Научная статья на тему 'Коррупционный риск как следствие борьбы с коррупцией на современном этапе'

Коррупционный риск как следствие борьбы с коррупцией на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
688
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Russian Journal of Economics and Law
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / КОРРУПЦИОННЫЙ РИСК / НРАВСТВЕННОСТЬ / ЭКОНОМИКА / БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Райков Г. И., Чирков Д. К.

В статье рассматриваются принятые Государственной Думой РФ законы о противодействии коррупции. Дано определение понятия коррупции. Показано ее разрушительное воздействие на сферу экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коррупционный риск как следствие борьбы с коррупцией на современном этапе»

УДК 343.35:328.185

Г.И. РАЙКОВ,

член ЦИК РФ, кандидат социологических наук, профессор

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, г. Москва

Д.К. ЧИРКОВ,

кандидат юридических наук, доцент

Академия экономической безопасности МВД России, г. Москва

E-mail: [email protected]

КОРРУПЦИОННЫЙ РИСК КАК СЛЕДСТВИЕ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

В статье рассматриваются принятые Государственной Думой РФ законы о противодействии коррупции. Дано определение понятия коррупции. Показано ее разрушительное воздействие на сферу экономики.

Как ни обидно это осознавать, но коррупция в нашей стране становится все более массовым и, что самое страшное, привычным явлением: от коррупции на бытовом уровне и до политической коррупции [1; 2]. И это явление приобрело системный характер. Очевидно, что для современной России, как и для многих других стран со смешанной моделью цивилизации, важнейшей проблемой является ограничение масштабов коррупции, которая самым непосредственным образом содействует криминализации общества. Буквально сращиваясь с коррумпированными группами чиновников и предпринимателей, все больше усиливается организованная преступность, расширяющая свои возможности "отмывания денег" и получает доступ к политической власти.

Все это подрывает доверие граждан страны к государственной власти, разрушает легитимность государственных институтов, препятствует проведению необходимых России преобразований, повышает социальную напряженность, усиливает угрозу терроризма, способствует падению престижа страны в мировом сообществе.

Следует признать, что меры, принимаемые в Российской Федерации по противодействию коррупции, нельзя назвать высокоэффективными. Высшие органы власти страны громко и неоднократно заявляли о необходимости борьбы с коррупцией, при этом разрабатывались различные программы, иногда делались уверенные шаги в этом направлении, но, к сожалению, большого эффекта они не дали, а наоборот, после этого "коррумпатор"1 увеличил цены на свои услуги.

По нашему мнению, в настоящий момент Россия находится на пути переосмысления коррупционной опасности. Новизна заключается не только в изменении направлений теоретических изысканий по проблеме противодействия коррупции, но и в совмещении их с практической деятельностью, что, прежде всего, выражается в принятии ряда нормативных правовых актов в указанной сфере.

1 Коррумпатор - это лицо, предоставляющее незаконные преимущества государственным и негосударственным служащим, обладающим специальной деликтоспособностью [3].

Для начала мы хотели бы обратиться к недавним, но в то же время неоднократным попыткам совершенствования антикоррупционной политики. На протяжении нескольких лет в российской законодательной практике было осуществлено несколько попыток Государственной Думы РФ по принятию специального закона о противодействии коррупции, учитывающие международные нормы. Хотелось бы отметить наиболее значительные из них. Это Федеральный закон (далее - ФЗ) "О противодействии коррупции"; ФЗ "Основы законодательства об антикоррупционной политике"; ФЗ "О предупреждении злоупотребления властью или служебными полномочиями на верхнем уровне управления государством". Ну и конечно, Федеральный закон "О противодействии коррупции", все-таки принятый 25 декабря 2008 г.

