УДК 343.3
ОБСТАНОВКА СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ КАК КЛЮЧЕВОЙ ЭЛЕМЕНТ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ
ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
О.П. Грибунов
В статье проводится краткий анализ состояния преступности на железнодорожном транспорте, исследуется обстановка совершения преступлений как элемент криминалистической характеристики преступлений, совершенных на объектах железнодорожного транспорта.
Ключевые слова: Железнодорожный транспорт, обстановка совершения
преступлений, криминалистическая характеристика, правоохранительные органы, транспортная инфраструктура.
Транспортный комплекс всегда считался и считается одним из стратегических направлений безопасности, особым объектом правоохраны любого государства, в том числе и России. Обеспечивают безопасность как специально созданные правоохранительные органы, так и ведомственные охрана. На основании Указов Президента Российской Федерации от 24.12.2009 № 1468 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» и от 18.02.2010 № 208 «О некоторых мерах по реформированию Министерства внутренних дел Российской Федерации» предприняты меры по совершенствования работы деятельности органов внутренних дел на транспорте, прежде всего с целью эффективности их деятельности.
Внутренняя дифференциация органов внутренних дел и выделение в их составе относительно автономного образования - органов внутренних дел на транспорте - свидетельствуют о бесспорном признании того факта, что транспортный комплекс как объект правоохраны и управления обладает существенной спецификой. Следовательно, не меньшим своеобразием должна отличаться и правоохранительная деятельность в условиях транспорта [1, С.7].
Из всех видов транспорта - воздушный, водный, железнодорожный, именно последний заслуживает особого внимания в деятельности правоохранительных органов, в силу того, что этот вид транспорта по пассажирообороту занимает лидирующее место.
Железнодорожный транспорт, исходя из его трактовки в Федеральном законе «О федеральном железнодорожном транспорте» - один из видов транспорта общего пользования, который находится в ведении Российской Федерации, представляет собой единый производственно-технологический комплекс с входящими в него предприятиями и учреждениями производственного и социального назначения, государственное управление которыми осуществляется Министерством путей сообщения Российской
Федерации (далее - федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта) [2].
Железнодорожный транспорт составляет основу транспортной системы Российской Федерации. Он во взаимодействии с другими видами транспорта призван своевременно и качественно обеспечивать потребности в перевозках пассажиров и грузов. Прежде всего, железнодорожный транспорт представляет собой сложный механизм перевозочного производства. Именно функциональная деятельность железнодорожного транспорта накладывает отпечаток на формирование общественной безопасности и общественного порядка в регионах.
Железнодорожный транспорт, являясь специфичной отраслью экономики страны, имеет свои характерные особенности, что, в свою очередь, должно обусловливать специфику преступности на данном виде транспорта и особенности ее предупреждения. Кроме того, общеизвестно, что на состояние и структуру преступности оказывают влияние и региональные характеристики. Состояние преступности на пассажирском железнодорожном транспорте характеризуют ее количественные и качественные показатели.
Преступления, совершаемые на пассажирском железнодорожном транспорте - уголовно-наказуемые деяния, имеющие свои особенности, обусловленные местом их совершения.
Всякое преступление совершается в определенных пространственновременных границах, а также под воздействием комплекса факторов, обусловливающих возможность его совершения. Комплекс указанных условий внешней среды, влияющих на совершение преступления, в научной криминалистической литературе принято именовать обстановкой совершения преступления. Обстановка совершения указанных деяний как место сосредоточения максимального количества его следов, приобретает характер одного из высоко информативных элементов криминалистической характеристики.
С точки зрения практики, как справедливо отмечает А. Халиков: «криминалистическая характеристика преступлений представляет собой накопление и переработку определенного опыта расследования того или иного вида преступлений или исследования моделей группы преступлений, вбирая в себя наиболее существенные их черты. В этом случае предварительное следствие начинается не с «чистого листа», не путем экспериментирования, а по определенной схеме, которая разработана по результатам исследований подобных преступлений. Это позволяет вести следствие оптимальным, экономическим путем, достигая его положительных результатов наиболее эффективными и квалифицированными действиями» [3, С.119]. О роли и значении исследования элементов криминалистической характеристики сказано и написано не мало, поэтому предметом исследования данного материала является только лишь отдельный элемент криминалистической характеристики.
Как справедливо отмечают В.Ю. Кузовлев и В.А. Шурухнов, всестороннее изучение элементов криминалистической характеристики
необходимо для успешного осуществления противодействия преступлениям [4, С.333].
На наш взгляд, применительно к преступлениям, совершаемых на транспорте, основным компонентом обстановки являются данные о месте совершения преступления. На это обстоятельство обращают внимание и другие ученые-криминалисты, занимавшиеся проблемами расследования преступлений на различных видах транспорта. Например, как было отмечено А.Ю. Головиным и М.А. Берестневым применительно к вопросам расследования преступлений, совершаемых в сфере автомобильного транспорта, «уже само место совершения преступления того или иного вида предопределяет специфику его механизма. В ряде случаев именно этот элемент преступной деятельности выступает как детерминирующий для всего процесса совершения преступного деяния» [5, С.12].
Также закономерности места преступления детерминируют возможность реализации виновными определенного способа совершения и сокрытия преступного деяния, требующего наличия у виновных соответствующих знаний и навыков. В пределах типичного места совершения преступления, в результате противоправных действий виновных в отношении предмета преступного посягательства, образуется соответствующая следования картина.
