АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УДК 342.924
Актуальные вопросы профилактики правонарушений в жилом секторе
Коркин Андрей Владимирович, доцент кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел
Уральского юридического института МВД России, кандидат юридических наук, доцент
e-mail: [email protected]
В статье анализируются некоторые проблемы правового, правоприменительного и организационного характера, возникающие в деятельности полиции по применению мер административно-правового принуждения профилактики правонарушений в жилом секторе. Определены возможные способы преодоления названных проблем. Предлагается авторское определение понятия «жилой сектор».
Ключевые слова: жилой сектор; административное принуждение; административная ответственность; профилактика правонарушений; мелкое хулиганство; появление в общественных местах в состоянии опьянения.
Topical issues of crime prevention in the residential sector
Korkin Andrey Vladimirovich,
Аssociate рrofessor of the Department of Аdministrative law
and Administrative Activities of bodies
of Ministry of the Interior Affairs
of the Ural Law Institute of the Ministry of the
Interior Affairs of the Russian Federation,
Gandidate of juridical sciences, Аssociate рrofessor
The article analyzes some problems of legal, law enforcement and organiza-tional nature arising in the police on the application of administrative law enforcement crime prevention in the residential sector. The possible ways to overcome these problems. The author's definition of «residential sector».
Key words: residential sector; administrative enforcement; administrative responsibility; prevention of crime; disorderly conduct; appearance in public places while intoxicated.
В истекающем 2015 году, как и в последние шесть лет, сохраняется тенденция роста количества зарегистрированных в органах внутренних дел сообщений
0 преступлениях, административных правонарушениях и происшествиях. В январе - октябре 2015 г. зарегистрировано 1977,9 тыс. преступлений, или на 7,8 % больше, чем за аналогичный период прошлого года1. Отмечается повышение общего уровня криминальной активности на улицах, площадях, в парках, скверах. По
1 Состояние преступности - январь - октябрь 2015 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mvd.ru/folder/101762/ ^ет/6765514/ (дата обращения: 13 ноября 2015 г.).
сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество преступлений, совершенных в общественных местах, увеличилось на 10,6 %2.
На протяжении шести лет наблюдается стабильный рост числа лиц, совершивших преступления в состоянии опьянения. Сейчас каждое третье преступление совершается в состоянии алкогольного опьянения3.
2 Состояние преступности в России за январь - октябрь 2015 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mvd.ru/ upload/site1 /document_file/jAJBFLilHh.pdf (дата обращения: 13 ноября 2015 г.).
3 Там же.
Изложенное свидетельствует о том, что оперативная обстановка, в т. ч. и в жилом секторе, продолжает оставаться сложной, что актуализирует необходимость как подготовки и принятия нормативных правовых актов для преодоления негативных тенденций состояния правопорядка, так и проведения научных исследований в сфере профилактики правонарушений.
В Концепции общественной безопасности в Российской Федерации подчеркивается, что «совершенствование системы профилактики правонарушений, включающей в себя выявление причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также принятие мер по их устранению»1 является одним из основных направлений деятельности сил обеспечения общественной безопасности в области противодействия преступным и иным противоправным посягательствам. Органы внутренних дел, безусловно, относятся к силам обеспечения общественной безопасности, а составная и самая многочисленная часть органов внутренних дел - полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности2. Как обоснованно отмечается в юридической литературе, «обеспечение общественного порядка предполагает прежде всего предупреждение и профилактику противоправного поведения, выявление и устранение обстоятельств, при которых оно возможно»3. Несмотря на очевидную связь реализации предназначения российской полиции и профилактику правонарушений, именно в этой сфере наиболее ярко проявляются присущие полицейской деятельности проблемы правового, правоприменительного и организационного характера.
Проблемами правового характера являются пробелы и противоречия в правовом регулировании деятельности по профилактике правонарушений полицией. И начинаются они уже с текста Закона о полиции, в котором формально задача или обязанность осуществлять профилактику правонарушений на полицию не возлагается. В тексте Закона о полиции термин «профилактика» встречается трижды. Так, среди обязанностей полиции есть проведение индивидуальной профилактической работы с лицами, имеющими намерение совершить преступление, и участие в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолет-них4, также одной из мер государственного принуждения, применяемых полицией, является формирование ведение банков данных о лицах, состоящих на про-
1 См.: Подпункт «в» п. 28 Концепции общественной безопасности в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 14 ноября 2013 г. № Пр-2685.
