Научная статья на тему 'О ПРОБЛЕМАХ И ПЕРСПЕКТИВАХ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНОЙ СФЕРЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН'

О ПРОБЛЕМАХ И ПЕРСПЕКТИВАХ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНОЙ СФЕРЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О ПРОБЛЕМАХ И ПЕРСПЕКТИВАХ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНОЙ СФЕРЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН»

Таким образом при эффективном управлении финансовым состоянием организация может нормально функционировать, своевременно и полностью выполнять свои обязательства по расчетам с персоналом, поставщиками, банками, по платежам в бюджет и внебюджетные фонды и при этом выполнять свои текущие планы и стратегические программы.

Использованные источники:

1) Бочаров, В.В Комплексный финансовый анализ [Текст] : учебник / В.В. Бочаров - СПб.: Питер, 2005. — 432 с.

2) Лапуста, М.Г., Мазурина Т.Ю., Скамай Л.Г. Финансы организации [Текст] : учебник / М.Г. Лапуста, Т.Ю. Мазурина, Л.Г. Скамай. - М.: Инфра-М, 2008. - 575с.

3) Советы по улучшению финансового состояния [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://www.audit-it.ru. - 18.11.2012.

3) Годовая бухгалтерская отчетность ОАО «Молочный комбинат» за 2009-2011года.

Гавриленко И. Г.

ст. преподаватель кафедры «Региональная экономика и управление» Уфимская государственная академия экономики и сервиса

Россия, г. Уфа

О ПРОБЛЕМАХ И ПЕРСПЕКТИВАХ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНОЙ СФЕРЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Статья выполнена в рамках исследования при финансовой поддержке РГНФ, научно-исследовательского проекта РГНФ «Управление развитием деловой активности населения в муниципальных образованиях Республики Башкортостан, проект № 12-1202016.»

Жилищное хозяйство является одной из наиболее значимых сфер национальной экономики, так как доступность и качество услуг жилищного хозяйства являются определяющими факторами уровня жизни населения.

Главная цель преобразований жилищно-коммунального сектора российской экономики - создание условий для приведения жилищного фонда в состояние, обеспечивающее комфортные условия проживания граждан и обеспечение качественного, надежного и доступного предоставления им жилищно-коммунальных услуг.

Для реализации данной цели необходимы - развитие рыночных механизмов в жилищной сфере путем создания и функционирования жилищных объединений различных организационно-правовых форм; согласованная и совместная работа в данном направлении федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Российской

Федерации и органов местного самоуправления; формирование эффективного собственника жилья.

Реформирование жилищной сферы, началось с массовой приватизации жилого фонда, что привело к изменению отношений собственности в пределах каждого дома. Появился отсутствующий ранее класс собственников жилья. В Республике Башкортостан, за период с 1990-2011 гг. частный жилищный фонд вырос более чем в 3 раза. Если в 1990 г. в собственности граждан находилось 35% жилищного фонда, то в настоящее время - более 83%.

Действующим жилищным законодательством на собственников помещений возложена обязанность управления многоквартирными домами (МКД), что означает - содержание и ремонт не только своих квартир, но и общего имущества в доме.

Рассматривая механизмы реформирования системы управления ЖКХ, следует обратить внимание на целевые программы развития отрасли. На федеральном уровне это прежде всего, Жилищный кодекс РФ, Федеральный закон № 185 - ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» [1,2,5]. В Республике Башкортостан, в целях реализации ФЗ № 185, постановлением Правительства РБ утвержден План мероприятий по реформированию жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан до 2011 года, от 11 апреля 2008 года № 117, адресная программа Республики Башкортостан по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2011 год, другие правовые акты [6,7].

Башкортостан стал одним из четырех субъектов страны, где будет создана региональная система капитального ремонта многоквартирных домов. Соглашение об этом было подписано Президентом республики РБ, главой ОАО «Сбербанк» и генеральным директором государственной корпорации - Фонд содействия реформированию ЖКХ 16 сентября 2011 года на X Международном инвестиционном форуме в г. Сочи. По итогам указанного Соглашения, был Принят Указ Президента Республики Башкортостан от 26 января 2012 года № УП-12 «О Фонде капитального ремонта многоквартирных домов Республики Башкортостан» [8].

