Научная статья на тему 'Особенности правосознания в современном российском обществе'

Особенности правосознания в современном российском обществе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
314
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности правосознания в современном российском обществе»

человека и социума. Человек и мир должны слиться во взаимопонимании. Но одновременно не должна потеряться идентичность человека. В курсе философии, познавая целостность мира, его единство, учащийся должен увидеть себя как ценность, осознать, что государство, право, система правоохранительных органов, суда для того только и созданы, чтобы нести благо человеку: благо справедливости, безопасности, благополучия. Граница необходима человеку для того, чтобы вообще выделиться из мира, отграничиться от него. Человек становится человеком, только осознавая и выделяя свое эго, противопоставляя его другим, ясно видя разницу, место, где проходит граница.

Воспитывающее образование, ориентированное на понимание сути общества, государства, власти, права, предназначено к ведению сбалансированной политики мудрыми людьми. Образование не должно пестовать эгоцентризм, но пора признать, что всякий педагог (в т. ч. и преподаватель философии), сея разумное доброе, вечное, тем самым укрепляет свои ценности в себе. Объясняя тему, он и сам заново понимает содержание учебного материала. Всякий ученик, отвечая на задание учителя, сам для себя получает результат, становясь знающим, способным сформулировать выводы и т. д. Всякий коллектив, относясь ко внешнему природному или социальному миру, развивает систему взаимосвязей членов этого коллектива, а характеристики этих связей и есть коллектив. Интенциональная природа человеческого бытия заключается в том, что возвратность отношения («Я - это отношение, относящее себя к себе самому... оно находится в отношении внутренней ориентации. т. е. Я - это не отношение, но возвращение отношения к себе самому»1) конституирует интенциональность. Образование как возвратность тесно связано с природой становления человека.

Образование, ориентированное на понимание природы ценностей, в том числе политических ценностей, играет роль объединителя мира реального сущего и мира идеальных сущностей, потому что «отношение, которое конституирует само себя, есть открытое отношение, отношение, которое не замкнуто лишь возникающей в конце и конституируемой связью, приобретшей субстанциональный статус»2. При этом образование не должно разрушать границ реальности. Политическая реальность очень хрупка и процесс ее изменения может быть очень болезненен для общества, для судеб отдельных людей. Воспитательный процесс в ходе преподавания философии должен дать спокойное отношение к политической и правовой данности, спокойное отношение к аккуратности совершенствования этой реальности.

Осянин Андрей Николаевич, кандидат социологических наук, доцент кафедры философии Нижегородской академии МВД России

Особенности правосознания в современном российском обществе

Правосознание выступает в качестве формы общественного сознания и представляет собой совокупность правовых взглядов, представлений, убеждений, оценок, теорий настроений и чувств, которые выражают отношения отдельных индивидов, социальных групп и общества в целом к правовым явлениям, поведению людей в правовой сфере.

Структура мнений и отношений к силовым структурам и правоохранительным органам выступает одним из индикаторов уровня развития правового сознания граждан. Уровень доверия к правоохранительным структурам и их работе предстает в качестве одного из основных элементов правосознания, который обусловливает социально-правовое поведение людей. Характер отношений к силовым структурам свидетельствует об уровне правовой активности граждан в деле поддержания общественной безопасности и правопорядка и степени напряженности во взаимоотношениях населения и властных структур.

Лидером сравнительного анализа индексов доверия силовым структурам и правоохранительным органам выступает армия (со значением 170). Второе место занимают органы государственной безопасности (со значением 164)3. Прокуратура и полиция получили индекс доверия в пределах

1 Кьеркегор С. Страх и трепет // Этич. Трактаты / пер. с дат; коммент. Н.В. Исаевой, С.А. Исаева; общ. ред. сост. и предисл. С.А. Исаева. М.: Республика, 1993. С. 225.

2 Соколов Б.Г. Герменевтика метафизики. СПб.: СПбГУ, 1998. С. 133.

3 Общественное мнение - 2017. М.: Левада-Центр, 2018. С. 101.

