Administrativnogo reglamenta predostavleniya Federalnoy migratsionnoy sluzhboy, organami ispolnitelnoy vlasti sub'ektov Rossiyskoy Federatsii, osuschestvlyayuschimi peredannyie polnomochiya Rossiyskoy Federatsii v oblasti sodeystviya zanyatosti naseleniya, Federalnyim agentstvom morskogo i rechnogo transporta i Federalnyim agentstvom po ryibolovstvu gosudarstvennoy uslugi po vyidache zaklyucheniy o privlechenii i ob ispolzovanii inostrannyih rabotnikov, razresheniy na pri-vlechenie i ispolzovanie inostrannyih rabotnikov, a takzhe razresheniy na rabotu inostrannyim grazhdanam i litsam bez grazhdanstva».
16. Proekt № 246960-6 Kodeksa administrativnogo sudoproizvodstva Rossiyskoy Federatsii (redaktsiya, prinyataya GD FS RF v I chtenii 21 maya 2013 g.). [Elektronnyiy resurs]. - URL: http: //www. garant.ru/ hotlaw/federal/464902.
17. Rasporyazhenie Pravitelstva RF ot 25 oktyabrya 2005 g. № 1789-r (red. ot 10 marta 2009 g.) «O Kontseptsii administrativnoy reformyi v Rossiyskoy Federatsii v 2006-2010 godah» // Sobranie zakonodatelstva RF. - 2005. - № 46. - St. 4720.
18. Salischeva, N. G. O nekotoryih teoreticheskih voprosah administrativnogo protsessa na sovremennom etape razvitiya rossiyskoy pravovoy sistemyi // Aktualnyie problemyi ad-ministrativnogo i administrativno-protsessualnogo prava : materialyi ezhegodnoy vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, posvyaschennoy pamyati doktora yuridicheskih nauk, professora, zasluzhennogo deyatelya nauki Rossiyskoy Federatsii V.D. Sorokina (5 marta 2010 g.). - V 2 ch. - Ch. 1. - SPb.: Izd-vo SPb. universiteta MVD Rossii, 2010. S. 27-28.
19. Salischeva, N. G. Problemnyie voprosyi administrativnogo protsessa // Administrativnoe pravo i administrativnyiy protsess: aktualnyie problemyi / otv. red. L.L. Popov i M.S. Studenikina. M.: Yurist', 2004. - S. 221-232;
20. Salischeva, N. G. Problemyi razvitiya instituta administrativnoy yustitsii v Rossii // Administrativnoe sudoproizvodstvo v Rossiyskoy Federatsii i formirovanie admi-nistrativno-protsessualnogo zakonodatelstva. - Ser.: Yubilei, konferentsii, forumyi. - Vyip. 7. - Voronezh: Izd-vo Voronezhskogo gos. universiteta, 2013.
21. Samoschenko, I. S. O pravovyih formah osuschestvleniya funktsiy Sovetskogo gosudarstva // Sovetskoe gosudarstvo i pravo. - 1956. - № 3. - S. 85-87.
22. Svyatohina, Y V. Administrativno-protsessualnoe pravo: formirovanie i soderzhanie administrativno-yustitsionnoy modeli : dis. ... kand. yurid. nauk. - Voronezh: Voronezh. gos. un-t, 2007.
23. Sorokin, V. D. Voprosyi teorii sovetskogo administrativno-protsessualnogo prava : avtoref. dis. ... dokt. yurid. nauk. - L.: LGU im. A. A. Zhdanova, 1968.
24. Starilov, Y N. Realizatsiya konstitutsionnyih garantiy i modernizatsiya administrativno-pravovogo regulirovaniya // Administrativnoe pravo i protsess. - 2013. - № 6.
25. Starilov, Y. N. «Upravlencheskaya» i «sudebnaya» kontseptsii administrativnogo protsessa: razvitie, sovremennoe znachenie i vzaimodeystvie // Vestnik VGU. Seriya: Pravo. - 2006. - № 1.
