ПРОБЛЕМЫ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИИ
УДК 347.249
Ю.В. Никитин-Разовский
1. Природная рента
ланета Земля - создание природы. Всё существующее на земле, включая и самого человека, обитает независимо от его воли. Человечество имеет в своем распоряжении всё необходимое для жизни, продолжения рода и совершенствования. Вместе с тем, составные элементы природной среды, ее обитатели, находятся в постоянной борьбе за выживание. Ход развития живой природы и процесс выживания подчиняются закону сохранения строгого баланса природного разнообразия. Нарушение сбалансированного равновесия вызывает природные катастрофы, которые устраняют причины нарушения гармонии. Землетрясения, извержения вулканов, цунами, вихри, торнадо устраняют дисбаланс, напряжение в недрах планеты Земля и ее различных оболочках (литосфере, земной коре, гидросфере, атмосфере и биосфере). Наводнения, засухи, сели и грозы дополняют глобальные потрясения, вызванные нарушением природного равновесия. Каждое нарушение баланса вызвано несовершенством самой природы и, в конечном счете, ведет к естественному совершенствованию и гармонизации ее существования.
Во вселенной развитие природы направляется Вселенским разумом (часть людей считают, что Богом, часть - «пси-
функцией»). На Земле ход природного развития осознается одним единственным представителем природы - человеком разумным (хомо сапиенс)! Но так ли уж разумен человек, постоянно разрушающий природный баланс и гармонию мироздания? Что
определило такое разнообразие естественных природных и социальных разновидностей самого человека - многочисленного биологического вида живой природы? Существование рас (белой, желтой, красной, черной), народов и племен не зависит от разумности их представителей. Оно неподвластно искусственному воздействию постоянно совершенствующегося разума человека. Оно неподвластно ни социальному (общественному), ни даже техническому прогрессу. Биологические изменения человека возможны только естественным (природным) путем.
Природные условия обитания человека определили биологическое и социальное разнообразие его существования (дикие, полудикие племена и народы, полуцивилизо-ванные, цивилизованные и деградировавшие нации). Все созданное природой (Вселенским разумом), в том числе человек, взаимодействуя и сосуществуя, представляют собой природную ренту - благо созданное без чьего-либо конкретного участия и индивидуального усилия. Осознается это пока не всеми людьми, а только наиболее разумными представителями человечества. Все другие создания природы (и живые, и неживые), не подозревая, что получили все в дар от природы и не претендуя на величие и разумность, полноценно используют ее дары - природную ренту.
2. Гражданская собственность на природную среду обитания человека
Человек - творение природы, в лице своих наиболее разумных представителей, осознал, что его существование и продолжение жизни обеспечено всем необходимым. Природа позаботилась о нем, как и обо всем живом на земле. Человеку не требовалось осуществлять каких-либо действий для образования и создания среды своего обитания. Он получил все необходимое как дар природы, как природную ренту. Поскольку рента - это доход, полученный без каких либо предпринимательских и трудовых усилий, следовательно, человек от при-
роды (от Бога), как и все живое на Земле, имеет все необходимые права быть полновластным владельцем и собственником всех видов природной ренты, требующихся для его существования и размножения.
Однако человек не всегда был и остается поистине разумным. Не долго он свободно пользовался дарами природы. Совершенствуясь биологически, оснащаясь технически, «хомо сапиенс» постепенно «дурел». К настоящему моменту «оглупление» человека привело к тому, что он сам себя лишил большинства видов природной ренты, дарованной ему самой природой. Парадокс эволюции человеческого разума и развития человечества заключается в том, что только наименее разумные - дикие его разновидности: малочисленные племена севера Азии - эскимосы, эвенки, ханты, манси, якуты, чукчи, нивхи и другие, а также некоторые племена островов Океании, аборигены Австралии и индейцы Амазонии, в настоящее время, безвозмездно пользуются всеми дарами природы в пределах ареалов (территорий) своего обитания. Все другие разновидности человечества: от полудиких - всех россиян, племен и народов Центральной Азии и некоторых других, до цивилизованных: французов, итальянцев и других народов Западной Европы, «одурели» настолько, что лишили самих себя возможности безвозмездно пользоваться всеми природными ресурсами. Все, что было только возможно отнять у себе подобных и подвергнуть отчуждению (в первую очередь землю) было отнято под марками государственных границ и частной собственности. Если бы была техническая или иная возможность, то отняли бы и воздух, солнечное тепло, свет, тьму и холод. Так создав платные туалеты, у горожан цинично отняли естественную возможность и необходимость справлять большую и малую надобность. Родственники, живущие в приграничных деревнях России и Украины, могут теперь общаться, только соблюдая все необходимые формальности пересечения государственных границ двух стран. Но самым кощунственным изобретением поборников частной собственности на землю стала продажа земельных участков для за-
хоронений умерших людей. Что бы слиться с природой, снова стать ее неодушевленной частицей, человек должен заплатить... Кому? За что?
