Научная статья на тему 'Правовые гарантии законности использования результатов ОРД в уголовном судопроизводстве Монголии'

Правовые гарантии законности использования результатов ОРД в уголовном судопроизводстве Монголии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
279
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНГОЛИЯ / КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВ И СВОБОД

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тамжидийн Оюунчимэг

В статье рассматриваются основные нормативно-правовые акты Монголии, устанавливающие основания ограничения конституционных прав и свобод граждан при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий и условия использования их результатов при производстве по уголовному делу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the main law acts of Mongolia, ascertaining the basis for the limitations of Constitutional rights and freedoms of citizens during operative-detective work and the conditions of the use of its results in criminal procedure.

Текст научной работы на тему «Правовые гарантии законности использования результатов ОРД в уголовном судопроизводстве Монголии»

Международное право

Оюунчимэг Тамжидийн*

Правовые гарантии законности использования результатов ОРД в уголовном судопроизводстве Монголии

В статье рассматриваются основные нормативно-правовые акты Монголии, устанавливающие основания ограничения конституционных прав и свобод граждан при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий и условия использования их результатов при производстве по уголовному делу.

The article deals with the main law acts of Mongolia, ascertaining the basis for the limitations of Constitutional rights and freedoms of citizens during operative-detective work and the conditions of the use of its results in criminal procedure.

Ключевые слова: Монголия, конституционное право, оперативно-розыскная деятельность, ограничение прав и свобод.

Построение гуманного, демократического общества, необходимость которого провозглашена в Конституции Монголии, зависит не только от наличия соответствующих законов, но и от возможности их применения субъектами права, в т.ч. правоохранительными органами, роль которых состоит в обеспечении законности и охране прав и свобод граждан.

Правовую основу законности использования результатов ОРД в уголовном процессе составляют различные законы и подзаконные акты, в т.ч. ведомственные нормативно-правовые акты. Среди указанных нормативно-правовых актов особое место занимают Конституция Монголии 1992 г., Закон «О национальной безопасности Монголии» 2001 г., УПК Монголии 2002 г., УК Монголии 2002 г., закон Монголии «Об оперативно-розыскной деятельности Монголии» 1998 г., закон Монголии «О государственной тайне Монголии» 1995 г., закон Монголии «О полиции Монголии» 1993 г. Эти законы в целях защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства предоставляют органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность (ОРД), полномочия производить действия и принимать решения, ограничивающие конституционные права и свободы граждан.

Как известно, действующие международно-правовые акты о правах человека, в частности, Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о защите прав человека и основных свобод, Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах содержат ряд норм, допускающих при наличии определенных условий и оснований возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина.

* Адъюнкт кафедры уголовного процесса Санкт-Петербургского университета МВД России, подполковник полиции Монголии.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (38) 2008

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (38) 2008

Международное право

Конституция Монголии допускает ограничение гарантированных ею прав и свобод человека и гражданина для решения задач уголовного судопроизводства при наличии установленных законом оснований и в предусмотренном законом порядке. Согласно ч. 13 ст. 16 Конституции Монголии, «никто не может быть задержан по подозрению в совершении преступления, заключен под стражу или подвергнут личному обыску, а также подвергнут преследованию и ограничен в праве на свободу при отсутствии на то законных оснований...». Эти требования адресованы властным должностным лицам - как субъектам оперативно-розыскной деятельности, так и субъектам уголовного судопроизводства.

В период судебной реформы, проводимой в Монголии, впервые в ст. 67 УПК Монголии были внесены изменения Законом Монголии «О внесении изменений и дополнений в УПК Монголии» от 28 марта 1994 г. В указанной статье определено, что при производстве по уголовному делу материалы, полученные в ходе оперативно-розыскной деятельности в установленном законом порядке при наличии необходимых оснований и условий, могут быть оценены в качестве доказательств. Этим законом органам полиции, органам разведки, разведке пограничной службы и органу исполнения наказания предоставлено право осуществлять оперативно-розыскную деятельность.