2 См.: Статья 1 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» (далее - Закон о полиции).
3 Шиенкова А. С. Проблемы взаимодействия полиции с общественными объединениями правоохранительной направленности // Административно-правовое регулирование правоохранительной деятельности: теория и практика: материалы IV Всерос. науч.-практ. конф. 29 мая 2015 г. / ред. кол.: В. В. Грицай, В. В. Денисенко, О. В. Шкеля и др. Краснодар, 2015. С. 168.
4 Пункт 4 ч. 1 ст. 12 Закона о полиции.
филактическом учете5. Конечно, одно из основных направлений деятельности полиции - это предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений6. И содержание понятия «профилактика правонарушений» в юридических словарях зачастую раскрывается через их предупреждение. Так же и в ведомственных правовых актах МВД России понятия «профилактика» и «предупреждение» зачастую понимаются как синонимы7. В то же время криминологическая наука зачастую разграничивает эти понятия и под профилактикой правонарушений подразумевает их раннее предупреждение. Безусловно, отсутствие единства терминологии в законодательстве и юридической науке применительно к рассматриваемому направлению деятельности полиции не способствует повышению уровня защищенности прав и свобод граждан. Описанная ситуация могла бы быть частично исправлена с принятием единого федерального закона о профилактике правонарушений. И такой законопроект есть. 12 марта 2014 г. Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении принят проект федерального закона № 421465-6 «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», который направлен на доработку в профильный комитет более года назад8. В настоящее время указанный законопроект остается без рассмотрения, хотя и был включен в примерную программу законопроектной работы9 на май 2015 г.
Далее, помимо отсутствия общепризнанной терминологии и единого законодательного акта в рассматриваемой сфере имеются и проблемы правоприменительного и организационного характера. Рассмотрим некоторые из них.
Так, представляется верным, что административно-правовые меры профилактики правонарушений, совершаемых в жилом секторе, следует различать на общие, специальные и индивидуальные. При этом в силу п. «к» ст. 72 Конституции РФ, устанавливающего, что административное и административно-процессуальное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, такие меры могут устанавливаться нормативными правовыми актами, действующими как на всей территории нашей страны, так и в отдельных ее субъектах. По признаку места совершения правонаруше-
5 Пункт 16 ч. 2 ст. 17 Закона о полиции.
6 Пункт 2 ч. 1 ст. 2 Закона о полиции.
7 См., например: приказы МВД России от 19 февраля 2015 г. № 269 «Об утверждении формы статистической отчетности "Профилактика"», от 17 января 2006 г. № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений».
8 См.: Постановление Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации от 12 марта 2014 г. № 3917-6 ГД «О проекте Федерального закона № 421465-6 ''Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации''».
9 См.: Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 20 января 2015 г. № 5924-6 ГД «О примерной программе законопроектной работы Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в период весенней сессии 2015 года».
ния, совершаемые в жилом секторе, следует различать на совершаемые в общественных местах и в местах, не являющихся общественными. Из последних чрезвычайно распространены правонарушения, совершаемые в жилых помещениях в сфере семейно-бытовых отношений. Министр внутренних дел генерал полиции Российской Федерации В. А. Колокольцев отмечает: «Задачи профилактики правонарушений на бытовой почве и обеспечения правопорядка в жилом секторе в прошлом году в основном традиционно ложились на плечи наиболее многочисленной и приближенной к населению службы участковых уполномоченных... должен констатировать, что нагрузка на наших участковых только повышается, но, тем не менее, и ситуация в жилом секторе далека от идеальной»1.
Вместе с тем следует учитывать, что содержание понятия «жилой сектор» в федеральном законодательстве не раскрыто. В подзаконных нормативных правовых актах МВД России такое понятие активно используется без раскрытия его содержания2.
