Научная статья на тему 'Значение гарантий соблюдения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности'

Значение гарантий соблюдения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2501
593
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ / ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ / СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВ И СВОБОД / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / CONSTITUTION OF KYRGYZ REPUBLIC / KYRGYZ REPUBLIC LAW / OBSERVATION OF HUMAN RIGHTS AND FREEDOMS / OPERATIVE-INVESTIGATIVE ACTIVITY / RIGHTS OF MAN AS A CITIZEN

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дехканова Кымызай Ахматовна

Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью является ведущим принципом международного права. В данной статье рассматривается вопрос о допустимых ограничениях прав и свобод граждан и о значении гарантий соблюдения прав и свобод при осуществлении оперативно-розыскной деятельности в Кыргызской Республике. Законоположения Кыргызстана как субъекта международного права в своих основных чертах следуют юридической практике, выработанной правовыми государствами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Дехканова Кымызай Ахматовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPORTANCE OF GUARANTEES CONCERNED WITH HUMAN RIGHTS AND FREEDOMS UNDER EFFECTUATION OF OPERATIVE-INVESTIGATIVE ACTIVITY

Recognition of human rights and freedoms as the highest value is a leading principle of international law spread over the majority of world states. The article dwells on such issues as admittable limitations of citizens` rights and freedoms and the importance of guarantees concerned with law observation under effectuation of operative-investigative activity in the Kyrgyz Republic. Legislative provisions of Kyrgyzstan as the subject of international law in theier principle features follow the juridical practice elaborated by law-abiding states.

Текст научной работы на тему «Значение гарантий соблюдения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности»

Дехканова Кымызай Ахмат овна,

ст арший преподават егъ Ошского государст венного универсиг ег а, Кыргызская Республіка

ЗНАЧЕНИЕ ГАРАНТИЙ СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью [1,с.89] является ведущим принципом национального права. В Кыргызской Республике, как гласит ст. 16 ч.1 Конституции Кыргызской Республики, признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Кыргызской Республики.

Статье 17 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод соответствует положение ст. 20 Конституции Кыргызской Республики, устанавливающее, что в Кыргызской Республике не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Даже в условиях чрезвычайного положения не подлежат ограничению право на жизнь, охрана государством достоинства личности, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, право на жилище, свобода совести, вероисповедания и др.

Необходимо отметить, что при гарантировании государством прав и свобод важнейшая составляющая - его деятельность по созданию фактических условий, при которых возможна реализация прав и свобод. Причем гарантирование государством каждого права в отдельности - это, в конечном счете, гарантирование правового статуса человека и гражданина в силу комплексности, взаимосвязанности прав и свобод. А участие в гарантировании каждого из органов или должностных лиц государства - это их участие в общегосударственном гарантировании. В этой связи особую актуальность приобретают и вопросы гарантий соблюдения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.

В Конституции провозглашается право на жизнь (ст.21), введено правило, согласно которому никто не может быть произвольно лишен жизни. Право на жизнь совмещает в себе действия по созданию и поддержанию безопасной социальной и природной среды обитания, условий жизни;

- неприкосновенность личности, как и личная свобода, заключается в том, что никто не вправе насильственно ограничивать свободу человека. Человек имеет право распоряжаться в рамках закона своими действиями и поступками, пользоваться свободой передвижения. В Конституции Кыргызской Республики право на свободу и личную неприкосновенность (ст.24) дополнено существенной гарантией, запрещающей подвергать человека пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию, а также без его согласия подвергать медицинским, научным и иным опытам. Введены гарантии от неосновательного ареста, заключения под стражей. Согласно вышеуказанной статьи Конституции, такое ограничение свободы возможно только в связи с решением суда, до судебного решения лицо подвергается аресту на срок не более 48 часов;

- каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, на защиту чести и достоинства (ст.29). Частной жизнью можно назвать те стороны жизни личности, которые он в силу своей свободы не желает делать достоянием других. Впервые в Конституции закреплено право человека на защиту чести и достоинства, при этом, если честь и достоинство человека подвергались унижению или оскорблению, то в законодательстве определен порядок судебной защиты, включающий право на возмещение морального вреда. Понятие неприкосновенности частной жизни включает в себя право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, если, конечно, ограничение таких прав не предусмотрено судебным решением, что призвано исключить произвол и злоупотребления должностных лиц правозащитных органов. В настоящей Конституции указана гарантия реализация данных прав, о чем свидетельствует ст.29 п.3 - сбор, хранение, использование и распространение конфиденциальной информации, информации о частной жизни человека без его согласия не допускаются;

- каждый имеет право на неприкосновенность жилища и иных объектов, находящихся у него в собственности; производство обыска, выемки, осмотра и осуществление иных действий, а также проникновение представителей власти в жилище и иные объекты допускаются лишь на основе судебного акта (ст.30 ч.2).

