Экологическое право
О ПРИНЦИПЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
РЫЖЕНКОВ Анатолий Яковлевич,
доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры гражданского права и процесса Калмыцкого государственного университета. E-mail: 4077778@list.ru
Краткая аннотация: В статье делается вывод о том, что исследуемый принцип относится к числу межотраслевых, и определяет основные направления развития как градостроительного, так и экологического права. Несмотря на отдельные недостатки юридической техники при его конструировании, он имеет достаточно четкий механизм реализации, как в нормах градостроительного, так и экологического законодательства. С учетом этого, представляется целесообразным предложить в качестве перспективы его реализации в нормах градостроительного и экологического законодательства внедрение стратегической экологической оценки на стадии территориального планирования, а также развитие системы экологического аудита в рамках экологизации ГрК РФ.
Abstract: The article concludes that the principle under consideration is one of the interdisciplinary principles and determines the main directions for the development of both urban planning and environmental law. Despite some shortcomings of legal techniques in its design, it has a fairly clear implementation mechanism, both in the norms of town planning and environmental legislation. With this in mind, it seems advisable to propose, as a prospect for its implementation in the norms of town-planning and environmental legislation, the introduction of a strategic environmental assessment at the stage of spatial planning, and the development of an environmental audit system within the framework of the ecologization of the Urban Development Code of the Russian Federation.
Ключевые слова: Градостроительство; территориальное планирование; градостроительное зонирование; инженерные изыскания; охрана окружающей среды; экологический аудит, экологизация; экспертиза проектной документации.
Keywords: Town planning; territorial planning; town-planning zoning; engineering researches; environmental protection; ecological audit, greening; examination of the project documentation.
Принципы права являются ядром системы права, отражают основные идеи и сущность всех входящих в нее отраслей. По общепризнанной классификации, принципы права подразделяются на общепра-
вовые, межотраслевые, отраслевые и институциональные (отдельных правовых институтов).
Наибольший интерес представляют межотраслевые принципы, поскольку они
выражают основные идеи двух и более отраслей права, и оказывают влияние на их поступательное развитие. В этом смысле весьма актуальным и перспективным представляется исследование тех принципов градостроительного права, которые отражают динамику взаимодействия данной отрасли с экологическим правом - другой развивающейся отраслью права России.
Одним из таких принципов, сформулированных в ст. 2 Градостроительного кодекса РФ (далее ГрК РФ), является принцип осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности. При анализе содержания и механизма реализации данного принципа, необходимо обратить внимание на три соображения, имеющих отношение к проблемам юридической техники.
1) указанный принцип предполагает учет требований, как охраны окружающей среды, так и экологической безопасности. Между тем, в современной научной литературе в настоящий момент идет дискуссия о соотношении категорий «охрана окружающей среды» и «обеспечение экологической безопасности». Одним из первых проблему соотношения данных понятий поднял М.М. Бринчук. Он полагал, что нет оснований включать отношения по обеспечению экологической безопасности в отдельную группу общественных отношений, регулируемых экологическим законодательством, отличную от охраны окружающей среды и отношений по использованию природных ресурсов. Экологическая безопасность - принцип охраны окружающей среды и природопользования.1 Другие авторы считают обеспечение экологической безопасности даже не принципом, а целью охраны окружающей среды.2
Соглашаясь с последней позицией, замечу, что в формулировке исследуемого
1 Бринчук М.М. Охранять окружающую среду или обеспечивать экологическую безопасность? // Государство и право. 1994. № 8/9. С. 118-127.
2 Анисимов А.П. Конституционные основы природопользования и охраны окружающей среды в России: вопросы теории // Новая правовая мысль. 2007. № 5. С. 16-19.
принципа следовало бы остановиться либо на «соблюдении требований охраны окружающей среды» (что предпочтительнее), либо «требований экологической безопасности», однако никак не их обоих одновременно.
