Научная статья на тему 'Проблема стабильности в многонациональном и поликонфессиональном обществе (на примере республики Дагестан)'

Проблема стабильности в многонациональном и поликонфессиональном обществе (на примере республики Дагестан) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
289
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ / КОНФЕССИЯ / ПРОТИВОРЕЧИЕ / РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН / МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мусаева Эльмира Шекералиевна

В статье рассматривается проблема общественной стабильности в поликонфессиональном регионе. На примере Дагестана проанализированы пути ее укрепления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема стабильности в многонациональном и поликонфессиональном обществе (на примере республики Дагестан)»

ПРОБЛЕМА СТАБИЛЬНОСТИ В МНОГОНАЦИОНАЛЬНОМ И ПОЛИКОНФЕССИОНАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ (на примере Республики Дагестан)

©2009

Мусаева Э.Ш.

Дагестанский государственный педагогический университет

В статье рассматривается проблема общественной стабильности в поликонфессиональном регионе. На примере Дагестана проанализированы пути ее укрепления.

The author of the article addresses the problem of the social stability in the polyconfessional region. By example of Daghestan she’s analyzed the ways of strengthening the social stability.

Ключевые слова: общественная стабильность, конфессия, противоречие, Республика Дагестан, межнациональное взаимодействие, толерантность.

Keywords: social stability, confession, conflict, the Republic of Daghestan, interethnic cooperation, tolerance.

Дагестан (как и Северный Кавказ в целом) оказался эпицентром этноконфессиональных противоречий и конфликтов, что обусловлено рядом объективных причин, среди которых можно выделить: важное геополитическое положение региона, «этапные» особенности современного этнорегионального развития, чрезвычайно сложный этноконфессиональный состав его населения, территориальные аспекты межэтнических взаимоотношений. Немаловажным фактором является также включенность Дагестана в систему трансрегиональных этнополитических отношений. Динамика северокавказских (и дагестанских в том числе) этноконфессиональных процессов оказывает многоаспектное воздействие не только на региональную, но и общероссийскую политическую стабильность. По этой причине проблема стабильности приобретает повышенную актуальность и требует специального всестороннего исследования.

Несмотря на множество монографий, статей и других исследований (Р. Г. Абдулатипов, М. А. Абдуллаев, А. В. Авксентьев, 3. С. Арухов, М. В. Вагабов, К. Г. Гусаева, Н. П. Свенцицкая и др.), посвященных этнополитическим и конфессиональным противоречиям, данная проблема пока еще не получила всестороннего и комплексного осмысления. Трудность исследования заключается в чрезвычайно сложном и многогранном объекте изучения, так как, по мнению автора [12. С. 34], важной причиной напряженности в РФ и РД является ускоренная модернизация, порожденные ею кризисы, реальные и мнимые несправедливости, в совокупности подорвавшие в сознании части населения легитимность государственно-правовых институтов, да и самой политической системы. Об этом свидетельствует низкий престиж органов всех ветвей власти, подавляющего большинства политических лидеров и государственных деятелей

На ход этнополитических и конфессиональных процессов протекающих в Дагестане, воздействует комплекс противоречий, зародившихся еще в годы советской власти, постепенно накапливавшихся и проявившихся сравнительно недавно, в пору «национального возрождения» (Пр.: межэтнические конфликты -аварцы-чеченцы; лакцы-чеченцы; аварцы-кумыки. Сепаратистские тенденции среди ногайцев. Проблема разделенных народов).

Проблема укрепления общественной стабильности и межнационального и конфессионального мира сегодня является одной из важнейших, и «... не может быть сомнений в том, что гражданский мир в России напрямую зависит от того, сложится ли у нас новая многонациональная и многорелигиозная российская идентичность (как складывается сейчас европейская) или дело сведется к заведомо тщетным попыткам адаптировать к условиям XXI века прежнюю русско-православную идентичность, делая вид, что эти два понятия совпадают» [8. С. 33].

Социально-экономические реформы и перемены, происходящие в последние десятилетия, всколыхнули широкие слои общества. Трудности переходного периода, межэтнические и религиозные конфликты, потоки беженцев и вынужденных переселенцев в значительной степени политизировали общественное сознание [12. С. 32.]. Это привело к появлению деструктивных факторов, к числу которых относится разрушение единого культурно-просветительского пространства. В Дагестане сложилась очень непростая ситуация. Во-первых, качественно новая и сложная геополитическая ситуация. Во-вторых, Дагестан оказался в эпицентре военных событий на Кавказе. Дагестан связан и граничит с «военными точками» Кавказа, пограничные районы давно превращены в зоны боевых действий и операций, но общественность и руководство республики стараются удержаться от втягивания в военную ситуацию.

