Научная статья на тему 'Отношение населения Вологодской области к деятельности полиции'

Отношение населения Вологодской области к деятельности полиции Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
503
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / КРИМИНАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ / ПРЕСТУПНОСТЬ / ПОЛИЦИЯ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / PUBLIC OPINION / THE CRIMINAL SITUATION / CRIME / POLICE / LAW

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Морев Михаил Владимирович

В статье рассматриваются основные тенденции общественного мнения за период с 2000 по 2012 г. о состоянии криминальной ситуации в регионе и деятельности полиции. Приведены сравнительные данные по Российской Федерации. Оценена степень готовности населения к взаимодействию с органами внутренних дел в условиях реформирования правоохранительной системы в соответствии с Федеральным законом «О полиции».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The attitude of the vologda region’s population to police activities

The article examines the main trends of public opinion concerning criminal situation in the region and police activities for the 2000-2012 period. The article presents data for the Russian Federation. It evaluates the degree of people’s willingness to cooperate with the internal affairs authorities under conditions of the law enforcement system reforming in accordance with the Federal Law ‘On police’.

Текст научной работы на тему «Отношение населения Вологодской области к деятельности полиции»

УДК 316.658 ББК 60.5(2Рос-4Вол)

© Морев М.В.

ОТНОШЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ

В статье рассматриваются основные тенденции общественного мнения за период с 2000 по 2012 г. о состоянии криминальной ситуации в регионе и деятельности полиции. Приведены сравнительные данные по Российской Федерации. Оценена степень готовности населения к взаимодействию с органами внутренних дел в условиях реформирования правоохранительной системы в соответствии с Федеральным законом «О полиции».

Общественное мнение, криминальная ситуация, преступность, полиция, законодательство.

Базовая потребность в эффективном обеспечении личной безопасности, поддержании законности и правопорядка в современном обществе удовлетворяется государством, в частности, с помощью института полиции. То, как этот институт функционирует и как воспринимается людьми, во многом говорит о «качестве» государства в целом. Из всех его институтов полиция оказывается наиболее «близкой» к обычному человеку, поэтому граждане, оценивая государство в целом, судят о нём на основании своего опыта взаимодействия с правоохранительными органами по месту жительства, на улицах.

Неэффективная и неуважаемая гражданами полиция снижает доверие к государству и его основным институтам, фор-

МОРЕВ Михаил Владимирович кандидат экономических наук, научный сотрудник ИСЭРТ РАН [email protected]

мирует в обществе атмосферу страха и ощущение незащищённости, подавляет экономическую активность, лишает граждан стимулов платить налоги, тем самым разрушая фискальную политику и т. п. Наоборот, полиция, пользующаяся уважением и доверием граждан, является непременным условием эффективного государства и социального благополучия [1, с. 2]. Общественное мнение по отношению к полиции может рассматриваться как барометр прогресса в том, как правительство служит интересам и нуждам населения [9, с. 404].

Отношение граждан к полиции -это не только индикатор успешности работы правоохранительных органов. Мнение жителей страны о государственном институте, от работы которого зависит их повседневная безопасность, отражает уровень правосознания в социуме, общественные представления о законности, справедливости и, если говорить шире, уровень доверия к действующей власти [8].

В связи с этим актуальной проблемой является оценка деятельности органов правопорядка со стороны населения.

В России после принятия в 2011 году закона «О полиции» изучение общественного мнения об этом институте имеет особое значение, поскольку одним из основных направлений данной реформы стало усиление социальной роли органов правопорядка. С этой точки зрения возрастает значимость вопроса о формах и механизмах взаимодействия полиции и общественности. Усиливается роль регулярной отчётности полиции перед обществом и оценки населением деятельности органов внутренних дел (ОВД).

Целью представленного исследования является анализ основных тенденций общественного мнения на территории Вологодской области о деятельности полиции как института, представляющего государственную власть, активно взаимодействующего с населением и обеспечивающего поддержание в обществе правопорядка и соблюдения закона.

Задачами исследования являются:

1. Определение уровня криминальной напряжённости в оценках населения региона как одного из основных критериев эффективности функционирования правоохранительных органов.