2) категория «соблюдение» достаточно часто используется при исследовании принципов права. В науке теория государства и права реализация права определяется как осуществление, воплощение, претворение в жизнь (в действительность) принципов и предписаний права.3 Исходя из деления норм права на обязывающие, запрещающие и управомочивающие, различаются такие формы реализации права, как соблюдение, исполнение и использование. Соблюдение - это форма реализации запрещающих норм, заключающаяся в пассивном воздержании субъекта от совершения определенных действий. Исполнение уже предполагает совершение субъектом активных действий, закрепленных в обязывающей норме. В свою очередь, использование - это такая форма реализации управомочивающих норм, которая предоставляет субъекту набор конкретных прав (на труд, на отдых, на благоприятную окружающую среду и т.д.). В отличие от соблюдения и исполнения, являющихся формами должного поведения, использование как форма реализации права характеризуется повышенной степенью самостоятельности субъекта, его автономией при принятии решений в рамках предоставленного права.4
Исходя из этого, остается не совсем понятным, почему в формулировке исследуемого принципа (и не только его, а, например, еще и такого принципа экологического права, как принцип «соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду») законодатель специально упомянул только одну форму реализации
3 Теория государства и права: учебник для юридических вузов / под ред. А.С. Пиголкина. М.: Городец, 2003. С. 78.
4 Теория права и государства. Курс лекций / Редкол.: Анисимов П.В., Ростовщиков И.В. (отв. редакторы), Есипова И.А. (отв. секретарь), Заднепровская М.В., Ломов В.С., Рудковский В.А. Волгоград: ВА МВД России, 2001. С.158-160.
права, но не упомянул все остальные. Это не очень удачное решение еще и потому, что в других статьях, как Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ (например, ст. 11, 12), так и ГрК РФ (ст.46.9, 36, 37) присутствуют и две другие общепризнанные формы реализации права (исполнение и использование).
3) требования в области охраны окружающей среды - предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, нормативами в области охраны окружающей среды, федеральными нормами и правилами в области охраны окружающей среды и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды. На сегодняшний день в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ изложен перечень базовых экологических требований в отдельных видах деятельности. В их числе -требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию зданий, сооружений и иных объектов; размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов энергетики; есть ряд требований по охране окружающей среды в сельском хозяйстве, военно-оборонной деятельности, в сфере обращения с отходами и т.д. Особое значение имеет ст.44 Федерального закона «Об охране окружающей среды», содержащая экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции городских и сельских поселений. Появление таких норм обусловлено тем, что строительная деятельность требует комплексного правового регулирования, которое осуществляется массивом нормативных правовых актов, различных по правовой природе и юридической силе, что связано с разнообразием возникающих отношений. Это позволяет говорить о том,
что правовые нормы, регулирующие строительство, составляют комплексное межотраслевое образование.1
Из этого следует, что указанные в исследуемом принципе экологические требования, подлежащие учету в ходе градостроительной деятельности, сформулированы не только в Федеральном законе «Об охране окружающей среды», но и в иных нормативных актах, и их исчерпывающего перечня нет.
Рассмотрим механизм реализации данного принципа в нормах ГрК РФ.
1) рассматриваемый принцип реализуется посредством создания в ГрК РФ специальной правовой конструкции - «зоны с особыми условиями использования территорий». К числу таких зон относятся охранные, санитарно-защитные зоны, водоохранные зоны, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов и ряд других зон. При создании таких зон как раз и происходит учет экологических требований, например, учитываются экологические требования в промышленности, обусловившие наличие санитар-но-защитной зоны.
2) учет экологических требований происходит в документах территориального планирования. Так, согласно ст.12 ГрК РФ, проект схемы территориального планирования Российской Федерации подлежит обязательному согласованию с высшим исполнительным органом власти субъекта РФ, на территории которого планируется размещение объектов федерального значения, в части возможного влияния планируемых для размещения объектов федерального значения на социально-экономическое развитие такого субъекта РФ, а также возможного негативного воздействия указанных объектов на окружающую среду на территории соответствующего субъекта РФ.
В документах территориального планирования субъектов РФ учет экологи-
1 Болтанова Е.С. Место норм о застройке земель в правовой системе России // Новая правовая мысль. 2014. № 3. С.67.
