Научная статья на тему 'О приоритетах совершенствования государственного силового принуждения в Российской Федерации'

О приоритетах совершенствования государственного силового принуждения в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
216
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О приоритетах совершенствования государственного силового принуждения в Российской Федерации»

*

09'2008 ВПАСТЬ 75

Вячеслав КОЛОТУША

О ПРИОРИТЕТАХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СИЛОВОГО ПРИНУЖДЕНИЯ В российской федерации

Политическая стабильность, достигнутая в России в последние годы, - не только результат последовательных усилий ее политических лидеров по отстаиванию национальных интересов и обеспечению положительных подвижек в благосостоянии россиян. Она и показатель политической ответственности граждан России перед лицом угроз, порожденных стремлением определенных мировых сил разрушить основы международного права, в том числе подорвать безопасность нашей страны.

КОЛОТУША Вячеслав Владимирович — к. ф. н., доцент, начальник кафедры гуманитарных и социальноэкономических дисциплин Галицинского пограничного института

Поддержка правящей политической партии и политических лидеров страны, которую продемонстрировали российские избиратели в ходе состоявшихся парламентских и президентских выборов, есть и результат надежд многих миллионов россиян на ускоренные и действенные меры по утверждению законности и правопорядка, преодолению коррупции, решительной и комплексной борьбе с преступностью в различных сферах.

Имеющие место случаи злоупотребления служебным положением со стороны некоторой части представителей власти, в том числе представителей правоохранительных органов государства, отсутствие надежной защиты от преступников не способствуют укреплению доверия граждан к различным органам государства, ведут к отчуждению между обществом и властью. В условиях неус-тоявшихся рыночных отношений, которые характерны для стран с переходной экономикой, имеют широкое распространение как случаи силового захвата собственности (рейдерство), вымогательства (рэкет), в том числе в форме так называемого «крышевания», так и широкомасштабные мошеннические акции, приносящие серьезный материальный ущерб экономике страны и отдельным гражданам. Вызывает обеспокоенность медленный прогресс в повышении доверия к правоохранительным органам1.

Исторический опыт свидетельствует о том, что неразвитость рыночных институтов неизбежно порождает негативное отношение вооруженных стражей порядка к безоружным предпринимателям. Об этом свидетельствуют многочисленные примеры. В то время как государство и его силовые органы призваны защищать свободу предпринимательства и пресекать попытки нечестной конкуренции, имеют место случаи вымогательства и произвола со стороны некоторых их представителей.

Необходимо коренное изменение ценностных ориентаций служителей правопорядка, а также решительное избавление от тех правоохранителей, которые ведут себя неподобающим образом.

Впрочем, указанные меры носят традиционный характер, и к их реализации призывают философы со времен античности, что, впрочем, не исключает постоянного напоминания об их идеях относительно данной проблемы.

Блюсти и крепить авторитет государственной власти призывал отечественный философ И. А. Ильин, справедливо утверждая,

1 Лукин В. П. Больше всего россияне жалуются на произвол правоохранителей. Интервью программе «Вести» 5.03.2008// http://www.vesti.ru/doc.html?id=167400

ф

76_______________________ВЛАСТЬ___________________09’2008

что невозможно строить правопорядок без этого авторитета, ибо безавторитет-ная власть не оборонит и не возродит Россию. Он возлагал надежды на новый русский отбор людей власти, которые должны строить Россию не произволом, а правом. Выдвигая политическую аксиому — править должны лучшие, умные и честные патриоты, отстаивающие всенародный интерес, — Ильин подчеркивал: «Публичные должности... должны давать человеку удовлетворяющее его вознаграждение и должны переживаться им не как «кормление», а как служение. Человек, не удовлетворяющийся законным жалованием, не имеет права брать соответствующую должность. Человек, взявший публичную должность, не имеет права пользоваться ею для частной наживы. Конец взятке, растрате, и всяческой продажности...»1.

Поддерживая идеи названных и многих других выдающихся мыслителей, автор статьи рассматривает их в качестве некоего идеала, к которому мы все должны стремиться. Однако смена ценностных ориентаций государственных чиновников, сотрудников силовых органов, представителей правоохранительной системы носит длительный характер.