В то же время, исходя из правовых позиций ГУОО-ОП МВД России, жилой сектор - это территория города либо иного населенного пункта, а именно:
- территория частных домовладений с постоянным и временным (сезонным) проживанием граждан (в т. ч. их земельные участки, а также территории частных домовладений, расположенных в дачных некоммерческих партнерствах (ДНП), садоводческих некоммерческих товариществах и кооперативах иной формы собственности);
- квартиры, без учета этажности дома;
- коммунальные квартиры, комнаты любого вида общежитий (малосемейные и другого типа), в т. ч. места общего пользования;
- чердаки и подвалы, оборудованные для общего пользования;
- подъезды, лестницы, лестничные площадки, лифты жилых домов, балконы, лоджии и иные места общего пользования в жилых домах (прогулочные террасы, оранжереи и пр.);
- автомобильные стоянки, расположенные на подземных этажах жилых домов;
- открытые и функционирующие места временного (сезонного) проживания граждан, работающих в определенные периоды времени - недели, месяцы и годы (общежития, гостиницы, санатории, дома отдыха, пансионаты, профилактории и др.), в т. ч. их территории и зоны общего пользования.
1 См.: Текст официального выступления В. А. Колокольцева на расширенном заседании коллегии МВД России 4 марта 2015 г. Официальный сайт МВД России [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mvd.ru/document/3172398 (дата обращения: 13 ноября 2015 г.).
2 См., например: Приложения № 6 и № 7 к Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 15 октября 2013 г. № 845; Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 17 июня 2014 г. № 489 «О государственной программе Санкт-Петербурга «Обеспечение законности, правопорядка и безопасности в Санкт-Петербурге» на 2015-2020 годы» и др.
К жилому сектору не относятся места, территории и объекты, в пределах которых расположены промышленные предприятия, объекты торговли, места массового пребывания людей (улицы, парки, скверы, площади, объекты инфраструктуры (дома быта, образовательные организации, спортивные объекты, учреждения культуры, объекты транспорта), в пределах которых сложились производственные, досугово-бы-товые и иные общественные отношения, не относящиеся к семейно-бытовым и коммунально-бытовым3.
Нетрудно заметить, что цитируемое определение не лишено недостатков. Во-первых, казуальное конструирование определения исследуемого понятия «жилой сектор» не совсем удачно с точки зрения юридической техники, поскольку не охватывает все места, относящиеся к жилому сектору, ибо составить исчерпывающий перечень таких мест весьма затруднительно, о чем свидетельствуют встречающиеся в вышеприведенном определении словесные конструкции «и пр.», «и др.». А во-вторых, некоторые из используемых в определении понятий объективно нуждаются в корректировке и пояснении, что еще более увеличит содержание понятия «жилой сектор» и затруднит его восприятие. Так, непонятно, почему к жилому сектору отнесены автомобильные стоянки, расположенные только на подземных этажах жилых домов, или относится ли сюда вся территория, занимаемая гостиницей, санаторием и пр., или только жилые корпуса указанных организаций.
С учетом изложенного, руководствуясь и вышеприведенным определением понятия «жилой сектор», и его признаками, сформулированными в решении коллегии МВД России4, представляется более удачным не казуальная, а универсальная конструкция этого понятия.
Итак, жилой сектор - это часть территории муниципального образования, включающая территории многоквартирных домов, находящихся в ведении товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных и иных специализированных потребительских кооперативов, управляющих организаций, а также территории частных домовладений, расположенных как в муниципальных образованиях, так и за их пределами.
Представляется верным, что в жилой сектор входят как общественные места, являющиеся таковыми в смысле законодательства об административных правонарушениях5, так и места и территории, не относящиеся к таковым. Однако и среди общественных мест, традиционно упоминаемых в КоАП РФ, например, таких,
3 См.: Письмо ГУОООП МВД России от 10 марта 2015 г. № 12/ 1093 «О направлении методических рекомендаций».
4 См.: Решение коллегии МВД России от 29 мая 2012 г. № 3км «Об организации и мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по предупреждению преступлений и административных правонарушений в жилом секторе»: объявлено приказом МВД России от 9 июня 2012 г. № 580 «Об объявлении решения коллегии МВД России: Приказ МВД России».