26. Starilov, Y.N. Administrativnyiy protsess v trudah professora V D. Sorokina: «Upravlencheskaya» kontseptsiya i ee znachenie dlya nauki administrativnogo prava // Administrativnoe pravo i protsess. - 2007. - № 1. - S. 16-21.
27. Fomina, I. R. Tsennostnyie osnovaniya prava v filosofii «russkogo zarubezhya» // Nauchnyie vedomosti. Seriya: Filosofiya. Sotsiologiya. Pravo. - BelGU, 2010. - № 14 (85). - Vyip. 13.
28. Shergin, A. P. O ponimanii administrativnogo proizvodstva // Administrativnoe sudoproizvodstvo v Rossiyskoy Federatsii i formirovanie administrativno-protsessualnogo zakonodatelstva. - Ser.: Yubilei, konferentsii, forumyi. - Vyip. 7. Voronezh: Izd-vo Voronezhskogo gos. universiteta, 2013. - S. 752-761.
29. Yuridicheskaya protsessualnaya forma: teoriya i praktika. - M.: Yuridicheskaya literatura, 1976.
30. Yakimov, A. Sudyi v sisteme organov administrativnoy yurisdiktsii // Rossiyskaya yustitsiya. - 1996. - № 1.
УДК 342.9 А.И. Каплунов*
О признаках мелкого хулиганства как административного правонарушения
В статье раскрываются юридические признаки мелкого хулиганства, характеризующие объективную сторону данного административного правонарушения, определяются варианты совокупности этих признаков, необходимых для привлечения к административной ответственности.
Ключевые слова: мелкое хулиганство, объективная сторона административного правонарушения, нарушение общественного порядка, общественное место, нецензурная брань, оскорбительное приставание, уничтожение или повреждение чужого имущества.
A.I. Kaplunov*. Criteria for petty hooliganism as an administrative offense. The article describes the legal signs of petty hooliganism, characterizing the objective component of this administrative offense, defines a set of these characteristics necessary for the initiating of administrative liability.
Keywords: petty hooliganism, the objective of component the administrative offense, public disorder, public place, abusive language, abusive behavior, destruction or damage of someone else's property.
* Каплунов, Андрей Иванович, профессор кафедры административного права Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор юридических наук, профессор. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. E-mail: [email protected].
* Kaplunov, Andrei Ivanovich, professor of the chair of administrative law of The St.-Petersburg university of the Ministry of Internal Affairs ofthe Russian Federation, doctor of law, professor. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. E-mail: and.kaplunov @ yandex.ru.
© Каплунов А.И., 2014
Мелкое хулиганство является одним из наиболее распространённых административных правонарушений, совершаемых в общественных местах. Норма, предусматривающая административную ответственность за данное правонарушение (ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ ), является одновременно и регулятивной, и охранительной. Регулятивной, поскольку регулирует поведение людей в общественных местах, определяя, какие действия являются мелким хулиганством, и запрещая их совершение. Охранительной, поскольку не только запрещает эти действия, но и предусматривает за их совершение административное наказание в виде административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административного ареста на срок до пятнадцати суток.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ мелкое хулиганство определяется как «нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества» . С точки зрения общих представлений о мелком хулиганстве, восприятие данной формулировки трудностей не вызывает. Однако если посмотреть на отдельные её элементы с юридической точки зрения, с позиции признаков объективной стороны состава данного административного правонарушения, то сразу возникают следующие вопросы: какие действия следует расценивать как «нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу»; какие слова подпадают под термин «нецензурная брань»; какие из мест общего пользования следует считать «общественным местом»? При определении конкретных проявлений и границ данного административного правонарушения подобного рода вопросы возникают по каждому из перечисленных в ст. 2.1 КоАП РФ признаков мелкого хулиганства.
Исходя из понятия мелкого хулиганства, введённого Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 161-ФЗ, его объективную сторону можно представить в виде следующей формулы: «мелкое хулиганство = нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу (основной (базовый) обязательный признак) + нецензурная брань в общественных местах, либо оскорбительное приставание к гражданам, либо уничтожение или повреждение чужого имущества (один из альтернативных сопровождающих обязательных признаков)». Для привлечения лица к административной ответственности необходимо наличие в его действии как основного, так и сопровождающего признака, характеризующего объективную сторону мелкого хулиганства. Рассмотрим кратко содержание указанных признаков.
Нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу. Под общественным порядком как родовым объектом посягательства понимается урегулированная нормами права и иными социальными нормами система общественных отношений, складывающихся преимущественно в общественных местах, установление, развитие и охрана которых обеспечивают поддержание состояния общественного и личного спокойствия граждан, уважение их чести, человеческого достоинства и общественной нравственности, а также нормальное функционирование органов власти, предприятий, учреждений и организаций.
Под нарушением общественного порядка понимается несоблюдение лицами урегулированных нормами права и иными социальными нормами правил поведения в обществе и общественных местах.
Как элемент объективной стороны мелкого хулиганства нарушение общественного порядка должно выражать явное неуважение к обществу. Признак мелкого хулиганства «явное неуважение к обществу» заимствован из состава хулиганства - преступления, предусмотренного ст. 213 УК РФ, в связи с отмеченными изменениями в КоАП РФ и УК РФ, внесёнными Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 161-ФЗ. Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ от 15 ноября 2007 г. № 45 «О судебной практике по уголовным делам о хулиганстве и иных преступлениях, совершенных из хулиганских побуждений», «явное неуважение лица к обществу выражается в умышленном нарушении общепризнанных норм и правил поведения, продиктованном желанием виновного противопоставить себя окружающим, продемонстрировать пренебрежительное отношение к ним» .
К нарушениям общественного порядка, выражающим явное неуважение к обществу, могут быть отнесены предусмотренные законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административные правонарушения, посягающие на общественный порядок, иные урегулированные нормами морали и нравственности, обычаями и традициями общепризнанные правила поведения в общественных местах. Исчерпывающий перечень таких нарушений общественного порядка в действующем законодательстве и его официальных комментариях не определён. Решение вопроса о том, какие из нарушений общественного порядка выражают явное неуважение к обществу, отдаётся на усмотрение правоприменителей.
Как правило, к нарушениям общественного порядка, выражающим явное неуважение к обществу, относят такие действия, как появление в общественном месте в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность (ст. 20.21 КоАП РФ), нарушение тишины и спокойствия граждан в ночное время (законодательство субъектов РФ об административных правонарушениях), отправление естественных надобностей не в специально предназначенных для этого местах, разбивание бутылок, выбрасывание из окна или с балкона предметов, обливание водой, громкий стук в дверь, публичное употребление сквернословия, ненормативной лексики в общественных местах, воспринимаемое окружающими как непристойное или оскорбительное, и др.
Мелкое хулиганство возможно в общественных местах не только в присутствии граждан, но и там, где в момент его совершения никого не было, т.е. при таких обстоятельствах, когда люди наблюдают их последствия.
К примеру, правонарушитель в ночное время, когда за ним никто не наблюдал, разрисовал афишу, исказил нецензурно текст надписей, либо написал нецензурное слово на стене дома, в подъезде дома, отправил естественные надобности в подъезде многоквартирного дома. При этом он осознавал противоправный характер своих действий, а также то, что их последствия привлекут к себе внимание граждан, причинят моральный и материальный ущерб. Следовательно, мелкому хулиганству присуща как публичная направленность самих действий, так и заведомая публичность их последствий.
Руководствуясь буквой закона, к административной ответственности за совершение мелкого хулиганства можно привлечь не за любое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, а только такое, которое сопровождается нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, уничтожением или повреждением чужого имущества. В русском языке слово «сопровождаться» употребляется, как правило, в следующих значениях: «1. Происходить одновременно с чем-н. ... 2. Влечь за собой как непосредственное продолжение или следствие» . Именно данные два значения в полной мере отражают смысл термина «сопровождается», которое использовано в ст. 20.1 КоАП РФ.