2. Анализ изменений общественного мнения о деятельности полиции в связи с ключевыми реформами государственной власти за период с 2000 по 2012 год.

3. Сравнительный анализ отношения к полиции в регионе и в целом по стране.

4. Оценка уровня мотивации и готовности населения региона к взаимодействию с органами правопорядка.

Российская Федерация является одной из стран - лидеров по уровню преступности в мире [5, с. 75], однако официальная статистика преступности как в целом по стране, так и в регионе, имеет устойчивую тенденцию к снижению. За период

с 2000 по 2011 г. уровень преступности в России снизился с 2014 до 1682 случаев на 100 тыс. нас., в СЗФО - с 2276 до 1607 случаев, в Вологодской области - с 2677 до 2108 [7, с. 362]. Соотношение латентной и зарегистрированной преступности за 2000 - 2009 гг. уменьшилось в России в 2,78 раза, в Вологодской области - в 2,65 раза [4, с. 134].

В то же время официальная статистика не всегда полностью отражает реальную картину криминальной ситуации. Зарегистрированная преступность, включающая в себя те правонарушения, которые приняты на учёт в органах полиции, прокуратуры и в суде, является первоначальным статистическим показателем уголовной статистики. Однако определённая часть преступлений не учитывается в текущей официальной отчётности. В связи с этим фиксируемые статистические данные дают общее представление о криминальной ситуации, но не содержат о ней полную информацию [4, с. 33].

Сведения официальной статистики дополняют данные, получаемые в ходе социологических исследований. Поэтому с 1995 года ИСЭРТ РАН регулярно проводит мониторинг общественного мнения, один из разделов которого касается оценки населением Вологодской области криминальной ситуации в регионе и деятельности правоохранительных органов1.

1 С периодичностью 2 раза в год (в апреле и октябре) опрашивается по 1,5 тыс. человек в возрасте от 18 лет и старше в 10 муниципальных образованиях Вологодской области (Кирилловский, Вожегодский, Шекснинский, Грязовецкий, Никольский, Бабаевский, Тарногский, Великоустюгский районы, а также г. Вологда и г. Череповец). Репрезентативность выборки обеспечивается соблюдением половозрастной структуры взрослого населения области, пропорций между городским и сельским населением; жителями населённых пунктов различных типов (сельские населённые пункты, малые и средние города). Ошибка выборки не превышает 3%.

Как показывают наши исследования, чаще всего люди чувствуют себя в безопасности «дома» (75%), «на улице днём» (66%) и, наконец, «на улице вечером» (40%; рис. 1). Эта градация вполне естественна, однако важно отметить, что за весь период с 2000 по 2012 г. существенных изменений их удельного веса не произошло, при этом с 2009 по 2010 г.

доля людей, ощущающих себя в безопасности, постепенно снижается.

Преступность ежегодно входит в первую десятку наиболее острых проблем современной жизни, хотя нельзя не отметить, что актуальность её, по мнению жителей региона, снижается: в 2000 году она занимала 3 место, в 2006 году - 4, в 2012 году - 6 (табл. 1).

Источник: данные мониторинга общественного мнения ИСЭРТ РАН.

Таблица 1. Наиболее актуальные проблемы современной жизни в России (в % от числа опрошенных)*

Проблема 2000 г. 2006 г. 2012 г.

Инфляция 44,7 45,5 56,1

Низкий уровень жизни, бедность 50,8 33,9 43,8

Расслоение населения на «бедных» и «богатых» 27,7 30,1 37,3

Проблема жилищного обеспечения, низкая доступность жилья 16,8 24,4 28,3

Рост алкоголизма 22,2 38,6 27,5

Высокий уровень преступности, незащищённость от криминалитета, хулиганства и т. д. 36,9 (3 место) 30,7 (4 место) 26,1 (6 место)

Социальная незащищённость граждан 34,4 27,0 22,2

Недоступность здравоохранения, низкое качество медицинских услуг 14,6 20,8 18,4

Коррупция,взяточничество 15,4 20,1 18,2

Экономическая нестабильность, остановка предприятий 29,1 15,4 16,8

* В таблице приведены десять наиболее актуальных проблем, ранжированных по данным на 2012 г. Всего в вопросе был представлен перечень из 23 проблем. Источник: данные мониторинга общественного мнения ИСЭРТ РАН.

