Научная статья на тему 'О проблемах формирования эмоциональной устойчивости у студентов-первокурсников в процессе учебной деятельности'

О проблемах формирования эмоциональной устойчивости у студентов-первокурсников в процессе учебной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
406
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСТВО / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ПЕДАГОГ / МОТИВ / АДАПТАЦИЯ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ / ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ / КОНТРОЛЬНО-РЕГУЛЯТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ / ЭМОЦИОНАЛЬНО-МОТИВАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Султанова Ирина Викторовна

Аннотация: в статье рассмотрены факторы оказывающие влияние на формирование эмоциональной устойчивости студентов-первокурсников, а также изучены особенности учебной деятельности в условиях высшей школы. Изложены основные составляющие межличностного взаимодействия и психологического сопровождения студентов. Представлены компоненты эмоциональной устойчивости и их влияние на результативность учебной деятельности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of formation of emotional stability among first-year students in the process of educational activity

Abstract: the article describes the factors influencing the formation of emotional stability of first-year students, as well as studied the characteristics of educational activity in the conditions of high school. The main components of interpersonal interaction and psychological escort of students are stated. Components of emotional stability and their influence on productivity of educational activity of students are present.

Текст научной работы на тему «О проблемах формирования эмоциональной устойчивости у студентов-первокурсников в процессе учебной деятельности»

The problems of formation of emotional stability among first-year students in

the process of educational activity Sultanova I.

О проблемах формирования эмоциональной устойчивости у студентов-первокурсников в процессе учебной деятельности Султанова И.В.

Султанова Ирина Викторовна /Sultanova Irina Viktorovna - кандидат психологических наук,

доцент,

кафедра психологии,

Республиканское высшее учебное заведение Крымский гуманитарный университет,

г. Ялта

Аннотация: в статье рассмотрены факторы оказывающие влияние на формирование эмоциональной устойчивости студентов-первокурсников, а также изучены особенности учебной деятельности в условиях высшей школы. Изложены основные составляющие межличностного взаимодействия и психологического сопровождения студентов. Представлены компоненты эмоциональной устойчивости и их влияние на результативность учебной деятельности студентов.

Abstract: the article describes the factors influencing the formation of emotional stability of first-year students, as well as studied the characteristics of educational activity in the conditions of high school. The main components of interpersonal interaction and psychological escort of students are stated. Components of emotional stability and their influence on productivity of educational activity of students are present.

Ключевые слова: студенчество, эмоциональная устойчивость, педагог, мотив, адаптация, учебная деятельность, когнитивный компонент, поведенческий компонент, контрольнорегулятивный компонент, эмоционально-мотивационный компонент.

Keywords: youth; students; emotional stability; teacher; motive; adaptation; educational activities; the cognitive component; the behavioral component; the control and regulatory components; the emotional and motivational component.

УДК 159.923.2

Введение. Научная разработка проблемы эмоциональной устойчивости студентов -первокурсников, поиск внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на ее формирование, предполагает изучение учебной деятельности в условиях высшей школы. Главной целью обучения в высшей школе является подготовка высококвалифицированных кадров, которые обладают не только достаточным объемом знаний, но и, будучи эмоционально устойчивыми, способны быстро и гибко приспосабливаться к окружающей среде, ориентироваться в ней, удовлетворять свои основные потребности, в том числе потребности эмоционального плана, интеллектуального роста и саморазвития.

Результаты изучения учебной деятельности студентов-первокурсников нашли отражение в работах И.И. Ильясова, Н.В. Клюевой, Р.С. Немова, Л.Г. Подоляк, Л.Д. Столяренко, В.И. Юрченко и других исследователей [7, 9, 10, 13 и др.]. Показано, что данная деятельность направлена на приобретение обобщенных способов учебных действий, саморазвитие, совершенствование. Она имеет большое социальное значение, так как обеспечивает подготовку специалистов различного профиля. Данная деятельность является своеобразной по содержанию, внешним и внутренним условиям, целям и задачам.

Целью статьи является рассмотрение аспектов формирования эмоциональной устойчивости студентов-первокурсников в процессе учебной деятельности. Анализ основных составляющих межличностного взаимодействия и психологического сопровождения студентов, а также их взаимосвязь с эмоциональной устойчивостью.

Изложение основного материала. Высшее учебное заведение является важнейшим этапом профессионального становления, т.е. активного, сознательного утверждения человека в профессиональной позиции на основе усвоения определенной системы знаний, норм, ценностей, овладение профессиональными умениями. Известно, что студенты по-разному относятся к учебе, но первокурсник, стремящийся добиться успеха в избранной профессии, это обязательно активный, самостоятельно организующий свою деятельность субъект педагогического взаимодействия. Ему присуща специфическая направленность познавательной и коммуникативной активности на решение конкретных профессионально-ориентированных задач. Правильная организация системы деятельности студента-первокурсника является одним из факторов эмоциональной устойчивости его личности, а ее отсутствие может служить серьезной помехой для этого.