В кыргызской Конституции воспроизведено установление, содержащееся в ст.19 Всеобщей декларации прав человека, о праве граждан искать, получать и свободно распространять информацию. Им дополнена статья,

закрепляющая право граждан на свободу мысли, слова, а также на беспрепятственное выражение мнений и убеждений (ст.31 ч.1,2,3 Конституции Кыргызской Республики). Конституция, признавая такие свободы, устанавливает, что никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений и к отказу от них. Поскольку в условиях тоталитарного режима не допускалось инакомыслие, такие права и свободы были ущемлены.

Свобода совести и вероисповедания заключается в свободе принятия или непринятия религиозных верований, исповедовать индивидуально, а также совместно с другими лицами, любую религию или не исповедовать никакой (ст.32 ч.1 Конституции Кыргызской Республики). Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Во всех случаях сохраняются гарантии права на судебную защиту. Конституционный суд (ныне Конституционная палата Верховного Суда) Кыргызской Республики указывал в своих решениях, что закрепленное в ст. 40 Конституции Кыргызской Республики право на судебную защиту относится к числу основных, которые не могут быть ограничены ни при каких обстоятельствах; оно должно быть предоставлено всем гражданам Кыргызской Республики, иностранцам, лицам без гражданства; оно действует во всех видах судопроизводства и на всех его стадиях, включая кассационное и надзорное судопроизводство; оно выступает как гарантия в отношении всех конституционных прав и свобод.

В вопросе о допустимых ограничениях прав и свобод есть много общего в нормах Европейской конвенции и Конституции Кыргызской Республики. Общее заключается в том, что ограничение прав и свобод рассматривается как исключение из общего правила о необходимости наиболее полной и эффективной их защиты. Введение ограничений допускается лишь при соблюдении ряда требований и в общественно значимых целях, ради защиты которых допускается ограничение прав человека.

Статья 20 Конституции Кыргызской Республики гласит: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Конституцией и законами в целях защиты национальной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и свобод других лиц. Вводимые ограничения должны быть соразмерными указанным целям. Запрещается принятие подзаконных нормативных правовых актов, ограничивающих права и свободы человека и гражданина. Законом не могут устанавливаться ограничения прав и свобод в иных целях и в большей степени, чем это предусмотрено Конституцией».

Конституционная палата Верховного Суда Кыргызской Республики, исходя из собственной практики и учитывая практику Европейского Суда по

правам человека, конституционных судов ряда стран, выработала ряд правовых позиций, касающихся допустимого ограничения прав и свобод человека и гражданина.

Суть этих правовых позиций заключается в следующем:

- ограничения конституционных прав должны быть необходимыми и соразмерными конституционно признаваемым целям таких ограничений;

- в тех случаях, когда конституционные нормы позволяют законодателю установить ограничения закрепляемых ими прав, он не может осуществлять такое регулирование, которое посягало бы на само существо того или иного права и приводило бы к утрате его реального содержания;

- при допустимости ограничения того или иного права в соответствии с конституционно одобряемыми целями государство, обеспечивая баланс конституционно защищаемых ценностей и интересов, должно использовать не чрезмерные, а только необходимые и строго обусловленные этими целями меры;

- норма Конституции Кыргызской Республики о возможности ограничения прав и свобод при определенных условиях не может служить оправданием ущемления прав и свобод человека и гражданина в зависимости от национальной принадлежности или иного обстоятельства;

- публичные интересы, перечисленные в ст. 20 (часть 4) Конституции Кыргызской Республики, могут оправдать правовые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения отвечают требованиям справедливости, являются адекватными, пропорциональными, соразмерными и необходимыми для защиты конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц, не имеют обратной силы и не затрагивают само существо конституционного права, т.е. не ограничивают пределы и применение основного содержания соответствующих конституционных норм;

- чтобы исключить возможность несоразмерного ограничения прав и свобод человека и гражданина в конкретной правоприменительной ситуации, норма должна быть формально определенной, точной, четкой и ясной, не допускающей расширительного толкования установленных ограничений и, следовательно, произвольного их применения [2,№ 2].

Исходя из этих правовых позиций, нам представляется, что следует рассматривать и соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.

Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» не только декларирует обеспечение прав и свобод человека и гражданина, провозглашая это в качестве конечной цели оперативно-розыскной деятельности и принципов ее осуществления (ст. 1 и 4 закона «Об оперативно-розыскной

деятельности»), но и формулирует правовой механизм, обеспечивающий гарантии соблюдения названных прав и свобод. В ст. 6 закона «Об оперативно-розыскной деятельности» эти гарантии находят наиболее полное отражение.

Законодатель создал предпосылки реализации гарантий посредством закрепления следующих обязанностей оперативно-розыскных органов и их должностных лиц при проведении оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ):

соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции, т.е. переписки, телеграфных, телефонных и иных сообщений;

запрет на разглашение сведений, затрагивающих указанные конституционные права, честь и доброе имя гражданина;

соблюдение прав объектов оперативно-розыскной деятельности (ОРД) на защиту в форме обжалования действий субъектов ОРД как в орган, которому они подчинены, так и в прокуратуру или суд, установление оснований и порядка такого обжалования;

обязанность восстановления указанными органами прав и законных интересов физических и юридических лиц, принятие мер по возмещению причиненного вреда;

указание на возможность ответственности, предусмотренной законодательством Кыргызской Республики.

