УДК 342.76 ББК 67.4
DOI 10.24411/2073-3313-2018-10097
О ПРИНЦИПАХ
____w ______
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ1 КАК ЭЛЕМЕНТЕ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО МЕХАНИЗМА
ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
Андрей Дмитриевич КРЫЛОВ, аспирант кафедры конституционного и муниципального права Сибирского института управления РАНХ и ГС при Президенте РФ (г. Новосибирск) E-mail: chfudokankryloff@mail.ru
Научная специальность: 12.00.02 — конституционное право;
конституционный судебный процесс; муниципальное право
Аннотация. В статье изложены результаты сравнительного анализа конституционных принципов ограничения субъективных прав и свобод с базовыми положениями теории оперативно-розыскной деятельности. Автором исследовались нормы федерального и подзаконного нормотворчества, мнения специалистов в изучаемых областях. Результатом стали выводы о влиянии конституционно-правовых подходов на состояние оперативно-розыскной деятельности в вопросах ограничения прав и свобод человека и гражданина.
Ключевые слова: права и свободы человека, ограничение прав и свобод, Конституция РФ, принципы оперативно-розыскной деятельности, нормативный акт.
Annotation. The article presents the results of a comparative analysis of the constitutional principles of restriction of subjective rights and freedoms with the basic provisions of the theory of operational-investigative activity. The author studied the rules of Federal and subordinate law-making, the opinions of experts in the areas under study. The results were the conclusions about the impact of constitutional and legal approaches on the state of operational-investigative activities in matters of limiting the rights and freedoms of man and citizen.
Keywords: human rights and freedoms, restriction of rights and freedoms, Constitution of the Russian Federation, the principles of operational-search activity, the normative act.
Рецензент — В.С. Курчеев, доктор юридических наук, профессор
Теоретическое обоснование возможности конституционно-правовых ограничений прав и свобод человека и гражданина, механизм их реализации, пределы применения и ряд других важных вопросов являются объектом активных дискуссий. Многообразие подходов и мнений, сформулированных в результате обсуждения наиболее острых из них, подтверждает актуальность и определенную новизну проводимого исследования, а также его
практическую значимость для исследователей и практикующих юристов.
Важный вклад в изучение исследуемой области внесли М.В. Баглай, С.А. Авакьян, В.Д. Зорькин, Б.С. Эбзеев, А.А. Кондрашев, В.В. Лапаева, Л.А. Морозова, В.В. Таболин, Т.Я. Хабриева, Б.Н. Габричидзе, В.И. Червонюк, Н.В. Витрук, В.Д. Ардашкин, Л.Л. Беломестных, Л.Л. Жилина, А.А. Подмарев, Д.М. Брыкин, М.М. Мата-това и др.
ЗАКОН И ПРАВО • 08-2018
С учетом полученных ими результатов справедливо заметить, что в основе конституционно-правового подхода к процедуре обеспечения и ограничения прав и свобод человека и гражданина лежат положения Конституции РФ. Федеральное нормотворчество, законодательство субъектов Российской Федерации, а также отдельные ведомственные нормативные акты и акты органов местного самоуправления их дополняют, уточняют механизм реализации. Указанные источники права составляют основу отраслевых институтов, регулирующих соответствующие ограничения субъективных прав и свобод при различных процедурах разрешения возникающих правоотношений (например, уголовно-процессуальные ограничения, ограничения прав и свобод при проведении оперативно-розыскной деятельности и т.д.).
При этом представляется, что данная конкретизация может проводиться только внутри обозначенных Основным законом пределов или границ. Все это свидетельствует о существовании прочных межотраслевых связей и важнейшем значении именно конституционных институтов обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также их ограничения.
Главным элементом обеспечения и ограничения интересов человека и гражданина являются принципы. Справедливо заметить, что если основные положения указанной правовой конструкции получили закрепление непосредственно в тексте Конституции Российской Федерации, то в нем необходимо искать и указания на закономерности деятельности рассматриваемого нами конституционно-правового механизма.
В дальнейшем, под термином «принцип» уместно понимать основное, исходное положение чего-либо, какой-нибудь теории, учения, науки и т.п., либо убеждение и взгляд на вещи, а также основную особенность в устройстве чего-нибудь [11, с. 528]. Все три значения при ближайшем рассмотрении могут вызвать наш интерес с точки зрения внутреннего содержания категории принципа, но, в контексте нашего исследования, представляется более правильным рассмотреть конституционные принципы ограничения прав и свобод человека и гражданина как исходных положений указанного правового института. Данное заключение основывается на осознании особой природы содержания конституционных норм, смысл которой заключается в единстве трех сторон.