Приобретение жизненного опыта осуществляется посредством овладения знаниями, умениями и навыками через процессы обучения, учения и научения. Согласно определению Н.В. Клюевой, обучение «представляет собой форму организации процесса передачи знаний, социальную систему, направленную на передачу новому поколению опыта предшествующих» [9, с. 323].

Обучение студентов является двусторонним процессом (преподавание и учение). С одной стороны, в нем участвует педагог, который излагает (преподает) материал и управляет этим процессом. С другой - студенты, для которых дидактический процесс принимает характер учения, т.е. активного овладения материалом.

В соответствии с точкой зрения И.И. Ильясова, учение - это «процесс усвоения конкретных видов знаний, умений и навыков в отличие от приобретения индивидом логических и творческих приемов познавательной деятельности, а также в отличие от других изменений психических процессов и деятельности - перехода от

непосредственности, непроизвольности к опосредованности и произвольности, от внешнего плана протекания процессов к внутреннему» [9, с. 98].

В свою очередь, научение, как указывают Л.Г. Подоляк и В.И. Юрченко, это «процесс и результат приобретения человеком нового сенсомоторного и интеллектуального опыта, новых форм поведения, усвоения студентом социального опыта, профессиональных знаний, умений и навыков» [10, с. 288].

Разнообразные педагогические воздействия, которые испытывают на себе первокурсники, являются одним из факторов, оказывающих влияние на формирования эмоциональной устойчивости.

Еще одним фактором, оказывающим влияние на эмоциональную устойчивость студентов-первокурсников, является межличностное взаимодействие. В условиях вуза это, прежде всего взаимодействия по схемам «преподаватель - студент» и «студент -студент».

Эффективное взаимодействие педагога и студента играет немаловажную роль в развитии учебной деятельности последнего. Форма вузовского обучения по схеме «преподаватель-студент» имеет свою специфику. Партнерство в совместной деятельности, приобщенность к профессии, обеспечивают профессиональную направленность, способствуют снятию возрастного барьера, мешающего эффективной совместной деятельности.

Сотрудничество педагога и студента является социально-психологическим стержнем, придающим взаимоотношениям в вузе особую эмоциональную насыщенность и влияющим на всю эмоциональную сферу личности и, в том числе, на эмоциональную устойчивость личности студентов. По словам В.А. Семиченко, большое значение в создании психологической атмосферы учения, имеют эмоционально-коммуникативные

качества педагога. Дружеское расположение педагога, не переходящее в панибратство со студентами, их общая увлеченность делом составляют тот эмоциональный фон, на котором происходит успешный учебно-воспитательный процесс [12].

Однако взаимодействие педагога и студента не всегда оказывается достаточно эффективным. С одной стороны, педагоги сохраняют преемственность традиций и передают апробированные временем знания и умения, с другой, это часто тормозит и затягивает процесс адаптации студентов-первокурсников на начальном этапе обучения к требованиям вуза, особенно в периоды быстрых социальных перемен.

Преподаватель также не всегда учитывает эмоциональный, энергетический, волевой, умственный потенциал студента. М.И.Дьяченко, выделяет следующие барьеры, мешающие установлению оптимального педагогического общения между преподавателем и студентом:

1) «Педагог не считается с индивидуальными особенностями студента, не понимает его и не стремится понять;

2) Студент не понимает преподавателя и поэтому не воспринимает его как своего наставника;

3) Действия преподавателя не соответствуют мотивации поведения студента или сложившейся ситуации;

4) Преподаватель высокомерен, задевает самолюбие студента, унижает его достоинство;

5) Студент сознательно и упорно игнорирует требования преподавателя или, того хуже, всего коллектива» [4, с. 264].

Сложный период адаптации студентов-первокурсников к новым социальным условиям, формирование у них эмоциональной устойчивости требует психологического сопровождения. Его может осуществить только понимающий и уважающий студента педагог, который никогда, «ни в какой обстановке не допустить покушения на суверенитет, личное достоинство студентов» [1, с. 397].

Студент является полноправным участником учебной деятельности, т.е. носителем «предметно-практической активности и познания, осуществляющий изменение в других людях и в самом себе» [9, с. 144]. Развитие студента в этом направлении предполагает его обучение умению планировать, организовывать свою деятельность, разрабатывать программу учебных действия, выполнение которых необходимо для успешной учёбы, чётко придерживаться данной программы и т.п. Наряду с этим студенту необходимо овладеть основными формами учебной деятельности: слушанием, осознанием, усвоением учебной информации, конспектированием, выполнением упражнений, решением задач, проведением учебных исследований и др. [Там же].

