УДК 301
МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ ФАКТОР И МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ: ВЗАИМОВЛИЯНИЕ И ВЗАИМОСВЯЗЬ
© 2010 г. М.М. Шахбанова
Институт истории, археологии и этнографии Institute of History, Archeology and Ethnography
Дагестанского научного центра РАН, of Dagestan Scientific Center of RAS,
ул. М. Ярагского, 75, г. Махачкала, 367030 M. Yaragskiy St., 75, Makhachkala, 367030
Определяется роль и место религиозного компонента в национальной жизни дагестанских народов. С привлечением материалов социологического опроса анализируется существующее в общественном сознании этих народов отношение к деятельности Духовного управления мусульман Республики Дагестан, рассматривается роль конфессионального фактора в разрешении межэтнических проблем, сохранении собственной национальной самобытности.
Ключевые слова: конфессия, межнациональные отношения, религия, этноконфессиональная принадлежность, национальное самомознание, религиозная и этническая толерантность.
The article reveals the role and importance of religious component in national life of Dagestan people. Attracting the materials of sociological interrogatory the article analyses the attitude toward the activity of Islam Spiritual Department existing in public consciousness of Dagestan people as well as the role and importance of confessional factor in solution of interethnic problems and in the preservation of national original.
Keywords: confession, international relations, religion, ethnic confessional identity, national consciousness, religious and ethnic tolerance.
Религия играет важную роль в формировании и развитии этносов, а потому этноконфессиональная связка подразумевает не только идентичность, но отражает процессы, идущие в определенных группах, например у последователей ислама, абсолютное большинство которых - народы мусульманской культуры. По мнению М.Р. и Г.М. Курбановых, «... в связи с кризисом межнациональных отношений в Дагестане религиозное сознание все более активно выступает как средство возрождения и развития этнонацио-нального самосознания коренного населения региона... Причем часто на уровне обыденного сознания понятие «мусульманин» приобретает не только религиозное, но и этническое содержание. Тенденция к интеграции населения по конфессиональным и национальным признакам в последние годы проявляется все заметнее, но, тем не менее, пока не стала определяющей. Этому препятствуют политические, социально-экономические интересы определенных групп и этносов, сложные миграционные процессы. В результате осложнились отношения между различными этническими группами, в том числе принадлежащими к одной конфессии, что нередко ведет к конфликтным ситуациям» [1].
Такое исторически сложившееся переплетение религиозной и этнической принадлежности следует учитывать при анализе отношения российских верующих к национальным проблемам. Многовековые традиции совместного проживания, культурно -бытовой и хозяйственной близости этносов, принадлежащих к различным конфессионально-культурным общностям, во многом являются определяющими в формировании веротерпимости [2].
На протяжении многих столетий религия, формируя национальное самосознание народов, оставляет свой след на развитии их культуры, быта, традиций, способствует как обострению, так и регулированию межнациональных отношений. По мнению Л.Н. Митрохина, «.в национальной культуре религия - не просто оболочка, внешний идеологический пласт, который легко соскоблить путем просвещения и воспитания. Как особая "наука жизни", она глубоко укоренена в повседневной деятельности людей, пронизывает их мироощущение. Бытовой ислам большинством населения воспринимается как определяющий, неотъемлемый элемент народных традиций, его влияние обеспечивается жестким общественным мнением» [3].
При исследовании межэтнических отношений и религиозного фактора ученые выделяют ксенофобию, в том числе религиозную и этническую интолерант-ность, этноконфессиональные противоречия, роль и место религиозного компонента в сохранении стабильности и согласия в обществе. По мнению С.А. Мозгового, для любой религии наряду с этносегрегирующей функцией, ведущей к противопоставлению народов и последователей разных вероисповеданий, характерны интегративная и регулятивная функции, которые позволяют устанавливать связи между единоверцами, поддерживать конфессиональную и этническую общность, регулировать поведение людей. На протяжении веков эти функции использовались для обеспечения целостности общества, ослабления существующих противоречий, улаживания существующих межэтнических и других конфликтов. Как известно из истории, мировые религии, объединяющие людей самых различных национальностей, способствовали сближению
народов, взаимовлиянию и взаимообогащению их культур, сглаживанию межнациональных противоречий [4].
