Научная статья на тему 'О проблемах этнических взаимоотношений в современных условиях'

О проблемах этнических взаимоотношений в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
40
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕАЛИИ / ПОСТМОДЕРН / ТРАДИЦИЯ / ЧАСТЬ / ПЕСТРЫЙ / КУЛЬТУРНЫЙ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ВСЕСТОРОННИЙ / РАЗВИТИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / СПОСОБНОСТЬ / УГЛУБЛЯТЬСЯ / БОГАТСТВО / ВНУТРЕННИЙ / СВИДЕТЕЛЬСТВОВАТЬ / СОЛИДАРНОСТЬ / ВЫЖИВАТЬ / REALITY / POST MODERN / TRADITION / PART / MIXED / CULTURAL / ECONOMICAL / SOCIALIZATION / COMPREHENSIVE / DEVELOPMENT / INDIVIDUALITY / ABILITY / DEEPEN / WEALTH / INTERNAL / WITNESS / SOLIDARITY / SURVIVAL

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Степанов К.С.

В новых реалиях - в постмодерн традиция становится одно из частей пестрой картины современной культурной и экономической жизни. Социализация человека при всестороннем развитии его индивидуальных способностей должна углубляться, характеризуя богатство внутреннего мира человека и свидетельствуя о крепнущей солидарности людей как об условии их выживания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О проблемах этнических взаимоотношений в современных условиях»

Степанов К.С. ©

Доцент, кафедра гуманитарных и социальных наук, Кировская государственная медицинская академия

О ПРОБЛЕМАХ ЭТНИЧЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННЫХ

УСЛОВИЯХ

Аннотация

В новых реалиях - в постмодерн традиция становится одно из частей пестрой картины современной культурной и экономической жизни. Социализация человека при всестороннем развитии его индивидуальных способностей должна углубляться, характеризуя богатство внутреннего мира человека и свидетельствуя о крепнущей солидарности людей как об условии их выживания.

Ключевые слова: реалии, постмодерн, традиция, часть, пестрый, культурный, экономический, социализация, всесторонний, развитие, индивидуальность, способность, углубляться, богатство, внутренний, свидетельствовать, Солидарность, выживать..

Keywords: reality, post modern, tradition, part, mixed, cultural, economical, socialization, comprehensive, development, individuality, ability, deepen, wealth, internal, witness, solidarity, survival.

Российская система образования переживает период переосмысления философских оснований, стратегических направлений своего развития. Историческое измерение поликультурности предполагает использование принципа историчности в представлении социально-политических феноменов: их генезис, осуществление, трансформацию. Социальное измерение выражается в признании множественности социально-культурных систем и возможности их реализации в рамках единого общества. Этическое измерение реализуется посредством утверждения принципа толерантности. Толерантность признает правомерность культурных, религиозных, этнических различий между индивидами, группами, терпимое отношение к проявлениям непохожести во внешнем виде, поведении [4, С 34-40].

Программы поликультурного образования основаны на идее межэтнического и межконфессионального общения, свободного от расовых и националистических предрассудков и стереотипов, сложившихся в общественном сознании. Эти программы должны учитывать новую геополитическую и социально-культурную ситуацию, содействовать ослаблению социальной напряженности в связи с поисками отдельных групп этнокультурной идентичности [2,13].

Новый ХХ1 век выдвигает новые задачи. Возрастает роль семьи в воспитании и дошкольном образовании, увеличиваются затраты финансов и времени на общую культурную подготовку, физическое совершенствование, культ здорового образа жизни.

Большое значение в культуре постиндустриального общества имеет плюрализм жизненных стандартов.

Поведение индивидов в значительной степени мотивируется стремлением выделиться из массы. Человек постиндустриального общества стремится к тому, чтобы проявить свою уникальность.

В отличие от строгих раннебуржуазных нравов, осуждавших любую экстравагантность и любые отступления от общепринятых норм поведения. Культура постиндустриального общества отличается широким плюрализмом ценностей и форм деятельности, стилей поведения и жизни.

© Степанов К.С., 2016 г.