Динамика численности людей, которым приходилось выступать в роли потерпевших или свидетелей преступления, соответствует наметившейся тенденции: с 2002 по 2012 г. наблюдается ослабление напряжённости криминальной обстановки в регионе, однако в последние 3 - 4 года темпы этой позитивной тенденции существенно замедлились (рис. 2 - 3).

Рис. 2. Доля людей, которым приходилось быть пострадавшим от преступлений и хулиганских действий (в % от числа опрошенных)*

С 2008 года наблюдается устойчивая тенденция снижения уровня доверия к полиции. За 4 года доля жителей области, доверяющих данному институту, сократилась на 8% (с 37 до 29%; рис. 4). В результате по этому показателю общественное мнение вернулось на позиции 2000 - 2001 гг. По результатам опроса, проведённого в октябре 2012 года,

Рис. 3. Доля людей, которым приходилось быть свидетелем преступлений и хулиганских действий

(в % от числа опрошенных)*

Преступления Хулиганских действий

Преступления

Хулиганских действий

Источник: данные мониторинга общественного мнения ИСЭРТ РАН.

* Вопрос задаётся с 2002 г.

Рис. 4. Уровень доверия населения полиции (в % от числа опрошенных)

Полностью и в основном доверяю Полностью и в основном не доверяю

Источник: данные мониторинга общественного мнения ИСЭРТ РАН. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ • ВЫП. 2 (64) • 2013

полиции доверяют примерно 27% мужчин и 30% женщин, а также преимущественно лица в возрасте до 30 лет и старше 55 лет (по 31%), имеющие высшее образование (32%) и обеспеченные жители области (40%). Следует отметить, что уровень доверия населения органам внутренних дел на территории Вологодской области (30%) соответствует общественному мнению в целом по России. Так, по данным Левада-центра с 2004 по 2012 г., доверяют полиции 25 - 30% россиян, причём за последние 8 лет этот показатель остаётся стабильным [6, с. 3].

В сравнении с другими общественными структурами и институтами власти уровень доверия полиции стабильно невысок (12 место из 16 позиций, представленных в вопросе; табл. 2), что является препятствием для решения одной из основных задач закона «О полиции» -организации эффективного взаимодействия органов правопорядка с населением.

Верят ли жители области в то, что полиция способна справиться с проблемой преступности? Несмотря на некоторые колебания общественного мнения в последние 5 лет, в целом за период с 2000 по 2012 г. отмечается явное улучшение оценок в данном вопросе. За это же время доля жителей области, считающих, что полиция вполне способна справиться с проблемой преступности, выросла почти в 2 раза (с 10 до 19%; рис. 5). Тем не менее она по-прежнему крайне мала (по данным на 2012 г. - в 2 раза ниже доли тех, кто разделяет противоположную точку зрения).

Учитывая сомнения населения в том, что полиция может справиться с данной проблемой, вполне объяснимо, что большинство жителей области осторожно высказываются по поводу своей удовлетворённости деятельностью органов внутренних дел. Около 40% населения характеризуют работу полиции нейтральными оценками, однако следует всё-таки

Таблица 2. Уровень доверия населения к действующим в стране общественным структурам и институтам власти (число полностью и в основном доверяющих, в % от числа опрошенных)

Институты власти, общественные структуры 2000 г. 2006 г. 2012 г.