Понимание указанных принципов позволяет достичь состояния согласованности не толь-
ко всех элементов правовой системы, но и обеспечивает внутреннюю связь правотворческой и правоприменительной деятельности компетентных органов государственной власти. Таким образом, высшая юридическая сила конституционных принципов ограничения интересов личности, общества и государства достигается их базовым значением для всех действующих отечественных правовых институтов. Анализ законотворческой и правоприменительной деятельности в Российской Федерации, практики Конституционного Суда, судов общей юрисдикции, уполномоченных по правам человека, Генеральной прокуратуры и других органов власти позволяет сделать вывод о соответствующих подходах к систематизации и реализации рассматриваемых принципов.
Первый и основной подход вытекает из содержания Основного закона РФ.
Так, в статьях 2 и 17 формулируется принцип защищенности прав и свобод человека непосредственно российской Конституцией, при этом гарантом их соблюдения является государство. В статье 6 говорится о принципе равенства конституционно закрепленных прав, свобод и обязанностей всех граждан России. Принцип соответствия гарантий прав и свобод человека и гражданина в РФ международным принципам и нормам, а также обязанность не нарушать интересы других лиц закреплены в ст. 17 Основного закона. Статья 18 содержит важный для изучаемой области принцип непосредственного действия прав и свобод личности и обязанность их обеспечения системой власти, местного самоуправления и правосудием.
И, наконец, несколько важных принципов, непосредственно имеющих отношение к проблеме ограничения прав и свобод человека.
В части 1 ст. 55 имеется указание на невозможность толкования основных прав и свобод «как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина» [1]. В части 2 этой же статьи законодатель сформулировал принцип невозможности издания федеральных законов, отменяющих или умаляющих права и свободы личности. В части 3 ст. 55 закреплен принцип возможности ограничения интересов индивидуума федеральным законодательством исключительно в целях «защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» [1].
ЗАКОН И ПРАВО • 08-2018
Принцип, действующий в условиях наступления чрезвычайных ситуаций, вытекает из предыдущих положений и содержится в ст. 56 Конституции РФ. В этом случае нас интересует строго оговоренный порядок введения подобных режимов (на основании федерального конституционного законодательства) и их определенность по пределам и срокам.
Представляется справедливым вывод о наличии некоторых общеправовых принципов ограничения прав и свобод, закрепленных как в конституционном, так и в других отраслях права.
Так, И.Н. Кондрат, например, выделяет два основных принципа. Первый он формулирует как соразмерность ограничений целям достижения публично значимых интересов, ради которых они установлены. Другой принцип заключается в законодательном определении пределов ограничений прав и свобод человека [7]. Свой вывод указанный автор сделал в результате сравнения конституционных и уголовно-правовых норм.
Важным источником является практика Конституционного Суда РФ, обеспечивающего баланс публичных и частных интересов при разрешении вопросов, связанных с ограничением прав и свобод личности.
По мнению Л.В. Андриченко и А.Е. Постникова, сформулированную этим органом судебной власти систему принципов ограничений интересов человека и государства можно выразить в следующем виде. Они возможны только федеральным законом; должны строго соответствовать конституционно закрепленным целям ограничений; их применение должно быть справедливо (социально оправданно); не имеют обратной силы; невозможно их расширительное толкование, приводящее к умалению других прав и свобод; не должны приводить к утрате истинного содержания конституционного права [3].
Возвращаясь к вопросу непосредственно принципов обеспечения и ограничения прав и свобод человека и гражданина, в контексте проблемы соотношения конституционно-правовых подходов с установившейся в теории оперативно-розыскной деятельности (ОРД) системой взглядов на принципы обеспечения и ограничения интересов личности, видится уместным обсудить вопрос об их взаимосвязи и взаимообусловленности.
Существенный вклад в развитие теории оперативно-розыскной деятельности внесли
A.Ю. Шумилов, К.К. Горяинов, Е.С. Лапин, Г.К. Синилов, Д.В. Гребельский, А.Г. Лектарь,
B.А. Лукашов, А.Е. Чечетин, Е.С. Дубоносов, И.Н. Соловьев, О.А. Вагин, Н.С. Железняк,
В.Ф. Луговик и некоторые другие известные исследователи.
С точки зрения законодательства, под ОРД понимают «вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом (далее — органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность), в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств» (ст. 1 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности») [2].
Если по поводу приведенного определения особых разногласий в понимании внутреннего содержания и формулировки среди специалистов не имеется, то научное определение вызывает до настоящего времени серьезные споры, результаты которых имеют для нас значение.