Для Северного Кавказа и Дагестана характерно, по мнению Н. П. Свенцицкой, действие ряда факторов:

- наиболее тяжелое наследие национально-территориальных переделов, причем изменения касались границ и статуса национально-территориальных образований;

-депортация народов во время Великой Отечественной войны;

- менталитет горских народов. Ориентация на «разрешение» конфликтов при помощи оружия и силы, обусловленных историко-географическими особенностями региона, сформировали у народов Дагестана специфическую культуру конфликта, в которой силовой исход является приоритетным [14. С. 9].

Все это препятствует решению жизненно важных проблем РД: транспортная и энергетическая блокада препятствуют развитию региона и превратили республику в зону неблагоприятного развития предпринимательства и рыночных отношений, что привело к дальнейшему разрушению основ дагестанской экономики, системы сельского хозяйства, промышленности. Для Дагестана стали характерными заметная поляризация в уровне доходов населения и ее резкое имущественное расслоение. Остро стоит проблема обеспечения внутренней и внешней безопасности - существуют внутренние и внешние деструктивные силы, использующие объективные трудности переходного периода (который «сильно» затянулся) для дестабилизации общественной жизни в Дагестане.

А. Г. Агаев и Р. М. Магомедов пишут: «Суперполинациональность населения, размещенного на небольшой территории и в условиях крайне многочисленных перекрещений, образует одну из основных особенностей Дагестана. В ней содержится и сложный клубок межнациональных отношений. Большая численность народов, их многообразие и разнообразие по этническому происхождению, религии, языку, разделенность их по этнографическим и локально-культурным группам, обычаям и обрядам, местам выхода и

индивидуальным способам встречи друг с другом в разных долинах и ущельях создали такой переплет их взаимодействий, что описание и объяснение их в полной мере - задача трудноосуществимая» [1. С. 20].

В современных обществах (особенно в последние десятилетия), прослеживается тенденция, характеризующаяся как транслокальная, т.е. направленная на преодоление солидарности конфронтационного типа и стремление к синтезу культурных установок Запада и Востока. Необходима готовность индивида к межкультурной коммуникации, определяемая основными этнокультурными характеристиками, такими, как культура, этническое самосознание и этническая толерантность. Современная практика межнационального и межрелигиозного общения требует иного сознания, создания новых правовых, нравственных и социальных норм, регулирующих отношения, в которые вступают этносы и представители разных конфессий в ходе переустройства модели и структуры общества [11. С. 95].

При анализе отечественной и зарубежной литературы мы сталкиваемся с тем, что мало изучены источники формирования симпатий и антипатий в межнациональном и межконфессиональном общении. Тот позитивный опыт, накопленный за годы советской власти в решении национального вопроса, «был успешно забыт». Деидеологизация, проводимая государством в последние десятилетия, в совокупности с разрушением единого культурно-просветительского пространства привели Российское общество в начале нового тысячелетия к поиску общенациональной идеи, которая сплотила и объединила этносы и конфессии, проживающие на территории нашей страны. Снизить влияние неблагоприятных факторов на сознание общества возможно лишь в том случае, если удастся совместить сохранение и возрождение культур народов региона, страны, составляющих неотъемлемую часть мировой культуры, с развитием и укреплением толерантного мировоззрения.

Специфика современной России, находящейся в состоянии трансформации всех государствообразующих систем и институтов, состоит в одновременном развитии экономических, политических, ценностных конфликтов (самыми жестокими и опасными являются этнические и религиозные), рождающих социетальный кризис в обществе. «Пережив межнациональные, межэтнические, межрасовые, межрелигиозные и другие конфликты, люди все больше и больше приходят к выводу о том, что существует только один путь обеспечения надежного мира и безопасности - путь толерантности...» [4. С. 42].