Сегодня и в России приходит то время, когда становится ясным- идеального общества нет, что вызвано рядом обстоятельств:

- распад биполярного мира и серьезные изменения в мире;

- трудности и даже неспособность социальных наук объяснить текущую ситуацию;

- попытки построить «хорошее общество» не на основе системы принципов, а на основе своего рода «сборки» желаемых свойств [3, 16-23]

Нелинейность социальной жизни, резкая смена характера проблем, стоящих перед людьми, их собственные неожиданные новые идеи, возрастание эклектицизма в их принципах, создающее непредсказуемость поведения, стали тем новым вызовом, на который социальные науки не смогли ответить.

Универсалистские идеи сегодня находятся в постоянной конкуренции с контекстуалистскими. Универсальное разбивается, локализуется контекстами культур. Отсюда появляются такие оппозиции: как коммунитаризм против либерализма, местная культура против общечеловеческой, локальное развитие против глобального, блага против свободы [1, 56].

При использовании этноконфессиональных ценностей и архетипических установок в целях приспособления к новой социально-экономической ситуации носители традиционного мировоззрения втягиваются в жизнь постмодернистского обществ, что не может постепенно не подтачивать традиционные устои и саму ценностную матрицу, на которую опирается традиция.

В современном обществе в значительной мере возрос интерес к этноконфессиональному хозяйству как особой объективной реальности, укладу жизни и традициям. Все это связано с кризисом самого современного бытия, рационализацией всех сфер социума. Понятие «этноконфессиональные отношения» позволяет исследовать сложное взаимодействие между этническими общностями, их институтами, этноформами, с одной стороны, и последователями разных религий и существующих в их рамках конфессий, а также субъектами этих религий и конфессий

Экономические, социально-политические, культурологические, демографические процессы, происходящие в нашем полиэтническом обществе, во многом объясняются подъемом национального самосознания всех народов, населяющих Россию.

В современном обществе все более проявляется тенденция самосознания, самоидентификации и самоутверждения. В поле притяжения оказываются как индивиды, так и целые народы, этносы. Изучение нравственной культуры этносов, выяснение соотношения моральных универсалий и национально- специфических нравственных представлений и норм, особенностей преломления в них общечеловеческих моральных требований, определения роли этноэтики в становлении духовного развития личности представляется особо актуальным и значимым [5, 53-56].

Нравственная культура как существенный элемент духовной жизни общества становится объектом насущной потребности социального обновления России. Являясь субъектом морали, этика призвана вникать в системы моральных ценностей каждого народа, в их взаимоотношения с культурными реалиями, с моралью других народов. Весь мир нравственных отношений должен быть дополнен нравственными отношениями как внутри этноса, так и между этносами.

В условиях кризиса нравственного сознания необходимо изменение этических норм и ценностных представлений , определяющих место и роль человека в мире. Разработка ценностного содержания нравственной культуры может служить методологическим основанием общественной моральной ориентации, определения направлений в становлении духовного развития личности.[6,17-18].

Фактором совершенствования современного российского образования является повышение роли этнокультурного процесса. Роль этноэтики как в общекультурной, так и профессиональной подготовке будущих специалистов-медиков не подлежит сомнению. Это не случайно, так как изучение нравственной культуры этносов играет важную роль в

духовном развитии личности.

Этноэтика зарождается на пересечении культурологии, этнографии, этики, психологии, социологии. Она выделилась в особую отрасль этического знания и находится на стадии ее формирования.

Она представляет собой специфическую разновидность моральной теории, совокупность типичных элементов морального сознания и стереотипов практического поведения как однородных, так и разнородных исторических общностей в процессе их жизнедеятельности.

Она фокусирует свое внимание на выяснении соотношения моральных универсалий и национально- специфических нравственных представлений и норм, особенностей преломлений в них общечеловеческих моральных требований.

Одной из важнейших задач этноэтики является определение структуры ценностных ориентаций, обеспечивающих этническое своеобразие нравственности, выявление акцентировки основных ценностей в рамках целостной культуры, введение утраченных нравственных традиций в современный культурный контекст.

Мораль имеет общечеловеческий смысл, но тем не менее существуют разные типы моральной культуры, в рамках которых формируются этнокультурные ценности, дающие конкретное содержание моральным нормам и императивам.

