Научная статья на тему 'Классификация видов коррупционной деятельности по критериям экономико-правового подхода'

Классификация видов коррупционной деятельности по критериям экономико-правового подхода Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2004
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВИДЫ КОРРУПЦИИ / КОРРУПЦИОННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дронов Роман Владимирович

В статье рассмотрена классификация видов коррупционной деятельности по критериям экономико-правового подхода. Наиболее опасным видом коррупции определена коррупция в правоохранительных органахI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article classification of kinds of corruption activity by criteria of the economic-legal approach is considered. The most dangerous kind of corruption defines corruption in law enforcement bodies

Текст научной работы на тему «Классификация видов коррупционной деятельности по критериям экономико-правового подхода»

дополнительных транспортных возможностей для переброски материальных ресурсов в зоны критических ситуаций и т.п.).

В целях эффективной реализации стратегии экономической безопасности должна быть сформирована отлаженная и надежная система государственного воздействия на экономику, позволяющая осуществлять регулирование важнейших экономических процессов, а также способная взять на себя функции поддержания экономики территории на безопасном уровне.

Однако, как показывает практика, в современных условиях ограниченности государственного вмешательства в экономику, управление экономической безопасностью на региональном уровне сводится к реализации функции регулирования. Данная функция в рамках управления этим процессом рассматривается нами как целенаправленное воздействие местных органов власти на основные экономические параметры для достижения устойчивости региона путем сбалансирования интересов хозяйствующих субъектов.

В условиях рыночной экономики государство не может директивными методами управлять

деятельностью всех субъектов хозяйствования и, следовательно, необходимо обеспечить оптимальное воздействие федеральных, региональных и местных органов власти на социально-экономическую ситуацию путем использования мотива-ционных механизмов и необходимых косвенных экономических регуляторов. Для обеспечения экономической безопасности необходимо согласование взаимных интересов всех функциональных элементов системы управления экономической безопасностью на основе функции мотивации.

При рассмотрении взаимоотношений центральных и региональных органов власти планирование и регулирование как основные функции управления носят относительный характер. По отношению к стратегии экономической безопасности РФ деятельность региональных органов управления сводится к составлению программы устойчивого развития территории и выработке мер, механизмов ее реализации. Данный процесс представляет собой регулирование, т.к. происходит конкретизация программы, разработанной федеральными органами власти, ее адаптация к конкретным условиям региона.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Архипов А., Городецкий А., Михайлов Б. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения. М.: 1995. С. 74.

2. Райзберг Б.А., Фатхутдинов Р.А. Управление экономикой. Учебник. М.: ЗАО Бизнес-школа "Интел-Синтез", 1999. 784 с.

3. Уткин Э.А. Антикризисное управление. М.: Ассоциация авторов и издателей "Тандем". Изд-во

ЭКМОС. 1997. 300 с.

4. Шамов А.А. Территориальное управление народным хозяйством. Уч. пособ. для студентов экон. спец. вузов. М.: Экономика, 1984. 176 с.

5. Экономическая безопасность РФ: Учебник для вузов. Ч. 1. / Под общ. ред. С.В. Степашина. Всероссийская государственная налоговая академия. СПб. Унив. МВД России: Изд-во "Лань", 2001. 608 с.

УДК 338.4

Дронов Р.В.

классификация видов коррупционной деятельности по критериям экономико-правового подхода

Коррупция поражает различные уровни социальных связей и отношений и может проявляться в различных формах. Попытаемся представить анализ различных подходов к классификации видов коррупционной деятельности и сформировать классификационные конструкции по критериям экономико-правового подхода.

С точки зрения Дж. Скотта, коррупция бывает двух видов: Органическая (нерыночная) коррупция, представляющая собой систему, при которой благосклонность, власть предержащих определяется узами родства, кастовыми связями и т.д. Рыночная коррупция, являющаяся деперсо-нифицированным процессом, в рамках которого влияние принадлежит тем (вне зависимости от

их социальной природы), кто может больше заплатить взяткополучателю [1].

