Научная статья на тему 'Роль и значение обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел'

Роль и значение обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1975
230
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА / HUMAN AND CITIZEN RIGHTS AND FREEDOMS OF MAN AND CITIZEN / СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА / ENSURING HUMAN RIGHTS AND FREEDOMS / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА / ЮРИДИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ / LEGAL MECHANISM OF REALIZATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Богданов А.В., Хазов Е.Н.

В статье рассматриваются вопросы обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина в оперативно-розыскной деятельности. Обсуждаются основные теоретические проблемы, различные точки зрения и предлагается свое видение данной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Богданов А.В., Хазов Е.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role and importance of guaranteeing the constitutional rights and freedoms of man and citizen in the operative-investigative activity of bodies of internal Affairs

The article covers issues of ensuring the constitutional rights and freedoms of man and citizen in the operative-investigative activity. Discusses the main theoretical problems, different points of view and offers his vision of the problem.

Текст научной работы на тему «Роль и значение обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел»

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

А.В. БОГДАНОВ,

кандидат юридических наук, доцент;

Е.Н. ХАЗОВ, доктор юридических наук, профессор

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина в оперативно-розыскной деятельности. Обсуждаются основные теоретические проблемы, различные точки зрения и предлагается свое видение данной проблемы.

Ключевые слова: права человека и гражданина, свободы человека и гражданина, обеспечение прав и свобод человека, юридический механизм реализации.

THE ROLE AND IMPORTANCE OF GUARANTEEING THE CONSTITUTIONAL RIGHTS AND FREEDOMS OF MAN AND CITIZEN IN THE OPERATIVE-INVESTIGATIVE ACTIVITY OF BODIES OF INTERNAL AFFAIRS

A.V. BOGDANOV,

candidate of legal sciences, associate professor;

E.N. KHAZOV, doctor of legal sciences, professor

Annotation. The article covers issues of ensuring the constitutional rights and freedoms of man and citizen in the operative-investigative activity. Discusses the main theoretical problems, different points of view and offers his vision of the problem.

Keywords: human and citizen rights and freedoms of man and citizen, ensuring human rights and freedoms, legal mechanism of realization.

Конституция, являясь Основным Законом, находится на вершине всей структуры законодательных и других нормативных актов в Российской Федерации,

который признает, закрепляет, охраняет и защищает права и свободы человека и гражданина1.

Конституционный строй, нравственность, жизнь, здоровье, права, свободы и законные интересы личности закреплены и объявлены Конституцией РФ основными ценностями. Мы живем в условиях новой общественно-политической формации. Эти условия требуют принципиально новых подходов к обеспечению законности, соблюдению прав и свобод российских граждан, особенно при осуществлении оперативно-розыскной деятельности как чрезвычайно тонкой и болезненной для человека сфере правоприменения. Для защиты личности, а также обеспечения безопасности государства Конституция допускает возможность ограничения отдельных прав и свобод человека и гражданина, посягающих на признанные международным правом и защищаемые Конституцией государственные, общественные и личностные ценности.

Право на свободу, личную неприкосновенность, на неприкосновенность частной жизни, на тайну пере-

писки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, право на неприкосновенность жилища и другие личные, политические, социально-экономические и культурные права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены в связи с совершением лицом преступлений. Но такие ограничения допустимы лишь в строго очерченных законом рамках.

Формирование оперативно-розыскного законодательства обусловлено потребностями общества и государства в установлении такого порядка деятельности государственных органов по борьбе с преступностью и их взаимоотношений с гражданами, который бы отвечал социально-экономическим и политическим закономерностям демократического государства. Демократическое общество заинтересовано в осуществлении правоохранительными органом успешной борьбы с преступностью, в изобличении и справедливом наказании виновных. Отражая эти интересы, оперативно-розыскной закон наделяет эти органы в лице оперативных подразделений соответствующими правомочиями, в том

Конституция Российской Федерации. М., 2013.