К силовому принуждению автор статьи относит деятельность, целями которой являются изменение или поддержание определенных социальных отношений с помощью силы или угрозы ее применения. Оно бывает насильственным (неправовым) и ненасильственным (правовым). Насильственным, неправовым является только такое силовое принуждение, которое носит незаконный характер, применяется в противоправных целях либо осуществляется незаконными средствами. То есть на него никогда даже гипотетически не может быть получено согласие объекта силового принуждения. Ненасильственное, правовое силовое принуждение — это применение силы для защиты права, поддержания отношений взаимовыгодного обмена, солидарности и справедливости. На такое применение силы может быть получено согласие объекта силового принуждения хотя бы в принципе, хотя бы в виде негативного императива, согласно которому объект

1 Ильин И. А. О грядущей России. — М.: «Лиана», 1993, стр.257

применения силы не хотел бы, чтобы с ним поступали так, как он поступает с другими. Автор статьи придерживается точки зрения, согласно которой не всякое применение силы можно отнести к насилию, а некоторые действия без признаков применения силы могут быть насильственными.

По мере усложнения общественной жизни, расширения спектра необходимых условий существования человека растет и объем потенциального ущерба, который можно ему нанести, что не может не найти отражения и в содержании понятия силового принуждения. В условиях становления информационного общества к силовому принуждению может быть отнесено, например, электронное проникновение к массивам конфиденциальной информации, преднамеренное уничтожение чужих информационных ресурсов и т.д. Но, с другой стороны, информационные технологии могут дать возможность резкого повышения эффективности усилий по утверждению законности и правопорядка.

Субъектами силового принуждения выступают общество, социальные общности, социальные группы, личность. Основным субъектом силового принуждения является государство, которое претендует на монополию на легитимное силовое принуждение, а по Веберу, на монополию на легитимное физическое насилие2. Субъектами государственного силового принуждения в правовом государстве являются высшие органы государственной власти, избранные народом. Однако непосредственным субъектом силового принуждения выступают сотрудники силовых органов государства как особая социокультурная группа вооруженных людей, состоящих на службе у государства. В правовом государстве, находясь на службе у государства, они тем самым состоят на службе у всего общества.

Известный российский правовед и представитель отечественной философии права С. С. Алексеев указывает на наиболее существенную, юридически строгую черту правового государства: она состоит не столько в последовательном проведении общедозволительного начала для

2 Вебер М. Избранные произведения. — М.: «Прогресс», 1990, стр. 645

#

09’2008__________________ВЛАСТЬ_________________________77

граждан (принцип «дозволено все, кроме прямо запрещенного законом»), сколько в регламентации действий «правителя» — установлении и обеспечении строго разрешительного порядка для государственных органов и должностных лиц, в соответствии с которым и те, и другие вправе совершать лишь такие действия, которые прямо предусмотрены законом (принцип «запрещено все, кроме прямо предусмотренного»). Применительно к правовому государству трансформируются, меняют свой облик и содержание некоторые понятия, присущие государственной власти. По его мнению, становится неприменимым понятие «насилие», свойственное тоталитарному государству. Да и понятие «принуждение» должно быть видоизменено: в правовом государстве оно интерпретируется только как правовое принуждение, т.е. такое государственное принуждение, которое обогащено свойствами права и сообразно этому имеет законное нормативное основание, строится в соответствии с формальными требованиями закона и реализуется в законом предусмотренных формах и процедурах. Алексеев считает, что более высокой ступенью развития права, всесторонне раскрывающей его потенциал, является не просто правовое государство, а его развитие — правовое общество, или общество Права, в котором устанавливается безусловное верховенство право, абсолютное и ненарушимое господство его начал и ценностей1.

Не вызывает сомнения, что создание конкурентоспособного общества, инновационной экономики и подлинно правового общества невозможно без решительной переделки способов взаимодействия граждан и государственных служащих, всего государственного аппарата, в том числе непосредственно выполняющего функцию государственного силового принуждения.