Как показывает анализ практики, наиболее распространенным видом мелкого хулиганства является вариант, когда в качестве нарушения общественного порядка, выражающего явное неуважение к обществу, выступает «появление в общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность», а в качестве сопровождающего действия выступает одно из трех действий, перечисленных в ст. 20.1 КоАП РФ. Как правило, это нецензурная брань в общественных местах, реже оскорбительное приставание к гражданам, иногда уничтожение или повреждение чужого имущества, либо сочетание этих действий.
Нецензурная брань в общественных местах. Что считать «нецензурной бранью»? Этот вопрос является актуальным не только в связи с квалификацией мелкого хулиганства. Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N° 34-Ф3 ст. 13.21 КоАП РФ «Нарушение порядка изготовления или распространения продукции средства массовой информации» дополнена ч. 3, устанавливающей административную ответственность за «изготовление или распространение продукции средства массовой информации, содержащей нецензурную брань».
К нецензурной брани, как правило, относят циничные ругательства, основанные на «русском мате» . Основу русского мата составляют четыре слова, а именно: «Нецензурное обозначение мужского полового органа, нецензурное обозначение женского полового органа, нецензурное обозначение процесса совокупления и нецензурное обозначение женщины распутного поведения». К нецензурной брани, согласно документу Рособрнадзора, который процитирован в газете «Известия» , относятся указанные слова, «а также все образованные от этих слов языковые единицы». Само произнесение этих «языковых единиц» с точки зрения этики является ругательством.
Ругательство, в котором используются указанные четыре матерных слова и производные от них однокоренные слова и выражения (количество которых намного больше), с намерением говорящего или пишущего либо унизить, оскорбить, обесчестить, опозорить адресата речи или третье лицо, либо продемонстрировать неуважение, пренебрежение к ним и окружающим, превращают его в нецензурную брань.
Понятие общественного места. Исходя из понятия мелкого хулиганства, нецензурная брань со стороны правонарушителя должна быть в общественном месте, т. е. в месте общения людей в целях удовлетворения их различных жизненных потребностей.
В действующем федеральном законодательстве и его официальных комментариях приводится, как правило, примерный перечень общественных мест. Так, в КоАП РФ перечисление общественных мест даётся при характеристике признаков (объективной стороны) отдельных видов административных правонарушений. К примеру:
1. «Распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах» (ст. 20.20) запрещено в следующих общественных местах:
- согласно ч. 1: «в детских, образовательных и медицинских организациях, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, в организациях культуры (за исключением расположенных в них организаций или пунктов общественного питания, в т.ч. без образования юридического лица), физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружения»,
- согласно ч. 2: «на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах»;
2. «Появление в общественных местах в состоянии опьянения» (ст. 20.21) рассматривается как административное правонарушение в следующих общественных местах: «на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах».
Учитывая, что нецензурная брань при мелком хулиганстве «сопровождает» нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, указанные нормы могут являться ориентиром для понятия общественного места применительно к нецензурной брани как признаку мелкого хулиганства.
В Федеральном законе от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», вступившего в силу с 1 июня 2013 г., в ч. 1 ст. 12 установлен «запрет курения табака на отдельных территориях, в
помещениях и на объектах». Согласно ч. 6 данной статьи, «органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения курения табака в отдельных общественных местах и в помещениях».
В данном законе применительно к курению используется понятия «общественное место» и «помещение». Как представляется, такое разграничение проводится с точки зрения степени вредоносности воздействия окружающего табачного дыма на здоровье человека, а указанные термины использованы в контексте «открытое место» и «замкнутое пространство» (помещение).
С точки зрения понятия общественного порядка и необходимости временного нахождения в местах общего доступа или посещения таких мест человеком для удовлетворения различных жизненных потребностей, подавляющее большинство перечисленных в ч. 1 ст. 12 Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма...» территорий, помещений и объектов относятся к общественным местам, в частности:
- территории и помещения, предназначенные для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры и учреждениями органов по делам молодёжи, услуг в области физической культуры и спорта;
- помещения, занятые органами государственной власти, органами местного самоуправления;
- помещения, предназначенные для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания, помещения рынков, в нестационарных торговых объектах;
- лифты и помещения общего пользования многоквартирных домов.
За нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах статьёй 6.24 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей. Однако если курение в запрещённых местах продолжается после замечаний окружающих о недопустимости курения или требований прекратить курение, то такие действия следует квалифицировать как «нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу».
В юридической литературе существует мнение, что под общественным местом понимается место постоянного, периодического или разового (эпизодического) общения людей в целях удовлетворения их различных потребностей, а также и всякое другое место, где должен поддерживаться общественный порядок [4, с. 12; 3, с. 274].
Понятие «общественные места» раскрывается в Законе Челябинской области от 29 апреля 2004 г. № 227-ЗО «О соблюдении общественного порядка на территории Челябинской области» в контексте понятия «общественный порядок». В данном Законе указанные понятия закреплены в нормах-дефинициях и используются в следующих значениях:
- «общественный порядок - совокупность общественных отношений, обеспечивающих покой граждан и тишину, достойное поведение граждан в общественных местах» (в ред. Закона Челябинской области от 30 августа 2012 г. № 355-ЗО);
- «общественные места - территории и помещения, где находится большое скопление людей или такое скопление людей может образоваться. К ним относятся помещения и прилегающие территории больниц, диспансеров, санаториев, домов отдыха, пансионатов, детских садов, домов-интернатов для детей, престарелых и инвалидов; гостиницы и общежития; подъезды, кабины лифтов, лестничные клетки и другие места общего пользования жилых домов, больниц, санаториев, диспансеров, домов отдыха, пансионатов, гостиниц, общежитий, домов-интернатов для детей, престарелых и инвалидов; места отдыха граждан, иные общественные места».
Обратим внимание, что на территории Челябинской области «гостиницы и общежития; подъезды, кабины лифтов, лестничные клетки и другие места общего пользования жилых домов, . общежитий ...» считаются общественным местом.
Приведённое определение даёт более детальное, чем ст. 20.20 и 20.21 КоАП РФ, но не исчерпывающее понятие общественного места, которое может служить ориентиром для определения перечня организаций, помещений и мест, в которых нецензурная брань запрещена.
Оскорбительное приставание к гражданам. Какое «приставание» следует считать оскорбительным?
Приставание - это обращение к лицу с целью навязывание общения помимо его воли и желания. В зависимости от формы обращения и цели общения выделяют назойливое и оскорбительное приставание.
Под назойливым приставанием понимается неоднократное, надоедливое, настойчивое в корректной форме обращение к какому-либо лицу с целью навязывания разговора без встречного на то желания этого лица, либо с целью гадания, попрошайничества, предоставления интимных услуг, религиозной агитации, купли-продажи, обмена или приобретения вещей и т.п. В ряде субъектов Российской Федерации законами данных субъектов об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за назойливое приставание . Законодательством Санкт-Петербурга и Ленинградской области административная ответственность за назойливое приставание не установлена.
Назойливое приставание, совершаемое лицом, находящимся в общественном месте в пьяном виде, рассматривается как появление в общественном месте в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность. Ответственность за такие действия наступает по ст. 20.21 КоАП РФ.
Под «оскорбительным» понимается приставание, выраженное в грубой словесной форме с использованием обсценной лексики , или в виде дерзких, унижающих человеческое достоинство действий, которые не влекут уголовную ответственность, либо предлагаются безнравственные, непристойные цели предполагаемого общения.
Результаты анкетирования участковых уполномоченных полиции показали, что в качестве оскорбительного приставания к гражданам ими расцениваются следующие действия: назойливое дергание и хватание за одежду или за руки; непристойные жесты; плевки; прикосновение к интимным местам; толкание; преграждение дороги, загораживание выхода; умышленное пускание табачного дыма в лицо, замахивания, выражающие намерение нанести удар, и другие действия, стесняющие чью-либо волю [1, с. 26].
В качестве оскорбительного приставания ими расцениваются следующие цели общения: ведение разговоров непристойного характера; обращение к гражданам с циничными предложениями.