ческих требований конкретизируется, например, материалы по обоснованию схем территориального планирования субъекта РФ (ст.14 ГрК РФ) в текстовой форме должны содержать «сведения об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении твердых коммунальных отходов, содержащиеся в территориальных схемах в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами». На муниципальном уровне в документах территориального планирования также отображаются обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов.
Кроме того, проект схемы территориального планирования муниципального района подлежит согласованию с органами местного самоуправления поселений, входящих в состав муниципального района, в части возможного влияния планируемых для размещения объектов местного значения муниципального района на социально-экономическое развитие таких поселений, возможного негативного воздействия указанных объектов на окружающую среду на территориях таких поселений. Данный проект также подлежит согласованию с заинтересованными органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, имеющих общую границу с подготовившим схему муниципальным районом, в целях соблюдения интересов населения муниципальных образований при установлении на их территориях зон с особыми условиями использования территорий в связи с планируемым размещением объектов местного значения муниципального района, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду. Градостроительным законодательством предусмотрен и ряд других согласований.
Данный вопрос о согласовании градостроительной документации, затрагивающей интересы охраны окружающей среды и природопользования, часто становится предметом рассмотрения российских судов. Так, Федеральное агентство лесного
хозяйства (Рослесхоз) обратилось в Камчатский краевой суд с административным исковым заявлением о признании не действующим решения Собрания депутатов Паратунского сельского поселения от 29 декабря 2015 г. № 26 «Об утверждении материалов корректировки генерального плана Паратунского сельского поселения Елизовского муниципального района» в части включения в границы населенных пунктов Паратунского сельского поселения лесных участков, расположенных на землях лесного фонда. В обоснование заявленных требований Рослесхоз указал, что Решением № 26 находящиеся в федеральной собственности лесные участки включены в границы населенных пунктов Паратунского сельского поселения с нарушением процедуры согласования проекта Генерального плана, предусмотренной ст.25 ГрК РФ. Оспариваемым актом в нарушение положений ЗК РФ, ЛК РФ и Федерального закона от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» были изменены целевое назначение и правовой режим земель лесного фонда, находящегося в федеральной собственности, что препятствует органам федеральной власти осуществлять мероприятия по управлению землями лесного фонда, охране, защите и воспроизводству лесов. Как указал суд, Рослесхоз является федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным осуществлять согласование включения земельных участков из состава земель лесного фонда в границы населенных пунктов и изменение категории земель, которое оформляется путем подготовки заключений.
В том случае, если имеется отрицательное заключение Рослесхоза на проект генерального плана поселения, соблюдение органом местного самоуправления процедур согласования, в том числе утверждение документа территориального планирования при квалифицированном молчании уполномоченного органа исполнительной власти (чч. 7,8 ст.25 ГрК РФ), само по
себе не подтверждает соблюдение порядка принятия генерального плана поселения. Иной подход означал бы, что достижение целей правоотношений по такому согласованию, направленных на охрану и защиту лесного фонда, основывающихся на принципах использования лесов с учетом их глобального экологического значения (ст. 1 ЛК РФ) и осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности (ст. 2 ГрК РФ), не является обязательным.
Лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим. Правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов и предполагает, в частности, обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство. Данная позиция закреплена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 3 февраля 2010 г. № 238-О-О. В данном случае в нарушение правил ст.25 ГрК РФ проект Генерального плана был утвержден при наличии отрицательного заключения Рослесхоза, что свидетельствует о существенном нарушении порядка подготовки указанного документа территориального планирования.1
Как отмечалось в научной литературе, градостроительное законодательство (например, ст. 9 ГрК РФ об общих положениях о территориальном планировании) необходимо дополнить требованием об учете стратегической экологической оценки (СЭО) в документах территориального планирования.
Внедрение в ГрК РФ процедур СЭО необходимо потому, что кумулятивные воздействия могут возникать в результате
1 Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 20 декабря 2017 г. № 60-АПГ17-11 // СПС «Консультант плюс», дата обращения 05.05.2018.
