Научная статья на тему 'О ПРИНЦИПЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОМПЛЕКСНОГО И УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ НА ОСНОВЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ, ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ЗОНИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВКИ ТЕРРИТОРИИ'

О ПРИНЦИПЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОМПЛЕКСНОГО И УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ НА ОСНОВЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ, ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ЗОНИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВКИ ТЕРРИТОРИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
417
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЕ ЗОНИРОВАНИЕ / ПЛАНИРОВКА ТЕРРИТОРИИ / ПРИНЦИП / КОМПЛЕКСНОЕ ОСВОЕНИЕ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ РЕГЛАМЕНТ / ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН / СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА / TERRITORIAL PLANNING / TOWN-PLANNING ZONING / TERRITORY PLANNING / PRINCIPLE / COMPLEX DEVELOPMENT / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / TOWN-PLANNING REGULATIONS / MASTER PLAN / JUDICIAL PRACTICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рыженков Анатолий Яковлевич

В статье доказывается, что такие базовые институты градостроительного права, как институт территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории не совсем удачно отображены в принципах ст.2 Гоадостроительного кодекса РФ, поскольку последние упоминают данные процедуры (и отображающие их институты) только в двух аспектах: как средство обеспечения комплексного и устойчивого развития территории и как основу для осуществления строительства. Однако значение и потенциал указанных трех институтов несравненно шире, что говорит о недостатках юридической техники при формулировании принципов градостроительного права. Наряду с этим, исследованный автором принцип «обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории» объединяет в одну цель «комплексное» и «устойчивое» развитие территорий, хотя данные правовые категории соотносятся как тактика и стратегия, что говорит о целесообразности их разграничения на два отдельных принципа права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the principle of ensuring the integrated and sustainable development of the territory on the basis of territorial planning, urban zoning and planning of the territory

The article proves that such basic institutions of town-planning law as the Institute of territorial planning, town-planning zoning and territory planning are not quite successfully selected in the principles of article 2 of the Town-Planning Code of the Russian Federation, since the latter mention these procedures (and reflecting their institutions) only in two aspects: as a means of ensuring complex and sustainable development of the territory and as a basis for the implementation of construction. However, the value and potential of these three institutions is much wider, which indicates the shortcomings of legal technology in the formulation of the principles of urban law. Along with this, the author of the principle of "ensure the integrated and sustainable development of the territory on the basis of territorial planning, urban planner-tion zoning and territory planning" brings together in one goal of "integrated" and "sustainable" development areas, although the data of the right-vye categories relate as tactics and strategy that speaks of the advisability of their differentiation into two separate principle of law.

Текст научной работы на тему «О ПРИНЦИПЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОМПЛЕКСНОГО И УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ НА ОСНОВЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ, ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ЗОНИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВКИ ТЕРРИТОРИИ»

О ПРИНЦИПЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОМПЛЕКСНОГО И УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ НА ОСНОВЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ, ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ЗОНИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВКИ ТЕРРИТОРИИ

РЫЖЕНКОВ Анатолий Яковлевич,

доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры гражданского права и процесса Калмыцкого государственного университета. E-mail: 4077778@list.ru

Краткая аннотация: В статье доказывается, что такие базовые институты градостроительного права, как институт территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории не совсем удачно отображены в принципах ст.2 Гоадостроительного кодекса РФ, поскольку последние упоминают данные процедуры (и отображающие их институты) только в двух аспектах: как средство обеспечения комплексного и устойчивого развития территории и как основу для осуществления строительства. Однако значение и потенциал указанных трех институтов несравненно шире, что говорит о недостатках юридической техники при формулировании принципов градостроительного права. Наряду с этим, исследованный автором принцип «обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории» объединяет в одну цель «комплексное» и «(устойчивое» развитие территорий, хотя данные правовые категории соотносятся как тактика и стратегия, что говорит о целесообразности их разграничения на два отдельных принципа права.

Abstract: The article proves that such basic institutions of town-planning law as the Institute of territorial planning, town-planning zoning and territory planning are not quite successfully selected in the principles of article 2 of the Town-Planning Code of the Russian Federation, since the latter mention these procedures (and reflecting their institutions) only in two aspects: as a means of ensuring complex and sustainable development of the territory and as a basis for the implementation of construction. However, the value and potential of these three institutions is much wider, which indicates the shortcomings of legal technology in the formulation of the principles of urban law. Along with this, the author of the principle of "ensure the integrated and sustainable development of the territory on the basis of territorial planning, urban planner-tion zoning and territory planning" brings together in one goal of "integrated" and "sustainable" development areas, although the data of the right-vye categories relate as tactics and strategy that speaks of the advisability of their differentiation into two separate principle of law.