Президенту РФ 57,1 62,0 45,7

Церкви 42,3 42,9 41,4

Правительству РФ 42,7 42,1 39,6

Суду 31,6 35,5 36,1

Руководству области 31,3 37,7 34,6

Прокуратуре 30,9 33,3 33,9

Федеральной службе безопасности 34,2 35,3 33,2

Совету Федерации 28,3 34,3 32,3

Армии 37,0 29,6 31,3

Государственной думе 23,0 27,9 30,5

Средствам массовой информации 33,4 31,0 29,5

Полиции 27,2 (10 место) 29,0 (11 место) 29,3 (12 место)

Профсоюзам 28,4 27,4 25,6

Директорам,руководителям предприятий 19,6 26,5 25,1

Банковским, предпринимательским кругам 12,4 22,6 21,3

Политическим партиям, движениям 10,7 17,8 20,9

Источник: данные мониторинга общественного мнения ИСЭРТ РАН.

Рис. 5. Доля населения, считающего, что в настоящее время полиция может справиться с преступностью (в % от числа опрошенных)

Источник: данные мониторинга общественного мнения ИСЭРТ РАН.

подчеркнуть, что доля положительных отзывов ежегодно превышает удельный вес отрицательных мнений (удовлетворён деятельностью ОВД каждый третий житель региона, не удовлетворён - каждый четвёртый; рис. 6).

Позитивные оценки работе полиции высказывают преимущественно женщины (67%), лица в возрасте до 30 лет (71%), наиболее обеспеченные категории населения (73%), лица с высшим и незаконченным высшим образованием (69%). Негативные отзывы чаще всего звучат от мужчин (40%), лиц 30 - 55 лет (41%), наименее обеспеченных жителей области (54%), лиц со средним и неполным средним образованием (42%).

Характеризуя удовлетворённость полицией в среднем по стране, следует отметить, что на международном уровне Россия и Украина входят в число аутсайдеров по отношению населения к органам внутренних дел. По 5-балльной шкале средняя оценка удовлетворённости

полицией в этих странах составляет 2,8 и 2,6 баллов при среднем балле по выборке2 исследования 3,5 балла. Лидерами по данному показателю являются Дания и Швейцария (по 3,9 баллов соответственно).

Россияне заметно реже, чем жители других стран, оценивают деятельность полиции как «очень хорошую» и «хорошую» (18 и 11% соответственно), активнее характеризуют её как «ни хорошая, ни плохая» (55 и 45% соответственно), но в целом распределение смещено в сторону более низких оценок [6, с. 8]. Их преимущественно негативное отношение к деятельности полиции в сравнении с оценками населения других государств свидетельствует о том, что общество ощущает свою оторванность от государства.

2 Рассчитано по результатам Европейского социального обследования за 2010 год (выборка составила 50782 чел. в 26 странах) и исследования LiTS Европейского банка реконструкции и развития и Всемирного банка за 2010 год (выборка составила 39 тыс. респондентов в 34 странах).

Рис. 6. Доля жителей области, которые удовлетворены деятельностью полиции (в % от числа опрошенных)*

40 -

30

20

10 -

44,2

39,9

42,1

31,6

27,7

30,2

30,9

25,3

26,5

2010

2011

2012

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Год

0

□ Полностью и в основном удовлетворён

□ Удовлетворён частично

□ Полностью и в основном не удовлетворён

ИСЭРТ РАН.

Источник: данные мониторинга общественного мнения

* Вопрос задаётся с 2010 года.

Учёные американского Национального фонда поддержки демократии, которые провели сравнительный анализ психологического климата и социального самочувствия молодёжи трёх постсоветских стран (России, Украины и Азербайджана), пришли к выводу о том, что молодёжь, проживающая на их территориях, существенно больше доверяет своим родным и друзьям, чем государственным и общественным институтам. Эксперты оценили это как «вполне ожидаемый результат, обусловленный слабым уровнем развития институтов, на которые общество могло бы положиться» [3, с. 55].

Ещё один факт, свидетельствующий одновременно и о снижении криминогенной обстановки в регионе, и об улучшении оценок деятельности полиции: за период с 2005 по 2012 г. почти в 1,5 раза снизился уровень обращений в органы внутренних дел (с 47 до 29%), при этом

среди тех, кто обращался за помощью, заметно увеличилась доля людей, отметивших, что им были оказаны необходимые услуги (с 61 до 79%; рис. 7).