пространственного совмещения зон воздействия нескольких однородных или разнообразных проектов. СЭО создаёт благоприятные предпосылки для учёта кумулятивных воздействий на окружающую среду, поскольку она оценивает разные проекты и имеет более широкие исходные рамки по материальным, пространственным и временным условиям, чем экологическая оценка проектов. Цель СЭО состоит в разработке альтернатив размещения планируемых объектов с существенными вредными воздействиями на окружающую среду (включая нулевой вариант).2
3) учет экологических требований происходит на стадии градостроительного зонирования территорий. Так, согласно ст.30 ГрК РФ, Правила землепользования и застройки разрабатываются, в том числе, в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия. Непосредственно это проявляется, например, в том, что в жилых зонах (ст. 35) допускается размещение социальных и иных объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду; производственные зоны предназначены для размещения производственных объектов с различными нормативами воздействия на окружающую среду.
Кроме того, для охраны ценных природных объектов предусмотрено создание рекреационных зон и зон особо охраняемых территорий. В отношении последних следует подчеркнуть, что создание в границах населенных пунктов особо охраняемых природных территорий (например, дендрологического парка или национального парка) не влечет за собой появление в границах категории земель населенных пунктов
2 Проект «Внедрение экологических принципов в территориальное планирование России (ЭкоРус)». Комплекс 3/4 - Рекомендация № 3: «Стратегическая экологическая оценка в территориальном планировании Российской Федерации» // http://doc.knigi-x.ru/22biologiya/454436-1-proekt-vnedrenie-ekologicheskih-principov-territorialnoe-planirovanie-rossii-ekorus-kompleks.php (дата обращения 05.05.2018).
земельного участка из состава категории земель особо охраняемых территорий и объектов, предусмотренной главой XVII ЗК РФ. В данном случае такой вывод вытекает из ст. 83 ЗК РФ, согласно которой «границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий».1
Наконец, для размещения скотомогильников, полигонов для захоронения твердых коммунальных отходов создаются территориальные зоны специального назначения.
Параметры и виды деятельности, разрешенной в каждой территориальной зоне, определяются градостроительным регламентом. При этом следует обратить внимание, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные размеры (параметры) которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с ним, кроме случаев, если их использование опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия (п.8 ст.36 ГрК РФ). ГрК РФ предусматривается возможность наложения запрета на использование таких земельных участков и объектов недвижимости.
Представляется, что критерием «опасности» как раз и будут являться указанные в исследуемом принципе экологические требования, например, в случае превышения производственным объектом нормативов выбросов вредных веществ.
Важность учета экологических требований при осуществлении градостроительного зонирования обусловила появление в научной литературе предложений об установлении «приоритета норм земельного, лесного, водного законодательства, законодательства о недрах, об охране окружающей среды в регулировании отноше-
1 Анисимов А.П. О некоторых концептуальных новеллах Градостроительного кодекса РФ в правовом регулировании земельных отношений //Аграрное и земельное право. 2006. № 3. С.12-16.
2
ний градостроительного зонирования».2
Полностью разделяя обеспокоенность автора в части необходимости эффективной охраны окружающей среды, все же замечу, что нормы градостроительного законодательства направлены на достижение баланса различных экономических, экологических, социальных и иных интересов, приведения их к «общему знаменателю», а потому установление приоритета природоресурсных или экологических норм над всеми другими приведет к возникновению определенного «перекоса» в обеспечении баланса самых различных частных и публичных интересов в городах и на иных территориях. Другое дело, что учет экологических интересов в документах градостроительного зонирования не всегда эффективен, и может требовать корректировки.