Ключевые слова: Территориальное планирование; градостроительное зонирование; планировка территории; принцип; комплексное освоение; устойчивое развитие; градостроительный регламент; генеральный план; судебная практика.

Keywords: Territorial planning; town-planning zoning; territory planning; principle; complex development; sustainable development; town-planning regulations; master plan; judicial practice.

Принципы права определяют вектор развития соответствующей отрасли, указывая в самом общем виде ее основное содержание. Именно поэтому исследование принципов права позволяет лучше познать закономерности и перспективы правового регулирования определенных видов общественных отношений. Принципы градостроительного права тут не являются исключением.

Исследуемый принцип является одним из ключевых для понимания сущности градостроительного права. В данном принципе можно четко разграничить его цель (комплексное и устойчивое развитие) и средства ее достижения (территориальное планирование, градостроительное зонирование, планировка территории). Отсутствие последнего звена в механизме градостроительного регулирования (архитектурно-строительного проектирования) можно объяснить тем, что данному вопросу в ст.2 ГрК РФ посвящен отдельный принцип.

1) категории «комплексное» и «устойчивое» развитие территории заслуживают отдельного рассмотрения в части их терминологического соотношения. Согласно ст.1 ГрК РФ, деятельность по комплексному и устойчивому развитию территории - это осуществляемая в целях обеспечения наиболее эффективного использования территории деятельность по подготовке и утверждению документации

по планировке территории для размещения объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, а также по архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции указанных объектов.

Из этого определения можно сделать два вывода. Во-первых, ст.1 ГрК РФ не разграничивает «комплексное» и «устойчивое» развитие территории, указывая направления деятельности сразу для обоих видов развития. Во-вторых, деятельность по комплексному и устойчивому развитию территории связана с разработкой документов по планировке территории, но не документов территориального планирования и градостроительного зонирования. Такой подход законодателя можно объяснить тем, что документация по планировке территории должна отображать градостроительные решения, принятые на уровне территориального планирования и градостроительного зонирования.

Однако несмотря на отождествление целей комплексного и устойчивого развития территорий, данные категории имеют более сложное соотношение.

Согласно ст.6 ГрК РФ, к числу полномочий феде-

ральных органов власти отнесено установление требований к программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программам комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов.

В ст.7 ГрК РФ аналогичные полномочия закреплены за органами государственной власти субъектов РФ. Соответственно, для органов местного самоуправления (ст.8 ГрК РФ) разработка таких комплексных документов локализована только уровнем поселений. Положения данных программ учитываются при подготовке документации по планировке территории, наряду с другими документами и нормативами.

Наряду с указанными программами, категория «комплексное развитие» неоднократно упоминается в ГрК РФ применительно к следующим видам договоров: договору о комплексном развитии территории (ст.46.4 ГрК РФ); договору о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья (ст.46.6); договору о комплексном развитии территории, заключаемому органами местного самоуправления с правообладателями земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества (ст.46.9); договору о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления (ст. 46.10 Градостроительного кодекса РФ).

В свою очередь, в силу ст.1 ГрК РФ, устойчивое развитие территорий - это обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений. Из этого определения следует, что категории «устойчивое» и «комплексное» развитие соотносятся между собой как стратегия и тактика, и не могут считаться равноценными. В пользу такого вывода можно привести еще ряд аргументов.

Как следует из определения устойчивого развития территорий, главная цель данной правовой конструкции -обеспечить баланс экономических, экологических и социальных интересов общества, бизнеса и государства. При этом, если в базовых международных документах, посвященных устойчивому развитию (например, в итоговом документе Конференции Организации Объединенных Наций по устойчивому развитию (Рио-де-Жанейро, июнь 2012 г.) «Будущее, которого мы хотим») речь идет именно о поиске баланса интересов, в ГрК РФ в рамках распространенной в

России доктринальной позиции1 основной акцент сделан именно на приоритете экологических интересов перед всеми остальными (хотя из отраслевого экологического и иного законодательства, регулирующего отдельные виды хозяйственной деятельности, приоритет экологии не следует), поскольку экономические интересы в приведенном выше определении упоминаются только в аспекте ограничения воздействия хозяйственной деятельности на экологию, и никакие экономические стимулы не предполагаются. Подтверждением стратегического характера категории «устойчивое развитие» может служить упоминание ее как цели в ст. 9 ГрК РФ, посвященной целям и задачам территориального планирования, ст.30 ГрК РФ, указывающей цели разработки документации о градостроительном зонировании, ст.41 ГрК РФ, определяющей цели подготовки документации по планировке территории, а также ряда других статей Градостроительного кодекса.