Одним из наиболее важных индикаторов отношения населения к органам внутренних дел является готовность оказать им содействие в случае возникновения такой необходимости. В данном направлении динамика общественного мнения за последние 12 лет более категорична. Снижается доля нейтральных оценок (с 40 до 33%) и одновременно увеличивается численность определившихся в своём мнении людей, которые разделились на два примерно одинаковых лагеря (по 23 - 25%): одни готовы помогать полиции безо всяких условий, другие совершенно не готовы к этому (рис. 8). Для сравнения: по данным ВЦИОМ, на октябрь 2012 года доля россиян, готовых оказать помощь полиции в случае необходимости, почти в 2 раза больше (45%) [6].

Рис. 7. Уровень обращений за помощью в полицию и удовлетворённость качеством оказанных услуг*

79,3

^^^•Доля людей, обращавшихся за помощью в полицию (в % от числа опрошенных)

^^^■Доля людей, получивших необходимую помощь (в % от числа тех, кто обращался за помощью)

Источник: данные мониторинга общественного мнения ИСЭРТ РАН.

* Вопрос задаётся с 2005 года.

Рис. 8. Уровень готовности оказать помощь органам внутренних дел в случае необходимости (в % от числа опрошенных)

Безусловно готов(а) ^^^Готов(а), но в определённых условиях ^^^Совершенно не готов(а)

Источник: данные мониторинга общественного мнения ИСЭРТ РАН.

Таким образом, по вопросу оказания помощи ОВД мнения жителей региона разделились, однако в отношении получения помощи от самой полиции оценки населения вполне однозначны. «Обращусь за помощью в органы внутренних дел в случае возникновения какой-либо угрозы или опасности» - это ежегодно самый распространённый вариант ответа, при этом (в отличие от других вариантов ответа) доля респондентов, разделяющих данное мнение, особенно увеличилась по сравнению с 2000 годом (с 45 до 53%; табл. 3).

Ежегодно на протяжении периода с 2008 по 2011 г. повышение качества отбора и профессиональной подготовки сотрудников ОВД являлось, по мнению населения, наиболее перспективной мерой для укрепления правопорядка (табл. 4). Однако в 2012 году люди стали значительно чаще признавать, что в первую очередь для снижения криминальной напряжённости в обществе следует повысить ответственность самих граждан за правонарушения (в 2012 году так ответили более половины жителей области).

Таблица 3. Распределение ответов на вопрос «Если Вашей жизни, здоровью или благополучию будет угрожать опасность, станете ли Вы что-либо предпринимать?» (в % от числа опрошенных)

Вариант ответа Дата опроса

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Обращусь за помощью в ОВД 44,8 42,2 40,7 46,9 46,8 47,1 53,3 52,4 58,1 52,3 50,6 49,7 52,6

Сам обеспечу свою безопасность 13,6 14,5 14,9 15,1 13,4 14,8 17,0 14,0 13,6 14,0 14,3 15,5 14,4

Ничего предпринимать не буду 9,9 7,6 8,8 7,3 7,7 6,1 8,0 7,1 5,4 8,9 11,1 9,3 12,9

Обращусь за помощью в другие государственные органы 10,7 10,4 12,6 8,2 8,5 10,1 9,8 11,4 10,2 9,8 8,6 7,3 10,4

Буду использовать иные меры 11,7 14,1 12,8 14,6 12,0 10,0 9,5 9,5 9,1 10,4 12,3 11,2 9,9

Обращусь за помощью в частные охранные структуры 5,8 10,7 11,5 9,2 10,1 12,8 9,8 10,0 7,5 7,3 6,2 7,1 4,1

Поменяю место жительства 2,1 2,3 4,4 4,0 4,7 5,8 4,4 3,9 3,8 3,9 2,8 3,8 2,5

Источник: данные мониторинга общественного мнения ИСЭРТ РАН.