5 Открытый перечень общественных мест приведен в ч. 2 ст. 20.2 и в ст. 20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (далее - КоАП РФ).
как улица, стадион, сквер, парк, транспортное средство общего пользования, далеко не каждое располагается в жилом секторе, а только при условии нахождения данного места в пределах территории многоквартирных домов, например, лестничная клетка, лифт, подъезд, переходная лоджия многоквартирного дома, его двор, расположенная во дворе детская площадка, сквер и другие подобные сооружения и объекты.
Помимо отсутствия нормативного закрепления содержания понятия «жилой сектор» затрудняет деятельность полиции в исследуемой сфере и аналогичная неопределенность понятий «сфера семейно-бытовых отношений», «семейно-бытовые отношения», «коммунально-бытовые отношения», «бытовые отношения», «бытовая почва» и т. п. Например, в Наставлении по организации деятельности участковых уполномоченных полиции1 используются понятия и «сфера семейно-бы-товых отношений»2, и «бытовые отношения»3, очевидно, для обозначения одних и тех же правонарушений, совершаемых гражданами, с которыми ведется индивидуальная профилактическая работа и состоящими на профилактическом учете.
Таким образом, работа по обеспечению терминологического единообразия в рассматриваемой сфере профилактики правонарушений еще предстоит.
Одним из эффективных средств профилактики правонарушений в жилом секторе является привлечение виновных лиц к административной ответственности за деяния, которые без должного реагирования на них со стороны правоохранительных органов могут являться условием совершения преступлений.
Административная ответственность устанавливается КоАП РФ и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях4. Так, в Свердловской области действует закон Свердловской области от 14 июня 2005 г. № 52-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Свердловской области».
Мерой ответственности за совершение административного правонарушения является административное наказание, применяемое в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами5. То есть административные наказания формально преследуют цель предупреждения не только совершения административных правонарушений, но и других противоправных деяний, за совершение которых предусмотрена юридическая ответственность либо таковая не предусмотрена. Наличие этой цели характерно и для такого вида мер административно-правового принуждения, как меры профилактики правонарушений.
Среди проблем правоприменительного характера обращает на себя внимание тот факт, что в настоящее
1 См.: Приказ МВД России от 31 декабря 2012 г. № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции».
2 Там же. Разд. VIII. П. 63.3.
3 Там же. Разд. VIII. П. 67.3.
4 Далее - законы субъектов об административных правонарушениях.
5 Часть 1 ст. 3.1 КоАП РФ.
время практически остаются безнаказанными административные правонарушения в жилом секторе, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, предусмотренные законами субъектов об административных правонарушениях. С 22 июля 2014 г. сотрудники полиции по известным причинам утратили право составлять протоколы о данных административных правонарушениях6. До настоящего времени на территории Уральского федерального округа ни одного соглашения не заключено. И, хотя административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, совершаемые в жилом секторе, предусмотренные законами субъектов об административных правонарушениях, чрезвычайно распространены, сотрудники полиции имеют право и обязанность только пресекать такие правонарушения без составления каких-либо процессуальных документов. В связи с изложенным в законодательство большинства субъектов Российской Федерации внесены изменения, согласно которым правом составления протоколов о рассматриваемых административных правонарушениях наделены должностные лица исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления и муниципальные служащие. Учитывая, что в отличие от сотрудников полиции указанные субъекты составления протокола об административном правонарушении не наделены правом применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, составление протокола об административном правонарушении без присутствия сотрудника полиции используется мало.
Самым распространенным административным правонарушением, совершаемым в жилом секторе, из предусмотренных КоАП РФ7 является появление в общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность8. Со 2 августа 2014 г. лицо, в отношении которого ведется производство по делу о таком административном правонарушении, для установления опьянения подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения9. С ука-
6 С этой даты вступил в силу Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 247-ФЗ «О внесении изменения в статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Теперь для реализации полномочия по составлению сотрудниками полиции протоколов об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок, предусмотренных законами субъектов об административных правонарушениях, необходимо соглашение между МВД России и органом исполнительной власти субъекта федерации о передаче осуществления органам внутренних дел полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях.