Из этого следует, что для достижения целей устойчивого развития территорий требуется проведение весьма значительного по объему комплекса мероприятий, в рамках которых обеспечение комплексного развития территории (как посредством разработки программ, так и заключения договоров) есть не более, чем одно из средств достижения этой главной цели, наряду, например, с подготовкой предусмотренных главами 3-5 ГрК РФ видов градостроительной документации, а также нормативов градостроительного проектирования. Упоминание в исследуемом принципе данных категорий как равнозначных противоречит ст.1 ГрК РФ, согласно которой цели устойчивого развития определяются несопоставимо шире задач комплексного развития территорий. Поэтому более целесообразным было бы разделение исследуемого принципа на два - посвященных «устойчивому» и «комплексному» развитию отдельно.

2) территориальное планирование в стратегии обеспечения комплексного и устойчивого развития территории занимает особое место, поскольку именно на этой стадии происходит принятие решений, определяющих пространственное развитие территории Российской Федерации и ее частей, что также является основанием для принятия решений о расходовании бюджетных средств.

Как следует из ст.1 ГрК РФ, территориальное планирование - это планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения. Документы территориального планирования мо-

1 Боклан Д.С. Взаимодействие международного экологического и международного экономического права: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2016. С.22; Вершило Н.Д. Эколого-правовые основы устойчивого развития: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2008. С.9.

гут быть федерального уровня, регионального (одного или двух и более субъектов РФ); муниципального уровня. Территориальное планирование направлено на определение в соответствующих документах трех уровней назначения территории исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов РФ, муниципалитетов.

Аналогичные российским, документы территориального планирования предусмотрены законодательном многих стран мира («структурный план» в Великобритании, «генеральный план» в США, «план развития территории» в Германии), хотя степень их обязательности в этих странах и не совпадает.1

Как отмечалось в научной литературе, в России значение документов территориального планирования состоит в том, что они являются обязательными для органов публичной власти при принятии ими решений, связанных со строительством или иным развитием территории, а также при реализации таких решений. Данные документы выступают основой для разработки правил землепользования и застройки, а также документации по планировке территории, в которых положения о территориальном планировании детализируются применительно к конкретным зонам и земельным участкам. Разработка и утверждение документов территориального планирования - это средство, позволяющее системно организовать территории городских и сельских муниципальных образований, субъектов РФ и территории России в целом.2 Однако существующим подходам к организации разработки документов территориального планирования присущ и ряд недостатков, например, игнорирование такой реально существующей градостроительной категории, как агломерации.3

Документами территориального планирования, например, федерального уровня, выступают схемы территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта, обороны и безопасности; энергетики, высшего образования и здравоохранения. Материалы по обоснованию схем территориального планирования Российской Федерации в виде карт отображают местоположение существующих и строящихся объектов фе-

1 Борисов А.А. Значение зонирования территорий при определении правового режима земель: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2014. С.14.

Крамкова Т.В. Территориальное и стратегическое планирование: основные проблемы и тенденции развития законодательства // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2013. № 4. С.44.

3 Крылов П.М. К вопросу о российских агломерациях в территориальном планировании // VI Семеновские чтения: наследие П.П. Семенова-Тян-Шанского и современная наука: Материалы Международной научной конференции, посвященной 190-летию со дня рождения П.П. Семенова-Тян-Шанского. Липецк, 2017. С.38.

дерального значения в соответствующей области; границы субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, на территориях которых планируется размещение объектов федерального значения в соответствующей области, а также объекты капитального строительства, иные объекты, территории, зоны, которые оказали влияние на определение планируемого размещения объектов федерального значения. В число последних включены особые экономические зоны, особо охраняемые природные территории федерального, регионального, местного значения; территории объектов культурного наследия, зоны с особыми условиями использования территории и ряд иных.

Итак, в России территориальное планирование включает определенный комплекс требований, предъявляемых к обеспечению благоприятных условий жизнедеятельности человека, установлению параметров развития градостроительных объектов и процессов, выявлению факторов, способных оказывать в будущем как позитивные, так и негативные воздействия на развитие градостроительных систем, моделирование последствий от этого воздействия и предложение путей предотвращения возможных негативных ситуаций.

