Научная статья на тему 'Обеспечение и охрана здоровья граждан от воздействия табачного и не табачного дыма: общеправовой и административный аспект'

Обеспечение и охрана здоровья граждан от воздействия табачного и не табачного дыма: общеправовой и административный аспект Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
502
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН / КУРЕНИЕ / КАЛЬЯН / ЗАПРЕТ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК / ПРАВОНАРУШЕНИЕ / PROTECTION OF PUBLIC HEALTH / SMOKING / HOOKAH / BAN / PUBLIC ORDER / OFFENCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Репьев Артем Григорьевич, Полежайкина Екатерина Владимировна

В статье рассматриваются общетеоретические и административно-правовые аспекты: обеспечения права граждан на благоприятную окружающую среду, защиты здоровья от воздействия окружающего табачного и не табачного дыма. Проанализировав международный опыт, данные о работе органов внутренних дел Алтайского края, авторы приходят к выводу о необходимости дополнения законодательства, регламентирующего данную сферу, положениями, предусматривающими ответственность за курение не табачных смесей в общественных местах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Репьев Артем Григорьевич, Полежайкина Екатерина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Security and protection of public health against the influence of tobacco and tobacco free smoke: general legal and administrative aspects

Article 42 of the Constitution of the Russian Federation established the right of each person to favorable environment. The Federal law No. 15-FZ "On Health Protection from Exposure to Environmental Tobacco Smoke and the Consequences of Tobacco Consumption" contains a provision that legislation in the sphere of protection of public health from influence of surrounding tobacco smoke and consequences of tobacco consumption is based on the Constitution of the Russian Federation, federal laws and regulations of the Russian Federation. Unfortunately, smoking of tobacco free substances has not been regulated by Federal law No. 15-FZ. Though, it is neither harmless nor safe. Even inhaling a nicotine free smoke, people become passive smokers since they inhale the products of burning and decay. Besides, a consumer does not have an objective opportunity of checking the ingredients of smoking blends. It can be both tobacco and nicotine in the form of extract, and other harmful to health ingredients. The presence of even psycho-tropic substances cannot be excluded. Hookah has become one of the most widespread devices for smoking of not tobacco blends. Hookah came to Russia during the Russian-Turkish war and quickly gained popularity among the nobility. Our compatriots gave hookah parties which were followed by a complicated and magnificent ceremony. But the tradition of hookah smoking did not become popular. In the early 2000s, hookah smoking gained popularity again; "lounge cafe" with light music and hookah came around. Later, the similar form of leisure was already popular in all subjects of the Russian Federation. Nowadays practically each cafe has a hookah master, and the process of preparation of smoking blends is a kind of author's art. In order to solve the problem under consideration, we propose the introduction of relevant legislative amendments. Moreover, the problem cannot be solved by legislative measures only. We need a systematic, large-scale work of all subjects of the system of prevention in the sphere of dissemination of legal knowledge, the principles of healthy lifestyle and involvement of juveniles in positive forms of leisure. Implementation of the above measures will positively affect the protection of health of citizens against the influence of tobacco and tobacco free smoke; will promote strengthening of health of the nation and its younger generation, in particular.

Текст научной работы на тему «Обеспечение и охрана здоровья граждан от воздействия табачного и не табачного дыма: общеправовой и административный аспект»

УДК 342.9

Б01: 10.17223/22253513/23/7

А.Г. Репьев, Е.В. Полежайкина

ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ ТАБАЧНОГО И НЕ ТАБАЧНОГО ДЫМА: ОБЩЕПРАВОВОЙ И АДМИНИСТРАТИВНЫЙ АСПЕКТ

В статье рассматриваются общетеоретические и административно-правовые аспекты: обеспечения права граждан на благоприятную окружающую среду, защиты здоровья от воздействия окружающего табачного и не табачного дыма. Проанализировав международный опыт, данные о работе органов внутренних дел Алтайского края, авторы приходят к выводу о необходимости дополнения законодательства, регламентирующего данную сферу, положениями, предусматривающими ответственность за курение не табачных смесей в общественных местах.