7 См.: Сводные статистические сведения о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cdep.ru/index. рИр?^=79 (дата обращения: 13 ноября 2015 г.).
8 Часть 1 ст. 20.21 КоАП РФ.
9 См.: Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием законодательства об обороте оружия».
занной даты вступила в силу ст. 27.12.1 КоАП РФ, регламентирующая новую меру обеспечения производства по делу об административном правонарушении - медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Часть 6 названной статьи предписывает Министерству здравоохранения Российской Федерации своим приказом установить критерии, при наличии которых имеются достаточные основания полагать, что лицо находится в состоянии опьянения и подлежит направлению на медицинское освидетельствование, и порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Одновременно ч. 3 этой же статьи предписывает Правительству России утвердить порядок направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, совершивших административные правонарушения. И если Правительство России требование КоАП РФ пусть с опозданием, но выполнило1, т. е. порядок направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, совершивших административные правонарушения, им утвержден, то до настоящего времени Минздрав России ни требуемые критерии, ни порядок проведения такого медицинского освидетельствования не определил. Имеющееся в юридической литературе мнение2, что до издания соответствующего приказа Минздрава России следует руководствоваться актами Минздрава СССР3, нельзя признать состоятельным, ибо искомых критериев в этих актах нет и в силу прямого предписания КоАП РФ критерии и порядок должны быть определены приказом Минздрава России. Таким образом, применение меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренной ст. 27.12.1 КоАП РФ «Медицинское освидетельствование на состояние опьянения», до вступления в силу соответствующего приказа Минздрава России нельзя признать законным.
Также далеко не на последнем месте по распространенности среди административных правонарушений в жилом секторе находится мелкое хулиганство, предусмотренное ст. 20.1 КоАП РФ. Действующая редакция статьи достаточно подробно изучена в юридической литературе4 и представляет собой закрытый перечень
1 См.: Постановление Правительства РФ от 23 января 2015 г. № 37 «Об утверждении Правил направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, совершивших административные правонарушения».
2 См.: Иванова С. И., Хальметдинова Г. Ф. К вопросу о порядке освидетельствования несовершеннолетних, совершивших административное правонарушение в состоянии опьянения // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2015. № 1. С. 4.
3 См.: Временная инструкция о порядке медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения: утверждена Минздравом СССР 1 сентября 1988 г. № 06-14/33-14; Методические указания «Медицинское освидетельствование для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения»: утверждены Минздравом СССР 2 сентября 1988 г. № 06-14/33-14.
4 См., например: Каплунов А. И. О признаках мелкого хули-
ганства как административного правонарушения // Вестник Санкт-Петербургского ун-та МВД России. 2014. № 1 (61).
С. 63-68.
действий, путем которых может быть совершено данное правонарушение. В то же время на протяжении долгого периода развития административно-деликт-ного законодательства формулировка диспозиции мелкого хулиганства представляла открытый перечень способов его совершения и в последнее время существования такой конструкции состава до 11 ноября 2003 г. излагалась следующим образом: «нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам или другие действия, демонстративно нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан». Что, безусловно, доказало свою эффективность с позиций профилактики более тяжких правонарушений и преступлений.
В этой связи необходимо в контексте рассматриваемой темы завершить принятие проекта федерального закона № 545442-6 «О внесении изменения в ст. 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», внесенного в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации 11 июня 2014 г. и до настоящего времени не рассмотренного. Предметом правового регулирования указанного законопроекта является расширение признаков объективной стороны состава мелкого хулиганства. Принятие законопроекта позволит привлекать к административной ответственности за действия, нарушающие общественный порядок не только в общественных местах, как это предусмотрено ст. 20.1 КоАП РФ в настоящее время, но и совершаемые в жилом секторе, в т. ч. в жилых помещениях, как из хулиганских побуждений, так и на бытовой почве. Как обоснованно отмечается в пояснительной записке к законопроекту, «нарушения общественного порядка и спокойствия граждан, имеющие многообразные формы проявления, снижают качество жизни законопослушных граждан, отрицательно влияют на нравственные отношения, воспитание несовершеннолетних, создают нервозную обстановку в местах проживания и нахождения граждан, вызывая у них чувство незащищенности. Более того, своевременно не пресекаемые нарушения спокойствия и тишины граждан в форме громкой нецензурной брани, шумного распития спиртных напитков и т. п. зачастую являются предпосылкой к более опасным противоправным проявлениям»5.