3) градостроительное зонирование является еще одним элементом механизма градостроительного регулирования, направленным на реализацию концепции устойчивого развития территорий. Институт градостроительного зонирования позволяет «населению соответствующих муниципальных образований эффективнее влиять на процесс застройки территории муниципального образования, отстаивать свои права и законные интересы не только в суде, но и на этапе планирования застройки. Кроме того, градостроительное зонирование призвано сделать процесс застройки более прозрачным для населения и инвесторов, привлечь дополнительные инвестиции в строительство, снизить издержки и устранить административные барьеры в строи-

4

тельстве».

Основной задачей градостроительного зонирования является приведение «к общему знаменателю» положений правовых актов различной отраслевой принадлежности, определяющих стимулы, ограничения и запреты в области хозяйственной и иной деятельности в границах муниципалитета.

Отображение определенных параметров и видов разрешенного использования территории муниципалитета в Правилах землепользования и застройки позволяет гражданам, юридическим лицам (в том числе правообладателям

4 Комментарий к Градостроительному кодексу Российской Федерации (постатейный). 3-е изд. / под ред. С.А. Боголюбова. М., 2009 / СПС «Консультант плюс», дата обращения 16.11.2018.

земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости) получать информацию о правовом режиме соответствующего земельного участка (или объекта недвижимости) до заключения сделки или принятия решения о строительстве (реконструкции) объекта недвижимого имущества.

В связи с этим трудно согласиться с высказываемым в научной литературе мнением о необходимости «закрепления приоритета норм земельного, лесного, водного законодательства, законодательства о недрах, об охране окружающей среды в регулировании отношений градостроительного зонирования».1 Представляется, что в этом случае произойдет возврат к той схеме градостроительного регулирования, которая существовала до принятия ГрК РФ, и предполагала второстепенную роль градостроительного законодательства, отдавая предпочтение отраслевым (ведомственным) интересам.2

В настоящий момент градостроительное зонирование как правовая процедура представляет собой разграничение территории городского округа (поселения) на территориальные зоны (их границы фиксируются на карте градостроительного зонирования), причем в силу ч.4 ст.30 ГрК РФ, каждый земельный участок может принадлежать только к одной территориальной зоне.

В научной литературе обоснованно выделяется три вида зонирования территорий, предусмотренных Градостроительным кодексом - «функциональное, градостроительное и специальное, в рамках которых устанавливаются и графически отображаются функциональные зоны, территориальные зоны и зоны с особыми условиями использования территорий соответственно. Точкой пересечения всех видов зонирования является территория городского округа или поселения, поскольку функциональные зоны устанавливаются только в генеральных планах, тогда как правила землепользования и застройки могут разрабатываться для межселенной территории, входящей в состав муниципального района, а зоны с особыми условиями использования территорий отображаются в документах территориального планирования всех уровней».3

Непосредственно градостроительное зонирование предусматривает выделение следующих видов территориальных зон: жилые зоны; общественно-деловые зоны; производственные зоны; зоны инженерной и транспортной

1 Чередников А.В. Градостроительное зонирование как средство обеспечения публичных экологических и частных интересов: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012. С.9.

2 Анисимов А.П. Зонирование территорий городских и сельских поселений: виды и правовое значение // Право и экономика. 2004. № 6. С. 58-64; Гущин Ф.А. Анализ правил землепользования и застройки с точки зрения защиты прав инвестора // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2010. № 3. С.31-32.

3 Сазонов Э.В., Смольянинов В.В. Зонирование территорий при градостроитель-

ном проектировании с позиций обеспечения экологической безопасности // Науч-

ный вестник ВГАСУ. Строительство и архитектура. 2010. № 3. С.121.

инфраструктур; рекреационные зоны; зоны сельскохозяйственного использования; зоны специального назначения; зоны размещения военных объектов.4

Для каждой территориальной зоны устанавливается градостроительный регламент, действие которого распространяется на все земельные участки и объекты недвижимости в пределах соответствующей территориальной зоны. Регламент определяет правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться их правообладателями без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, кроме случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия (ст.36 ГрК РФ).

Между тем, при всех несомненных преимуществах зонирования, эту правовую процедуру иногда пытаются довести до абсурда. Речь в данном случае идет о случившейся несколько лет назад инициативе Министерства экономического развития РФ, предложившего расширить сферу действия института зонирования за счет сокращения количества категорий земель. В соответствующем законопроекте предлагалось оставить только три категории земель: особо охраняемых природных территорий, лесного фонда и водного фонда.