В новом Уголовно-процессуальном кодексе Монголии, принятом 10 января 2002 г., нашло отражение указание Закона Монголии «О внесении изменений и дополнений в УПК Монголии» 1994 г. на возможность использования результатов оперативно-розыскной деятельности при расследовании преступлений. УПК Монголии относит результаты оперативно-розыскной деятельности к источникам доказательств. В ч. 3 ст. 79 УПК Монголии указано, что материалы, полученные по уголовному делу при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, могут быть оценены в качестве доказательств, если они выполнены с разрешения прокурора с соблюдением оснований, условий и порядка, предусмотренных законом. При этом источник получения информации должен быть засекречен.

Авторы комментария к УПК Монголии разъясняют, что, когда исчерпаны обычные возможности установления истины по уголовным делам, материалы, полученные в ходе оперативно-розыскной деятельности, могут быть оценены в качестве доказательств и приобщены к материалам уголовного дела при условии, что они получены в соответствии с положениями закона «Об оперативно-розыскной деятельности Монголии». Результаты ОРМ должны представляться в документированном виде. За законность и обоснованность ОРМ и их результатов отвечает уполномоченный прокурор. Именно он несет ответственность за правомочность ОРМ. Такие документы подлежат оценке путем сопоставления с другими доказательствами и могут быть использованы в качестве доказательств по уголовным делам после их проверки в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством1.

В ч. 2 ст. 92 УПК Монголии установлен порядок использования результатов ОРД в уголовном процессе: дознаватель, следователь, прокурор по просьбе стороны либо по собственной инициативе полномочен получить вещественные доказательства и материалы, имеющие значение для уголовного дела, от учреждений, должностных лиц, граждан и от органов, осуществляющих ОРД. В соответствии со ст. 166.1.5 УПК Монголии, поводом к возбуждению уголовного дела служат документированные фактические данные, полученные в результате оперативно-розыскной деятельности. Таким образом, закреплен порядок использования средств и сил ОРД при расследовании преступлений.

Эта идея развивалась далее в рамках оперативно-розыскного законодательства Монголии («Закон об ОРД Монголии» от 19 декабря 1998 г.). «Оперативно-розыскная деятельность проводится в целях обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод человека от преступных посягательств»2.

Данная деятельность основывается на принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, конспирации, непрерывности, оперативности. Тем более принцип законности проявляется в том, что властные субъекты (лица органов, осуществляющих оперативнорозыскную деятельность) и другие участники ОРД обязаны точно исполнять положения Конституции и иных законов Монголии.

Действие принципа уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина законом четко определено. Например, в ст. 7.1 Закона об оперативно-розыскной деятельности Монголии установлено, что физическое и юридическое лицо, полагающее, что действия органов, осуществляющих оперативнорозыскную деятельность, привели к нарушению его прав и свобод, вправе обжаловать их в соответствующий вышестоящий орган, должностному лицу (прокурору или в суд). В случае превышения своих полномочий или злоупотребления ими оперативным органом или его работником органы или должностное лицо либо суд обязаны принять меры по восстановлению нарушенных прав и возмещению причиненного вреда. Здесь основной задачей вышеназванных субъектов является защита законных прав и интересов граждан от неправомерных посягательств со стороны должностных лиц.

Законодатель применительно к регулированию правовых отношений в сфере оперативнорозыскной деятельности определил, что при осуществлении ОРД не допускается выполнение ОРМ для достижения целей и решения задач, не предусмотренных Законом об ОРД. И конкретизировал, что результаты, полученные в ходе оперативно-розыскной деятельности, используются только в целях предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, розыска причастных к ним лиц, собирания доказательств, выявления их источников3.

Для охраны прав и свобод человека и гражданина в Конституции Монголии и Уголовнопроцессуальном кодексе Монголии имеется специальное указание о том, что суд, прокурор, следователь, дознаватель обязаны разъяснять участнику уголовного судопроизводства их права, обязанности и обеспечить возможность осуществления этих прав, тем более при задержании подозреваемого.