Действующий Федеральный закон "О противодействии коррупции" дал определение данному явлению: коррупция - это злоупотребление служебным полномочием, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законныгм интересам общества и государства в целях получения вы1-годыг в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иныгх имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Также коррупцией признается совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица. По нашему мнению, к коррупционным деяниям следует отнести следующие составы преступлений:

- нарушение неприкосновенности частной жизни (ст. 137 УК);

- нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений (ст. 138);

- нарушение неприкосновенности жилища (ст. 139);

- воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий (ст. 141);

- фальсификация избирательных документов, документов референдума или неправильный подсчет голосов (ст. 142);

- мошенничество (ст. 159);

- присвоение или растрата (ст. 160);

- воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности (ст. 169);

- регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170);

- легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем (ст. 174);

- легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления (ст. 174.1);

- незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну (ст. 183);

- подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов (ст. 184);

- контрабанда (ст. 188);

- коммерческий подкуп (ст. 204);

- неправомерный доступ к компьютерной информации (ст. 272);

- разглашение государственной тайны (ст. 283);

- злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285);

- превышение должностных полномочий (ст. 286);

- незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289);

- служебный подлог (ст. 292);

- воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования (ст. 294);

- привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности (ст. 299);

- незаконное освобождение от уголовной ответственности (ст. 300);

- фальсификация доказательств (ст. 303);

- провокация взятки либо коммерческого подкупа (ст. 304);

- вынесение заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта (ст. 305).

Как утверждают многие ученые, широкий спектр преступлений, представленный выше, несколько размывает понятие коррупции, тем не менее, если эти деяния совершены с корыстной целью и в интересах организованных преступных групп или сообществ, они относятся к числу коррупционных [4; 5; 6].

Совершение коррупционных деяний в условиях активизации борьбы правоохранительных органов с данным явлением и пристального внимания СМИ и общественности к чиновникам любого ранга, деятельность которых следует определить как "коррупционный риск".

По словам Д. Медведева, "для борьбы с коррупцией нужны не только юридические нормы, но и поднятие морали"2. Также председатель Правительства В.В. Путин считает, что "все проблемы нашего общества скрыты в нравственности". Мы считаем, что коррупционная безнравственность бюрократического аппарата прежде всего связана с утерей национальной идеи, отсутствием отождествления каждого отдельного чиновника со своим народом. "И если одному человеку его нравственность (а точнее безнравственность) позволяет за взятки продавать интересы страны, то это уже предатель. Если другой способен обобрать другого до нитки, сделать его нищим и "пустить по миру", то такой человек не просто вор, но он уже и убийца. А оба они -безнравственные люди. И если мы живем среди безнравственных людей, особенно если эти люди - руководители разного уровня, то мы живем в безнравственном обществе. И не изменив безнравственное общество таких с позволения сказать "людей" на общество, где будут жить нравственные люди, и в первую очередь нравственные управленцы, мы ничего не сможем изменить в жизни страны" [7]. Мы полностью поддерживаем данное высказывание Ю. Никонова.

Чтобы предотвратить угрозу национальным экономическим и политическим интересам России, необходима обязательно комплексная и, конечно, эффективная антикоррупционная политика, осуществляемая государством и обще-

2

См.: URL: http://www.kremlin.ru

ством. Действительно, Россия не будет способна обеспечить безопасность своих граждан, построить надежную и эффективную экономику, защитить свой суверенитет, быть конкурентоспособным государством среди стран мирового сообщества, если будет бороться с последствиями коррупции, а не с самой коррупцией. К тому же коррупция создает условия для проявлений терроризма, который является сегодня наиболее острой угрозой для безопасности граждан и страны в целом. Коррупция разрушает все установленные правовые и демократические институты государства и общества в целом. И, как известно, особенно негативно она влияет на судебную и правоохранительную системы.

Коррупция воздействует разрушительно также на экономическую сферу: в частности, нарушаются необходимые механизмы конкуренции, создаются препятствия свободе предпринимательской деятельности, ущемляются права собственности граждан, неэффективно используются бюджетные средства, необоснованно повышаются цены. Все перечисленное приводит к увеличению масштабности теневой экономики, а коррупция является одной из ее составных частей. Теневые процессы проявляются в экономике любого типа, свидетельствуя о том, что существует неудовлетворенный спрос. Чаще всего, это - желание получать дополнительные доходы.