Все остальные участки должны были распределиться по 13 территориальным зонам - в зависимости от назначения: жилые зоны, общественно-деловые, сельскохозяйственного назначения, рекреационные и т.д. Для каждой зоны предполагался исчерпывающий перечень объектов, которые там могут размещаться (т.е. исчерпывающие виды разрешенного использования). Соответственно, если бы законопроект приняли, разрешительно-ограничительное зонирование приобрело бы глобальные масштабы. Однако представляется, что зонирование и деление земель на категории не являются антиподами, а вполне успешно дополняют друга.5 Поэтому подобное расширение сферы зонирования снизило бы гарантированность земельных и экологи-

4 Данный перечень не является исчерпывающим, и может быть расширен органами местного самоуправления в ходе осуществления процедур градостроительного зонирования.

5 Болтанова Е.С. Зонирование земель // Сибирский юридический вестник. 2012. № 2. С.36; Савельева Е.А. Правовое регулирование зонирования территорий: авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2015. С.16.

ческих прав граждан.

Таким образом, институт зонирования содержит критерии правомерности поведения субъектов градостроительных правоотношений, поскольку конкретизирует признаки составов правонарушений, зафиксированных в бланкетных нормах, выступает в качестве критерия правомерности (противоправности) поведения субъектов правоотношений. Реализация ряда субъективных прав, например, права на благоприятные условия жизнедеятельности, а также обязанностей граждан и их объединений (например, по сносу самовольной постройки) зависит от использования участка в соответствии с градостроительными регламентами, установленными для каждой территориальной зоны.1

В заключение остается заметить, что на карте градостроительного зонирования в обязательном порядке устанавливаются территории, где предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, в случае планирования осуществления такой деятельности.

4) следуя за территориальным планированием и градостроительным зонированием, планировка территории осуществляется «в целях детальной проработки градостроительных решений применительно к конкретным территориям (элементам планировочной структуры). В документации по планировке территории определяются зоны планируемого размещения объектов, плотность и параметры застройки, устанавливаются красные линии, определяются территории общего пользования».2 Видами документации по планировке территории являются проект планировки и проект межевания территории.

Подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, лесохозяйственного регламента, положений об особо охраняемых природных территориях в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, требованиями технических регламентов и ряда иных документов.

Анализ норм главы 5 ГрК РФ («Планировка территории») позволяет сделать вывод о том, что Градостроительный кодекс РФ последовательно разграничивает процедуры подготовки проектов планировки и проектов меже-

1 Анисимов А.П., Землякова Г.Л., Мельников Н.Н. Зонирование как функция управления земельным фондом: вопросы теории // Современное право. 2012. № 8. С.90.

2 Ковалева Е.Л. Изменения в законодательстве о градостроительной деятельности в части регулирования вопросов планировки территории // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2017. № 1. С.26.

вания территории применительно, с одной стороны, к территориям, где планируется деятельность по комплексному и устойчивому развитию территорий, и, с другой стороны, ко всем остальным территориям в границах муниципалитета.

Например, подготовка документации по планировке территории в целях размещения объектов капитального строительства применительно к территории, в границах которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, не требуется, за исключением ряда случаев, указанных в ч.3 ст.41 ГрК РФ.

Решения о подготовке документации по планировке территории принимаются самостоятельно лицами, с которыми заключены договоры о развитии застроенной территории, договоры о комплексном освоении территории, в том числе в целях строительства стандартного жилья, договоры о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления.

Таким образом, подготовка документации по планировке территории способствует окончательному определению параметров и видов застройки территории муниципалитета, а ее разработка обязательна для территории, где планируется деятельность по комплексному и устойчивому развитию территории.

5) в судебной практике исследуемый принцип является весьма востребованным, и на него неоднократно ссылаются суды при рассмотрении соответствующих категорий дел. Так, ООО «Кристалл-Склад» обратилось в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующими решения № 119 и Генплана ВГО (текстовая и графические схемы) в редакции решения Думы города Владивостока от 18 декабря 2014 г. № 401 в части утверждения функционального зонирования, поскольку принадлежащий ООО земельный участок попал одновременно, как в зону рекреации (зону городских лесов), так и в производственную зону.

Рассмотрев материалы дела, суд признал недействующим генеральный план Владивостокского городского округа в той мере, в какой земельный участок ООО расположен в двух функциональных зонах.