А.Ю. Шумилов предлагает следующее определение. Это комплексный вид государственной профессиональной сыскной деятельности, содержанием которой является система поведенческих актов ее участников, осуществляемых в соответствии с ФЗ «Об ОРД», как правило, негласно, для достижения целей и решения задач, в нем предусмотренных [13, с. 8].
Е.С. Дубоносов вкладывает в понятие ОРД следующий смысл. Он считает, что это «один из видов юридической деятельности, направленной на решение государственных задач в борьбе с преступностью, поскольку осуществляется она исключительно и в интересах и по велению государства специально уполномоченными им на то органами, имеет четко выраженную правовую основу и направленность, производится в строгом соответствии с правовыми государственными предписаниями и требованиями законности» [5, с. 46].
Собственное определение сформулировал Е.С. Лапин [9].
Видится справедливым вывод о том, что различные подходы к формулировке понятия с научных позиций не носят противоречащий друг другу характер, а многообразие трактовок связано скорее со взглядами на базовые положения. А вместе они подчеркивают сложность и многогранность рассматриваемого явления. Объединяют различные подходы к определению и содержанию оперативно-розыскной деятельности ее принципы.
В ФЗ «Об ОРД» непосредственно указывается на четыре основных принципа: принцип за-
ЗАКОН И ПРАВО • 08-2018
конности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, конспирации и сочетания гласных и негласных методов и средств. Однако, по мнению А.Ю. Шумилова, принципы ОРД представляют собой достаточно объемную систему. По классификации данного автора их можно разделить в зависимости от степени конкретизации и широты распространения.
Первый признак позволил исследователю выделить принципы, определенные законодателем (указаны выше). В соответствии со вторым можно рассматривать принципы, выработанные непосредственно практикой и обоснованные наукой. К ним А.Ю. Шумилов относит вневедомственный контроль, гуманизм, оперативность, применение конфиденциальных источников, соразмерность реагирования на объекты ОРД. Сюда же данный автор относит ряд принципов, вытекающих из внутреннего содержания самой деятельности субъектов ОРД.
По широте распространения различаются принципы, характерные для всей правоохранительной деятельности, непосредственно для борьбы с преступностью и сыскной деятельности.
Некоторые принципы, присущие исключительно оперативно-розыскной деятельности (отличающей ее от контрразведывательной либо разведывательной), до настоящего времени однозначно не сформулированы. Дискуссия по данной проблеме также актуальна в настоящее время, однако не имеет прямой связи с темой нашего исследования.
Е.С. Лапин делит принципы ОРД на две группы. К первой он относит общеправовые основы: законности, а также уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Ко второй — специальные, имеющие непосредственное отношение к специфическому содержанию деятельности уполномоченных органов и их должностных лиц при производстве ОРД; в связи с этим рассмотрение их в контексте нашего исследования не представляется необходимым.
Е.С. Дубоносов выделяет три группы основных принципов: правовые, организационные и морально-этические. В соответствии с его классификацией первая группа принципов также делится на две группы: общеправовые и отраслевые. Общеправовые, или конституционные, содержат заложенные Конституцией РФ нормы о законности деятельности и необходимости уважения прав и свобод человека и гражданина. К организационным принципам данный автор отнес положения, выработанные оперативно-розыскной теорией и практикой. Морально-этические
принципы определяют механизм регулирования ОРД с точки зрения нравственных ценностей.
К.К. Горяинов считает достаточным рассматривать классификацию принципов ОРД, состоящую из двух групп: конституционные и отраслевые. В основу классификации он заложил пожелания законодателя, изложенные в тексте федерального закона [12, с. 27].
С точки зрения нашего исследования очевиден вывод о связи конституционно-правовых и принципов ОРД, о чем можно судить исходя из анализа приведенных выше классификаций. В каждой из описанных конструкций конституционные принципы выделены в отдельную категорию, что свидетельствует о ряде существенных для института конституционно-правового обеспечения и ограничения прав и свобод человека и гражданина моментов.
Во-первых, усматривается прямая связь между провозглашенными в ст. 2 Основного закона высшей ценностью человека, его правами и свободами и принятыми в теории ОРД принципами уважения и соблюдение интересов личности, а также принципом гуманизма.
Во-вторых, усматривается связь положений ст. 55 Конституции РФ о невозможности издания законов, отменяющих или умаляющих права и свободы, а также о том, что они могут ограничиваться только федеральным законом и в строго определенных случаях, с принципом законности из теории оперативно-розыскной деятельности.
