the state of crime in railway transport, investigate crime situation as an element of criminalistical characteristics of the crimes committed in railway transport.

Текст научной работы на тему «Обстановка совершения преступлений как ключевой элемент криминалистической характеристики преступлений, совершаемых на железнодорожном транспорте»

УДК 343.3

ОБСТАНОВКА СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ КАК КЛЮЧЕВОЙ ЭЛЕМЕНТ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ

ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

О.П. Грибунов

В статье проводится краткий анализ состояния преступности на железнодорожном транспорте, исследуется обстановка совершения преступлений как элемент криминалистической характеристики преступлений, совершенных на объектах железнодорожного транспорта.

Ключевые слова: Железнодорожный транспорт, обстановка совершения

преступлений, криминалистическая характеристика, правоохранительные органы, транспортная инфраструктура.

Транспортный комплекс всегда считался и считается одним из стратегических направлений безопасности, особым объектом правоохраны любого государства, в том числе и России. Обеспечивают безопасность как специально созданные правоохранительные органы, так и ведомственные охрана. На основании Указов Президента Российской Федерации от 24.12.2009 № 1468 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» и от 18.02.2010 № 208 «О некоторых мерах по реформированию Министерства внутренних дел Российской Федерации» предприняты меры по совершенствования работы деятельности органов внутренних дел на транспорте, прежде всего с целью эффективности их деятельности.

Внутренняя дифференциация органов внутренних дел и выделение в их составе относительно автономного образования - органов внутренних дел на транспорте - свидетельствуют о бесспорном признании того факта, что транспортный комплекс как объект правоохраны и управления обладает существенной спецификой. Следовательно, не меньшим своеобразием должна отличаться и правоохранительная деятельность в условиях транспорта [1, С.7].

Из всех видов транспорта - воздушный, водный, железнодорожный, именно последний заслуживает особого внимания в деятельности правоохранительных органов, в силу того, что этот вид транспорта по пассажирообороту занимает лидирующее место.

Железнодорожный транспорт, исходя из его трактовки в Федеральном законе «О федеральном железнодорожном транспорте» - один из видов транспорта общего пользования, который находится в ведении Российской Федерации, представляет собой единый производственно-технологический комплекс с входящими в него предприятиями и учреждениями производственного и социального назначения, государственное управление которыми осуществляется Министерством путей сообщения Российской

Федерации (далее - федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта) [2].

Железнодорожный транспорт составляет основу транспортной системы Российской Федерации. Он во взаимодействии с другими видами транспорта призван своевременно и качественно обеспечивать потребности в перевозках пассажиров и грузов. Прежде всего, железнодорожный транспорт представляет собой сложный механизм перевозочного производства. Именно функциональная деятельность железнодорожного транспорта накладывает отпечаток на формирование общественной безопасности и общественного порядка в регионах.

Железнодорожный транспорт, являясь специфичной отраслью экономики страны, имеет свои характерные особенности, что, в свою очередь, должно обусловливать специфику преступности на данном виде транспорта и особенности ее предупреждения. Кроме того, общеизвестно, что на состояние и структуру преступности оказывают влияние и региональные характеристики. Состояние преступности на пассажирском железнодорожном транспорте характеризуют ее количественные и качественные показатели.

Преступления, совершаемые на пассажирском железнодорожном транспорте - уголовно-наказуемые деяния, имеющие свои особенности, обусловленные местом их совершения.

Всякое преступление совершается в определенных пространственновременных границах, а также под воздействием комплекса факторов, обусловливающих возможность его совершения. Комплекс указанных условий внешней среды, влияющих на совершение преступления, в научной криминалистической литературе принято именовать обстановкой совершения преступления. Обстановка совершения указанных деяний как место сосредоточения максимального количества его следов, приобретает характер одного из высоко информативных элементов криминалистической характеристики.

С точки зрения практики, как справедливо отмечает А. Халиков: «криминалистическая характеристика преступлений представляет собой накопление и переработку определенного опыта расследования того или иного вида преступлений или исследования моделей группы преступлений, вбирая в себя наиболее существенные их черты. В этом случае предварительное следствие начинается не с «чистого листа», не путем экспериментирования, а по определенной схеме, которая разработана по результатам исследований подобных преступлений. Это позволяет вести следствие оптимальным, экономическим путем, достигая его положительных результатов наиболее эффективными и квалифицированными действиями» [3, С.119]. О роли и значении исследования элементов криминалистической характеристики сказано и написано не мало, поэтому предметом исследования данного материала является только лишь отдельный элемент криминалистической характеристики.

Как справедливо отмечают В.Ю. Кузовлев и В.А. Шурухнов, всестороннее изучение элементов криминалистической характеристики

необходимо для успешного осуществления противодействия преступлениям [4, С.333].

На наш взгляд, применительно к преступлениям, совершаемых на транспорте, основным компонентом обстановки являются данные о месте совершения преступления. На это обстоятельство обращают внимание и другие ученые-криминалисты, занимавшиеся проблемами расследования преступлений на различных видах транспорта. Например, как было отмечено А.Ю. Головиным и М.А. Берестневым применительно к вопросам расследования преступлений, совершаемых в сфере автомобильного транспорта, «уже само место совершения преступления того или иного вида предопределяет специфику его механизма. В ряде случаев именно этот элемент преступной деятельности выступает как детерминирующий для всего процесса совершения преступного деяния» [5, С.12].