Нравственная культура, как предмет этноэтики, может быть представлена через систему ценностных отношений ко времени, пространству, человеческим качествам и позициям, фундаментальным связям между людьми и выражающим их символам. «Для успешного конкретно-исторического изучения нравственности существенное значение имеет ценностная взаимосвязь субъектов морали».[1, 34].

С точки зрения исторического генезиса нравственной культуры этносов можно выделить две главные основы этноморали: во-первых, это традиция, во-вторых, ценностное отношение к предкам - в темпоральном плане и ценностное отношение к своей родине, отечеству, земле - в плане локальном.

Человеческой проекцией нравственной культуры этносов в ее генетических основаниях выступают мифологические образы, которые соединяют в себе силу, необходимую для защиты родового коллектива, и постоянную готовность использовать ее в соответствующем направлении. Сила, коренящаяся в связи со своим народом и своей землей и направленная им на благо, вот что есть духовность в ее исходно-мифологической форме.

В качестве основного источника формирования нравственных ценностей можно определить мифологию, так как она служит первоначальной формой духовной культуры, особой формой мироощущения и миропонимания. Мифы были связаны с заветными племенными традициями, утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, устанавливали и поддерживали определенные нормы поведения.

Система моральных ценностей у каждого народа включает набор универсальных общечеловеческих ценностей: почтительное отношение к старшим, родителям, принцип гостеприимства, понятие чести, достоинства. Скромность, толерантность, доброжелательность и др.

Однако иерархия ценностей, культивируемых и традиционно поддерживаемых в том или ином обществе, как правило, свои особенности. Так, принцип гостеприимства входит в моральный кодекс любого народа, но далеко не у всех стоит на первом месте. Почитание родителей занимает одну из верхних строк в мусульманской системе ценностей и весьма слабо выражено у европейских народов.

Например, исследователи украинской национальной культуры, ее ментальности отмечали софийное мировосприятие, акцентированно-позитивное отношение к природе, антропоэтикоцентрическую ориентацию, демократию брачных отношений, у мордовского этноса принята акцентировка таких ценностей как доблесть, толерантность, почтительность. В своей совокупности культурные, политические и социально-экономические условия жизни образуют свою иерархическую структуру черт этнического характера. Поэтому,

с одной стороны, всегда с позитивных черт национального характера называют патриотизм, трудолюбие, мужество и т.д., а с другой, - они всегда разнятся степенью своего проявления. Изучение соотношения культурных миров и моральных универсалий возникновения нравственных ценностей, особенностей их возникновения и развития, механизмов передачи от одного поколения другому важно для направления воспитательной деятельности в вузе.

Происходит изучение моральных идеалов, обычаев и нравов, доминирующих в культуре отдельного народа, углубляется представление об этносфере общества в целом. Формируется новый образ бытия людей, что играет важную роль в становлении духовного развития личности.

Литература

1. Брейкин О.В. Мораль древнего Рима (Y11 -1 вв. до н. э.).- Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2002.

2. Barro R.J.,Mc Cleary R.M/ Religion and Economic Growth. - May 2003, NBER Working Paper 9682 [ Электронный ресурс]/ Режим доступа:www. nber/org/ papers /w 9682 [Дата просмотра: 12.03.2016]

3. Иноземцев В.Л.Расколотая цивилизация: Наличествующие предпосылки и возможные последствия постэкономической революции.- М.,2003.

4. Репина Л.П., Зверева Г.И. История как учебная дисциплина// Преподавание гуманитарных дисциплин в вузах России: состояние, проблемы, перспективы.-М., 2007-С.34-40.

5. Сахарова Л.Г. Воспитание культуры межконфессиональных отношений у студентов медицинского вуза// Высшее образование сегодня-2009-№3.=-С.53-56.

6. Сахарова Л.Г.Современный опыт воспитания культуры межконфессиональных отношений (на примере молодежных объединений) //Казанский педагогический журнал- 2009.-№3.-С.17-18.

7. Сахаров В.А., Сахарова Л.Г. Взаимосвязь духовно- нравственного и поликультурного воспитания студенческой молодежи// Среднее профессиональное образование- 2011-№11.-С.13-14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.