Ключевые слова: охрана здоровья граждан, курение, кальян, запрет, общественный порядок, правонарушение.

Более 3 лет на территории Российской Федерации действует Федеральный закон № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» [1] (далее - Закон № 15-ФЗ). Нормативный акт в совокупности с Рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака [2] регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма. Столь обсуждаемый, до его принятия, «антитабачный закон», казалось бы, охватывает все сферы, связанные с курением в общественных местах. Сегодня мы все реже видим «курильщиков» сигарет в кафе, барах, поездах дальнего следования. Вместе с тем изменяются способы курения. К примеру, все большую популярность среди молодежи приобретает кальян.

Под кальяном понимается устройство для курения, состоящее из соединенных между собой емкости для табака, сосуда с жидкостью для фильтрации дыма и одного или нескольких мундштуков [3].

Особое беспокойство правоохранительных органов вызывает проведение досуга групп граждан за курением кальяна в общественных местах. Присуще это, как правило, теплому времени года. В последнее время к пагубной привычке пристрастились и несовершеннолетние. Причем данные деяния носят не только административно-правовой, но зачастую и латентный уголовно-правовой характер. Так, по итогам 8 месяцев 2016 г. органами внутренних дел Алтайского края задокументировано 13 фактов вовлечения несовершеннолетних в процесс потребления табака (ч. 1 ст. 6.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) [4] (далее - КоАП РФ), при этом дважды эти деяния были совершены родителями (ч. 2 ст. 6.23 КоАП РФ), 186 деликтов по вовлечению несовершеннолетних в употребление алко-

гольной и спиртосодержащей продукции, новых потенциально опасных психоактивных веществ, одурманивающих веществ (ст. 6.10 КоАП РФ). Увеличилось количество подростков, поставленных на учет в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, за употребление одурманивающих веществ. По состоянию на 1 октября 2016 г. органы внутренних дел осуществляют индивидуально-профилактическую работу с 24 такими несовершеннолетними. Взрослыми лицами за истекший период совершено 10 общественно опасных деяний по вовлечению несовершеннолетних в систематическое употребление (распитие) алкогольной и спиртосодержащей продукции, одурманивающих веществ, в занятие бродяжничеством или попрошайничеством (ст. 151 Уголовного кодекса Российской Федерации) [5], что на 25% выше показателя за аналогичный период предыдущего года.

Как правило, потребление кальяна подпадает под запрет курения табачных изделий, установленный законом № 15-ФЗ, и органы полиции активно применяют меры профилактического характера по предупреждению этого общественно вредного деяния. За 8 месяцев 2016 г. сотрудниками органов внутренних дел Алтайского края составлено 5 343 протокола за нарушение установленного запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах (ст. 6.24 КоАП РФ), из них 8 - за те же деяния, совершенные на детских площадках. Однако курение не табачных смесей данным нормативным правовым актом не охватывается.

Следует заметить, что кальян появился для применения в несколько иных целях. Точных сведений о том, где и кем он был изобретен, нет. Подобные устройства для курения делали из камня, дерева, глины. Отличие кальяна от прочих аналогов - в фильтрации через жидкость. Принято считать, что исторически развитие кальяна началось с процесса колонизации англичанами Америки, после чего он был завезен в Индию. Изначально индийские лекари использовали кальян как обезболивающее. Затем кальян начали курить не во время болезней и операций, а в повседневной жизни для получения удовольствия. Он стал главным атрибутом переговоров в странах Востока, так как расслаблял тело и разум. В арабских странах сегодня его называют шиша, в Румынии - лула, в Узбекистане - чиллим.