Религиозное возрождение имело не только положительный, но и негативный аспекты, ибо конфессиональный фактор, связанный с проявлением национальной и религиозной неприязни, может способствовать и консолидации общества, и разъединению людей. К появлению межэтнической и межконфессиональной нетерпимости могут привести существующие в обществе неравенство прав религиозных меньшинств, противопоставление одной религии другой, национальные и религиозные стереотипы, подчеркивающие превосходство одного народа и религии. По мнению М.А. Ибрагимова, «...несмотря на увеличение количества мечетей, высших и средних мусульманских учебных заведений, религиозных партий и организаций, литературы и других пропагандистских средств, уровень религиозного сознания оставался крайне низким, что наряду с экономическими и политическими факторами создавало благоприятную среду для религиозного экстремизма» [5]. Иными словами, возрождение ислама не привело к качественному росту нравственности у мусульман республики, впрочем, не способствовало оно и консолидации дагестанского общества, единению дагестанских народов, как это прогнозировали некоторые политические и религиозные деятели.
Влияние и роль религии в межконфессиональных и межэтнических отношениях исследовалось нами в социологическом опросе, проведенном в 2008 г. в Казбековском, Карабудахкентском, Кизилюртовском, Новолакском, Хасавюртовском и Табасаранском районах и в Махачкале, Буйнакске, Каспийске. Методом случайного отбора опрошено 597 чел.
Респондентам был задан вопрос: «Какое влияние возрождение религии оказало на развитие межнациональных и межрелигиозных отношений в дагестанском обществе?» Вариант «положительное, так как улучшилось взаимопонимание между народами» отметили 41,4 % даргинцев, 40,0 лезгин и 31,3 % аварцев. Позиции «положительное, так как повысилась нравственность людей» разделяют 53,1 % че-ченцев-аккинцев, 28,6 лакцев и 20,6 % кумыков. Далее лакцы (35,7 % опрошенных) указали на то, что возрождение религии сыграло «положительную роль, так как улучшились взаимоотношения между представителями разных религий», в то время как данный вариант ответа среди представителей других национальностей отметили немногие. Отрицательный момент религиозного возрождения - «ухудшились отношения между народами» - отметили 24,0 % лезгин и 22,2 % русских. При этом, по сравнению с другими опрошенными, наибольшее количество лезгин и русских отметили также, что религиозное возрождение сыграло и отрицательную роль, ибо «ухудшились отношения между народами» - 24,0 и 22,2 %.
Верующие отметили положительную роль религиозного возрождения - «улучшилось взаимопонимание между народами» - 30,0 и 21,4 % - «положительное,
так как повысилась нравственность людей». Одинаковое количество неверующих выбрали варианты ответов: «положительное, так как улучшились взаимоотношения между представителями разных религий» и «отрицательное, так как ухудшились отношения между народами» по 22,7 %.
По всей совокупности опрошенных в общественном сознании верующих и неверующих преобладают точки зрения: «положительное, так как улучшилось взаимопонимание между народами» и «положительное, так как повысилась нравственность людей» -28,9 и 20,9 %, соответственно. Четко определить роль религии в современном обществе для респондентов оказывается непростой задачей- 24,1% из них отметили, что они «затрудняются с ответом». Эксперты (специалисты Комитета Республики Дагестан по делам религий) отметили, что возрождение религии оказало положительную роль, ибо «улучшились взаимоотношения между представителями различных религий» - 33,3 и 30,0 % «затруднились с ответом».
Далее респондентам был задан вопрос: «Какое влияние оказывает религия на современную жизнь?» Позиции, что «религия удерживает человека от дурных поступков и позволяет стать высоконравственным человеком» придерживаются 92,2 % чеченцев-аккинцев, 88,5 - аварцев, 86,3 - кумыков, 79,3 - даргинцев, 68,6 - лакцев, 60,0 - лезгин и 37,0 % русских. Последние не разделяют мнения, что «религия удерживает человека от дурных поступков и позволяет стать высоконравственным человеком» - 44,4 % опрошенных. Больше всего «затруднившихся ответить» среди лакцев и даргинцев - 18,6 % и 13,8 % опрошенных, соответственно.
Большинство верующих разделяют мнение, что «религия удерживает человека от дурных поступков и позволяет стать высоконравственным человеком»-82,7 %. Не согласны с этим мнением 36,4 % неверующих, хотя они с небольшой разницей также считают, что «религия удерживает человека от дурных поступков и позволяет стать высоконравственным человеком» - 31,8 % опрошенных. Эксперты придерживаются аналогичного мнения, что «религия удерживает человека от дурных поступков и позволяет стать высоконравственным человеком» - 76,7 %.
