УДК 343.9
Д.К. ЧИРКОВ,
кандидат юридических наук, доцент
Академия экономической безопасности МВД России, г. Москва,
Г.И. РАЙКОВ,
член ЦИК РФ, кандидат социологических наук, профессор
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, г. Москва
о проблемах и перспективах борьбы с коррупцией в современной России: размышления на актуальную тему
В статье рассматриваются вопросы совершенствования федерального антикоррупционного законодательства Российской Федерации.
В апреле 2010 г. в связи с ранее принятым Указом Президента Российской Федерации от 13.04.2010 № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 20102011 годы» в целях консолидации усилий федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц, направленных на противодействие коррупции, в России была утверждена Национальная стратегия противодействия коррупции, создана законодательная база противодействия коррупции, приняты соответствующие организационные меры по предупреждению коррупции и активизирована деятельность правоохранительных органов по борьбе с ней.
В этой связи «коррупционный риск»1 способствовал увеличению ставок при решении
1 Коррупционный риск - это вероятность опасности при получении материальной выгоды и иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, быть пойманным правоохранительными органами с последующими негативными последствиями в соответствии с действующим законодательством. Это связано с изменением политического курса государства и правительства, направленного на выявление и пресечение коррупционных проявлений.
вопросов с коррумпированными чиновниками, в частности проведенный опрос свидетельствует2, что за 2009-2010 гг. ставки при решении вопросов с «коррумпированными» чиновниками, то есть «цена вопроса», увеличились в три и более раза.
Хочется отметить, что принципиальной сложностью на всех этапах деятельности сотрудников подразделений экономической безопасности по предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию взяточничества (коммерческого подкупа) является отсутствие действующего нормативно-правового акта, содержащего соответствующий понятийный аппарат.
На законодательном уровне, в том числе и в ФЗ от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции», не сформулированы определения понятий «взятка», «взяточник», «взяткодатель», «взяткополучатель», «коррупция», «коррупционер», «корруптер» и т.д. Так, Федеральный закон «О противодействии коррупции» определил понятийный аппарат данного явления, согласно которому коррупция - это злоупотребление служебным полномочием, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом
2 Авторами было опрошено с июня по сентябрь 2009 г. 324 предпринимателя. Опрос проводился в городах: Москва, Тюмень, Краснодар, Анапа.
своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Так же коррупцией признается совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица. По нашему мнению, к коррупционным деяниям следует отнести следующие составы преступлений:
- нарушение неприкосновенности частной жизни (ст. 137 УК);
- нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений (ст. 138);
- нарушение неприкосновенности жилища (ст. 139);
- воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий (ст. 141);
- фальсификация избирательных документов, документов референдума или неправильный подсчет голосов (ст. 142);
- мошенничество (ст. 159);
- присвоение или растрата (ст. 160);
- воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности (ст. 169);
- регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170);
- легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем (ст. 174);
- легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления (ст. 174.1);
- незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну (ст. 183);
- подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов (ст. 184);
- контрабанда (ст. 188);
- коммерческий подкуп (ст. 204);
- неправомерный доступ к компьютерной информации (ст. 272);
- разглашение государственной тайны (ст. 283);
- злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285);
- превышение должностных полномочий (ст. 286);
- незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289);
- служебный подлог (ст. 292);
- воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования (ст. 294);
- привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности (ст. 299);
- незаконное освобождение от уголовной ответственности (ст. 300);
- фальсификация доказательств (ст. 303);
- провокация взятки либо коммерческого подкупа (ст. 304);
- вынесение заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта (ст. 305).
Как утверждают многие ученые, широкий спектр преступлений, представленный выше, несколько размывает понятие коррупции, однако если эти деяния совершены с корыстной целью и в интересах организованных преступных групп или сообществ, они относятся к числу коррупционных [1; 2; 3].
Чтобы отвести угрозу национальным и экономическим интересам России, ее гражданам, необходима обязательно комплексная и, конечно, эффективная антикоррупционная политика, осуществляемая государством и обществом. Действительно, Россия не будет способна обеспечить безопасность своих граждан, построить надежную и эффективную экономику, защитить свой суверенитет, быть конкурентоспособным государством среди стран мирового сообщества, если будет бороться с последствиями коррупции, а не с самой коррупцией, так как коррупция создает условия для проявлений терроризма, который является сегодня наиболее острой угрозой для безопасности граждан и страны в целом. Коррупция разрушает все установленные правовые и демократические институты государства и общества, и, как известно, особенно негативно она сказывается на судебной и правоохранительной системах.
Коррупция воздействует разрушительно также на экономическую сферу: нарушаются необходимые механизмы конкуренции, созда-
ются препятствия свободе предпринимательской деятельности, ущемляются права собственности граждан, неэффективно используются бюджетные средства, необоснованно повышаются цены. Именно коррупция не позволяет реализовать те важнейшие экономические и социальные задачи, которые объективно стоят перед страной и о которых неоднократно говорили Д.А. Медведев и В.В. Путин. Коррупция в строительном бизнесе не позволяет сделать жилье доступным. Коррупция при строительстве дорог приводит к тому, что несмотря на многократное увеличение бюджетных средств, выделяемых на дорожную отрасль в последние годы, общая протяженность и качество дорог не увеличиваются. Коррупция не позволяет нам реализовать важнейшие государственные программы, связанные с модернизацией экономики и ее переводом на инновационный путь развития.
Провозглашенное с высоких трибун государственно-частное партнерство зачастую оборачивается элементарным переводом государственных средств в частные карманы. Если такая обстановка радикально не изменится, Россия не сможет стать по-настоящему развитым, цивилизованным, уважаемым в мире государством. Не будет преувеличением сказать, что от решения задач, поставленных перед подразделениями экономической безопасности, непосредственно зависит будущее государства.