Сегодня в кафе, барах, ночных клубах помимо потребления сигарет запрещено курение кальяна. Но и здесь владельцы развлекательных заведений нашли выход из ситуации. Под запрет, установленный Законом № 15-ФЗ, подпадает только использование табачных смесей с никотином. Специально для кальяна стали использовать табак, который не содержит никотина. Однако медицинские справочники уверяют, что табака без никотина не существует. От сгорания фруктовых добавок в таких не табачных смесях образуется большее количество смол и ароматических углеводородов, ацетальдегида, чем в дыме от табака. Увлажненный дым с токсинами глубже попадает в лёгкие, провоцирует онкологические, сердечно-сосудистые и легочные заболевания. Следовательно, негативное воздействие дыма нисколько не меньше, а значит, абсолютно безопасным с медицинской точки зрения курение безникотинового кальяна признать нельзя.

Министерство здравоохранения Российской Федерации последовательно придерживается позиции, что в общественных местах необходимо запретить курение всех видов кальяна, в том числе и на основе безникотиновых смесей.

Курение не табачных и фруктовых смесей, которые при доскональном лабораторном экспертном исследовании нередко оказываются наркотическими средствами, в увеселительных заведениях сегодня распространилось повсеместно. Статистические данные показывают, что за 9 месяцев 2016 г. на территории Алтайского края 151 лицо совершило преступление, находясь при этом в состоянии наркотического возбуждения или под действием психотропных веществ, 6 из них - несовершеннолетние. Подобные цифры не только шокируют, но и позволяют достаточно аргументированно предположить, что потребление различного рода новых одурманивающих безникотиновых веществ - потенциально опасно, осложняет криминогенную обстановку в регионе, детерминирует совершение преступлений и, безусловно, подрывает здоровье населения.

Вернувшись к проблеме, можно заметить, что молодые люди, использующие кальян на улице, вряд ли курят безопасный табак без никотина. Даже без учета вредного воздействия табака курение кальяна имеет ярко выраженную антиобщественную направленность, поскольку:

во-первых, данное деяние совершается городской молодежью в общественных местах в вечернее и ночное время, сопровождается нарушением общественного порядка, тишины и покоя граждан [6];

во-вторых, зачастую ему сопутствует ряд иных правонарушений, таких как мелкое хулиганство, потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах либо потребление наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных или одурманивающих веществ. По данным органов внутренних дел Алтайского края, в ходе рейдовых и профилактических мероприятий в жилом секторе в течение 8 месяцев 2016 г. сотрудниками полиции у граждан изъято свыше 554 кг наркотических средств;

в-третьих, вызывает беспокойство граждан и способствует возрастанию межэтнической напряженности населения ввиду несоответствия подобных элементов восточной культуры общепринятой национальной культуре проведения досуга.

Исходя из вышесказанного, необходимо обратить на данную проблему особое внимание и предпринять соответствующие профилактические меры на федеральном уровне.

В подобной ситуации законотворческим органам Российской Федерации мог бы быть полезен опыт решения аналогичных проблем другими государствами. К примеру, в Республике Казахстан действует постановление Главного государственного санитарного врача Министерства здравоохранения Республики Казахстан от 14 марта 2013 г. № 6 «О введении запрета на курение кальяна в общественных местах» [7] (далее - постановление). Оно было инициировано по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы курительных трубок, кальянных жидкостей и их емкостей, исходной курительной смеси, исследованных на объектах общественного питания и других мест курения кальяна на территории республики. В курительных смесях ус-

тановлено наличие кишечной и синегнойной палочек, золотистого стафилококка, дрожжей, грибков в смывах, высокое содержание токсических элементов, что подтверждает их потенциальную опасность для здоровья человека.

Как видим, в отдельно взятом вопросе качество, оперативность принятия нормативных правовых актов в некоторых странах Содружества Независимых Государств - не в пример выше отечественного. Законодательство Республики Казахстан оказалось более гибким к проблемам социума. Объясняется выдвинутый тезис тем, что если какая-либо сфера общественных отношений не урегулирована законом Республики Казахстан, органы государственной власти успешно используют такие формы права, как подзаконные акты. В данном случае установление запретов на курение кальяна в общественных местах путем утверждения постановления Главного государственного санитарного врача позволило своевременно отреагировать на новый вызов здоровью и нравственности республики.