План мероприятий предусматривает развитие следующих инновационных направлений в жилищной сфере республики: создание условий для развития конкурентного рынка в сфере управления жилищным фондом; разработку механизма взаимодействия собственников жилья и их объединений, органов местного самоуправления, государства по вопросам управления многоквартирными домами; развитие финансовых инструментов и институтов в целях привлечения инвестиций

для модернизации жилищно-коммунального комплекса;

совершенствование процедур тарифного регулирования в жилищно-коммунальном комплексе.

О рыночных преобразованиях в жилищной сфере республики за последние годы свидетельствуют следующие показатели:

- общее число товариществ собственников жилья с 2008 по 2012 годы, выросло в 3,9 раза и составило 1 766 единиц;

- доля частных организаций, занимающихся управлением многоквартирных домов и содержанием общего имущества в многоквартирных домах увеличилась в 1,4 раза, и составляет 96,6% [11].

Динамика создания товариществ собственников жилья в РБ и РФ, по данным Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, показана на рисунке 1.

За период 2008-2011 годы Республика Башкортостан получила финансовую поддержку в сумме более 5 834,9 млн. рублей за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на проведение капитального ремонта многоквартирных домов. В соответствии с программами капитального ремонта МКД в 2008-2011 годах в пятнадцати городах и одиннадцати сельских поселениях республики отремонтировано 1056 домов общей площадью 4,1 млн. кв. м, при этом жилищные условия улучшили 225,4 тыс. граждан [11].

Рисунок 1. Динамика создания ТСЖ в РФ и РБ (% от общего числа МКД) [9]

Наблюдается консолидация движения ТСЖ в союзы и объединения, сегодня в Башкортостане созданы и действуют 3 подобные ассоциации:

- Ассоциации НП «Содружество ТСЖ и управляющих организаций (г. Уфа);

- Ассоциации жилищного самоуправления по Республике Башкортостан (г. Нефтекамск);

- Ассоциации управляющих организаций жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан.

В 2010 году было создано некоммерческое партнерство «Гарант», которое позднее приобрело статус саморегулируемой организации управляющих компаний.

Для помощи товариществам собственников жилья, советам многоквартирных домов, инициативным группам, создана система оценки эффективности деятельности организаций управляющих жилищным фондом, разработана памятка собственникам помещений в многоквартирном доме о порядке создания и деятельности Совета многоквартирного дома. Все эти материалы размещены на сайте Государственной жилищной инспекции РБ [10].

Однако, несмотря на положительные результаты в области развития рыночных механизмов в жилищной сфере муниципальных образований республики, достигнутые региональными и местными властями, необходимо отметить, что в большинстве случаев практика реформирования ЖКХ не приносит желаемого результата и не способствует развитию эффективной системы управления жилищным фондом. Так, за 2011 год, в Госжилинспекцию РБ поступило 6315 обращений от физических, юридических лиц, органов исполнительной власти, средств массовой информации, что на 47% больше, чем за аналогичный период 2010 года.

Нарушение прав потребителей в ЖКХ РБ

другие вопросы 20%

нарушение при предоставлении коммунальных услуг 23%

неудовлетворительная работа УК 57%

Рисунок 2. Структура поступивших Госжилинспекцию РБ обращений о нарушениях прав потребителей в ЖКХ за 2011 г. [10]

Статистические данные по республике свидетельствуют о том, что на одно проверенное жилое здание в среднем приходится 5,2 фактов нарушений.

По прежнему, одной из основных проблем в области жилищного хозяйства является значительный объем недоремонта жилищного фонда. Более 42,0% многоквартирных домов имеют износ свыше 30,0% и нуждаются в капитальном ремонте. На эти цели, по оценке специалистов, требуется около 30 миллиардов рублей.