С. Ротенберг выделяет следующие виды коррупции: "тариф" за выполнение того, что официальные правила требуют выполнять без оплаты (например, плата за оказание формально бесплатной услуги); "тариф" за невыполнение того, что правила требуют выполнять (так, взятка за сокрытие аудитором важной информации); "тариф" за действия, впрямую нарушающие законы (например, налоговый инспектор за взятку - "тариф" может представить неверный отчет о доходах подкупающего его налогоплательщика) [2].

По мнению Л. Мутога, коррупцию можно структурировать следующим образом: неправильное употребление правительственных ресурсов (в основном для получения личной выгоды и удовлетворения частных интересов чиновников); практика подкупа и кик-бэк (предполагает получение госслужащими незаконных комиссионных в качестве платы за предоставление контракта, "выигрыш" тендера и т.д.) [3].

М. Мусеше рассматривает следующие виды коррупции: Индивидуальная - характеризуется уходом человека от ответственности, отказом отчитываться перед самим собой и другими людьми, моральным декадансом. Коррупция проявляется в неоправданной ломке системы ценностей и приоритетов, в апатии индивида в области гражданской деятельности, а также в его алчности и злобности. Семейная - извращенные формы разделения труда между супругами, "несбалансированная гендерная компенсация" и перекосы в составлении семейного бюджета. Социетальная - коррупция охватывает такие институты как религиозные и кооперативные организации, политические партии, образовательные учреждения и т.д. Национальная - коррупция воплощается в политическом патронаже, крупных хищениях общественных средств, нарушении прав человека и должностных обязанностей, отсутствии отчетности и непрозрачность механизма управления. Международный уровень коррупции отмечен опасными политическими махинациями, несбалансированными торговыми отношениями, экономическим шантажом, "конфликтным снабжением топливом", некачественным управлением информацией и манипулированием общественным сознанием с помощью СМИ [4].

А. Хейденхемер выделяет следующие виды коррупции: "Белая " - такая коррупция, при которой совершаемые государственными служащими и элитой коррупционные преступления не

расцениваются как коррупционные. Данный вид коррупции полностью интегрирует, так как в такой ситуации это явление не является противозаконным. "Черная" - это когда существует некоторая договоренность между элитой и гражданами о том, что некоторые действия можно квалифицировать как коррупционные. "Серая" - ситуация, когда не существует определения коррупционных действий между элитой и гражданами [5].

С. Роуз-Аккерман выделяет следующие виды коррумпированных отношений в государственных системах:

• по типу получателей взяток: клептократии, в которых коррупция организована в верхушке правительства; государства, где коррупция является сферой деятельности большого числа бюрократов;

• по типу "рынка" взяток: существует небольшое число основных частных коррупционных действующих лиц; выплаты взяток децентрализованы [6].

Это два признака коррупции с точки зрения С.Роуз-Аккерман соответствуют четырем категориям коррумпированных государств: клеп-тократия; конкурентный рынок; двойственная монополия; слабое государство, контролируемое мафией.

С точки зрения отечественного законодательства, по степени тяжести коррупционных правонарушений следует различать: коррупционные проступки и коррупционные преступления.

Гражданский кодекс Российской Федерации, в Статье 575 к коррупционным проступкам относит следующие правонарушения: принятие в дар работниками лечебных, воспитательных учреждений, учреждений социальной защиты и других подобных учреждений подарков от граждан, находящихся в них на лечении, содержании или воспитании супругами и родственниками этих граждан; а также дарение таким работникам подарков в связи с указанными обстоятельствами, при условии, что стоимость подарка превышает пять минимальных размеров оплаты труда (пункт 2 статьи 575); принятие в дар и дарение подарков государственным служащим и служащим органов муниципальных образований в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей, при условии, что стоимость подарка превышает пять минимальных размеров оплаты труда (пункт 3 статьи 575).

Таким образом, согласно отечественному гражданскому кодексу получение должностным лицом или лицом, выполняющим управленческие

4-

функции в коммерческой или негосударственной организации, вознаграждения, меньше пяти минимальных размеров оплаты труда, за совершение каких-либо действий не является проступком.

В соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации коррупционные преступления можно простейшим образом разделить на две группы: первая - коррупционные преступления в форме подкупа; вторая - прочие коррупционные преступления.

Первая группа. К коррупционным преступлениям в форме подкупа относятся, на наш взгляд, следующие социально опасные деяния, запрещенные соответствующими статьями УК России:

1. Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий, в случае совершения соответствующего деяния путем подкупа (пункт "а" части второй статьи 141), в том числе с использованием своего служебного положения (пункт "б" части второй статьи 141);

2. Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну (статья 183), совершенные путем подкупа;

3. Подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов (статья 184);

4. Коммерческий подкуп (статья 204);

5. Организация преступного сообщества (преступной организации) (статья 210) для совершения любого из коррупционных преступлений, предусмотренных частью 4 статьи 290, статьей 291, частью 4 статьи 309 УК РФ;

6. Получение взятки (статья 290);

7. Дача взятки (статья 291);

8. Провокация взятки либо коммерческого подкупа (статья 304);

9. Подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу (статья 309), в случае совершения соответствующего деяния путем подкупа.

Вторая группа. К прочим коррупционным преступлениям относятся, с нашей точки зрения, следующие социально опасные деяния, запрещенные соответствующими статьями Уголовного кодекса Российской Федерации:

1. Мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения (часть третья статьи 159);

2. Присвоение или растрата, совершенная лицом с использованием своего служебного положения (часть третья статьи 160);

3. Регистрация незаконных сделок с землей (статья 170);

4. Контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения (пункт "б" части третьей статьи 188) при наличии корыстной или иной личной заинтересованности у виновного;

5. Злоупотребление полномочиями (статья 201);

6. При наличии корыстной или иной личной заинтересованности у виновного: Злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами (статья 202); Превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб (статья 203);

7. Организация преступного сообщества (преступной организации), совершенная лицом с использованием своего служебного положения (часть 3 статьи 210), для совершения любого коррупционных преступлений, предусмотренных частью 4 статьи 160, статьей 164, частью 4 статьи 188, пунктом "а" части 2 статьи 221, пунктом "а" части 2 статьи 226 УК РФ;

8. Хищение либо вымогательство, совершенное лицом с использованием своего служебного положения: ядерных материалов или радиоактивных веществ (пункт "в" части 2 статьи 221); оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (пункт "в" части 3 статьи 226); наркотических средств или психотропных веществ (пункт "в" части 2 статьи 229);

9. Злоупотребление должностными полномочиями (статья 285);

10. При наличии у виновного корыстной или иной личной заинтересованности: Превышение должностных полномочий (статья 286); Присвоение полномочий должностного лица (статья 288);

11. Незаконное участие в предпринимательской деятельности (статья 289);

12. Служебный подлог (статья 292).

Таким образом, на основе изучения отечественного и зарубежного опыта (С.Роуз-Аккерман, С.Ротенберг, А.Хейденхемер и другие) все виды коррупционной деятельности можно классифицировать по следующим критериям: экономический подход и правовой подход.

Экономический подход рассматривает виды коррупционной деятельности, связанные с решением вопросов хозяйствования - так называемая "экономическая коррупция". Данный вид коррупции предусматривает незаконное получение, каких-либо доходов напрямую.

С помощью экономического критерия можно классифицировать следующие виды коррупционной деятельности: использование в личных/групповых целях предоставленного для служебной деятельности государственного/муниципального имущества, в том числе помещений, транспортных средств и средств связи, электронно-вычислительной техники и т. д.; получение за исполнение своих служебных обязанностей (попустительство по службе) незаконного вознаграждения в виде денег, иных материальных ценностей, услуг и т.д.

Правовой подход объединяет виды коррупционной деятельности связанные с правовыми вопросами - так называемая "правовая коррупция". Этот вид коррупции представлен действиями государственных/не государственных компаний, групп лиц или отдельных личностей, направленными на обеспечение различными преимуществами отдельных фирм, отраслей или достаточно узкого круга лиц, путем оказания влияния на законы, указы и иные элементы государственной политики. Результатом "правовой коррупции" является то, что государство перестает быть выразителем интересов общества, а становится защитником отдельных частных интересов хозяйствующих субъектов, что подразумевает незаконное косвенное получение каких-либо доходов.