Положительным в рассматриваемом постановлении будет и то, что перечень объектов, на которые распространяется запрет потребления кальяна, строго очерчен. К сожалению, в российских источниках права подобный подход не всегда прослеживается. Речь в данном случае идет об общественных местах, где запрещено появление в состоянии алкогольного опьянения. В частности, постановление содержит запрет на курение кальяна:

1) в пунктах общественного питания;

2) кинотеатрах, театрах, цирках, концертных, смотровых и выставочных залах, на спортивных аренах и в других крытых сооружениях, предназначенных для массового отдыха, в том числе в ночных клубах, на дискотеках;

3) музеях, библиотеках и лекториях;

4) неустановленных местах в поездах местного и дальнего сообщения, на судах воздушного, морского и речного транспорта, а также в салонах городских, междугородних автобусов, маршрутных такси и городского электротранспорта;

5) зданиях аэропортов, железнодорожных, автомобильных и водных вокзалов;

6) государственных органах и организациях;

7) помещениях, являющихся рабочими местами;

8) подъездах домов.

Говоря о положительных примерах урегулирования данных отношений, можно привести в пример Объединенные Арабские Эмираты. Кальян в этом государстве можно курить лишь в заведениях, имеющих на эту деятельность лицензию, и в специально оборудованных для этого местах. Курить его категорически запрещено в образовательных учреждениях, интернет-кафе, салонах парикмахерских, торгово-развлекательных центрах. Законодатель за нарушение данного положения предусмотрел не только штраф, но и тюремное заключение.

Страны Европы также активно применяют меры, направленные на ограничение публичного курения кальяна. В частности, не так давно Турция пополнила список стран, где в общественных местах курение кальяна запрещено. Местные жители не имеют права курить кальян в ресторанах, клубах, ба-

рах, однако если вблизи заведения есть столики на открытой местности, то на колбе самого кальяна должна быть размещена наклейка, сообщающая о вреде курения, как на пачках сигарет. В Германии в 2008 г. был принят закон, который запрещает табакокурение и курение кальяна в общественных местах. Нарушение этого нормативного правового акта наказывается штрафом в размере до тысячи долларов. Курить разрешается лишь в специально оборудованных кабинках, которые оснащены системой очистки воздуха. Во Франции разрешается курение лишь в кальянных, имеющих для этого специальную зону. Ее площадь должна составлять не менее 1/5 от общей.

Учитывая международный опыт, полагаем, что изменения должны коснуться Закона № 15-ФЗ. Само название федерального закона следует изменить и интерпретировать как «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного и не табачного дыма и последствий потребления табака и не табачной смеси». В ч. 1 ст. 2 наряду с понятием «курение табака» необходимо внести определение «курение кальяна». К примеру, вдыхание дыма любой смеси, табачной и не табачной, а также закрепить понятие «не табачная смесь», т.е. вид курительного изделия, предназначенного для курения с использованием кальяна или иного устройства и состоящего из таких элементов, как сахарный или кукурузный сироп, мед, свекольная мякоть, кукурузные волокна, ароматизаторы, вкусовые добавки или иное. Изменения должны коснуться и ст. 23 «Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона», которая устанавливала бы дисциплинарную, гражданско-правовую, административную ответственность за нарушение законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего не табачного дыма и последствий потребления не табачной смеси.

После обновления федерального закона следует изменить ст. 6.24 и 6.25 КоАП РФ. В частности, в ст. 6.24 КоАП РФ необходимо включить запрет на курение не табачной смеси на отдельных территориях, установленных федеральным законом № 15-ФЗ. В ч. 2 ст. 6.25 КоАП РФ внести следующее изменение: «Несоблюдение требований к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака и не табачных смесей либо выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака и не табачных смесей». Благодаря этому нововведению владельцам кафе, ресторанов, в которых предоставляются услуги курения кальяна с использованием табачной и не табачной смеси, необходимо будет, например, соблюдать требования по выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе или оборудованию изолированных помещений для такого курения.