Таким образом, коррупция препятствует наиважнейшим процессам: формированию в России конкурентоспособной экономики, снижению уровня бедности, росту благосостояния россиян, становлению сильного гражданского общества, которое способно решить подобного рода проблемы.

Вышесказанное свидетельствует о том, что в систему противодействия коррупции должны быть вовлечены практически все заинтересованные ведомства и структуры. На сегодняшний день меры, предложенные Президентом РФ и Правительством в сфере противодействия коррупции, являются актуальными и своевременными. Вместе с тем, необходимо отметить, что активизация борьбы с коррупционными проявлениями способствует росту коррупционного риска. Под коррупционным риском, на наш взгляд, следует

понимать высокую степень вероятности, при незаконном получении материальной вы1годы1 в личных целях, быть привлеченным к юридической ответственности, пойманным правоохранительными органами с последующим привлечением к юридической ответственности и иными негативными последствиями, предусмотренными действующим законодательством.

Проведенный нами социологический опрос свидетельствует3, что за 2009 год (а именно в этом году активизировалась борьба с коррупцией) ставки для решения вопросов с "коррупционными" чиновниками, то есть цена вопроса, увеличились в три раза.

Из вышеизложенного отметим, что борьба с коррупцией будет малоэффективной, независимо от количества принятых нормативных актов и привлеченных к уголовной ответственности должностных лиц, если мы не изменим нравственное сознание и менталитет российского чиновника, а именно - их нацеленность на то, что пока они у власти - надо брать (имеется в виду - взятки, то есть обогащаться коррупционным путем).

Список литературы

1. Кабанов П.А. Некоторые факторы существования политической коррупции в современной России // Вестник научных трудов Нижнекамского филиала МГЭИ. Вып. 3. Ч. 2: Вопросы борьбы с преступностью. - Нижнекамск, 2001.

2. Кабанов П.А., Райков Г.И., Чирков Д.К. Политическая коррупция в условиях реформирования российской государственности на рубеже веков. - М.: Дружба народов, 2008.

3. Коррупция и антикоррупционная политика: словарь / И.И. Бикеев, А.Э. Бикмухаметов и др.; под общ. ред. Р.Р. Газимзянова. - Казань, 2009. - С. 33.

4. Мишин Г.К. Коррупция: понятие, сущность, меры ограничения. - М., 1991. - С. 19.

5. Максимов С. Коррупционная преступность в России: правовая оценка, источники развития, меры борьбы // Уголовное право. - 1999. - № 2.

6. Селихов Н.В. Коррупция в государственном механизме современной России (теоретические аспекты): дис. ... канд. юрид. наук. - Екатеринбург, 2001. - С. 33-38.

7. "Нравственность и коррупция" - размышления члена концептуальной партии "Единение" Юрия Никоно-ва о судьбах России. Документальная публикация. - URL: http://www.bankfax.ru/page.phppg=4175679181b0b8

В редакцию материал поступил 09.11.09.

Ключевые слова: коррупция, коррупционный риск, нравственность, экономика, борьба с коррупцией.

а

ОБЩЕСТВЕННАЯ АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ИНИЦИАТИВА - это совокупность действий по выдвижению, утверждению, распространению и практической реализации общественно значимых антикоррупционных идей либо проектов, самостоятельно и добровольно осуществляемых неспециализированными субъектами антикоррупционной политики (общественными советами, фондами, форумами, ассоциациями и т.д.), форма проявления их общественной антикоррупционной активности.

а

ОБЪЕКТИВНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА НАЗНАЧЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ИХ ПРОЕКТОВ - это обнаруженные специалистами данные, свидетельствующие о наличии в указанных документах коррупциогенных факторов.

3

Авторами было опрошено с июня по сентябрь 2009 г. 324 предпринимателя. Опрос проводился в городах: Москва, Тюмень, Краснодар, Анапа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.