Всего 85,9 % чеченцев-аккинцев, 72,5 - кумыков, 72,4 - даргинцев, 70,8 - аварцев, 54,3 - лакцев и 52,0 % русских согласны с тем, что «религия обеспечивает духовно-нравственное возрождение общества». Не разделяют данное мнение 29,6 % русских, 28,0 - лезгин и 22,9 % лакцев. Среди последних больше всего затруднившихся ответить - 22,9 % опрошенных. По всей совокупности опрошенных, через национальную принадлежность респондентов, считающих, что «религия обеспечивает духовно-нравственное возрождение общества», - 68,5 %, «затруднившихся ответить» -16,0 и несогласных - 11,1 % опрошенных.
Верующие и эксперты считают, что «религия обеспечивает духовно-нравственное возрождение общества» - 70,2 % и 80,0, соответственно, а 40,9 % неверующих не разделяют данную позицию.
Начавшееся с перестройкой обострение межнациональных отношений, использование в последующем религиозных лозунгов для усиления вражды и ненависти между людьми разных национальностей заставило обществоведов найти пути формирования в общественном сознании россиян идей толерантности.
С целью выявления роли религии респондентам был задан вопрос: «Помогает ли религия разрешать межнациональные споры?» Вариант, что «религия помогает разрешать межнациональные споры», отметили 75,0 % чеченцев-аккинцев, 63,8 - даргинцев, 63,0 - аварцев, 62,7 - кумыков, 54,3 - лакцев, 37,0 -русских и 32,0 % лезгин. Позиция, что «религия не помогает разрешать межнациональные споры», близка 40,0 % лезгин, 22,4 - даргинцев и 22,2 % русских. Среди последних, по сравнению с другими опрошенными, больше всего «затруднившихся ответить» - 29,6 %. Через этнический признак, мнения, что «религия помогает разрешать межнациональные споры», придерживаются 58,2 % опрошенных.
Верующие разделяют мнение, что «религия помогает разрешать межнациональные споры» - 59,4 %, в то же время 18,2 % из них не согласны с этим. 36,4% неверующих разделяют первое мнение, хотя такое же количество затруднились с ответом. Аналогичного мнения придерживаются 80,0 % экспертов.
Межконфессиональный конфликт редко проявляется сам по себе, однако наличие религиозной компоненты значительно усиливает конфликт любой другой природы - межэтнический, экономический и политический. Эксперты отметили следующие причины, способные привести к межрелигиозным конфликтам: 1) недостаточно строгое регулирование законодательством деятельности различных религиозных сект; 2) «раздувание» межэтнических противоречий, которые могут перерасти в межконфессиональные, в СМИ; 3) отсутствие эффективной политики интеграции иммигрантов, многие из которых находятся в бесправном положении и подвергаются эксплуатации; 4) потенциальное изменение религиозной политики властей, которое может привести к мировоззренческому расслоению и противопоставлению друг другу людей, исповедующих разные религии; 5) невысокий уровень общей культуры населения и практическое отсутствие традиций толерантности в российском обществе; 6) возможная борьба конфессий за лидерство и власть, которая может сводиться к умелому разжиганию межрелигиозной розни и сознательному провоцированию конфликтных ситуаций; 7) значительное количество радикальных молодежных организаций, которые могут выступить вероятными инициаторами конфликтов [6].
Далее респондентам был задан вопрос: «Какие причины в наибольшей степени способствуют появлению межнационального противостояния между дагестанскими народами?». В качестве такой причины на «ухудшение экономического положения в республике» указали 37,0 % русских, 31,8 - аварцев, 19,6 - кумыков, 17,2 - даргинцев и 16,0 % лезгин. Далее, подавляющее большинство русских указали на «низкую культуру межнационального общения» - 51,9 и 25,9 % даргинцев согласны с этим. «Корыстную политику местной
властной элиты» отметили по 25,5 % кумыков и аварцев, 24,0 - лезгин, 22,4 - даргинцев и 21,4 % лакцев. Как причину, способствующую появлению межнационального противостояния между дагестанскими народами - «деятельность религиозных лидеров, противопоставляющих дагестанские народы друг другу», отметили 22,2 русских и 20,0 % лезгин. На «ошибки в национальной политике республиканских органов государственной власти» указали 40,0 % чеченцев-аккинцев, 17,7 - аварцев и 15,7 % лакцев.
Если посмотреть полученные результаты по всей выборке через национальный признак, то картина выглядит следующим образом: «ухудшение экономического положения в республике» - 22,4 %, «корыстная политика местной властной элиты» - 21,8, «ошибки в национальной политике республиканских органов государственной власти» - 18,0 и «низкая культура межнационального общения» - 17,9 % опрошенных.