Правовой критерий позволяет классифицировать следующие виды коррупционной деятельности: ведение предпринимательской деятельности должностными лицами, обеспечение аффилированным предприятиям привилегированного положения и т.д.; использование служебного положения в процессе приватизации государственных/муниципальных предприятий (приобретение предприятия в частную собственность, завладение значительным пакетом акций предприятия и т.д.); противозаконный лоббизм в законодательных органах т.д.

На наш взгляд, слабость экономического подхода в исследовании коррупционных отношений заключается в том, что он рассматривает коррупцию, как своеобразную форму хозяйствования, в основе которой лежит покупка-продажа услуг должностного лица, то есть система взаимоотношений "покупатель-продавец". Таким образом, вне поля зрения "экономистов" оказываются отношения, реализующиеся посредством оказания негативного влияния коррумпированных чиновников на законы, указы и иные элементы государственной политики, в своих собственных интересах или в интересах "заказчика". В свою очередь изучение коррупции с позиции права, в

отрыве от экономического содержания данного явления так же значительно сужает базу исследования.

Узко профильный взгляд на коррупцию - только с экономической или только с правовой позиции, по нашему мнению, не дает четкого представления о предмете исследования, что сказывается на качестве противодействия данному негативному явлению.

Следовательно, возникает необходимость разработки комплексного подхода к изучению данного социально опасного явления, позволяющего устранить выше названные недостатки. В качестве такого подхода мы предлагаем использовать разработанный нами экономико-правовой подход, с позиции которого, на наш взгляд, можно сделать следующую классификацию коррупционных отношений:

1. По уровню реализации коррупционных отношений в национальной экономике: Макроуровень; Мезоуровень; Микроуровень.

Проиллюстрируем коррупцию на макроуровне следующей информацией: Президент Индонезии Сухарто за 31 год своего правления присвоил от 15 до 35 миллиардов долларов. Экс-правитель Заира (ныне Демократическая Республика Конго) Мобу-ту Сесе Секо присвоил не менее пяти миллиардов, что составляет 40 процентов из 12 миллиардов финансовой помощи, поступившей в эту страну от различных организаций. Президент Филиппин Ф. Маркос украл свыше 5 миллиардов, президент Нигерии С. Абача свыше 2 миллиардов, президент Перу А. Фухимори - 600 миллионов долларов, экс-премьер Украины П. Лазаренко положил в свой карман почти 200 миллионов долларов [7].

На мезоуровне коррупцию можно встретить повсеместно. Так, в феврале 2007 года прокуратура Приморья возбудила уголовное дело против главы администрации города В.Николаева по статье 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями - он нанял за бюджетные деньги себе охрану почти за 4,5 миллиона рублей). В.Николаев был избран главой администрации Владивостока в 2004 году, до этого был известен как лидер одной из приморских организованных преступных групп с кличкой "Вини Пух" [8]. В настоящее время В.Николаев находится в международном розыске.

Проиллюстрировать микроэкономический уровень коррупции, на наш взгляд, можно следующей информацией. 13 августа 2007 года, центр общественных связей ФСБ России сообщил, что в Москве с поличным задержана преступная группа,

4-

вымогавшая взятку - более 1,5 миллиона долларов - за негласное покрывательство в производстве и реализации контрафактной продукции. Из троих задержанных двое - высокопоставленные офицеры управления по борьбе с организованной преступностью ГУВД Москвы [9].

2. В зависимости от служебного положения коррупционера: государственная: коррупция государственных гражданских и венных служащих (и приравненных к ним); не государственная: коррупция муниципального сектора и коррупция частного сектора.

3. Коррупция в правоохранительной сфере: по ведомственной принадлежности коррупционера: ФСБ, ФСО, МВД, СВР, ФТС, Генпрокуратура и др.; по характеру правоохранительной деятельности: ведение следственных действий, принятие судебного решения и т.д.