Культура выступает как универсальный механизм адаптации человека к локальным природным и социальным условиям. Культура межнационального общения зависит от общей культуры людей, умения поставить общечеловеческие ценности выше узконациональных. Таким образом, важную роль в процессе межкультурного взаимодействия играет совокупность этнодифференцирующих и этноинтегрирующих свойств культуры. Духовная культура в истории человечества существует исключительно в диалогической форме, ибо живой человеческий дух противоречив, диалектичен по своей природе, и созидание возможно только путем преодоления противоречий.

Ситуация в Республике Дагестан в этом смысле не является исключением. При всей сложности и конфликтности межнациональных и конфессиональных отношений в Дагестане на протяжении последних пятнадцати лет отмечаются попытки наладить межконфессиональное сотрудничество. И это естественно, так как несмотря на очевидные различия в нравственной кодификации отношений у мусульман, христиан и буддистов, их объединяют некие универсалии, ведь в основе культурных ценностей, проповедуемых большинством религий, лежат общечеловеческие морально-этические понятия - любовь, надежда, справедливость и уважение к человеку. В религии переплетаются национальные и общечеловеческие начала, черты восточной и западной цивилизаций.

У мусульман и христиан России в результате многовекового сосуществования в рамках общей историко-культурной ниши, а впоследствии и государственной системы сложился богатый опыт сотрудничества. Исходной позицией в межконфессиональных отношениях уже к началу XX столетия стала толерантность. Позитивное развитие конфессиональных отношений является важным фактором укрепления социально-политической стабильности общества. Межконфессиональное согласие как особая общественная ситуация, содержанием которой является толерантность, проявляемая всеми сторонами, не исключает установления дружественных отношений между представителями различных конфессий, укорененных на одной территории. В случае стабильного развития, ориентированного на самовоспроизводство, может сложиться устойчивая система отношений.

Согласие между верующими и неверующими необходимо для общего этического мира, так как в противном случае как верующим, так и неверующим угрожает вакуум значений и норм. Даже в свободном демократическом обществе требуется минимальное базисное согласие относительно специфических значений, норм и отношений, без чего невозможно разрешение социальных конфликтов [15. С. 85]. Установки на межнациональную интолерантность связаны с разностью религий, с убеждением в незыблемости этнических границ, установками на агрессию. Поэтому в государствах, где политическая и экономическая конкуренция «допускает» кастовые, клановые или сословные механизмы формирования власти, сталкиваются с межэтнической и межрелигиозной нетерпимостью.

Анализ особенностей межнационального и межрелигиозного взаимодействий в Дагестане показывает, что здесь есть прочная основа для этнической и религиозной толерантности. Регион отличается не только широким спектром этнических культур, но и наличием совместно созданного межкультурного пространства с едиными для населяющих его народов обычаями, традициями и ценностями во всех сферах жизни. Это пространство характеризуется не только культурным родством коренных народов, схожестью их кодексов чести, но и уважением к другим культурам, недопущением эскалации имеющихся проблем. Традиции толерантности у народов Дагестана выступают как часть их духовной жизни, основанной на принципах взаимопомощи и поддержки, гостеприимства, уважения к старшим и т.д. [6. С. 135]. Исследователи считают, что развитие национальных отношений в духе добрососедства и взаимного сотрудничества, разрешение конфликтных ситуаций на основе накопленных и используемых народами Дагестана на протяжении веков традиций миротворчества и народной дипломатии будут также способствовать формированию гражданского общества в республике [10. С. 139.]

В социально и экономически неблагоустроенном, этнически пестром Дагестане большое внимание должно уделяться межэтнической толерантности. «Гражданское общество в многонациональном государстве без толерантности, согласия невозможно...» [2. С. 3]. Установки, влияющие на межнациональную толерантность, позитивно коррелируют с этнической идентичностью, установками на поддержание традиций, позитивным отношением к другим культурным группам. «Следует формировать у молодежи умения и навыки преодоления национальных, религиозных, культурных барьеров, разделяющих людей. Немаловажно научить молодежь находить равновесие между личным и общим благом, интересами личности и общества, между тем, что считает своим счастьем каждый человек как индивид и как член общества» [5. С. 334].

Чтобы яснее представить ситуацию в Дагестане, важно и необходимо учитывать внешнеполитический фактор, т.е. позицию тех стран, которые заявляют об имеющихся у них на Кавказе (и в Дагестане) особых национальных интересах. Такие декларации подкрепляются целенаправленными действиями

спецслужб, оказанием финансовой и материальной помощи международному терроризму, обучением и подготовкой кадров для работы на Кавказе. Необходимо учитывать также стремление некоторых государств вбить клин между Россией православной и Россией мусульманской.

