Список литературы:
1. Неиспользуемые земли занимают более 16 % сельхозугодий. https:// www.eg-online.ru/news/408269/ (дата обращения: 28.04.2021).
2. Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель Российской Федерации // https://rosreestr.gov.ru/site/activity/ gosudarstvennyy-natsюnalnyy-doklad-o-sostoyanii-i-ispolzovanii-zemel-rossiyskoy-federatsii/ (дата обращения: 28.04.2021).
3. О признаках неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации : постановление Правительства РФ от 18 сентября 2020 г. N° 1482 // Российская газета. - 2020. - 25 сентября.
ЗС
О g
0s
2
0 GQ
1
Ü с
0s
2
0
GQ
1
70
«V о «V
CV
Д. Е. Петров,
доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры теории государства и права Саратовской государственной юридической академии
Ю. В. Сорокина,
кандидат юридических наук, профессор кафедры земельного и экологического права Саратовской государственной юридической академии
Б01
D.E. Petrov,
Doctor of Law, Professor,
Saratov State Law Academy dpetrov.
saratov@mail.ru
Yu.V. Sorokina,
Candidate of Law, Professor of the Department of Land and Environmental Law, Saratov State Law Academy al-sorokin@yandex.ru
ПРАВОВАЯ ОХРАНА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация: статья посвящена вопросам, связанным с охраной и использованием различных природных ресурсов при реализации на практике документов градостроительного зонирования в Российской Федерации.
Актуальность исследования подтверждается активным распространением эколого-правовых норм в различных отраслях российского законодательства и возрастающей значимостью грамотного регулирования градостроительной деятельности, при осуществлении которой требования по охране окружающей среды будут строго соблюдаться.
Целью исследования являются состояние и перспективы развития законодательного регулирования природопользования на землях населенных пунктов. За основу взяты нормы экологического, земельного и градостроительного законодательства.
Проанализированы некоторые аспекты правового регулирования использования земельных, водных, лесных и нелесных, фаунистических и атмосферных ресурсов при осуществлении градостроительной деятельности. Обозначена классификация эколо-го-ресурсных требований при осуществлении рассматриваемого вида хозяйственной деятельности. Используемые методы исследования: анализ, синтез, диалекти- ^ ческий метод. Сформулированы выводы по совершенствованию действующего а
законодательства. g
а
Ключевые слова: градостроительный регламент, населенные пункты, охрана а окружающей среды, природные ресурсы. g
а а
Legal protection of natural resources g
in urban planning activities g
I
Abstract: the article is devoted to issues related to the protection and use of various ^
natural resources when implementing urban planning zoning documents in the Russian g
Federation. 8
The relevance of the study is confirmed by the active dissemination of environmental
and legal norms in various branches of Russian legislation and the increasing importance а
of competent regulation of urban planning activities, in the implementation of which g
environmental protection requirements will be strictly observed. 0
The purpo.se of the study is the .state and prospects for the development of legislative 8
regulation of environmental management on the lands of settlements. The norms of S
environmental, land and urban planning legislation are taken as the basis. Some aspects of g the legal regulation of the use of land, water, forest and non-forest, faunal and atmospheric resources in urban planning activities have been investigated. The classification of environmental and resource requirements in the implementation of this type of economic activity is indicated. Research methods used: analysis, synthesis, dialectical method. Conclusions are drawn on the improvement of the current legislation.
Keywords: urban planning regulations, human settlements, environmental protection, о
natural resources. S
При установлении территориальных зон и градострои- ^ тельных регламентов важно учитывать возможные последствия из- Ц менения окружающей среды в процессе использования различных 0 природных ресурсов. Одним из ключевых документов градостро- -ительного зонирования являются Правила землепользования и застройки. Согласно подп. 1 п. 1 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ 71 (далее - ГрК РФ), данный документ принимается в том числе для со- ^ ^ хранения окружающей среды. Выделение указанной цели иллюстри- щ т рует экологическую направленность градостроительного зонирования. о ? Поскольку градостроительный регламент устанавливает виды разре- "§ 0 шенного использования земельных участков и объектов капитального |" строительства, то в соответствии с приведенной целью в нем должны содержаться положения, позволяющие сохранить природные условия жизни населения и минимизировать их ухудшение.
Один из основополагающих принципов экологического и градостроительного законодательства закреплен в ч. 2 ст. 36 Конституции РФ: собственник природных ресурсов свободно владеет, пользуется и распоряжается ими, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Тем самым самое полное вещное право претерпевает значительные ограничения в его осуществлении. Собственником большинства природных ресурсов в границах населенных пунктов до настоящего времени являются публичные образования: Российская Федерация, субъекты РФ, муниципалитеты.