4. По уровню реализации коррупционных отношений среди должностных лиц: низовая коррупция (в низшем и в среднем звене должностных лиц); верхушечная коррупция (у высших должностных лиц); международная коррупция.

5. По характеру целевой установки коррупционных отношений: за выполнение того, что официальные правила требуют выполнять; за невыполнение того, что правила требуют выполнять; за нарушение закона.

6. По форме взятки: денежная; услуга; материальная ценность.

7. По характеру деловой активности взяткодателя: криминальный бизнес; легальный бизнес.

8. По степени регулярности коррупционных связей: эпизодическая; систематическая.

По нашему мнению, полученная классификация видов коррупционной деятельности с позиции экономико-правового подхода, позволяет детально рассмотреть место и роль коррупции в системе управления национальной экономикой, а следовательно позволяет разработать эффективную систему нейтрализации данного негативного явления.

Особую опасность для национальной безопасности России, на наш взгляд, представляет коррупция в правоохранительной сфере нашего государства. Это можно объяснить тем, что си-

ловые ведомства несут на своих плечах значительный груз задач по охране общественного порядка и общественной безопасности, укреплению законности, защите прав и свобод человека, охране законных интересов государственных и негосударственных предприятий, борьбе с преступностью и т.д.

Социологический фонд "Общественное мнение" провел опрос в 65 субъектах Российской Федерации в ходе, которого выяснилось, что каждый четвертый житель России уверен, что сталкивался с "милицейским произволом", а каждый второй считает, что с ним это может произойти в любой момент. При этом: 3% опрошенных верят в честность и неподкупность сотрудников правоохранительных органов; 43% опрошенных уверены, что сегодняшнее состояние правоохранительных органов представляет для них реальную угрозу; 39% считают, что коррупция в органах есть; 3% полагают, что таких явлений в органах нет [10].

Социологические исследования феномена коррупции в рядах правоохранительных органов, приводят к выводу о высокой степени бесконтрольности служителей закона. Жертвами беспредела "служителей закона" становятся наиболее активные граждане нашей страны, что наносит серьезный удар по социально-экономическому потенциалу страны, и затрудняет осуществление реформ национального хозяйства.

Таким образом, в статье нами рассмотрены виды коррупционной деятельности по критериям экономико-правового подхода, в числе которых, наиболее опасным видом является коррупция в правоохранительной сфере, так как, она наносит серьезный ущерб национальной безопасности России, существенно затрудняя борьбу нашего государства с криминальной угрозой и находится, в числе главных препятствий на пути рыночных реформ, формирования правовой государственности и реализации антикоррупционной программы в Российской Федерации. Очевидно, что совершенствование работы силовых ведомств, их очистка от "оборотней в погонах" является одной из первоочередных задач руководства Российской Федерации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Scott J.C. Comparative Political Corruption. N.Y., 3. Muthoga L.G. Effects of Corruptions on Democracy/ 1972. P. 88. Africa Leadership Forum. Corruption, Democracy and Hu-

2. Rottenberg S. Comment // J. Law and Economics. man Rights in East and Central ¿Africa. Entebbe, Republic of 1975. V. 18 (3). Uganda. 12-14 December 1994. Ibadan. P.97-98.

4. Musheshe N. NGO and Mobilization Against Corruption // ¿Africa Leadership Forum. Corruption, Democracy and Human Rights in East and Central Africa. Entebbe, Republic of Uganda. 12-14 December 1994. Ibadan. P. 133-134.

5. Елисеева А. Коррупция в странах Южной Америки и Казахстане // Сборник материалов студенческой конференции "Молодежь против коррупции". Алматы,

2001. С. 71.

6. Роуз-Аккерман С. Коррупция и государство. Причины, следствия, реформы: Пер. с англ. О.А. Алякринского. М.: Логос, 2003, С. 150.

7. Российская газета. 20.03.2004.

8. Российская газета. 28.02.2007.

9. Российская газета. 14.08.2007.

10. Российская газета. 15.10.2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.