Таблица 4. Мнение населения по поводу мер, которые могут оказать воздействие на укрепление правопорядка (в % от числа опрошенных)*

Вариант ответа Дата опроса

2008 2009 2010 2011 2012

Усиление ответственности за правонарушения 43,9 47,1 36,3 40,1 52,1

Повышение качества отбора и профессиональной подготовки сотрудников ОВД 51,5 47,9 51,2 48,4 47,4

Улучшение технической оснащённости ОВД 29,8 24,0 21,1 21,9 19,5

Привлечение общественности к борьбе с преступностью и охране общественного порядка 22,1 20,8 16,8 17,3 18,5

Увеличение заработной платы сотрудникам полиции 22,5 16,9 16,1 15,7 7,3

Предоставление больших прав полиции 6,0 5,6 4,0 4,6 4,6

Расширение штатов ОВД 10,0 7,2 4,5 5,8 2,7

Источник: данные мониторинга общественного мнения ИСЭРТ РАН. * Вопрос задаётся с 2008 г.

Это свидетельствует о росте общественного правосознания, понимании населением своей роли в поддержании правопорядка.

Таким образом, если подвести итоги динамики общественного мнения по вопросу отношения населения Вологодской области к деятельности полиции за последние 12 лет, то можно отметить следующее:

1. Напряжённость криминальной ситуации в области, по оценкам населения, постепенно снижается. Об этом свидетельствуют как данные официальной статистики (уменьшение уровня преступности), так и результаты социологических опросов (снижение доли потерпевших от преступлений и хулиганских действий, сокращение числа обращений в полицию за помощью).

2. Отношение населения к деятельности полиции в настоящее время неоднозначно: число доверяющих и недоверяющих полиции примерно одинаково (29%), удовлетворённых и неудовлетворён-

ных деятельностью данного института -27 - 30%, готовых и неготовых ей помочь -25 - 26%. Такая же ситуация складывается и в целом по стране.

Из этого следует, что в отношении к деятельности полиции и оценке её возможности противостоять криминалитету общество занимает выжидательную позицию, вызванную, очевидно, существенными шагами органов власти по реформированию всей правоохранительной системы. Реформирование армии и милиции, кризисные явления внутри этих институтов, критика, высказываемая в их адрес, создают для многих из них ситуацию неопределённо-сти [2, с. 199]. В этих условиях дальнейшая динамика общественного мнения, а также готовность населения активно сотрудничать с представителями правопорядка будут зависеть в первую очередь от того, насколько эффективными окажутся мероприятия по реализации основных задач, заявленных в Федеральном законе «О полиции».

ЛИТЕРАТУРА

1. Гимпельсон, В.Е. Доверие полиции: межстрановой анализ: препринт [Текст] / В.Е. Гимпель-сон, Г.А. Монусова / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. - 33 с.

2. Гужавина, Т.А. Социальное доверие как фактор взаимодействия регионального гражданского общества и государства / Стратегия и тактика реализации социально-экономических реформ: региональный аспект [Текст]: Материалы VI Междунар. науч.-практ. конференции, г. Вологда, 6 - 8 октября 2011 г.: в 3-х ч. - Часть III. - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2011. - С. 195-202.

2. Дюк, Н.М. Первое свободное поколение: молодёжь, политика и идентичность в России, Украине и Азербайджане // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. -2003. - № 1. - С. 53-62.

3. Морев, М.В. Проблемы насильственной смертности в России [Текст]: монография / М.В. Морев, А.А. Шабунова, К.А. Гулин, В.И. Попова. - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2012. - 158 с.

4. Морев, М.В. Социальное здоровье российского общества: криминологический аспект [Текст] // Проблемы развития территории. - 2011. - № 4. - C. 75-90.

5. Работа полиции: общественная оценка: пресс-выпуск ВЦИОМ № 2147 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://wriom.ru/index.php?id=459&uid=113269

6. Регионы России. Социально-экономические показатели: стат. сборник / Росстат. - М., 2012. - 990 с.

7. У обывателей и полицейских разные ценности / Газета «Ведомости» от 14.08.2012 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/opinion/news/2823051/oni_ ne_takie_kak_my

8. Cao, L. Confidence in the police in Latin America. Journal of Criminal Justice / L. Cao, J.S. Zhao. -2005. - № 33. - Р. 403-412.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.