4) инженерные изыскания для подготовки документации по планировке территории (ст.41.2 ГрК РФ) выполняются в целях получения материалов о природных условиях территории, в отношении которой осуществляется подготовка такой документации, и факторах техногенного воздействия на окружающую среду, прогнозов их изменения в целях обеспечения рационального и безопасного использования указанной территории. Проект планировки (ст. 42) обязательно должен включать перечень мероприятий по охране окружающей среды. Экологические требования подлежат обязательному учету и в ходе архитектурно-строительного проектирования (ст. 48 ГрК РФ). Специальные градостроительные требования предусмотрены для особо опасных, технически сложных и уникальных объектов (ст. 48.1 ГрК РФ), в число которых входят, например, опасные производственные объекты I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества.
2 Чередников А.В. Градостроительное зонирование как средство обеспечения публичных экологических и частных интересов: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012. С.9.
В ст.49 ГрК РФ предусматривается проведение экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. Предметом экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия таких результатов требованиям технических регламентов.
Данный перечень не носит исчерпывающего характера, однако позволяет выявить основные направления учета экологических требований в ходе осуществления градостроительной деятельности и не согласиться с часто высказываемыми в научной литературе категоричными суждениями о «деэкологизации градостроительной документации» и полном отсутствии экологических требований в Градостроительном кодексе РФ от 29 декабря 2004 г.1
Проанализированное явление внедрения экологических требований в законодательство, регулирующее иные сферы общественных отношений, получило в правовой науке наименование «экологизация». Экологизация права - это придание экологической направленности всем нормам, связаным со сферой взаимодействия общества и природы. Ее объектом выступают законодательные акты. В процессе экологизации экологические требования трансформируются в правовые нормы, определяющие границы поведения субъектов права в отношениях, связанных с воздействием на окружающую среду, и выражают меру допустимого воздействия. Экологизация отраслей законодательства необходима для реализации основных эколого-правовых норм.2 Тенденция экологизации
1 Смольянинов В.В. Территориальные комплексные схемы охраны природы: вопросы рецепции в современную систему градостроительной документации // Научный вестник ВГАСУ. Строительство и архитектура. 2010. № 4. С.122.
2 Тахватулина Н.К. Экологизация правового регулирования (теоретико-правовое исследование): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2006. С.8.
направлена на расширение сферы внедрения эколого-правовых норм в земельное и градостроительное законодательство, она включает в себя экологизацию целей управления и контроля в сфере землепользования и градостроительства, правового статуса субъектов земельных и градостроительных правоотношений, собственности на земельные участки и расположенные на них объекты недвижимости. По сути, экологизация в сфере земельных и градостроительных отношений означает, что землепользователи при возведении объектов капитального строительства, при осуществлении своих прав на землю обязаны предотвращать нанесение ущерба окружающей среде.3
При этом, «экологизация не обязательно всегда должна происходить путем прямого проведения экологических требований в законодательные акты другой отраслевой принадлежности - в ряде случаев особое значение имеет интерпретация норм, результатом которой может стать экологизированное правоприменение».4 Процесс экологизации законодательства свойственен не только России. Серьезные экологические проблемы, с которыми столкнулась, например, Германия, также способствовали проникновению экологических норм во все сферы правового регу-лирования.5
В настоящий момент продолжаются дискуссии о дальнейших направлениях экологизации градостроительного законодательства, и в качестве одного из вариантов рассматривается развитие экологического аудита в градостроительстве, который позволит найти компромисс между экологическими интересами населения и экономическими интересами субъектов градостроительной деятельности. В част-
3 Шарно О.И., Фролов С.А. Современная концепция земельного и градостроительного права // Современный ученый. 2017. № 5. С.380.
4 Васильева М.И. О методах, средствах и способах правового регулирования экологических отношений // Экологическое право. 2009. № 2/3. Специальный выпуск. С. 60.
5 Болтанова Е.С. Эколого-правовые основы регулирования застройки земель зданиями и сооружениями в России: дис. ... д-ра юрид. наук. Томск, 2014. С.142-143.