числе и на применение принуждения, ограничение конституционных прав и свободы граждан, вовлеченных в сферу оперативно-розыскной деятельности. Государство заинтересовано также в недопущении нарушений законности, ущемления прав и законных интересов граждан. Поэтому устанавливается система гарантий, препятствующих возможному произволу государственных органов, в том числе и правоохранительных, по отношению к гражданам.

Оперативно-розыскная деятельность занимает особое место в борьбе с преступностью, и ее роль в выявлении, предупреждении и раскрытии преступлений все более и более возрастает. В январе — декабре 2012 г. органами внутренних дел рассмотрено 26,24 млн заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях. По каждому четырнадцатому сообщению принято решение о возбуждении уголовного дела, всего возбуждено 1861,4 тыс. уголовных дел. 91% всех зарегистрированных преступлений выявляется органами внутренних дел, причем 4,9% (102,1 тыс. преступлений) из них — на стадии приготовления и покушения. Ущерб от преступлений (по оконченным и приостановленным делам) составил 267,77 млрд руб.2.

Вместе с тем, принимая во внимание, с одной стороны, потребность в повышении ее эффективности, а с другой, — необходимость соблюдения прав и свобод

российской Конституции, и проблема заключается лишь в том, настолько этот принцип соблюдается государством, т.е. органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. Если прежние российские конституции исходили из главенствующей роли государства, то в нынешней Конституции провозглашено главенство человека, его прав и свобод как высшей ценности.

При соблюдении Конституции РФ особое значение приобретают вопросы обеспечения прав и законных интересов лиц, по тем или иным причинам вовлеченных в сферу оперативно-розыскных отношений. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» не только декларирует обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, провозглашая это в качестве конечной цели ОРД и принципа ее осуществления (ст. 1 и ст. 3 ФЗ РФ «Об ОРД»), но формирует правовой механизм, обеспечивающий гарантии защиты жизни, здоровья, прав и свобод. В связи с этим Российское государство взяло под свою охрану и защиту права и свободы человека и гражданина.

Федеральный закон Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности» в ч. 1 ст. 5 указал на необходимость при осуществлении ОРД обеспечивать соблюдение прав и свобод человека и гражданина, на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну кор-

человека и гражданина при ее осуществлении, очевид- респонденции. Несложно заметить, что формулировка

почти дословно перенесена в данный законодательный акт из Конституции РФ (ст. 23 и 25)4.

Как бы ни высока была потребность в усилении борьбы с преступностью, оперативные подразделения должны действовать в четком соответствии с конститу-

ным представляется повышение контроля и надзора за оперативно-розыскной деятельностью.

В современных условиях деятельность правоохранительных органов России находится под пристальным вниманием общества. Поэтому соблюдение ими прав человека и гражданина актуально, как никогда. ционными нормами и требованиями уголовно-процес-

Конституционный принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина пронизывает содержание всей оперативно-розыскной деятельности, начиная от ее важнейшей цели (ст. 1 Федерального закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности») — защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина от преступных посягательств, четкую законодательную процедуру условия проведения ОРМ. В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде3. Также сам факт заведения дела оперативного учета не является основанием для ограничения конституционных прав и свобод, а также законных интересов граждан.

Принцип соблюдения прав человека, гражданина и свободы личности является основой ныне действующей

суального, оперативно-розыскного законодательств, значительно повысившими в наше время соблюдения прав и законных интересов граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Контроль и надзор за ОРД осуществляется перечисленными в ст. 20—22 ФЗ РФ «Об ОРД» субъектами.

Надзор осуществляется в соответствии с приказом Генерального прокурора РФ от 15 февраля 2011 г. № 33 (в ред. от 5 сентября 2012 г. № 310) «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности»5.

2 Состояние преступности в России за январь — декабрь 2012 г. // ФГУ «Главный информационный центр МВД России» М., 2013.

3 Федеральный закон РФ от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (в ред. от 29 ноября 2012 г. № 207-ФЗ) «Об оперативно-розыскной деятельности» . URL://http :/М"^»/ргауо .gov.ru.