Для преодоления существующих организационных противоречий в деятельности полиции по профилактике правонарушений в жилом секторе, помимо ранее предложенных мер6, также является необходимым:
- внести коррективы в расстановку комплексных сил полиции с целью усиленного патрулирования при-
5 См. пояснительную записку к проекту федерального закона № 545442-6 «О внесении изменения в статью 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
6 См.: Коркин А. В. Профилактика правонарушений в жилом секторе: приоритетность мер административно-правового принуждения // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: материалы ежегодной Всероссийской научно-практической конференции (Сорокинские чтения), 20 марта 2015 г.: в 3 ч. / сост. Ю. Е. Авру-тин, А. И. Каплунов. СПб., 2015. Ч. III. С. 97-102.
дворовых территорий, в т. ч. с использованием возможностей частных охранных организаций, общественных объединений правоохранительной направленности, казачества;
- увеличить плотность нарядов патрульно-постовой службы в общественных местах, профилактический эффект от присутствия которых во многом был утерян вследствие сокращения штатной численности органов внутренних дел1.
Безусловно, предлагаемый перечень мероприятий правового, правоприменительного и организационного характера по снижению уровня правонарушений, совершаемых в жилом секторе, нуждается в дальнейшем обсуждении и уточнении, но уже сейчас можно утверждать, что работа в этом направлении будет продолжена и если не все, то какие-то из предложенных мер реализованы.
Список литературы
1. Сводные статистические сведения о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей [Электронный ресурс]. - URL: http://www.cdep.ru/ index.php?id=79 (дата обращения: 13 ноября 2015 г.).
2. Состояние преступности - январь - октябрь 2015 года [Электронный ресурс]. - URL: https://mvd.ru/ folder/101762/item/6765514/ (дата обращения: 13 ноября 2015 г.).
3. Состояние преступности в России за январь - октябрь 2015 года [Электронный ресурс]. - URL: https:// mvd.ru/upload/site1/document_file/jAJBFLilHh.pdf (дата обращения: 13 ноября 2015 г.).
4. Текст официального выступления В. А. Коло-кольцева на расширенном заседании коллегии МВД России 4 марта 2015 г. Официальный сайт МВД России [Электронный ресурс]. - URL: https://mvd.ru/ document/3172398 (дата обращения: 13 ноября 2015 г.).
5. Административно-правовое регулирование правоохранительной деятельности: теория и практика: материалы IV Всерос. науч.-практ. конф. 29 мая 2015 г. / ред. кол.: В. В. Грицай, В. В. Денисенко, О. В. Шкеля, М. Е. Труфанов, А. С. Шиенкова. - Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2015. - 348 с.
6. Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: материалы ежегодной Всероссийской научно-практической конференции (Сорокинские чтения), 20 марта 2015 г.: в 3 ч. / сост. Ю. Е. Аврутин, А. И. Каплунов. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2015. - Ч. III. - 212 c.
7. Иванова С. И. К вопросу о порядке освидетельствования несовершеннолетних, совершивших административное правонарушение в состоянии опьянения / С. И. Иванова, Г. Ф. Хальметдинова // Вестник Уральского юридического института МВД России. -2015. - № 1. - С. 2-5.
8. Каплунов А. И. О признаках мелкого хулиганства как административного правонарушения / А. И. Каплунов // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2014. - № 1 (61) - С. 63-68.
1 См.: Текст официального выступления В. А. Колокольцева на расширенном заседании коллегии МВД России 4 марта 2015 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mvd.ru/ document/3172398 (дата обращения: 13 ноября 2015 г.).