Кроме того, на данном примере представляется возможным увидеть реальное подтверждение механизма трансформации в конкретных условиях практической деятельности (с учетом присущей ей специфики) конституционно-правовых принципов непосредственно в основы ОРД. При этом видится значимым очевидная преемственность закрепленных в нормативных актах различной юридической силы положений, позволяющих уполномоченным должностным лицам органов исполнительной власти осуществлять широкий спектр входящих в их компетенцию полномочий на законных основаниях.
Подводя итог изложенному, представим некоторые выводы о том, что в целях обеспечения прав и свобод человека необходимо помнить о следующих существенных принципах: о соразмерности применяемых ограничений целям достижения интересов, ради соблюдения которых они устанавливаются; об установленном законным порядком определении пределов ограничений личных интересов человека (особенно тех, которые не могут быть ограничены исходя из конституционных положений). В связи с этим:
ЗАКОН И ПРАВО • 08-2018
1. В соответствии с одним из основных конституционно-правовых принципов обеспечения и ограничения прав и свобод человека и гражданина нормы федерального законодательства не должны противоречить положениям Основного закона РФ. Видится справедливым вывод о необходимости соответствия им принципов деятельности органов исполнительной власти, регламентируемых федеральными нормативно-правовыми актами, принципам, закрепленным в Конституции Российской Федерации.
2. Оперативно-розыскная деятельность как специфический вид деятельности уполномоченных государственных органов власти регламентирована рядом актов федерального законодательства и подзаконного нормотворчества. В целях обеспечения соответствия требованиям принципа законности и действующего законодательства субъекты ОРД при реализации своих полномочий в данной сфере должны, в первую очередь, руководствоваться конституционными принципами обеспечения прав и свобод человека и гражданина.
3. Ограничение прав и свобод личности — специфическое средство, применяемое уполномоченными должностными лицами органов государственной власти для защиты и восстановления интересов человека, общества и государства. Данный вид деятельности должен осуществляться в строгом соответствии с принципами конституционного права, регламентирующими условия и пределы ограничения соответствующих прав и свобод.
4. Состояние практики субъектов ОРД оказывает серьезное влияние не только на развитие института конституционно-правовых ограничений, а значит и обеспечение интересов личности, общества и государства, но и на развитие естественно-правовых подходов к обеспечению непосредственно прав и свобод человека и гражданина. Развитие общественных органов контроля за деятельностью органов власти свидетельствует о сохранении данной тенденции в будущем.
1 Орфография термина оперативно-розыскная деятельность здесь и в дальнейшем используется с учетом принятой в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ терминологии. Прим. автора.
Библиографический список
Нормативно-правовые акты
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г., с учетом поправок,
внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_28399/ (Дата обращения: 10.05.2018)
2. Федеральный закон « Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016 г.) // http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7519/ (Дата обращения: 10.05.2018)
Научная литература
3. Андриченко Л.В., Постников А.Е. Институты конституционного права: Монография. М.: Юриспруденция, 2013; ПС «Гарант-аэро». (Дата обращения: 10.11.2017)
4. Выдрин И.В. Об отрасли и науке конституционного права России // Конституционное и муниципальное право. 2017. № 5. С. 3—8.
5. Дубоносов Е.С. Оперативно-розыскная деятельность: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2012.
6. Дьяченко О.В. Права человека и гражданина как элемент концепции конституционализма // Закон и право. 2017. № 6. С. 22—24.
7. Кондрат И.Н. Ограничение прав и свобод личности: принципы, основания, пределы // Законодательство. 2012. № 12. С. 62—69.
8. Кондрашев А.А. Ограничения конституционных прав в Российской Федерации: теоретические подходы и политико-правовая мысль // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 7. С. 40—47.
9. Лапин Е.С. Оперативно-розыскная деятельность: Курс правовых и теоретических основ: Учеб. пособие. 3-е изд., доп. М.: Юрлитинформ, 2013. 240 с.
10. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М.: Рус.яз., 1984. 816 с.
11. Ромашев Ю.С. Ограничения основных прав и свобод человека в международном праве и новации в российском уголовном законодательстве // Журнал рос. права. 2013.№ 11. С. 75—84.
12. Теория оперативно-розыскной деятельности: Учебник / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова. М.:ИНФРА-М, 2010.
13. Шумилов А.Ю. Курс основ оперативно-розыскной деятельности: Учебник для вузов. 2-е изд., доп. и перераб. М.: ИД Шумиловой И.И., 2007.
ЗАКОН И ПРАВО • 08-2018