В этих условиях этнические и конфессиональные факторы должны выступать основой социально-экономи-ческого возрождения и формирования политического мира в Дагестане, способствовать установлению сотрудничества с соседними государствами в борьбе с крайними формами экстремизма, выработать эффективные международно-правовые механизмы пресечения наемничества и терроризма. Для консолидации дагестанского общества и утверждения в нем мировоззренческой толерантности, необходимо активнее развивать межконфессиональный диалог, который является важным фактором общественно-политической стабильности.

В настоящее время этническая и религиозная толерантность необходимы в любом сообществе, так как в масштабах всего человечества необходимо согласовывать этнические и религиозные формы жизнедеятельности и поведения (которые являются различными, порой альтернативными). Преодолевая негативные особенности этноцентристского и «узко» конфессионального видения мира, этнические и религиозные стереотипы, мы тем самым закладываем основы стабильности во всех видах человеческого взаимодействия. При этом толерантность связана и с сознанием личности, и с сознанием всего общества в целом. Таким образом, толерантность «... в широком смысле слова понимается как взаимодействие народов в разных сферах - политике, культуре, религии и т.д., в узком смысле - как межличностные отношения людей, которые тоже происходят в разных сферах общения - трудового, семейно-бытового, а также соседского, дружеского и др. видах неформального общения» [3. С. 185].

Рассматривая проблему стабильности в многонациональном и поликонфессиональном обществе, мы сталкиваемся с проблемой взаимосвязи этнического и религиозного самосознания в широком смысле и толерантности. Некоторые ученые (Н. П. Лебедева, Г. У. Солдатова и др.) видят субъективно-психологическую обусловленность этой взаимосвязи, которая подразумевает зависимость толерантности или интолерантности от «нормального» или «ненормального» уровня самосознания [9. С. 122]. Другие авторы (Ю. В. Арутюнян, Л. М. Дробижева) видят главную причину в объективной обусловленности данной проблемы реалиями социально-экономической и политической ситуации в обществе [7. С. 61]. Но, по нашему мнению, проблема взаимосвязи этнического и религиозного самосознания и толерантности, являясь очевидной для всех, различается лишь акцентами, которыми авторы вышеизложенных подходов оперируют в причинно-следственной обусловленности этой взаимосвязи. В разные периоды развития общества на «первый» план могут «выходить» объективные или субъективные факторы, но сама проблема взаимосвязи носит субъективно-объективный характер [13. С. 86-103].

Как показывает анализ современной этнополитической и религиозной ситуации, все более очевидной становится бесперспективность конфронтационного подхода к этническим конфликтам и конфессиональной ситуации в таком сложном регионе, как Республика Дагестан. Следовательно, встает вопрос: путем каких действий и мер можно добиться стабильности и согласия в многонациональном и поликонфессиональном обществе?

Наиболее перспективными путями стабилизации межэтнических и религиозных отношений в нашей Республике могут быть следующие действия и меры:

- необходимо выработать идеологию стабильности как ценностной основы

стратегии регулирования межэтнических и религиозных отношений. Стратегия, учитывающая специфику региона, должна на первый план выдвинуть координирующую роль государственных органов в реализации национальной и религиозной политики. Иначе трудно добиться успешного воплощения общегосударственной политики и региональных подходов в обеспечении стабильности и согласия.

Общее состояние межнациональных и религиозных отношений в Дагестане не всегда зависит от усилий республиканских и местных органов власти, которые в определенной степени являются продолжением политики федеральных органов власти. Центру необходимо учитывать, что регион в 90-е годы обрел новое геополитическое положение и это вызвало особый интерес со стороны ведущих мировых держав и различных государств, заинтересованных в обострении межнациональных и конфессиональных отношений. Принятые федеральным центром меры не разрешили злободневных проблем (проникновение религиозного экстремизма, проблемы репрессированных, депортированных и разделенных народов и т. д.);