На основе материалов правоприменительной практики, в зависимости от вида противоправных действия местом совершения преступлений чаще всего становиться: при совершении краж, грабежей и иных преступлений
имущественного характера - вокзал, привокзальная территория, в том числе тупики, пассажирский вагон; незаконный оборот наркотиков и оружия -пассажирский вагон, вокзал; преступления против личности, прежде всего против жизни и здоровья - тупики, привокзальная территория, пассажирский вагон, в том числе вагон электропоезда. По данным ГИАЦ МВД РФ в пассажирских поездах железнодорожного комплекса России совершается до одной трети всех преступлений на транспорте: 63% - в поездах дальнего следования, 36% - местных и пригородных поездах, 1% - в международных поездах.
Безусловно, более предметно провести глубокий анализ сложившейся ситуации исследованию следует подвергать не всю сеть железнодорожного комплекса, а ее отдельные участки, например, по территориальному делению филиалов РЖД - Восточно-Сибирская железная дорога, Забайкальская железная дорога и т.д.
Динамика преступности как в стране в целом, так и на объектах транспорта, на сегодняшний день характеризуется снижением. За последние три года прослеживается некоторое снижение количества зарегистрированных преступлений, совершаемых на железнодорожном транспорте ВосточноСибирской железной дороги. Однако в целом количество зарегистрированных преступлений остается значительным, что требует дальнейших разработок по их предупреждению.
По данным ГИАЦ МВД РФ, в 2004 году было зарегистрировано 2406 преступлений, совершенных на железнодорожном транспорте, а в 2007 году -3095 преступлений. Следует обратить внимание, что, начиная с 2007 года, количество зарегистрированных преступлений на железнодорожном транспорте начало сокращаться. В 2010 году было зарегистрировано 2112 преступлений, что на 26,1 % ниже, чем аналогичный показатель 2009 года.
Анализ структуры преступности на железнодорожном транспорте показал, что в основном в данной сфере совершаются преступления корыстной направленности, преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков и оружия.
60 -------------------------------------------------
о 50
о4
>Я
2007 2008 2009 2010 2011 2012
Годы
□ Кражи
■ Преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков
□ Другие виды преступлений
Преступления, совершаемые на железнодорожном транспорте
Таким образом, подводя итог сказанному, следует отметить, что наметилась некоторая тенденция к снижению общего количества зарегистрированных преступлений, совершаемых на железнодорожном транспорте. Вместе с тем, необходимо обратить внимание на то, что данная тенденция прослеживается на фоне общего снижения регистрации преступности. В связи с этим, основное внимание при характеристике преступлений, совершаемых на железнодорожном транспорте, следует уделять ее качественным составляющим, которые позволяют выявить ее особенности. А чтобы выявить особенности необходимо иметь четкое представление о наиболее распространенных местах совершения преступлений и уделять им особое внимание, в том числе с целью общей превенции.
Учитывая, что особенности места совершения преступления предопределяют разработку и реализацию наиболее эффективного, с точки зрения реализации преступного умысла, способа совершения преступления, в дальнейшем уделим специальное внимание этому элементу криминалистической характеристики преступлений.
Список литературы:
1. Степаненко Ю.В. Теоретические и прикладные проблемы деятельности органов внутренних дел на транспорте: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. д.ю.н. М., 2004.
2. О федеральном железнодорожном транспорте: федеральный закон от 10 января 2003 г. №17- ФЗ (в ред. Федерального закона от 07 июля 2003г. №115-ФЗ) // СЗ РФ. 2003. №2. Ст.169.
3. Халиков А. Вопросы криминалистической характеристики преступлений в практике расследования уголовных дел // Уголовное право. -2006. - № 1. - С. 119.
4. Козовлев В.Ю., Шурухнов В.А. Сведения об участниках организованного преступного сообщества как элемент криминалистической характеристики преступлений в сфере оборота «дизайнерских наркотиков» // Актуальные проблемы профилактики наркомании и противодействия правонарушениям в сфере легального и незаконного оборота наркотиков: материалы XVI международной научно-практической конференции. Ч. 2. Красноярск: СибЮИ ФСКН России. 2013.
5. Берестнев М.А. Головин А.Ю. Методика расследования разбойных нападений на автодорогах.-М.: Юрлитинформ,2012.
Грибунов Олег Павлович, канд. юрид. наук, доцент, подполковник полиции, начальник кафедры криминалистики ФГКОУ ВПО «Восточно-Сибирский институт МВД России», тел. 89086635929, gribunov@mail.ru (Россия, Иркутск)
CRIME SITUATION AS A KEY ELEMENT CRIMINALISTICAL CHARACTERISTICS OF CRIMES COMMITTED ON THE RAILWAY TRANSPORTE
Gribunov O.P.
The article gives a brief analysis of the state of crime in railway transport, investigate crime situation as an element of criminalistical characteristics of the crimes committed in railway transport.
Keywords: railway transport, crime situation, criminalistical characteristics, law enforcement, transport infrastructure.
Gribunov Oleg Pavlovich, PhD. jurid. , Associate Professor, Police Lieutenant Colonel, Head of the Department of Criminology FGKOU VPO "East Siberian Institute of Ministry of Internal Affairs of Russia", tel. 89086635929, gribunov@mail.ru (Russia, Irkutsk)