Уничтожение или повреждение чужого имущества, как один из возможных признаков объективной стороны мелкого хулиганства, сопровождающий нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, был дополнен Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 161-ФЗ «О приведении Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и других законодательных актов в соответствие с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации"».
Умышленное уничтожение и повреждение чужого имущества, если эти действия не повлекли причинения значительного ущерба, образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.17 КоАП РФ.
Ч. 1 ст. 167 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за умышленное уничтожение и повреждение чужого имущества, если данные деяния повлекли причинение значительного ущерба. Согласно прим. 2 к ст. 158 УК РФ, он не может составлять менее 2500 рублей. Одновременно Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 161-ФЗ в ч. 2 ст. 167 УК РФ введен квалифицирующий признак указанного преступления «из хулиганских побуждений».
Таким образом, нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся уничтожением или повреждением чужого имущества на стоимость менее 2500 рублей, следует квалифицировать как мелкое хулиганство.
Уничтожение и повреждение чужого имущества при мелком хулиганстве выступают как способ совершения или следствие рассматриваемого административного правонарушения, а отношения собственности являются дополнительным, альтернативным объектом посягательства, в отличие от ст. 7.17 КоАП РФ, где умышленное уничтожение и повреждение чужого имущества представляют собой оконченный состав правонарушения, а отношения собственности выступают в качестве его основного объекта.
Законодатель не раскрывает понятия «уничтожение» и «повреждение» чужого имущества и не отождествляет их между собой, но в то же время ставит эти понятия в один ряд.
Под повреждением понимается противоправное причинение вреда чужому имуществу, повлекшее частичное лишение его экономической, хозяйственной ценности и невозможность временно (до восстановления или исправления) использовать его по своему целевому назначению [5, с. 59]. В отличие от уничтожения, означающего невосстановимую утрату имущества, повреждение представляет собой лишь качественное ухудшение предмета, которое может быть устранено путём реставрации, ремонта и т.п. [2, с. 384].
Думается, что «повреждение чужого имущества» как признак административного правонарушения от аналогичного признака преступления отличается не только размером ущерба, причинённого имуществу, в денежном выражении, но и характером повреждения имущества. Повреждение имущества может выразиться в нарушении его потребительских свойств, в т.ч. временном нарушении. Так, повреждением чужого имущества при «нарушении общественного порядка, выражающего явное неуважение к обществу», к примеру, после отправления естественных надобностей в подъезде жилого дома следует считать загрязнение подъезда многоквартирного дома мочой и появление неприятных запахов, что значительно ухудшает потребительские свойства мест общего пользования в многоквартирном доме, либо в результате курения - задымление табачным дымом помещения, которое относится к числу общественных мест.
Уничтожение имущества может заключаться в полном истреблении его путём внешнего воздействия либо означать превращение в такое состояние, когда оно полностью утрачивает свою качественную определённость и полезные свойства.
Учитывая действующую редакцию ст. 20.1 КоАП РФ, для квалификации мелкого хулиганства наличие одного из перечисленных выше действий, которым должно сопровождаться нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, является обязательным.
Вместе с тем такие признаки мелкого хулиганства как «нецензурная брань в общественных местах», «оскорбительное приставание к гражданам», «уничтожение или повреждение чужого имущества» могут сами выступать в качестве нарушения общественного порядка, выражающего явное неуважение к обществу, т.е. в качестве как основного, так и сопутствующего обязательного признака, характеризующего объективную сторону мелкого хулиганства.
К примеру, (1) «оскорбительное приставание к гражданам» может сопровождаться нецензурной бранью в общественных местах или (и) уничтожением или повреждением чужого имущества; (2)
«уничтожение или повреждение чужого имущества» может сопровождаться нецензурной бранью в общественных местах или (и) оскорбительным приставанием к гражданам; (3) нецензурная брань в общественных местах может сопровождаться оскорбительным приставанием к гражданам или (и) уничтожением или повреждением чужого имущества.