Одним из важнейших факторов, определяющих психологическое состояние и поведение студента-первокурсника, является мотивационная сфера личности. В студенческом возрасте происходит преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентаций. Значительное влияние на формирование будущего специалиста оказывает комплекс мотивов учебной деятельности: направленность на приобретение знаний, направленность на получение профессии, направленность на получение диплома.

Мотив выступает как форма проявления определенной потребности. Рассматривая сферу человеческих потребностей, Л.С. Выготский показывает, что одной из важнейших является «потребность в эмоциональном насыщении» [3, с. 216]. В свою очередь, одной из форм эмоционального насыщения является интерес-потребность в определенных эмоциональных переживаниях. Они могут быть получены, в том числе, и в учебной деятельности «:...Искусство обучения есть искусство возбуждения и удовлетворения интересов» [3, с 167].

Глубокий и устойчивый интерес студентов к будущей профессии являются важным условием успешного профессионального становления, а также формирования позитивных черт личности. Он вызывает у студента-первокурсника активность, стремление к

успешному овладению необходимыми знаниями и навыками. При этом академическая успешность сама по себе не является мерилом интереса к профессии. Она может быть достигнута как за счет направленности студента на овладение специальностью, так и узкопрагматического стремления получить диплом о высшем образовании [8].

Показано, что мотивация учебной деятельности студента определяется, прежде всего, мотивами достижения и познания. Последний из них представляет собой основу учебно-познавательной деятельности, которая возникает в проблемной ситуации и развивается при правильном взаимодействии и доброжелательных отношениях между студентами и преподавателями. В процессе обучения мотивация достижения взаимодействует с познавательной и профессиональной мотивацией.

Мотивация учения студента, характеризуется сложной структурой, ориентированной на внутреннюю и внешнюю мотивацию личности, которая определяет особенности поведения молодого человека. Основными характеристиками являются устойчивость, связь с уровнем интеллектуального развития и характером учебной деятельности. В идеале данный вид мотивации характеризуется направленностью, динамичностью и устойчивостью. Активизация познавательной деятельности студентов постоянно сопровождается организацией запоминания и воспроизведения учебной информации [Там же].

С.Л.Рубинштейн отмечает: для того, чтобы студент по настоящему включился в работу, задачи, которые перед ним ставятся в ходе учебной деятельности, должны быть не только понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость и нашли отклик в его переживаниях [11, с. 96].

Исследователями выделен ряд факторов, которые интенсифицируют процесс формирования у студентов мотивации учения. К ним относятся: привлекательность и значимость для студента подкреплений, которые получила «модель» (однокурсник, который является для него образцом); значимость для студента действий, которые демонстрирует «модель»; сформированность у студента наследуемых навыков, приемов деятельности; характеристики «модели» (привлекательность, социальный статус, уровень достижений); реакция «модели» на подкрепление; влияние нескольких «моделей» [5, с. 88].

В.Т. Лисовский предлагает классификацию сфер, которые, по его мнению, наиболее полно, характеризуют направленность студента. Это ориентация на:

1) учебу, науку, профессию;

2) общественно-политическую деятельность (активную жизненную позицию);

3) культуру (высокую духовность);

4) коллектив (общение в коллективе) [6, с. 168].

Не вызывает сомнения, что успешность обучения в вузе связана, прежде всего, с ориентацией на профессиональное становление. К факторам, определяющим успешность обучения студента-первокурсника, как указывает Т.И.Власова, можно также отнести:

1) уровень подготовки, систему ценностей, отношение к обучению, информированность о вузовских реалиях, представления о выбранной профессии - эти факторы во многом определяются общей атмосферой в стране и конкретными «бытовыми знаниями» тех, кто являлся непосредственным источником информации. Эти факторы проявляются преимущественно на начальном этапе обучения. На этом этапе студенты-первокурсники должны быстро ориентироваться в учебной деятельности, в системе норм и правил, существующих в вузе, разработать свою систему ценностей по отношению к учебе, предстоящей работе, преподавателям.

2) организацию учебного процесса, уровень преподавания, тип взаимоотношений преподавателя и студента и т.п.

Власова указывает, что «профессиональное образование должно стать не только обучающим, но и воспитательным пространством, в котором осуществляются партнерские отношения между преподавателями как профессионально и духовно

ориентированными людьми и будущими специалистами, обладающими

профессиональной гуманитарной компетентностью» [2, с. 206].