4 Конституция Российской Федерации. М., 2013.

5 Приказ Генерального прокурора РФ от 15 февраля 2011 г. № 33 (в ред. от 5 сентября 2012 г. № 310) «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности» // Законность. 2011. № 5.

№ 6 / 2013

Вестник Московского университета МВД России

61

Органы прокуратуры и судебные органы остро реагируют на любые необоснованные и незаконные ограничения прав граждан за деятельностью органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» предусмотрен последовательный комплексный подход к реализации прав граждан как в виде их соблюдения со стороны субъектов ОРД, так и путем использования лицами права на защиту, т.е. вправе обжаловать эти действия в вышестоящий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, прокурору или в суд6.

Право обжалования решений и действий должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, в соответствии с ч. 3 ст. 46 Конституции РФ может быть также реализовано путем обращения в международные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Принцип уважения и соблюдения прав и свобод распространяется и на лиц, замышляющих, подготавливающих и совершающих преступления и ставших в связи с этим объектами ОРД. Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лип, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Право на обжалование действий органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в первую очередь распространяется на нарушения основных конституционных прав и свобод граждан: на достоинство личности, которая охраняется государством (ст. 21 Конституции РФ), на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23 Конституции РФ), на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения (ч. 2 ст. 23 Конституции РФ), на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (ч. 2 ст. 24 Конституции РФ), право гражданина на ознакомление с результатами ОРД возникает у лица, виновность которого в совершении преступления не доказана (ст. 5 Федерального закона Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности»7), на неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции РФ8), (ст. 15 Закона «О полиции»9).

Не удивительно, что ежегодно фиксируется значительное количество нарушений законности со стороны

сотрудников органов внутренних дел, большая часть из них совершены в сфере ОРД.

Анализ нарушений оперативно-розыскного законодательства, допускаемых при проведении ОРМ:

❖ низкий уровень профессиональной подготовки оперативных сотрудников;

❖ слабое знание ими требований уголовного, оперативно-розыскного и уголовно-процессуального законодательства;

❖ сокрытие заявлений, сообщений о преступлениях в делах оперативного учета (без проверки в порядке ст. 144 УПК РФ)10;

❖ ненадлежащий уровень контроля со стороны руководителей оперативных подразделений на всех уровнях;

❖ поспешный и формальный подход к проведению ОРМ, в том числе и в оформлении оперативно-служебных документов;

❖ представление результатов оперативно-розыскной деятельности следователю, прокурору или суду при отсутствии необходимых документов (без постановления о предоставлении таких материалов, постановления о рассекречивании, отсутствие подписей руководителей);

❖ незаконное проведение оперативно-розыскных мероприятий, нарушающих или ограничивающих конституционные права граждан (отсутствие разрешения суда или постановления на проведение ОРД).

Потребность в безукоснительном соблюдении и всестороннем обеспечении основных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в сферах человеческой жизнедеятельности возникла далеко не в современных условиях и главным образом не на волне демократических преобразований (они только актуализировали и усилили потребность такого подхода к междуна-роднопризнанным стандартам человеческого измерения), происходящих во многих государствах мира, в частности, начавшихся и продолжающихся в РФ со дня образования ее государственности. Данная проблема по своей сути не нова, и корни ее лежат в глубоком историческом прошлом.

Таким образом, сложные социальные условия, в которых сегодня функционируют оперативные подразделения, требуют принятия кардинальных, неоднозначных мер в решении проблем соблюдения законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении ОРД.

6 Федеральный закон РФ от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (в ред. от 29 ноября 2012 г. № 207-ФЗ).

7 Там же.

8 Конституция Российской Федерации. М., 2013.

9 Федеральный закон РФ от 7 февраля 2011 г. № 3 (в ред. от 3 декабря 2012 г.) «О Полиции» // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.

10 Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 30 декабря 2012 г.). URL://http://www.pravo. gov.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.