При этом является весьма интересным тот факт, что Судебная коллегия указала на то, что вывод нижестоящего суда о том, что «установленные Генпланом ВГО функциональные зоны не нарушают прав административного истца на использование земельного участка в соответствии с установленным видом разрешенного использования, сделан без учета принципа первичности генерального плана муниципального образования перед правилами зем-

лепользования и застройки».[15] Таким образом, Судебная коллегия фактически сформулировала новый принцип градостроительного права, который не указан в ст.2 ГрК РФ. При этом следует указать на еще одну малообсуждаемую в правовой науке закономерность. В последнее время суды все чаще формулируют новые правовые принципы, которых нет в профильных законах. Так, если мы обратимся к принципам экологического права, то обнаружим, что применяя его нормы суды вывели новый «принцип эквивалентности», [16] на который они постоянно ссылаются, хотя такого принципа нет в ст.3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г.

Подводя итоги, необходимо сделать вывод о том, что принципы любой отрасли права должны отражать содержание действующих правовых институтов, и включать в себя ориентиры (цели) для дальнейшего развития отдельного института, их группы или отрасли права в целом. Применительно к градостроительному праву не вызывает со-

Библиография:

1. Анисимов А.П. Зонирование территорий городских и сельских поселений: виды и правовое значение // Право и экономика. 2004. №

6. С. 58-64.

2. Анисимов А.П., Землякова Г.Л., Мельников Н.Н. Зонирование как функция управления земельным фондом: вопросы теории // Современное право. 2012. № 8. С.90.

3. Боклан Д.С. Взаимодействие международного экологического и международного экономического права: дис. ... д-ра юрид. наук. М.,

2016. С.22.

4. Болтанова Е.С. Зонирование земель // Сибирский юридический вестник. 2012. № 2. С.36.

5. Борисов А.А. Значение зонирования территорий при определении правового режима земель: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М.,

2014. С.14.

6. Вершило Н.Д. Эколого-правовые основы устойчивого развития: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2008. С.9.

7. Гущин Ф.А. Анализ правил землепользования и застройки с точки зрения защиты прав инвестора // Академический вестник Урал-НИИпроект РААСН. 2010. № 3. С.31-32.

8. Ковалева Е.Л. Изменения в законодательстве о градостроительной деятельности в части регулирования вопросов планировки территории // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2017. № 1. С.26.

9. Комментарий к Градостроительному кодексу Российской Федерации (постатейный). 3-е изд. / под ред. С.А. Боголюбова. М., 2009 / СПС «Консультант плюс», дата обращения 16.11.2018.

10. Крамкова Т.В. Территориальное и стратегическое планирование: основные проблемы и тенденции развития законодательства // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2013. № 4. С.44.

11. Крылов П.М. К вопросу о российских агломерациях в территориальном планировании // VI Семеновские чтения: наследие П.П. Се-менова-Тян-Шанского и современная наука: Материалы Международной научной конференции, посвященной 190-летию со дня рождения П.П. Семенова-Тян-Шанского. Липецк, 2017. С.38.

12. Савельева Е.А. Правовое регулирование зонирования территорий: автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2015. С.16.

13. Сазонов Э.В., Смольянинов В.В. Зонирование территорий при градостроительном проектировании с позиций обеспечения экологической безопасности // Научный вестник ВГАСУ. Строительство и архитектура. 2010. № 3. С.121.

14. Чередников А.В. Градостроительное зонирование как средство обеспечения публичных экологических и частных интересов: авто-реф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2012. С.9.

15. Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 01.12.2016 № 56-АПГ16-28 // Справочная правовая система «Консультант плюс», дата обращения

15.11.2018.

16. Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 9 апреля 2013 г. по делу № А41-28133/12 // Справочная правовая система «Консультант плюс», дата обращения 15.11.2018.

мнений существование нескольких ключевых для данной отрасли правовых институтов, включая институты территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории.

Однако данные институты не адекватно отображены в принципах ст.2 ГрК РФ, поскольку последние упоминают данные процедуры (и отображающие их институты) только в двух аспектах: как средство обеспечения комплексного и устойчивого развития территории и как основу для осуществления строительства. Значение и потенциал указанных трех институтов несравненно шире, что говорит о недостатках юридической техники при формулировании принципов градостроительного права.

Кроме того, исследованный принцип объединяет в одну цель «комплексное» и «устойчивое» развитие территорий, хотя данные категории соотносятся как тактика и стратегия, что говорит о целесообразности их разграничения на два отдельных принципа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.