Неверующие указали на «ухудшение экономического положения в республике» - 40,9 %, «низкую культуру межнационального общения» - 36,4 и по 22,7 % «ошибки в национальной политике республиканских органов государственной власти» и «деятельность религиозных лидеров, противопоставляющих дагестанские народы друг другу». Верующие придерживаются мнений - «ухудшение экономического положения в республике» - 23,3 %, «корыстная политика местной властной элиты» - 21,0 и «ошибки в национальной политике республиканских органов государственной власти» - 18,2 % опрошенных. По всей выборке, по отношению к религии на первом месте стоит «ухудшение экономического положения в республике» - 24,1 %, на втором - «корыстная политика местной властной элиты» - 20,7 и на третьем -«ошибки в национальной политике республиканских органов государственной власти» - 18,4 %. Как видим, опрошенные выделяют практически одни и те же признаки, которые, по их мнению, способствуют появлению межэтнического противостояния между дагестанскими народами.
Иными словами, главные причины ухудшения взаимоотношений между народами и возникновения межнациональных конфликтов кроются в социально -экономической и политической сферах. Собственно конфессионально-культурные факторы в данном случае играют хотя и важную, но все же периферийную роль, поэтому «деятельность религиозных лидеров, противопоставляющих дагестанские народы друг другу» опрашиваемые по национальной принадлежности поставили на 6-е место, а по отношению к религии на 5-е. Хотя неверующие его поставили на 3-е место, наряду с «ошибками в национальной политике республиканских органов государственной власти».
Эксперты также разделяют мнение, что появлению межнационального противостояния между дагестанскими народами способствуют «ухудшение экономического положения в республике» - 63,3 %, «низкая культура межнационального общения» - 33,3 и «ошибки в национальной политике республиканских
органов государственной власти» - 30,0 % опрошенных.
Начиная с последнего десятилетия прошлого столетия и по современный период, в России проводились фундаментальные исследования состояния межэтнических отношений, в том числе и этнических идентичностей, но при этом за полем изучения остались степень и характер воздействия религиозного самоопределения на национальную идентичность, несмотря на то, что религиозная идентификация в настоящее время приобретает особую важность. Свидетельством актуализации данной проблематики является существующая интолерантность, зачастую носящая религиозный отпечаток, в частности погромы в 2005 г. во Франции, Германии и т.д. В 2006 г. прошли протесты-выступления мусульман на публикации карикатур на пророка Мухаммада.
Надо отметить, что чаще всего духовные лица, подчеркивающие превосходство одной религии над другой, способствуют появлению нетерпимости между верующими, которая в дальнейшем проецируется на этническую нетерпимость. Распространение утверждений, что только их религия является самой совершенной, следовательно, только она может способствовать нравственному оздоровлению индивида, подчеркивание ценностей своей конфессии, ее исключительности - вот та благодатная почва, на которой прорастают семена нетерпимости. Соответственно, нарушение принципов равноправия религий, отсутствие равенства всех конфессий перед законом неизбежно приводит к ущемлению прав сторонников иных религий, а некоторым оказывается на руку такое положение вещей, чтобы провозгласить, что ущемление религиозной принадлежности прямо приводит к ущемлению их национального достоинства. По мнению религиоведов, «реальной угрозы для России в исламском фундаментализме нет, но есть опасность политического экстремизма и сепаратизма при дальнейшем углублении кризиса, как экономического, так и межнационального» [7].
В современный период сохранение межнационального согласия и стабильности в обществе зависит прежде всего от способности и умения осуществлять межконфессиональное и связанное с ней межэтническое общение и позитивный диалог, способные преодолеть существующую в обществе религиозную и национальную нетерпимость и противостояние.