показателя 1341. Самый низкий уровень доверия демонстрирует суд со значением индекса 1252. В целом в настоящее время все силовые структуры и органы имеют положительный тренд, уровень доверия со стороны граждан к ним растет. Важно отметить, что кризисные явления в мировой экономике, начавшиеся в 2014 году, и последовавшие за ними падение курса национальной валюты, мировых цен на нефть и экономические санкции в отношении Российской Федерации повлекли снижение кредита доверия со стороны граждан в отношении силовых структур государства. Указанное падение продолжалось в период с сентября 2014 по декабрь 2016 года. Начиная с декабря 2016 года, падение доверия сменяется трендом на повышение, что совпадает с нивелированием последствий кризисных явлений 2014-2015 годов в экономике Российской Федерации.

Высокий кредит доверия российской армии институционализируется в в оценках ее способности защитить государство в случае возникновения реальной военной угрозы. Подавляющее большинство граждан страны (84%) заявляют именно об этом. Лишь десятая часть населения не верит в боеспособность вооруженных сил России. При этом более половины населения (58%)3 страны уверено в том, что необходимо сохранить обязательную воинскую повинность, а более трети (37%) предлагает перейти на контрактный вариант комплектования воинских подразделений. Одновременно две трети граждан (61%)4 предпочитают, чтобы член семьи подлежал призыву в вооруженные силы, а не искал способ избежать воинской повинности (23%)5.

Разновидностью федеральной милитаризованной службы выступает служба в полиции, которая осуществляет широкий спектр функций по обеспечению охраны общественного порядка. Кроме того, являясь структурой исполнительной ветви власти, она имеет самые тесные контакты с населением и выступает источником легитимного насилия и принуждения. Поэтому оценка ее деятельности дает представление об уровне авторитета власти в обществе и готовности граждан исполнять законные обязанности. Около половины россиян (45%)6 заявляет о том, что они удовлетворены работой полиции своего города (района), тогда как более трети (34%) выражает неудовлетворительные оценки. Важно отметить, что пятая часть (20%) не готова дать какие-то конкретные оценки работы органов внутренних дел. Это обусловлено тем, что указанные граждане могли не иметь взаимодействия с какими-либо подразделениями МВД России или это взаимодействие вызвало неоднозначную реакцию. Лишь десятая часть россиян (12%)7 за истекшие два года обращалась за помощью к полиции, а три четверти (75%) не прибегали к таковой. В любом случае, эта группа не определившихся россиян может при адресной работе пополнить число тех, кто позитивно оценивает деятельность полиции.

Две трети граждан описывают отношение сотрудников полиции в категориях вежливое/предупредительное (27%)8, а также безразличное/формальное (33%). Тогда как грубое/хамское и противоправное - менее пятой части (16%). В целом уровень оценки взаимодействия граждан с сотрудниками полиции находится в области позитивных значений. При этом значительна доля тех, кто подвергся некорректному обращению со стороны стражей закона и, возможно, стал жертвой нарушения закона со стороны сотрудников полиции. Четвертая часть граждан (25%)9 отметила, что обращение в полицию было фактически проигнорировано или осталось без должного внимания, но проблемы в итоге были решены официальным путем (21%). Кроме того, десятая часть указывает на возможные факты проявления коррупции («не подмажешь - не поедешь»). При этом 40% граждан указывает на внимательное отношение к возникшим у них проблемам, но у пятой части (17%) проблемы не были решены, так как лежали вне компетенции ОВД, у десятой части (12%) вопросы были решены неформальным способом или с помощью частной договоренности (11%)10.

Таким образом, около половины граждан высказывают позитивные оценки в отношении деятельности сотрудников полиции, но при этом треть заявляет обратное, что свидетельствует о достаточ-

1 Общественное мнение - 2017. М.: Левада-Центр, 2018. С. 101.

2 Там же.

3 Общественное мнение - 2017. М.: Левада-Центр, 2018. С. 102.

4 Там же. С.103.

5 Там же.

6 Там же. С. 104.

7 Там же.

8 Там же.

9 Там же.

10 Там же.