Безусловно, одними мерами законодательного характера данную проблему не решить. Необходима планомерная, широкомасштабная работа всех субъектов системы профилактики [8]. В этих целях органам и учреждениям здравоохранения, образования, педагогическому составу учебных заведений, участковым уполномоченным полиции, инспекторам по делам несовершеннолетних необходимо совместно:

- активизировать пропаганду правовых и иных знаний среди обучающихся, педагогического и профессорско-преподавательского состава по формированию законопослушного и нравственного поведения, культуры в общественных местах;

- оказывать организационно-методическую и практическую помощь членам молодежных общественных организаций правоохранительной направленности, волонтерским движениям, ведущим работу по привитию населению здорового образа жизни;

- проводить работу по выявлению лиц, распространяющих среди молодежи новые, потенциально опасные курительные смеси, установлению их связей, мест сбора;

- выявлять места возможного сбыта, приобретения и потребления наркотических средств, психотропных и потенциально опасных психоактивных веществ в учебном заведении и на прилегающей территории;

- организовывать и проводить профилактические рейды, операции и другие профилактические мероприятия, направленные на выявление вышеуказанных лиц, а также тех несовершеннолетних, которые находятся в социально опасном положении для оказания им помощи.

Для успешной реализации всего вышеобозначенного субъекты профилактики могут использовать следующие формы деятельности:

а) организация, проведение и непосредственное участие в заседаниях совета профилактики, попечительского, студенческого совета и (или) иных органов самоуправления учебного заведения по вопросам, отнесенным к их компетенции;

б) инициирование и реализация совместно с администрацией и педагогическим составом учебного заведения мероприятий (круглых столов, дискуссий, конкурсов, сюжетно-ролевых игр), направленных на формирование у обучающихся высоких морально-нравственных качеств и стремления к здоровому образу жизни;

в) оказание руководящему и преподавательскому составу учебного заведения организационно-методической, в том числе правовой, помощи в вопросах раннего выявления детской и молодежной деликтологии, предупреждения потребления алкоголя, курения табака и кальяна в семьях обучающихся;

г) получение необходимой информации, способствующей профилактической деятельности, и взаимный обмен ею с администрацией учебного заведения;

д) участие в разработке и внедрении в практику работы учебной организации программ и методик, направленных на формирование здорового образа жизни, законопослушного и высококультурного поведения школьников и студентов.

Сотрудникам полиции, в первую очередь участковому уполномоченному, в своей работе следует сосредоточить внимание на установлении тесных рабочих контактов с должностными лицами, курирующими на его территории обслуживания вопросы здравоохранения, воспитательную работу, внеучеб-ную деятельность школьников и студентов, обеспечение безопасности объекта образования. Реализация этой задачи позволит ему располагать сведениями о проблемных школьниках, студентах, а также учащихся «группы риска»

[9].

Изложенные в работе предложения, даже при условии их скорой реализации, безусловно, не способны в полной мере гарантировать исключение нега-

тивного влияния курения кальяна на подростковую среду, здоровье всего населения. Курение - это в первую очередь социальное явление, и искоренить его только юридическими средствами вряд ли удастся. В профилактической деятельности сотрудников полиции в данном направлении, к сожалению, преобладают меры воспитательного воздействия в виде убеждения, которые не всегда оказывают положительное влияние. Однако планомерная и последовательная деятельность по воплощению высказанных рекомендаций способна не только повысить эффективность профилактической работы органов правопорядка, но и усилить социальную защиту всех граждан. Напомним, что в ст. 9 Закона № 15-ФЗ установлено, что граждане имеют право на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего дыма и охрану здоровья от воздействия окружающего дыма и последствий потребления табака. Ключевой задачей как государства в целом, так и органов правопорядка в частности является гарантировать гражданам данное право, уберечь подрастающее поколение от пагубных последствий курения как табачных, так и не табачных изделий.