ности, отмечается, что по результатам проведения экоаудита субъекты градостроительной деятельности будут иметь возможность получить достаточно полную информацию о будущем коммерческом спросе на градостроительный объект с учетом состояния экологии территории, где эти объекты будут возводиться, открыто и на законных основаниях рекламировать строительные объекты для привлечения инвесторов и потенциальных покупателей. В этом случае страховым компаниям, прежде чем страховать риски градостроительной деятельности, целесообразно проводить проверку их наличия с использованием экологического аудита. В условиях рынка, именно экоаудит позволит обеспечить прозрачность предпринимательской деятельности в сфере градостроительства, что затруднительно сделать посредством проведения экспертиз или иных методов (Макси-менко Н.В. Использование экологического аудита при осуществлении градостроительной деятельности // http://www.rusnauka. com/NIO_2007/Pravo/18714.doc. htm (дата
Библиография:
обращения 05.05.2018)).
Таким образом, исследуемый принцип относится к числу межотраслевых, и определяет основные направления развития как градостроительного, так и экологического права. Несмотря на отдельные недостатки юридической техники при его конструировании, данный принцип имеет достаточно четкий механизм реализации, как в нормах градостроительного, так и экологического законодательства (при этом отсутствие его дублирования в ст.3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» следует считать правильным).
Учитывая, что исследуемый принцип лежит в основе, как градостроительного, так и экологического законодательства, определяя перспективы дальнейшего развития обоих указанных отраслей, представляется целесообразным предложить в качестве такой перспективы внедрение стратегической экологической оценки на стадии территориального планирования, а также развитие системы экологического аудита в рамках экологизации ГрК РФ.
1. Анисимов А.П. Конституционные основы природопользования и охраны окружающей среды в России: вопросы теории // Новая правовая мысль. 2007. № 5.
2. Анисимов А.П. О некоторых концептуальных новеллах Градостроительного кодекса РФ в правовом регулировании земельных отношений //Аграрное и земельное право. 2006. № 3.
3. Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 20 декабря 2017 г. № 60-АПГ17-11 // СПС «Консультант плюс», дата обращения 05.05.2018.
4. Болтанова Е.С. Место норм о застройке земель в правовой системе России // Новая правовая мысль. 2014. № 3.
5. Болтанова Е.С. Эколого-правовые основы регулирования застройки земель зданиями и сооружениями в России: дис. ... д-ра юрид. наук. Томск, 2014.
6. Бринчук М.М. Охранять окружающую среду или обеспечивать экологическую безопасность? // Государство и право. 1994. № 8/9.
7. Васильева М.И. О методах, средствах и способах правового регулирования экологических отношений // Экологическое право. 2009. № 2/3. Специальный выпуск.
8. Максименко Н.В. Использование экологического аудита при осуществлении градостроительной деятельности //
http://www.rusnauka.com/NIO_2007/Pravo/18714.doc.htm (дата обращения 05.05.2018).
9. Проект «Внедрение экологических принципов в территориальное планирование России (ЭкоРус)». Комплекс 3/4 -Рекомендация № 3: «Стратегическая экологическая оценка в территориальном планировании Российской Федерации» // http://doc.knigi-x.ru/22biologiya/454436-1-proekt-vnedrenie-ekologicheskih-principov-territorialnoe-planirovanie-rossii-ekorus-kompleks.php (дата обращения 05.05.2018).
10. Смольянинов В.В. Территориальные комплексные схемы охраны природы: вопросы рецепции в современную систему градостроительной документации // Научный вестник ВГАСУ. Строительство и архитектура. 2010. № 4.
11. Тахватулина Н.К. Экологизация правового регулирования (теоретико-правовое исследование): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2006.
12. Теория государства и права: учебник для юридических вузов / под ред. А.С. Пиголкина. М.: Городец, 2003.
13. Теория права и государства. Курс лекций / Редкол.: Анисимов П.В., Ростовщиков И.В. (отв. редакторы), Есипова И.А. (отв. секретарь), Заднепровская М.В., Ломов В.С., Рудковский В.А. Волгоград: ВА МВД России, 2001.
14. Чередников А.В. Градостроительное зонирование как средство обеспечения публичных экологических и частных интересов: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012.
15. Шарно О.И., Фролов С.А. Современная концепция земельного и градостроительного права // Современный ученый. 2017. № 5.