296

Юридическая наука и практика

но высокой поляризованности оценок. Важно отметить, что пятая часть не готова занять определенную позицию. Это может быть связано с отсутствием практики обращения в правоохранительные органы или невозможностью четко сформулировать свое отношение к ОВД. В случае проведения необходимой пропагандистской и разъяснительной работы указанная группа может пополнить ряды граждан, которые положительно относятся к полиции, но есть риск увидеть их в группе с противоположной точкой зрения. Важно учесть, что основная масса граждан (75%) за истекшие два года не обращалась в правоохранительные органы, тогда как десятая часть прибегла к помощи сотрудников ОВД. При этом треть россиян отмечает вежливое обращение и такой же процент - безразличное. Менее пятой части охарактеризовало отношение сотрудников как хамское. Недостаточное внимание к своей проблеме со стороны правоохранительных органов отметили (46%) граждан. Сопоставимое количество россиян (40%) отметило, что к их обращению в полицию отнеслись с должным вниманием. Вызывают тревогу факты так называемого неформального или неофициального решения вопроса, о чем сообщила десятая часть опрошенных граждан.

Важным элементом правоохранительной системы государства выступают судебные органы и инстанции. Восприятие гражданами судебной системы в качестве независимой и объективной выступает показателем уровня конституционализма, демократизма политического режима, соблюдения прав и свобод населения страны. По мнению 40%1 граждан в России можно рассчитывать на справедливый суд, при этом около половины (47%) придерживаются противоположной точки зрения. Две трети россиян (61%) демонстрируют обостренное чувство справедливости и гуманизма, указывая на то, что лучше позволить виновному уйти от наказания, чем заключить под стражу одного невиновного. Но есть и те (10%)2, кто готов смириться с отправкой в места лишения свободы двух невиновных, лишь бы не позволить виновному уйти от наказания3. Достаточно поляризованы мнения граждан в отношении применения высшей меры наказания в виде смертной казни. Менее пятой части граждан (16%)4 поддерживает идею полной отмены данного вида наказания, четверть (25%) высказывается за мораторий на вынесение подобных приговоров. При этом около половины выступает за возвращение смертной казни и даже расширение границ ее применения (44%).

Таким образом, граждане подают сигнал о том, что существующая судебная система не в полной мере выполняет свои функции и почти половина россиян не рассчитывает на справедливое решение их вопроса в судебной инстанции. Кроме того, общественное мнение демонстрирует некоторую противоречивость: с одной стороны, россияне готовы «отпустить» преступника, чтобы невиновный не был отправлен в тюрьму, но с другой - почти половина граждан хочет восстановить и расширить применение смертной казни.

В целом необходимо сказать о том, что правосознание выступает в качестве познавательно-оценочного отношения людей к историческому прошлому, законодательству, содержит идеи о его дальнейшей модернизации, о законности и правосудии, а также к актам поведения окружающих людей с точки зрения их правомерности или неправомерности. Сюда необходимо включить систему психологических установок и структуру ценностных ориентаций, направленных на соблюдение существующих норм права.

Отношение к правоохранительным органам и силовым структурам выступает важным индикатором правосознания граждан страны. Лидерами рейтинга доверия со стороны граждан выступает армия (4,1 балл)5 и органы государственной безопасности (4,1 балл), второе место занимает прокуратура (3,64 балла), суд (3,48 балла), полиция (3,42 балла). Оценка деятельности полиции и судов вскрывает ряд проблемных вопросов и актуализирует необходимость проведения системной работы по корректировке «узких мест» в деятельности органов и структур. В общем виде проблемные вопросы относятся к категории соблюдения прав и свобод граждан, удовлетворения их законных требований, этического и уважительного отношения к личности, равенства всех граждан перед законом, объективности и беспристрастности судопроизводства. В противном случае процесс правовой социализации и адаптации может не состояться или принять девиантный характер. Граждане достаточно часто упоминают неформальные способы решения своих проблем и вопросов.

1 Общественное мнение - 2017. М.: Левада-Центр, 2018. С. 105.

2 Там же.

3 Там же.

4 Там же.

5 Там же. С. 81.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.