Такая активно развивающаяся сфера, как градостроительная деятельность, преобразует окружающую среду для удовлетворения каких-либо потребностей человека. В ходе ее осуществления могут проводиться масштабные мероприятия, изменяющие как условия Р) жизни людей, так и природные характеристики территорий. Исходя ^ из этого, законодательство о градостроительной деятельности под-0; вержено процессу экологизации.
§ В ст. 2 ГрК РФ закрепляются 13 положений - правовых принципов, § определяющих содержание и общественную значимость этой отрасли 5 законодательства [2, 8-10]. При этом четыре принципа прямо или ^ косвенно представляют собой положения, касающиеся одновременно ^ градостроительной деятельности и соблюдения при ее осуществле-§ нии эколого-правовых требований различного уровня и характера. Концентрация внимания именно на этих принципах имеет важное практическое значение, поскольку они предъявляют обязательные ^ для соблюдения требования к различным видам градостроительной ц- деятельности. Нарушение обозначенных положений при проведе-^^ нии градостроительной деятельности влечет за собой привлечение О к одному из видов ответственности, перечисленных в ст. 58 ГрК РФ. ¡^ В ходе реализации одного из наиболее комплексных, основопола-С гающих видов градостроительной деятельности - территориального планирования - также должны соблюдаться эколого-правовые положения законодательства. Ст. 9 ГрК РФ предусматривает, что документы территориального планирования формируются на базе в том числе СЧ экологических факторов. Таким образом, при развитии территорий, ® установлении функциональных зон и прочих направлениях террито-^ риального планирования учитываются требования охраны природы.
Проблемам охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов все больше внимания уделяется при осуществлении различных видов хозяйственной деятельности, в том числе градостроительной. В связи с этим экологическим и иным за-
конодательством установлен целый ряд ограничений (требований), соблюдение которых позволит сохранить качество окружающей среды для настоящего и последующих поколений. Такие ограничения
можно классифицировать по различным основаниям. Традиционным д
является подразделение экологических требований на общие (адресо- 0
ванные всем субъектам и видам хозяйственной и иной деятельности) |
и специальные. §
Обратим внимание на специальные экологические требования а
и разграничим их по сфере распространения (объекту регулирования). * В границах городов и других населенных пунктов располагаются
различные природные объекты, вопросы использования и охраны |
которых имеют определенную специфику, обусловленную потреб- § ностями обеспечения нормального функционирования поселений.
Первая группа специальных экологических требований касается д
соблюдения правового режима земель при осуществлении градо- §
строительной деятельности. Здесь можно выделить требования, за- д
крепленные в ГрК РФ: °
1) «в состав территориальных зон могут включаться зоны особо ^ охраняемых территорий. В зоны особо охраняемых территорий могут о включаться земельные участки, имеющие особое природоохранное, | научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоро- | вительное и иное особо ценное значение» (ч. 12 ст. 35); д
2) обязательной является подготовка документации по планировке 0 территории в целях размещения объекта капитального строительства, д если «планируется размещение объекта капитального строительства, О не являющегося линейным объектом, в границах особо охраняемой ^ природной территории или в границах земель лесного фонда» (п. 6
ч. 3 ст. 41); Ц
3) комплексное развитие территории осуществляется в соответ- Ц ствии с градостроительным, гражданским, жилищным, земельным, 0 экологическим законодательством, законодательством об охране объ- | ектов культурного наследия» (ч. 2 ст. 64).
Вторую группу специальных экологических требований объединя- 73
ет охрана иных природных ресурсов в границах населенных пунктов. ^ ^
Охрана атмосферного воздуха регулируется Федеральным
«Об охране атмосферного воздуха» [2], в соответствии с которым: о О
а) введение ограничений на передвижение транспортных средств 0 0
в населенных пунктах для снижения объема вредных выбросов в ат- |" мосферу относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха (ст. 6);
б) органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут в пределах своей компетенции вводить ограничения на въезд транспортных и иных передвижных средств в населенные пункты, места отдыха и туризма на особо охраняемых природных территориях и регулировать передвижение транспортных средств на указанных территориях» (п. 5 ст. 17);
в) для территории населенного пункта специально уполномоченные региональные органы власти могут организовать проведение сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха в случаях превышения гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха на территории этого поселения (п. 1 ст. 22.1).