Размежевавшись по расовому, племенному, этническому, религиозному и другим принципам, огородившись государственными границами, отдельные народы оказались лишены большёго числа видов природных ресурсов (ренты), необходимых для независимого от других государств существования. Особенно это проявилось в карликовых территориально-национальных резервациях типа Эстонии, Молдавии, Бельгии и других. Все они, претендуя на независимость, по возможности даром, вывозят Российский цветной метал, жгут газ, пилят деловой лес. Многие мелкие и средние по размерам государства вынуждены покупать энергоносители и почти все виды природного сырья. Большая часть крупных и даже великих держав, не обладая отдельными видами природного сырья, завозят его из других стран, где оно добывается с избытком и экспортируется.
В процессе наиболее яркого проявления отупения человечества - военного передела природной ренты, проявилась всеобщая вражда к богатой природными ресурсами России. Только Россия, даже после потери почти одной трети своей территории, после жесточайшей интервенции крупнейших мировых держав в начале ХХ века и развала СССР в конце того же века, может и теперь обеспечить свое индустриальное развитие всеми необходимыми природными ресурсами. Колоссальная природная рента, доставшаяся российскому этносу (народу), наиболее пассионарно (энергично-
неистово) развивающемуся на современном этапе мировой истории, настолько велика, что позволяет выживать российскому обществу в условиях тотального разворовывания природных ресурсов, экономической агрессии других государств, постоянных попыток развала, захвата ее территорий и колонизации их остатков. Цена, заплаченная в ХХ веке народами России за обладание природной рентой огромна - более 100 миллионов погибших (около 1 миллиона человек в год). Вооруженная борьба за природою ренту активно ведется и внутри России. Сонцев-
ские, Люберецкие, Казанские, Уралмашев-ские и тысячи других группировок бойцов (бандитов), лишенных захватчиками (олигархами) природной ренты, ежедневно отстреливают радетелей частной собственности на среду обитания. Так природа исправляет дисбаланс несправедливого распределения природной ренты.
Для каждого из почти 150 миллионов сохранившихся к ХХ1 веку россиян самый главный, неотложный и жизненно важный вопрос заключается в осознании объективного факта естественного владения одной стопятидесятимиллионной долей природной ренты в границах России. Она составляет около 11,4 га усредненной (условной) территории (земной суши), примерно 7 га поверхности внутренних морей, океанов и еще всего того, что на них и в них добывается и вылавливается.
Наибольшие богатства России сосредоточены в ее недрах. По заказу бывшего комитета РФ по геологии и использованию недр была составлена Карта ценности недр России масштаба 1:5000 000. В рамках этой работы была проведена оценка разведанных запасов полезных ископаемых и прогнозных ресурсов в недрах России. Общая оценка запасов полезных ископаемых составила 8,1 трлн долл. США, оценка прогнозных ресурсов - 3,7 трлн долл. США, всего 11,8 трлн долл. США. По замыслу специалистов-оценщиков эти показатели характеризуют ожидаемую прибыльность освоения недр. Прогнозные валовые доходы уменьшали на величину необходимых инвестиций на освоение месторождений. Для этого использовались специальные коэффициенты, приводящие валовую стоимость конечной продукции горного производства, рассчитанную по ценам ведущих сырьевых бирж, к стоимости запасов и прогнозных ресурсов в недрах. Выполненная оценка не учитывала рентных доходов от недр как места для размещения подземных предприятий, сооружений и других объектов (метро, тоннели, коллекторы, подземные заводы, атомные электростанции, хранилища, могильники радиоактивных и других вредных отходов, ядерные полигоны, пункты управления, ракетные шахты и т. п.). Не была учтена экономическая оценка
подземных водоносных горизонтов, содержащих запасы воды для питьевых и промышленных нужд, минеральных и термальных источников вод. Таким образом, полученные данные можно считать существенно заниженными. Тем не менее, даже если исходить только из оценки запасов полезных ископаемых и прогнозных ресурсов в размере 11,8 трлн долл. США и предположить, что 1/2 часть этой суммы (50%) или 6 трлн долл. США может быть рассмотрена как плата за использование недр и извлечение запасов, то на каждого гражданина России будет приходится более 40 тысяч долл. США горной ренты (6 трлн долл. разделить на 147,813 млн жителей, получим 40580 дол. на каждого). Специфика запасов полезных ископаемых такова, что ими нельзя воспользоваться сразу, а только по мере извлечения из недр. Если удастся все учтенные в оценочных расчетах месторождения разработать за 50 лет, то каждый россиянин сможет ежегодно рассчитывать на долю горной ренты в размере 812 долл. США (40580 долл. : 50 лет = 811,8 долл. в год на каждого). Если все месторождения полезных ископаемых не удастся разработать за 50, а только за 100 лет, то и в этом случае величина ренты, приходящаяся на каждого гражданина, составит в год значительную сумму - порядка 406 долл. США.