Известно, что существует связь между успешностью учебной деятельности и уровнем дисциплины в процессе обучения в вузе. Уровень дисциплинарной ответственности наиболее успешных студентов-первокурсников характеризуется: целеустремленностью, силой волей, чувством долга, умением мобилизовать свои физические и психические силы на учебу, высокой регулярностью учебной деятельности. В комплексе с направленностью на получение знаний наблюдается высокая академическая успешность студента на начальном этапе обучения.

На фоне учебной деятельности наблюдаются определенные изменения компонентов эмоциональной устойчивости: эмоционально-мотивационной, когнитивной,

поведенческой и контрольно-регулятивной. Эмоционально компонент испытывает на себе влияние большей или меньшей сбалансированности в отношениях между студентами, с одной стороны, а также студентами и преподавателями с другой; повышения уровня тревожности, невротизации, вызванного проблемами адаптации к условиям учебы. Однако, он в значительной мере, определяется и индивидуальными способами эмоционального реагирования на внешние и внутренние стимулы, возникающие в процессе учебной деятельности.

Когнитивный компонент развивается под влиянием получаемого опыта пребывания в высшей школе. Студенты постоянно оценивают получаемую информацию, стремятся прогнозировать важные для них события студенческой жизни, учатся принимать решения в стрессогенных ситуациях (особенно в периоды экзаменационных сессий).

Развитию поведенческого компонента способствует индивидуально-специфическая адаптированность студентов к новой социальной среде, адекватность поведения при решении сложных учебных задач.

Контрольно-регулятивный (волевой) компонент эмоциональной устойчивости развивается, когда студенты учатся контролировать собственное поведение на лекциях и практических занятиях, предпринимать те или иные действия, связанные с преодолением учебных трудностей, а накопленный опыт учебы помогает им самоорганизовываться, регулировать собственное поведение и деятельность, управлять собой в сложных ситуациях.

Выводы. В период студенчества происходит перестройка личности, ее эмоциональной и интеллектуальной сферы, которая обусловлена изменениями социальной ситуации развития, связанной с поступлением в высшее учебное заведение.

На фоне учебной деятельности наблюдаются определенные изменения компонентов эмоциональной устойчивости: эмоционально-мотивационной, когнитивной,

поведенческой и контрольно-регулятивной.

Изменение социального статуса личности; смена вида деятельности, новые формы деятельности, предусматривающие большую самостоятельность, свободу выбора; расширение социального окружения способствуют развитию самосознания. Интенсивно развивается саморегуляция, повышается контроль над собственным поведением, эмоциями.

Правильная организация системы деятельности студента-первокурсника является одним из факторов эмоциональной устойчивости его личности, а ее отсутствие может служить серьезной помехой для этого.

В связи с этим, необходимым условием успешного обучения студентов в вузе является высокий уровень эмоциональной устойчивости.

Литература

1. Аминов Н.А., Аверина И.С. Экспресс-диагностика аверсивных (страх-гнев) состояний и формы межличностных конфликтов у младших школьников // Диагностика и регуляция эмоциональных состояний. - М., 1990. С. 4-7.

2. Власова Т.И. Теоретико-методологические основы воспитания духовности современных школьников. - Ростов/н/Д., 1999, 362 с.

3. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956, 519 с.

4. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А., Кандыбович С.Л. Психология высшей школы: - Мн.: Харвест, 2006, 416 с.

5. Занюк С.С. Психолопчш закономiрностi керування мотиващею учшня студентсько'1 молодо Дис... канд.. психол. наук : 19.00.07. - Кшв, 2004. 190 с.

6. Лисовский В.Т.Динамика социальных изменений (опыт сравнительных социологических исследований российской молодежи) / В. Т. Лисовский // Социологические исследования. 1998. № 5. С. 98-104.

7. Немов Р.С. Психология : учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. / Р. С. Немов. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - Кн. 2. Психология образования. 608 с.

8. Ольшанникова А.Е., Рабинович Л.А. Опыт исследования некоторых индивидуальных характеристик эмоциональности // Вопросы психологии. - 1974. - №3. 325 с.

9. Педагогическая психология : учеб. пособие / под ред. Н. В. Клюевой. -М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003, 400 с.

10. Подоляк Л.Г. и Юрченко В.И.. Психология вищо'1 школи. - К.: ТОВ «Фiл-студiя, 2006, 320 с.

11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. - Т.2. - М.: Педагогика, 1989, 322 с.

12. Сеченов И.М., Павлов И.П., Введенский Н.Е. «Физиология высшей нервной системы»- Избр. Труды - М.: Медгиз, 1952, 67-73с.

13. Стоунс Э. Психологическая теория и практика обучения: пер. с англ., М.: Педагогика, 1984, 184с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.