Среди проблем, препятствующих эффективному управлению многоквартирными домами (МКД) и развитию конкуренции можно выделить следующие:

1. Пассивность собственников жилья, явно выраженная ориентация на перекладывание ответственности за состояние жилищной сферы на органы власти. Отсутствие энтузиазма населения к самоорганизации объясняется рядом причин объективного и субъективного характера: недостаточное знание современного жилищного законодательства; высокий уровень износа жилищного фонда и коммуникаций; неразвитость инфраструктуры жилищных услуг; чрезмерная «забюрократизированность» сферы управления жилищным фондом; социально-имущественное неравенство жителей многоквартирных домов, которое негативно сказывается на процессе выработки согласованных решений собственниками помещений в одном доме, зачастую приводит к конфликтам; отсутствие подготовленных специалистов; большое количество случаев мошенничества с финансовыми средствами граждан и ряд других.

В 2011 гг. были внесены изменения в действующее жилищное законодательство (Федеральный закон № 123 от 4 июня 2011) расширяющие полномочия государственных органов в части контроля за правомерностью создания, деятельности, соблюдением стандарта раскрытия информации ТСЖ и управляющих компаний [4]. Сегодня немало случаев, когда ТСЖ создается, нанимает управляющую компанию и функционирует без всякого участия граждан. Граждане о том, что у них в доме образовалось ТСЖ, которое действует от их имени, зачастую просто не знают.

За 2011 год, Госжилинспекцией РБ рассмотрены уставы, протоколы общих собраний собственников помещений по выбору 324 ТСЖ. В ходе проверок, было опрошено более двух тысяч собственников помещений 318 многоквартирных домов. По результатам проверок, судами принято решение о ликвидации 63 ТСЖ, подготовлены иски в суд о ликвидации еще 87 ТСЖ [10].

2. Неразвитость конкуренции, наличие административных барьеров. Проведенный анализ показывает, что на рынке жилищных услуг республики, по прежнему доминируют муниципальные управляющие организации (ЖЭКи, ДЕЗы), преобразованные в коммерческие компании (как правило, в ООО и ОАО) со 100-процентной долей участия города или

района. Это приводит к преобладанию административных методов управления многоквартирными домами.

3. Неэффективность расходования финансовых средств. Согласно утвержденному стандарту раскрытия информации, управляющая компания обязана разместить на сайте (своем или муниципалитета) полную информацию о предоставляемых услугах, а также отчете о проделанной работе с указанием, на что потрачена каждая копейка, собранная с жильцов за оказание жилищно-коммунальных услуг. По данным Госжилинспекцией РБ на 01.01.2012 г., из 194 управляющих организаций осуществляющих деятельность в Республике Башкортостан только 162 организации разместили на сайтах список жилых домов находящихся в их управлении и только 64 организации раскрыли информацию по сбору и освоению средств по статье «содержание и ремонт» в разрезе каждого жилого дома [10].

4. Несовершенство тарифной политики. В общественном сознании жилищно-коммунальная реформа в настоящее время ассоциируется в первую очередь с ростом стоимости жилищно-коммунальных услуг без сколько-нибудь существенного улучшения их качества.

В нарушение Жилищного кодекса Российской Федерации, продолжается практика применения управляющими организациями тарифа на содержание и ремонт общего имущества многоквартирных домов, установленных для муниципального жилья органами местного самоуправления, без учета реального объема выполняемых в каждом доме работ и предоставляемых услуг. В то время как, размер платы за жилищные услуги должен устанавливаться исключительно на общем собрании собственников помещений по предложенному управляющей организацией перечню работ и услуг. По вопросу правильности применения тарифов на оказание жилищных услуг за 2011 год в Госжилинспекцию РБ поступило 1207 обращений. По сравнению с аналогичным периодом 2010 года рост обращений по вопросу правильности применения тарифов за жилое помещение и коммунальные услуги составляет 266%. По результатам выявленных нарушений при начислении платежей за ремонт и содержание жилья произведен перерасчет гражданам платы за жилищные услуги на общую сумму 1,89 млн. руб. [10].