Полученные цифры дают наглядное представление о высокой ценностной значимости российских недр для каждого человека и подтверждают необходимость скорейшего решения проблемы их рационального, эффективного и справедливого использования на основе законодательно утвержденного института гражданской собственности на все природные ресурсы. Природные ресурсы являются главным источником богатства России!
Юридическим документом, своеобразной акцией, подтверждающей право собственности каждого россиянина, проживающего в России и за пределами, на долю ее природной ренты, является Российский паспорт, где указано гражданство России. В силу божественного создания и естественной неделимости многих природных благ, природная рента, из-за объективного характера происхождения и назначения
должна и только может быть гражданской собственностью всего российского общества. Гражданская собственность (не путать с общенародной) характеризуется следующими отличительными признаками:
• общественное владение природными ресурсами (они принадлежат всем гражданам России в равной мере);
• платное использование сверх норм некоммерческого, безналогового использования (эксплуатацию природных ресурсов могут осуществлять корпорации, частные, государственные предприятия и организации, все берут их в аренду и только за плату);
• государственное или другое общественно-государственное распоряжение (государственные или общественные организации осуществляют лицензирование использования природных ресурсов, экспертизу проектов их использования, контролируют природопользователей, определяют арендную плату, концентрируют и направляют ее в фонд гражданской ренты);
• частное присвоение ренты (средства всех видов ренты по закону справедливо распределяются равными долями между всеми гражданами - собственниками природных богатств).
Упрощенным аналогом гражданской формы собственности можно считать акционерную собственность, в рамках которой также проявляются общественный характер владения, управления, распоряжение предприятием, но частный характер присвоения прибыли в форме дивидендов.
Гражданская собственность на среду жизнеобеспечения - это объективное, неотъемлемое право каждого гражданина на долю природной (гражданской) ренты, реализуемое в денежной форме при промышленном или ином коммерческом использовании природной среды и природных ресурсов. Гражданская собственность и гражданская рента - важнейшие экономико-правовые институты цивилизованного рынка и социально ориентированного гражданского общества обеспечат всеобщее согласие и гордость за Россию.
На основании выше изложенного естественно сделать очевидный вывод о том, что
основной задачей государства Российского на современном этапе является соблюдение священного (природного), важнейшего из прав человека - права гражданской собственности на природную ренту т. е. права на саму жизнь, защита этого права любыми средствами и способами как от внутренних, так и от внешних посягательств. Поэтому уже в ближайшее время должны быть разработаны законы о нормативах и правах бесплатного (безналогового) использования гражданами природных ресурсов страны, о размерах арендной платы за использование природных ресурсов сверх установленных норм, а также в хозяйственных, коммерческих целях для всех пользователей, включая государство. Только в этом случае оно может состояться как правовое, гражданское, народовластное. Частная собственность на природные ресурсы, их продажа является нарушением божественного права человека на жизнь и природную ренту. Отобранные, отчужденные природные ресурсы порождают гражданские и межгосударственные войны, инициируют уничтожение народов, всей природной ренты, а в конечном счете и всей цивилизации. До тех пор пока эту объективную истину не осознали все люди, человечество остается тупиковой, вырождающейся, самоуничтожающейся ветвью природы.
Вымирающее население России жизненно заинтересовано в научно обоснованном и справедливом решение проблемы использования природной ренты. Не для кого не секрет, что ежегодно в Россию не поступает выручка от продажи за рубеж ее природных ресурсов недр на сумму около 10-12 млрд дол. США. В тоже время, годовая сумма всех видов платежей за использование недр в бюджеты всех уровней не превышает 1 млрд долл. США. Неэффективное государственное управление природными ресурсами и алчное присвоение природной ренты семейно-олигархическими кланами, является главной причиной бедности народа, который в основной своей массе даже не представляет масштабы потерь и механизмы разграбления богатств России.