Общество должно стать главным субъектом силового принуждения, при котором государство является исполнителем его воли. Веберовское понимание государства как монополиста легитимного насилия устарело и не соответствует современным потребностям развития личности и общества. Государство должно

1 Алексеев СТР. СТР. Теория права. — М.: «Изд-во БЕК», 1993, стр. 78

стать прежде всего организатором правового принуждения и стать проводником усилий и чаяний граждан, направленных на торжество права и законности. Это возможно не только путем усиления гражданского контроля над деятельностью силовых органов государства, и в первую очередь над деятельностью правоохранительных органов, но и путем усиления гражданской поддержки их усилий.

Надо, например, поставить дело так, чтобы общество было бы максимально информировано о деятельности всех правоохранительных органов, о тех лицах, которые совершили преступления и понесли наказание за них.

Служба в силовых органах государства должна быть престижна, доверие граждан к правоохранителям должно быть восстановлено.

Все доходы и расходы государственных чиновников и правоохранителей должны быть прозрачны для общественности, а преступления тех, кто призван бороться с преступностью, должны быть ей известны в первую очередь. Социальные гарантии сотрудникам правоохранительных органов должны обеспечивать их достойное существование, как во время службы, так и после ее завершения. Правоохранительная деятельность, постоянная служба в силовых органах государства должны квалифицироваться не иначе как государственная служба.

Вопрос комплектования вооруженных сил и других силовых органов является одним из ключевых вопросов повышения эффективности государственного силового принуждения в интересах обеспечения безопасности общества, государства и личности. Не в последнюю очередь это и вопрос безопасности тех молодых людей, которых призывают на срочную службу.

В настоящее время органами государственной власти РФ для укрепления силовых органов государства особое внимание уделяется службе по контракту, что крайне важно для повышения профессионализма и боевой готовности частей и подразделений. В то же время далеко не исчерпаны возможности усиления эффективности службы по призыву. Тем более что служба по призыву в первую очередь значительно увеличивает мобилизационные возможности страны, призвана быть школой мужества и патрио-

ф

78_______________________ВЛАСТЬ___________________09’2008

тического воспитания молодежи. Такой способ комплектования облегчает и бюджетные расходы на решение социальных вопросов контрактников. Речь идет о создании приемлемых условий жизни для их семей, а также о неизбежных расходах для поддержания их здоровья и выплаты пенсий.

Служба по призыву должна быть прежде всего престижной. В ряды силовых органов могут быть призваны только те молодые люди, которые не имели проблем с законом, морально и физически здоровы. Служба в вооруженных силах и других силовых органах государства должна постепенно превратиться из почетной обязанности в самое почетное право граждан страны.

В целях стимулирования добровольной краткосрочной службы необходимо, чтобы на государственную службу или службу по контракту в силовые органы государства (в частности в милицию, органы безопасности и т.д.) могли приниматься только те граждане, которые изначально проходили срочную службу и имеют при этом безупречные характеристики. Им должны быть предоставлены и существенные преимущества при поступлении в государственные вузы. Это в полной мере должно распространяться и

на женский пол, что предполагает наличие института добровольной срочной службы и для девушек. При этом может быть использован опыт стран, где имеется такая практика.

Таким образом, к приоритетным направлениям совершенствования государственного силового принуждения в России можно отнести следующие: обеспечение гражданской консолидации; ускоренные и действенные меры различных уровней власти по утверждению законности и правопорядка, преодолению коррупции; активная пропаганда здорового и честного образа жизни; всемерная опора на гражданскую ответственность, инициативу и активное участие всех россиян в обеспечении безопасности и правопорядка; широкое внедрение инноваций в правоохранительной сфере; создание необходимых условий для отбора лучших граждан для службы в вооруженных силах, других силовых органах, в правоохранительной системе. Это позволит создать оптимальные условия для повышения жизненного уровня россиян, создания инновационной экономики, для обеспечения надежной безопасности личности, государства и общества от различных угроз внешнего и внутреннего характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.