5. Низкая энергоэффективность жилищного фонда. Специалисты считают, что жилом фонде имеется значительный потенциал экономии практически всех видов энергоресурсов. Резервы в конечном потреблении по тепловой энергии составляют 20-25%, по электроэнергии 15-20%, по воде 17-22%. Одним из основных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в жилищно-коммунальном хозяйстве является установка приборов учета энергетических ресурсов. Доля многоквартирных домов РБ, переведенных на расчеты за поставку

коммунальных ресурсов по показаниям общедомовых приборов учета показана на рисунке 3 [11].

Общедомовые приборы учета в жилом фонде РБ электроснабжение

73%

85%

горячее вод-е 87%

теплоснабжение

74%

86%

холодное вод-е

Рисунок 3. Обеспеченность многоквартирных домов РБ общедомовыми приборами учета (по состоянию на 1 января 2012 года)

Установка приборов учета позволит контролировать объем потребления ресурсов, даст возможность регулировать их использование.

6. Неразвитость рынка профессиональных услуг в жилищной сфере. Одной из основных проблем, препятствующих внедрению и эффективному функционированию рыночных механизмов в жилищной сфере, является недостаток квалифицированных управленческих кадров. Между спросом и предложением на рынке профессиональных менеджеров в ЖКХ -огромный разрыв. Низкая заработная плата в отрасли — в среднем 13,5 тысяч рублей в месяц и отсутствие профильных специальностей в учебных заведениях республики, негативно отражаются на эффективности работы отрасли.

Результаты проведенного анализа по реформированию жилищной сферы муниципальных образований Республики Башкортостан, позволили выявить основные проблемы в данной сфере и сформулировать механизмы по их разрешению:

1. Развитие общественного самоуправления в жилищной сфере. С 2011 года жилищным законодательством введена новая форма управления многоквартирным домом - совет многоквартирного дома или, домовой комитет. На совет возлагаются обязанности по взаимодействию с управляющей компанией, проведению общих собраний, контролю за оказанием услуг, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (статья 161.1 Жилищного кодекса РФ) [1].

Создание домовых комитетов должно сопровождаться активной информационно-разъяснительной работой с населением, обучением инициативных групп, популяризацией лучшего опыта в сфере жилищного самоуправления. Формирование и развитие института старших по дому и советов домов, позволит собственникам жилья приобретать опыт совместного взаимодействия по вопросам содержания общего имущества в многоквартирном доме.

2. Повышение эффективности контроля над сферой управления многоквартирными домами.

В данном направлении необходимо:

- активизировать работу по реализации Постановления Правительства Российской Федерации N 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами».

- осуществление подобного контроля должно осуществляться не только заинтересованными субъектами рынка жилищных услуг (населением, муниципалитетам, ведомствам), но и средствами массовой информации, общественными организациями;

- регулярное проведение социологических опросов населения, выявление наиболее «острых» проблем, мнений горожан о проводимых преобразованиях в ЖКХ;

- введение обязательного саморегулирования управляющих организаций (СРО). Саморегулирование предполагает солидарную и коллективную ответственность членов СРО (в форме компенсационного фонда), что позволит гарантировать реальную ответственность и компенсацию ущерба от некачественно оказанных услуг.

- подготовка и принятие стандарта о минимальном перечне необходимых работ по содержанию и ремонту общего имущества МКД.

3. Совершенствование тарифного регулирования организаций жилищно-коммунального комплекса. Сдерживание роста цен на рынке жилищных услуг и повышение их качества возможно осуществлять путем: развития конкуренции в данном секторе, в том числе за счет привлечения в него частных организаций; принятия комплекса мер по стимулированию развития малого бизнеса и улучшению бизнес-среды посредством демонополизации рынка и открытия его для эффективных управляющих и обслуживающий организаций.