Таким образом, законодателем предусмотрен последовательный комплексный подход к реализации прав граждан как в виде их соблюдения со стороны субъектов ОРД, так и путем использования лицами права на защиту, применения (восстановления) прав вышестоящими органами, органами прокуратуры и судом, включая привлечение виновных к соответствующей ответственности.

В ст. 6 закона «Об оперативно-розыскной деятельности» не только определена обязанность оперативно-розыскных органов обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина, но и дан перечень конституционных прав, обеспечить соблюдение которых необходимо при проведении ОРМ: неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, неприкосновенность жилища и тайна корреспонденции.

Это имеет исключительно важное значение, поскольку здесь конкретизируются права человека и гражданина, предусмотренные в ст. 29 - 30 Конституции Кыргызской Республики, обеспечивать соблюдение которых предписывается законом применительно к объектам оперативно-розыскной деятельности. В ст. 6 закона «Об оперативно-розыскной деятельности» это

четко определено фразой «при проведении оперативно-розыскных мероприятий», т.е. здесь идет речь об их объектах [3,с.2].

Законодателем не случайно подчеркивается это положение и обозначен перечень прав: только их нарушение может обжаловаться в порядке, установленном ст. 6 закона «Об оперативно-розыскной деятельности», в вышестоящий орган, прокурору или в суд.

Обеспечение этих и иных конституционных прав, безусловно, является обязанностью оперативно-розыскных органов, но эта обязанность рассматривается не применительно к объектам ОРМ, а по отношению ко всем лицам без исключения и безотносительно к ст. 6 закона «Об оперативнорозыскной деятельности».

Таким образом, к числу гарантий соблюдения прав и свобод человека и гражданина при производстве оперативно розыскной деятельности относятся:

1) перечень конституционных прав, обеспечить соблюдение которых необходимо при проведении ОРМ: неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, неприкосновенность жилища и тайна корреспонденции;

2) обеспечение субъектами ОРД соблюдения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности;

3) возможность обжалования указанных конституционных прав в порядке, установленном ст. 6 закона «Об оперативно-розыскной деятельности», в вышестоящий орган, прокурору или в суд (контроль и надзор за ОРД).

Итак, одной из основных гарантий соблюдения прав и свобод человека и гражданина при производстве ОРД является обеспечение субъектами ОРД соблюдения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, то есть обязанность субъектов ОРД соблюдать эти самые права и свободы.

Задача состоит в том, чтобы Конституция Кыргызской Республики, в которой заложена концепция прав человека, была реально действующим. Основным законом, способным с помощью системы правовых, организационных, нравственных мер создавать в обществе глубокое уважение к правам человека. Высшая юридическая силу Конституции и ее непосредственное действие обязывает на практике к тому, чтобы она была работающим законным актом, которым следует руководствоваться всем государственным органам, в том числе органам осуществляющим ОРД.

Список литературы:

1. Конституция Кыргызской Республики. -Бишкек: Академия, 2010.

2. Закон Кыргызской Республики от 18 декабря 1993 года «О Конституционном суде Кыргызской Республики» / Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. -1994, № 2.

3. Закон Кыргызской Республики «Об оперативно-розыскной деятельности» от 16 октября 1998 г.

4. Основы оперативно-розыскной деятельности: Учебник для юридических вузов/ Под ред. В.Б.Рушайло. Изд.3-е, стереотипное.-СПб. : Лань, 2001.-720с

5. Токторов Э.С., Раджапов И.Ш. Оперативно-розыскная деятельность (в схемах).-

- Ош: 2005. -80с.

К. А. Дехканова

Значение гарантий соблюдения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности

Ключевые слова: Конституция Кыргызской Республики, закон Кыргызской Республики,

соблюдение прав и свобод, оперативно-розыскная деятельность, права человека

Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью является ведущим принципом меж дународного права.

В данной статье рассматривается вопрос о допустимых ограничениях прав и свобод граждан и о значении гарантий соблюдения прав и свобод при осуществлении оперативно-розыскной деятельности в Кыргызской Республике.

Законоположения Кыргызстана как субъекта международного права в своих основных чертах следуют юридической практике, выработанной правовыми государствами.

K.A. Dekhanova

The Importance of Guarantees Concerned with Human Rights and Freedoms under Effectuation of Operative-Investigative Activity

Key words: Constitution of Kyrgyz Republic, Kyrgyz Republic law, observation of human rights and freedoms, operative-investigative activity, rights of man as a citizen

Recognition of human rights and freedoms as the highest value is a leading principle of international law spread over the majority of world states.

The article dwells on such issues as admittable limitations of citizens' rights and freedoms and the importance of guarantees concerned with law observation under effectuation of operative-investigative activity in the Kyrgyz Republic.

Legislative provisions of Kyrgyzstan as the subject of international law in theier principle features follow the juridical practice elaborated by law-abiding states.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.