Охрана водных объектов регулируется по преимуществу Водным кодексом РФ [3]:
а) «на территориях населенных пунктов при наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы ^ прибрежных защитных полос совпадают с парапетами набережных»; 0; При отсутствии набережной измерения производятся «от местополо-§ жения береговой линии» (ч. 14 ст. 65);
§ б) в границах зон затопления и подтопления запрещается «раз-^ мещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких ^ населенных пунктов и объектов» (п. 1 ч. 6 ст. 67. 1). § Как и в отношении других природных объектов, задача охраны вод решается путем возложения обязанностей на определенных в закошен дательстве лиц. Устанавливается общий запрет на сброс в городские ^ водные объекты и захоронение в них производственных, бытовых ц- и других отходов. Субъекты водных отношений обязаны предупреж-§ дать и ликвидировать аварийное загрязнение водных объектов, воз-О никающее при залповом сбросе вредных веществ в поверхностные ^ или подземные водные объекты и причиняющее вред или создающее С угрозу причинения вреда здоровью населения и состоянию окружающей среды населенного пункта. 74 Одним из основных факторов оздоровления экологической обстановки на территории населенных пунктов является наличие (V в них системы озелененных территорий, роль которых заключается ® в очищении городского воздуха от пыли, газа и дыма, обогащении
воздуха кислородом, защите от излишнего шума и предотвращении загрязнения источников питьевого водоснабжения.
Правовой режим городских лесов и лесопарковых зеленых поясов установлен в настоящее время как Лесным кодексом РФ [4], так и ФЗ «Об охране окружающей среды» [5], а именно:
■ «мероприятия по ликвидации последствий пожаров в лесах осуществляются в первую очередь на лесных участках, имеющих общую границу с населенными пунктами» (п. 2 ст. 53.7 ЛК РФ);
■ «разработку лесохозяйственных регламентов лесничеств, рас- д положенных на землях населенных пунктов, на которых расположены 0 городские леса, осуществляют органы местного самоуправления» | (ст. 84 ЛК РФ); §
■ «особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства а лесов, расположенных на землях населенных пунктов, устанавлива- * ются уполномоченным федеральным органом» (ст. 122 ЛК РФ); д
■ «лесопарковые зеленые пояса создаются в целях реализации | права граждан на благоприятную окружающую среду и представля- § ют собой зоны с ограниченным режимом природопользования» (п. 1 ст. 62.1 ФЗ); £
■ «создание лесопарковых зеленых поясов является обязатель- § ным требованием при размещении новых населенных пунктов» (п. 1 д ст. 44 ФЗ). £
Мероприятия по сохранению среды обитания объектов животного ^
мира и условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, о
а также по обеспечению неприкосновенности защитных участков тер- |
риторий и акваторий в обязательном порядке в соответствии со ст. 22 |
ФЗ «О животном мире» должны предусматриваться при размещении, д
проектировании и строительстве населенных пунктов, предприятий, 0 сооружений и других объектов, совершенствовании существующих д
и внедрении новых технологических процессов, разработке туристи- О ческих маршрутов и организации мест массового отдыха населения ^ и осуществлении других видов хозяйственной деятельности [6].
В итоге проведенного исследования можно констатировать, что ^ выявленные и сгруппированные по ресурсному признаку эколого-пра- Ц вовые требования в совокупности определяют основные направления 0 развития не только экологической, но и экономической, социальной, | политической и иных сфер жизни общества. Экологическая сфера базируется на принципах: сохранения целостности глобальной экологи- 75 ческой системы от негативного влияния природных и антропогенных ^ ^ факторов; сохранения и обогащения биологического и генетического щ т
разнообразия; введения повсеместных ограничений на использование о ?
д -я
природных ресурсов; сохранения эколого- и ресурсного наследия. § 0 Остальные сферы, в том числе и градостроительная деятельность, |" должны подвергнуться глобальной экологизации, чтобы выработать новое мышление, систему ценностей и реальные перспективы устойчивого развития российского общества.
Список литературы:
1. Градостроительный кодекс РФ [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29.12.2004 № 190-ФЗ (в ред. от 30.04.2021) - URL: http://www. consultant.ru (дата обращения: 14.05.2021).
2. Об охране атмосферного воздуха [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ (ред. от 08.12.2020) - URL: http://www.consultant. ru (дата обращения: 14.05.2021).
3. Водный кодекс РФ [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 03.06.2006 № 74-ФЗ (ред. от 08.12.2020) - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 14.05.2021).
4. Лесной кодекс РФ [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 04.12.2006 № 200-ФЗ (ред. от 30.04.2021) - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 14.05.2021).
5. Об охране окружающей среды [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 09.03.2021) - URL: http://www.consultant. ru (дата обращения: 14.05.2021).
6. О животном мире [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ (ред. от 08.12.2020) - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 14.05.2021).