4. Стимулирование ресурсосбережения, всех субъектов ЖКХ, через реализацию следующих мероприятий: энергоресурсоаудиту жилого фонда; повсеместному приборному учету расходования ресурсов; экономической мотивации ресурсосбережения управляющими жилищными организациями; популяризации лучшего опыта российских регионов по внедрению инновационных подходов к энерго-и-ресурсосбережению.

5. Формирование и развитие кадрового потенциала отрасли ЖКХ. Важнейшая задача сегодня - выработка стратегических направлений по подъему уровня квалификации и компетентности работников предприятий ЖКХ, независимо от формы собственности. Разработка региональной концепции формирования и развития кадрового потенциала отрасли должна быть направлена на решение следующих задач: формирование системы подготовки, переподготовки, повышения квалификации как технического персонала, так и управленцев; создание кадрового резерва предприятий ЖКХ, управляющих компаний и ТСЖ на региональном и муниципальном уровнях; финансирование консультационной поддержки кадров (в первую очередь в Домкомах и ТСЖ);

Таким образом - основными, приоритетными задачами, решение которых позволит сформировать условия для развития эффективного, конкурентного рынка в жилищной сфере муниципальных образований РБ должны быть:

Первое - вовлечение гражданина-собственника в процесс управления жилищным фондом, стимулирование процесса создания товариществ собственников жилья, активизация работы домовых комитетов, советов микрорайонов.

Второе - развитие конкуренции в данном секторе, в том числе за счет привлечения в него частных организаций, поддержки малого предпринимательства, устранение административных барьеров.

Третье - мониторинг управляющих жилищных организаций, повышение эффективности контроля за их деятельностью.

Четвертое - совершенствование тарифного регулирования организаций жилищно-коммунального комплекса.

Пятое - создание рациональной структуры и оптимального уровня потребления топливно-энергетических ресурсов, внедрение современных энерго-ресурсосберегающих, малоотходных технологий.

Шестое - разработка региональной концепции формирования и развития кадрового потенциала отрасли ЖКХ.

Реализация вышеуказанных задач позволит обеспечить комфортные условия проживания граждан в многоквартирных домах, качество, надежность и доступность жилищно-коммунальных услуг.

Использованные источники:

1. Жилищный кодекс РФ от 29.12.2004 № 188-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.2004), с изменениями от 29.06.2012 N 96-ФЗ), [Электронный ресурс]. - Режим доступа: информационно-правовой портал Гарант http: //base.garant.ru .

2. Федеральный закон от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», [Электронный ресурс]. - Режим доступа: информационно-правовой портал Гарант http://base.garant.ru .

3. Федеральный закон РФ от 4 июня 2011г. № 123-Ф3 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», [Электронный ресурс]. -Режим доступа: информационно-правовой портал Гарант http: //base.garant.ru .

4. Федеральный закон от 18 июля 2011г. № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», [Электронный ресурс]. - Режим доступа: информационно-правовой портал Гарант http: //base.garant.ru.

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года №731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами», [Электронный ресурс]. - Режим доступа: информационно-правовой портал Гарант http: //base.garant.ru.

6. Постановление Правительства РБ от 11 апреля 2008 года № 117 «О утверждении Плана мероприятий по реформированию жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан до 2011 года», [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mgkhrb.ru.

7. Постановление Правительства Республики Башкортостан от 11 апреля 2011 года № 97 « О утверждении адресной программа Республики Башкортостан по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2011 год», [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mgkhrb.ru.

8. Указ Президента Республики Башкортостан от 26 января 2012 года № УП-12 «О Фонде капитального ремонта многоквартирных домов Республики Башкортостан», [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mgkhrb.ru.

9. Официальный сайт Государственной корпорации — Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Режим доступа: http: //www.reformagkh.ru/

10. Официальный сайт Государственной жилищной инспекции по Республике Башкортостан. Режим доступа: http: // www. gzhirb .ru

11. Официальный сайт Министерства ЖКХ Республики Башкортостан. Стенограмма совещания по вопросам реформирования жилищно-коммунального хозяйства РБ (23.06.2011), Режим доступа: http://mgkhrb.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.