Литература

1. Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака: федеральный закон от 23.02.2013 № 15-ФЗ (в ред. от 26.04.2016) // Собрание законодательства РФ. 2013. № 8. Ст. 721.

2. Рамочная конвенция Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака (Женева, 21.05.2003) (вступила в силу 27.02.2005) // Собрание законодательства РФ. 2008. № 46. Ст. 5249.

3. ГОСТ Р 52463-2005. Национальный стандарт Российской Федерации. Табак и табачные изделия. Термины и определения: приказ Ростехрегулирования // Стандартизация в РФ. Основные положения. 2005. Ст. 481.

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (в ред. от 06.07.2016) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1; 2016. № 27 (ч. 1). Ст. 4205.

5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (в ред. от 06.07.2016) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954; 2016. № 28. Ст. 4559.

6. Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края: закон Алтайского края от 10.07.2002 № 46-ЗС // Алтайская правда. 2002. 26 июля.

7. О введении запрета на курение кальяна в общественных местах: постановление Главного государственного санитарного врача Министерства здравоохранения Республики Казахстан от 14.03.2013 № 6 // Акмолинская правда. 2013. 8 мая.

8. Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации: федеральный закон от 23.06.2016 № 182-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2016. № 26 (ч. 1). Ст. 3851.

9. Репьев А.Г. Правовые запреты и ограничения в отношении несовершеннолетних, помещаемых в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа: от теории к практике // Алтайский юрид. вестник. 2016. № 14. С. 67-71.

Repiev Artem G., Polezhaikina Ekaterina V. Barnaul law Institute of MIA of Russia (Barnaul, Russian Federation)

SECURITY AND PROTECTION OF PUBLIC HEALTH AGAINST THE INFLUENCE OF TOBACCO AND TOBACCO FREE SMOKE: GENERAL LEGAL AND ADMINISTRATIVE ASPECTS

Key words: protection of public health, smoking, hookah, ban, public order, offence.

Article 42 of the Constitution of the Russian Federation established the right of each person to favorable environment. The Federal law No. 15-FZ "On Health Protection from Exposure to Environmental Tobacco Smoke and the Consequences of Tobacco Consumption" contains a provision that legislation in the sphere of protection of public health from influence of surrounding tobacco smoke and consequences of tobacco consumption is based on the Constitution of the Russian Federation, federal laws and regulations of the Russian Federation.

Unfortunately, smoking of tobacco free substances has not been regulated by Federal law No. 15-FZ. Though, it is neither harmless nor safe. Even inhaling a nicotine free smoke, people become passive smokers since they inhale the products of burning and decay. Besides, a consumer does not have an objective opportunity of checking the ingredients of smoking blends. It can be both tobacco and nicotine in the form of extract, and other harmful to health ingredients. The presence of even psycho-tropic substances cannot be excluded. Hookah has become one of the most widespread devices for smoking of not tobacco blends.

Hookah came to Russia during the Russian-Turkish war and quickly gained popularity among the nobility. Our compatriots gave hookah parties which were followed by a complicated and magnificent ceremony. But the tradition of hookah smoking did not become popular. In the early 2000s, hookah smoking gained popularity again; "lounge cafe" with light music and hookah came around. Later, the similar form of leisure was already popular in all subjects of the Russian Federation. Nowadays practically each cafe has a hookah master, and the process of preparation of smoking blends is a kind of author's art.

In order to solve the problem under consideration, we propose the introduction of relevant legislative amendments. Moreover, the problem cannot be solved by legislative measures only. We need a systematic, large-scale work of all subjects of the system of prevention in the sphere of dissemination of legal knowledge, the principles of healthy lifestyle and involvement of juveniles in positive forms of leisure.

Implementation of the above measures will positively affect the protection of health of citizens against the influence of tobacco and tobacco free smoke; will promote strengthening of health of the nation and its younger generation, in particular.