В ходе опроса респондентов попросили выразить свое отношение к деятельности Духовного управления мусульман Дагестана и им был задан вопрос: «Как Вы оцениваете роль Духовного управления мусульман Дагестана в современном обществе?» Мнения «положительно, ибо оно способствует укреплению дружбы между дагестанскими народами», придерживаются 43,8 % чеченцев-аккинцев, 29,7 - аварцев, 28,6 - лакцев, 28,4 - кумыков, 27,6 - даргинцев и 25,9 % русских. Далее, вариант «положительно, ибо оно способствует разрешению межнациональных разногласий», отметили 29,7 % чеченцев-аккинцев, 22,4 - даргинцев, 21,6 -кумыков и 20,3 % аварцев. Лезгины отметили, что Ду-
ховное управление мусульман Дагестана в современном обществе выполняет «отрицательную роль, ибо оно способствует появлению противостояния между дагестанскими народами», - 28,0 % опрошенных. Далее, на отрицательную роль, «ибо оно погрязло в финансовых махинациях и наживе», указали 24,0% лезгин, 22,2 - русских, 19,6 - кумыков, 19,0 - даргинцев и 16,7 % аварцев. Вариант «отрицательно, ибо оно допустило появление ваххабизма на территории республики», отметили 25,9 % русских, 14,3 - лакцев и 13,5 % аварцев. По всей совокупности опрошенных, через этнический признак, ответы распределились следующим образом: «положительно, ибо оно способствует укреплению дружбы между дагестанскими народами»
- 29,7 %; «положительно, ибо оно способствует разрешению межнациональных разногласий», - 21,1; «отрицательно, ибо оно погрязло в финансовых махинациях и наживе», - 16,0; «отрицательно, ибо оно допустило появление ваххабизма на территории республики», - 11,1; «положительно, ибо оно способствует разрешению религиозного противостояния», - 10,8; «отрицательно, ибо оно способствует появлению противостояния между дагестанскими народами», -6,7; «отрицательно, ибо оно допустило обострение межрелигиозных отношений» - 6,7, «отрицательно, ибо оно сводит счеты с теми, кто не согласен с их политикой», - 4,4 % опрошенных.
Верующие оценивают роль Духовного управления мусульман Дагестана в современном обществе «положительно, ибо оно способствует укреплению дружбы между дагестанскими народами», - 28,4 % и 22,9 - «положительно, ибо оно способствует разрешению межнациональных разногласий». Неверующие разделяют положительную оценку, «ибо оно способствует укреплению дружбы между дагестанскими народами», и их больше по сравнению с верующими
- 40,9 %. В то же время как неверующие, так и верующие отмечают и отрицательную роль, ибо «оно погрязло в финансовых махинациях и наживе»,- 18,2 и 17,1 %, соответственно, а также «отрицательно, ибо оно допустило появление ваххабизма на территории республики», - 13,6 и 11,4 %.
Таким образом, респонденты, в основном положительно оценивая роль Духовного управления мусульман Дагестана в современном обществе, также отметили и негативную сторону их деятельности, связанную, по их мнению, с тем, что «оно погрязло в финансовых махинациях и наживе», и по значимости его поставили на третье место по двум признакам (национальная принадлежность и отношение к религии).
Эксперты отмечают положительную роль Духовного управления мусульман Дагестана, в частности, что «оно способствует укреплению дружбы между дагестанскими народами» и «оно способствует разрешению религиозного противостояния» - 26,7 и 23,3 %, соответственно. Далее они отмечают и негативную роль, сводящуюся к тому, что «оно погрязло в финансовых махинациях», - 20,0 % опрошенных.
По нашему мнению, поощрение религиозного и культурного взаимопонимания, гармонии и сотрудни-
чества» особо важно, так как во многих районах мира учащаются серьезные случаи нетерпимости и дискриминации на почве религии или убеждений, включая акты мотивированного религиозной нетерпимостью насилия, запугивания и принуждения, следовательно, борьба с ненавистью, предрассудками, нетерпимостью и косностью на почве религиозной и культурной принадлежности представляет собой серьезную глобальную задачу, и основная работа должна быть направлена на ликвидацию религиозной и этнической интолерантности.
Литература
1. Курбанов М.Р., Курбанов Г.М. Религия в культуре народов Дагестана. Махачкала, 1996. С. 60 - 61.
2. Мчедлов М.П., Гаврилов Ю.А., Шевченко А.Г. Мировоззренческие предпочтения и национальные различия // Социс. 2004. № 9. С. 95.
3. Митрохин Л.Н. Религия и нация // Наука и религия. 1989. № 6. С. 2 - 3.
4. Мозговой С.А. Этнорелигиозный фактор проблемы межнационального и межконфессионального согласия в России // Вступая в третье тысячелетие: религиозная свобода в плюралистическом обществе. М., 2000. С. 153 - 154.
5. Ибрагимов М.А. Этносы и конфессии Дагестана в конце XX - начале XXI века // Этнополитические исследования на Северном Кавказе: состояние, проблемы, перспективы. Махачкала, 2005. С. 215.
6. Шутов А. Межконфессиональные отношения в г. Москве: диагностика ситуации // Россия и мусульманский мир. 2007. № 3. С. 16 - 17.
7. Нуриахметова Ф.М. Ислам и общественные движения в России // Государство, религия, церковь в России и за рубежом: информ.-аналит. бюл. 1998. № 5. С. 127.
Поступила в редакцию 15 мая 2009 г.