В правовой системе Монголии важным механизмом, обеспечивающим законность ограничения конституционных прав граждан, является контроль со стороны специальных государственных органов и должностных лиц. Полномочиями по контролю за законностью ограничения конституционных прав и свобод наделены Президент Монголии, Великий Государственный Хурал, Правительство Монголии, Конституционный Цэц4, суды общей юрисдикции, Генеральный прокурор и специально уполномоченные им прокуроры.

При проведении оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан, в Монголии надзор за законностью осуществляется Генеральным прокурором Монголии либо специально на то уполномоченным прокурором.

В Законе об оперативно-розыскной деятельности Монголии, а также в комментарии к Уголовнопроцессуальному кодексу Монголии указано, что на стадии дознания и следствия проведение оперативно-розыскных мероприятий, таких как прослушивание телефонных переговоров, контроль почтовых отправлений и телеграфных сообщений, досмотр жилых помещений, зданий, сооружений, местности, досмотр транспортных средств, грузов и вещей, а также применение специальных технических средств и проведение наблюдения осуществляются с разрешения уполномоченного прокурора. Прокурор, разрешивший провести оперативно-розыскные мероприятия, рассматривает жалобы по поводу данного мероприятия и при необходимости может ознакомиться с результатами и соответствующими материалами оперативно-розыскной деятельности5.

Основанием для решения прокурора о проведении оперативно-розыскного мероприятия, ограничивающего конституционные права граждан, является мотивированное постановление одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Мотивированность постановления предполагает, что в нем должны быть приведены достаточные доводы о невозможности раскрытия и документирования данного преступного деяния другими методами.

Указанные материалы рассматриваются уполномоченным прокурором единолично и незамедлительно. Прокурор не в праве отказать в рассмотрении материалов в случае их представления. Если представленные материалы недостаточны для принятия решения, прокурор истребует от органа, осуществляющего ОРД, дополнительные материалы, касающиеся оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий. По требованию прокурора ему могут предоставляться также иные материалы, за исключением данных о лицах, внедренных в преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, об организации и тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Решение прокурора принимается в форме утверждения мотивированного постановления оперативно-розыскного органа на проведение оперативно- розыскных мероприятий. Постановление, заверенное печатью, выдается инициатору одновременно с возвращением представленных им материалов.

В случаях, которые не терпят отлагательства, на основании мотивированного постановления руководителей органа, осуществляющего ОРД, допускается проведение данного ОРМ с обязательным получением разрешения прокурора в течение 24 часов. По окончании оперативно-розыскного мероприятия оперативный орган обязан уведомить уполномоченного прокурора об этом.

Срок действия оперативно-розыскного мероприятия указывается в постановлении о проведении ОРД. При необходимости продления срока действия постановления прокурор выносит решение на основании вновь представленных материалов.

Таким образом, мы видим, что законодатель Монголии предусмотрел условия, которые ограничивают осуществление оперативно-розыскной деятельности и гарантируют законность при ее осуществлении, и считает прокурорский надзор одной из гарантий возможности использования материалов ОРД в уголовном процессе. Именно эти условия вытекают из требований закона.

По действующему законодательству Монголии органы дознания и следствия имеют право использовать результаты ОРД в уголовном судопроизводстве наравне с другими доказательствами при условии обеспечения контроля прокурора за законностью ОРМ, в ходе которых они получены.

1 См.: Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Монголии / Под. ред. С. Жанцан, Г. Баягалан, Ж. Бямбаа. Улан-Батор, 2003.

2 Ст. 2 Закона Монголии «Об оперативно-розыскной деятельности Монголии». Улан-Батор, 1998.

3 См.. ч. 1 ст. 2 и п. 2 ч. 1 ст. 18 Закона Монголии «Об ОРД Монголии».

4 Конституционный Цэц - полномочный орган, осуществляющий высший контроль за соблюдением Конституции, выносящий заключение о нарушении ее положений, рассматривающий и разрешающий споры, т.е. конституционный контроль. Конституционный Цэц не входит в систему судов общей юрисдикции.

5 См. ч. 3 и ч. 6 ст. 23 Закона Монголии «Об ОРД Монголии».

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (38) 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.