Также закономерности места преступления детерминируют возможность реализации виновными определенного способа совершения и сокрытия преступного деяния, требующего наличия у виновных соответствующих знаний и навыков. В пределах типичного места совершения преступления, в результате противоправных действий виновных в отношении предмета преступного посягательства, образуется соответствующая следования картина.

На основе материалов правоприменительной практики, в зависимости от вида противоправных действия местом совершения преступлений чаще всего становиться: при совершении краж, грабежей и иных преступлений

имущественного характера - вокзал, привокзальная территория, в том числе тупики, пассажирский вагон; незаконный оборот наркотиков и оружия -пассажирский вагон, вокзал; преступления против личности, прежде всего против жизни и здоровья - тупики, привокзальная территория, пассажирский вагон, в том числе вагон электропоезда. По данным ГИАЦ МВД РФ в пассажирских поездах железнодорожного комплекса России совершается до одной трети всех преступлений на транспорте: 63% - в поездах дальнего следования, 36% - местных и пригородных поездах, 1% - в международных поездах.

Безусловно, более предметно провести глубокий анализ сложившейся ситуации исследованию следует подвергать не всю сеть железнодорожного комплекса, а ее отдельные участки, например, по территориальному делению филиалов РЖД - Восточно-Сибирская железная дорога, Забайкальская железная дорога и т.д.

Динамика преступности как в стране в целом, так и на объектах транспорта, на сегодняшний день характеризуется снижением. За последние три года прослеживается некоторое снижение количества зарегистрированных преступлений, совершаемых на железнодорожном транспорте ВосточноСибирской железной дороги. Однако в целом количество зарегистрированных преступлений остается значительным, что требует дальнейших разработок по их предупреждению.

По данным ГИАЦ МВД РФ, в 2004 году было зарегистрировано 2406 преступлений, совершенных на железнодорожном транспорте, а в 2007 году -3095 преступлений. Следует обратить внимание, что, начиная с 2007 года, количество зарегистрированных преступлений на железнодорожном транспорте начало сокращаться. В 2010 году было зарегистрировано 2112 преступлений, что на 26,1 % ниже, чем аналогичный показатель 2009 года.

Анализ структуры преступности на железнодорожном транспорте показал, что в основном в данной сфере совершаются преступления корыстной направленности, преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков и оружия.

60 -------------------------------------------------

о 50

о4

2007 2008 2009 2010 2011 2012

Годы

□ Кражи

■ Преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков

□ Другие виды преступлений

Преступления, совершаемые на железнодорожном транспорте

Таким образом, подводя итог сказанному, следует отметить, что наметилась некоторая тенденция к снижению общего количества зарегистрированных преступлений, совершаемых на железнодорожном транспорте. Вместе с тем, необходимо обратить внимание на то, что данная тенденция прослеживается на фоне общего снижения регистрации преступности. В связи с этим, основное внимание при характеристике преступлений, совершаемых на железнодорожном транспорте, следует уделять ее качественным составляющим, которые позволяют выявить ее особенности. А чтобы выявить особенности необходимо иметь четкое представление о наиболее распространенных местах совершения преступлений и уделять им особое внимание, в том числе с целью общей превенции.

Учитывая, что особенности места совершения преступления предопределяют разработку и реализацию наиболее эффективного, с точки зрения реализации преступного умысла, способа совершения преступления, в дальнейшем уделим специальное внимание этому элементу криминалистической характеристики преступлений.

Список литературы:

1. Степаненко Ю.В. Теоретические и прикладные проблемы деятельности органов внутренних дел на транспорте: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. д.ю.н. М., 2004.

2. О федеральном железнодорожном транспорте: федеральный закон от 10 января 2003 г. №17- ФЗ (в ред. Федерального закона от 07 июля 2003г. №115-ФЗ) // СЗ РФ. 2003. №2. Ст.169.

3. Халиков А. Вопросы криминалистической характеристики преступлений в практике расследования уголовных дел // Уголовное право. -2006. - № 1. - С. 119.

4. Козовлев В.Ю., Шурухнов В.А. Сведения об участниках организованного преступного сообщества как элемент криминалистической характеристики преступлений в сфере оборота «дизайнерских наркотиков» // Актуальные проблемы профилактики наркомании и противодействия правонарушениям в сфере легального и незаконного оборота наркотиков: материалы XVI международной научно-практической конференции. Ч. 2. Красноярск: СибЮИ ФСКН России. 2013.

5. Берестнев М.А. Головин А.Ю. Методика расследования разбойных нападений на автодорогах.-М.: Юрлитинформ,2012.

Грибунов Олег Павлович, канд. юрид. наук, доцент, подполковник полиции, начальник кафедры криминалистики ФГКОУ ВПО «Восточно-Сибирский институт МВД России», тел. 89086635929, gribunov@mail.ru (Россия, Иркутск)

CRIME SITUATION AS A KEY ELEMENT CRIMINALISTICAL CHARACTERISTICS OF CRIMES COMMITTED ON THE RAILWAY TRANSPORTE

Gribunov O.P.

The article gives a brief analysis of the state of crime in railway transport, investigate crime situation as an element of criminalistical characteristics of the crimes committed in railway transport.

Keywords: railway transport, crime situation, criminalistical characteristics, law enforcement, transport infrastructure.

Gribunov Oleg Pavlovich, PhD. jurid. , Associate Professor, Police Lieutenant Colonel, Head of the Department of Criminology FGKOU VPO "East Siberian Institute of Ministry of Internal Affairs of Russia", tel. 89086635929, gribunov@mail.ru (Russia, Irkutsk)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.