References

1. Russian Federation. (2013) Ob okhrane zdorov'ya grazhdan ot vozdeystviya okruzhayushchego tabachnogo dyma i posledstviy potrebleniya tabaka: federal'nyy zakon ot 23.02.2013 № 15-FZ (v red. ot 26.04.2016) [On protecting the health of citizens from exposure to ambient tobacco smoke and the effects of tobacco consumption: Federal Law No. 15-FZ of February 23, 2013, (as amended on April 26, 2013)]. Sobranie zakonodatel'stva RF - Legislation Bulletin of the Russian Federation. 8. Art. 721.

2. Russian Federation. (2008) Ramochnaya konventsiya Vsemirnoy organizatsii zdravookhra-neniya po bor'be protiv tabaka (Zheneva, 21.05.2003) (vstupila v silu 27.02.2005) [Framework Convention of the World Health Organization on Tobacco Control (Geneva, 21.05.2003) (entered into force on 27.02.2005)]. Sobranie zakonodatel'stva RF - Legislation Bulletin of the Russian Federation. 46. Art. 5249.

3. Russian Federation. (2005) GOST R 52463-2005. Natsional'nyy standart Rossiyskoy Federat-sii. Tabak i tabachnye izdeliya. Terminy i opredeleniya: prikaz Rostekhregulirovaniya [GOST R 52463-2005. The national standard of the Russian Federation. Tobacco and tobacco products. Terms and definitions: The order of the Rostekhregulirovaniye]. In: Standartizatsiya v RF. Osnovnye poloz-heniya [Standardization in the Russian Federation. Basic provisions]. Art. 481.

4. Russian Federation. (2002) Kodeks Rossiyskoy Federatsii ob administrativnykh pravonarush-eniyakh ot 30.12.2001 № 195-FZ (v red. ot 06.07.2016) [The Code of the Russian Federation on Administrative Offenses of December 30, 2001, No. 195-FZ (as amended on July 6, 2016)]. Sobranie zakonodatel'stva RF - Legislation Bulletin of the Russian Federation. 1(1). Art. 1.

5. Russian Federation. (1996) Ugolovnyy kodeks Rossiyskoy Federatsii ot 13.06.1996 № 63-FZ (v red. ot 06.07.2016) [The Criminal Code of the Russian Federation of June 13, 1996, No. 63-FZ (as amended on July 6, 2016)]. Sobranie zakonodatel'stva RF - Legislation Bulletin of the Russian Federation. 25. Art. 2954.

6. Altayskaya Pravda. (2002) Ob administrativnoy otvetstvennosti za sovershenie pravonarush-eniy na territorii Altayskogo kraya: zakon Altayskogo kraya ot 10.07.2002 № 46-ZS [On administra-

А.Г. Penbee, E.B. nonewawma

tive liability for committing offenses in the Altai Territory: The Altai Territory Law № 46-ЗС of July 10, 2002]. 26th July.

7. AkmolinskayaPravda. (2013) O vvedenii zapreta na kurenie kal'yana v obshchestvennykh me-stakh: postanovlenie Glavnogo gosudarstvennogo sanitarnogo vracha Ministerstva zdravookhraneniya Respubliki Kazakhstan ot 14.03.2013 № 6 [On the introduction of a ban on smoking hookah in public places: Decree № 6 of the Chief State Sanitary Doctor of the Ministry of Health of the Republic of Kazakhstan of March 14, 2013]. 8th May.

8. Russian Federation. (2016) Ob osnovakh sistemy profilaktiki pravonarusheniy v Rossiyskoy Federatsii: federal'nyy zakon ot 23.06.2016 № 182-FZ [On the basis of the system for the prevention of violations in the Russian Federation: Federal Law No. 182-FZ of June 23, 2016]. Sobranie zakono-datel'stva RF - Legislation Bulletin of the Russian Federation. 26(1). Art. 3851.

9. Repiev, A.G. (2016) Legal prohibitions and restrictions towards the minors placed in special teaching and educational custodial institution: from theory to practice. Altayskiy yuridicheskiy vestnik -Altai Law Journal. 2(14). pp. 67-71. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.