- уделять большее внимание вопросам выработки и реализации социально-экономической политики с учетом региональной специфики (высокий уровень безработицы, уровень бедности, рост преступности, активизация деструктивных сил и т. д.) В трудные времена усиливается тенденция к внутренней замкнутости этноса или конфессии, поэтому для создания атмосферы, которая бы способствовала гармонизации межнациональных и религиозных отношений, требуется политика, направленная на экономический рост всей России. В полиэтнических и поликонфессиональных обществах следует всячески поощрять ассоциации, объединения, коллективы, построенные на территориальных, хозяйственных, профессиональных принципах, эти коалиции должны затруднять образование моноэтнических и религиозных образований, ориентированных на конфронтацию;

- должен быть разработан механизм предупреждения и преодоления межнациональных и конфессиональных конфликтов. За многовековую историю дагестанцы выработали уникальный опыт добрососедских отношений и взаимодействие между народами. Необходимо пропагандировать положительные традиции прошлого (куначество, уважение к иноплеменнику, использование народной дипломатии при регулировании конфликтов);

- необходимо подвергнуть тщательному анализу весь процесс организации воспитательной работы в нашем обществе. В конце 80-х - начале 90-х годов «благодаря» деятельности внутренних и внешних деструктивных сил в России усилилось влияние сторонников деидеологизации, сепаратизма, национализма и шовинизма. Воспитательная работа позволила бы базироваться на всем позитивном, что выработано не одним поколением. В процессе социализации общество и социальные институты должны разрабатывать программы общегуманистического, нравственного воспитания, которые снизили бы влияние неблагоприятных факторов на сознание молодежи. Дальнейшее развитие общества невозможно без системы формирования и развития у подрастающих поколений духовно-нравственных основ.

В заключение можно отметить, что в настоящее время в Дагестане как на уровне государственных структур, так и на уровне общественных организаций, движений и других институтов гражданского общества ведется борьба против религиозного экстремизма, формируется культура межнационального общения, предпринимаются меры по обеспечению диалога культур народов региона, установлению культурных связей между народами, формируются установки толерантного поведения.

I. Агаев А.Г., Магомедов P.M. Дагестанское единство: история и современность. Махачкала,

1995. С. 20. 2. Алиев М.Г. Национальные процессы и приоритеты современной национальной политики Республики Дагестан // Дагестанская правда. 2004. 23 апреля. 3. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. М., 1998. С. 185. 4. Гаджимирзаев М.М. Этноконфессиональная толерантность как фактор обеспечения мира и безопасности на Северном Кавказе. Автореф. дис. ... канд. полит, наук. Ставрополь, 2003. С. 42. 5. Гасанов З.Т. Педагогика межнационального общения. М., 1999. 6. Гусейнов О.М. К вопросу о формировании толерантности в полиэтническом регионе // Современные проблемы теории и практики межэтнических отношений: Материалы региональной научно-практической конференции.

Махачкала : ИПЦ ДГУ, 2004. 7. Дробижева Л.М. Толерантность и рост этнического самосознания: пределы совместимости. М., 1997. С. 61. 8. Красиков А.А. Религии в России - фактор укрепления или распада государства // Современная Европа. 2003. №4. 9. Лебедева Н.М. Психологические аспекты этнической экологии // Этническая экология: теория и практика. М., 1991. 10. Магомедова М.А. Особенности формирования гражданского общества в многонациональном регионе (на примере Республики Дагестан). Автореф. дис. ... канд. филос. наук. Махачкала, 2005.

II. Мусаева Э.Ш. Культура мира как основа стабильности многонационального и

поликонфессионального региона // Обсерватория культуры. М., 2007. №3. 12. Мусаева Э.Ш. Факторы этнополитической конфликтности на Северном Кавказе // Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру. Материалы докладов Международного конгресса 21-24 сентября 2004 года. Пятигорск : ПГЛУ, 2004. 13. Муслимов С.Ш., Мусаева Э.Ш.

Этнополитические конфликты в полиэтническом регионе и пути их регулирования // Научные труды кафедры философии. Махачкала, 2006. С. 88. 14. Свенцицкая Н.П. Роль средств массовой информации в урегулировании межнациональных конфликтов на Северном Кавказе (социологический анализ). Автореф. дис. ... канд. с. н. М., 2000. С. 9. 15. Kung Н. A coalition of believers and non-believers // La tolerance aujourd hui. Analyses philosophiques / Document de travailpour le XIX Congres mondial de philosophie (Moscow, 22-28 avg. 1993) / UNESCO Division de la philosophic et delfethique. Paris, 1993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.