Для управления природными ресурсами незамедлительно должен быть создан самостоятельный общественногосударственный орган - Державный Банк природных ресурсов России со статусом, аналогичным Центральному Банку РФ. Банк природных ресурсов может быть подотчетным и подконтрольным только представительному органу власти - Государственной Думе РФ.
3. Державный Банк природных ресурсов России
Вместо Министерства природных ресурсов РФ (бывшее Министерство геологии СССР) должен быть конституционным законом учрежден новый для России орган управления природной рентой - «Державный Банк природных ресурсов России» (ДБПРР). Статус этого общественно-государственного органа управления природной рентой должен быть близок статусу Центрального Банка РФ и статусу Счетной Палаты РФ. Идея создания банка природных ресурсов базируется на принципе платности природопользования и независимости органа управления природными ресурсами от правительства.
В настоящее время, Центральный Банк РФ, независимый в своей денежной политике от Правительства РФ, предоставляет коммерческим банкам и Правительству РФ денежные средства в кредит и только за плату (по ставке рефинансирования), которую устанавливает в соответствии с конъюнктурой денежного рынка. Аналогично должен действовать и механизм природопользования. Все виды природных ресурсов должны предоставляться в пользование коммерческим и государственным организациям, включая и Правительство РФ, в аренду и только за плату. В зависимости от вида природного ресурса и конъюнктуры рынка ДБПРР будет устанавливать научно обоснованные ставки арендной платы за их использование, а также нормы бесплатного некоммерческого использования природных ресурсов для отдельных категорий пользователей и видов ресурсов.
Основная цель создания ДБПРР заключается в обеспечении эффективного, наиболее выгодного, прибыльного и рационального использования природных ресур-
сов. Для ее достижения он должен осуществлять следующие функции:
1. Ввести кадастровый учет всех видов и разновидностей природных ресурсов, используемых для жизнеобеспечения российского общества.
2. С помощью научно-обоснованных методов выполнять экономическую кадастровую, количественную оценку учтенных запасов природных ресурсов.
3. Составлять ежегодный баланс состояния (наличия) запасов используемых (добываемых, вылавливаемых, уничтожаемых) природных ресурсов.
4. Регулярно (раз в пять лет) проводить переоценку запасов (балансовых остатков) всех видов природных ресурсов в связи с изменением их объемов, спроса и цен на мировом рынке сырья.
5. Научно обосновывать и ежегодно (одновременно с подготовкой бюджета) утверждать в Государственной Думе размеры платы за использование (добычу, лов, промысел и сбор) природных ресурсов.
6. Определять и утверждать размеры оплаты и выдавать в соответствии с законом лицензии на использование природных ресурсов различными способами, их добычу, отлов, отстрел.
7. Контролировать правильность использования природных ресурсов, установленного лицензиями, менять пользователей лицензий в случаях нарушений правил природопользования.
8. Контролировать своевременную оплату аренды природных ресурсов и отчетность по объемам добытых, выловленных, спиленных и по иному использованных природных ресурсов, включая их потери.
9. Устанавливать ответственность и штрафные санкции за нарушение правил использования природных ресурсов.
10. Направлять в фонд природной (гражданской) ренты России средства, поступающие от продажи лицензий на использование природных ресурсов, платежей за аренду природных ресурсов (земли, недр, водной поверхности и воздушного пространства), дохода от продажи перерабатываемых природных ресурсов (полезных ископаемых, воды, леса, рыбы, промысловых животных и др.)