Иная трактовка соотношения признаков, характеризующих объективную сторону мелкого хулиганства, недопустима, поскольку противоречит интересам охраны чести, достоинства, прав и свобод личности, спокойствия граждан и общественного порядка. Данный вывод в полной мере подтверждается складывающейся административно-юрисдикционной практикой. Анализ дел о мелком хулиганстве, рассмотренных мировыми судьями и должностными лицами органов внутренних дел, свидетельствует о том, что по ст. 20.1 КоАП РФ привлекаются к административной ответственности и подвергаются административному наказанию лица, в действиях которых содержатся чаще всего совокупность не менее двух сопровождающих обязательных признаков, один из которых выступает в качестве основного (88,6 % случаев), либо иной основной и сопровождающий обязательные признаки мелкого хулиганства (9,0 % случаев) [1, с. 19-20].
Список литературы
1. Горскина, О. Г. Административная ответственность за мелкое хулиганство : дис. ... канд. юрид. наук. - Омск, 2011.
2. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / под общ. ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева. - М., 2000.
3. Коренев, А. П. Советское административное право. Части общая и особенная. - М., 1986.
4. Рябов, Ю. С. Административные правонарушения, рассматриваемые ОВД. - М., 1981.
5. Файзрахманова, Л. М. Уголовная ответственность за уничтожение или повреждение чужого имущества по Уголовному кодексу России : дис. ... канд. юрид. наук. - Казань, 2002.
Literature
1. Gorskina, O. G. Administrativnaya otvetstvennost za melkoe huliganstvo : dis. ... kand. yurid. nauk. - Omsk, 2011
2. Kommentariy k Ugolovnomu kodeksu Rossiyskoy Federatsii / pod obsch. red. Y.I. Skuratova, V.M. Lebedeva. - M., 2000.
3. Korenev, A. P. Sovetskoe administrativnoe pravo. Chasti obschaya i osobennaya. - M., 1986.
4. Ryabov, Y. S. Administrativnyie pravonarusheniya, rassmatrivaemyie OVD. - M., 1981.
5. Fayzrahmanova, L. M. Ugolovnaya otvetstvennost za unichtozhenie ili povrezhdenie chuzhogo imuschestva po Ugolovnomu kodeksu Rossii : dis. ... kand. yurid. nauk. - Kazan, 2002.
УДК 35.083.122.2 Е.А. Шурупова*
Базисные характеристики дисциплинарного производства в органах внутренних дел Российской Федерации
В статье исследуется сущность дисциплинарного производства в органах внутренних дел Российской Федерации. На основе анализа существующих понятий данного правового института, его целей, задач, принципов автор формулирует собственное определение дисциплинарного производства, выделяет его специфические черты.
Ключевые слова: дисциплинарное производство, органы внутренних дел, дисциплинарный проступок.
E.A. Shurupova*. Basic characteristics of the disciplinary proceedings in the organs of internal Affairs of the Russian Federation. The article considers the essence of the disciplinary proceedings in the organs of the internal Affairs of the Russian Federation. Based on the analysis of existing concepts of the given institution, its goals, objectives, principles, the author formulates his own definition of disciplinary proceedings, highlights its specific features.
Keywords: disciplinary proceedings, police, disciplinary offense.
В последние годы правовая основа дисциплинарного производства в органах внутренних дел была подвергнута существенным изменениям. При этом его базисные характеристики по-прежнему
* Шурупова, Екатерина Александровна, начальник отделения организации правовой деятельности территориальных органов правового отдела УМВД России по Оренбургской области, соискатель кафедры конституционного и административного права ЮжноУральского государственного университета (г. Челябинск). Адрес: 460000, Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Комсомольская, 49. Тел. 89058800022. E-mail: [email protected].
* Shurupova, Ekaterina Alexandrovna, chief of the legal organization of the territorial bodies of the legal department Ministry of internal Affairs of Russia on the Orenburg region, the applicant of the Department of constitutional and administrative law, the South-Ural state University (Chelyabinsk). Address: 460000, Orenburg region, Orenburg, Komsomolskaya str, 49. Ph. 89058800022. E-mail: [email protected].
© Шурупова Е.А., 2014