В СМИ и выступлениях некоторых руководителей подчеркивается, что самые коррумпированными в России являются учителя, медицинские работники и сотрудники органов внутренних дел. При тех зарплатах, которые получают вышеуказанные категории лиц, без дополнительных доходов им трудно нормально жить и совершенствоваться в профессиональном плане. Повышая им заработную плату, положительного эффекта борьбы с коррупцией мы не добьемся, необходимы другие радикальные меры - необходим социальный пакет, который и будет являться гарантом стабильности и законности. Однако хочется отметить, что не врачи и учителя - главные коррупционеры России, это совсем другие люди. Те, кто занимается проблемами борьбы с коррупцией, это отлично знают.
В борьбе с коррупцией не все задачи равнозначны. Если мы будем ловить на взятках врачей,
учителей, водителей, домоуправов и при этом с административным восторгом заполнять соответствующую отчетность, то на матерых коррупционеров в высоких эшелонах власти может не остаться ни времени, ни энергии [4, с. 22].
Порой приходится слышать, что казнокрадство на Руси неискоренимо, что для его подавления нужны методы Петра I или И. Сталина. Между тем, исторический опыт ряда стран - Финляндии, Швеции, Норвегии, Дании, Германии и ряда других, показывает, что и в условиях демократического правления, не прибегая к массовым репрессиям и публичным казням, коррупцию можно свести к тому минимуму, когда она уже не становится решающим фактором при принятии чиновниками тех или иных решений. Очень многое зависит от воли политического руководства страны и от личных качеств тех людей, которые непосредственно возглавляют борьбу с коррупцией.
Другая проблема, препятствующая борьбе с коррупцией, - не вполне легитимный характер нашей крупной собственности, что, кстати говоря, признают и многие ее обладатели. Когда-то Прудон сказал, что всякая крупная собственность есть кража. Сразу же вспоминаются слова В.В. Путина, который заметил по поводу одного фигуранта по уголовному делу, что за несколько лет невозможно честно заработать миллиарды долларов. Получается, что крупные собственники находятся, как бы сказали в дореволюционные годы, в вечном подозрении. И это обстоятельство объективно провоцирует стремление тех или иных сил оказать на них давление с целью заставить «поделиться». Вообще же незащищенность права собственности - это питательная среда для коррупции [4, с. 21].
По мнению А.Г. Кучерены, ключевой фигурой в нашей экономике по-прежнему является не креативно мыслящий предприниматель, а чиновник. Необходимо отметить, что непрерывный рост числа чиновников, их необоснованно широкие полномочия в плане вмешательства в дела бизнеса также создают благоприятную среду для коррупции. К сожалению, все попытки государства снизить административное давление на бизнес пока не приносят желаемых результатов.
В современной России коррупционер и борец с коррупцией поставлены в неравное положение.
Первый - человек богатый, его окружает всеобщее восхищение, он участник светских тусовок, любимец женщин, он то и дело мелькает в СМИ. Второй воспринимается обществом как изгой, а в лучшем случае как некий чудак, который вместо того чтобы делать деньги, ведет борьбу с ветряными мельницами. Без изменения установки «деньги не пахнут» мы никаких положительных результатов в антикоррупционной борьбе не добьемся.
По словам Д. Медведева, «для борьбы с коррупцией нужны не только юридические нормы, но и поднятие морали»3. Следовательно, борьба с коррупцией должна найти свое отражение в государственной информационной и культурно-нравственной политике государства.
Представляется важным совершенствовать систему антикоррупционной экспертизы, что позволило бы избежать многих пробелов в действующем законодательстве:
- привлекать к данной деятельности подразделения по экономической безопасности МВД России и правового регулирования взаимоотношений между должностными лицами (принимать продуманные, взвешенные правила, кодексы поведения);
- устанавливать, формировать негласное и анонимное информирование о фактах подозрительных контактов таких лиц, дающих основание предполагать получение ими взятки (подкупа);
- проводить оздоровительную кадровую политику и др.
Список литературы
1. Мишин Г.К. Коррупция: понятие, сущность, меры ограничения. - М., 1991. - С. 19.
2. Максимов С. Коррупционная преступность в России: правовая оценка, источники развития, меры борьбы // Уголовное право. - 1999. - № 2.
3. Селихов Н.В. Коррупция в государственном механизме современной России (теоретические аспекты): дис. ... канд. юрид. наук. - Екатеринбург, 2001 - С. 33-38.
4. Кучерена А.Г. Тезисы к выступлению Председателя Комиссии Общественной Палаты по Общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов и реформированием судебно-правовой системы Член Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции А.Г. Кучерены на Всероссийском семинаре-совещании руководителей подразделений по борьбе с коррупцией и организованной преступностью МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации // Всероссийский семинар-совещание руководителей подразделений по борьбе с коррупцией и организованной преступностью МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации (30 сентября - 2 октября 2009 г, ВИПК МВД России): тезисы выступлений. - Ч. 1. Домодедово: Департамент экономической безопасности МВД России, 2010.
В редакцию материал поступил 16.09.10
Ключевые слова: противодействие коррупции, коррупция, коррупционные преступления, последствия коррупции.
Обращение прокурора в СУД - это специальный официальный письменный документ прокурорского реагирования по результатам антикоррупционной экспертизы, который подготавливается прокурором и направляется в суд для принятия судебного решения об устранении в действующем подзаконном нормативном правовом акте коррупциогенных факторов. К
3 Выступление Д.А. Медведева в СМИ. - Официальный сайт Президента РФ.