Структура ДБПРР на федеральном уровне должна включать Центральный Совет из семи директоров - управляющих ресурсными отделениями: Земельным; Недр; Лесным; Запасов полезных ископаемых; Водных запасов; Морских биоресурсов; Сухопутных промысловых биоресурсов. Совет директоров должен избираться одновременно с новым составом Государственной Думы РФ всеобщим голосованием. В каждом из семи Федеральных округов и в субъектах РФ следует создать Окружные и Территориальные подразделения ДБПРР, которые будут непосредственно подчиняться только Центральному Совету директоров ДБПРР. На должность директоров ресурсных отделений ДБПРР следует выдвигать руководителей территориальных подразделений субъектов Российской Федерации. Руководители территориальных подразделений должны выбираться одновременно с законодательными (предста-вительными) органами губернских (региональных) властей. После избрания, руководители территориальных подразделений подчиняются только Центральному Совету ДБПРР, но подконтрольны (ежеквартально отчитываются) перед губернскими (област-ными и республиканскими) думами. Технический персонал ДБПРР подбирается Центральным Советом директоров, руководителями территориальных отделений, в соответствии со штатным расписанием, устанавливаемым Уставом Банка, который утверждается Государственной Думой РФ открытым голосованием. Устав банка должен регламентировать и другие вопросы его функционирования. В частности, Председателя Центрального Совета директоров банка и его первого заместителя, Совет директоров должен избирать из своего состава сроком на один год простым большинством голосов. По истечении года осуществляется ротация - избрание нового Председателя и его первого заместителя. Банк природных ресурсов должен быть наделен правом законодательной инициативы и всю свою деятельность осуществлять в соответствии с законами России. Деятельность Банка должна контролироваться Государственной Думой и Счетной Палатой России. Ежегодные отчеты Банка должны заслушиваться
на пленарных заседаниях Государственной Думы и утверждаются голосованием. Устав ДБПРР должен быть разработан специальной комиссией, образованной Государственной Думой РФ. Его положения должны регламентироваться конституционным законом «О Державном Банке природных ресурсов России». В поправке к действующей Конституции должна быть установлена гражданская собственность на природные ресурсы российского общества. Одновременно в Конституцию следует внести дополнение о создании в России фонда гражданской ренты, подобного Пенсионному фонду.
4.Фонд гражданской ренты
Средства, получаемые от коммерческого использования природной ренты в виде выручки от продажи прав (лицензий) на природопользование, дохода от продажи запасов и арендной платы за использование природных ресурсов, превышающее нормы их бесплатного использования, Банк природных ресурсов должен направлять в Державный Фонд гражданской ренты (ДФГР). В правовом и финансовом отношении фонд гражданской ренты - абсолютный аналог пенсионного фонда, за исключением источника доходов. Поэтому закон о Державном фонде гражданской ренты не потребует длительного времени на разработку. В отличие от пенсионного фонда, ДФГР устанавливает и осуществляет индивидуальные выплаты (природные дивиденды) только на основании гражданства России и в равных размерах для каждого гражданина. Для этого во всех почтовых отделениях Минсвязи России должны открыться полномочные представительства ДФГР, в которых граждане России будут открывать личные счета гражданской ренты. ДФГР также создаст отделения, регистрирующее и выплачивающее природные дивиденды гражданской ренты российским гражданам, проживающим за рубежами России. Бюджет фонда должен предусматривать суммы поступления и выплат гражданской ренты, а также расходы на собственное функционирование, утверждаемые, как и Банку природных ресурсов, Государственной Думой РФ. Детально функции ДФГР определяются его уставом, утвержденным законом России, которым, по аналогии с ДБПРР, устанавливается подконтрольность и подотчетность
фонда. Персональные выплаты из фонда гражданской ренты должны надежно обеспечить каждому гражданину России гарантию как минимум безусловной возможности сохранения биологической жизни. В настоящее время порог выживаемости человека может быть оценен в 50-100 долл. США в месяц, в зависимости от региона России. Этот уровень выплат может быть обеспечен только за счет горной ренты, оцениваемой, как было показано выше как минимум в 840 долл. США в год на каждого россиянина. Поскольку права человека и право на жизнь признается всеми народами и государствами, применение на практике предложенного порядка использования природной ренты, существенно повысит авторитет России во всем мире. Противниками же его могут быть только скрытые, внутренние и внешние разрушители самой природы, жизни на земле и существования государства Российского.
Изложенное убедительно свидетельствует, что источник богатства России заключается в ее колоссальной природной ренте. Бедность народа России кроется в неумении эффективно и справедливо распоряжаться природными богатствами, защищать их от внутренних и внешних захватчиков, агрессивно нарушающих божественное
право каждого гражданина на жизнь. Для возрождения России необходимо:
1. Каждому гражданину всеми возможными политическими средствами активно добиваться реализации своего право на 150 миллионную долю природной ренты России, голосуя на выборах только за тех, кто реализует или обещает последовательно проводить экономическую политику обоснованного и справедливого распределения природных богатств России.
2. Государству Российскому осуществлять превентивные, опережающие меры против международных олигархов и государств покушающихся на природную ренту страны.
3. Создать Державный банк природных ресурсов и Державный фонд гражданской ренты для эффективного использования и справедливого распределения природной ренты.
Ключом к решению поставленных задач является просвещение и образование российских граждан, обеспечивающее понимание каждым россиянином смысла Всемирного Закона Природной Ренты. Этот закон был открыт автором статьи в ходе проведения исследований, осуществляемых на основании гранта Министерства образования РФ.
Никитин-Разовский Юрий Викторович - Институт банковско-
го дела.